LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обеспечивающих и функциональных подсистем управления, а также научит
самостоятельно осуществлять постановку любых экономических задач.
При этом в ВУЗах имеются самостоятельные дисциплины, которые
ставят перед собой те же задачи, но не занимаются обучением работе в кон-
кретных программных продуктах.
Итогом является то, что преподаватель тратит лекционное время не-
производительно, объясняя студентам, как выполнить ту или иную операцию
в «1С» словами.
Опыт показывает, что решить эту проблему можно двумя способами:
• использовать на лекционных занятиях мультимедиа-проектор,
• перераспределить часы занятий в пользу практических занятий и
применять специализированные программы, облегчающие объясне-
ние материала слушателям.
Как правило, такие программы позволяют демонстрировать изображе-
ние экрана компьютера преподавателя на компьютерах студентов, а также
ряд других полезных функций. Примером такой программы является NetOp
School.
Тестирование этой программы показало, что эффективность использо-
вания времени при её использовании повышается не меньше чем на 10-15%.
Желательна разработка аналогичных отечественных программ, которые бу-
дут дешевле и более совместимыми с системами сетевой защиты.
Третья проблема связана с тем, что в ходе обучения слушателей раз-
ных специальностей часто программные продукты изучаются по стандарт-
ным шаблонам.
Учитывая информационные потребности современного финансового
менеджера, преподавателями кафедры разработан и опробован спецкурс
«Организация управленческого учета в программе 1С:Предприятие 7.7».
Значимое место в учебном процессе занимает, контроль знаний сту-
дентов. За последние 2 года преподаватели ПГУПС получили опыт органи-
зации тестирования с применением конфигурации 1С:Экзаменатор. Конфи-
гурация была признана на заседании кафедры эффективным средством тес-
тирования студентов. Как незначительный недостаток было отмечено отсут-
ствие возможности создания заданий открытого типа. Тем не менее, к концу
2005/06 учебного года предполагается охватить системой компьютерного
тестирования все дисциплины кафедры.


71
Новые информационные технологии в образовании

Окунева Т. Д.
филиал «Взлет» Московского Авиационного Института
(Государственного технического университета), г. Ахтубинск

Использование программных продуктов фирмы «1С» в филиале
«Взлет» МАИ

Проанализировав в динамике процесс автоматизации бухгалтерского
учета на предприятиях города и района за последние 5 лет, можно сделать
вывод, что автоматизация бухгалтерского учета все прочнее внедряется в
работу бухгалтерии.
Предприятия города и района работают с такими бухгалтерскими про-
граммами, как система «1С:Предприятие», «БЭСТ», «Парус», «Инфо-
бухгалтер» и др., причем большая доля приходится на программные продук-
ты фирмы «1С». Основными причинами преобладания продуктов фирмы
«1С» является то, что система наиболее доступна для малых и средних пред-
приятий, которые преобладают в Ахтубинском районе, и наиболее известна и
развита дилерская сеть фирмы «1С». В связи с этим в филиале «Взлет» Мос-
ковского авиационного института (государственного технического универ-
ситета) обучение, как студентов ВУЗА, так и слушателей курсов компью-
терной бухгалтерии, проводится именно с использованием системы
«1С:Предприятие».
Филиал «Взлет» МАИ занимается подготовкой высококвалифициро-
ванных авиационных инженеров уже в течение 40 лет. В 1993 году филиалом
«Взлет» МАИ была открыта специальность «экономист-инженер» по днев-
ной и вечерней форме обучения. В настоящее время кафедра «Экономика и
управление на предприятии» готовит инженеров-экономистов по специаль-
ности «Экономика и управление на предприятии» (специализации «управле-
ние проектами» и «организация производства и менеджмент»), а также эко-
номистов-менеджеров со специализацией «управление проектами». На тер-
ритории города это единственный ВУЗ, который имеет развитую учебную
компьютерную базу. Ежегодный выпуск филиала «Взлет» МАИ составляет
100-120 человек.
В учебной программе для студентов экономического факультета пре-
дусмотрена дисциплина «Бухгалтерский учет», которая изучается на третьем
курсе.
Рабочая программа по данной дисциплине составлена с учетом совре-

72
Новые информационные технологии в образовании

менных особенностей бухгалтерского учета Российской Федерации, сущест-
вующих законов и действующих нормативных актов.
Курс рассчитан на один семестр и состоит из лекционной части (72 ча-
са), практических занятий (16 часов), лабораторных работ (20 часов), само-
стоятельной работы студентов (70 часов) и выполнения курсовой работы.
Уже несколько лет в соответствии с программой по бухгалтерскому
учету в обучении нами успешно используется программа «1С:Бухгалтерия».
Выбор компоненты «Бухгалтерский учет» обоснован тем, что данный про-
граммный продукт является доминирующим в компьютерной бухгалтерии
малых и средних предприятий. Конечно, хотелось бы использовать в обуче-
нии и другие компоненты, которые так же немаловажны и интересны, но, к
сожалению, этого не позволяет учебная нагрузка.
Обучение ведению компьютеризированного бухгалтерского учета
осуществляется путем выполнения практических и лабораторных работ.
На практических занятиях происходит знакомство с системой
«1С:Предприятие», посредством решения задач по объектам учета.
В процессе выполнения лабораторных работ студентами самостоя-
тельно решается сквозная задача по организации и ведению бухгалтерского
учета на предприятии. Работа выполняется параллельно, вручную и с ис-
пользованием программы «1С:Бухгалтерия».
Основное содержание работы: студенты, основываясь на заданных
преподавателем условиях, создают предприятие, формируют учетную поли-
тику, разрабатывают рабочий План счетов, заполняют первичные документы
и учетные регистры по перечню хозяйственных операций, осуществляемых
предприятием, определяют финансовые результаты деятельности за опреде-
ленный период, рассчитывают налоги и составляют бухгалтерскую отчет-
ность.
После изучения курса предусмотрена аттестация студентов в форме
экзамена. Данный экзамен проводится с использованием программы
«1С:Экзаменатор» и включает три этапа: первый - теоретический тест по
оценке качества усвоения лекционного материала (45-60 вопросов); второй -
тест по оценке качества усвоения материала по программе «1С:Бухгалтерия»
(10-15 вопросов) и третий – практическая задача без использования компью-
терной техники.
Программные продукты фирмы «1С» можно использовать и при пре-
подавании других экономических дисциплин. Так в ближайшем будущем

73
Новые информационные технологии в образовании

планируется ввести в учебный процесс программный продукт
«1С:Финансовое планирование» по дисциплине «Планирование на предпри-
ятии» и «1С-Рарус:Финансовый анализ» по дисциплине «Анализ финансово-
хозяйственной деятельности предприятия».
Помимо того, что программные продукты фирмы «1С» используются
филиалом «Взлет» МАИ для обучения и тестирования студентов, обучения
слушателей курсов компьютерной бухгалтерии, они внедрены и в работу
бухгалтерии.

Бондаренко Л. А., postmaster@lb11698.spb.edu
Санкт-Петербургский государственный университет

Расчет заработной платы при многосменных графиках работы

Конфигурация «Зарплата и Кадры 7.7» поддерживает различные сис-
темы и формы оплаты труда. Обратимся к рассмотрению расчета зарплаты
при многосменных графиках работы, например, когда в основе лежит оплата
по часовому тарифу. Такой расчет можно сделать двумя путями – 1) принять
сотрудника на работу, задав систему оплаты труда как повременно - преми-
альную по табелю по часовому тарифу, 2) принять сотрудника на работу,
задав ему повременно – премиальную систему оплаты труда по часовому
тарифу. Первый случай универсален, но трудоемок при значительном коли-
честве сотрудников на предприятии с данной системой оплаты труда.
Рассмотрим второй случай, здесь необходимо задать набор календарей
для многосменной работы, описывающих график работы сотрудника. Для
этого запустим систему «1С:Предприятие» в режиме «Конфигуратор» и вой-
дем в окно «Метаданные».
Рассмотрим для примера набор календарей для работы в 3 смены в
предположении, что на предприятии нет доплаты за вечерние часы, следова-
тельно, нет необходимости выделять вечерние часы из общего количества
отработанных часов по графику. Формула работы сотрудника такова: одни
сутки работаем, двое отдыхаем, т.е. все календари имеют периодичность по
3 дня. Пусть рабочий день начинается в 13 часов и заканчивается в 13 часов
следующего дня. При работе сутками следует создать по 2 календаря – один
для хранения дневных часов работы, а другой для хранения ночных часов.
Тогда график дневной работы 1-ой смены выглядит как 9 часов, 7 часов, 0

74
Новые информационные технологии в образовании

часов, а ночной как 2 часа, 6 часов, 0 часов; график дневной работы 2-ой
смены выглядит как 0 часов, 9 часов, 7 часов, а ночной как 0 часов, 2 часа, 6
часов, график дневной работы 3-ей смены как 7 часов, 0 часов, 9 часов, ноч-
ной - 6 часов, 0 часов, 2 часа.
Рассмотрим более подробно, как происходит в конфигураторе добав-
ление календарей, например, дневного календаря для 1-ой смены.
Для создания нового экземпляра календаря необходимо проделать
следующее:
• на закладке «Метаданные» выбрать пункт «Календари»
• на панели инструментов выбрать функцию «Новый Календарь»
На экран будет выдан диалог для редактирования свойств календаря.
Новому календарю присваивается условное имя, например, 1смена. После
присвоения новому экземпляру календаря идентификатора и комментария
для сохранения сделанных изменений необходимо нажать кнопку «ОК», при
этом диалог для редактирования свойств календаря будет закрыт, а на ветви
«Календари» дерева метаданных появится новый элемент с указанным иден-
тификатором, например, 1 смена. Далее создаются следующие новые кален-
дари – 1 смена ноч, 2 смена, 2 смена ноч, 3 смена, 3 смена ноч.
Затем следует задать правила автоматического заполнения календарей.
Они описываются 1) списком, количество элементов которого в данном слу-
чае равно 3, и каждый элемент которого - продолжительность работы в ча-
сах, 2) и датой отсчета, например, 01.01.2006.
При редактировании списка числовых значений используются кнопки
ввода нового значения и удаления существующего. Для редактирования зна-
чения используется двойное нажатие мыши на том элементе списка, который
мы хотим отредактировать.
Итак, дневной календарь 1-ой смены выглядит как 9, 7, 0; ночной ка-
лендарь 1-ой смены как 2, 6, 0; дневной календарь 2-ой смены выглядит как
0, 9, 7; ночной календарь 2-ой смены как 0, 2, 6; дневной календарь 3-ей
смены выглядит как 7, 0, 9; ночной календарь 3-ей смены как 6, 0, 2.
Для сохранения сделанных изменений следует нажать кнопку «ОК».
Перед расчетом зарплаты необходимо сделать автоматическое запол-
нение созданных календарей без учета праздников. Для отражения факта
оплаты праздничных дней в двойном размере необходимо ввести документ
«Приказ о работе в праздничные и выходные дни», указав в нем общее коли-
чество часов, приходящихся по графику работы на праздничный день.

75
Новые информационные технологии в образовании

Литература
1. Харитонов С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда.
Практическое пособие. Издание 7. Москва, 2005.
2. 1С:Предприятие версия 7.7. Описание типовой конфигурации «Зарпла-
та+Кадры». Редакция 2.3.

Игнатов В.Д.., zav_it@shu.ru , Петрушенко С.Л., svetlana@shu.ru
Смоленский Гуманитарный Университет (СГУ)

Особенности применения программ «1С» в учебном процессе

Особенностью учебного процесса по специальности 351400 «При-
кладная информатика в экономике» является формирование фундаменталь-
ных и прикладных знаний по двум ключевым направления: информацион-
ным технологиям и экономике. Изучаемые дисциплины строятся в рамках
требуемого стандарта и охватывают все необходимые предметы (примерно
70). Каждая дисциплина решает свои задачи в рамках комплексной подго-
товки специалиста. Обычно изложение прикладного материала основано на
развитии и преемственности целого ряда ранее изучаемых дисциплин.
С 2001 года в СГУ используются программные продукты фирмы «1С»
при обучении студентов. Сначала это был факультатив, который заинтере-
совал около 20 студентов, причем все были с экономического факультета.
Затем с появлением сертифицированных специалистов по 1С, к процессу
обучения подключились студенты специальности 351400. Студенты факуль-
тета компьютерных технологий помимо обучения работы с программами
были заинтересованы и в изучении основ администрирования и конфигури-
рования. В связи с этим необходимо было повышать уровень подготовки
студентов в программировании.
Представим процесс изучения студентами программы
«1С:Предприятие» в виде уровней. Целью первого уровня подготовки явля-
ется научить студентов самостоятельно работать с планом счетов, справоч-
никами, документами бухгалтерского учета, т.е. они должны уметь вести
правильно журналы, проводки, книги продаж, покупки и разные виды отчет-
ной документации. Второй уровень подготовки связан с овладением работы
студентов с конфигуратором 1С: «Комплексная конфигурация» или «Тор-
говля и склад». Третий уровень подготовки должен рассматривать вопросы

76
Новые информационные технологии в образовании

моделирования бизнес процессов, анализа данных и прогнозирования в 1С.
Последний уровень возможен только на новой платформе «1С:Предприятие
8.0», поэтому предполагается далее переходить на эту основу, в том числе
для работы на первом и втором уровнях.
Связь между предметами и уровнями изучения программ »1С» показа-
на на рис. 2. Для успешного освоения 1 уровня программы необходимы зна-
ния бухгалтерского учета. Обучение на этом уровне производится в рамках
дисциплины «Предметно-ориентированные экономические информационные
системы» (ПОИЭС).
Приступая ко 2 уровню обучения необходимо иметь навыки объектно-
ориентированного программирования, которыми студенты приобретают в
курсе «Высокоуровневые методы информатики и программирования»
(ВМИП). При реализации 2 уровня подготовки студентов, т.е. программиро-
вания в 1С используются два предмета: «Автоматизированные системы об-
работки коммерческой информации» (АСОКИ) и «Информационные систе-
мы на предприятии» (ИСП).

Бухгалтерский ПОЭИ
1



2
ВМИП АСОКИ + ИСП


3
Моделирование ИМЭП +ДП


Рис. 2. Предметная поддержка программ 1С.

Для 3 уровня студентам необходима подготовка многих предметов, к
которым относятся, прежде всего: «Теория вероятности и математическая
статистика», «Математическая экономика» и «Теория систем и системный
анализ». Реализовать 3 уровень предполагается в рамках курсовой работы
предмета «Имитационное моделирование экономических процессов»
(ИМЭП) и далее в дипломном проектировании (ДП).
Следует отметить достижения, полученные в университете по резуль-
татам работы по программам 1С: налицо большой интерес у студентов вызы-
вают те предметы, которые охватывают дисциплины программ 1С, большое

77
Новые информационные технологии в образовании

количество дипломных работ от 15 до 40% от общего выпуска по специаль-
ности 351400, причем было еще только два выпуска. При этом 7 студентов
успешно выполнили сертификационные тесты «1С:Профессионал». И в этом
году также предполагают пройти испытания целый ряд студентов. Часть
студентов и выпускников трудоустраиваются в кампаниях, где непосредст-
венно используются программы 1С, в том числе в фирмах–франчайзи «1С»:
Этна-Холдинг, Бухгалтерские системы, Точный учет. Все это говорит о том,
что подготовка студентов в этом направлении выбрана правильно.

Ивлиев И. В., igor.ivliev@usue.ru
Уральский государственный экономический университет

Новые возможности прикладных решений оценки экономической
деятельности макросовокупностей на базе СНС

Современный этап развития рыночных отношений в РФ в значитель-
ной степени связан с поиском оптимальной модели взаимодействия органов
государственного управления и предпринимательских структур с целью су-
щественного увеличения добавленной стоимости в отраслях, секторах и
внутренней экономике, в целом.
В этих условиях, в рамках сложившейся инфраструктуры формируют-
ся новые институты,в частности, саморегулируемые организации, которые
по своей сути направлены на развитие «рискового предпринимательства» и
являются основным созидательным фактором экономического развития.
Новые тенденции организационно-экономического развития и логики
поведения рынков в РФ усиливаются процессами, происходящими в мировой
теории и практике экономических измерений. При этом экономическая тео-
рия, находящаяся, по мнению многих исследователей, в кризисном состоя-
нии должна обеспечить методологическое содержание экономических изме-
рений различных стоимостей (ценностей) которые, могут совпадать между
собой, либо существенно различаться в условиях возможной неопределенно-
сти.
Оъективная характеристика макроэкономических процессов опирается
на некоторые научно обоснованные концепции политэкономического харак-
тера и вытекающие из них принципы регистрации фактов хозяйственной
деятельности.

78
Новые информационные технологии в образовании

Однако, как справедливо отмечается в одном из последних и лучших
учебников МГУ по национальному счетоводству под редакцией профессора
Ю.Н.Иванова , «несмотря на то, что в последние несколько лет в России вы-
пущено несколько учебников по статистике и экономической теории, в кото-
рых рассматриваются элементы системы национальных счетов, однако это
рассмотрение носит фрагментарный характер.
В данном докладе анализируются существующие взгляды экономистов
на возможность достижения макроэкономического равновесия, базовые тео-
рии формирования совокупного спроса и совокупного предложения и, нако-
нец, аксиомы построения счетов для моделей равновесия рынков, направ-
ленных как на производство, так и на потребление.
Модель изолированного типа, в условиях которой реальная заработ-
ная плата, уровень цен, норма процента обеспечивают равновесие изолиро-
ванно на рынке труда, рынке товаров, рынке денег характеризует первичные
последствия того или иного явления: например, возникновение безработицы
вначале приводит к понижению заработной платы, выпуск денег вначале
ведет к росту цен.
Модель равновесия взаимодействующих рынков предполагает, что це-
ны необязательно падают при кризисном сокращении производства, заработ-
ная плата в условиях безработицы необязательно понижается и даже может
вырасти, сбережения зависят не столько от колебаний процентной ставки,
сколько являются функций располагаемого дохода, и наконец, равновесное
состояние может быть в условиях неполной занятости.
Особенности функционирования рассмотренных моделей с учетом
тенденций поведения совокупного спроса и совокупного предложения, их
причинно-следственных связей и закономерностей равновесия определяют
общие и специфические требования к построению счетов внутренней эко-
номики.
Модель изолированного развития рынка труда, товаров и денег в тео-
рии равновесия требует учета следующих специфических положений в на-
циональном счетоводстве:
1. Оценка тенденций поведения совокупных расходов и доходов на
разных рынках (труда, товаров и денег) и определение макроэкономического
равновесия зависят от качества системы переоценки ресурсов и выявления
объектов учета скрытых резервов на основе концепции реалистичности
стоимости материальных и нематериальных активов предприятий.

79
Новые информационные технологии в образовании

2. Модель равновесия на рынке труда у классиков предусматривает
агрегирование труда с учетом совокупного спроса и совокупного предложе-
ния соответственно несобственников и собственников, как наемного персо-
нала. Поэтому теория и практика национального счетоводства должны со-
держать дифференцированный подход к оценке ресурсов труда на основе
построения субмоделей равновесия на рынке труда для собственников и
несобственников.
3. Теоретический подход классиков о невмешательстве государствен-
ных и общественных организаций в экономические процессы определяет
методологические особенности теории и практики национального счетовод-
ства, в соответствии с которыми требуется построение субмоделей равнове-
сия на рынке труда наемного персонала государственных учреждений, проф-
союзных и других общественных организаций, а так же определения их тру-
дового вклада в валовый выпуск и создание добавленной стоимости.
4. В теории и практике национального счетоводства теоретические по-
ложения классиков (Сэя) о необходимости равенства национальных расходов
и доходов могут быть использованы в методологии построения прогнозных
балансов. При этом равенство, существующее в рамках баланса, может быть
нарушено в результате того, что рост объемов использования ресурсов, обя-
зательств, капитала прогнозируются независимо друг от друга и вероятность
того, что рост их будет одинаков весьма мала. В результате возникают мно-
говариантные ситуации: либо необходимость внешнего финансирования,
либо убыток капитала, либо достижение равновесия.
5. Денежный рынок в модели классиков предполагает, что сберегаемый
доход население не хранит в ликвидной форме, а вкладывает в ценные бума-
ги. Однако, предположение сторонников данной теоретической школы о том,
что деньги – это техническое средство, обслуживающее воспроизводствен-
ные процессы, означает необходимость дифференцировано оценивать поку-
пательную способность различных инвестиций (финансовых и реальных): от
текущей покупательной способности денежных средств до покупательной
способности зданий (сроком 10 лет и выше).
6. Открытый характер национальной экономики, по мнению классиков,
сам восстанавливает нарушенный платежный баланс до его равновесия. Это
обеспечивается либо реальным обесцениванием денег, что делает загранич-

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign