LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ





















Основные итоги и показатели реализации стратегических целей деятельности Федеральной службы представлены в ежегодном Докладе. Не останавливаясь на всех показателях работы, я хотел бы выделить ключевые аспекты, принципиальные для надзора в образовании.
В 2005 году работа Рособрнадзора была направлена на формирование комплексной системы государственного контроля и надзора по 4-м основным направлениям:
























Проведены инспекционные проверки в 12 субъектах Российской Федерации. Проверена деятельность 12 органов управления образованием субъектов Российской Федерации, 34 муниципальных органов управления образованием, 117 образовательных учреждений.












По итогам инспекционных проверок выявлены типичные нарушения:
* нарушение прав детей при приеме в общеобразовательные учреждения и при отчислении из них;
* нарушения по вопросам учета, устройства и содержания детей-сирот;
* несоответствие уставов образовательных учреждений законодательству, несвоевременное внесение изменений и дополнений;
* нарушение законодательства при принятии решений о ликвидации и реорганизации образовательных учреждений;
* отсутствие лицензий и свидетельств о государственной аккредитации, работа по просроченным лицензиям, наличие лицензий без приложений.













Плановые показатели надзора за исполнением законодательства на 2006 год - рост числа комплексных инспекционных проверок и обращений в связи с нарушениями.



















В 2006 году одной из первоочередных задач является совершенствование нормативно-правового обеспечения контроля и надзора. Эта работа проводится совместно с Департаментом государственной политики в образовании.
Федеральный закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ установил ряд положений, имеющих большое значение для надзора в сфере образования. Прежде всего - порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливается Правительством Российской Федерации. В Рособрнадзоре создана рабочая группа по подготовке проекта такого документа, подготовлено техническое задание и первая версия проекта постановления.
Другим важным положением является включение в компетенцию Российской Федерации полномочия по направлению обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений. Это значительное повышает результативность надзора. Однако, до настоящего времени не определены нарушения, подлежащие административной ответственности, не установлены полномочия органов и должностных лиц по административному надзору в сфере образования. Необходимо внесение соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Эта работа ведется в соответствии с решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 23.12.2005.






























Одним из аспектов этого направления деятельности является единый государственный экзамен. В 2005 году ЕГЭ организован в 78 субъектах Российской Федерации. Это позволило повысить объективность оценки знаний школьников, преемственность общего и профессионального образования, доступность профессионального образования. В 2005 году более 500 тыс. абитуриентов поступили в вузы с учетом результатов ЕГЭ. При этом число лиц из населенных пунктов сельского типа и районных городов составило 55 % от общего числа поступивших.




















Плановые показатели по введению единого государственного экзамена - повышение охвата регионов и образовательных учреждений.





















По мере расширения эксперимента по ЕГЭ все более очевидной становится целесообразность распространения аналогичных форм оценки качества подготовки на другие ступени и уровни образования. Такая работа начата и будет расширяться в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования.
В 2005 году Рособрнадзором проведено 5 межрегиональных совещаний, по итогам которых сформулированы направления работ по созданию ОСОКО. Сформировано техническое задание по разработке моделей организации контроля качества образования. В 2006 году предусмотрена разработка моделей организации контроля качества образования и методики оценки эффективности функционирования системы качества деятельности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.













В рамках этого направления проводится лицензирование, аттестация и аккредитация, контроль за соблюдением лицензионных требований и внеочередные проверки деятельности вузов.
В 2005 году проведены проверки соблюдения вузами лицензионных требований в 400 вузах и филиалах.
Сформирована новая схема взаимодействия с регионами по контролю за соблюдением вузами лицензионных требований - создание постоянно действующих комиссий с участием органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Такие комиссии функционируют в 13 регионах. В 2005 году ими проведены проверки в 30 вузах и филиалах.
























В высших учебных заведениях 5 регионов проведены внеочередные проверки деятельности. Проверено 167 вузов и структурных подразделений. Положительный результат проверки зафиксирован только в 38 (23 %); в 66 выявлены незначительные нарушения (39 %), в 63 - значительные нарушения (38 %). Таким образом, благополучно обстоят дела только в каждом четвертом из проверенных вузов и подразделений, при этом более, чем в каждом третьем из них имеются значительные нарушения.

















Типичные недостатки и нарушения:
* превышение предельной численности контингента обучающихся,
* невыполнение нормативов по преподавательскому составу, по обеспеченности учебной литературой,
* отсутствие заключений сан.-эпид. надзора и противопожарной службы,
* отсутствие регистрации документов, подтверждающих право пользования зданиями.
Недостатки по качеству образования:
* несоблюдение ГОС ВПО,
* низкое качество знаний студентов, установленное при тестировании.
При проверке в Ульяновской области впервые была рассмотрена работа представительств вузов. Нарушения в деятельности представительств - создание представительств без согласования с учредителями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, отсутствие в Уставе вуза сведений о наличии представительства, открытие представительств филиалами вузов. Большая проблема - низкое качество ведения образовательной деятельности в представительствах.
По выявленным нарушениям приняты управленческие решения:


Кол-во
%
Всего вузов, филиалов, представительств, в которых выявлены нарушения
129
100
ПРИНЯТЫ РЕШЕНИЯ:


направление предписаний об устранении нарушений
64
49,6
назначение дополнительных проверок
23
17,8
сокращение сроков аттестации
7
5,4
лишение аккредитации по одной или нескольким образовательным программам
6
4,7
рассмотрение вопроса о целесообразности продолжения деятельности
2
1,6
приостановление лицензии
18
14,0
ликвидация вузов, филиалов, представительств
28
21,7

Разработан новый механизм контроля качества высшего профессионального образования, ориентированный на повышения его направленности на сферу труда.
Один из аспектов этого механизма - при проведении комплексной оценки деятельности вузов в состав экспертных комиссий включаются представители работодателей. Это уже реализовано в отношении 150 вузов. Другой аспект - учитываются отзывы предприятий-потребителей выпускников и показатели практической направленности дипломных работ, проводится анализ отчетов ГАК. Еще один аспект - привлечение студентов к оценке качества образования путем их анкетирования. Все указанные аспекты нового механизма соответствуют Болонской декларации в части критериев и методик оценки качества образования.
















По объемным показателям лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений в 2006 году складывается принципиально новая ситуация. Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ в компетенцию Российской Федерации включено лицензирование, аттестация и аккредитация всех федеральных образовательных учреждений и вузов по всем образовательным программам.
До настоящего времени Рособрнадзор осуществлял лицензирование, аттестацию и аккредитацию 3,8 тысяч образовательных учреждений и филиалов (всех вузов и учреждений дополнительного проф. образования федерального подчинения). Теперь на Рособрнадзор дополнительно возлагается осуществление лицензирования, аттестации и аккредитации около 2 тысяч образовательных учреждений федерального подчинения - это учреждения начального и среднего профессионального образования, общеобразовательные и дошкольные учреждения.








Плановый рост показателей: мы предполагаем, что в 2006 году показатель по лицензированию возрастет на 41 %, по аккредитации - на 35 %.































В рамках этого направления работы проведена оптимизация сети диссертационных советов. Прекращены полномочия 35 советов - в связи с недостаточно эффективной работой, процедурными нарушениями, принятием положительных решений по диссертациям низкого качества.
Возобновлена не проводившаяся более 6 лет работа по инспектированию деятельности диссертационных советов. Проведены проверки 30 диссертационных советов. Выявлены нарушения в выборе оппонентов и ведущих организаций, в оформлении аттестационных дел, в соблюдении сроков рассмотрения дел. Приняты управленческие решения. В этом направлении предстоит серьезная работа по профилактике нарушений, по подготовке нормативных правовых документов.




??

??

??

??




2










ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign