LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 25
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

качестве задания предложить учащимся провести наблюдение во
время прогулки, подготовить фрагмент конструкторской работы, вы
полнить 1–2 задания из рабочей тетради, предусмотренной для са
мостоятельной работы ребенка, подобрать какую либо информацию
и пр. Основная цель домашней работы — использовать полученные
знания и умения информационной деятельности при выполнении
заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисун
ком, подготовка сообщения, поиск и подбор информации).
Для использования средств ИКТ в обучении информатике ре
комендуется заранее выбрать такую организацию обучения инфор
матике, которая наиболее подходит для образовательного учрежде
ния в соответствии с комплектацией школы средствами ИКТ.
Урок в классной комнате.
В ней целесообразно установить один компьютер с возможно
стью подключения к нему переносного мультимедийного проек
тора или телевизора.
Желательно оборудовать компьютерное рабочее место принте
ром, графическим планшетом, звуковыми колонками.
Использование на занятиях цифрового фотоаппарата, видео
камеры позволит расширить возможности использования нагляд
ности в обучении.
Создание компьютерных видеоколлекций детских работ, фраг
ментов занятий, школьной жизни, позволит создавать коллекции
по ознакомлению окружающему миру.
Урок в читальном зале библиотеки.
В нем можно организовать проектное обучение информатике
и занятия по обучению различным предметам с компьютерной
поддержкой, если снабдить читальный зал 3–5 компьютерами, в
том числе объединенными в локальную сеть школы.
Наличие телевизора с видеомагнитофоном, возможность под
ключения к телевизору компьютера или подключения к компью
теру мультимедийного проектора позволит организовать лектории,
обсуждение коллективных проектов учащихся, их индивидуальных
сообщений. При этом необходимо предусмотреть в помещении
наличие рабочих столов, позволяющих учащимся, не занятым в
данный момент работой за компьютером, выполнять бескомпью
терную часть задания, проводить групповое обсуждение учебных
проблем с учителем.

236
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

В читальном зале целесообразно предусмотреть размещение
школьной медиатеки, видеоматериалов, в том числе созданных
педагогическим коллективом школы.
Читальный зал библиотеки при таком оснащении становится
и методическим кабинетом для учителей, что позволяет организо
вать регулярные консультации по вопросам использования ИКТ в
обучении, применения медиатеки и видеотеки школы в учебном
процессе.
Желательно снабдить компьютеры, размещенные в читальном
зале школьной библиотеки, выходом в Интернет для ознакомле
ния с простейшими формами телекоммуникационной деятельно
сти — электронной почтой. В рамках проектных работ на уроке
возможно организовать переписку учащихся между городами,
выход на образовательные и познавательные сайты.
Урок в актовом зале школы.
При наличии актового зала в школе или видеозала целесооб
разно оборудовать его как компьютерный лекторий (компьютер,
звуковая система, переносной или стационарно установленный
мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон) для про
ведения учебных занятий: видео и компьютерных путешествий,
зрелищных мероприятий и занятий воспитательного характера.
Урок в компьютерном кабинете.
Для проведения уроков информатики и занятий по другим
предметам в компьютерном кабинете возможно привлекать допол
нительное оборудование:
— мультимедийный проектор;
— цветной струйный принтер;
— сканер;
— колонки компьютерные;
— графический планшет для рисования;
— цифровой фотоаппарат или видеокамера;
— музыкальная клавиатура с возможностью компьютерного
ввода и преобразования мелодий.
Желательно иметь инструменты для создания и редактирова
ния текстов:
— магнитные карточки, доски и другие системы набора;
— штампы, трафареты;
— ручки, фломастеры;

237
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

— текстовые компьютерные редакторы с программой проверки
правописания;
— клавиатурные тренажеры.
Обучение информатике в третьем классе подготовит учащихся
к самостоятельному использованию в учебной деятельности ин
формационных источников, в том числе ресурсов школьной биб
лиотеки и медиатеки, сформирует элементарные умения работы
на компьютере, подготовит к работе с информацией с использо
ванием средств коммуникаций, расширит круг понятий и круго
зор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и
проекты, которые учащиеся выполняют в третьем классе по курсу
информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности
с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его в четвер
том классе при выполнении подобных заданий по другим предме
там. Это способствует вхождению учащихся в информационное
образовательное пространство.
Руководитель Департамента А. В. БАРАННИКОВ
Приложение
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала по программе «Ин
форматика» авторов А. Л. Семенова и др. 3 класс
1 полугодие (17 часов)
Урок 1. Дерево. Следующие бусины. Листья. Предыдущие
бусины. Корневые бусины. Стр. 3–7.
Уроки 2–3. Уровни дерева. Стр. 8–13.
Урок 4. Таблицы для мешка. Стр. 14–17.
Урок 5. Проект «Одинаковые мешки».
Урок 6. Длина цепочки. Длина цепочек. Стр. 18–22.
Уроки 7–8. Робот. Команды для робота. Программа для робо
та. Стр. 23–29.
Уроки 9–10. Перед каждой бусиной, после каждой бусины.
Стр. 30–35.
Урок 11. Знаки препинания. Дефис и апостроф. Стр. 36–39.
Урок 12. Проект «Лексикографический порядок».
Урок 13. Задачи на лексикографический порядок. Стр. 40–
43.
Уроки 14–15. Склеивание цепочки цепочек. Стр. 44–51.

238
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Урок 16. Контрольная работа. Варианты 1, 2. Вкладыш.
Урок 17. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи.
Стр. 52–55.
2 полугодие (17 часов)
Уроки 18–19. Путь дерева. Стр. 3–8
Уроки 20–21. Все пути дерева. Стр. 9–14.
Урок 22. Проект «Генеалогическое дерево».
Урок 23. Задачи на генеалогические деревья. Стр. 15–18.
Уроки 24–25. Робот. Конструкция повторения. Стр. 19–26.
Уроки 26–27. Проект «Сортировка слиянием».
Урок 28. Цепочка мешков. Раскрытие цепочки мешков. Стр.
27–31.
Уроки 29–30. Дерево раскрытия цепочки мешков. Стр. 32–39.
Урок 31. Проект «Турниры и соревнования».
Урок 32. Индуктивное построение цепочек. Лингвистические
задачи. Стр. 40–44.
Урок 33. Контрольная работа. Варианты 1, 2. Вкладыш.
Урок 34. Выравнивание. Трудные задачи. Стр. 45–51.
Тематическое планирование учебного материала
по программе «Информатика в играх и задачах»
автора А. В. Горячева, 3 класс
№ Тема урока
1. Алгоритм. (Делай — раз, делай — два)
2. Схема алгоритма. (Стрелки вместо номеров)
3. Ветвление в алгоритме. (Стрелка «ДА» или стрелка «НЕТ»)
4. Цикл в алгоритме. (Повтори еще раз)
5. Алгоритмы с ветвлениями и циклами
6. Подготовка к контрольной работе
7. Контрольная работа № 1
8. Повторение
9. Повторение
10. Состав и действия объектов. (Из чего состоит? Что умеет?)
11. Группа объектов. Общее название. (Что такое? Кто такой?)
12. Общие свойства объектов группы. (Что у любого есть? Что
любой умеет?). Особенные свойства объектов группы. (Что еще
есть? Что еще умеют?)

239
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

13. Единичное имя объекта. (Имя для всех и имя для каждого)
14. Подготовка к контрольной работе
15. Контрольная работа № 2
16. Повторение
17. Повторение
18. Множество. Число элементов множества. (Остров для мно
жеств). Подмножество (На острове страна, в стране город)
19. Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение мно
жеств. (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств)
20. Пересечение и объединение множеств. (Слова «НЕ», «И»,
«ИЛИ» на карте множеств)
21. Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказы
ваний со словом «НЕ». («ДА» или «НЕТ»)
22. Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ»
23. Граф. Вершины и ребра. (Какие точки соединить?)
24. Граф с направленными ребрами. (Когда помогут стрелки?)
25. Подготовка к контрольной работе
26. Контрольная работа № 3
27. Повторение
28. Повторение
29. Аналогия. (На что похоже?)
30. Закономерность. (По какому правилу?)
31. Аналогичная закономерность. (Такое же или похожее правило)
32. Аналогичная закономерность
33. Подготовка к контрольной работе
34. Контрольная работа № 4
35. Выигрышная стратегия. (Кто выигрывает?)
36. Выигрышная стратегия.
При обучении информатике возможно использовать электрон
ную поддержку курса:
1. «Путешествие в информатику». Изд во «Баласс», 2003.
2. «КИД — Малыш». Изд во «Баласс», 2003.
3. «Роботландия». С системой заказов продукции «Роботлан
дия» можно ознакомиться на сайте по адресу:
http://come.to/robotland.




240
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

О ВВЕДЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ
И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 23 сентября 2003 г. № 03–93ин/13–03
Один из важнейших аспектов модернизации содержания ма
тематического образования состоит во включении в школьные
программы элементов статистики и теории вероятностей. Это
обусловлено ролью, которую играют вероятностно статистические
знания в общеобразовательной подготовке современного челове
ка. Без минимальной вероятностно статистической грамотности
трудно адекватно воспринимать социальную, политическую, эко
номическую информацию и принимать на ее основе обоснован
ные решения. Современные физика, химия, биология, весь ком
плекс социально экономических наук построены и развиваются
на вероятностно статистической базе, и без соответствующей под
готовки невозможно полноценное изучение этих дисциплин уже в
средней школе.
Изучение элементов комбинаторики, статистики и теории ве
роятностей в основной и старшей школе станет обязательным пос
ле утверждения федерального компонента государственного стан
дарта общего образования. Но в связи с тем, что внедрение в прак
тику работы этого нового материала требует нескольких лет и нуж
дается в накоплении методического опыта, Министерство образо
вания Российской Федерации рекомендует образовательным учреж
дениям начинать его преподавание в основной школе с 2003/04
учебного года. При этом предлагается ориентироваться на следую
щее содержание:
Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, подсчет числа
вариантов с помощью правила умножения.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Диаг
раммы Эйлера. Средние результатов измерений.
Понятие и примеры случайных событий. Частота события, веро
ятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности.
Представление о геометрической вероятности.
Перечисленный круг вопросов представляет собой некоторый
минимум, доступный учащимся основной школы и достаточный
для формирования у них первоначальных вероятностно статисти
ческих представлений. Об этом свидетельствует опыт практичес

241
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

кого преподавания соответствующего материала во многих регио
нах Российской Федерации, например, в Москве, Санкт Петер
бурге, Калуге, Орле, Туле, Калининграде, Архангельске, Волгогра
де, Хабаровске, Челябинской, Ярославской, Вологодской, Пермс
кой, Омской областях, Республике Карелия, Чувашской Респуб
лике — Чувашии, Ханты Мансийском автономном округе — Югре
и др. В старшем звене эта линия получит дальнейшее развитие.
Для внедрения указанного содержания в практику созданы
реальные условия. Имеется учебно методическое обеспечение,
позволяющее включать элементы комбинаторики, статистики и
теории вероятностей в учебный процесс. Ряд учебников содержит
соответствующий материал как органическую часть курса, к дру
гим подготовлены специальные вкладыши. Помимо этого есть
публикации, раскрывающие методику преподавания названного
материала как по конкретным учебникам, так и в общем плане.
Изучение элементов комбинаторики, статистики и теории ве
роятностей целесообразно начать в 5–6 классах или в 7 классе — в
зависимости от системы изложения в учебнике, по которому ведет
ся преподавание. Необходимое время может быть найдено за счет
отказа от рассмотрения с учащимися вопросов, которые не входят
в обязательный минимум содержания основной школы (корень
степени n, степень с дробным показателем, метод интервалов, три
гонометрический материал в курсе алгебры), но сохраняются в ряде
учебников и в практике работы учителей.
Органам управления образованием субъектов Российской Фе
дерации предлагается в течение 2003/04 учебного года создать
организационно педагогические условия для введения новой со
держательной линии в практику преподавания математики, в ча
стности, организовать в учреждениях системы повышения квали
фикации работников образования подготовку учителей к препода
ванию элементов комбинаторики, статистики и теории вероятно
стей. При разработке программ переподготовки можно ориенти
роваться на вариант, опубликованный в журнале «Математика в
школе» (приложение).
Минобразование России считает, что за ближайшие три года будет
накоплен опыт преподавания элементов статистики и теории вероят

242
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ностей и осуществлена переподготовка учителей.
В этот период задания по вероятности и статистике не должны вклю
чаться в материалы для административного контроля. Элементы ком
бинаторики, статистики и теории вероятностей не будут входить и в
материалы для итоговой аттестации выпускников основной школы.
Первый заместитель министра В. А. БОЛОТОВ
Приложение

Учебники, включающие элементы комбинаторики, статистики,
теории вероятностей:
5–6 классы
1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под
ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Просвещение,
Дрофа, 2000–2003.
Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Под
ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Дрофа, Просвеще
ние, 2000–2003.
2. Арифметика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / С. М
. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин.
— М.: Просвещение, 1999–2002.
Арифметика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / С. М
. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин.
— М.: Просвещение, 2000–2002.
3. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика: Учеб. для 5 кл.
общеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2002.
Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика: Учеб. для 6 кл.
общеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2003.
4. Математика: Учебник собеседник для 5 кл. общеобразоват. уч
реждений / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Вол
ков. — М.: Просвещение, 2000–2002.
Математика: Учебник собеседник для 6 кл. общеобразоват. уч
реждений / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Вол
ков. — М.: Просвещение, 2000–2002.
7–9 классы
5. Математика: Арифметика, алгебра, анализ данных: Учеб. для 7 кл.
общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева. — М.: Дро
фа, 2000–2003.

243
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Математика: Алгебра, функции, анализ данных: Учеб. для 8 кл.
общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева. — М.:
Дрофа, 2000–2003.
Математика: Алгебра, функции, анализ данных: Учеб. для 9 кл.
общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева. — М.:
Дрофа, 2000–2003.
6. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Ни
кольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. —
М.: Просвещение, 1999–2002.
Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Ни
кольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. —
М.: Просвещение, 2000–2002.
Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Ни
кольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В.Шевкин. — М.:
Просвещение, 2001–2002.
Вкладыши к учебникам
7. Мордкович А. Г., Семенов П. В. События. Вероятность. Статис
тика: Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7–9 кл. —
М.: Мнемозина, 2002. (К учебникам А. Г. Мордковича.)
8. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Алгебра, 7–9 кл.: Элементы ста
тистики и вероятность. — М.: Просвещение, 2003. (К учебникам
А. Ш. Алимова и др.).
Дополнительная литература
9. Бунимович Е. А., Булычев В. А. Вероятность и статистика, 5–9
кл. — М.: Дрофа, 2002.
10. Бунимович Е. А. Вероятностно статистическая линия в базовом
школьном курсе математики. — Математика в школе, № 4, 2002.
11. Бунимович Е. А., Суворова С. Б. Методические указания к теме
«Статистические исследования». — Математика в школе, № 3, 2003.
12. Мордкович А. Г., Семенов П. В. События, вероятности, статис
тическая обработка данных. — Математика (приложение к газе
те «Первое сентября»), № 34, 35, 41, 43, 44, 48, 2002; № 11, 17,
2003.
13. Селютин В. Д. О формировании первоначальных стохастичес
ких представлений. — Математика в школе, № 3, 2003.
14. Селютин В. Д. О подготовке учителей к обучению школьников
стохастике. — Математика в школе, № 4, 2003.

244
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

15. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Элементы статистики в курсе
математики 7–9 классов основной школы. — Математика в
школе, № 3, 2003.
16. Ткачева М. В. Анализ данных в учебниках Н. Я. Виленкина и
других. — Математика в школе, № 5, 2003.
Материалы для организации переподготовки учителей
17. Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе
математики. Программа для курсов повышения квалификации
учителей / В. А. Булычев, Е. А. Бунимович. — Математика в
школе, № 4, 2003.


ИНФОРМАЦИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО СЕМИНАРА СОВЕЩАНИЯ
«ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 24 июля 2003 г. № 28–51–590/16–13–51–168/19
В соответствии с Основными направлениями развития вос
питания в системе образования России на 2002–2004 годы Ми
нобразованием России на базе Управления по делам образова
ния, науки и молодежной политики администрации Рязанской
области был проведен с 8 по 11 апреля 2003 года всероссийс
кий семинар совещание по проблемам воспитания в начальной
школе (далее — Семинар).
В работе Семинара приняли участие представители органов
управления образованием субъектов Российской Федерации, ру
ководители образовательных учреждений, учителя начальных
классов, методисты.

<< Пред. стр.

страница 25
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign