LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 23
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

прописаны все условия, средства, методы и формы оценивания,
используемые в учебно воспитательном процессе. Там же могут быть
отражены особые формы ведения школьной документации (класс
ных журналов, дневников учащихся, формы административного
школьного контроля работы учителей), которые, как уже отмеча
лось, должны быть результатом договора.
Помимо указанного документа педагогический коллектив шко
лы во главе с администрацией школы и при обязательном учас
тии учащихся может составить «Правила оценочной безопасности»,

216
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

регламентирующие, что можно и нужно делать при оценивании,
и чего делать нельзя.
Этап 2 — работа методических объединений.
Чтобы каждый учитель мог организовать качественный кон
троль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся,
он должен четко понимать, какие результаты он должен полу
чить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каж
дого изучаемого раздела. С этой целью в школах, работающих в
режиме безотметочного обучения, рекомендуется организовать
специальную работу методических объединений. Ее цель — анализ
содержания программ и четкое определение тех знаний и уме
ний, которые должны быть сформированы на конец учебного
года, на конец четверти, на конец изучения каждого раздела. В
результате по каждому предмету составляется четкое планирова
ние с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого
содержательного блока программы и обозначением ожидаемых
сроков усвоения этих блоков.
Этап 3 — работа учителей в режиме безотметочного обучения.
В начале изучения темы учителю желательно провести так
называемую стартовую работу, цель которой — оценка начально
го уровня подготовки учащегося. Результат такой оценки можно
фиксировать по разному: с помощью определенного количества
баллов за выполнение каждого задания; «дробью», которая фик
сирует отношение правильно выполненного объема работы к об
щему объему заданий; в процентах и т. п. В дальнейшем сравне
ние результата стартовой работы с результатом в конце изучения
раздела поможет учителю зафиксировать «прирост» в умениях
каждого ученика.
Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с
помощью особых условных шкал — «волшебных линеечек», напо
минающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент са
мооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном, широко
используется в психологической диагностике).
С помощью линеечки можно измерить все, что угодно. Напри
мер, учитель объясняет первоклассникам, что на самом верху «лине
ечки» может поставить «крестик» тот ребенок, который все слова в
диктанте написал отдельно, в самом низу этой линеечки — тот, кто
все слова написал слитно. Таким образом, ребенок ставит «крестик»

217
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает
данный результат между самым лучшим и самым худшим результа
тами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой «крестик»
на той же «линеечке». Такая форма оценивания удобна для письмен
ных работ учащихся. Принципиальное отличие «волшебных линее
чек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исклю
чительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя
накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести
на язык традиционных отметок.
Можно оценивать промежуточные результаты обучения и с
помощью любого другого подобного условного измерителя. Глав
ное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы в стан
дартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не
оставляли возможности сравнивать детей между собой. Разумеет
ся, любые изобретенные учителем формы оценивания должны
использоваться с соблюдением тех «Правил оценочной безопаснос
ти», которые выработаны педагогическим коллективом.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школь
ников в освоении всех умений, необходимых для формируемых
навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуаль
ных достижений», который полезно завести для каждого ребенка.
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помо
щью каких либо значков или, например, закрашивая определен
ную клеточку — полностью или частично. В «Листе индивидуаль
ных достижений» полезно фиксировать текущие оценки по всем
формируемым на данном этапе навыкам. Так, для букварного пе
риода этот лист может выглядеть, например, так:
Лист индивидуальных достижений
Ученик _________,
Школа: __ Класс: 1 а
Учитель: _________
В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в ос
воении иных умений, необходимых для формирования устойчи
вых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Ре
гулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Запол

218
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

нять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учи
телем и под его контролем). Более подробно формы текущей
оценки при безотметочном обучении описаны в рекомендациях
Министерства образования Российской Федерации для участни
ков эксперимента по совершенствованию структуры и содержа
ния общего образования «Система оценивания учебных достиже
ний школьников» (2001 г.).
В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную
работу, направленную на оценку сформированности планируемых
навыков и умений. Принципиально важно, что при подготовке к
ней учитель должен обсудить вместе с детьми критерии успешно
сти его выполнения. При оценивании такой работы можно пользо
ваться следующей технологией.
Чтобы зафиксировать не только конечный результат (напри
мер, решена или не решена математическая задача), но и просле
дить, где ребенок допустил ошибку и каких именно знаний, уме
ний или навыков ему не хватило для успешного решения зада
ния, удобно пользоваться следующей таблицей:
В этой таблице указана «стоимость» каждого умения, необ
ходимого для решения данной задачи, и его принадлежность к
определенному кругу умений (субтестам). Учитель фиксирует ус
пешность выполнения этих шагов («+» — если шаг пройден
верно, «–» — если допущена ошибка или ученик не справился,
«0» — если ученик не приступал к выполнению этого шага).
Выполняя эти действия по всем заданиям контрольной (прове
рочной) работы, учитель таким образом фиксирует результат
ребенка в целом по контрольной работе. Затем сумма набранных
учеником баллов за контрольную работу целиком и по каждому
из проверяемых в ней субтестов в отдельности переводится в
единую 100 балльную шкалу как процентное отношение достиг
нутого к максимально возможному:
Оценивая ученические работы таким образом, следует отмечать
положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с
его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было срав
нения успешности работ разных учеников между собой.
На основе обобщения учителями результатов проверочной
работы строится аналитическая работа методического объедине
ния и школы в целом, определяется направление корректировки в

219
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

дальнейшей работе и осуществляется планирование изучения сле
дующего содержательного блока.
В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года
может быть предложен оценочный лист. В нем могут быть отраже
ны уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету.
Например, по русскому языку в конце третьего класса это могут
быть следующие умения: проверка орфограмм безударных глас
ных и сомнительных согласных в корнях слов, проверка орфог
рамм в окончаниях слов, умение безошибочно списывать текст и
пр. Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть
зафиксирован в процентах.
Все перечисленные формы касались оценки предметных зна
ний, умений и навыков. Но, как уже было сказано, оценивание
не должно исчерпываться этим. Необходимо также выработать
формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех
сферах школьной жизни. Одним из возможных вариантов оценки
проявлений детского творчества в процессе обучения является
«Тетрадь открытий».
Это классный альбом (книга), в которой фиксируются автор
ские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в
учебном материале. «Тетрадь открытий» может быть представлена
тремя блоками: записи «догадки» детей (вопросы, гипотезы, вер
сии, мнения, выводы); записи результаты письменных работ де
тей; записи обобщения пройденного материала. Для того чтобы
«Тетрадь открытий» стала действенным инструментом формирова
ния ценности личностно значимого открытия, необходимо, чтобы
для детей стали доступны критерии отбора материала для записи
в тетрадь. Их учитель выделяет совместно с детьми, исходя из той
ситуации, которая возникла на уроке.
Еще одним средством предъявления собственных достижений
ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика».
Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые
могут входить творческие работы, отражающие его интересы, луч
шие работы, отражающие прогресс ученика в какой либо области,
продукты учебно познавательной деятельности ученика — самосто
ятельно найденные информационно справочные материалы из до
полнительных источников, доклады, сообщения, размышления об
отобранных материалах и своем продвижении и пр. Метод состав
ления таких «портфелей» основывается на анализе способностей

220
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ученика, его интересов. При отборе образцов работ учеников учи
телю следует задуматься над следующими вопросами:
— что считать хорошим показателем для этого конкретного
ученика;
— какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его
прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;
— как этот образец работы ученика соотносится с другими об
разцами из его «портфеля».
Умелое использование «Портфеля достижений ученика» пре
доставляет учителю богатую информацию об индивидуальном раз
витии ребенка и способствует участию детей в оценке своей соб
ственной работы.
Конечно, применение всех описанных форм оценивания в
условиях безотметочного обучения требует высочайшего педаго
гического профессионализма от учителей, и, самое главное, ис
кренней веры в саму идею безотметочного обучения — пути к
гуманизации российского образования, основанного на новой
педагогической философии.
Руководитель Департамента А. В. БАРАННИКОВ
Приложение
к письму Минобразования России
от 03.06.03 № 13–51–120/13
Список литературы
Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание,
1980.
Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оцен
ки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Элькони
на — В. В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002.
Логинова О. Б. Система оценивания учебных достижений
школьников. Рекомендации Министерства образования Российс
кой Федерации для участников эксперимента по совершенствова
нию структуры и содержания общего образования, 2001.
Цукерман Г. А. Оценка без отметки. Москва–Рига: ПЦ «Экс
перимент», 1999.
Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель. Школа 2000... Матема
тика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Выпуск 4.
М.: УМЦ «Школа 2000...», 2002.

221
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 21 марта 2003 г. № 03–51–57ин/13–03
В Минобразование России поступают запросы граждан, сви
детельствующие о нарушении прав детей и их родителей (за
конных представителей) со стороны администрации общеобра
зовательных учреждений при приеме детей в первые классы. В
связи с этим Минобразование России информирует органы уп
равления образованием о необходимости руководствоваться п.п.
1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно кото
рым «каждый гражданин имеет право на образование, каждому
гарантируются общедоступность и бесплатность образования».
Прием детей в первый класс следует осуществлять в соот
ветствии с законами Российской Федерации «Об образовании»
с изменениями и дополнениями, «О гражданстве Российской
Федерации» от 31.05.02 № 62–ФЗ, «О беженцах» от 07.11.2000
№ 135–ФЗ, «О вынужденных переселенцах» с изменениями и
дополнениями, «О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации» от 25.07.02 № 115–ФЗ, а также Ти
повым положением об общеобразовательном учреждении, ут
вержденным постановлением Правительства Российской Феде
рации от 19.03.01 № 196 и уставом общеобразовательного уч
реждения.
Прием детей в первый класс государственных и муници
пальных общеобразовательных учреждений всех видов запреща
ется осуществлять на конкурсной основе (п. 3 ст. 5 Закона Рос
сийской Федерации «Об образовании»).
Согласно п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об об
разовании» и п.п. 47 и 48 Типового положения об общеобразо
вательном учреждении при приеме детей в общеобразователь
ное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (за
конных представителей) с уставом и другими документами, рег
ламентирующими осуществление образовательного процесса в
этом учреждении.
На основании Закона Российской Федерации «Об образо
вании» и п. 59 Типового положения об общеобразовательном

222
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

учреждении родители (законные представители) обучающихся
имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, фор
му получения образования, однако не могут настаивать на ре
ализации каких либо образовательных программ, услуг, форм
получения образования, не включенных в устав данного уч
реждения.
На основании п. 2 ст. 19 Федерального закона «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об
образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузов
ском профессиональном образовании» от 25.06.02 № 71–ФЗ
обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих
программы начального общего образования, начинается с дос
тижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии
противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже дости
жения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (за
конных представителей) учредитель образовательного учрежде
ния вправе разрешить прием детей в образовательное учрежде
ние для обучения в более раннем или более позднем возрасте.
В соответствии с «Гигиеническими требованиями к услови
ям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН
2.4.2.1178–02», утвержденными Минздравом России от 28.11.02
№ 44 и зарегистрированными Минюстом России 05.12.02 №
3997, обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу
учебного года, следует проводить с соблюдением всех гигиени
ческих требований по организации пребывания детей шести
летнего возраста.
Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в
первый класс общеобразовательного учреждения независимо от
уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком воз
можно проводить в сентябре с целью планирования учебной
работы с каждым учащимся.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены
его семьи имеют право на устройство детей в государственное
или муниципальное общеобразовательное учреждение наравне
с гражданами Российской Федерации. Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного

223
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают их
обучение в государственных или муниципальных общеобразо
вательных учреждениях (на основании Закона Российской Фе
дерации от 21.11.02 № 15–П «О вынужденныхпереселенцах»;
Федерального закона от 07.11.2000 № 135–ФЗ «О беженцах»).
Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев
может осуществляться на основании записи детей в паспорте роди
телей (законных представителей) и их письменного заявления с
указанием адреса фактического проживания без учета наличия или
отсутствия регистрационных документов.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федера
ции правом на получение образования наравне с гражданами
Российской Федерации на основании Федерального закона от
25.07.02 № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граж
дан в Российской Федерации».
Порядок приема в общеобразовательное учреждение в час
ти, не урегулированной Законом Российской Федерации «Об
образовании», определяется учредителем общеобразовательного
учреждения и закрепляется в его уставе (п. 45 Типового поло
жения об общеобразовательном учреждении).
На основании п.п. 1, 2 ст. 16 Закона Российской Федера
ции «Об образовании» органы управления образованием реги
онального и муниципального уровней издают приказ о порядке
приема детей в первый класс общеобразовательных учрежде
ний, а также создают комиссии для осуществления контроля и
рассмотрения заявлений родителей (законных представителей)
о нарушениях прав граждан на получение общего образования.
Муниципальный орган управления образованием за каждым
районом (микрорайоном) закрепляет общеобразовательные учреж
дения и обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан,
проживающих на данной территории и имеющих право на полу
чение образования соответствующего уровня.
Администрация школы может отказать гражданам (в том
числе не проживающим на данной территории) в приеме их
детей в первый класс только по причине отсутствия свободных
мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразо

224
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

вательном учреждении). В этом случае муниципальный орган
управления образованием предоставляет родителям (законным
представителям) информацию о наличии свободных мест в
общеобразовательных учреждениях на данной территории (в
данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в
первый класс.
Для зачисления ребенка в первый класс родители (закон
ные представители) представляют в общеобразовательное учреж
дение заявление о приеме, медицинскую карту ребенка, справ
ку о месте проживания ребенка.
Как правило, запись в первый класс общеобразовательной
школы рекомендуется начинать с 1 апреля по мере поступле
ния заявлений родителей. Документы, представленные родите
лями (законными представителями), регистрируются через сек
ретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема
заявлений в первый класс. После регистрации заявления зая
вителю выдается документ, содержащий следующую информа
цию: входящий номер заявления о приеме в общеобразователь
ное учреждение; перечень представленных документов и отмет
ка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответ
ственного за прием документов и печатью общеобразователь
ного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении
в первый класс; контактные телефоны для получения инфор
мации; телефон органа управления образованием, являющегося
учредителем.
После окончания приема заявлений зачисление в общеоб
разовательное учреждение оформляется приказом руководителя
школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до
сведения родителей (законных представителей).
Минобразование России рекомендует органам управления
образованием регионального и муниципального уровней осуще
ствлять учет детей школьного возраста и планирование сети
общеобразовательных учреждений в целях соблюдения гарантий
на образование с учетом образовательных потребностей граждан.
Первый заместитель министра В. А. БОЛОТОВ



225
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В 3 М КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Департамента общего образования Минобразования России
от 13 мая 2003 г. № 13–51–91/13
В 2002/03 учебном году учащиеся 2 х классов большинства
общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте
по совершенствованию структуры и содержания общего образова
ния, приступили к изучению иностранного языка. Это подтверж
дает существующий сегодня в обществе интерес к изучению ино
странных языков, важность данного учебного предмета для разви
тия личности, формирования ее готовности к межнациональному
и межкультурному сотрудничеству.
В информационном письме Департамента общего образования
от 17.12.01 № 957/13–13 были изложены цели обучения иност
ранным языкам в начальной школе, показаны возможности выбо
ра языков и учебников для 2 го класса, предложены рекоменда

<< Пред. стр.

страница 23
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign