LINEBURG


страница 1
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ




ОБЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
РОССИИ
2003–2004 ГГ.




Приказы, решения коллегий,
инструктивно методические письма
Министерства образования
Российской Федерации




Москва
ПРО ПРЕСС
2003
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

CОДЕРЖАНИЕ
Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.1178–02
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразова
тельных учреждениях ............................................................................ 5
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX
и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Фе
дерации (письмо от 04.02.03 № 03–51–17ин/13–03) ......................... 53
Об использовании нормативных и инструктивно методических доку
ментов при проведении в 2003 году выпускных экзаменов в общеоб
разовательных учреждениях Российской Федерации (письмо от
18.04.03 № 13–51–80/13) ...................................................................... 63
О проведении письменного экзамена по русскому языку в IX классах
общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03
учебном году (письмо Департамента общего образования от 18.02.03
№ 13–51–31/13) .....................................................................................65
О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах об
щеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03
учебном году(письмо Департамента общего образования от 28.10.02
№ 13–51–125/13) ...................................................................................66
О проведении письменного экзамена по русскому языку и литерату
ре в форме изложения с творческим заданием в XI классах обще
образовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03
учебном году(письмо Департамента общего образования от 20.03.03
№ 13–51–51/13) .................................................................................... 71
Положение о проведении единого государственного экзамена (при
каз от 09.04.02 № 1306, зарегистрирован Минюстом России
08.05.02 № 3420) ...................................................................................79
Об утверждении формы свидетельства о результатах единого госу
дарственного экзамена (приказ от 31.03.03 № 1287, зарегистриро
ван Минюстом России 23.04.03 № 4442) ............................................. 87
Положение о Всероссийской олимпиаде школьников (приказ от
30.10.03 № 4072) ...................................................................................91
Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные
учреждения высшего профессионального образования (высшие учеб
ные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральны
ми органами исполнительной власти (приказ от 14.01.03 № 50, за
регистрирован Минюстом России 06.02.03 № 4188) ............................. 98
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Извлечения из законодательных актов Российской Федерации, предус
матривающих льготы по приему в высшие учебные заведения (пись
мо от 17.04.03 № 14–52–445ин/13) ..................................................... 115
Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей сту
пени общего образования (приказ от 18.07.02 № 2783) .................... 153
Об утверждении плана графика мероприятий по подготовке и вве
дению профильного обучения на старшей ступени общего образо
вания и плана графика повышения квалификации работников об
разования в условиях введения профильного обучения (приказ от
26.06.03 № 2757) ...................................................................................... 179
О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся
в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего
(полного) общего образования (приказ от 09.09.03 № 3506) ................... 191
Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной шко
лы в рамках эксперимента по введению профильного обучения
учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих
программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учеб
ный год (письмо от 20.08.03 № 03–51–157ин/13–03 ) ..................... 192
О реализации решения коллегии Минобразования России от 24.06.03
№ 10/1 «О деятельности органов управления образованием субъек
тов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и пра
вонарушений несовершеннолетних» (приказ от 08.07.03 № 2946) ..... 203
О введении безотметочного обучения по физической культуре,
изобразительному искусству, музыке (письмо от 03.10.03
№ 13–51–237/13) ................................................................................... 210
О системе оценивания учебных достижений младших школьников в
условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреж
дениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию
структуры и содержания общего образования (письмо Департамен
та общего образования от 03.06.03 № 13–51–120/13) .......................... 211
Рекомендации по организации приема в первый класс (письмо от
21.03.03 № 03–51–57ин/13–03) ............................................................. 222
Об организации обучения иностранным языкам в 3 м классе
общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте
по совершенствованию структуры и содержания общего образо
вания (письмо Департамента общего образования от 13.05.03
№ 13–51–91/13) ...................................................................................... 226
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Об организации обучения информатике в 3 м классе общеобразова
тельных учреждений, участвующих в эксперименте по совершен
ствованию структуры и содержания общего образования (письмо
Департамента общего образования от 22.05.03 № 13–51–109/13) ...... 231
О введении элементов комбинаторики, статистики и теории веро
ятностей в содержание математического образования основной
школы (письмо от 23.09.03 № 03–93ин/13–03) ................................. 241
Информация о проведении всероссийского семинара совещания
«Воспитание в начальной школе» (письмо от 24.07.03 № 28–51–
590/16—13–51–168/19) ........................................................................... 245
Положение о Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России»
(приказ от 13.10.03 № 3888) ................................................................... 249
Положение о Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании» (при
каз от 29.05.2000 № 1587) ...................................................................... 257
Положение о Всероссийском конкурсе «Учитель года Россиии» (при
каз от 01.02.94 № 31/25/09–Iр/2) ....................................................... 265
Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных об
разовательных услуг в сфере общего образования (приказ от 10.07.03
№ 2994, зарегистрирован Минюстом России 13.08.03 № 4971) ............ 271
Об утверждении комплекса мер по развитию системы образова
тельных учреждений в местах компактного проживания корен
ных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восто
ка Российской Федерации (приказ от 18.06.03 № 2561) ................... 292
О программе модернизации педагогического образования (приказ
от 01.04.03 № 1313) ................................................................................. 297
О введении новых форм дошкольного образования (письмо от
19.03.03 № 03–51–50ин/23—03) ............................................................ 303
О новых актуальных программах по дошкольному образованию
(письмо от 23.09.02 № 03–51–142ин/23—03) ....................................... 318
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ




САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ
САНПИН 2.4.2.1178–02

О САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ
БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

Федеральный закон
от 30 марта 1999 г. № 52–ФЗ
«Государственные санитарно эпидемиологические правила и
нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные пра
вовые акты, устанавливающие санитарно эпидемиологические
требования (в том числе критерии безопасности и(или) безвред
ности факторов среды обитания для человека, гигиенические и
иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни
или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распро
странения заболеваний» (статья 1). «На территории Российской
Федерации действуют федеральные правила, утвержденные и вве
денные в действие федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный санитарно эпи
демиологический надзор в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил являет
ся обязательным для граждан, индивидуальных предпринимате
лей и юридических лиц» (статья 39). «В дошкольных и других
образовательных учреждениях независимо от организационно
правовых форм должны осуществляться меры по профилактике
заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся
и воспитанников, в том числе меры по организации их питания,
и выполняться требования санитарного законодательства» (ста
тья 28). «За нарушение санитарного законодательства устанавли
вается дисциплинарная, административная и уголовная ответ
ственность» (статья 55).




5
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С ТА Н О В Л Е Н И Е
от 28 ноября 2002 г. № 44

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ
ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.2.1178–02

На основании Федерального закона «О санитарно эпидемиоло
гическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52–ФЗ
(Собрание законодательства Российской Федерации 1999, № 14,
ст. 1650) и «Положения о государственном санитарно эпидемиоло
гическом нормировании», утвержденного постановлением Прави
тельства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание
законодательств Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295)
постановляю:
1. Ввести в действие санитарно эпидемиологические прави
ла и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения
в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178–02»,
утвержденные Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации 25 ноября 2002 г., с 1 сентября 2003 г.
2. С момента введения СанПиН 2.4.2.1178–02, с 01.09.03, счи
тать утратившим силу санитарные правила «Гигиенические требо
вания к условиям обучения школьников в различных видах совре
менных общеобразовательных учреждений СП 2.4.2.782–99» (не
подлежали государственной регистрации — письмо Минюста Рос
сии от 22.09.99 № 7648 ЭР), утвержденные и введенные в дей
ствие приказом Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 06.08.99 № 309, а также находившиеся
на регистрации в Минюсте России и не зарегистрированные са
нитарные правила «Гигиенические требования к условиям обуче
ния школьников в различных видах современных общеобразова
тельных учреждений СанПиН 2.4.2.1073—01» и СанПиН
2.4.2.1102—02, утвержденные Главным государственным санитар
ным врачом Российской Федерации 26.09.01 и 22.04.02.

Главный государственный санитарный врач
Российской Федерации Г. Г. ОНИЩЕНКО

6
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

«Утверждаю»
Главный государственный санитарный врач
Российской Федерации,
первый заместитель министра здравоохранения
Российской Федерации
Г. Г. ОНИЩЕНКО
25 ноября 2002 г.
Дата введения: 1 сентября 2003 г.

2.4.2. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. УЧРЕЖДЕНИЯ
ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ
САНПИН 2.4.2.1178–02

1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно эпидемиологические правила (да
лее — санитарные правила) направлены на предотвращение
неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вред
ных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятель
ность, и определяют санитарно гигиенические требования к:
• размещению общеобразовательного учреждения;
• участку общеобразовательного учреждения;
• зданию общеобразовательного учреждения;
• оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
• воздушно тепловому режиму общеобразовательного учреж
дения;
• естественному и искусственному освещению;
• водоснабжению и канализации;
• помещениям и оборудованию общеобразовательных учреж
дений, размещенных в приспособленных зданиях;
• режиму образовательного процесса;
• организации медицинского обслуживания обучающихся;
• санитарному состоянию и содержанию общеобразователь
ного учреждения;
• организации питания обучающихся.

7
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

2. Гигиенические требования к условиям и режиму обучения
в общеобразовательных учреждениях
2.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений
2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений размещаются
на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от
межквартальных проездов с регулярным движением транспорта
на расстояние 100–170 м.
2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на
внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным)
движением автотранспорта допустимо только при условии увели
чения минимального разрыва от границы участка учреждения до
проезда с 15 до 25 м.
2.1.3. Общеобразовательные учреждения не размещаются на
внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регу
лярным движением транспорта.
2.1.4. Расстояние от сооружений для хранения легковых авто
мобилей до общеобразовательных учреждений определяется сани
тарными правилами, устанавливающими размеры санитарно за
щитных зон и санитарную классификацию объектов.
2.1.5. Расстояния от здания общеобразовательного учрежде
ния до различных видов зданий (жилых, производственных и др.)
должны приниматься в соответствии с гигиеническими требова
ниями, предъявляемыми к планировке и застройке городских и
сельских поселений.
2.1.6. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных
учреждений, расположенных во II и III строительно климатических
зонах, предусматривается не более 0,5 км пешеходной доступности;
в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступе
ни обучения — 0,3 км, для обучающихся III ступени — 0,4 км; в
климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени
обучения — 0,4 км, для обучающихся III ступени — 0,5 км.
Допускается размещение общеобразовательных учреждений на рас
стоянии транспортной доступности: для обучающихся I ступени
обучения — 15 мин (в одну сторону), для обучающихся II и III сту
пени — не более 50 мин (в одну сторону).

8
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных
учреждений должно предусматривать для обучающихся I ступени
обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более
15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для
обучающихся II и III ступеней обучения радиус пешеходной
доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном
обслуживании — не более 30 мин. Предельный радиус обслужи
вания обучающихся II–III ступеней не должен превышать 15 км.
2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся
сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на рас
стоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз обучающихся осуще
ствляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора
на остановке должен быть не более 500 м.
Остановка для транспорта оборудуется навесом, огражденным
с 3 х сторон, защищается барьером от проезжей части дороги,
должна иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со
стороны дороги.
2.1.9. Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше
предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при
транспортной недоступности в период неблагоприятных погод
ных условий предусматривается пришкольный интернат из рас
чета 10 % мест от общей вместимости учреждения.
2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений
2.2.1. Для общеобразовательного учреждения предусматривает
ся самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания
учреждения до красной линии не менее 25 м.
2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости
учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими
требованиями к планировке и застройке городских и сельских
поселений.
2.2.3. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м
и вдоль него — зелеными насаждениями.
2.2.4. Озеленение участка предусматривается из расчета не ме
нее 50 % площади его территории. В целях предупреждения


9
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

возникновения отравления при озеленении участка не проводит
ся посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
2.2.5. На земельном участке выделяются следующие зоны: учеб
но опытная, физкультурно спортивная, отдыха, хозяйственная.
2.2.6. Учебно опытная зона составляет не более 25 % площади
участка. В городских учреждениях она может быть сокращена за
счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, ор
ганически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
2.2.7. Физкультурно спортивная зона размещается на расстоя
нии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых
насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных
помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечи
вать выполнение учебных программ по физическому воспитанию,
а также проведение секционных спортивных занятий и оздоро
вительных мероприятий.
Спортивно игровые площадки имеют твердое покрытие, фут
больное поле — травяной покров. Занятия на сырых площадках,
имеющих неровности и выбоины, не проводятся.
2.2.8. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насажде
ний, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она вклю
чает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.
Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи
выходов из здания (для максимального использования их во вре
мя перемен) и разделены для обучающихся каждой ступени обу
чения.
2.2.9. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в
производственные помещения столовой (буфета) на границе уча
стка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения
не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет
самостоятельный въезд с улицы.
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснаб
жения на территории хозяйственной зоны предусматривается ко
тельная и насосная с водонапорным баком.
Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися
крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площад
ке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

10
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйст
венным постройкам, площадкам для мусоросборников, а в сель
ских учреждениях без канализации — дворовым уборным покры
ваются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием. Под
ходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют
твердое покрытие.
2.2.11. Участок учреждения имеет наружное освещение при
норме освещенности на земле — 10 лк.
2.2.12. Земельные участки сельских общеобразовательных уч
реждений могут расширяться за счет сооружения парников, теп
лиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной
сельскохозяйственной техники, садово огородного инвентаря и др.
2.3. Требования к зданию
2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вмести
мости общеобразовательного учреждения, предусмотренной
проектом, по которому построено или приспособлено здание.
Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных
учреждений не должна превышать 1 000 человек, сельских мало
комплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек,

страница 1
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign