LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Цель Семинара — определение путей дальнейшего совер
шенствования воспитательной работы в начальной школе.
Место проведения Семинара выбрано не случайно. В Ря
занской области проводится серьезная многоплановая работа по
воспитанию в начальной школе, в осуществлении которой при
нимают участие администрация, родители, представители об
щественности.
В программу Семинара были включены сообщения о реали
зации Минобразованием России Программы развития воспита
ния в системе образования России, о современном нормативно

245
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

правовом и научно методическом обеспечении воспитательного
процесса в начальной школе. Участникам семинара был пред
ставлен опыт работы по воспитанию при изучении отдельных
предметов начальной школы, по организации психолого педаго
гической поддержки, взаимодействия школы и семьи.
Авторами учебных программ и учебников для начальной
школы,участвующими в семинаре, были подняты проблемы
повышения воспитательного потенциала учебных предметов
начальной школы. Особоевнимание уделялось вопросам граж
данского, патриотического, нравственного, художественно эсте
тического воспитания младших школьников.
На Семинаре также были обсуждены проблемы подготовки
педагогических кадров к организации воспитательной деятель
ности в начальной школе.
Участникам Семинара была предоставлена возможность оз
накомиться с некоторыми аспектами управленческой деятель
ности по развитию воспитания в начальной школе Рязанской
области, многопланово представлен опыт организации воспи
тания в начальной школе г. Рязани и области. Было организо
вано посещение сельской и городских школ по теме Семинара.
В рамках Семинара на базе Рязанского областного Инсти
тута развития образования совместно с Рязанским государствен
ным педагогическим университетом им. С. А. Есенина осуще
ствлялась работа участников в проблемных группах: «Формиро
вание воспитательного пространства для развития личности
школьника», «Личностно ориентированный подход в воспита
нии в начальной школе», «Формы, методы, средства воспита
ния младших школьников», «Проблемы профессионального ста
новления педагога начальной школы».
В ходе работы Семинара участники обстоятельно и конст
руктивно обсудили такие проблемы, как восприятие ребенком,
родителями и самой школой перехода от дошкольного образо
вания к школе, негативное отношение части родителей к обра
зовательному процессу (вызванное отрицательным влиянием
обучения на здоровье ребенка, неудовлетворенностью семьи
качеством образования и воспитания). В процессе знакомства с
опытом работы школ особый акцент был сделан на взаимодей
ствии школы и родителей в учебно воспитательном процессе.

246
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Были обсуждены вопросы правовой и экономической компе
тентности семьи в сфере их прав и обязанностей; повышения
роли дополнительного образования в творческом развитии ре
бенка; использования современных технологий и традиционных
методик воспитания в начальной школе.
Участники отметили эффективность личностно ориентиро
ванного подхода в решении воспитательных задач в начальной
школе, который позволяет значительно расширить возможнос
ти развития ребенка сообразно его способностям, возможнос
тям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность
путем развития самостоятельности, способностей к самоорга
низации, самореализации; развивать интеллект детей и эмоци
ональное восприятие ими действительности; гармонично раз
вивать личность каждого учащегося начальной школы.
На Семинаре было отмечено, что успешность воспитания в
начальной школе обеспечивают:
— многомерность и полифункциональность воспитательно
го пространства в начальной школе;
— создание ситуации успеха для каждого школьника;
— активизация всех видов деятельности младшего школь
ника;
— профессиональное мастерство учителя;
— преемственность между дошкольным и начальным обра
зованием в использовании форм, методов и средств воспита
тельного воздействия на ребенка;
— создание и совершенствование деятельности детских об
щественных организаций в начальной школе;
— развитие системы дополнительного образования детей в
начальной школе;
— привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании де
тей;
— научно обоснованное управление развитием воспитания.
Участники Семинара отметили, что процесс полноценного
воспитания в начальной школе сдерживается, прежде всего,
отсутствием технологически проработанной системы организа
ции воспитательной деятельности в современных социально
экономических условиях. Также отрицательно влияют недоста
точная научно методическая подготовленность педагогов к реа
247
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

лизации личностно ориентированного подхода в воспитании;
большая наполняемость классов, особенно в городских школах;
перегруженность программ начальной школы; недостаточное
освещение лучшего опыта воспитания младших школьников в
педагогической печати; недооценка дополнительного образова
ния детей в начальной школе.
Участники Семинара рекомендовали Министерству образо
вания Российской Федерации:
— провести Всероссийскую научно практическую конферен
цию по проблемам личностно ориентированного подхода в вос
питании в начальной школе;
— подготовить и направить в школы примерное штатное
расписание, предусматривающее введение в начальное школе
должностей психолога и социального педагога;
— привести нормативные документы в сфере воспитания в
соответствие со ст. 43, 45, 47 Закона РФ «Об образовании»;
— разработать примерный договор, регулирующий отноше
ния родителей (лиц, их замещающих) обучающегося и общеоб
разовательного учреждения.
Участники Семинара обратили внимание региональных ор
ганов управления образованием на необходимость решения сле
дующих задач:
— совершенствование подготовки социальных педагогов и
психологов для работы в начальной школе;
— усиление взаимодействия городских и сельских школ ре
гиона для расширения воспитательного пространства младших
школьников;
— всемерное развитие системы дополнительного образова
ния детей в регионе;
— изучение, обобщение и распространение лучшего опыта
по организации воспитания в начальной школе, более широкое
его освещение в региональных СМИ;
— совершенствование подготовки, переподготовки и повы
шения квалификации кадров для осуществления ими воспита
тельной деятельности в начальной школе;

248
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

— повсеместное внедрение в школы системы родительского
всеобуча с учетом требований современной жизни;
— широкое взаимодействие всех социальных институтов вос
питания в целях совместного решения проблем воспитания,
адаптации, социализации, творческого развития младших школь
ников;
— привлечение попечительских советов образовательных уч
реждений к решению проблем воспитания в начальной школе.

Начальник И. о. руководителя
Управления воспитания и Департамента
дополнительного образования общего образования
детей и молодежи
С. В. ИВАНОВА
В. А. БЕРЕЗИНА


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ «ЛУЧШИЕ ШКОЛЫ РОССИИ»
Приказ Министерства образования Российской Федерации
от 13 октября 2003 г. № 3888
В целях выявления и изучения опыта работы педагогических
коллективов, добивающихся высоких результатов в обучении и
воспитании обучающихся, поддержки инновационных разработок
и технологий, способствующих развитию системы образования в
Российской Федерации п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о Всероссийском конкурсе «Лучшие школы
России» (приложение 1).
1.2. Состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Лучшие
школы России» (приложение 2).
2. Объявить Всероссийский конкурс «Лучшие школы России —
2004» (далее — конкурс).
3. Рекомендовать органам управления образованием субъек
тов Российской Федерации:
провести до 15 февраля 2004 года региональный этап кон
курса;

249
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

представить до 1 марта 2004 года в оргкомитет конкурса
материалы кандидатов на участие в финале конкурса.
4. Департаменту общего и дошкольного образования (А. В.
Баранникову):
организовать работу по проведению финала конкурса (заоч
ный тур — март 2004 года, очный тур — апрель 2004 года);
запланировать в заявке на централизованные мероприятия
Минобразования России на 2004 год расходы на проведение
конкурса.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
Министр В. М. ФИЛИППОВ

Приложение 1
к приказу Минобразования России
от 13.10.03 № 3888

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ
«ЛУЧШИЕ ШКОЛЫ РОССИИ»

Всероссийский конкурс «Лучшие школы России» (далее —
конкурс) проводится Министерством образования Российской
Федерации.
Конкурс направлен на развитие творческой деятельности пе
дагогических коллективов по обновлению содержания образова
ния, рост профессионального мастерства педагогических работни
ков, распространение опыта работы лучших общеобразовательных
учреждений России, поддержку инновационных разработок и тех
нологий, утверждение приоритетов образования в обществе.
Главные цели конкурса:
—выявление творчески работающих педагогических коллек
тивов общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
—распространение успешного опыта работы педагогических
коллективов;
—публичное признание вклада школы в развитие системы об
разования;

250
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

—привлечение внимания к школе общественности, родите
лей, представителей бизнес сообщества.
1. Участники конкурса
1.1. Принять участие в конкурсе могут любые общеобразователь
ные учреждения независимо от их организационно правовой формы.
1.2. Выдвижение кандидатов на участие в финале конкурса
производится органами управления образованием субъектов Рос
сийской Федерации.

2. Порядок и сроки проведения конкурса
2.1. Устанавливаются следующие этапы конкурса:
—муниципальный (на уровне общеобразовательных учреждений);
—региональный (на уровне субъектов Российской Федерации);
заключительный (финал).
2.2. Муниципальный этап конкурса проводится местными (му
ниципальными) органами управления образованием, региональный —
органами управления образованием субъектов Российской Федера
ции, финал — Министерством образования Российской Федерации.
2.3. Победители муниципального этапа конкурса участвуют в
региональном этапе конкурса.
На финал конкурса от каждого субъекта Российской Федера
ции выдвигаются не более трех общеобразовательных учреждений.
2.4. Сроки проведения муниципального и регионального эта
пов конкурса определяются соответствующими органами управле
ния образованием, финала конкурса — Министерством образова
ния Российской Федерации.
3. Оргкомитет конкурса
3.1. Для организации и проведения финала конкурса Мини
стерством образования Российской Федерации создается оргкоми
тет, который состоит из председателя, заместителей председателя,
секретаря и членов.
3.2. Оргкомитет:
— ежегодно обеспечивает публикацию в средствах массовой
информации сообщения об объявлении конкурса;

251
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

— принимает материалы кандидатов на участие в финале кон
курса;
— устанавливает количество и содержание номинаций;
— определяет требования к оформлению представляемых на
конкурс материалов;
— определяет порядок, форму, место и дату проведения фи
нала конкурса;
— привлекает спонсоров для проведения финала конкурса.
3.3. Состав оргкомитета утверждается Министерством образо
вания Российской Федерации и публикуется в печати.
3.4. Решение оргкомитета считается принятым, если за него
проголосовало более половины его списочного состава. Решения
оргкомитета оформляются протоколом, который подписывается
председателем, а в его отсутствие — заместителем председателя.
3.5. Выполнение организационной и технической работы по
объявлению конкурса, приему материалов и подготовке их для
рассмотрения оргкомитетом, а также решение других организаци
онных вопросов осуществляются Министерством образования Рос
сийской Федерации.
4. Содержание конкурса
4.1. Проведение конкурса на всех этапах предполагает анализ
и оценку:
— качества образовательного процесса;
— условий для профессионального роста учителя;
— достижений обучающихся и педагогического коллектива в
образовательном процессе;
— внедрения инновационных технологий, оказывающих эф
фективное влияние на воспитание, развитие, социальную адапта
цию обучающихся, защиту их прав и законных интересов;
— условий для организации образовательного процесса;
— роли общеобразовательного учреждения в профессиональ
ном сообществе на муниципальном или региональном уровнях.
5. Финал конкурса
5.1. Финал конкурса включает два тура: заочный и очный.
5.1.1. Заочный тур конкурса включает экспертизу материалов,
раскрывающих вклад педагогического коллектива в развитие об
разования.

252
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

5.1.2. На очном туре конкурса проводятся:
— мониторинг общеобразовательных учреждений;
— творческая самопрезентация общеобразовательного учреж
дения на Российском образовательном форуме «Школа» (далее —
форум);
— конференция (педагогическая ассамблея).
5.2. По результатам заочного тура экспертная комиссия опреде
ляет общеобразовательные учреждения для участия в очном туре,
по результатам очного тура — лауреатов конкурса.
5.3. Участники очного тура конкурса представляют материалы
в виде экспозиций на форуме.
6. Экспертная комиссия
6.1. Для проведения экспертизы материалов, представленных
на финал конкурса, и организации работы по выбору лауреатов
Министерством образования Российской Федерации создается эк
спертная комиссия, включающая секции по номинациям.
Состав экспертной комиссии утверждается Министерством
образования Российской Федерации.
6.2. Членами экспертной комиссии могут быть представители
Министерства образования Российской Федерации и других фе
деральных органов исполнительной власти, органов исполнитель
ной власти субъектов Российской Федерации, Российской акаде
мии образования, других научных учреждений, общественных орга
низаций, творческих союзов.
6.3. Решения экспертной комиссии принимаются тайным голо
сованием простым большинством голосов на ее заседании и офор
мляются протоколами, которые подписываются председателем, а в
его отсутствие — заместителем председателя.
7. Порядок представления материалов в оргкомитет
7.1. В оргкомитет представляются:
— представление органа управления образованием субъекта
Российской Федерации, в котором дается описание общественно
значимых дел общеобразовательного учреждения за прошедший
учебный год;

253
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

— паспорт общеобразовательного учреждения по форме, ут
верждаемой оргкомитетом;
— программа развития общеобразовательного учреждения;
— описание реализации программы развития общеобразова
тельного учреждения;
— видеоматериалы (презентационный видеоролик общеобра
зовательного учреждения);
— компьютерная презентация деятельности общеобразователь
ного учреждения;
— методические материалы, сценарии уроков, внеклассных ме
роприятий;
— подборка публикаций в средствах массовой информации о
деятельности общеобразовательного учреждения;
— творческие работы обучающихся;
— творческие работы педагогических работников;
— итоги единого государственного экзамена (представляются,
если общеобразовательное учреждение участвовало в эксперименте).
7.2. Все материалы представляются на русском языке. Допус
кается представление материалов на родном языке с приложени
ем перевода на русский язык. Материалы, представляемые на кон
курс, не возвращаются.
7.3. Материалы направляются в оргкомитет до 1 февраля теку
щего года.
7.4. Оргкомитет вправе использовать материалы, представлен
ные на конкурс, в некоммерческих целях с письменного согласия
участников конкурса (размещение в Интернете, публикация в пе
дагогических изданиях, т. д.).
8. Награждение лауреатов конкурса
8.1. Лауреатам конкурса вручается главный приз конкурса «Хру
стальный колокольчик», грант на развитие общеобразовательного
учреждения, почетные диплом и знак.
8.2. Оргкомитет организует вручение наград лауреатам конкур
са на форуме.
8.3. Все участники финала конкурса награждаются почетными
дипломами.


254
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Приложение 2
к приказу Минобразования России
от 13.10.03 № 3888
СОСТАВ ОРГКОМИТЕТА
ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЛУЧШИЕ ШКОЛЫ РОССИИ»

Филиппов Владимир Михайлович — министр образования Рос
сийской Федерации, пред
седатель
Болотов Виктор Александрович — первый заместитель мини
стра образования Российс
кой Федерации, заместитель
председателя
Чепурных Елена Евгеньевна — статс секретарь — замести
тель министра образования
Российской Федерации, за
меститель председателя
Варенников Анатолий Витальевич — руководитель Департамента
общего и дошкольного обра
зования Минобразования
России
Березина Валентина Александровна — начальник Управления воспи
тания и дополнительного
образования детей и молоде
жи Минобразования России
Данилина Татьяна Петровна — генеральный директор Рос

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign