LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 34
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


развитии личности ребенка дошкольного возраста, в програм
ме отводится особое место. Игра пронизывает все структур
ные компоненты программы и ее содержание в целом.
Раздел «Социальное развитие» содержит перечень после
довательно усложняющихся задач и условий работы по фор
мированию у ребенка навыков общения со взрослыми и
сверстниками, а также предусматривается формирование у
ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рас
сматриваются разнообразные виды детской деятельности как
важные условия возникновения социальных эмоций и моти
вов, способствующих налаживанию межличностных отноше
ний.
В разделе «Познавательное развитие» выделены задачи,
содержание и условия педагогической работы по расшире
нию и обогащению ориентировок ребенка в окружающем
мире, развитию умственных способностей, способов и средств
познавательной деятельности и др.
Содержание раздела «Эстетическое развитие» рассматри
вается в единстве формирования у ребенка эстетического
отношения к миру и его художественного развития средства
ми народного, классического и современного искусства. В
основе этого развития лежит формирование художественных
способностей через детское творчество, интеграцию различ
ных видов детской художественной деятельности.
В разделе «Физическое развитие» определены задачи,
содержание и условия педагогической работы, решение ко
торых содействуют укреплению здоровья детей, формирова
нию правильной осанки, совершенствованию функциональ
ных возможностей детского организма, жизненно важных
двигательных навыков, физических качеств.
В программе выделены новые, самостоятельные разделы
«Здоровье», «Речь и речевое развитие», «Мир, в котором мы
живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и другие,
которые ее существенно дополняют и обогащают.
Так, в разделе «Здоровье» отражены современные пред
ставления о здоровье ребенка дошкольника, содержатся при

319
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

мерные режимы дня в детском саду и рекомендации по его
организации.
В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основно
го средства развития общения рассматривается диалог, под
черкивается особая роль словотворчества и игр ребенка со
звуками и рифмами.
Цель раздела «Мир, в котором мы живем» – формирова
ние у ребенка чувства принадлежности к определенной куль
туре, культурам других народов, сопричастности событиям,
происходящим в стране, городе, поселке.
Задачи приобщения детей к трудовой деятельности пред
ставлены в таких разделах программы, как «Мир, в котором
мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др.
В программе «Истоки» выделено базовое и вариативное
содержание образования.
В базовую часть, наряду с задачами по каждому направ
лению развития ребенка, включены:
• характеристика возрастных возможностей детей;
• общие показатели развития;
• базисные характеристики личности;
• рекомендации по организации жизни детей в дошколь
ном учреждении, созданию предметно развивающей среды,
сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в
ДОУ.
Вариативные подходы к реализации программы раскры
ты в разделе «Содержание и условия педагогической рабо
ты». Они предусматривают возможность корректировки со
держания педагогического процесса с учетом конкретных
условий работы детского сада.
В приложении к программе даны факультативные разде
лы: «Обучение второму языку», «Компьютер в дошкольном
учреждении», «Живой мир природы в городе и ребенок»,
которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направ
лениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся
образцы планирования образовательной работы, предлагают
ся основные показатели развития выпускника детского сада.

320
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Программа обеспечена методическими и учебными посо
биями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л. Н. Пав
лова), развитию речи и речевого общения (авт. А. Г. Аруша
нова), обучению русскому языку не русскоязычных детей
(Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина), творческому конструиро
ванию (авт. Л. А. Парамонова), физическому (М. А. Рунова),
эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова,
Л. В. Пантелеева), экологическому (Н. А. Рыжова), взаимо
действию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.
Список опубликованных и готовящихся к изданию посо
бий приведен в конце программы. Вместе с тем педагоги по
своему усмотрению с учетом собственного профессиональ
ного опыта и возможностей, ориентируясь на цели и задан
ные в программе параметры развития ребенка, могут в про
цессе ее реализации творчески использовать другие учебно
методические пособия.

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ РАЗВИТИЯ»
(СПБ.: ЛГОУ, 2002)
Автор: Д. И. Воробьева,
кандидат педагогических наук

Основная идея программы* – всестороннее, гармоничес
кое развитие ребенка 2–7 лет; сохранение и укрепление
физического и психического здоровья; равноценное разви
тие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно воле
вой сфер личности ребенка дошкольного возраста; создание
необходимых условий для всемерного раскрытия творческо
го потенциала ребенка и педагога.
Построена на традиционной отечественной культуре и
достижениях методической системы российского дошколь
ного образования; на принципе интеграции различных по
содержанию видов творческой деятельности детей (игровой,
познавательной, речевой, конструирования, природоведчес
кой, математической и др.). При этом в качестве основной

* Воробьева Д. И. Методические рекомендации к программе Гармония раз
вития. СПб.: ЛГОУ, 2002.

321
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

деятельности выступает изобразительная и разные виды ис
кусства, что позволяет принципиально по новому организо
вать художественно творческую деятельность самого ребенка
и весь педагогический процесс в целом.
Программа определяет ряд педагогических условий, кото
рые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взросло
го освоить определенные материальные и духовные ценности,
познать окружающий мир и себя в нем; развивает умение
строить взаимоотношения с живым и неживым миром.
Структура программы предусматривает работу по двум
взаимосвязанным направлениям: накопление социального
опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услы
шать, обыграть) и реализацию этого опыта в условиях само
стоятельной творческой деятельности ребенка (сделать, со
здать). Передача социального опыта (знаний, умений и на
выков) осуществляется на занятиях и в свободной деятель
ности. Обучение на занятиях проводится с небольшими по
количественному составу подгруппами детей (5–8 человек) с
определением обязательного минимума программного мате
риала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его
возрастных и индивидуальных возможностей.
Ориентированная прежде всего на творчество ребенка,
программа «Гармония развития» в то же время, обращена к
педагогу и не только дает ему широкие возможности для
создания благоприятных педагогических условий, обеспечи
вающих развитие личности дошкольника, но и перестраива
ет мышление педагога, позволяет ему реализовать идею
субъектной позиции ребенка в познавательно творческой
деятельности. Педагогу предоставлена возможность активно
включаться в педагогический поиск, осваивать новые спосо
бы действий, решать нестандартные педагогические ситуа
ции, творчески варьируя и прогнозируя результат. Педагог
имеет право самостоятельно конструировать на предложен
ной основе иное вариативное содержание и развивающую
среду, максимально приспосабливая их к конкретным усло
виям детского сада, группы и задачам воспитания и разви

322
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

тия ребенка. Программа выводит педагога на путь самообра
зования, открывает возможности решения организационно
методических проблем, повышающих качество его профес
сиональной деятельности.
В помощь педагогам, работающим по программе, изда
ются пособия:
1. Воробьева Д. И. Методические рекомендации к про
грамме Гармония развития. СПб.: ЛГОУ, 2002.
2. Кантан В. В. Раннее физическое развитие ребенка (ме
тодическое руководство для воспитателей и родителей). СПб.,
2001.
3. Космовская М. В. Музыка. Курск: КГПУ, 2001.
4. Буренина А. М. Ритмическая мозаика. СПб.: ЛОИРО,
2000.
5. Белошистая А. В. Занятия по формированию элемен
тарных математических представлений и конструированию с
детьми. В 3 х частях. М.: ГИЦ «Владос», 2002 2003.
6. Жукова О. Г. Творческое конструирование. СПб.: Дет
ство Пресс, 2002.
«Гармония развития» является программой открытого
типа, а это значит, что наряду с предлагаемым перечнем
литературы не исключается возможность использования вос
питателем других методических пособий и дидактических
материалов.

«ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»
(М.: ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР «СФЕРА», 2002)

Автор: О. С. Ушакова,
доктор педагогических наук
Программа является результатом многолетних научных
исследований, проведенных лабораторией развития речи
Института дошкольного образования и семейного воспита
ния РАО. Она раскрывает основные цели, задачи и содержа
ние обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи
лет, содействует формированию необходимого уровня рече

323
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

вых умений и способностей; направлена на активизацию
эмоционально образной сферы мышления, воспитание ин
тереса к родному слову, развитие чувства языка.
Концепция программы базируется на научном положе
нии Ф. А. Сохина о необходимости элементарного осозна
ния ребенком явлений родного языка и речи, лингвистичес
кого развития в дошкольном детстве. Поэтому важной отли
чительной особенностью программы является ее нацелен
ность на работу по осмыслению ребенком основных законо
мерностей языка.
В соответствии с базовыми положениями программы речь
ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений,
восприятия речи взрослых и собственной речевой активности.
Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре
развития различных линий психического развития – мышле
ния, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку
и развитие речи даются в программе не только в сфере овла
дения языковыми навыками – фонетическими, грамматичес
кими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте
развития общения детей друг с другом и со взрослыми.
Необходимым компонентом программы является речевое
воспитание, которое предполагает формирование культуры
речевого общения и овладение основными коммуникатив
ными способностями.
Система обучения дошкольников по программе включает
три основные направления:
• освоение разных структурных уровней системы языка:
фонетики, лексики и грамматики;
• освоение навыков овладения языком в его коммуника
тивной функции (развитие связной речи, речевого общения);
• развитие способности к элементарному осознанию язы
ковых и речевых явлений.
Реализация этих направлений предполагает организацию
образовательного процесса в форме сотрудничества и твор
ческого общения воспитателя с детьми.


324
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Наряду с этими общими принципами программа проник
нута идеей преемственности и интегрирования различных
речевых задач. Преемственность реализуется в ней на основе
концентрического расположения учебного материала от одной
возрастной группы детского сада к другой. Решение главных
речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формиро
вание грамматического строя языка, словарная работа, разви
тие связной речи) осуществляется путем увеличения объемов
программного материала внутри каждой задачи, а также уг
лубления и расширения умений детей в области использова
ния родного языка. Варьируется и сочетаемость упражнений,
их смысл и связь. Вместе с тем на каждом этапе обучения (от
группы к группе) сохраняется единое программное ядро. Так,
в развитии связной речи – это связывание предложений в
высказывания; в словарной работе – формирование смысло
вой стороны слова, в грамматике – формирование языковых
обобщений и т. д. Поэтому особое значение в организации
обучения приобретает правильное определение педагогом ве
дущих содержательных линий каждой речевой задачи на каж
дом возрастном этапе образования ребенка.
Программа предполагает, что работа с детьми должна
осуществляться в разных видах деятельности: на занятиях по
ознакомлению детей с художественной литературой, с явле
ниями окружающей действительности, по подготовке к обу
чению грамоте, а также на всех остальных занятиях, в игро
вой и художественной деятельности, в повседневной жизни
(в детском саду и в семье). Однако, по мнению автора, толь
ко специально организованное обучение на занятиях по род
ному языку может дать устойчивый развивающий эффект.
Большинство занятий построено по тематическому прин
ципу – времена года, мир природы, животных и растений,
явления общественной жизни, отношения между взрослыми
и детьми и др. Система обучения предусматривает, что со
многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по
расширению представлений об окружающей жизни, приро
де, ознакомлению с художественной литературой, а затем на

325
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

специальных занятиях по развитию речи, закрепляют полу
ченные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя
отдельные лексические и грамматические упражнения, и
составляя связные монологические высказывания разных
типов (описание, повествование, рассуждение). Такая пос
ледовательность делает процесс обучения интересным и ес
тественным для ребенка.
Овладение родным языком и развитие языковых способ
ностей рассматривается в программе как стержень полноцен
ного формирования личности дошкольника, который помога
ет решать задачи эстетического и нравственного воспитания.
Эстетическое воспитание осуществляется на речевых за
нятиях в процессе ознакомления детей с фольклором и про
изведениями литературной классики, которые оказывают
существенное влияние на воспитание любви к языку, его
богатству и красоте, воспитывают бережное отношение к
культурным ценностям родного языка.
Исходя из общих целей, программа, как уже указывалось,
способствует решению целого комплекса задач нравственно
го воспитания ребенка. Ознакомление с рекомендованными
произведениями художественной литературы, пересказ, со
ставление коллективных рассказов воспитывают уважитель
ное отношение к взрослым и сверстникам, умение договари
ваться между собой, уступать товарищу, не перебивая выслу
шивать его и др.
Воспитательное воздействие оказывают не только содержа
ние бесед, проводимых в ходе занятий, и литературные произ
ведения, которые учат честности, доброте, благородным поступ
кам, но и рекомендованные автором к использованию другие
дидактические средства (иллюстрации, игры, игрушки и т. п.).
Программа содержит показатели итогового уровня разви
тия речи, который могут достигнуть дети в результате обуче
ния по данной системе. Она предъявляет также достаточно
высокие требования и к воспитателю, который должен твор
чески подходить к своей работе и обладать широким круго
зором и высоким уровнем педагогической культуры.

326
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Реализация программы предполагает использование це
лого ряда учебных и методических пособий:
— Ушакова О. С., Струнина Е. М, Максаков А. И. и др.
Занятия по развитию речи. М.: Совершенство, 2001.
— Ушакова О. С. и др. Придумай слово. Речевые игры и
упражнения для дошкольников. М. ИПТ, 2001.
— Ушакова О. С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников
с художественной литературой. М.: ТЦ Сфера, 2002.
— Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дош
кольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ
«Сфера», 2001, 2002.
— Ушакова О. С. Рассказы про зверят. Набор сюжетных
картин по развитию связной речи. М.: Карапуз, 2001.
Готовится к выпуску пособие Ушаковой О. С. и Струни
ной Е. М. Методика развития речи детей дошкольного воз
раста. М.: Владос, 2002.

ПРОГРАММА
МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2000…»
(М.: БАЛАСС, 2002)
Автор: Л. Г. Петерсон,
доктор педагогических наук
Программа математического развития детей дошкольного
возраста, разработанная в рамках педагогической системы
«Школа 2000…» (под рук. проф. Г. В. Дорофеева), представ
ляет собой первую ступень непрерывного курса математики
0–9, обеспечивающую содержательную преемственность в
обучении на всех его этапах (дошкольное, начальное общее,
среднее (полное) общее образование).
На дошкольной ступени образования программа «Школа
2000...»определяет содержание работы детского сада по фор
мированию у детей первоначальных математических представ
лений в каждой возрастной группе, начиная со второй млад
шей. Главная цель – создание интересной и содержательной
с позиций общих представлений об окружающем мире сис

327
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

темы знаний, направленных на всестороннее развитие ре
бенка, его интеллектуальных способностей и позитивных
качеств личности.
Концептуально программа опирается на многолетние ис
следования ученых и опыт педагогов практиков, свидетель
ствующие о том, что наибольшие трудности в школе испы
тывает тот ребенок, который не готов к новой социальной
роли ученика и не достиг соответствующего уровня развития
психических процессов, у кого не сформированы такие лич
ностные качества, как умение слушать и слышать, работать
в коллективе и самостоятельно, стремление узнавать новое и
др. Поэтому основными задачами программы на дошколь
ной ступени образования являются:
• целенаправленное формирование интересов и мотива
ции учения;
• развитие сенсорных и интеллектуальных процессов,
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравне
ние, классификация, аналогия, обобщение);
• развитие вариативного мышления, творческих способ
ностей, инициативы, фантазии;
• развитие речи, умение аргументировать свои высказы
вания;
• формирование умения целенаправленно владеть своим
поведением, устанавливать правильные отношения со свер
стниками и взрослыми;
• формирование потребности и способности планировать
свои действия, осуществлять решение в соответствии с задан
ными правилами, проверять результат своих действий и т. д.
Эти задачи решаются поэтапно в процессе ознакомления
детей с разными областями математической действительнос
ти: дети сравнивают отдельные предметы и группы предме
тов, знакомятся со способами установления порядка между
предметами в группе и соответствия между предметами в раз
личных группах, моделируют процесс соединения частей в
целое и выделение части целого, сравнивают величины с по

<< Пред. стр.

страница 34
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign