LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек.
Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 че
ловек.
2.3.2. Учебные помещения не размещаются в подвальных и
цокольных этажах здания.
2.3.3. Высота здания общеобразовательного учреждения не
должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной за
стройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа.
При размещении общеобразовательных учреждений в ранее
выстроенных 4–5 этажных зданиях, четвертый и пятый этажи
необходимо отводить под редко посещаемые обучающимися ка
бинеты.
2.3.4. При размещении учреждения в приспособленном здании
набор помещений, их площади определяются по согласованию с
территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом кон
кретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения,
числа и возраста обучающихся, количества классов и прочего.

11
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

2.3.5. Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным обо
рудованием ячеек для каждого класса.
Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для
обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и
рекреациях.
2.3.6. Для правильной организации карантинных мероприя
тий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо
повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.
2.3.7. Набор помещений создает условия для изучения обяза
тельных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональ
ной специфики), а также дополнительных предметов по выбору
обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией
по направлениям для углубленного изучения одного двух трех
предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помеще
ний, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спор
тивных и актовых залов, пищеблока).
2.3.8. Учащихся I ступени обучают в закрепленных за каждым
классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
2.3.9. Для обучающихся II–III ступени допускается организа
ция образовательного процесса по классно кабинетной системе
в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.
В сельском общеобразовательном учреждении при малой на
полняемости классов допускается использование учебных каби
нетов по 2 дисциплинам.
Наиболее благоприятным является следующее сочетание пред
метов: химия — биология, математика — черчение, черчение —
рисование, история — география, литература — иностранный язык.
2.3.10. Учебные помещения включают: рабочую зону (размеще
ние учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, до
полнительное пространство для размещения учебно наглядных по
собий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуаль
ных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 м2 на
одного обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 м2
— при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

12
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

2.3.12. Площадь и использование кабинетов информатики
должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляе
мым к видеодисплейным терминалам, персональным электрон
но вычислительным машинам и организации работы.
2.3.13. Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зави
сят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до
первых боковых рядов — парт). Он должен составлять не менее
35° для обучающихся II–III ступени и не менее 45° для обучаю
щихся 6–7 лет.
2.3.14. При каждом кабинете или группе из 2–3 кабинетов ор
ганизуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в ка
бинетах химии, физики, биологии, информатики).
2.3.15. При наличии в здании учреждения учебных мастерс
ких, они должны использоваться по назначению. По согласова
нию с территориальным центром госсанэпиднадзора, они могут
быть переоборудованы соответственно профилю общеобразова
тельного учреждения, а также допускается их использование для
внеклассных занятий по техническому творчеству и для работы
обучающихся во внеурочное время.
2.3.16. При строительстве общеобразовательных учреждений,
ориентированных на углубленное и расширенное содержание обу
чения (с углубленным изучением отдельных предметов, гимна
зии, лицеи), для разностороннего развития личности обучающих
ся необходимо предусматривать выделение помещений под сту
дии (универсальные залы) с габаритами 12?12 м, а также подсоб
ные помещения для отделения по художественному воспитанию
и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые поме
щения по изобразительному искусству, хореографии, классы пе
ния и музыки (70–108 м2) в зависимости от назначения нового
образовательного учреждения.
В учреждениях с техническим профилем следует предусмот
реть универсальное помещение площадью 108 м2 (90 + 18) для
технического творчества.
Учебно художественные кабинеты должны иметь зоны для ак
варельной живописи, масляной живописи и рисунка.
Исходя из позы при работе различными видами живописи

13
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

(по акварельной живописи и рисунку — сидя, по масляной живо
писи — стоя), площадь на одно рабочее место составляет для
масляной живописи — 3,5 м2, акварельной живописи и рисун
ка — 2,0 м2.
2.3.17. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в при
стройке. Его размеры предусматривают выполнение полной про
граммы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортив
ных занятий.
Количество и типы спортивных залов предусматриваются в
зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вме
стимости.
Площади спортивных залов приняты 9?18 м, 12?24 м, 18?30 м
при высоте не менее 6 м.
При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные
площадью 16–32 м2 в зависимости от площади спортзала; раз
девальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 м2 каждая; душе
вые площадью 9 м2 каждая; уборные для девочек и мальчиков пло
щадью 8 м2 каждая; комната для инструктора площадью 9 м2.
В состав помещений физкультурно спортивного назначения
необходимо включать помещение (зону), оборудованное трена
жерными устройствами, а также по возможности бассейн.
2.3.18. Размеры актового зала определяются числом посадоч
ных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60 % от общего количе
ства обучающихся учреждения. При актовом зале предусматрива
ются артистические уборные площадью не менее 10 м2 каждая;
кинопроекционная площадью 27 м2; склад декораций и бутафо
рий, музыкальных инструментов площадью 10 м2; склад хране
ния костюмов площадью 10 м2.
2.3.19. В учреждениях с углубленным изучением отдельных
предметов, гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудито
рию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрас
тной параллели обучающихся, состоящей не более чем из 3 клас
сов, из расчета 1 м2 на одно место.
2.3.20. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного
учреждения и его вместимости.

14
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предме
тов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в каче
стве справочно информационного центра, оснащенного всеми
видами технических средств обучения (далее — ТСО), обеспечи
вающего условия для индивидуальных занятий обучающихся.
Площадь библиотеки информационного центра — необходимо
принимать из расчета не менее 0,6 м2 на одного обучающегося.
В помещении библиотеки предусматриваются следующие
зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и
прием литературы), места для работы с каталогами, фонды от
крытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками
для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения пере
движных тележек.
2.3.21. При строительстве и реконструкции современных обще
образовательных учреждений следует отдавать предпочтение рек
реационным помещениям зального типа.
2.3.22. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения
включает следующие помещения: кабинет врача длиной не ме
нее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся)
площадью не менее 14 м2; кабинет зубного врача площадью 12 м2,
оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет пло
щадью 14 м2; кабинет психолога площадью 10 м2.
При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. При
мерный перечень оборудования и инструментария медицинского
кабинета дается в приложении 1.
2.3.23. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы
для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями
без запоров. Количество санитарных приборов определяется из
расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 уни
таз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков.
Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует
принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося.
Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся
II и III ступеней обучения организуются комнаты личной гигие
ны для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не
менее 3 м2.

15
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учеб
ные помещения или в непосредственной близости от них.
На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудован
ные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для
хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления де
зинфекционных растворов.
2.3.24. В помещениях начальных классов, лабораториях, учеб
ных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначе
ния, учительской, комнате технического персонала обязательно
устанавливаются умывальники.
2.3.25. В общеобразовательных учреждениях организуется
2 х разовое горячее питание для детей групп продленного дня и
горячие завтраки для остальных детей. Питание может быть орга
низовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрика
тах, а также в буфете раздаточной согласно гигиеническим тре
бованиям к организациям общественного питания, включая кон
дитерские цехи и организации, вырабатывающие мягкое моро
женое. Столовые предусматриваются в учреждениях с числом
обучающихся более 100 человек.
Столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий на
бор оборудования и помещений: цехи — горячий, холодный, мясо
рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и ку
хонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаж
даемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и
особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для пер
сонала пищеблока; загрузочная тарная; моечная для тары; холо
дильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников
столовой. В состав помещений столовой, работающей на полу
фабрикатах, входят: горячий цех; доготовочная; моечные для сто
ловой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и ово
щей; холодильные камеры для полуфабрикатов; бытовые поме
щения для персонала пищеблока; загрузочная тарная, моечная
для тары; холодильная камера для пищевых отходов.
В состав помещений буфета раздаточной входят: загрузочная;
помещение для подогрева пищи, оборудованное плитой, холо
дильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами;

16
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

посудомоечная; подсобные помещения; бытовые помещения для
персонала; помещения для мытья тары.
При буфетах и столовых общеобразовательных учреждений обя
зательно предусматривается обеденный зал площадью из расчета
0,7 м2 на одно место в зале, исходя из посадки 100 % обучающихся
в 3 очереди. При столовых устанавливаются умывальники из рас
чета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в
расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или
в отдельном помещении рядом с обеденным залом.
2.3.26. В сельских общеобразовательных учреждениях (сред
них, неполных средних) требования к организации питания те
же, что и в городских. В малокомплектных общеобразовательных
учреждениях (до 50 обучающихся) выделяются помещения для
приема пищи с минимальным набором оборудования: электро
плита 2 гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, элек
тротитан.
2.4. Требования к помещениям и оборудованию
общеобразовательных учреждений
2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут
применяться столы ученические (одноместные и двухместные), сто
лы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка сто
лов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухряд
ной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим
местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоя
нием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту
обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки
или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номе
рам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с
нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера,
ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой
зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболе
ваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

17
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам
«столы ученические» и «стулья ученические»
Таблица 1
Номера Высота над Высота
Группа Цвет
полом края
мебели над полом
роста маркировки
крышки стола,
по ГОСТ переднего края
(мм)
обращенного
11015–93 сиденья по ГОСТ
к ученику,
11016–93 11016–93 (мм)
по ГОСТ
11015–93 (мм)
1 1000—1150 460 Оранжевый 260

2 1150—1300 520 Фиолетовый 300

3 1300—1450 580 Желтый 340

4 1450—1600 640 Красный 380

5 1600—1750 700 Зеленый 420

6 Свыше 1750 760 Голубой 460


2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются
следующие размеры проходов и расстояния между предметами
оборудования (см):
• между рядами двухместных столов — не менее 60;
• между рядом столов и наружной продольной стеной — не
менее 50–70;
• между рядом столов и внутренней продольной стеной
(перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не
менее 50–70;
• от последних столов до стены (перегородки), противопо
ложной классной доске — не менее 70;
• от задней стены, являющейся наружной — не менее 100; а
при наличии оборотных классов — 120;
• от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;
• от первой парты до учебной доски — 240–270;
• наибольшая удаленность последнего места обучающегося от
учебной доски — 860;
• высота нижнего края учебной доски над полом — 80–90;

18
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

• угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середи
ны крайнего места обучающегося за передним столом) должен
быть не менее 35° для обучающихся II–III ступени и не менее 45°
для детей 6–7 лет.
2.4.4. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы
специальными демонстрационными столами, где предусмотрены
пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электри
чества, канализации.
Для обеспечения лучшей видимости учебно наглядных пособий
демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные уче
нические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с под
водкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики).
Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, располо
женными у наружной стены возле стола преподавателя.
2.4.5. Кабинеты иностранного языка включают следующее
оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тум
бой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и
проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроен
ные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные ре
цептивные установки.
2.4.6. Оборудование кабинетов информатики должно соответ
ствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодис
плейным терминалам, персональным электронно вычислитель
ным машинам и организации работы.
2.4.7. В мастерских для трудового обучения размещение обору
дования осуществляется с учетом создания благоприятных усло
вий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы
и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуют
ся верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в
3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал
слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в пе
редне заднем направлении. В слесарных мастерских допускается
как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпенди
кулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Рас
стояние между рядами одноместных верстаков — не менее 1,0 м,
двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии

19
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснаще
ны предохранительной сеткой, высотой 0,65–0,7 м. Сверлильные,
точильные и другие станки должны устанавливаться на специаль
ном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками,
стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для
столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту
обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах
обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электро
полотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой
медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выпол
няются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, бе
рет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреж
дения глаз, следует использовать защитные очки.
2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, до
пускающими их уборку влажным способом.
2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие доща
тое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться
керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не исполь
зуют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки по
лов и стен помещений следует руководствоваться перечнем по
лимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в
строительстве.
2.5. Требования к воздушно тепловому режиму
2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в
общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в со
ответствии с гигиеническими требованиями к общественным
зданиям и сооружениям.
Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или
местных котельных. Паровое отопление не используется.
В качестве нагревательных приборов могут применяться ра
диаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в
бетонные панели, а также допускается использование конвекто
ров с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными
деревянными решетками, располагаются под оконными проема
ми и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать

20
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ограждений из древесно стружечных плит и других полимерных
материалов. Средняя температура поверхности нагревательных
приборов не должна превышать 80 °С.
2.5.2. При проектировании в здании общеобразовательного уч
реждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией,
следует предусматривать автоматическое управление системами для
поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней тем
пературы и относительной влажности воздуха в пределах 40–60 %.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign