LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 37
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

360
Новые информационные технологии в образовании

обоснованные решения, не влекущие за собой негативных последствий для
здоровья людей и окружающей среды.
Согласно ст. 71 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об ох-
ране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9
мая 2005 г.) система всеобщего и комплексного экологического образования
включает в себя дошкольное, общее, среднее, профессиональное и высшее
профессиональное образование [2].
Таким образом, должен реализовываться принцип непрерывности эко-
логического образования, когда с достаточно раннего возраста на протяже-
нии длительного периода молодые люди получают необходимый объем эко-
логических знаний, который, по замыслу законодателя, способен в корне
изменить их экологическое мировоззрение, сформировав экологическую
культуру.
В соответствии со ст. 72 [2] закреплено требование об обеспечении
преподавания учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологиче-
ской безопасности и рациональному природопользованию во всех образова-
тельных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации специалистов с учетом профиля
соответствующего учреждения.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся в изучении экологических
дисциплин, чтобы урок не был «сухим» и скучным, на наш взгляд, следует
использовать богатый иллюстративный материал, представленный в элек-
тронных изданиях «Природа России» [3] и «1С:Школа. Экология, 10-11 кл.»
[4].
На основании п. 5 ст. 4 Федерального закона РФ «О животном мире»
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 г. № 148-ФЗ, от 02.11.2004 г. №
127-ФЗ, от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ) редкие и находящиеся под угрозой ис-
чезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации,
обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения и др.
объекты животного мира находятся под охраной государства и являются го-
сударственной собственностью [5].
Для иллюстрации этого положения Федерального закона РФ можно
использовать уникальные фотографии и их описания из фотоальбомов вы-
шеназванных ЭИ: например, редчайшего растения Венерин башмачок, кра-
сивейшей бабочки Аполлон обыкновенный, которая уже уничтожена в Мос-
ковской области, самого крупного млекопитающего нашей природы — Зубра

361
Новые информационные технологии в образовании

[4], Гриб-барана, Речного бобра [3] и многие другие.
П.1 ст.17 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране
атмосферного воздуха» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 г. №122-
ФЗ, от 09.05.2005 г., 3 45-ФЗ) запрещает производство и эксплуатацию
транспортных и иных передвижных средств, в выбросах которых содержание
вредных (загрязняющих) веществ превышает установленные технические
нормативы [6].
Это положение наглядно и красочно можно продемонстрировать с по-
мощью виртуальной экскурсии «Экологические проблемы. Загрязнение ат-
мосферы автомобильным транспортом» [4].
Видеофрагмент «Сжигание топлива» [4] иллюстрирует нормы ст. 18
вышеназванного Закона, где говорится о регулировании выбросов вредных
(загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжи-
гании отходов производства и потребления.
При рассмотрении с учащимися норм Лесного Кодекса Российской
Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.,
25 июля, 24 декабря 2002 г.) [8] и постановления Правительства РФ № 886 от
11.08.1993 г. «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Рос-
сийской Федерации» [9] демонстрируется видеофрагмент «Лесные пожары»
[4].
Демонстрацию «Разрушение и охрана почв» [4] мы используем при
изучении с учащимися положений Земельного Кодекса Российской Федера-
ции от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ - ст.12, который устанавливает, что ис-
пользование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими
сохранение экологических систем, способности земли быть средством про-
изводства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления
хозяйственной и иных видов деятельности [9].
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от
человека иного способа мышления, новой формы его самосознания – эколо-
гического сознания. Назрела необходимость привития правовой культуры
гражданам и особенно с раннего возраста, что позволит им в дальнейшем, в
своей профессиональной деятельности принимать грамотные решения, не
влекущие за собой негативные последствия для здоровья людей и окружаю-
щей среды.
Воспитание правовой культуры как элемента экологического сознания
невозможно без использования современных информационных и коммуни-

362
Новые информационные технологии в образовании

кационных технологий и. в частности, цифровых образовательных ресурсов,
таких как «Природа России» [3] и «1С:Школа. Экология, 10-11 кл.» [4].

Литература
1. Винокуров А. Ю. Экологическое право. –М.:Юрайт-Издат, 2004. - С.133.
2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон Российской Федерации
от 10.01.2002 г. №7-ФЗ //Собр. законодат. РФ 14.01.2002. №2.Ст.133.
3. Ахлебинин А. К., Ахлебинина Т. В., Галченков Ю. Д., Герке С. Б., Дудков-
ский Н. И., Кракосевич А С., Соколова Л. А., Сонин Н. И., Шмытова
И. В. »Природа России» Мультимедийный компакт-диск для поддержки
школьного курса биологии. Новый диск. -2004. 693 Мб.
4. Ахлебинин А. К., Ахлебинина Т. В., Галушин В.М., Герке Е. Б., Дементь-
ева А.А., Константинов В.М., Константинов Е.Л., Константинова Т.В.,
Кракосевич А. С., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Покровская В.С., Сиво-
глазов В. И., Соколова Л.А., Сорокин П.А., Стрельцов А.Б., Чернова Н. М.,
Шмытов А.А., Шмытова И. В., Эндебера О. П. и др. «1С:Школа. Эколо-
гия, 10-11 кл.» Учебное пособие. Допущено Министерством образования
РФ в качестве учебного пособия. 1С. 2004. 493 МБ
5. О животном мире: Федеральный закон Российской Федерации от
24.04.1995 г. №52-ФЗ // Собр. законодат. РФ 24.04.1995. № 17.С.2583.
6. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон Российской Феде-
рации от 04.05.1999 г. №96-ФЗ // Собр. законодат. РФ 03.05.1999. №18. Ст.
2222.
7. Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Российской Фе-
дерации: Постановление Правительства Российской Федерации от
11.08.1993 г. № 886 (в ред. 1994 г.)// Собр. актов Президента и Правитель-
ства РФ 27.09.1993. №39.Ст.3612.
8. Лесной Кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л., 2005.- С.64.
9. Земельный Кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство ЭКСМО,
2003.- С.96.




363
Новые информационные технологии в образовании

Игнатова Е. В.,
Областной Центр творческого развития
и гуманитарного образования «Дом учителя», г. Калуга
Ахлебинин А. К. (akhlebinin@mail.ru)
Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского

Использование материалов учебного пособия
«1С:Школа. Экология, 10 - 11 кл.» для проведения медиалекций в
системе дополнительного образования учащихся

В системе современных средств обучения особое место занимают ин-
формационно-коммуникативные технологии. Одним из главных преиму-
ществ их использования является возможность легкой реализации принципа
наглядности в обучении.
В образовании уже используются многие медиаформы, т. е. формы ор-
ганизации обучения, реализованные посредством использования объектов
мультимедиа, содержащие большое количество видеофрагментов, фотогра-
фий, аудиозаписей, рисунков, схем, таблиц и других изображений, храня-
щихся на цифровых носителях. Например, к ним относятся: медиалекции,
виртуальные экскурсии, демонстрации и т. д., широко применяющиеся в ря-
де существующих электронных изданиях.
Широкой популярностью среди учителей пользуются слайд-фильмы,
созданные из объектов мультимедиа при помощи программы Microsoft Power
Point. К сожалению, многие ошибочно называют их «презентациями». На
самом деле, презентация (с лат. Praesentatio — представление) — публичное
представление чего-либо нового, и связывают этот термин, с ее информаци-
онными и, прежде всего, рекламными функциями. Реклама — это предвзятое
и не всегда адекватное представление информации, поэтому она не совмес-
тима с обучением, следовательно, использование термина «презентация»
вместо «слайд-фильм» в учебном процессе некорректно.
Одной из наиболее емких и эффективных форм представления объек-
тов мультимедиа является медиалекция. С дидактической точки зрения ме-
диалекцию можно рассматривать и как метод, и как организационную фор-
му, и как средство обучения [1].
Термин «медиалекция» имеет корень «лекция», поэтому для нее, как и
для традиционной лекции, ведущими принципами и одновременно крите-
риями эффективности следует считать: оптимальное сочетание обучающих,

364
Новые информационные технологии в образовании

воспитывающих, развивающих функций, научность, проблемность, систем-
ность, ясность представления учебного материала, активизация мышления
учащихся, доказательность и аргументированность суждений, учет особен-
ностей обучающихся, сочетание теории и практики.
Медиалекция может обеспечить большую наглядность, динамичность,
высокий качественный уровень и объем информации по сравнению с тради-
ционной лекцией, с учетом индивидуальных особенностей восприятия каж-
дым учащимся.
Можно выделить основные задачи медиалекции:
• реализовать принцип наглядности обучения;
• повысить научность образования;
• создать условия для формирования потребности в самообразова-
нии, содействовать формированию индивидуальности;
• профессионально ориентировать.
Медиалекции в виде демонстраций представлены в учебном пособии
«1С:Школа. Экология. 10-11 кл.», выполненном на базе «1С:Образование»
[2]. Весь материал пособия поделен на два больших раздела: «Общая эколо-
гия» и «Социальная экология». При изучении ряда тем, «демонстрации»
включены в текст в виде гиперссылок. Таким образом, медиалекция высту-
пает не только как источник информации, но и как организатор самостоя-
тельной работы, своеобразный «виртуальный учитель».
Например, при самостоятельном изучении в первой главе «Организм и
среда» «Общей экологии» темы «Пути воздействия организма» учащийся
имеет возможность дополнительно изучить материал с помощью демонстра-
ции «Плотина бобров».
При проведении классической лекции от преподавателя требуется
творческая импровизация, использование дидактических материалов и тех-
нических средств. В случае использования медиалекции таких проблем нет,
так как она сама является средством наглядности, в которой в виде анимации
показывается и объясняется, как поэтапно бобры отстраивают свою плотину,
и доставляет слушателям-зрителям эстетическое удовольствие. Кроме ани-
маций, как, например, в медиалекции «Популяционная динамика» (Часть 1:
«Общая экология»; Глава 2: «Сообщества и популяции»; §13: «Рост числен-
ности и плотности популяций»), медиакадры содержат диаграммы (описание
типов популяционной динамики), схемы (указание причин изменчивости
популяций), а так же рисунки и видеоролики.

365
Новые информационные технологии в образовании

Благодаря большому количеству визуальных примеров, медиалекция
повышает эффективность учебного процесса и оживляет атмосферу урока,
вызывает интерес учащихся. Но, оставаясь лекцией, медиалекция, в первую
очередь, несет новую учебную информацию, а иллюстрация к текстовому
описанию разъясняет, уточняет и дает представление об изучаемых объектах.
Таким образом, медиалекция фактически является отдельным курсом в до-
полнительном образовании.
Следует отметить, что демонстрации в пределах одного параграфа вы-
несены отдельно, это позволяет учителю отдельно ознакомиться с предла-
гаемым дополнительным материалом по данной теме. Так, преподаватель,
открыв тему «От экологических кризисов к устойчивому развитию», имеет
возможность просмотреть медиалекцию «Ядерная зима» не теряя времени на
поиски по тексту параграфа гиперссылки к ней.
В электронном издании отдельно выделен раздел «Галерея», где пред-
ложены подразделы: «Тренажер тестовых заданий», «Экологические зада-
чи», «Фотоальбом», «Видеогалерея», «Виртуальная экскурсия» и «Демонст-
рация».
Такой вариант компоновки материала является большой методической
помощью учителю при подготовке плана урока. Например, если учителю
необходимо найти ту же самую медиалекцию «Ядерная зима» для включения
в урок по своему собственному усмотрению, ему нет необходимости вспо-
минать, к какой теме относится данная «демонстрация». Достаточно открыть
раздел «Галерея», подраздел «Демонстрация» и в списке найти необходимое
название медиалекции. Это позволяет учителю самому определять, при изу-
чении какой темы демонстрировать или задавать для самостоятельного изу-
чения учащимися ту или иную медиалекцию.
Восприятие учебного материала происходит, прежде всего, на слух
при «поддержке» образного иллюстративного ряда. Но учитель может сам
определять условия демонстрации медиалекции.
В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления
наиболее важных вопросов темы в конце медиалекции могут помещаться
вопросы и задания. Аналогичный прием используется в слайд-фильмах.
Медиалекции можно эффективно использовать на уроках, на вне-
классных мероприятиях в системе дополнительного образования. Однако, на
наш взгляд, ее главное преимущество — это возможность использования при
самостоятельной работе учащихся. Таким образом, фронтальная форма орга-

366
Новые информационные технологии в образовании

низации учебной деятельности — медиалекция становится универсальным
средством обучения, способствующим индивидуализации обучения.

Литература
1. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб. заведе-
ний /Под ред. В. А.Сластенина. – М., Издательский центр «Академия»,
2002. – 368с.
2. Ахлебинин А. К., Ахлебинина Т. В., Галушин В.М., Герке Е. Б., Дементь-
ева А.А., Константинов В.М., Константинов Е.Л., Константинова Т.В.,
Кракосевич А. С., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Покровская В.С., Сиво-
глазов В. И., Соколова Л.А., Сорокин П.А., Стрельцов А.Б., Чернова Н. М.,
Шмытов А.А., Шмытова И. В., Эндебера О. П. и др. «1С:Школа. Эколо-
гия, 10-11 кл.» Учебное пособие. Допущено Министерством образования
РФ в качестве учебного пособия. 1С. 2004. 493 МБ

Синицына Е. А. (arta-dl@kaluga.ru)
МОУ «средняя школа №22» г. Калуга

Использование образовательного комплекса
«1С:Школа. Химия, 8 класс» и компакт-диска
«1С:Образовательная коллекция. Химия для всех — XXI:
Решение задач. Самоучитель» на уроках химии в
общеобразовательной школе

Современным обществом перед учителем поставлена трудная задача.
За очень маленькое время нужно объяснить учащимся очень большой и
сложный для понимания материал. А еще, как назло, по разным причинам
часто «пропадают» уроки. И учитель постоянно нагоняет программу, что
приводит к высокому темпу объяснения нового материала. Не говоря уже о
том, что надо еще закрепить и отработать знания, умения, навыки. А этот
этап урока, пожалуй, самый нужный и полезный для ученика, часто опуска-
ется или сводится к наработке основных навыков. Поэтому часто ребята идут
на урок без удовольствия и настроя на работу. Следствием всего перечис-
ленного становится снижения уровня знаний, умений и навыков учащегося.
Что бы предотвратить такой исход надо, чтобы каждый урок был ин-
тересным, привлекательным. Для этого мы применяем разнообразные эле-
менты занимательности (занимательный — способный занять внимание, во-

367
Новые информационные технологии в образовании

ображение, интересный [1]). Это может быть интересный пример из жизни
или занимательная задача.
В этом отношении предмету химии очень повезло. Сама наука уже за-
нимательна: красивые красочные вещества, необычные явления природы,
забавные факты из жизни ученых, занимательные задачи, интересные не-
обычные опыты, некоторые из которых может сделать каждый ученик. Но,
увы, не каждый учитель пользуется занимательными примерами. Причин
этому много: не хватает реактивов и лабораторной посуды, отсутствуют на-
глядные пособия, мало времени на уроке, не достаточно материала по теме
урока. И часто «интересная» химия превращается в «меловую», заниматель-
ные уроки — в заучивание терминов и решению типичных задач. Это приво-
дит к тому, что ученик не хочет изучать предмет и, естественно, получает
«двойки».
Во избежание подобного результата мы используем элементы занима-
тельности, в частности компьютер и компьютерные программы. Применение
их ограничено лишь тем, что в школе всего один кабинет информатики.
Особенно хороши в применении компьютерные программы от 1С об-
разовательный комплекс: «1С:Школа. Химия, 8 кл.» и «Химия для всех –
XXI: Решение задач. Самоучитель v2.0». Они отвечают всем самым совре-
менным требованиям учащихся и школы.
Учениками было отмечено, что у программы «Химия для всех – XXI:
Решение задач. Самоучитель v2.0» очень удобный интерфейс, а у образова-
тельного комплекса «1С:Школа. Химия, 8 кл.» еще и красивый. Это облегча-
ет работу с ними.
В обе программы включен фотоальбом. Он содержит множество кра-
сочных интересных фотографий химических веществ. Все фотографии про-
классифицированы и расположены в алфавитном порядке, что ускоряет ра-
боту с ними. К каждой из них есть подписи, которые содержат краткую ин-
формацию о физических и химических свойствах вещества, историю откры-
тия и содержание в земной коре. Данный фотоальбом мы используем для
иллюстрации материала, для закрепления и контроля знаний (например, на
экране изображен ряд фотографий, каждой присвоен номер, ученикам надо
написать название и формулы веществ), для самостоятельной работы учени-
ка (выполнения домашних заданий, проектов, составления презентаций и
т.д.).
Каждая программа содержит набор видеозаписей химических опытов.

368
Новые информационные технологии в образовании

Видеофрагменты комментируется, можно сократить их или показать часть,
отключить звук. Видеозаписи удобно проклассифицированы и расположены
в алфавитном порядке. Все это увеличивает возможность применения видео-
альбома на уроках. Мы используем видеофрагменты следующим образом:
• для иллюстрации материала (описание химических свойств ядови-
тых или взрывоопасных веществ).
• для закрепления, обобщения знаний. На этом этапе важно быстро
показать химические опыты, что не реально. Если использовать
компьютерный вариант, то эффективность урока повышается, так
как учащиеся наблюдают за большим числом опытов, а значит, у
них будет больше примеров для сравнения и обобщения. Напри-
мер, учитель по очереди показывает видеофрагменты: горение се-
ры, фосфора, углерода и железа в кислороде. Затем вызывает уча-
щегося, просит его сказать, какое вещество прореагировало с ки-
слородом, и составить уравнение увиденной химической реакции.
• для контроля знаний. Например, выбираем качественные реакции,
строим ряд видеофрагментов, нумеруем. Учащиеся должны напи-
сать название, формулу вещества и составить уравнение реакции.
• Для проведения практических, и лабораторных занятий. Увы, не
всегда в школе есть все реактивы. В такой ситуации мы предлага-
ем ученику просмотреть опыт, записать в тетради ход работы и
выводы, которые он сделал, наблюдая химическую реакцию.
Программы от 1С включают в себя и справочный материал: химиче-
ские словари, таблицы, исторический справочник, содержащий биографию
знаменитых химиков (обе программы), исторический словарь, важнейшие
даты в истории химии, лауреатов нобелевской премии (образовательный
комплекс: «1С:Школа. Химия, 8 кл.»). Этот материал мы часто используем
как для подготовки к урокам, так и на самих уроках для иллюстрации мате-
риала (показываем определения, фотографии ученых, модели молекул и т.д.)
«Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель» содержит свы-
ше 1200 задач разной сложности, ответы и подробный пошаговый разбор
решений. Это отличает ее от всех остальных программ. Каждый ученик мо-
жет дома самостоятельно освоить алгоритм решения многих задач, и закре-
пить свои знания, решая аналогичные задачи. Мы же используем задачи с
пошаговым разбором на уроках. Например, при объяснении расчета молеку-
лярной массы (здесь задача выступает в качестве иллюстрации) или при за-

369
Новые информационные технологии в образовании

креплении темы «количество вещества».
Очень удобна в использовании программа 1С образовательный ком-
плекс: «1С:Школа. Химия, 8 кл.», так как она содержит обучающий блок и
тестирующий блок (1200 тестовых заданий). Журнал, позволяющий контро-
лировать качество выполнения учениками задания. А главное ее можно ис-
пользовать в локальной сети. Как раз эта отличительная черта программы
позволяет нам использовать ее для разностороннего развития личности на
основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Ученик в своем темпе читает текст по данной теме проходит тест, в
случае успешного прохождения двигается дальше, в случае неуспеха воз-
вращается к данной теме, учитель контролирует результаты обучения при
помощи электронного журнала.
В образовательном комплексе: «1С:Школа. Химия, 8 кл.» существует
раздел «Мои материалы». Он позволяет каждому учителю, взяв в руки про-
граммы 1С, выбрать понравившиеся ему объекты, сложить их в определен-
ном порядке в «папку» и включить их в нужном месте и в нужное время на
уроке.
Каждая программа содержит методические рекомендации к их исполь-
зованию. Которые включают в себя введение, структуру программы, по-
урочное планирование, примеры использования программ на уроке. Что, не-
сомненно, поможет учителю в практике создания своих уроков.
Компакт-диски фирмы «1С», образовательный комплекс: «1С: Школа.
Химия, 8 кл.» и «Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель v2.0»,
служат элементом занимательности для любого урока химии, следовательно,
активизируют познавательную работу учащихся, улучшают качество знаний,
способствуют росту интереса учащихся к изучаемому предмету. Не малова-
жен тот факт, что они помогают учителю в подготовке к занятиям, ускоряют
ход урока, индивидуализируют процесс обучения.

Литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Россий-
ская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е
изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944с.




370

<< Пред. стр.

страница 37
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign