LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

выпускников основной школы, предусмотреть определенную фор
му, позволяющую объективно оценить уровень готовности уча
щихся к продолжению образования по тому или иному профи
лю, а также создать основу для внедрения в массовую практику
механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в
старшую профильную школу.
Важную роль должно сыграть введение накопительной оцен
ки (портфолио — «портфель достижений»), которая учитывает
различные достижения учащихся по исполнению тех или иных
проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные ре
зультаты на курсах по выбору и т. п.

167
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Муниципальные органы управления образованием должны
обеспечить возможность получения общего среднего (полного)
образования каждому школьнику, изъявившему желание в его
получении.
Профильная общеобразовательная подготовка
в системе начального и среднего п
рофессионального образования
Необходимость одновременного усвоения учащимися учреж
дений начального и среднего профессионального образования
учебного материала, определяемого двумя стандартами (общего
среднего и профессионального образования) приводит к пере
грузкам и снижению качества как общего образования, так и про
фессиональной подготовки выпускников. Сохраняется жесткая
видовая структура образовательных программ, учащиеся и сту
денты ограничены в выборе образовательной траектории.
Важной предпосылкой модернизации общеобразовательного
цикла в программах начального и среднего профессионального
образования является относительная завершенность программы
основной школы по большинству основных образовательных об
ластей (например, курс естествознания должен быть достаточно
завершенным для будущих филологов, а курс истории — для
будущих математиков).
Предлагается следующая модель общеобразовательной состав
ляющей образовательной программы начального и среднего
профессионального образования для выпускников 9 класса об
щеобразовательной школы.
Обязательные общеобразовательные модули:
• Основной (профессионально ориентированный) общеобразова
тельный модуль объемом примерно 500–700 часов, в рамках кото
рого учащиеся, во первых, получают и закрепляют знания по тем
предметам и разделам общего образования, которые непосред
ственно обеспечивают успешное усвоение специальных предме
тов и, во вторых, проходят интегрированный гуманитарный курс,
обеспечивающий общекультурное развитие;

168
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

• Модули общих навыков (объемом до 300 часов). Термин «об
щие навыки» вводится как рабочий, для обозначения совокупно
сти навыков, необходимых для успешной адаптации выпускни
ков учреждений начального и среднего профессионального обра
зования на рынке труда.
После изучения обязательных общеобразовательных модулей
обучаемые делятся на два потока с учетом их собственных инте
ресов и результатов обучения. Образовательные программы для
этих потоков структурно отличаются соотношением общего и
профессионального образования.
Первый поток, основной по численности, продолжает углуб
ленное освоение профессии или специальности (повышение уров
ня квалификации и освоение дополнительных специализаций),
что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на
рынке труда. В будущем, по мере формирования устойчивых жиз
ненных приоритетов, часть этих выпускников может пройти до
полнительный общеобразовательный курс и сдать единый
государственный экзамен, что позволит им поступить в учебное
заведение высшего профессионального образования.
Второй поток, включающий учащихся, успешно освоивших обя
зательные общеобразовательные модули и стремящихся к получе
нию высшего образования, завершает освоение профессии или спе
циальности в рамках стандарта по сокращенной программе, осва
ивает специализацию на начальном уровне квалификации. При
этом они изучают дополнительный общеобразовательный модуль,
ориентированный на требования единого государственного экза
мена (этот модуль учащиеся могут осваивать как в своем образова
тельном учреждении, так и в близлежащей школе, по дневной или
вечерней форме обучения).
Таким образом, общий срок обучения не увеличивается, но при
этом более эффективно используются образовательные ресурсы за
счет четкой расстановки акцентов в образовательных программах
начального и среднего профессионального образования.


169
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка
педагогических кадров для профильной школы
Учитель профильной школы обязан не просто быть специали
стом высокого уровня, соответствующим профилю и специали
зации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
— вариативность и личностную ориентацию образовательного
процесса (проектирование индивидуальных образовательных тра
екторий);
— практическую ориентацию образовательного процесса с вве
дением интерактивных деятельностных компонентов (освоение
проектно исследовательских и коммуникативных методов);
— завершение профильного самоопределения старшеклассни
ков и формирование способностей и компетентностей, необхо
димых для продолжения образования в соответствующей сфере
профессионального образования.
Новые требования к учителю в условиях перехода к профиль
ному обучению диктуют необходимость дальнейшей модерниза
ции педагогического образования и повышения квалификации
действующих педагогических кадров.
Для реализации данной задачи необходимо разработать моде
ли структуры и содержания подготовки специалистов для про
фильной школы на основе современных подходов к организации
педагогического образования, что должно включать опережаю
щую проработку модели стандартов высшего педобразования тре
тьего поколения.
Новые модели высшего педагогического образования задают
необходимую средне и долгосрочную перспективу. Вместе с тем
в ближайшие несколько лет основной объем преподавательской
работы в профильной школе будет вести действующий педагоги
ческий корпус. В этой связи для обеспечения необходимого уров
ня профессиональной подготовки учителей при переходе на про
фильную школу предполагается всем учителям, изъявившим же
лание работать в профильной школе, пройти повышение квали
фикации или переподготовку и получить соответствующее сви
детельство (сертификат). Министерству образования Российской

170
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Федерации следует инициировать вопрос о возможности аттеста
ции педагогов профильной школы по 15 разряду ЕТС.
Важным представляется организовать на базе педагогичес
ких вузов профессиональную подготовку специалистов (учите
лей, педагогов), а также магистров образования с целью обеспе
чения профильной школы высококвалифицированными кадра
ми. Следует в рамках подготовки по специальностям и направ
лениям педагогического образования ввести необходимые спе
циализации и магистерские программы с учетом потребностей
профильной школы.
Упорядочение видов общеобразовательных учреждений
При разработке нормативной базы развития профильного обу
чения на старшей ступени общего образования необходимо ре
шить следующие вопросы:
1) изменение видовой номенклатуры общеобразовательных уч
реждений;
2) разработка механизмов финансирования профильного обу
чения.
Определенное Концепцией модернизации российского образо
вания введение профильного обучения требует уточнения набора
различных видов общеобразовательных учреждений и изменения
действующего типового положения об общеобразовательном уч
реждении.
Соответственно требуют разработки вопросы нормативного
финансирования профильного обучения с учетом различных ис
точников бюджетного финансирования.
Этапы введения профильного обучения
При планировании введения профильного обучения следует
принять во внимание объективную необходимость подготовитель
ной работы по обновлению содержания образования и его обес
печения (стандарты, учебные планы, примерные программы,
учебники и методические пособия, переподготовка кадров и
проч.). Следует также учитывать необходимость соотнесения
планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных
нововведений в образовании. В частности, введение единого госу

171
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

дарственного экзамена. С учетом реально складывающейся ситу
ации предлагаются следующие этапы перехода на профильное
обучение в среднесрочной перспективе.
Предварительным этапом введения профильного обучения яв
ляется начало перехода на предпрофильное обучение в после
днем классе основной ступени.
При содействии муниципальных и региональных органов управ
ления образованием необходимо организовать повышение квали
фикации учителей и администрации общеобразовательных учреж
дений, принять меры по обеспечению школ учебными пособиями и
при необходимости учебниками, отвечающими задачам профиль
ного обучения.
Перед введением профильного обучения в общеобразователь
ных учреждениях должен быть проведен значительный объем
работ по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей
обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.).
Параллельно должна быть осуществлена разработка процедуры
приема выпускников предпрофильных классов в профильные шко
лы (классы, группы). Органам управления образованием различ
ных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому
взаимодействию образовательных учреждений, обеспечивающему
наиболее сбалансированный спектр возможностей получения стар
шеклассниками полного среднего образования на профильном
уровне, а также в непрофильных (общеобразовательных) школах,
классах и группах.
На основе примерных нормативов и расчетов субъекты Россий
ской Федерации должны представить предложения в проекты тер
риториальных бюджетов, с целью дополнительного бюджетного фи
нансирования работы старших классов общеобразовательных уч
реждений, планирующих переход на профильное обучение.
На следующем этапе должна быть продолжена работа по со
зданию нового поколения учебной литературы, уточнению ба
зисных учебных планов, разработке и принятию примерных учеб
ных планов профилей и ежегодному расширению числа школ и
обучающихся, переходящих на профильное обучение на основе
соответствующих региональных программ.

172
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Приложения
ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНЫХ ПРОФИЛЕЙ
ЕСТЕСТВЕННО МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

Число недельных учебных
Учебные курсы
часов
за два года обучения

I. Базовые общеобразовательные предметы

Русский язык и литература 6
Иностранный язык 6
История 4
Обществоведение 4
Физическая культура1 6
II. Профильные общеобразовательные предметы

Математика (базовый общеобразова 12
тельный и профильный курсы)
Физика 8
Химия 6
География 4
Биология 6
III. Элективные курсы
(3 курса на выбор)

5–6 курсов, предлагаемых школой Всего 12
Учебные практики, проекты, Не менее 70 уч. часов
исследовательская деятельность за 2 года обучения




1
Здесь и далее рекомендуется часы физической культуры не учитывать в суммар
ном объеме предельно допустимой аудиторной нагрузки учащихся.

173
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ




Число недельных учебных
Учебные курсы
часов
за два года обучения

I. Базовые общеобразовательные предметы

Русский язык и литература 6
Иностранный язык 6
Естествознание 6
Математика 8
Физическая культура 6
II. Профильные общеобразовательные предметы

История (базовый общеобразователь 10
ный и профильный курсы)
Экономика 6
Право 6
Экономическая и социальная 4
география
Социология 4
III. Элективные курсы
(3 курса на выбор)

5–6 курсов, предлагаемых школой Всего 12
Учебные практики, проекты, Не менее 70 уч. часов
исследовательская деятельность за 2 года обучения




174
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ


ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ*


Число недельных учебных
Учебные курсы
часов
за два года обучения

I. Базовые общеобразовательные предметы

Математика 6
Естествознание 6
Физическая культура 6

II. Профильные общеобразовательные предметы

Русский язык и литература (базовый 12
общеобразовательный и профильный
курсы)
Иностранный язык (базовый 10
общеобразовательный и профиль
ный курсы)
История (базовый общеобразователь 8
ный и профильный курсы)
Обществоведение (базовый общеоб 8
разовательный и профильный курсы)
Искусство 6
III. Элективные курсы
(3 курса на выбор)

5–6 курсов, предлагаемых школой Всего 12

Учебные практики, проекты, Не менее 70 уч. часов
исследовательская деятельность за 2 года обучения



*
Возможна внутрипрофильная специализация, по направлениям: филология, ис
тория, искусство и др.

175
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

(специализация — информационные технологии)*


Число недельных учебных
Учебные курсы
часов
за два года обучения

I. Базовые общеобразовательные предметы

Русский язык и литература 6
История и обществоведение 8
Естествознание 6
Физическая культура 6
II. Профильные общеобразовательные предметы
Информатика и ИКТ 10
Математика (базовый общеобразова 10
тельный и профильный курсы)
Физика 8
Иностранный язык (базовый 8
общеобразовательный и профильный
курсы)

III. Элективные курсы
(3 курса на выбор)

5–6 курсов, предлагаемых школой Всего 24
Учебные практики, проекты, Не менее 140 уч. часов
исследовательская деятельность за 2 года обучения




*
Как пример одного из возможных вариантов реализации технологического про
филя. Помимо него могут быть рекомендованы агротехнологический, индустриально
технологический и другие специализации технологического профиля (технологии сфе
ры обслуживания, медицина, педагогический и др.).

176
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(НЕПРОФИЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И КЛАССЫ)



Число недельных учебных
Учебные курсы
часов
за два года обучения

I. Базовые общеобразовательные предметы

Русский язык и литература 8
Математика 8
Иностранный язык 6
История 4
Обществоведение 8
Естествознание 10
Физическая культура 6
Информатика 4
Технология 4

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign