LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

непосредственное участие в эксперименте (классным руководите
лям 9 х классов, заместителям директоров общеобразовательных
учреждений, отвечающие за организацию предпрофильной под
готовки обучающихся).
2. Содержание работы
2.1. Организация предпрофильной подготовки
В соответствии с приказом Минобразования России от 26.06.03
№ 2757 «Об утверждении плана графика мероприятий по подго
товке и введению профильного обучения на старшей ступени об
щего образования и плана графика повышения квалификации
работников образования в условиях введения профильного обу
чения» с 2003/04 учебного года начинается первый этап экспери
мента. На этом этапе апробируются подходы по организации пред
профильной подготовки учащихся 9 х классов.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени об
щего образования отмечается, что реализация идеи профилизации
обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступе
ни перед необходимостью совершения ответственного выбора —
предварительного самоопределения в отношении профилирующе
го направления собственной деятельности.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой
систему педагогической, психологической, информационной и орга
низационной поддержки учащихся основной школы, содействую
щей их самоопределению по завершению основного общего обра
зования. К предпрофильной подготовке относится информирова
ние и ориентация учащихся 9 х классов в отношении их возможно
го выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для
продолжения обучения в системе начального или среднего профес
сионального образования.
Анализ действующего Базисного учебного плана (утвержден
ного приказом Минобразования России от 09.02.98 № 322) и ми
нимально необходимой потребности в учебном времени на пред
профильную подготовку позволяет определить, что базовый
минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть
равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем состав
ляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.

197
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку реко
мендуется распределять следующим образом: ориентировочно 2/3
объема (или 2 учебных часа в неделю) отводить на два вида спе
циально организованных курса по выбору: предметные курсы и
ориентационные курсы; оставшуюся часть (1/3 объема) предпро
фильной подготовки, примерно 30–35 учебных часов в год, пред
лагается использовать для информационной работы и профиль
ной ориентации.
Предметные курсы — содержание и форма организации этих
курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика
по тому или иному учебному предмету.
Ориентационные курсы представляют собой занятия, способ
ствующие самоопределению ученика относительно профиля обу
чения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовы
вать в виде учебных модулей и делать их относительно краткос
рочными (месяц, четверть).
Информационная работа — это организованное знакомство уча
щихся 9 х классов с местными образовательными учреждениями
(для возможного продолжения образования после окончания ос
новной школы), изучение условий приема, особенностей органи
зации образовательного процесса, образовательных программ, по
сещение дней открытых дверей и др.
К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия
по профильной ориентации и психолого педагогической диагно
стике учащихся 9 х классов, их анкетирование, консультирова
ние, организация «пробы сил» и т. п. Целью профильной ориен
тации является оказание учащимся психолого педагогической
поддержки в проектировании продолжения обучения в про
фильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждени
ях начального и среднего профессионального образования. Про
фильная ориентация способствует принятию школьниками ре
шения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию
условий для повышения готовности подростков к социальному,
профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Следует отметить, что при полной 6 дневной учебной неделе
на предпрофильную подготовку можно отводить и большее вре
мя, чем 100 учебных часов в год.

198
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

При 5 дневной учебной неделе, когда школьный компонент со
ставляет всего 2 часа в неделю, возможности предпрофильной под
готовки весьма ограниченны. Это затрудняет ее результативную
реализацию. Поэтому при 5 дневной учебной неделе информаци
онную и профориентационную работу целесообразно совмещать с
уроками технологии, проводить ее во внеурочное время (напри
мер, по субботам). Общеобразовательным учреждениям, участ
вующим в эксперименте рекомендуется рассмотреть вопрос о пе
реходе на 6 дневную учебную неделю в 9 х классах. Органам мес
тного самоуправления (муниципалитетам) желательно изыскивать
возможности для финансирования дополнительных занятий, про
водимых во внеурочное время.
Общеобразовательные учреждения могут проводить занятия по
предпрофильной подготовке также и во вторую смену. Кроме этого
для всех образовательных учреждений одной муниципальной сети,
либо для соседних образовательных учреждений можно определить
один общий день для проведения курсов по выбору. При этом мо
жет апробироваться одна из возможных идей организации курсов
по выбору, когда они являются сетевыми и их пользователями могут
становиться учащиеся нескольких общеобразовательных учрежде
ний данной территории.
В качестве дополнительных возможностей для организации
предпрофильной подготовки можно рекомендовать:
— делить классы на подгруппы при организации курсов по
выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, бо
лее активно применять проектные и исследовательские формы;
— привлекать к преподаванию курсов предпрофильной под
готовки работников начального, среднего и высшего профессио
нального образования, науки, производства и других сфер дея
тельности;
— использовать ресурсы дополнительного образования для
организации кружков, клубов, студий, в целях профессиональ
ной ориентации школьников, «приближения» их к возможному
выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образо
вательных интересов;
— использовать современные информационные и коммуни
кационные технологии (Интернет, СD диски, дистанционные
формы и т. д.);

199
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

— использовать практику экстерната, при которой обучаю
щемуся предоставляется право самостоятельного выбора форм
обучения по той или иной учебной дисциплине.
2.2. Организация территориальной (муниципальной)
сети образовательных учреждений
Для организации предпрофильной подготовки и последующе
го перехода на профильное обучение органам местного самоуп
равления (муниципалитетам), участвующим в эксперименте, ре
комендуется провести следующую работу:
— определить совокупность образовательных учреждений, в
которых будет вестись предпрофильная подготовка учащихся 9 х
классов (общеобразовательные учебные заведения, учебно про
изводственные комбинаты (УПК), профессиональные училища
(ПУ), профессиональные лицеи (ПЛ), колледжи, техникумы,
образовательные учреждения системы дополнительного образо
вания, высшие учебные заведения (вуз));
— составить предварительный проект структуры и сети пред
стоящего профильного обучения в территории (профильные шко
лы, классы, группы и др.), с учетом возможностей образователь
ной сети и выявленных ориентации школьников;
— организовать информационную работу в общеобразователь
ных учреждениях;
— начать отработку различных вариантов взаимодействия
образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализа
ции образовательных программ (по типу взаимоотношений «шко
ла — школа», «школа — УПК», «школа — ПУ», «школа — ПЛ»,
«школа — колледж», «школа — техникум», «школа — вуз»), вклю
чая академические, организационные, экономические аспекты
взаимодействия.
Важно учитывать, что предпрофильная подготовка — это под
готовка и ориентация не столько в отношении выбора «профиля
вообще», сколько подготовка к конкретному месту и форме про
должения образования. В условиях все более широкого развер
тывания профильных форм образования в старшей школе все
более актуальной становится работа по проектированию ближай

200
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ших шагов развития всей сети общеобразовательных учреждений
среднего (полного) общего образования в каждой территории.
Иными словами, важно ориентировать выпускников основной
школы не на статичную (нынешнюю) совокупность профильных
школ и классов, а на сеть, которая будет динамично развиваться.
При этом необходимо подчеркнуть, что решение о введении
профильного обучения в том или ином общеобразовательном уч
реждении учредитель принимает по представлению администра
ции школы, согласованному с органом самоуправления общеоб
разовательным учреждением. Тем самым, учредитель должен бу
дет принимать решение в отношении конкретного обще
образовательного учреждения, руководствуясь не только собствен
но его пожеланиями и характеристиками (кадровое обеспечение
и материальная база), но и своим видением конкретной перспек
тивы, своим реальным проектом развертывания сети профильно
го обучения на подведомственной территории в целом.
2.3. Комплектование профильных классов
Важным нововведением, следующим из Концепции профиль
ного обучения на старшей ступени общего образования, стано
вится упорядочение вопросов приема в профильные классы. Ком
плектование профильных классов должно осуществляться на
объективной, справедливой и прозрачной для общества основе.
При этом безусловным остается выполнение требования
законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (пол
ного) общего образования. Ответственность за реализацию этого
права граждан несут органы местного самоуправления (муниципа
литеты), которые обычно и являются учредителями образователь
ных учреждений. Они должны обеспечивать общедоступность сред
него (полного) общего образования всей совокупностью об
разовательных учреждений, учрежденных ими на данной террито
рии, однако это не означает беспрепятственной записи на обуче
ние, в бесспорном порядке, в конкретное учебное заведение.
Процесс оптимизации территориальных сетей образовательных
учреждений должен быть направлен на рост возможностей подро
стков на получение полного среднего образования, в том числе по
избираемым ими направлениям и профилям обучения. Однако в

201
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

ряде случаев потребуется объективный учет подготовленности к
профильному обучению, учет качества знаний будущего старшек
лассника (особенно при наличии избытка выпускников основной
ступени, желающих быть принятыми на обучение в наиболее пре
стижные профильные школы территории). Это может потребовать
изменения процесса организации итоговой аттестации выпускни
ков основной ступени, перехода к «внешней», проводимой муни
ципальными (или районными, окружными, межшкольными) эк
заменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных
экзаменов в 9 х классах, взамен действующей «внутришкольной»
формы итоговой аттестации.
В состав экзаменационной комиссии (и ее предметных ко
миссий) могут войти учителя предметники, руководители обра
зовательных учреждений, педагогические работники начальных,
средних, высших учебных заведений, специалисты методических
служб и другие заинтересованные лица. Состав и порядок работы
экзаменационной комиссии доводятся до сведения выпускников
9 х классов и их родителей (законных представителей), руково
дителей общеобразовательных учреждений не позднее чем за два
месяца до начала проведения экзаменов. Все спорные вопросы,
возникающие при проведении итоговой аттестации и формиро
вании профильных классов рассматриваются учредителем обще
образовательного учреждения.
При этом возможна проработка различных моделей построе
ния образовательного рейтинга выпускников основной школы.
Основными составляющими этого рейтинга могут стать резуль
таты итоговой аттестации выпускников основной школы и сово
купность индивидуальных образовательных достижений ученика
(«портфель учебных достижений»).
Порядок комплектования профильных классов в общеобразо
вательных учреждениях старшей ступени определяет учредитель.




202
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
ОТ 24.06.03 № 10/1 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Приказ Министерства образования Российской Федерации
от 8 июля 2003 г. № 2946
В соответствии с решением коллегии от 24.06.03 № 10/1 «О
деятельности органов управления образованием субъектов Рос
сийской Федерации по профилактике безнадзорности и право
нарушений несовершеннолетних» п р и к а з ы в а ю:
1. Департаменту общего образования (А. В. Баранникову):
1.1. Включить в примерные программы по курсам обще
ствоведения и права вопросы защиты прав детей, профилак
тики их безнадзорности и правонарушений (срок — IV квар
тал 2003 г.).
1.2. Разработать учебно методический комплект по фа
культативному курсу «Защита прав ребенка» (срок — II квар
тал 2004 г.).
2. Управлению региональной образовательной политики и
инспектирования (В. И. Грибанову) совместно с Управлением
социально педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.
Н. Тростанецкой) провести в 2003/04 учебном году инспекци
онную проверку состояния работы органов управления образо
ванием, образовательных учреждений по профилактике безнад
зорности и правонарушений несовершеннолетних в ряде субъек
тов Российской Федерации.
3. Управлению социально педагогической поддержки и ре
абилитации детей (Г. Н. Тростанецкой) подготовить и напра
вить в органы управления образованием субъектов Российской
Федерации:
рекомендации по вопросам организационно методического
обеспечения деятельности специальных учебно воспитательных
учреждений открытого и закрытого типа, кадетских школ и
кадетских школ интернатов, образовательных интернатных уч
реждений (срок — I квартал 2004 г.);

203
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

комплект учебно методических пособий и программ для ра
ботников образовательных учреждений, обучающихся, родите
лей по организации антинаркотической работы с несовершен
нолетними (срок — I квартал 2004 г.);
методическое письмо об опыте работы образовательных уч
реждений высшего профессионального образования по профи
лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет
них (срок — IV квартал 2003 г.).
4. Управлению воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи (В. А. Березиной):
4.1. Разработать программы по организации родительско
го всеобуча и направить в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации рекомендации по их при
менению в практической деятельности образовательных уч
реждений (срок — II квартал 2004 г.).
4.2. Провести в 2003/04 учебном году обучающий семи
нар «Психолого педагогические и организационно методичес
кие аспекты организации и развития ученического самоуп
равления в общеобразовательных учреждениях» с включение
блока гражданского и правового образования и воспитания
детей.
5. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации
(Е. Н. Геворкян) подготовить проект приказа Минобразования
России о внесении изменений и дополнений в Положение о
порядке аттестации и государственной аккредитации образова
тельных учреждений в части введения в качестве показателя
деятельности образовательных учреждений состояние работы по
защите прав обучающихся, воспитанников, профилактике их
безнадзорности и правонарушений (срок — II квартал 2004 г.).
6. Управлению начального профессионального образования
(Е. Я. Бутко) подготовить и направить в органы управления
образованием субъектов Российской Федерации рекомендации
по организации в образовательных учреждениях начального
профессионального образования профессиональной подготовки
несовершеннолетних, не имеющих основного общего образова
ния (срок — I квартал 2004 г.).
7. Управлению специального образования (Т. В. Волосовец)
подготовить и направить в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации рекомендации по организаци

204
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

онно методическому обеспечению деятельности образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в психолого педагогичес
кой и медико социальной помощи (срок — II квартал 2004 г.).
8. Департаменту по молодежной политике (Г. В. Куприяно
вой) подготовить и направить в органы управления образова
нием, органы по делам молодежи субъектов Российской Феде
рации рекомендации по реализации социальных профилакти
ческих и реабилитационных программ и методическое письмо
об опыте работы по данному направлению учреждений органов
по делам молодежи (срок — II квартал 2004 г.).
9. Управлению развития и планирования научных исследова
ний (Г. В. Боровскому) предусмотреть на конкурсной основе при
формировании программы «Научно методическое обеспечение
функционирования и модернизации системы образования» на 2004
год научные проекты, направленные на совершенствование дея
тельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в системе образования.
10. Управлению экономики (Ю. Н. Фролову) совместно с
заинтересованными структурными подразделениями Минобра
зования России продолжить работу по разработке отраслевой
системы оплаты труда работников образования.
11. Структурным подразделениям Минобразования России
в соответствии со своей компетенцией:
11.1. Регулярно оказывать содействие органам управления
образованием субъектов Российской Федерации в организации
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работ
ников органов управления образованием, образовательных учреж
дений по вопросам защиты прав несовершеннолетних, профи
лактики их безнадзорности и правонарушений.
11.2. Регулярно организовывать размещение в средствах мас
совой информации материалов по проблемам защиты прав не
совершеннолетних, профилактики их безнадзорности и право
нарушений.
12. Рекомендовать органам управления образованием субъек
тов Российской Федерации продолжить реализацию комплекса
мероприятий по обеспечению прав детей на образование, по
вышению статуса воспитания и эффективности социально пе
дагогической, психолого педагогической, воспитательной рабо
ты в образовательной среде, в том числе:
205
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

12.1. Ввести в образовательных учреждениях практику обя
зательного закрепления за конкретными работниками функций
координаторов профилактической работы с обучающимися, вос
питанниками.
12.2. Обеспечить наличие в образовательных учреждениях,
в местах, доступных для обучающихся и их родителей (иных
законных представителей), текстов уставов, правил внутреннего
распорядка этих учреждений, а также информации об органах
и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблю
дением, обеспечением и защитой прав ребенка, оказывающих
психологическую, медицинскую, педагогическую, социальную,
правовую помощь несовершеннолетним с проблемами в разви
тии, обучении, поведении, социальной адаптации.
12.3. При осуществлении инспектирования образовательных
учреждений и проведении аттестации руководителей образова
тельных учреждений рассматривать в качестве одного из крите
риев результатов их деятельности показатель состояния работы
по защите прав обучающихся, воспитанников, профилактике их
безнадзорности и правонарушений.
12.4. Принять дополнительные меры:
по обеспечению доступности дошкольного образования;
по обеспечению гарантий получения несовершеннолетними
обязательного основного общего образования;
по включению в штаты образовательных учреждений долж
ностей специалистов (социальных педагогов, педагогов психо
логов, классных воспитателей, педагогов организаторов, педа
гогов дополнительного образования и т. д.), которые могли бы
обеспечивать непрерывный, целенаправленный воспитательный
процесс как в образовательном учреждении, так и по месту жи
тельства обучающихся, воспитанников, в том числе за счет пре
образования ставок педагогических работников, высвобождаю
щихся при сокращении контингента обучающихся;
по дальнейшему развитию психологической службы в сис
теме образования, развитию сети образовательных учреждений

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign