LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогическо
го образования и хода ее модернизации.
2. Совершенствование содержания и форм подготовки
педагогов:
2.1. Приведение квалификационных требований к пе
дагогическим работникам в соответствие с задачами мо
дернизации образования.
2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с
учетом обновления содержания и технологий общего обра
зования, в первую очередь по физической культуре, дисцип
линам социально гуманитарного блока, иностранному языку.
2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учи
телей начальных классов с учетом вариативных программ
и введения раннего изучения иностранного языка, инфор
мационных и коммуникационных технологий.
2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров для обес
печения профильного обучения в старшей школе.
2.5. Обучение педагогов использованию информацион
ных и коммуникационных технологий в образовательном
процессе.
2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагоги
ческой деятельности в полиэтнической и поликультурной
среде.
2.7. Разработка и апробация в образовательных учреж
дениях современных моделей практической подготовки сту
дентов.
2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов
к реализации задач воспитания в образовательных учреж
дениях всех видов и типов.
2.9. Разработка подходов к теоретической и практичес
кой подготовке педагогических кадров для работы в мало

299
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

комплектной сельской школе в условиях обновления струк
туры и содержания общего образования.
2.10. Разработка содержания дополнительного профес
сионального образования (стажировка, профессиональная
переподготовка, повышение квалификации), обеспечива
ющего включение действующих педагогических кадров в
решение задач модернизации общего образования.
2.11. Разработка и реализация эффективных форм до
полнительного профессионального образования, в том
числе на основе интерактивных методов и обучения с
применением дистанционных образовательных технологий.
2.12. Разработка и апробация современного содержания
и новых форм повышения квалификации работников педа
гогических образовательных учреждений среднего, высшего
и дополнительного профессионального образования в целях
подготовки к решению задач модернизации образования.
3. Научное и учебно методическое обеспечение обновле
ния педагогического образования:
3.1. Обновление государственных образовательных стан
дартов высшего и среднего профессионального педагоги
ческого образования с целью обеспечения преемственнос
ти уровней и ступеней образования и усиления его прак
тической направленности.
3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и
специальностей высшего профессионального образования,
Классификатора специальностей среднего профессиональ
ного образования в части педагогического образования с
учетом перспективных потребностей системы образования,
общества и государства.
3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подго
товки, магистерских программ и дополнительных професси
ональных, образовательных программ педагогического про
филя, направленных на подготовку кадров для опережающе
го решения актуальных задач модернизации образования.
3.4. Разработка согласованных требований к содержа
нию и качеству психолого педагогической и предметной

300
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педа
гогического образования.
3.5. Проведение исследований для определения приори
тетных научных направлений в педагогике, психологии и
методиках преподавания предметов в целях координации
научной работы и повышения эффективности использова
ния научного потенциала системы педагогического обра
зования.
3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию
перспективных фундаментальных и прикладных научных
исследований, развитию сложившихся научных школ и
приоритетных научных направлений в системе педагоги
ческого образования.
3.7. Разработка и апробация новых методик практичес
кой подготовки педагогов по вопросам профилактики бес
призорности, безнадзорности, социального сиротства, а так
же психолого педагогической поддержки личности и семьи.
3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов,
формирование их способности к исследовательской деятель
ности в психолого педагогической и предметной сфере.
3.9. Подготовка педагогов к использованию новых
средств измерения качества обучения.
3.10. Разработка нового поколения учебников по пси
холого педагогической и предметной подготовке для сис
темы педагогического образования.
3.11. Создание федеральных комплектов учебно мето
дической литературы, в том числе на электронных носи
телях, для педагогических направлений и специальностей.
3.12. Создание комплекта программ и учебно методи
ческих пособий для подготовки педагогов к решению за
дач воспитания.
3.13. Разработка учебно методических комплектов для
системы дополнительного профессионального образования,
направленных на решение задач модернизации общего об
разования.


301
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 19 марта 2003 г. № 03–51–50ин/23–03
Завершился Всероссийский эксперимент по организации
новых форм дошкольного образования на основе кратковре
менного пребывания воспитанников в детском саду, кото
рый проводился в 1999–2002 годах.
В экспериментальных регионах были разработаны доку
менты и материалы по организационному, экономическому
и нормативно правовому обеспечению групп кратковремен
ного пребывания детей в дошкольных образовательных уч
реждениях.
Направляю информацию об итогах экспериментальной
работы и одновременно сообщаю, что материалы, разрабо
танные и апробированные в ходе эксперимента, будут пуб
ликоваться в журналах «Вестник образования», «Дошкольное
воспитание», «Обруч», «Дошкольник. Младший школьник».

Первый заместитель министра В. А. БОЛОТОВ

Завершился Всероссийский эксперимент по организации
новых форм дошкольного образования на основе кратковре
менного (неполного) пребывания воспитанников в детском саду.
Проводился эксперимент в течение трех лет (с 1999 по
2002 год) в 20 субъектах Российской Федерации.
Решение о его проведении было продиктовано сложив
шимися в системе дошкольного образования негативными
тенденциями. Предшествующее десятилетие прошлого века
характеризовалось сокращением сети дошкольных образова
тельных учреждений (с 1990 года она сократилась на 40%),
стремительным повышением родительской платы за содер
жание детей в дошкольных образовательных учреждениях
(далее – ДОУ); оттоком детей из детских садов, а следова
тельно, снижением охвата детей дошкольным образованием
(к 1995 году около 50% детей не пользовались услугами ДОУ).
Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав

302
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

граждан на обеспечение доступности образовательных услуг
для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям
при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.
В этих условиях одним из направлений решения пробле
мы может стать развитие вариативных, менее затратных форм
работы с дошкольниками на основе их кратковременного,
неполного пребывания в ДОУ. Предполагается, что кратков
ременный, но систематический режим пребывания ребенка
в детском саду позволит сэкономить бюджетные средства,
снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги
ДОУ более доступными для населения.
Именно к таким выводам пришли участники Всероссий
ского координационного совещания, которое состоялось в
ноябре 1999 г. в г. Москве.
На этом совещании была обсуждена и утверждена про
грамма, а также определены цели и задачи эксперименталь
ной работы.
Цели эксперимента:
• сохранение сети дошкольных образовательных учреж
дений в условиях социально экономического кризиса;
• обеспечение наиболее полного охвата детей дошколь
ным образованием;
• объединение усилий детского сада и семьи в укрепле
нии здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного
возраста;
• создание условий для построения преемственности
дошкольного и начального общего образования.
Задачи эксперимента:
создание экспериментальных площадок на базе дошколь
ных образовательных учреждений;
разработка и апробация программно методического, нор
мативно правового и финансового обеспечения новых моде
лей дошкольных образовательных учреждений;
разработка и введение в действие федеральных организа
ционно правовых документов как основы функционирования
разнообразных форм дошкольного образования.


303
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

На первом этапе эксперимента были определены регио
ны для создания экспериментальных площадок. Это те реги
оны (Ленинградская, Самарская, Смоленская, Свердловская,
Пензенская, Нижегородская, Челябинская, Новгородская,
Ростовская области; Ставропольский край и др.), в которых
для выхода из сложившейся ситуации осуществлялся поиск
внутренних резервов, рациональное использование имеющих
ся средств; определялись пути, позволяющие снизить расхо
ды на содержание детей, и др. Первый опыт этих регионов
показал, что большая часть таких расходов приходится на
услуги, не связанные непосредственно с образованием (зат
раты на питание, заработную плату, персоналу, обеспечиваю
щему уход и присмотр за детьми во время их 10–12 часового
пребывания в детском саду).
Кроме того, педагогами из экспериментальных регионов
было отмечено, что при более коротком периоде пребывания
ребенка в детском саду целенаправленная профессиональная
работа педагогов позволяет решить целый круг задач, свя
занных с укреплением здоровья, познавательным, эмоцио
нально личностным, художественно эстетическим развитием
детей, т. е. при кратковременном пребывании детей в детс
ком саду, в процессе общения, занятий, игр со сверстника
ми, закладывается базис личностной культуры ребенка, не
обходимой для успешного вхождения его в последующую
ступень образования.
В течение всего периода экспериментальной работы со
вместные слаженные действия специалистов федерального и
регионального уровней позволили создать, а в ряде случаев
и детально апробировать ряд практико ориентированных
документов и материалов по организации новых форм дош
кольного образования.
Кроме того, в регионах постоянно проводились семина
ры практикумы, мониторинги, маркетинговые исследования
семей, не пользующихся услугами ДОУ, выявлялись причи
ны непосещения детьми детских садов, определялись катего
рии семей, требующих индивидуального подхода, такие, как

304
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

неблагополучные, неполные, многодетные, молодые, семьи
беженцев.
С целью привлечения внимания родителей и обществен
ности к дошкольному образованию в экспериментальных
регионах проводились конкурсы рекламных проектов, сви
детельствующие о целесообразности «прохождения» каждым
ребенком периода дошкольного детства в детском саду, кол
лективе сверстников.
Каждый год эксперимента завершался Всероссийским
совещанием. (Их проведено четыре: первое координацион
ное, как уже отмечалось, в ноябре 1999 года; второе – в
ноябре 2000 года, третье и четвертое соответственно в но
ябре 2001 и 2002 года).
Важно отметить, что приглашения для участия в совеща
ниях рассылались во все органы управления образованием
субъектов Российской Федерации, а не только в экспери
ментальные регионы, и поэтому в эксперимент постоянно
вовлекались новые участники. На совещаниях подводились
итоги текущего года экспериментальной работы и намеча
лись задачи и пути их решения на следующий год.
Многие участники совещания подчеркивали, что вариа
тивные формы воспитания и обучения детей ни в коей мере
не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся.
Для значительной части родителей необходим 10–12 часо
вой и круглосуточный режим работы ДОУ.
Кроме того, на совещании достаточно широко обсуждался
вопрос о том, что в условиях кратковременного пребывания
ребенка в ДОУ должно обеспечиваться его развитие по всем
основным направлениям (познавательное, физическое, художе
ственно эстетическое, эмоционально личностное) в соответ
ствии с требованиями государственного образовательного стан
дарта дошкольного образования. Подчеркивалось, что именно
в этом состоит основное отличие содержания работы в груп
пах кратковременного пребывания от платных образователь
ных услуг, которые предполагают воспитание и обучение де
тей по одному–двум направлениям развития ребенка.

305
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

В рамках Всероссийского совещания по развитию новых
форм дошкольного образования постоянно организовывались
выставки проектов победителей региональных конкурсов. Эти
проекты были направлены на популяризацию и рекламу
новых моделей дошкольного образования.
Важно отметить, что все материалы докладов и сообще
ний, прозвучавших на совещаниях, становились основой
сборников по теме: «Развитие новых форм российского дош
кольного образования в современных социально экономичес
ких условиях.
Первые два сборника были изданы ротапринтным спосо
бом и раздавались участникам совещаний, третий и четвер
тый выпуски изданы издательством «Школьная пресса».
В январе 2002 г. состоялось важное событие для ступени
дошкольного образования – выездное заседание коллегии
Минобразования России, на котором всесторонне обсуждал
ся вопрос «О ходе Всероссийского эксперимента по органи
зации новых форм дошкольного образования на основе
кратковременного пребывания воспитанников в детском
саду». Заседание коллегии проводилось в г. Великом Новго
роде, на котором присутствовали и принимали самое актив
ное участие губернатор области М. М. Прусак и руководи
тель комитета образования
Новгородской области В. Н. Аверкин Вел заседание колле
гии первый заместитель министра образования В. А. Болотов.
Участникам коллегии была предоставлена возможность по
знакомиться с интересным опытом новгородцев по этой теме.
Коллегией отмечены актуальные направления работы ДОУ
с семьей, а также интересные приемы работы с детьми в
условиях неполного пребывания в детском саду. Кроме того,
положительно оценена целенаправленная работа органов
управления образованием ряда регионов России, в том чис
ле Новгородской области, по созданию условий для разви
тия вариативных моделей дошкольного образования.
Одним из пунктов решения коллегии предусмотрена под
готовка для специалистов системы дошкольного образования

306
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

пакета документов и материалов, содержащих опыт регио
нов и практические рекомендации по организационному,
программно методическому и нормативно правовому обеспе
чению новых форм дошкольного образования на основе
кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в
ДОУ. Необходимо отметить, что данные материалы создава
лись не только в процессе собственно экспериментальной
работы, но и разрабатывались в рамках научных программ
по заказу Минобразования России.
Эксперимент показал реальную возможность:
успешного сотрудничества детского сада с разными ка
тегориями семей по воспитанию и обучению детей дошколь
ного возраста в условиях их кратковременного пребывания в
детском саду; осознания родителями важности дошкольного
периода детства как базовой ступени развития личности ре
бенка;
проведения профилактической работы с семьями «соци
ального риска», направленной на предупреждение безнадзор
ности и беспризорности;
использования внутренних резервов ДОУ, позволяющих
снизить расходы на содержание детей в них (в ряде регио
нов подтвердилось главное предположение: группы кратков
ременного пребывания могут быть доступными даже при
самых неблагоприятных экономических условиях);
повышения охвата детей дошкольным образованием (в
экспериментальных регионах он повышается ежегодно от 3
до 5%; сокращается количество неукомплектованных мест в
ДОУ – на 3–4 единицы ежегодно; 85% детей от одного года
до трех лет переводится в группы детского сада с полным
режимом пребывания;
решения комплекса задач за неполный период пребыва
ния ребенка в ДОУ.
В приведенной ниже таблице ярко прослеживается тен
денция снижения охвата детей общественным дошкольным
образованием до 1997 года, а затем, с 1999 года, постоянное
его увеличение.

307
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Охват детей общественным дошкольным образованием, %
(данные Госкомстата России)

1990 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
год год год год год год год год год

Россия 66,4 57,4 55,5 54,9 53,8 53,9 54,8 54,9 57,2

Город 70,5 — 62,4 62,5 62,8 62,4 63,5 63,6 65,7

Село 56,1 — 39,3 38,1 37,0 35,0 35,3 35,7 37,9


Примечание. В 1990 году охват детей общим дошкольным образованием
исчислялся с учетом возраста от 0 до 7 лет; с 1994 года с принятием постанов
ления Правительства Российской Федерации об отпуске по уходу за ребенком
до 1,5 лет – от 1 года до 6 лет.

О результативности экспериментальной работы свиде
тельствуют также оперативные сведения, поступившие в Ми
нистерство образования России из органов управления обра
зованием субъектов Российской Федерации.
Согласно оперативным данным на начало 2002 года в 63
регионах России функционировали 7,2 тыс. групп кратков
ременного пребывания (далее – ГКП), в которых воспиты
вались 90,7 тыс. детей. С 1999 года сеть ГКП увеличилась на
4,1 тыс. (на 134,5%), контингент детей – на 53,5 тыс.
(143,9%).
ГКП открываются не только в ДОУ, но и в образователь
ных учреждениях других типов.
Открыты ГКП в образовательных учреждениях разных
типов:
дошкольных образовательных учреждениях – 2,3 тыс. групп
(32,3% от общего их количества), в них 32,8 тыс. детей
36,2%);
образовательных учреждениях для детей дошкольного и
младшего
школьного возраста – 0,1 тыс. групп (1,3 %), детей в них –
1,6 тыс. (1,7%);

308
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

<< Пред. стр.

страница 32
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign