LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 33
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

общеобразовательных школах – 4,0 тыс. групп (55,4%), детей
в них – 44,3 тыс. (48,9%);
учреждениях дополнительного образования – 0,7 тыс. групп
(9,7%);
детей в них. – 10,8 тыс. (11,9%);
других учреждениях – 0,1 тыс. групп (1,3%), 1,2 тыс. де
тей (1,3%).
За три последних года значительно выросла сеть ГКП в
дошкольных образовательных учреждениях – на 216,4% к уров
ню 1999 года, контингент детей в них – на 193,9%; в учреж
дениях дополнительного образования на – 158%, контингент
детей – на 174,5%.
В образовательных учреждениях для детей дошкольного и
младшего школьного возраста количество ГКП увеличилось
на 118,1%, контингент детей – на 198,4%, в общеобразова
тельных школах – соответственно на 158% и 174,5%; в дру
гих учреждениях – на 98% и 82,8%.
В экспериментальной работе выявлен самый разнообраз
ный режим работы ГКП.
По количеству дней функционирования группы кратковре
менного пребывания детей распределились следующим образом:
с одним днем пребывания детей в неделю – 1,3 тыс. групп
в них 16,3тыс. детей;
с двумя днями – 0,9 тыс. групп, 10,2 тыс. детей;
с тремя днями – 1,9 тыс. групп, 27,5 тыс. детей;
с четырьмя днями – 0,3 тыс. групп, 2,8 тыс. детей;
с пятью днями – 2,4 тыс. групп, 27,0 тыс. детей;
групп выходного дня – 0,4 тыс., 6,9 тыс. детей.
По времени пребывания детей в группах в течение дня:
до 3 часов – 3,1 тыс. детей, 36,2 тыс. детей;
3 3,5 часа – 3,1 тыс. групп, 39,0 тыс. детей;
4 часа – 0,8 тыс. групп, 11,7 тыс. детей;
другое количество часов – 0,2 тыс. групп, 2,9 тыс. детей.
По сменности режима пребывания (в день):
одна смена – 5,9 тыс. групп, 72,8 тыс. детей;
две смены – 1,2 тыс. групп, 17,5 тыс. детей;
три смены – 0,1 тыс. групп, 0,4 тыс. детей.

309
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Разнообразен и профиль ГКП, обеспечивающих целост
ность дошкольного образования. Функционируют группы:
общеразвивающего назначения – 1,8 тыс., 26,9 тыс. детей;
для детей с ограниченными возможностями – 0,2 тыс.,
1,8 тыс. детей;
для подготовки детей к школе – 4,4 тыс., 53,2 тыс. детей;
адаптационные группы – 0,4 тыс., 4,8 тыс. детей;
другие профили – 0,4 тыс., 4 тыс. детей.
Наибольшими темпами развивается сеть ГКП в Централь
ном федеральном округе – 21,8% от общего количества, в
Приволжском федеральном округе – 27,2%, Сибирском фе
деральном округе – 27,0%.
Трехлетняя экспериментальная работа в регионах России
позволяет сделать вывод о том, что развитие новых форм
дошкольного образования зависит от таких важных направле
ний работы как организационное, экономическое, кадровое,
программно методическое, нормативно правовое обеспечение.
Информируем вас о главных выводах, сделанных в ходе
эксперимента по указанным направлениям.
В организационном обеспечении эксперимента определи
лись две характерные тенденции:
повышенный спрос на организацию групп для детей ран
него возраста (до 3 лет). Как правило, в группе кратковре
менного пребывания ребенок «проходит» адаптационный
период вместе с одним из родителей и затем легче входит в
жизнь традиционного детского сада с 10–12 часовым пребы
ванием. В ходе эксперимента выявились и определенные
сложности в организации групп кратковременного пребыва
ния для детей раннего (преддошкольного) возраста: за пос
ледние годы система дошкольного образования утратила не
только особую своеобразную предметно развивающую среду
для таких детей, но и специалистов, опыт работы, техноло
гии. Сегодня практически во всех регионах России ведется
целенаправленная работа по воссозданию групп для детей
раннего возраста, в том числе на основе их кратковременно
го пребывания в ДОУ;

310
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

стремление участников эксперимента к поиску новых орга
низационных способов привлечения родителей к сотрудниче
ству с детским садом. Специалисты дошкольного образования
хорошо понимают, что контингент детей, посещающих детс
кий сад, может быть значительно расширен благодаря хорошо
поставленной информации семьи, населения о пользе дош
кольного образования. Однако основная трудность заключа
ется в том, что педагоги в ряде случаев не могут преодолеть
стереотипы своего профессионального общения, и рекламные
ролики, обращения к населению, интервью часто изобилуют
профессиональными терминами, непонятными потребителю.
Необходимо отметить аспекты организационного обеспе
чения, относительно которых в начале эксперимента ожида
лись серьезные осложнения. Это проблемы взаимодействия
с другими ведомствами, например с санитарно эпидемиоло
гической службой. Эксперимент показал, что опасения тако
го рода оказались напрасными. Практики на местах успешно
решают вопросы приема детей в группы кратковременного
пребывания при предъявлении родителями медицинской кар
ты и справки участкового врача в установленном порядке, в
результате трудностей с СЭС не возникает.
В экспериментальных и других регионах России в насто
ящее время существует достаточно разнообразная палитра
групп кратковременного пребывания детей в ДОУ:
1. Адаптационные группы кратковременного пребывания
детей раннего (ясельного) возраста, которые затем будут
посещать детский сад. Опыт экспериментальных детских
садов свидетельствует, что после посещения адаптационных
групп более 85% детей переходит в постоянно действующие
группы.
2. Семейные группы кратковременного пребывания (для
детей 1–3 лет и их родителей) в специально организованных
семейных комнатах.
3. Кратковременное пребывание детей дошкольного воз
раста в обычной группе детского сада (например, только на
время занятий или прогулки).

311
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

4. Кратковременное пребывание детей дошкольного воз
раста в специально выделенном групповом помещении (как
правило, это «пустующие» группы в детских садах; дети мо
гут приходить в них в сменном режиме с 8 до 10; с 11 до
13.30; с 15 до 17; с 17 до 19 и т. д.
5. Группы кратковременного пребывания по обслужива
нию детей 2 7 лет разными специалистами дошкольного
образования и медицинским персоналом ДОУ в специально
оборудованных комнатах, кабинетах.
6. Коррекционные группы кратковременного пребывания
для детей с проблемами в состоянии здоровья.
7. Патронажные услуги для детей инвалидов, которые
оказываются им как на дому, так и в условиях ДОУ (возмо
жен и вариант сочетания: часть услуг на дому, часть — в
детском саду).
8. Группы кратковременного пребывания детей 5–7 лет
него возраста по подготовке их к школе (чаще всего органи
зуются в вечернее время, после работы родителей).
9. Включение «приходящих» детей в состав недоукомплек
тованных групп (дети могут принимать участие в занятиях либо
прогулке, играх, а перед обедом их забирают домой).
Приведенная классификация групп далеко не исчерпы
вается, и постоянно уточняется и расширяется, но даже эти
отработанные в ходе эксперимента модели позволяют доста
точно полно обеспечивать запросы родителей, максимально
использовать кадровый потенциал и «свободные» помеще
ния детских садов.
В экономическом обеспечении самая сложная проблема –
определение источников финансирования для организации
и функционирования групп кратковременного пребывания.
В ходе эксперимента было определено и отработано не
сколько источников (вариантов) финансирования.
Бюджетное финансирование. Органы управления образо
ванием полностью берут на себя финансовое обеспечение и
выделяют соответствующие средства на содержание детей.
Привлечение средств родителей (почасовая или месячная

312
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

оплата родителей определяется договором). При этом суще
ствует практика оказания дополнительных услуг: например,
три дня в неделю ребенок посещает группу кратковременно
го пребывания, а два дня – обеспечивается привлекательны
ми дополнительными образовательными услугами, за кото
рые родители платят. Именно этот вариант не исключает
пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания
на бесплатной основе.
Экономия денежных средств из фонда заработной платы
дошкольного образовательного учреждения. В ходе эксперимен
та были определены различные варианты перехода коллекти
вов экспериментальных детских садов на гибкий график ра
боты и почасовую оплату труда. В этом случае становится
возможным выделение из штатного расписания дополнитель
ных ставок для работы педагогов в таких группах. Однако,
выбирая один из вариантов, руководителю учреждения необ
ходимо глубоко продумать распределение обязанностей пер
сонала и возможность подключения к отдельным режимным
моментам воспитателей специалистов, старшего воспитателя,
медицинских и других работников детского сада. В экспери
менте тщательно апробируются такие варианты экономии
денежных средств из фонда заработной платы, которые не
отражаются отрицательно на качестве образовательного про
цесса всего дошкольного образовательного учреждения.
В ходе экспериментальной работы составлены примерные
варианты графиков работы воспитателей в группах кратков
ременного пребывания, которые отрабатывались в ДОУ, об
суждались на всероссийских совещаниях по развитию новых
форм дошкольного образования и публиковались в сборни
ках из опыта работы.
В практике работы дошкольных образовательных учреж
дений экспериментальных регионов сложился и четвертый
вариант финансирования групп кратковременного пребыва
ния детей, который представляет собой комбинацию трех
предыдущих.
Новые формы работы ДОУ требуют и новых подходов к
подготовке и расстановке кадров. В детских садах стали по

313
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

являться воспитатели, выполняющие роль социального пе
дагога, и специалисты консультативно диагностических
служб. Дошкольные работники все больше приобретают но
вый опыт взаимодействия с населением, поликлиниками,
социальными службами, женскими консультациями, средства
ми массовой информации.
Вместе с тем у педагогов ДОУ, работающих в группах
кратковременного пребывания, возникают трудности в отборе
содержания, образовательных технологий. Часто педагоги ДОУ
пытаются «вместить» традиционный набор образовательных и
медицинских услуг в новый режим пребывания ребенка.
Для решения кадровой проблемы необходимо в специ
альных учебных заведениях предусмотреть подготовку спе
циалистов, ориентированных на работу не только в традици
онных группах ДОУ, но и в группах с режимом кратковре
менного пребывания воспитанников в детском саду.
В программно методическом обеспечении наибольшие труд
ности педагогов состоят в том, чтобы выделить в программ
ном содержании главное, сохранив целостность педагогичес
кого процесса, обеспечить требования государственного стан
дарта образования, определить приоритеты в выборе видов
деятельности. В ходе эксперимента были определены такие
приоритетные направления для работы с детьми в условиях
их кратковременного пребывания в ДОУ:
общение (со сверстниками и взрослыми – педагогами,
родителями);
игровая и художественно творческая деятельность;
двигательная активность детей;
воспитание как приоритетное направление дошкольного
образования.
Программой эксперимента не была предусмотрена разра
ботка специальных программ для работы с детьми в группах
кратковременного пребывания, однако эксперимент показал,
что делать это необходимо. Стало очевидно, что при суще
ствующем разнообразии программ и сокращенном времени
пребывания детей в детском саду отбор такого содержания

314
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

является особой научной задачей, с которой педагоги ДОУ
не могут справиться самостоятельно. Управление дошколь
ного образования организовало ряд таких разработок в рам
ках программы «Научное, научно методическое, материаль
но техническое и информационное обеспечение системы
образования». Кроме того, для обеспечения целостности пе
дагогического процесса необходимо также научиться профес
сионально выстраивать работу с родителями. В ходе экспе
римента выявлено, что там, где содержание педагогического
процесса последовательно разворачивается и в детском саду,
и в условиях семьи, целостность образовательной програм
мы не страдает. В связи с этим в ходе экспериментальной
работы сделан важный вывод о том, что специальные обра
зовательные программы для групп кратковременного пребы
вания обязательно должны содержать особый раздел, пре
дусматривающий тесное сотрудничество с семьей.
В нормативно правовом обеспечении необходимо отметить,
что нормативно правовая основа для развития вариативных
форм дошкольного образования разработана и содержится в
действующих законодательных и нормативных актах. В экс
периментальных регионах на этой основе успешно разраба
тываются и принимаются приказы, положения, договоры и
другие документы для организации и функционирования
групп кратковременного пребывания.
***
Материалы, разработанные и апробированные в ходе эк
сперимента предполагается опубликовать в ряде журналов
(«Вестник образования», «Дошкольное воспитание», «Обруч»,
«Дошкольник. Младший школьник»).
Материалы будут содержать: извлечения из Закона Рос
сийской Федерации «Об образовании» и Типового положе
ния о дошкольном образовательном учреждении, а также ряд
документов по оказанию дополнительных образовательных
услуг в системе образования.
Следующую часть материалов составляют рекомендации

315
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

по организационному и программно методическому обеспе
чению новых форм дошкольного образования на основе
кратковременного пребывания детей в ДОУ. Учитывая недо
статочность разработок по воспитанию и развитию детей
раннего возраста, в этот блок включены методические реко
мендации для воспитателей по данной проблеме. Кроме того,
для обеспечения непрерывности и преемственности двух сту
пеней образования (дошкольного и начального общего) здесь
помещены программно методические материалы для работы
с детьми старшего дошкольного возраста.
Для успешной реализации целостного подхода к воспи
танию, обучению и развитию ребенка дошкольного возраста
в условиях его кратковременного пребывания в ДОУ необхо
димо тесное взаимодействие с семьей. Именно поэтому ма
териалы, разработанные в ходе эксперимента, содержат ре
комендации в адрес и родителей, и педагогов ДОУ.
Опыт по разработке нормативно правовой базы для групп
кратковременного пребывания детей освещается на примере
г. Дубны Московской области (договор о сотрудничестве и
совместной деятельности, Положения о группах кратковре
менного пребывания для детей с ограниченными возможно
стями, о группах выходного дня, для детей с нарушением
речи). Представлены сметы расходов на содержание групп
кратковременного пребывания детей, должностные инструк
ции воспитателей, организация учебно воспитательного про
цесса в группах кратковременного пребывания разной на
правленности.
Завершаются материалы приложениями для возможного
практического использования (примерный план занятий,
коммуникативный тренинг).
Надеемся, что предложенный материал будет востребо
ван практиками и найдет свое дальнейшее развитие в реше
нии главной задачи – повышении общедоступности дошколь
ного образования.



316
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

О НОВЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
ПО ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. № 03–51–142ин/23–03
Министерство образования Российской Федерации ин
формирует о новых наиболее актуальных программах по дош
кольному образованию, получивших гриф Минобразования
России в 2001 году. Отдельные программы (по художествен
ному труду, математическому развитию детей) представляют
собой пропедевтические блоки непрерывных курсов образо
вания, которые содействуют эффективному решению пробле
мы преемственности между дошкольным и начальным об
щим образованием. Содержание этих программ обеспечива
ет целостное развитие личности ребенка дошкольного возра
ста по основным направлениям.
Министерство образования Российской Федерации про
сит довести содержание настоящего письма до всех педаго
гических работников дошкольных образовательных учрежде
ний, методических служб, специалистов органов управления
образованием, системы повышения квалификации, а также
экспертных комиссий по аттестации детских садов.
Первый заместитель министра В. А. БОЛОТОВ

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»
(М.: КАРАПУЗ, 2001)

Авторский коллектив: научные сотрудники центра «Дошкольное
детство» им. А. В. Запорожца под руководством доктора педагогичес
ких наук Л. А. Парамоновой
В данной программе целостно определены содержание и
характер современного педагогического процесса, направлен
ного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дош
кольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший
принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и
ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педаго
га с родителями. Являясь образовательной программой ново

317
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

го поколения, «Истоки» отражает непреходящее значение дош
кольного детства, как исключительно важного, базового пе
риода для последующего развития человека.
Основная цель программы – формирование разносторон
не развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее
универсальных, в том числе творческих, способностей до
уровня, соответствующего возрастным возможностям ребен
ка; обеспечение для каждого ребенка равного старта разви
тия; сохранение и укрепление здоровья.
Основу программы составляют концепция психологичес
кого возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою
структуру и динамику, а также научное положение А. В. За
порожца об амплификации (обогащении) детского развития,
взаимосвязи всех его сторон.
В соответствии с этим подходом в программе выделены
следующие возрастные этапы: раннее детство – младенчество
(до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет);
дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех
до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрас
тная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как
наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспек
тиву развития каждого ребенка. Периодизация не предусмат
ривает обязательного объединения детей в разновозрастные
группы. С учетом специфических условий работы можно ком
плектовать группы дошкольного образовательного учреждения
детьми как одного, так и разных календарных возрастов в
рамках единого психологического возраста.
Программа строится в соответствии с дидактическими
принципами воспитания, обучения и развития детей дош
кольного возраста. Для каждого возрастного этапа в програм
ме выделены четыре ведущие линии развития: социальное,
познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются
особенности развития этих линий в младенческом, раннем,
младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерар
хия основных видов деятельности (общение, предметная де
ятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в

318
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

<< Пред. стр.

страница 33
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign