LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Во внеучебное время в помещении поддерживается темпера
тура не ниже 15 °С.
Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного
отопления, в рабочее время не должна превышать 40 °С.
В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воз
душного отопления не допускается.
Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусмат
ривать для следующих помещений (групп помещений): классных
комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопле
ния), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой,
медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для
обработки и хранения уборочного инвентаря.
Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теп
лоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни.
Использование асбестоцементных воздухопроводов не допус
кается.
2.5.3. Печное отопление допускается только в одноэтажных
малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек).
Топка устраивается в коридоре.
Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загряз
нения воздуха помещений окисью углерода печные трубы
закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее,
чем за два часа до прихода обучающихся.
2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях
должна быть не менее 1/5о площади пола. Фрамуги и форточки
должны функционировать в любое время года.
2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен,
а рекреационные — во время уроков.

21
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

До начала занятий и после их окончания необходимо осущест
влять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность
сквозного проветривания определяется погодными условиями со
гласно табл. 2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых
фрамугах и форточках.
Таблица 2
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
в зависимости от температуры наружного воздуха

Длительность проветривания помещения, мин
Наружная
температура, °C в большие перемены
в малые перемены
и между сменами
От 10 до 6 4–10 25–35

От 5 до 0 3–7 20–30

От 0 до 5 2–5 15–25

От 5 до 10 1–3 10–15

Ниже 10 1–1,5 5–10

2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических ус
ловий должна составлять:
• в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях
— 18–20 °С при их обычном остеклении и 19–21 °С — при
ленточном остеклении;
• в учебных мастерских — 15–17 °С;
• в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и му
зыки, клубной комнате — 18–20 °С;
• в кабинетах информатики — оптимальная 19–21 °С, допус
тимая 18–22 °С;
• в спортзале и комнатах для проведения секционных заня
тий — 15–17°С;
• в раздевалке спортивного зала — 19–23 °С;
• в кабинетах врачей — 21–23 °С;
• в рекреациях — 16–18 °С;

22
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

• в библиотеке — 17–21 °С;
• в вестибюле и гардеробе — 16–19 °С.
2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэри
руемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале от
крывать одно два окна с подветренной стороны при температуре
наружного воздуха выше 5 °С и слабом ветре. При более низкой
температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале
проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание —
во время перемен при отсутствии обучающихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15—14 °С
проветривание зала следует прекращать.
2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений от
носительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах
40–60 %.
2.5.9. В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских
оборудуется вытяжная вентиляция.
Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очи
щать от пыли.
2.5.10. В мастерских для трудового обучения, где работа на
станках и механизмах связана с выделением большого количе
ства тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиля
ция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 м3 в час на
1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям
санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспо
собления.
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны
иметь естественное освещение. Без естественного освещения
допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые,
уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персона
ла; кладовые и складские помещения (кроме помещений для
хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; ки
нофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные во
допровода и канализации; камеры вентиляционные и кондицио
нирования воздуха; узлы управления и другие помещения для


23
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

установки и управления инженерным и технологическим обору
дованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое
левостороннее освещение. При двустороннем освещении, кото
рое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м,
обязательно устройство правостороннего подсвета, высота кото
рого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует
допускать направление основного светового потока впереди и
сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных
залах также может применяться двустороннее боковое естествен
ное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечива
ются нормированные значения коэффициента естественной осве
щенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями,
предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном
освещении КЕО должен быть 1,5 % (на расстоянии 1 м от стены,
противоположной световым проемам).
Неравномерность естественного освещения помещений, пред
назначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на юж
ные, юго восточные и восточные стороны горизонта. На север
ные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабине
тов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация
кабинета информатики — на север, северо восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемы
ми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми
шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В
нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простен
ках между окнами. Для отделки учебных помещений использу
ются отделочные материалы и краски, создающие матовую по
верхность с коэффициентами отражения:
• для потолка — 0,7–0,8;
• для стен — 0,5–0,6;
• для пола — 0,3–0,5.

24
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Следует использовать следующие цвета красок:
• для стен учебных помещений — светлые тона желтого, беже
вого, розового, зеленого, голубого;
• для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального
дерева или светло зеленый;
• для классных досок — темно зеленый, темно коричневый;
• для дверей, оконных рам — белый.
Для максимального использования дневного света и равномер
ного освещения учебных помещений следует:
• сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от
здания;
• не закрашивать оконные стекла;
• не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в пе
реносных цветочницах высотой 65–70 см от пола или подвесных
кашпо в простенках окон;
• очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и
весной).
2.6.2. Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспе
чиваются нормируемые уровни освещенности и показатели каче
ства освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пуль
сации освещенности) в соответствии с гигиеническими требова
ниями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимуществен
но люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ,
ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при
этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы
освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцент
ные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов
ламп и светильников согласовывается с территориальными цен
трами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего
освещения. Светильники с люминесцентными лампами распола
гаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от
наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения

25
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

учебных помещений и учебно производственных мастерских сле
дует применять люминесцентные светильники следующих типов:
ЛС002 2?40, ЛП028 2?40, ЛП0022?40, ЛП034 4?36, ЦСП–5 2?40.
Могут использоваться и другие светильники по типу приведен
ных с аналогичными светотехническими характеристиками и
конструктивным исполнением.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя ус
тановленными параллельно ей зеркальными светильниками типа
ЛПО 30 40 122(125). Указанные светильники размещаются выше
верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м — в сторону класса перед
доской.
При проектировании системы искусственного освещения для
учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное вклю
чение линий светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни осве
щенности должны соответствовать следующим нормам: на рабо
чих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах
технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах ин
форматики на столах — 300–500 лк, в актовых и спортивных за
лах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.
При использовании ТСО и необходимости сочетать восприя
тие информации с экрана и ведение записи в тетради — осве
щенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа и кинопроекторов освещенность на
столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует
использовать либо только одно местное освещение, либо созда
вать систему «функционального» искусственного освещения с
«темным коридором» перед экраном. Необходимо проводить чи
стку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и
своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой
работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие
люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания об
щеобразовательного учреждения.
В целях предупреждения возникновения массовых неинфекци
онных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособлен
ных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается

26
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

(ст. 29, п. 1 Федерального закона «О санитарно эпидемиологичес
ком благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ)*.
Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следу
ет проводить в районах севернее 57,5° с. ш. и в районах с загряз
ненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать об
лучательные установки длительного действия или кратковремен
ного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению
профилактического ультрафиолетового облучения людей с при
менением источников ультрафиолетового излучения.
2.7. Требования к водоснабжению и канализации
2.7.1. Здания общеобразовательных учреждений должны обо
рудоваться системами хозяйственно питьевого, противопожарно
го и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в
соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и
застройке городских и сельских поселений.
2.7.2. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается
централизованное водоснабжение и канализация.
В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водо
провода, водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов
в каждом конкретном случае согласуется с территориальными цен
трами госсанэпиднадзора.
2.7.3. Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доб
рокачественной питьевой водой в соответствии с гигиенически
ми требованиями к качеству воды централизованных систем пить
евого водоснабжения.
2.7.4. Использование в общеобразовательных учреждениях
фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с терри
ториальными центрами госсанэпиднадзора.
2.7.5. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются
производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные,
кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета.
Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики,
химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения

* Опубликован в «Российской газете», 6 апреля 1999 г., № 64–65 (2173–2174).


27
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
2.7.6. В неканализованных районах общеобразовательные уч
реждения оборудуются внутренней канализацией при условии уст
ройства местных очистных сооружений.
2.7.7. В неканализованных районах допускается оборудование
малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений,
вместимостью до 50 мест, люфтклозетами или выгребами (с
организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду
из под умывальников и после уборки помещений.
2.8. Требования к помещениям и оборудованию
общеобразовательных учреждений,
размещенных в приспособленном здании
2.8.1. При размещении общеобразовательного учреждения в
приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор
помещений: учебные классы, помещения для занятий по физ
воспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для
медицинского обеспечения, административно хозяйственные
помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помеще
ний определяются в каждом конкретном случае, исходя из на
правления общеобразовательного учреждения, числа и возраста
обучающихся, количества классов, в соответствии с требования
ми настоящих санитарных правил и по согласованию с террито
риальными центрами госсанэпиднадзора.
2.8.2. Сдача в аренду помещений общеобразовательных учрежде
ний другим организациям, индивидуальным предпринимателям осу
ществляется при наличии санитарно эпидемиологического заклю
чения о безопасности их деятельности для здоровья обучающихся.
2.8.3. Помещения столовой или буфета размещаются на 1 эта
же и имеют отдельный выход.
В малочисленных учреждениях (с числом обучающихся мень
ше 100) при отсутствии пищеблока допускается организация пи
тания детей в специально отведенном помещении по согласова
нию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
2.8.4. Спортивный или физкультурный зал размещается на
первом этаже и удален от учебных помещений, учительской и

28
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

кабинета врача. При спортивном зале устраиваются раздеваль
ные и душевые для мальчиков и девочек, оборудованные ве
шалками для одежды.
При отсутствии возможности оборудовать собственный физ
культурный зал допускается использовать спортивные сооруже
ния, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения,
при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к
спортивным залам.
2.8.5. Медицинский пункт располагается на первом этаже и
включает кабинет врача и процедурную.
2.8.6. Стены учебных помещений должны быть гладкими, до
пускающими их уборку влажным способом.
2.8.7. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие доща
тое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться
керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не исполь
зуются цементные, мраморные или другие аналогичные мате
риалы.
2.8.8. При выборе полимерных материалов для отделки полов
и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимер
ных материалов и изделий, разрешенных к применению в стро
ительстве.
2.9. Требования к режиму образовательного процесса
2.9.1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О сани
тарно эпидемиологическом благополучии населения» программы,
методики и режимы воспитания и обучения в части гигиеничес
ких требований допускаются к использованию при наличии са
нитарно эпидемиологического заключения о соответствии их
санитарным правилам.
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий
должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
При 35 минутной продолжительности уроков во 2–4 классах
максимально допустимая недельная нагрузка при 6 дневной учеб
ной неделе составляет 27 ч, при 5 дневной учебной неделе — 25 ч.
2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в
5–11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и
определяется в соответствии с табл. 3.

29
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Таблица 3
Гигиенические требования к максимальным величинам
образовательной нагрузки

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
Классы
при 5 дневной неделе
при 6 дневной неделе

1 – 20

2–4 25 22

5 31 28

6 32 29

7 34 31

8–9 35 32

10–11 36 33


2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.
2.9.4. В 1 е классы принимаются дети 8 го или 7 го года жиз
ни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учрежде
ние детей 7 го года жизни осуществляется при достижении ими
к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Прием детей в 1 е классы осуществляется на основании заклю
чения психолого медико педагогической комиссии (консульта
ции) о готовности ребенка к обучению.
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года,
следует проводить в условиях детского сада или образовательного
учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по
организации обучения детей с шестилетнего возраста.
Обучение детей в 1 м классе следует проводить с соблюдени
ем следующих требований:
• учебные занятия проводятся только в первую смену;
• 5 дневная учебная неделя;
• организация облегченного учебного дня в середине учебной
недели;

30

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign