LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ные товары более дорогостоящими по отношению к отечественным и увели-
чивает экспорт, либо обратным процессом и увеличивает импорт. Данные

80
Новые информационные технологии в образовании

ситуации предполагают необходимость внедрения единых принципов на-
ционального счетоводства, когда ресурсы учитываемые по себестоимости,
пересчитываются в результате использования по курсу биржи, т.е. по факти-
чески мировым ценам для покрытия платежного баланса.
7. Развитие математической модели равновесия целесообразно рас-
сматривать как идеальную матрицу достижения нулевой безработицы, пол-
ной загрузки производственного аппарата, отсутствие колебаний в производ-
стве и т. д. Как следует из закона Вальраса, для данных цен стоимость това-
ров, на которые существует реальный спрос, полностью идентична стоимо-
сти товаров предлагаемых на рынке. Однако, данное положение требует до-
полнительной проверки для современного рынка ценных бумаг. Это означа-
ет, что для теории национального счетоводства необходима разработка и
использование мультипликаторов взаимосвязи стоимости товаров, ценных
бумаг и реального спроса для данного уровня цен на равновесных рынках.
8. Теоретические положения неоклассиков о характере экономического
равновесия и обоснование гипотезы рациональных ожиданий увеличения
объема производства по мере увеличения разницы между фактическим и
ожидаемым уровнем цен (кривая совокупного предложения Лукаса), дикту-
ют необходимость использования динамической оценки национальных сче-
тов, в соответствии с которой при определении использованных ресурсов,
кроме денежных средств, речь должна идти о фактических расходах и потен-
циальных доходах. Это означает, что национальные счета должны содержать
коэффициенты соответствия фактических производственных расходах и
ожиданий при получении доходов.

Пьянкова Н. В., Глотина И. М., vt@pstu.ac.ru
ФГОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени
академика Д.Н. Прянишникова»

Использование «1С:Предприятие»
в процессе обучения студентов экономических специальностей
ПГСХА

Сегодня почти все согласны с тем, что будущее нашей страны в ог-
ромной степени зависит от качества образования. Одним из основных крите-
риев определения качества экономического образования является достаточ-
ный уровень компьютерной подготовки. Следовательно, одна из приоритет-

81
Новые информационные технологии в образовании

ных задач нашей академии – дать выпускнику знания и умения в области
компьютерных технологий, как общего, так и прикладного характера, кото-
рые позволят им быстро адаптироваться в постоянно меняющемся окру-
жающем мире. Подготовка специалистов экономических специальностей без
изучения информационных технологий, вообще, и информационных техно-
логий компьютерной бухгалтерии, в частности, невозможна.
В Пермской государственной сельскохозяйственной академии студен-
тов экономических специальностей готовят в институте экономики и финан-
сов и на факультете прикладной информатики. Институт экономики и фи-
нансов образован на базе экономического факультета, отметившего 45-летие
в 2005 г. Факультету прикладной информатики, созданному на базе кафедр
информатики и информационных систем, в 2005 г. исполнилось три года.
Компьютерная бухгалтерия преподается в академии с 1990 г. Студен-
ты учатся работать в различных автоматизированных бухгалтерских инфор-
мационных системах. Информационную систему «1С:Предприятие» изучают
студенты специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Приклад-
ная информатика в экономике».
Изучение системы «1С:Предприятие» студентами специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» осуществляется на IV курсе в рамках
дисциплины «Автоматизированное решение учетных и аналитических за-
дач», объем аудиторных занятий которой на очном отделении – 80 часов, в
т.ч. 40 лекционных часов, на заочном отделении – 24 часа, в т.ч. 10 часов
лекций. Во время лабораторных занятий студентами решается сквозная зада-
ча от настройки системы до формирования финансовых результатов, вклю-
чая лабораторные работы по всем участкам бухгалтерского учета. Студенты
заочного отделения выполняют домашнюю контрольную работу по одному
из участков учета. Формой контроля знаний по данному предмету является
экзамен. По результатам экзаменов на очном отделении средний балл 3,97,
на заочном отделении – 3,8 (рис. 3). По нашему мнению, на заочном отделе-
нии результаты традиционно ниже за счет значительно меньшего количества
аудиторных часов. Студентам-заочникам выделяется время для самостоя-
тельного изучения материала, но, как показывает практика, мало кто из сту-
дентов заочного отделения использует эту возможность. Тем не менее, дос-
таточно высокий средний балл достигается за счет студентов-практиков, на
рабочих местах которых установлена система «1С:Предприятие», и знаний
особенностей бухгалтерского учета.

82
Новые информационные технологии в образовании




Рис.3. Успеваемость студентов Рис.4 Успеваемость студентов
специальности «Бухгалтерский учет, специальности «Прикладная
анализ и аудит», % информатика в экономике»,%

Студенты специальности «Прикладная информатика в экономике» ба-
зовые навыки работы в режиме «1С:Предприятие» получают на IV курсе при
изучении дисциплины «Предметно-ориентированные экономические инфор-
мационные системы». Основное внимание при изучении данной дисциплины
уделяется конфигурированию системы «1С:Предприятие» с элементами про-
граммирования. Общий объем аудиторных занятий на очном отделении – 90
часов, в т.ч. 44 часа лекционных, на заочном отделении – 20 часов, в т.ч. 10
часов лекций. В рамках дисциплины студентами выполняется курсовая рабо-
та. Формой контроля знаний по данному предмету является экзамен. По ре-
зультатам экзаменов на очном отделении средний балл 3,9, на заочном отде-
лении – 3,5 (рис. 4). Разница в баллах между студентами очного и заочного
отделений объясняется причинами, приведенными выше. Кроме того, дисци-
плины на факультете прикладной информатики сложнее, в т.ч. для самостоя-
тельного изучения, и требуют более высокого уровня подготовки студентов.
Дальнейшее освоение информационной системы «1С:Предприятие»
студентами специальности «Прикладная информатика в экономике» про-
должается на V курсе при изучении предмета «Информационные системы
финансового анализа», где каждый создает подсистему для определения рей-
тинга предприятия по предложенной методике и данным бухгалтерской от-
четности. Форма контроля знаний по предмету – зачет.
Знания, полученные студентами в процессе учебы, применяются при
написании дипломных работ и в дипломном проектировании. Четвертая
часть студентов очного и заочного отделений специальности «Бухгалтерский


83
Новые информационные технологии в образовании

учет, анализ и аудит» использует в дипломных работах автоматизированные
информационные системы бухгалтерского учета, из них систему
«1С:Предприятие» на очном отделении применяют 35%, на заочном – 16%.
Чаще всего данные дипломные работы затрагивают вопросы автоматизации
участков бухгалтерского учета.
Студенты факультета прикладной информатики при выполнении ди-
пломных работ проектируют и создают информационные экономические
подсистемы управления подразделением предприятия, управленческого или
бухгалтерского учета, анализа деятельности подразделения. В 2004-2005
уч.гг. на факультете прикладной информатики состоялся первый выпуск
специалистов, 26% которых в своих дипломных проектах использовали про-
граммные продукты фирмы «1С». Средний балл дипломных проектов – 4,8.
Программные продукты фирмы «1С» в учебном процессе и при подго-
товке дипломных работ в Пермской государственной сельскохозяйственной
академии используются уже более 10 лет. Увеличивается число предметов и
растет количество специальностей, использующих данные программные
продукты. В перспективе планируется переход на платформу 8.0, использо-
вание программных продуктов фирмы «1С» для обучения студентов новых
специальностей «Финансы и кредит», «Информационные системы».

Д.В.Чистов, Э.Г.Дадян
Финансовая академия при Правительстве РФ

Практикум «Хозяйственные операции в компьютерной
бухгалтерии 7.7» в педагогической деятельности и
самообразовании

В компьютерном практикуме рассматривается технология ведения
бухгалтерского учета в среде программы «1С:Бухгалтерия» версии 7.7 в ти-
повой конфигурации редакции 4.5 (новый план счетов).
Задания практикума соответствуют учебной программе на 40 часов
(10 занятий по 4 часа). В практикум включено более 200 заданий, которые
самостоятельно выполняет каждый обучающийся.
Поскольку практикум содержит много управляющих элементов, то его
можно использовать как для обучения больших групп, так и для самообуче-
ния без преподавателя.

84
Новые информационные технологии в образовании

Цель практикума: научить бухгалтера самостоятельно вести бухгал-
терский учет в среде программы «1С:Бухгалтерии 7.7», уметь настраивать
программу с учетом особенностей своего предприятия.
Практикум ориентирован на бухгалтеров-пользователей программы
«1С:Бухгалтерия 7.7», студентов и преподавателей, изучающих информаци-
онные технологии бухгалтерского учета, и может быть полезным для органи-
зации учебных курсов по бухгалтерскому учету в среде 1С:Предприятия 7.7.
Практикум предназначен для использования в качестве учебного по-
собия для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит»,
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и на-
логообложение», а также для магистрантов и слушателей ИПК.
Практикум может быть использован как учебное пособие в таких кур-
сах как «Информационные технологии в экономике», «Информационные
технологии в бухучете», «Информационные системы в экономике», «Ин-
формационные системы в налогообложении», что подтверждается соответст-
вующим грифом УМО.
Аналогичный практикум по программе «1С:Бухгалтерия 8.0» уже под-
готовлен к изданию и должен выйти в свет в феврале 2006 года.

Ронжина М. А., Мильгунова И. В., ronmaria@mail.ru
Курский государственный технический университет (КурскГТУ)

Использование программы «1С:Предприятие» в учебном
процессе на кафедре бухгалтерского учета и аудита

В последние годы наблюдаются высокие темпы информатизации об-
щества. Это приводит к тому, что значительным спросом пользуются спе-
циалисты, имеющие не только знания по базовым дисциплинам специально-
сти, но и практические навыки работы на компьютере в различных системах
и программах.
Выпускники кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» КурскГТУ в ос-
новном устраиваются на работу в средние и мелкие организации. Анализ
информационных технологий в сфере бухгалтерского учета показал, что
подавляющее большинство таких предприятий Курской области пользуются
программными продуктами фирмы «1С». В соответствии с этим при подго-
товке специалистов по бухгалтерскому учету кафедрой было решено исполь-
зовать программу «1С:Предприятие». Кроме этого в Курском государствен-

85
Новые информационные технологии в образовании

ном техническом университете организованы курсы по автоматизации бух-
галтерского учета с применением «1С:Предприятие 7.7» в рамках программ
повышения квалификации руководящих работников. Для использования в
учебном процессе была приобретена система программ «1С:Предприятие
7.7».
При подготовке будущих специалистов по бухгалтерскому учету, ана-
лизу и аудиту необходимо рационально использовать все средства и методы
для формирования глубоких теоретических знаний, практических навыков и
умений. Эта задача решается поэтапно в соответствии с учебными планами.
Основа профессиональных знаний и навыков закладывается при изучении
специальных дисциплин, и в наибольшей степени, в процессе лабораторных
занятий.
Лабораторные занятия с использованием программы
«1С:Предприятие» проводятся в два этапа.
Первый этап – ознакомительный, проводится в рамках компьютерной
практики в четвертом семестре. К этому времени студенты освоили такие
дисциплины как «Экономическая теория», «Экономика организаций», «Тео-
рия бухгалтерского учета», начинают изучение бухгалтерского финансового
учета. На этом этапе, когда студенты знакомы с основами бухгалтерского
учета, используется компонента «1С:Бухгалтерия». Программа позволяет
научить формировать базу данных, заполнять первичные документы, вво-
дить операции вручную и на основе документов, составлять отчетность. Цель
на этом этапе не только научить студента вводить учетную информацию,
заполняя необходимые справочники и документы, но и помочь понять прин-
ципы и особенности ведения учета в условиях автоматизированной формы.
На третьем курсе студенты учатся вести учет вручную: от заполнения
первичных документов до составления баланса.
На заключительном этапе обучения студент использует компьютер как
средство оперативного получения информации, ее анализа. Кроме этого сту-
денты имеют возможность более глубоко изучить последнюю редакцию про-
граммы, используя свои уже не поверхностные, а почти профессиональные
знания бухгалтерского учета. На этом этапе будущие специалисты знакомят-
ся с особенностями программ «1С:Зарплата и кадры», «1С:Торговля и
склад».
На всех этапах лабораторные занятия проходят в специализированной
аудитории. Каждый обучающийся на протяжении семестра работает за опре-

86
Новые информационные технологии в образовании

деленным компьютером с индивидуальной информационной базой. Это даёт
возможность преподавателю контролировать выполнение заданий, а студен-
ту ощутить всю ответственность за выполняемую им работу. Так как занятия
проходят параллельно у нескольких подгрупп, на каждом компьютере орга-
низуется несколько информационных баз, которые сохраняются во время
всей работы с ними на жестких дисках компьютеров.
Занятия построены на выполнении сквозного задания, выполнение ко-
торого позволяет создать почти полную картину деятельности предприятия
по многим областям учета. Для решения поставленной задачи студенту
предлагается настроить план счетов, согласно учетной политике предпри-
ятия; организовать соответствующие справочники; заполнить типовые доку-
менты с учетом особенностей каждого раздела. Каждый студент вводит в
программу данные типичного предприятия, производит работу для начала
ведения учета и выполняет учетные и аналитические процедуры, формирует
отчетность за выбранный период. Задание включает большой объём стан-
дартных, часто встречающихся операций, и некоторое количество нетипич-
ных ситуаций. Это позволяет закрепить навыки по ведению учета, автомати-
зации работы, а также дает возможность творчески подойти к решению воз-
никающих проблем. В качестве стандартных использованы операции по кас-
се, расчетному счету, начислению и выплате заработной платы, приобрете-
нию и отпуску материальных ценностей, производству и продаже продук-
ции. Эта работа «разбавлена» более сложными и требующими дополнитель-
ных знаний операциями, такими, как покупка валюты и др.
Описанная выше методика используется в работе со студентами очной
формы обучения. Как правило, все они в той или иной степени умеют об-
щаться с компьютером на уровне пользователей, тем не менее, возникают
различные сложности при работе с программой. Одна из проблем — ограни-
ченное время, предоставляемое студентам для работы в компьютерном клас-
се. Это связано и с загруженностью специализированной аудитории, и с
учебным графиком. При изучении студентами очно-заочной и заочной фор-
мы обучения программы «1С:Предприятие» требуются более детальные
разъяснения, касающиеся работы именно с компьютером, а не методологии
учета. Аналогичная ситуация складывается на курсах по автоматизации бух-
галтерского учета. Все слушатели курсов имеют соответствующее образова-
ние и многие практический опыт работы в области бухгалтерского учета,
поэтому основные вопросы при освоении программ связаны с особенностями

87
Новые информационные технологии в образовании

самих программных продуктов и постоянно изменяющимися требования
законодательства.
На кафедре разработано методическое пособие, в котором описаны
теоретические основы работы с программой и приведены типовые практиче-
ские задания.
В дальнейшем планируется организовать работу студентов не только с
индивидуальными базами, а еще и с общей информационной базой, как это
происходит в реальной бухгалтерии. Также следует разработать и предло-
жить курс по конфигурированию и настройке «1С:Предприятия», эти знания
бухгалтерам в их практической работе будут очень полезны.

Рытенкова Л. Н. dek5@sevmashvtuz.edu.ru
Севмашвтуз -филиал СПГМТУ, г. Северодвинск

Методика проведения занятий по дисциплине Предметно-
ориентированные Экономические Информационные системы

Целью выполнения практических и лабораторных работ по дисципли-
не «Предметно-ориентированные экономические информационные систе-
мы», студентами специальности 3514000 «Прикладная информатика в эко-
номике» является получение практических навыков по развитию возможно-
стей и адаптации профессионально – ориентированных информационных
систем на примере информационной системы «1С:Предприятие 7.7»- Прак-
тические и лабораторные работы построены в виде сквозной задачи по раз-
работке автоматизированного рабочего места «Учет операций краткосрочной
аренды» в информационной системе «1С:Бухгалтерия 7.7». Они выполняют-
ся студентами в 8 и 9 семестрах после того, как в 7 семестре на лабораторном
практикуме они изучали способы и методы отражения хозяйственных опера-
ций в информационной системе 1С: Предприятие.
В ходе выполнения лабораторных работ студенты последовательно
проходят все этапы разработки автоматизированного рабочего места. Поста-
новка задачи для каждой лабораторной работы проводится на практических
занятиях.
В качестве исходной использованы задачи разделов 14 и 21-2 книги
Д.В. Чистова «Хозяйственные операции в Компьютерной бухгалтерии 7.7.
(Новый план счетов) издание второе переработанное М.:АОЗТ «1С», 2002 .

88
Новые информационные технологии в образовании

Для начала на практической работе проводится разбор задачи и разде-
ление ее на несколько этапов, количество этапов зависит от распределения
заданий во времени и принятого на предприятии документооборота По каж-
дому этапу на практических работах проводится
• Анализ текущей конфигурации информационной системы
• Постановка задач на доработку.
• В зависимости от результатов анализа определите объекты мета-
данных, которые должны быть разработаны вновь или доработа-
ны,
• Доработка текущей конфигурации информационной системы в со-
ответствии с поставленными задачами.
• Доработать пользовательский интерфейс
На практической работе №1 «Постановка на учет арендованного ОС»
студенты изучают приемы анализа типовой настройки плана счетов и со-
ставления технического задания на доработку информационной системы. В
результате анализа формулируют Задание на доработку текущей конфигу-
рации: Создать новый справочник «Краткосрочно арендуемые основные
средства» для ввода и хранения соответствующей информации; Создать
субконто арендованные ОС; На счете 001 настроить аналитический учет в
разрезе субконто Арендованное основное средство, контрагенты и договоры.
На лабораторной работе №1 «Постановка на учет арендованного ОС»
происходит знакомство с методами конфигурирование справочника. Разра-
боткой экранных форм списка и элемента. Создание вида субконто на основе
разработанного справочника. Настройка аналитического учета.
На практических заданиях № 2-3 Отрабатывают приемы анализа типо-
вой конфигурации на основе хозяйственных операций по исходной задаче.
Составляют технические задания на доработку информационной системы.
На лабораторных работах №2-3 Студенты отрабатывают навыки кон-
фигурирования документов: разрабатывают структуру документа, экранную
форму, алгоритм работы документа, формирования бухгалтерских проводок.
На практических заданиях № 4-5 Отрабатывают приемы анализа вве-
денной информации. В результате анализа приходят к выводу, что разрабо-
танные документы имеют недостатки:
• Сложно идентифицировать документы по информации, которая
отображается в журналах. Основным отличием для документа яв-
ляется арендованное имущество. Но в разработанных документах

89
Новые информационные технологии в образовании

отсутствует реквизит, где пользователь может выбрать арендован-
ное имущество.
• При вводе документа списание аренды пользователь должен пом-
нить сумму аренда и количество месяцев, за которые внесена
арендная плата. Информация по сумме аренды уже введена в сис-
тему документом «Учет аренды» а количество месяцев нужно вне-
сти в документ, так как эта информация известна пользователю
именно в это время
• Списание затрат аренды можно сделать только по одному подраз-
деления. На самом деле арендованное имущество используется
разными подразделениями и необходимо учитывать затраты каж-
дого подразделения
• Документ списание затрат на аренду может вводиться только то-
гда, когда уже есть документ учет затрат на аренду.
На лабораторных работах № 4-5 Студенты самостоятельно дорабаты-
вают документы
На практических и лабораторных работах № 6-8 Разрабатываются
различные отчеты с использованием механизмов работы информацией в сис-
теме «1С:Бухгалтерия 7.7».
По каждому разделу методических указаний студенты выполняют
контрольные работы по индивидуальным заданиям, и закрепляют навыки
адаптации информационной системы на курсовых проектах.

Савельева С.А.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева, г.
Москва

Использование программных продуктов профессионального
назначения в высшем экономическом образовании

Целью высшего образования является подготовка специалистов, обла-
дающих глубокими профессиональными знаниями, способных к постоянно-
му совершенствованию своей деятельности в условиях современных соци-
ально-экономических отношений.
Выпускник высшего учебного заведения должен не просто обладать
компьютерной грамотностью, он должен, прежде всего, уметь решать стоящие

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign