LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер пол
ного среднего образования считают приемлемым менее 12 % оп
рошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского
центра изучения общественного мнения).
Зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве раз
витых стран мира. При этом особое место в них отводится про
блеме профильной дифференциации обучения.
В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотлан
дии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все
учащиеся до 6 го года обучения в основной общеобразовательной
школе формально получают одинаковую подготовку. К 7 му году
обучения ученик должен определиться в выборе своего дальней

157
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

шего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продол
жения образования в основной школе «академический», кото
рый в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «про
фессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебно
му плану, содержащему преимущественно прикладные и профиль
ные дисциплины. При этом многие ученые педагоги европейс
ких стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в
основной школе).
В США профильное обучение существует на последних двух
или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три
варианта профиля: академический, общий и профессиональный,
в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариатив
ность образовательных услуг в них осуществляется за счет рас
ширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом
прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей,
планирующих профиль для своих детей.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие об
щие для всех изученных стран черты организации обучения на
старшей ступени общего образования:
1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых
странах является профильным.
2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже
два последних года обучения в школе.
3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной
школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в на
стоящее время не менее 70 %.
4. Количество направлений дифференциации, которые мож
но считать аналогами профилей, невелико. Например, два в ан
глоязычных странах (академический и неакадемический), три
во Франции (естественнонаучный, филологический, социаль
но экономический) и три в Германии («язык–литература–ис
кусство», «социальные науки», «математика–точные науки–тех
нология»).
5. Организация профильной подготовки различается по спо
собу формирования индивидуального учебного плана обучаю

158
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

щегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обяза
тельных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности
набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обу
чения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школь
ники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных кур
сов, продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких
курсов в России можно было бы считать учебные модули, из
которых возможно строить множество самостоятельных курсов.
6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на
старшей ступени по сравнению с основной существенно мень
ше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естествен
ные науки, иностранные языки, математика, родная словесность,
физическая культура.
7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как
самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей — во
Франции, гимназия — в Германии, «высшая» школа — в США.
8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профиль
ной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие
учебные заведения за некоторыми исключениями, например, во
Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на
основе вступительных экзаменов.
9. Весь послевоенный период количество профилей и учеб
ных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно
сокращалось, одновременно росло число обязательных пред
метов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось
влияние и возрастающая ответственность центральной власти
за организацию и результаты образования. Это отражается на
всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных
образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учеб
ников и др.
Отечественный опыт профильного обучения
Российская школа накопила немалый опыт по дифференци
рованному обучению учащихся. Первая попытка осуществления
дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответ
ствующий Указ предусматривал организацию семиклассных


159
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

гимназий двух типов: классическая (цель — подготовка в универ
ситет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельно
сти и к поступлению в специализированные учебные заведения).
Новый импульс идея профильного обучения получила в про
цессе подготовки в 1915–1916 гг. реформы образования, осуще
ствлявшейся под руководством министра просвещения П. Н. Иг
натьева. По предложенной структуре 4–7 классы гимназии раз
делялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно класси
ческую, реальную.
В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников про
свещения и было разработано Положение о единой трудовой шко
ле, предусматривающее профилизацию содержания обучения на
старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделя
лись три направления: гуманитарное, естественно математическое
и техническое.
В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР
принимают постановление «О структуре начальной и средней
школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и
единые учебные программы. Однако введение на всей террито
рии СССР единой школы со временем высветило серьезную про
блему: отсутствие преемственности между единой средней шко
лой и глубоко специализированными высшими учебными заве
дениями, что заставило ученых педагогов в который раз обра
титься к проблеме профильной дифференциации на старших
ступенях обучения.
Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициа
тором проведения эксперимента, в котором предполагалось про
вести дифференциацию по трем направлениям: физико мате
матическому и техническому; биолого агрономическому; соци
ально экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего
улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г.
были введены две формы дифференциации содержания образо
вания по интересам школьников: факультативные занятия в 8–
10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предме
тов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до
настоящего времени.

160
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

В конце 1980 х — начале 1990 х годов в стране появились но
вые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии),
ориентированные на углубленное обучение школьников по изби
раемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обу
чения в вузе. Также многие годы успешно существовали и разви
вались специализированные (в известной мере, профильные) ху
дожественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому про
цессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года «Об
образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов
и видов образовательных учреждений и образовательных программ.
Таким образом, направление развития профильного обучения
в российской школе в основном соответствует мировым тенден
циям развития образования.
Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углуб
ленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока раз
вита недостаточно. Для большинства школьников они малодос
тупны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое
репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т. п.
Профилизация обучения в старших классах школы должна вне
сти позитивный вклад в разрешение подобных проблем.
Возможные направления профилизации и структуры профилей
Важнейшим вопросом организации профильного обучения яв
ляется определение структуры и направлений профилизации, а
также модели организации профильного обучения. При этом
следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно
учесть индивидуальные интересы, способности, склонности стар
шеклассников (это ведет к созданию большого числа различных
профилей), с другой — ряд факторов, сдерживающих процессы
такой во многом стихийной дифференциации образования: вве
дение единого государственного экзамена, утверждение стандар
та общего образования, необходимость стабилизации фе
дерального перечня учебников, обеспечение профильного обуче
ния соответствующими педагогическими кадрами и др.
Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к
сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных
моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов,
когда один два предмета изучаются по углубленным программам,

161
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

а остальные — на базовом уровне, реализация профильного обуче
ния возможна только при условии относительного сокращения
учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью
завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обу
чением на старшей ступени предусматривает возможность разно
образных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечи
вать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна
включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые
общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязатель
ными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлага
ется следующий набор обязательных общеобразовательных пред
метов: математика, история, русский и иностранные языки, фи
зическая культура, а также интегрированные курсы обществове
дения (для естественно математического, технологического и
иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарно
го, социально экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы — предметы повы
шенного уровня, определяющие направленность каждого конкрет
ного профиля обучения. Например, физика, химия, биология —
профильные предметы в естественнонаучном профиле; литерату
ра, русский и иностранные языки — в гуманитарном профиле;
история, право, экономика и др. — в социально экономическом
профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обяза
тельными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов состав
ляет федеральный компонент государственного стандарта обще
го образования.
Достижение выпускниками уровня требований государствен
ного образовательного стандарта по базовым общеобразователь
ным и профильным предметам определяется по результатам
единого государственного экзамена.
Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по вы
бору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей
ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьно
го компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из

162
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

них могут «поддерживать» изучение основных профильных пред
метов на заданном профильным стандартом уровне. Например,
элективный курс «Математическая статистика» поддерживавает
изучение профильного предмета экономики. Другие элективные
курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и
для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менедж
мента» и др. в социально гуманитарном профиле; курсы «Хими
ческие технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном про
филе. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе
профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов,
которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам еди
ный государственный экзамен не проводится.
При этом примерное соотношение объемов базовых общеоб
разовательных, профильных общеобразовательных предметов
и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.
Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное
учреждение в организации того или иного профиля обучения (или
нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе раз
личных наборов базовых общеобразовательных, профильных
предметов и элективных курсов, которые в совокупности и со
ставят его индивидуальную образовательную траекторию. Во
многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм
обучения, создания новых моделей общего образования.
В Приложении в качестве примера реализации одной из моделей
профильного обучения предлагаются варианты учебных планов для
четырех возможных профилей: естественно математический, со
циально экономический, гуманитарный, технологический. Следует
отметить, что, возможно, такое построение образовательного про
цесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных
предметов дадут самые различные формы профилизации: для об
щеобразовательного учреждения, для отдельных классов, для групп
учащихся.
Возможные формы организации профильного обучения
Предлагаемая Концепция профильного обучения исходит из
многообразия форм его реализации.
Возможна такая организация образовательных учреждений

163
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

различных уровней, при которой реализуется не только содержа
ние выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возмож
ность осваивать интересное и важное для каждого из них содержа
ние из других профильных предметов. Такая возможность может
быть реализована как посредством разнообразных форм организа
ции образовательного процесса (дистанционные курсы, фа
культативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения
образовательных ресурсов) различных образовательных учрежде
ний (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнитель
ного, начального и среднего профессионального образования и др.).
Это позволит старшекласснику одного общеобразовательного уч
реждения при необходимости воспользоваться образовательными
услугами других учреждений общего, начального и среднего про
фессионального образования, обеспечивающей наиболее полную
реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.
Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моде
лей) организации профильного обучения:
1) Модель внутришкольной профилизации
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофиль
ным (реализовывать только один избранный профиль) и много
профильным (организовывать несколько профилей обучения).
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориен
тировано на конкретные профили, но за счет значительного увели
чения числа элективных курсов предоставлять, школьникам (в том
числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в пол
ной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образо
вательные программы, включая в них те или иные профильные и
элективные курсы.
2) Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся конкрет
ной школы осуществляется за счет целенаправленного и органи
зованного привлечения образовательных ресурсов иных образо
вательных учреждений. Оно может строиться в двух основных
вариантах.

164
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобра
зовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразова
тельного учреждения, обладающего достаточным материальным и
кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного цен
тра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение дан
ной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых
общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения
(профильные предметы и элективные курсы), которую оно спо
собно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную про
фильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного
учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего
и начального профессионального образования и привлечении до
полнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся
предо ставляется право выбора получения профильного обучения
не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеоб
разовательным учреждением образовательных структурах (дис
танционные курсы, заочные школы, учреждения профессиональ
ного образования и др.).
Предложенный подход не исключает возможности существо
вания и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ
и классов, не ориентированных на профильное обучение и раз
личного рода специализированных общеобразовательных учрежде
ний (хореографические, музыкальные, художественные, спортив
ные школы, школы интернаты при крупных вузах и др.).
Решение об организации профильного обучения в конкрет
ном образовательном учреждении принимает его учредитель по
представлению администрации образовательного учреждения и
органов его общественного самоуправления.
Взаимосвязь профильного обучения со стандартами
общего образования и единым государственным экзаменом
Важна связь профильного обучения на старшей ступени с об
щей установкой на введение государственного стандарта общего
образования. Если модернизация образования предусматривает


165
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

введение института единого государственного экзамена, если речь
идет о становлении общенациональной системы контроля каче
ства образования, то, очевидно, объективность и реализуемость
подобной системы может быть обеспечена только введением со
ответствующих образовательных стандартов не только для базо
вых общеобразовательных, но и для профильных общеобразова
тельных предметов.
В связи с этим профилизация обучения в старшей школе дол
жна быть прямо соотнесена с вводимым единым государствен
ным экзаменом.
Предпрофильная подготовка
(на второй ступени общего образования)
Курсы по выбору
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпус
кника основной ступени перед необходимостью совершения ответ
ственного выбора — предварительного самоопределения в отноше
нии профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимыми условиями создания образовательного простран
ства, способствующего самоопределению учащегося основной сту
пени, является введение предпрофильной подготовки через орга
низацию курсов по выбору.
В этих целях необходимо:
— увеличить часы вариативного (школьного) компонента Ба
зисного учебного плана в выпускном классе основной ступени
общего образования;
— при организации обязательных занятий по выбору ввести
деления класса на необходимое число групп;
— образовательным учреждениям использовать часы вариа
тивного компонента, прежде всего на организацию предпрофиль
ной подготовки.
Особенности организации курсов по выбору
Основная функция курсов по выбору — профориентационная.
В этой связи число таких курсов должно быть по возможности
значительным. Они должны носить краткосрочный, чередующий
ся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по

166
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введе
ние целого спектра разнообразных курсов по выбору может поста
вить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необхо
дима, целенаправленная, опережающая работа по освоению уче
ником самого механизма принятия решения, освоения «поля воз
можностей и ответственности».
Итоговая аттестация выпускников основной школы
и организация поступления в старшую профильную школу
В существующей практике число желающих продолжить об
разование в старших классах определенного общеобразователь
ного учреждения (лицея, гимназии) больше, чем реальные воз
можности приема в эти классы. Возникает ситуация конкурсного
приема, которая может стать особенно актуальной в условиях
перехода на профильное обучение. Поэтому необходимо решить
вопрос об открытой, гласной процедуре проведения подобного
конкурсного набора.
Следует отметить, что конкурсный набор в старшие классы
отдельных общеобразовательных учреждений не входит в проти
воречие с законодательно закрепленным правом получения каж
дым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16,
п. 1, абз. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Закон гарантирует гражданам право получения образования это
го уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в
конкретном общеобразовательном учреждении. В связи с этим
представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign