LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 35
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

328
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

мощью условных мерок и др. Решение этих задач связывается
с формированием у детей представлений об образовании чи
сел первого десятка на наглядно практической основе.
Особенность программы – в более глубоком изучении
предметов и явлений окружающего мира: она готовит детей
к восприятию и элементарному пониманию диалектического
единства мира в его количественных и качественных взаи
мосвязях.
Программа строится на основе дидактических принципов,
среди которых ведущими являются:
• принцип психологической комфортности (создание осо
бой предметно развивающей среды, обеспечивающей эмоци
онально комфортные условия образовательного процесса);
• принцип деятельности (каждое новое знание вводится
не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «от
крытия» ребенком особенностей и свойств изучаемых пред
метов и явлений);
• принцип целостного представления об окружающем
мире (каждое новое представление формируется во взаимо
связи с другими предметами и явлениями окружающего
мира);
• принцип творчества (ориентирует педагога на приоб
ретение каждым ребенком опыта творческой деятельности);
• принцип вариативности (предоставляет ребенку право
собственного выбора действия);
• принцип непрерывности обеспечивает преемственные
связи на уровне содержания, методологии и методики обу
чения математики на всех ступенях образования. При этом
дошкольная пропедевтика является базой для каждого сле
дующего этапа обучения, как в детском саду, так и полно
ценного включения детей в учебную деятельность в первом
классе.
Успех дошкольного обучения зависит от эмоционального
благополучия ребенка, отсутствия у него страха перед воз
можной неудачей. Поэтому необходимым условием органи

329
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

зации занятий с детьми этого возраста является создание
атмосферы доброжелательности и личностно ориентирован
ного подхода к каждому ребенку.
Программа имеет концентрическую структуру; содержит
вариант примерного распределения учебного материала во
времени.
Методические рекомендации учитывают специфику дош
кольной дидактики и максимально насыщены системой иг
ровых приемов и упражнений. Занятия, по сути, являются
системой дидактических игр, в процессе которых дети ис
следуют проблемные ситуации, выявляют существенные при
знаки и отношения, делают открытия. В процессе занятий
дети свободно перемещаются по групповой комнате, работа
ют с картинками, игрушками, мячами, кубиками
LEGO…Система занятий является естественным продолже
нием игровой деятельности детей, благодаря чему решение
поставленных задач осуществляется без перегрузки и напря
жения.
Исследование математических проблем может проводить
ся не только на специальных занятиях по математике, но и
на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно
временные отношения и сравнение величин можно связать с
материалом по изучению окружающего мира. На занятиях
по декоративному рисованию можно ввести понятие ритма в
узоре, поиск закономерности и ее нарушения, продолжение
узора и составление его из геометрических фигур и т. п.
Практически все знания, умения и навыки, полученные на
занятиях, можно закреплять во время прогулок в естествен
ной, непринужденной форме, работая с детьми индивиду
ально.
Программа обеспечена пособиями:
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практичес
кий курс математики для дошкольников 3–4 лет. Методи
ческие рекомендации – М.: БАЛАСС, 2001.
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Учебное пособие «Иг
ралочка». Ч. 1–2. – М.: БАЛАСС, 2001.

330
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два –
ступенька… Ч. 1–2. Учебное пособие по математике для
дошкольников 5–6 лет. — М.: БАЛАСС, 2001.
Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два – сту
пенька…. Методические рекомендации – М.: БАЛАСС, 2001.

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ
В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(М.: АСТ ПРЕСС, 2002)

Автор: Н. А. Малышева
Программа ориентирует педагога на развитие художе
ственно творческих способностей детей в едином процессе
ознакомления с элементами художественной культуры и эс
тетическими ценностями своего народа. Представляет еди
ную систему непрерывного художественного воспитания и
образования детей в возрасте от 2 до 10 лет. Преемствен
ность между дошкольным и начальными звеньями образова
ния понимается как двусторонний процесс, при котором на
дошкольной ступени образования формируются фундамен
тальные качества личности ребенка, необходимые для успеш
ного обучения в школе.
Программа соответствует общеразвивающим системам
интегрированного типа. Художественный труд детей рассмат
ривается в ней как важнейшее средство воспитания, разви
тия интеллекта и духовно нравственной сферы личности.
Обучение основывается на разработанных в отечественной
педагогике и практике концепциях эстетического воспита
ния, в соответствии с которыми формирование художествен
ного образа находится в неразрывном единстве с развитием
представлений о родной природе, труде, быте, национально
художественных традициях народа.
На дошкольном этапе обучения значительное внимание
уделяется развитию:
• наглядно образного, пространственного, композицион
ного, колористического мышления;

331
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

• творческого воображения и творческих способностей,
самостоятельности;
• мелкой моторики рук.
Главная задача педагога детского сада, по мнению авто
ра, состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка художествен
ной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнооб
разных поделок, которые затем могут использоваться как на
занятиях, так и в творческих играх, оформлении театрализо
ванных представлений, помещений дошкольного учреждения,
дома и др.
Программа строится по возрастному принципу, внутри
каждой группы детского сада – по видам художественной
деятельности. В качестве основных способов освоения дей
ствительности используются изобразительный, декоративный
и конструктивный (изображение, конструирование, украше
ние), а в качестве основных видов художественной деятельно
сти – рисование, лепка, аппликация, мозаика, конструирова
ние и моделирование (из бумаги, строительного, природного
материалов, готовых форм и др.), плетение, вышивание, ра
бота с текстильными материалами и др. Многие занятия про
водятся по методу интегрирования, что способствует решению
комплекса дидактических, методических и воспитательных
задач. Художественный труд широко интегрируется с заняти
ями по ознакомлению детей с изобразительным искусством,
природой, по развитию речи, а также с игровой, театрализо
ванной и другими видами деятельности.
Основу содержания программы «Художественный труд» в
детском саду составляет ознакомление детей с различными
материалами и их свойствами (глина, пластилин, бумага,
нитки, веревки, фольга и др.), а также с доступными видами
их художественной обработки; знакомство с техниками вы
полнения заданий, в процессе которых дети приобретают
определенные знания, творческие умения, практические на
выки, формируется эстетическое видение окружающего мира.
В соответствии с педагогическими задачами дети творчески
воспроизводят образцы, создают собственные поделки,
обыгрывают их, переживая радость созидания.

332
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Содержание программы для каждой возрастной группы
детского сада разделено по видам используемых материалов,
выстроено в определенной последовательности с нарастанием
сложности выполнения технологического процесса в соответ
ствии с возрастными особенностями и по мере развития мо
торных умений у детей, а также степенью сложности обработ
ки материалов. В программе содержатся общие указания по
методике организации работы с детьми и классификация ос
новных видов занятий по художественному труду.
Показателями эффективной реализации содержания дош
кольной составляющей программы являются высокий уро
вень общего развития ребенка, эстетическое восприятие про
изведений искусства, положительное отношение к окружаю
щему миру, стремление к самостоятельной творческой дея
тельности, овладение простейшими ручными операциями.
Этот базис создает необходимые условия и предпосылки для
дальнейшего развития творческого потенциала ребенка на
более старших ступенях образования, а также для ознаком
ления с основами художественных ремесел и элементами
дизайна в начальной и средней школе.
Программа обеспечивается учебно методическими посо
биями, публикация которых поэтапно осуществляется изда
тельством «АСТ ПРЕСС».
В 2001 г. выпущено первое учебно методическое пособие
данной серии «Сказочные поделки для малышей» (авт. Н.А.
Малышева). Готовятся к выпуску следующие два пособия
автора «Волшебные поделки для малышей» (4–5 лет) и «Чу
десные поделки для детей» (5–6 лет).

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
(М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002)

Авторский коллектив под руководством
доктора педагогических наук Р. С. Буре
Программа посвящена одной из наиболее актуальных
проблем современной дошкольной педагогики – нравствен
ному воспитанию ребенка в детском саду. На первый план
авторами выдвигается задача создания в группах детского сада

333
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

оптимальных условий для развития у детей гуманного отно
шения к окружающему миру, активного проявления добро
желательности, отзывчивости, сочувствия, формирования
навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.
В основе концепции программы лежит научное положе
ние А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравствен
ном воспитании детей. Отмечается, что нередко ребенок дош
кольного возраста игнорирует требования педагога не потому,
что не хочет или не знает, как их выполнять, а потому, что не
ориентируется на состояние окружающих людей, не учитыва
ет их интересов и желаний. Напротив, установление в группе
определенных жестких правил поведения и формальное вы
полнение их ребенком являются лишь внешним организую
щим фактором его поведения, и не означают понимания дош
кольником их нравственной ценности. Только постепенное
осознание ребенком личной значимости поступков способству
ет воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия
к сверстникам, испытывающим эмоциональный дискомфорт,
а также умению действовать в интересах других, воздержи
ваться от эгоистических проявлений.
В программе определены главные условия, обеспечиваю
щие эффективность работы по воспитанию у детей гуман
ных чувств и отношений:
• особая роль педагога как организатора жизни детей в
группе детского сада;
• уважительное общение педагога с ребенком;
• удовлетворение потребности каждого ребенка в обще
нии с воспитателем;
• организация совместной содержательной деятельности
детей, направленной на достижение общего результата;
• создание в группе обстановки эмоционального комфор
та для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равно
го положения каждого ребенка в группе сверстников.
Программа имеет возрастной принцип построения, содер
жит целостную систему формирования гуманных чувств у
детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика
работы последовательно представлены, начиная со второй

334
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

младшей группы, с поэтапным их усложнением в соответствии
с развитием практического опыта общения детей при учете
обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.
Во второй младшей группе основным содержательным
компонентом воспитания является формирование у ребенка
отзывчивости на конкретную ситуацию эмоционального не
благополучия сверстника, а в методических рекомендациях
раскрыты методы и приемы, позволяющие педагогу в нагляд
ной форме демонстрировать поступки, отражающие отзыв
чивое отношение детей к нему.
В средней группе ведущей задачей становится развитие
обобщенных представлений о проявлении сочувствия к свер
стнику, способности проникать в его эмоциональное состоя
ние, что побуждает к взаимному адекватному поведению. Ме
тодические приемы направлены на формирование у ребенка
умения проявлять гуманное отношение к сверстнику в соот
ветствии со складывающейся ситуацией, а также на осозна
ние моральных норм, понимание их справедливости и лич
ной значимости.
В старших группах детского сада (старшая и подготови
тельная) центральной задачей становится формирование доб
рожелательного отношения к сверстникам в условиях совме
стной деятельности детей, наиболее существенной стороной
которой является общественная устремленность. Методичес
кие приемы раскрывают, как обеспечить каждому ребенку
возможность реализовать свои желания и интересы, как спо
собствовать формированию у детей дружеских отношений, а
также социально общественных качеств, основанных на ува
жении друг к другу.
Программа обеспечена методическими рекомендациями.
Целесообразно также использовать следующие пособия:
Буре Р. С. и Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М.,
Ювента, 2001.
Буре Р. С. Этические беседы с детьми дошкольного воз
раста. Серия картин с методическими указаниями. Готовится
к выпуску издательством «Детство Пресс». СПб. (2002).

335

<< Пред. стр.

страница 35
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign