LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ции по работе с учащимися 2 х классов.
В 2003/04 учебном году основные условия эксперимента оста
ются теми же:
• на изучение иностранных языков отводится 2 часа в неделю;
• при изучении иностранного языка классы делятся на две
подгруппы при условии, что в классе 25 человек; при нали
чии необходимых условий и средств возможно деление на
подгруппы при меньшем количестве учащихся;
• учебники иностранного языка выбираются из утвержденно
го Министерством образования Российской Федерации пе
речня каталога учебно методических изданий независимо от
комплекта учебников, используемого в общеобразовательном
учреждении (традиционная система, система Л. В. Занкова,
система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова);
• к работе в начальных классах привлекаются квалифицирован
ные учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по
обучению младших школьников. Педагоги должны учитывать
особенности обучения в начальной школе, проявлять внима
тельное и бережное отношение к каждому ребенку.

226
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

К третьему классу учащиеся уже накопили некоторый опыт
учебной деятельности, который может оказать им существенную
помощь в овладении иностранным языком. Третьекласснику, на
пример, легче ориентироваться в книге (отыскивать нужную стра
ницу учебника, воспринимать формулировку задания на иностран
ном языке, пользоваться форзацами учебника), самостоятельно
выполнять домашние задания, работать в паре, группе и др.
Не менее важно то, что у третьеклассника в большей степени
развиты по сравнению с первым годом изучения иностранного
языка специальные учебные умения: определять значение иност
ранного слова по сходству его звучания со словом родного языка
(football — футбол), пользоваться словарем учебника и читать зна
ки международной транскрипции.
Отличительной чертой детей данного возраста является то, что
их речевые способности находятся в стадии интенсивного разви
тия и речевые возможности школьников еще весьма ограничены:
их высказывания на родном языке односложны, просты, круг тем
невелик. Речевые потребности детей растут вместе с развитием их
иноязычного лексико грамматического багажа.
Нежелательно перегружать младших школьников избыточной
лингвистической или социокультурной информацией. К опреде
лению объема предлагаемой детям информации, как и к способам
ее предъявления, необходимо относиться осторожно, учитывая
интеллектуальные и физиологические особенности учащихся дан
ного возраста, а также индивидуальные языковые способности
каждого ученика. Надо помнить о том, что курс иностранного
языка в начальной школе является развивающим и ориентиро
ванным на подготовку к обучению в основной школе.
Во втором классе учащиеся уже многому научились:
— называть и писать все буквы изучаемого иностранного языка;
— произносить и различать на слух звуки, слова, словосочета
ния и предложения изучаемого иностранного языка;
— пользоваться при чтении некоторыми базовыми правилами
чтения;
— различать интонацию основных типов предложения:
повествовательного (утвердительного и отрицательного), воп
росительного, побудительного;
— понимать на слух речь учителя и одноклассников в пределах
изученных тем;

227
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

— участвовать в простейших этикетных диалогах: знакомиться,
представляться, прощаться, благодарить;
— кратко высказываться о себе, о своей семье, используя изу
ченные лексические и грамматические средства в простых
предложениях;
— читать вслух и про себя короткие учебные тексты, построен
ные на изученном материале;
— списывать слова и отдельные предложения в процессе вы
полнения упражнений;
— воспроизводить наизусть изученные за первый год произве
дения детского фольклора: считалки, короткие стихи и пе
сенки. В третьем классе наблюдается определенный прирост
перечисленных выше умений и навыков:
• развиваются произносительные навыки, в частности,
умение соблюдать интонацию в основных типах пред
ложения: повествовательного (утвердительного и отри
цательного), вопросительного, побудительного;
• совершенствуется техника письма: приобретаются уме
ния восстанавливать слова и предложения; выписывать
из текста слова, словосочетания и отдельные предложе
ния в процессе выполнения упражнений; записывать
слова под диктовку учителя;
• развивается умение читать вслух тексты, построенные на
изученном материале;
• формируется умение читать про себя с полным понима
нием несложные тексты, доступные по содержанию уча
щимся данного возраста;
• формируется умение понимать на слух основное содер
жание коротких текстов описательного характера с опо
рой на картинку и языковую догадку;
• увеличивается количество видов диалога, в которых мо
гут участвовать учащиеся, к этикетным диалогам добав
ляется диалог расспрос;
• расширяется круг тем и ситуаций, в которых учащиеся
могут кратко высказываться о друге, о любимом домаш
нем животном, о природе и т. д.;
готовить детей к итоговой проверке в конце 4 го класса.

228
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Следует учесть, что контроль уровня обученности третьекласс
ников должен быть направлен только на выявление достижений
учащихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию уче
ника к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стрем
ление демонстрировать свои способности, а не вызывать страх пе
ред очередной проверкой. Формат предлагаемых заданий для кон
троля и процедура их выполнения должны быть знакомы детям.
Независимо от того, по каким учебникам обучались дети,
объектами контроля в конце 3 класса являются умения в устной
речи (аудирование и говорение в монологической и диалогичес
кой формах), чтении (вслух и про себя) и письме. Формы провер
ки могут быть различны, например:
в плане аудирования:
— понимание на слух небольшого текста описательного харак
тера, построенного на изученном материале с опорой на кар
тинку (например, описание игрушки, героя известного муль
тфильма, сказки);
в плане говорения:
— краткое устное высказывание на заданную тему (например,
рассказ о своей семье);
— создание микродиалога с опорой на образец (например, зна
комство с новым учеником);
в плане чтения:
— чтение вслух небольшого текста, в том числе диалога объемом
не более 100 слов;
— чтение про себя с полным пониманием небольшого связного
текста, построенного на изученном лексико грамматическом
материале, объемом не более 250 слов;
в плане письма:
— заполнение пропусков в словах, предложениях, текстах.
Для проверки умений учащихся в монологической речи можно
предложить им высказаться по одной из тем, которая рассматрива
лась в изучаемом учебно методическом комплекте. При оценке от
вета учащегося следует учитывать следующие критерии:
• соответствие высказывания учащегося поставленной в зада
нии коммуникативной задаче;
• количество и разнообразие используемой лексики;
• относительную грамматическую правильность речи (грам


229
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

матические ошибки не должны препятствовать пониманию
содержания);
• относительно правильное произношение и соблюдение ин
тонации;
• объем высказывания (не менее 5 фраз).
Умения учащихся в диалогической речи (предполагаемый объем
диалогического высказывания — 2–4 реплики с каждой стороны)
также оцениваются с помощью перечисленных выше критериев.
Для проверки понимания учащимися прослушанного или прочи
танного текста можно предложить им выполнить задания на
альтернативный или на множественный выбор. Для учащихся тре
тьего класса «веер» возможных ответов в данном типе заданий не
должен превышать три варианта.
В связи с тем, что задания альтернативного и множественного
выбора не требуют от учащихся развернутого ответа для проверки
понимания прослушанного или прочитанного, снимаются допол
нительные трудности, связанные с правильным оформлением
высказывания. Задание с выбором ответа считается выполненным
верно, если учащийся выбрал правильный ответ.
Одним из необходимых условий осуществления проверки в
названной выше форме является целенаправленная подготовка
учащихся к выполнению заданий подобного типа. Желательно
заранее отработать с детьми как технологию выполнения задания,
так и оформление ответа. Так, следует обратить внимание уча
щихся на то, что, приступая к выполнению заданий на множе
ственный выбор, им необходимо сделать следующее:
— внимательно прочитать предложение или вопрос и понять
его;
— выбрать то слово, предложение, ответ, который соответствует
содержанию прочитанного или услышанного текста;
— обвести букву (цифру) или поставить крестик (галочку) око
ло выбранного ответа.
Если учащийся решил выбрать другой ответ, то ему следует
зачеркнуть свой первый ответ и обвести другой, который он счи
тает верным.
Выполняя послетекстовые задания, учащийся должен знать,
что он может вернуться к прочитанному тексту и просмотреть его
еще раз, чтобы убедиться в правильности своего выбора.

230
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Проверку умений в письме можно осуществлять с помощью
заданий, предлагающих вставить пропущенные буквы в словах
(слова должны быть хорошо знакомы детям), восстановить пред
ложение, расставив слова в правильном порядке, восстановить
пропущенные слова в тексте.
Возможны и другие формы проверки коммуникативных уме
ний и языковых навыков учащихся. Для этого характер заданий,
предлагаемых в качестве проверочных, должен быть хорошо зна
ком учащимся. Также можно использовать задания из методичес
кого комплекта, по которому обучаются дети.
После проведения проверочных работ учителю важно выяс
нить: все ли было понятно ученикам, что вызывало трудности,
довольны ли они результатами проверки, на что им необходимо
обратить внимание в дальнейшем и т. д.
Департамент рекомендует при обучении иностранному языку в на
чальной школе обратить особое внимание на методику преподавания,
формы организации работы с детьми, рассматривать и обсуждать эти
вопросы на педагогических советах, родительских собраниях.
Руководитель Департамента А. В. БАРАННИКОВ


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В 3 М КЛАССЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ
В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ
И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Письмо Департамента общего образования Минобразования России
от 22 мая 2003 г. № 13–51–109/13
В 2002 году начался эксперимент по обучению информатике в
начальной школе со второго класса. В 2003 году условия экспери
мента в начальной школе значительно изменились в связи с ре
ализацией программ информатизации образования. В школы стра
ны поставлены компьютеры, разрабатывается серия электронных
учебных материалов, школы подключаются к Интернету, форми
руются образовательные порталы в сети Интернет. В настоящее
время созданы условия для активного применения средств инфор
мационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении
информатике в начальной школе.

231
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Трехлетний цикл обучения информатике в начальной школе
нацелен на формирование у учащихся умений применять знания,
полученные на уроках информатики, на других предметах с ис
пользованием средств ИКТ.
Во втором классе учащиеся знакомились с видами информаци
онной деятельности: сбор информации, организация информации,
поиск информации, хранение информации, передача информации.
Компьютерная составляющая обучения состояла в первичном зна
комстве с основными внешними устройствами компьютера, озна
комительной работой с простейшими обучающими программами
игрового характера. Учащиеся обучались элементам клавиатурного
письма, графического интерфейса, учились пользоваться манипуля
тором «мышь», узнали о видах информационных объектов. При этом
не требовалось регулярное использование средств ИКТ на уроках
информатики, большую часть занятий составляли задания, исполь
зующие технические средства обучения (ТСО), инструменты иссле
довательской и конструкторской деятельности. Компьютер можно
было использовать по мере необходимости.
Особенностью обучения информатике в начальной школе являет
ся постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В
третьем классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ИКТ
с поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим
предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими
средствами обучения на уроках информатики.
В третьем классе целесообразно продолжить использование
ТСО и бескомпьютерных инструментов при обучении информа
тике в следующих видах информационной деятельности:
1. Сбор, запись информации, презентация.
Оборудование: телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппа
рат, видеокамера, аудиомагнитофон, диктофон, проекционное обо
рудование.
Перечисленное оборудование предназначено для записи ин
формации из окружающего мира и коммуникации, записи про
цесса и результата деятельности учащихся.
2. Поиск информации, организация информации.
Оборудование: учебные игры (например, лото), энциклопедии,
словари, магнитная доска и карточки, доска для фломастеров, таб
лицы и схемы, карты и атласы, видеотека, аудиотека.

232
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Перечисленное оборудование позволяет организовать инфор
мацию, представить ее структурно, схематично, познакомить уча
щихся с различными формами представления информации.
3. Исследование и анализ информации, моделирование и констру
ирование.
Оборудование: весы; измерители объема, длины, температуры;
микроскоп; датчики; конструкторы, в том числе ЛЕГО, простей
шие чертежные инструменты и материалы для художественного
творчества (пластилин, разнообразные краски и кисти, бумага и
сырье для папье маше, ножницы и клей, веревки и нити); музы
кальные инструменты и синтезаторы звука.
Обучение в третьем классе включает бескомпьютерную и ком
пьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализу
ется заданиями, направленными на развитие логического и алго
ритмического мышления учащихся, компьютерная — на форми
рование умений учащихся работать с информацией с использова
нием средств ИКТ.
Основные темы бескомпьютерной составляющей курса информатики:
• Виды информации. Знаки. Слова. Предложения. Тексты.
Изображения. Иллюстрации. Аудио и видеозаписи.
• Источники информации. Наблюдения. Книги, газеты, жур
налы, радио, телевидение, аудио и видеозаписи и др.
• Организация информации. Алфавитный порядок. Составные
части книги и их назначение. Каталог. Справочники.
• Поиск и анализ информации. Сужение и расширение объема
поиска информации. План поиска. Анализ информации.
• Применение информации. Создание новых информацион
ных объектов. Обмен информацией.
• Представление информации. Описание предметов. Описа
ние действий. Алгоритм и его исполнение.
• Схемы. Таблицы. Графы.
• Алфавит логики. Рассуждения.
Основные темы компьютерной составляющей курса информатики:
• Технические средства приема, передачи, хранения и обра
ботки информации. Аудио видео и мультимедиа ресурсы.
Радио, телевидение, телефон, компьютер.

233
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

•Компьютер и его составные части. Правила поведения
в компьютерном классе и правила работы на компьютере.
• Приемы работы с клавиатурой.
• Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск ин
формации на компакт дисках.
• Создание на компьютере информационных объектов (тек
стов, изображений).
В третьем классе значительно увеличивается доля практических
заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ. Для
осуществления баланса между бескомпьютерной и компьютерной
составляющими обучения информатике рекомендуется в третьем
классе реализовать содержание курса как на уроках информатики
(1 раз в неделю), так и в качестве отдельных блоков содержания
курса информатики в других учебных предметах.
Урок информатики в третьем классе, представленный как от
дельный урок для всего класса без деления на группы в беском
пьютерном варианте (с возможным использованием одного ком
пьютера на рабочем месте учителя), может проводиться учителем
начальных классов или учителем информатики.
Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка
домашнего задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно
7 минут, с использованием технических средств обучения,
в том числе телевизора, компьютера), закрепление материала (око
ло 7 минут), практическое или проектное задание (примерно 10
минут с использованием технических средств обучения и инстру
ментов исследовательской и конструкторской деятельности, с ис
пользованием одного компьютера в классе в качестве электрон
ной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение резуль
татов (5 минут). В течение урока необходимо проводить физкуль
тминутку (1–3 минуты).
В случае если содержание курса информатики изучается отдель
ными блоками на других предметах, рекомендуется использовать
проектную форму работы. Целесообразно проводить такие занятия
в кабинете, где установлены не менее трех компьютеров.
Проектное задание должно быть связано с содержанием курса
учебного предмета, в рамках которого осуществляется вставка блока
содержания курса информатики. Вставки в урок рекомендуется
осуществлять не чаще двух раз в неделю. Такой урок рекоменду

234
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ется проводить учителю начальных классов, имеющему соответ
ствующую подготовку.
Первую часть такого занятия учащиеся обучаются всем клас
сом, для чего предусмотрено рабочее пространство в классе. Для
практической работы класс делится на бригады, для чего предус
мотрены рабочие места, оборудованные компьютерами, а также
устройствами, подключаемыми к компьютеру. Рекомендуется в
состав бригады, за которой закрепляется один компьютер, вклю
чать не более 3 х человек. Практическая работа (до 15 минут) в
бригаде реализуется сменой бескомпьютерной и компьютерной
деятельности и предназначена для выполнения заданий проекта и
обсуждения результатов. Каждый учащийся должен иметь инди
видуальную часть задания как бескомпьютерную (до 10 минут),
так и компьютерную (около 5 минут). Бескомпьютерная часть
задания может включать в себя: работу в тетрадях, с конструктор
ским материалом, с инструментами исследовательской деятельно
сти, с материалами художественного творчества, работу со слова
рями, энциклопедиями, с устройствами для записи информации,
в том числе дополнительными устройствами, подключаемыми к
компьютеру. Компьютерная часть задания может включать в себя
работу с творческими компьютерными средами, с текстом, графи
кой, звуком на компьютере, тренажерами, обучающими играми
соответствующей тематики.
В общеобразовательных учреждениях, имеющих возможность
использовать для обучения информатике в начальной школе ком
пьютерный кабинет, рекомендуется организовать проведение ком
пьютерной части урока по информатике в таком кабинете. Для
этого класс делится на две группы. Компьютерную часть урока
целесообразно проводить учителю информатики сначала для од
ной группы детей, а затем для второй (по 15 минут для каждой
группы). В это время учитель начальной школы проводит беском
пьютерную часть урока информатики для одной из групп учащих
ся. Таким образом, группы меняют виды учебной деятельности в
рамках одного урока. Проведение таких уроков возможно, если в
общеобразовательном учреждении предусмотрена оплата двух учи
телей, работающих в рамках одного урока.
Объем домашнего задания рекомендуется регулировать таким
образом, чтобы избегать перегрузки учащихся. Например, можно в


235
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign