LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

для детей, нуждающихся в психолого педагогической и меди
ко социальной помощи, специальных учебно воспитательных

206
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

учреждений закрытого и открытого типа, других образователь
ных учреждений для несовершеннолетних с проблемами в раз
витии, обучении, поведении и социальной адаптации, в том
числе несовершеннолетних, длительное время не обучавшихся
и имеющих значительные пробелы в знаниях;
по развитию физической культуры и спорта, активного твор
ческого досуга, оздоровления и занятости несовершеннолетних,
обратив особое внимание на:
совершенствование физического воспитания, введение до
полнительных часов на физкультурно оздоровительную деятель
ность в учебное и внеучебное время во всех образовательных
учреждениях;
сохранение и развитие сети учреждений дополнительного
образования детей, объединений дополнительного образования
детей в общеобразовательных и других образовательных учреж
дениях; создание условий для проведения внеурочной работы с
детьми и подростками в образовательных учреждениях во вто
рой половине дня, совершенствования досуговой деятельности
по месту жительства, обеспечение доступа детям и подросткам
в спортивные залы всех образовательных учреждений в дневное
и вечернее время;
по организации информационно просветительской работы с
родителями (иными законными представителями) несовершен
нолетних, оказанию им соответствующей психолого педагоги
ческой и социально правовой помощи в воспитании детей, в
том числе посредством организации родительского всеобуча,
формирования групп родительской поддержки;
по приоритетному развитию семейных форм устройства де
тей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усы
новление, опека, приемные семьи, другие формы, предусмот
ренные законодательством Российской Федерации законодатель
ством субъектов Российской Федерации);
по разработке и внедрению в практику работы подведом
ственных образовательных учреждений программ и методик,
направленных на формирование законопослушного поведения
обучающихся;

207
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

по совершенствованию школьного уклада, разработке и вне
дрению в практику работы образовательных учреждений соот
ветствующих этических кодексов, норм и правил поведения обу
чающихся и педагогических работников, развитию детского са
моуправления, организации в каждом образовательном учрежде
нии деятельности детских и молодежных объединений;
по развитию и поддержке волонтерского движения, привле
чению подростков и молодежи к решению проблем безнадзор
ности и правонарушений несовершеннолетних, организации
уличной социальной работы с детьми, обеспечению педагогичес
кой практики студентов высших и средних специальных учеб
ных заведений в органах и учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
повышению ответственности руководителей и педагогичес
ких работников образовательных учреждений за нарушение прав
и свобод обучающихся, воспитанников.
12.5. Обеспечить эффективное взаимодействие с органами
и учреждениями системы профилактики безнадзорности и пра
вонарушений несовершеннолетних, общественными и религи
озными объединениями, средствами массовой информации в ре
шении проблем:
разработки и реализации целевых программ профилактики
безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;
научно методического и информационного обеспечения
профилактической деятельности образовательных учреждений,
организации подготовки, переподготовки и повышения квали
фикации кадров, осуществляющих деятельность по профилак
тике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
совершенствования системы выявления и учета несовершен
нолетних, находящихся в социально опасном положении, не
посещающих или систематически пропускающих по неуважи
тельным причинам занятия в образовательных учреждениях,
создания банков данных о несовершеннолетних указанных ка
тегорий (на уровне субъекта Российской Федерации, муници
пального образования, образовательного учреждения);


208
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

обеспечения трудоустройства или продолжения обучения в
другом образовательном» учреждении обучающихся, исключен
ных или оставивших в установленном законом порядке образо
вательные учреждения, организации индивидуальной профилак
тической работы с обучающимися, находящимися в социально
опасном положении, имеющими проблемы в поведении, обу
чении, развитии и социальной адаптации;
разработки и реализации системы мер по обеспечению до
ступности образования для детей из малообеспеченных семей,
семей, находящихся в социально опасном положении, включая
целевую финансовую поддержку семей, в которых дети не име
ют возможности посещать образовательные учреждения по ма
териальным причинам;
совершенствования профилактической работы с семьями и
детьми, нуждающимися в оказании помощи, на ранних стадиях
их социального неблагополучия, в целях своевременного выяв
ления, вмешательства и комплексного социально психологичес
кого сопровождения семьи и ребенка;
предупреждения и пресечения правонарушений и антиоб
щественных действий в образовательных учреждениях;
разработки и реализации комплекса мер по обеспечению об
щественно полезной занятости несовершеннолетних;
обеспечения защиты детей и молодежи от информации, нано
сящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
систематического обобщения и распространения практичес
кого опыта организации профилактической работы среди обу
чающихся, воспитанников.
13. Рекомендовать руководителям образовательных учреж
дений высшего и среднего профессионального образования
рассмотреть вопрос об увеличении приема обучающихся по
специальностям воспитательного, психолого педагогического и
социально педагогического профиля.
Министр В. М. ФИЛИППОВ




209
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

О ВВЕДЕНИИ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, МУЗЫКЕ
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 3 октября 2003 г. № 13–51–237/13
Министерство образования Российской Федерации в целях
реализации Концепции модернизации российского образования,
осуществления гуманистических подходов к обучению и воспи
танию учащихся предлагает изменить систему оценивания на
уроках физической культуры, изобразительного искусства, му
зыки. Эти предметы требуют наличия природных задатков и
индивидуальных способностей обучающихся, отметка по дан
ным предметам оценивает не столько знания и умения учащих
ся, сколько возможности их личных достижений в сфере физи
ческой культуры и искусства.
Министерство образования рекомендует использовать при
обучении физической культуре, изобразительному искусству,
музыке безотметочное оценивание по зачетной системе с пос
ледующим внесением записи «зачтено»/«незачтено» по резуль
татам обучения в школьную документацию (журналы, личные
дела и т. д.), и «зачтено» — в документы государственного об
разца (аттестаты). Отсутствие количественной отметки в аттес
тате не влияет на награждение золотой и серебряной медалью
за курс средней (полной) школы и на поступление в высшие
учебные заведения.
В тех общеобразовательных учреждениях, где физическая
культура, изобразительное искусство, музыка являются профиль
ными предметами, рекомендуется сохранить традиционную си
стему оценивания.
Целесообразно вводить эту систему работы в общеобразова
тельных учреждениях по решению педагогического совета, совета
общеобразовательного учреждения. Следует широко рассмотреть
вопрос изменения системы оценивания по данным предметам на
заседаниях методических объединений, в учреждениях повышения
квалификации работников образования.
Минобразование России организует апробацию этой систе
мы в общеобразовательных учреждениях, участвующих в широ

210
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

комасштабном эксперименте по совершенствованию структуры
и содержания общего образования. В ходе проведения экспе
римента планируется провести мониторинг безотметочного обу
чения по физической культуре, изобразительному искусству,
музыке.
По результатам исследований и анализа предложений органов
управления образованием и общеобразовательных учреждений бу
дут подготовлены и направлены рекомендации для использования
безотметочного обучения по физической культуре, изобразительно
му искусству, музыке в массовой практике.
Министр В. М. ФИЛИППОВ

О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, УЧАСТВУЮЩИХ
В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ
И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Письмо Департамента общего образования Минобразования России
от 3 июня 2003 г. № 13–51–120/13
О необходимости введения новой системы оценивания
Изменения, произошедшие в содержании современного обра
зования за последнее десятилетие — перенос акцента с предмет
ных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на
формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельно
сти учебных действий, влекут за собой и изменение системы оце
нивания.
Безотметочное обучение — это поиск нового подхода к оце
ниванию, который позволил бы преодолеть недостатки существу
ющей «отметочной» системы оценивания.
Традиционная пятибалльная система оценивания:
— не дает полноценной возможности для формирования у
учащегося оценочной самостоятельности — «краеугольного кам
ня» здания учебной самостоятельности. Указанная способность
признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей но
вое качество содержания российского образования (см. Кон
цепцию модернизации российского образования на период до
2010 года, утвержденную распоряжением Правительства Россий

211
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

ской Федерации от 29.12.01 № 1756–Р (п. 2). Общепринятая
«отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля
успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не
предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни
сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой
(оценкой учителя, других учеников);
— затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно
зафиксировать и положительно оценить реальные достижения
каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими ре
зультатами его обучения. Фактически учителю приходится ла
вировать между фиксацией успешности результата ребенка,
сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической
нормой («Три ошибки в диктанте — это хорошо или плохо?»),
и фиксацией успешности результата для данного ребенка («Для
данного учащегося три ошибки — хорошо, если обычно у него
их десять»). Даже если учитель склонен к оценке индивиду
ального результата ребенка («Для тебя три ошибки — это хо
рошо, ты — молодец!»), официальный статус отметки («Все
равно за такую работу нужно ставить три») сводит на «нет»
все старания педагога;
— является малоинформативной. В силу своей формализован
ности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о
действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя
определить вектор дальнейших усилий — что именно надо улуч
шить, над чем поработать, в какой степени это вообще воз
можно для данного ребенка;
— часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредо
точенная в руках учителя, «отметочная» система нередко ока
зывается орудием манипуляции и психологического давления,
которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ре
бенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою
очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это сред
ство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как
известно, к снижению интереса к обучению, росту психологи
ческого дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности,
и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

212
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Необходим поиск принципиально иного подхода к оценива
нию, который позволил бы устранить негативные моменты в обу
чении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализа
ции учебного процесса, повышению учебной мотивации и учеб
ной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и свя
зано появление идеи безотметочного обучения.
Было бы преждевременно говорить о том, что такая система
оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем, уче
ными уже определены и сформулированы некоторые общие подхо
ды к ее построению, в педагогической практике нарабатываются
конкретные формы ее организации.
Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:
— что оценивать (т. е. что именно подлежит оцениванию, а
что оценивать не следует);
— как оценивать (т. е. какими средствами должно фиксиро
ваться то, что оценивается);
— каким образом оценивать (т. е. какова должна быть сама
процедура оценивания, этапы ее осуществления);
— что нужно учитывать при таком оценивании (т. е. како
вы необходимые педагогические условия эффективности безот
меточной системы оценивания).
Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и
навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сфе
рах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо,
как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90 % оценочных
суждений и действий учителя будет посвящено ЗУНам, и лишь
10 % — творческим проявлениям ребенка, то ученики получают
ясное сообщение: «Я вас ценю в основном как исполнителей,
точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, ус
пешно действующих по правилам и алгоритмам».
Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка
была социально оформлена, представлена и учителям, и учащим
ся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выстав
ки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных кон
курсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным твор
чеством находили социальное признание интеллектуальные твор

213
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

ческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы,
самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного мате
риала, интересные догадки, необязательно правильные (они могут
быть оформлены в специальной классной «Тетради наших дога
док, вопросов и открытий»).
Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества
ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия).
Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оце
нивании знаний и навыковых достижений ученика не должен
употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зай
чиков», «черепашек» и т. п. При безотметочном обучении исполь
зуются такие средства оценивания, которые, с одной стороны,
позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого
ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение
детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости.
Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат
выполненной работы по определенному критерию, различные
формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в
которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по мно
жеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания явля
ются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не
должен делать их предметом сравнения — недопустимо, напри
мер, вывешивать в классе так называемый «Экран успеваемости».
Оценки не должны становится причиной наказания или поощре
ния ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении
состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать
учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится
предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбира
ются только такие задания, где существует объективный однозначный
критерий оценивания (например, количество звуков в слове) и не
выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например,
красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой
работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом
договора между учителем и учениками.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т. е. склады
ваться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком

214
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих
умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет се
годня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий
оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценоч
ных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные
суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъяв
ляет для оценки.
Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя
контролировать. В обучении должны использоваться особые зада
ния, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор
сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и
незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки
сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко
оценивается учителем. Создается система заданий, специально на
правленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестно
го. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и
его родителям прослеживать динамику учебной успешности; отно
сительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные
оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в дик
тантах, в счете и т. п.).
Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый
аккуратный, самый грамотный и т. п.) является для многих детей
мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систе
матических оценок высших достижений создает в классе атмос
феру соревновательности, которая может травмировать некоторых
детей и не соответствует личностным установкам некоторых учи
телей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений
(медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и ин
дивидуально.
О необходимых условиях введения безотметочной системы
обучения в начальной школе
Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия
определенных условий, важнейшее из которых — добровольное при
нятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогическо
го коллектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не
просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, по

215
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

крайней мере, должен быть заранее продуман ряд «узловых» вопро
сов, обеспечивающих функционирование единого оценочного «орга
низма» школы. Среди таких вопросов можно назвать следующие:
1. «Стыковка» на уровне общих подходов к оцениванию меж
ду начальной и основной школой. Если не будет выстроен специаль
ный переход от способов оценивания в начальной школе к норма
тивному оцениванию в основной школе, дети пострадают от рез
кого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями. Про
блема «стыковки» безотметочного обучения и традиционного оце
нивания в рамках обучения в начальной школе (если такой пере
ход осуществляется, например, после первого класса или после
второго, третьего) тоже существует, хотя и выглядит менее болез
ненной.
2. «Стыковка» «оценочной политики» школы и семьи. Должны
быть продуманы механизмы постоянного согласования и коорди
нации оценочной политики учителей и родителей школьника на
всех этапах обучения.
3. «Стыковка» оценочных требований администрации и учите
лей всех ступеней, договор о приемлемых формах внутришкольного
контроля (правилах ведения классных журналов, ученических днев
ников).
Об этапах введения новой безотметочной системы оценивания
в общеобразовательном учреждении
Этап 1 — принятие школой единой «оценочной политики».
Исходной точкой принятия образовательным учреждением еди
ной «оценочной политики» и курса на реализацию идеи безотме
точного обучения во многих школах может стать «Положение о бе
зотметочном обучении». В этом школьном документе могут быть

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign