LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

домость по счету в разрезе объектов аналитического учета , анализ счета в
разрезе объектов аналитики , анализ объекта аналитики по счетам, журнал-
ордер счета по объекту аналитики , карточку операций по объекту аналити-
ки.
В последнем перед дипломированием семестре студенты проходят
учебный лабораторный практикум. Основная цель лабораторного практику-
ма - закрепление и систематизация полученных в ходе лекционного курса
теоретических знаний по бухгалтерскому учету и развитие практических
умений и навыков студентов по организации и осуществлению финансового
и управленческого учета в коммерческих организациях. Имитируется работа
бухгалтера сначала при ручном варианте организации бухгалтерского учета,
а затем в условиях автоматизированного учета.
Выполнение задания в программе «1С» может быть затруднено воз-
можным изменением законодательства РФ, произошедшим между датой
формирования задания для учебного практикума и датой выполнения зада-
ния студентами. Выходом из сложившейся ситуации может быть четкое за-
крепление текущей даты, на которую операции отражаются в программе.
Такой датой может быть дата, на которую составлено задание. Другим спо-
собом решения данной проблемы является возможность оперативной кор-
ректировки задания в соответствии с действующим законодательством.
Задача для учебного практикума предусматривает выполнение заданий
по всем участкам бухгалтерского учета, начиная от составления кассовых
операций и заканчивая формированием отчетности. Этот процесс достаточ-
но трудоемок, времени отведенного на выполнение задания не хватает. Для
того чтобы студенты уделяли больше времени на заполнение документов и
ввод операций, в конфигурации программы, предназначенной для решения
задачи, целесообразно предусмотреть изначально заполненные справочники.
Закрепление навыков заполнения студентами справочников будет произво-
диться в процессе решения задачи в момент возникновения новых объектов
учета.
Производственная (преддипломная) практика студентов проходит
непосредственно на предприятиях в ходе которой студенты изучают и ис-
следуют организацию учета и анализа на предприятии знакомятся с доку-
ментацией, отчетностью и особенностями автоматизации учета .

61
Новые информационные технологии в образовании

После окончания преддипломной практики у студентов начинается
компьютерная практика, которая проходит в университете в компьютерном
классе кафедры бухгалтерского учета и аудита. В ходе компьютерной прак-
тики студенты обрабатывают учетную информацию по теме дипломной ра-
боты на компьютере с помощью бухгалтерских программ и электронных
расчетных таблиц. В настоящее время в компьютерном классе установлены
программные продукты различных производителей, в том числе
«1С:Предприятие», ГАРАНТ, КОНСУЛЬТАНТ+ и другие. Для выполнения
аналитической части дипломной работы студентам предлагается использо-
вать следующие программные продукты :
• 1С- АФСП ( Анализ финансового состояния предприятия) ;
• 1С- Рарурс : Финансовый анализ;
• и др.
Все материалы, полученные в ходе компьютерной практики, студенты
включают в дипломную работу.
Таким образом, студенты получают навыки научной и самостоятель-
ной работы, а также практический опыт работы в бухгалтерии с примене-
нием передовых форм и методов учета в условиях компьютеризации, что
позволяет говорить о подготовке высококвалифицированных дипломиро-
ванных специалистов в Уральском государственном экономическом уни-
верситете.

Нечеухина Н.С
Уральский государственный экономический университет, г.Екатеринбург

Использование программных продуктов семейства «1С» в
учебном процессе студентов УрГЭУ

В Уральском государственном экономическом университете на кафед-
ре « Бухгалтерского учета и аудита « при изучении основных дисциплин
государственного образовательного стандарта специальности 06.05.00
(08.01.09) активно используются программные продукты фирмы «1С».
При изучении курса «Бухгалтерский финансовый учет» студенты , ис-
пользуя программный продукт «1С:Бухгалтерия 8.0» изучают все разделы
учета на сквозном примере. На первом этапе заполняются справочные дан-
ные предприятия, корректируется или создается заново план бухгалтерских

62
Новые информационные технологии в образовании

счетов, состав типовых проводок. Заполняются различные справочники:
подразделений, работающих, материалов, основных средств, поставщиков,
покупателей и т. д. В ходе эксплуатации программы созданная информаци-
онная база ежемесячно корректируется через специальные пункты меню,
такие, как «Настройка», «Рабочий период», «Справочники» и т. п.
На начальном этапе один раз вручную вводятся остатки по балансо-
вым счетам; далее они получаются автоматически. Основной этап связан с
непосредственным решением задачи на компьютере за отчетный период,
который обеспечивает ввод переменной информации за текущий период,
составление отчетности и ее печать. Ввод переменной информации осущест-
вляется модулем ввода. На экране отражается форма первичного документа,
таблицы, реестра. Постоянные реквизиты (например, дата, реквизиты пла-
тельщика и т. п.) вводятся в документ автоматически, переменные – вручную
с пульта клавиатуры. Одновременно осуществляется зрительный и машин-
ный контроль вводимых реквизитов, выдача сигнала об ошибочной инфор-
мации и ее корректировка.
При работе с программой студенты заполняют различные первичные
документы. «1С:Бухгалтерия 8.0» позволяет автоматизировать подготовку
любых первичных документов: платежные поручения и другие банковские
документы ,счета на оплату, накладные, счета-фактуры, приходные и рас-
ходные кассовые ордера, авансовые отчеты, доверенности и другие докумен-
ты. Средства работы с документами позволяют организовать ввод докумен-
тов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого докумен-
тами по различным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту.
После ввода всех хозяйственных операций и первичных документов за
отчетный период студенты приступают к составлению отчетности. Каждая
программа в главном меню содержит перечень отчетных сводок, составление
которых обеспечивается программой. «1С:Бухгалтерия 8.0» включает на-
бор стандартных отчетов, позволяющих студенту получить информацию за
произвольный период, в различных разрезах и с необходимой степенью де-
тализации. В частности, можно получить следующие отчеты по синтетиче-
скому учету: оборотно-сальдовую ведомость, шахматную ведомость, глав-
ную книгу, журнал-ордер и ведомость по счету, анализ счета - за период и по
датам, карточку счета. Отчеты по аналитическому учету: оборотно-
сальдовую ведомость по счету в разрезе объектов аналитического учета, ана-
лиз счета в разрезе объектов аналитики, анализ объекта аналитики по счетам,

63
Новые информационные технологии в образовании

журнал-ордер счета по объекту аналитики, карточку операций по объекту
аналитики. Кроме того, в состав отчетов включены отчеты по проводкам, а
также предоставлена возможность анализа остатков и оборотов с помощью
графического их отображения (диаграммы различных видов).
Результаты расчета высвечиваются на экране и по желанию могут
быть распечатаны. В конце каждого учебного занятия, чтобы не потерять
накопленную в машине информационную базу в случае случайных сбоев,
создают архивную копию на дискету.
При изучении курса «Налоговый учет», студенты продолжают проре-
шивать эту же задачу. Для отражения хозяйственных операций в налоговом
учете по налогу на прибыль, а также учета постоянных и временных разниц
для выполнения положений ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на при-
быль» (приказ Минфина России от 19.11.02 г. № 114н) используется план
счетов налогового учета. В целях облегчения сопоставления данных бухгал-
терского и налогового учета план счетов налогового учета приближен по
структуре и составу к Плану счетов бухгалтерского учета. Например, для
учета основных средств в плане счетов налогового учета применяется счет
01, для учета нематериальных активов - счет 04, для учета материалов - счет
10 и т.д.По данным первичных документов в процессе работы с программой
в налоговом учете формируются проводки. Для обобщения информации на
основании проводок на счетах налогового учета формируются соответст-
вующие регистры налогового учета. Заполнение налоговой декларации по
налогу на прибыль выполняется в автоматическом режиме.
Для ведения налогового учета в организациях, применяющих упро-
щенную систему налогообложения (УСН), применяется отдельный план сче-
тов налогового учета, который также приближен к плану счетов бухгалтер-
ского учета. Организации, применяющие УСН, могут использовать в качест-
ве объекта налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на вели-
чину расходов». Предусмотрено автоматическое формирование Книги учета
доходов и расходов.
Для изучения курса «Бухгалтерский управленческий учет» использу-
ется также «1С:Бухгалтерия 8.0». Программа позволяет вести не только на-
логовый, но и управленческий учет: получать сведения о текущем состоянии
остатков денежных средств, взаиморасчетах с покупателями и поставщика-
ми, вести учет основных средств, учет расчетов c работниками и т.д. При
этом каждая хозяйственная операция регистрируется в программе только

64
Новые информационные технологии в образовании

один раз, а введенные данные используются как в налоговом, так и управ-
ленческом учете.
В процессе решения задачи студенты должны усвоить принципы клас-
сификации затрат по их назначению, способу включения в себестоимость
отдельных видов продукции, схему учета производства с использованием
синтетических и аналитических счетов, а также способы распределения кос-
венных расходов по отдельным видам продукции. Особое внимание уде-
ляется заполнению всех видов регистров по учету затрат на производство.
Учебный процесс построен таким образом, что одновременно с прак-
тическими занятиями по управленческому учету эти же студенты на заняти-
ях по дисциплине «Информационные системы в экономике» в компьютер-
ном классе рассчитывают все данные и получают формы выходной докумен-
тации с помощью бухгалтерской программы «1С:Бухгалтерия 8.0» .
В начале семестра каждому студенту выдается индивидуальный вари-
ант задания со своими данными. Это задание студент должен выполнить са-
мостоятельно в компьютерном классе в программе «1С:Бухгалтерия 8.0»«, в
свободное от занятий время - с целью закрепления полученных знаний.
Преподаватель осуществляет систематический контроль над выполнением
задания каждым студентом.
При изучении курса «Особенности учета, анализа и аудита на пред-
приятиях малого бизнеса», студенты используют программу
«1С:Предприниматель» - это готовое решение для ведения учета и составле-
ния отчетности индивидуальными предпринимателями. Программа позволя-
ет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индиви-
дуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы
физических лиц (НДФЛ). Для предпринимателей, являющихся плательщи-
ками единого налога на вмененный доход по определенным видам деятель-
ности (ЕНВД), предусмотрена возможность ведения раздельного учета хо-
зяйственных операций по видам деятельности, облагаемым НДФЛ и ЕНВД.
Программа также позволяет формировать Книгу учета доходов и расходов
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения. «1С:Предприниматель» представляет собой базовую вер-
сию компоненты «Оперативный учет» системы «1С:Предприятие» и типо-
вую конфигурацию «Учет и отчетность предпринимателя», предназначенную
для автоматизации составления отчетности и отражения хозяйственных опе-
раций индивидуального предпринимателя. Для организаций, использующих

65
Новые информационные технологии в образовании

упрощенную систему налогообложения (УСН), «1С:Бухгалтерия 8.0» позво-
ляет организовать учет доходов и расходов в соответствии требованиями
главы 26.2 Налогового кодекса. В связи с вводом в действие Федерального
закона РФ за № 101 от 21.07.2005 г. произошло много изменений в главе 26
Налогового кодекса. Программный продукт «1С:Бухгалтерия 8.0» преду-
сматривает все изменения в законодательстве и поможет организовать гра-
мотное ведение бизнеса.
Работая с программными продуктами семейства 1С, студенты получа-
ют также возможность работы с другими продуктами, поскольку
«1С:Бухгалтерия 8.0» содержит разнообразные средства для связи с другими
программами: подключение систем правовой поддержки ( со справочно-
правовой системой «ГАРАНТ»), возможность обмена информацией с систе-
мами «Клиент-банк», обмен данными с другими системами через файлы в
текстовом формате или формате DBF, а также на основе современных
средств интеграции: OLE, OLE Automation и DDE. Использование этих
средств позволяет: управлять работой других программ, используя встроен-
ный язык, - например, формировать отчеты и графики в Microsoft Excel; по-
лучать доступ к данным «1С:Бухгалтерии 8.0» из других программ; встав-
лять в документы и отчеты «1С:Бухгалтерии 8.0» объекты, созданные други-
ми программами - например, помещать в первичные документы логотип
фирмы; размещать в документах и отчетах рисунки и графики.
С помощью этой и других программ появляется возможность повы-
шения эффективности обучения студентов в целом.

Глушкова Р. В. glur@mail.ru
Государственное образовательное учреждение Санкт-Петербургский Институт
Дополнительного Профессионального Образования Службы Занятости

Подготовка специалистов информационных технологий и
системы «1С:Предприятие 7.7»

Сложная демографическая обстановка в стране и нашем городе в част-
ности, отставания в области информационных технологий сделали особенно
актуальной проблему организации обучения взрослого населения новым ин-
формационным технологиям. Подготовка и переподготовка взрослого насе-
ления позволяет облегчить проблему дефицита кадров и решить проблему


66
Новые информационные технологии в образовании

занятости населения.
В настоящее время фирмы и организации всех уровней и видов дея-
тельности проявляют чрезвычайно большой интерес к информационным
системам, позволяющим существенно повысить эффективность функциони-
рования и управления предприятием. В связи с этим большой популярность
пользуются различные конфигурации системы «1С: Предприятие 7.7 и 8.0».
Поэтому значительным спросом на рынке труда пользуются специалисты,
владеющие современными информационными технологиями, а также имею-
щие подготовку и практические навыки работы с различными конфигура-
циями системы «1С: Предприятие».
На кафедре «Информационных технологий» Санкт-Петербургский
Институт Дополнительного Профессионального Образования Службы Заня-
тости (ГОУ СПб ИДПО СЗ) организованна трех уровневая система подго-
товки специалистов информационных технологий, связанных с различными
конфигурациями системы 1С.
Для начинающих пользователей организован курс «Информационные
технологии электронного офиса и системы «1С:Предприятие 7.7». Для слу-
шателей имеющих начальные навыки работы на персональном компьютере
организован курс «Сопровождение системы 1С:Предприятие 7.7», и для
опытных пользователей, прошедших специальное тестирование, предназна-
чен курс «Администрирование вычислительных сетей и системы
«1С:Предприятие 7.7».
Данная трех уровневая система подготовки и переподготовки позволя-
ет обучить информационным технологиям и различным конфигурациям сис-
темы «1С:Предприятие 7.7» большое количество желающих, в соответствии
с их первоначальным уровнем знаний и умений.
Курс «Информационные технологии электронного офиса и системы
«1С:Предприятие» является одним из самых популярных и востребованных
учебных курсов обучения. В нем соединяются общие для информационных
технологий дисциплины MS Windows, MS Word, MS Excel, Internet и спе-
циализированный дисциплины, различные конфигурации системы «1C:
Предприятие». Нами разработан данный учебный курс с различной продол-
жительностью (От 160 часов до 500 часов).
В курсе «Сопровождения системы «1С:Предприятие»« кроме об-
щих пользовательских дисциплин (1С:Бухгалтерия7.7, 1С:Торговля и Склад
7.7, 1С:Зарплата и Кадры 7.7» предусмотрены специализированные дисцип-

67
Новые информационные технологии в образовании

лины: «Администрирование вычислительных сетей на базе MS
Windows», «Конфигурирование, администрирование и сопровождение
системы 1С:Предприятие7.7». Данные дисциплины позволяет подготовить
не просто пользователей, а специалистов, умеющих установить операцион-
ную систему MS Windows, организовать локальную сеть, установить систему
1С, выполнить администрирование данной системы. Дисциплина «Конфи-
гурирование, администрирование и сопровождение системы
1С:Предприятие7.7» позволяет дать начальные навыки конфигурирования
системы, в объеме конфигурирования базовых объектов.
Курс «Администрирование вычислительных сетей и системы
«1С:Предприятие»« готовит IT-специалистов по двум смежным специаль-
ностям: администраторов сетей и системы 1С:Предприятие. На данном курсе
обучаются слушатели, имеющие серьезную информационно-техническую
подготовку, желательно с опытом программирования, прошедшие тесты.
Объем данного интенсивного курса 510 часов. В данном курсе в объеме 100
часов изучается дисциплина ««Администрирование вычислительных се-
тей на базе MS Windows», которая обеспечивает подготовку в области сете-
вых технологий. Интенсивность курса позволяет за время обучения познако-
миться с типовыми конфигурациями системы «1С:Предприятие 7.7», изучить
конфигурирование базовых объектов, объектов компонент «Бухгалтерский
учет», «Оперативный учет», «Расчет». После данного курса обучение многие
успешно проходят тестирование «1С:Профессионал».
Во всех трех курсах присутствует дисциплина «Основы бухгалтерско-
го и налогового учета», т.к. большинство наших слушателей имеют техниче-
скую, а не экономическую подготовку.
Так же, во всех трех курсах присутствует дисциплина «Технология
трудоустройства». Курс «Технология трудоустройства» ставит своей целью
подготовить слушателей к успешному решению проблемы своего трудоуст-
ройства в совершенно новой для них сфере профессиональной деятельности
и межличностных отношений, исключить наиболее типичные ошибки, до-
пускаемые при трудоустройстве.
Данная трехуровневая подготовка позволяет вести переподготовку
специалистов, которые в силу особенностей современного рынка труда вы-
нуждены менять свою специальность. Как показывает статистика 85% наших
слушателей успешно трудоустраиваются после окончания наших курсов.


68
Новые информационные технологии в образовании

Крылов Д. Б., dbk2003@mail.ru
Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС)

Опыт решения некоторвх проблем, связанных с внедрением в
учебный процесс современных информационных технологий

Повсеместное внедрение информационных технологий в экономике
предполагает также их активное применение в учебном процессе высших
учебных заведений.
В действующем стандарте специальности «Бухгалтерский учет, анализ
и аудит» установлено, что «подготовка дипломированного специалиста
должна включать выполнение студентом лабораторно-практических работ по
дисциплинам специальности, включая как обязательный компонент выпол-
нение практических заданий на персональных компьютерах с использовани-
ем пакетов прикладных программ».В том же стандарте определено, что ди-
пломированный специалист должен уметь пользоваться, как минимум, одной
бухгалтерской (учетной) программой. Следует отметить, что умение рабо-
тать с бухгалтерскими программами актуально и для специалистов экономи-
ческой сферы.
После образования в 2000 году в Петербургском государственном
университете путей сообщения кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» воз-
никла проблема выбора бухгалтерских программ для обучения студентов.
Сложность была в том, что ВУЗ является отраслевым и предприятия
МПС, а теперь ОАО «РЖД» используют для ведения учета программу SAP
R/3. Приобрести ее для ВУЗа было невозможно из-за высокой цены. И в на-
стоящее время обучение студентов основам использования R\3 осуществля-
ется с помощью курса разработанного в среде Learning Space. Окончатель-
ную подготовку специалисты получают после начала работы в ОАО «РЖД»
на курсах ИВЦ Октябрьской железной дороги.
Невозможность включить в учебный процесс отраслевое программное
обеспечение привела к поиску альтернативных бухгалтерских программ. В
результате, для обучения студентов были закуплены две наиболее популяр-
ные на тот момент, по мнению практикующих бухгалтеров, программы:
1С:Предприятие 7.7 и БЭСТ-4 (с 2005/06 учебного года заменена на БЭСТ-5).
За прошедшие 5,5 лет преподаватели кафедры «Бухгалтерский учет и
аудит» ПГУПС получили достаточный опыт обучения программным продук-
там (в том числе, сотрудничая с другими ВУЗами), чтобы обратить внимание

69
Новые информационные технологии в образовании

на некоторые проблемные вопросы, связанные с организацией учебного про-
цесса.
Во-первых, учебные планы ВУЗов содержат очень большой разброс,
как по распределению дисциплин по семестрам, так и по продолжительности
обучения.
Самое раннее обучение бухгалтерским программным продуктам начи-
налось в третьем семестре, самое позднее - в девятом. Каждая крайность бы-
ла вызвана определенными причинами.
Сторонники раннего обучения бухгалтерским программам рассчиты-
вают на то, что после изучения курса появится возможность использовать
программный продукт при проведении практических занятий в других дис-
циплинах. В идеале, появится возможность создать сквозной курс практиче-
ского обучения, объединяющий все дисциплины.
Разумеется, идеальные образы не содержат изъянов. Но в реальной
жизни идеалы не встречаются. Создать сквозной курс никому еще не уда-
лось. Невозможно в один, даже большой, учебный пример включить сразу
все особенности организации учета.
Итогом явилось обучение студентов работе в бухгалтерской програм-
ме, когда они еще не знают учета. Студенты, конечно, выполняют предос-
тавленное задание, но делают это механически, так и не освоив ведения уче-
та в программе.
Сторонники позднего обучения мотивируют это тем, что студенты
смогут закрепить все полученные знания, работая в программе, а закончат
обучение, обладая навыками работы в самой современной версии програм-
мы.
Недостатком этого подхода является то, что практические занятия по
большинству учетных дисциплин лишаются компьютерной поддержки. А
навыки работы с новыми версиями студенты могут получить и в ходе само-
стоятельной работы в компьютерных классах.
Опыт показывает, что наиболее оптимально начинать обучение веде-
нию учета с использованием бухгалтерских программ на 3 курсе, сразу после
дисциплины «Финансовый учет».
Во-вторых, обучение программным продуктам по-прежнему разделя-
ется на лекционную и практическую часть. Предполагается, что лекционная
часть курса ознакомит студентов с организацией компьютерного бухгалтер-
ского учета, позволит понять принципы и особенности функционирования

70
Новые информационные технологии в образовании

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign