LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 36
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Исходя из опыта, отмечают круг тем, вызывающих наибольшие труд-
ности на ЕГЭ (сводная таблица составлена на основе статьи О. В. Юркиной
«Подготовка к единому государственному экзамену по исто-
рии»// Преподавание истории в школе, №5, 2004г., с. 40-50):


Темы, по которым показан недостаточ-
Ресурсы образовательного комплекса
ный уровень знаний
1. Вопросы развития материальной и Уроки-лекции, посвященные развитию русской
духовной культуры во все историче- культуры в различные исторические периоды,
ские периоды. Флэш-задание «Архитектура IX – XIX вв.»
2. Феодальная междоусобная война Урок-лекция «Возвышение Москвы. Куликов-
первой четверти XV в. ская битва».
3. Социально-экономическое разви- Урок-лекция «Социально-экономическое и
тие России в XVII в. политическое развитие России в XVII в.».
Флэш-задание «Экономика XVII в.»
4. Разложение феодально- Уроки-лекции «Экономическое развитие Рос-
крепостнического хозяйства во вто- сии в середине и второй половине XVIIIв.»,
рой половине XVIII – первой половине «Социально-экономическое развитие России в
XIX в. первой половине XIX в.»
5. Развитие капиталистических отно- Урок-лекция «Социально-экономическое раз-
шений в первой половине XIX в. витие России в первой половине XIX в.»
6. Общественное движение в 1830- Урок-лекция «Внутренняя политика и общест-
1850-х гг. венное движение в России во второй четверти

351
Новые информационные технологии в образовании

XIX в.»
7. Партии в России в начале XX в. Урок-лекция «Революция 1905-1907гг.». Сис-
тематическая таблица «I-IV Государственные
Думы». Флэш-задание 4 из четвертого блока
(1900-1916гг.) «Политические партии в начале
ХХ в.».
8. Деятельность 1-1V Государствен- Уроки-лекции «Революция 1905-1907гг.»,
ных дум начала XX в. «Внутренняя политика и общественное движе-
ние в 1907-1914 гг.», Систематическая таблица
«I-IV Государственные Думы».
9. Февральская буржуазная револю- Урок-лекция «Развитие революционного кри-
ция 1917 г. зиса в России в феврале — июле 1917 г.»,
Интерактивная карта «Россия в 1917 г.»
10. Двоевластие и его сущность. Урок-лекция «Развитие революционного кри-
зиса в России в феврале — июле 1917 г.»,
Интерактивная карта «Россия в 1917 г.»
11. Политические судебные процессы Уроки-лекции «Внутриполитическая жизнь
1920-1930-х гг. Советского государства в 1920-х гг.», «Внутри-
политическая жизнь СССР в 30-х гг.»
12. Внешняя политика Советской Уроки-лекции «Внешняя политика СССР в
России и СССР в 1920-1930-х гг. 1920-х гг.», «Внешняя политика СССР в 1930-х
гг.», «СССР накануне войны», Интерактивная
карта «Внешняя политика СССР в 1920-
1941 гг.»
13. Социально-экономическое разви- Урок-лекция «Социально-экономическое раз-
тие СССР 1950-1960-х гг. витие СССР во второй половине 50-х – первой
половине 60-х гг.»
14. СССР в период перестройки. Уроки-лекции «Общественно-политическая
жизнь СССР в 1983 –1991 гг.», «Социально-
экономическое развитие СССР в 1983 –1991
гг.», «Внешняя политика СССР в 1983 –1991
гг.», Интерактивная карта «СССР в годы пере-
стройки»
15. Внешняя политика СССР в 1945- Уроки-лекции «Внешняя политика СССР в 40-х
1980-е гг. – начале 50-х гг.», «Внешняя политика СССР
во второй половине 50-х – первой половине
60-х гг.», «Внешняя политика СССР во второй
половине 60-х – начале 80-х гг.», Интерактив-
ные карты «Внешняя политика СССР в 1945-
1953гг.», «Внешняя политика СССР в 1953-
1964гг.», «Внешняя политика СССР в 1964-
1984гг.».
16. Россия на современном этапе. Уроки-лекции «Россия в начале XXI в.», «Со-
временная Россия на международной арене»,
Флэш-задание «Политические деятели России
на современном этапе политического разви-
тия».
Учитывая вышеуказанные данные, с помощью образовательного ком-
плекса можно восполнить «лакуны» в преподавании школьного курса исто-

352
Новые информационные технологии в образовании

рии, обращая особое внимание при повторении на перечисленные в таблице
темы.
Отдельно следует остановиться на использовании некоторых компо-
нентов образовательного комплекса непосредственно на уроках истории.
Прежде всего, это — мультимедийная составляющая учебного модуля:
интерактивные карты и флэш-задания. В силу своих психолого-возрастных
особенностей учащимся, в особенности ученикам основной школы, гораздо
легче усваивать материал, преподанный в аудиовизуальной и интерактивной
форме, нежели в абстрактно-текстовой. Кроме того, переключение уровней
восприятия позволяет максимально долго удерживать внимание учеников на
предмете обучения, избегая перенапряжения их в ходе урока. Информация,
продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, гра-
фику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно тео-
рии ассоциативного запоминания.
Большие возможности имеет также использование тестовых заданий
из базовой части образовательного комплекса, прежде всего на повторитель-
но-обобщающих уроках.
Сферы использования материалов учебного комплекса в преподавании
школьного курса истории можно распределить по следующим трем уровням.
1. Применение отдельных элементов базового курса учебного модуля
на уроках для иллюстрирования некоторых тем и вопросов в ходе урока.
2. Использование экспортированных файлов компонентов образова-
тельного комплекса в создании собственного мультимедийного наполнения
уроков.
3. Создание и разработка собственных курсов, включающих в себя не
только мультимедийный ряд, но и тестовые блоки как базовых, так и автор-
ских вопросов. В этом случае образовательный комплекс может стать про-
граммной оболочкой для создания целого ряда мультимедийных уроков по
различным темам отечественной истории. Кроме того, возможности образо-
вательного комплекса могут использоваться и самими учениками в процессе
активного обучения для подготовки собственных презентаций и подборок
(метод проектов).
Если на уроках истории в основной школе главное внимание уделя-
лось мультимедийной составляющей образовательного комплекса и возмож-
ности создания собственного содержательного наполнения, а также кон-
трольно-обобщающих тестов, то в старших классах — вопросам подготовки

353
Новые информационные технологии в образовании

к экзаменам. Соответственно, больше востребована теоретическая часть кур-
са — конспективные уроки-лекции. Использование образовательного ком-
плекса непосредственно на уроках истории позволяет значительно интенси-
фицировать процесс овладения знаниями, умениями и навыками через само-
стоятельную работу с его компонентами. Развитие у старшеклассников само-
анализа, самоконтроля и умения самостоятельно планировать учебное время
и учебный процесс играет большую роль в деле подготовки к сдаче выпуск-
ных экзаменов.
Работа с образовательным комплексом позволяет в значительной сте-
пени автоматизировать контроль проверки знаний, что весьма облегчает труд
педагога. В случае полнофункционального использования прикладных моду-
лей платформы «1С:Образование» «Журнал» (для учителя) и «Дневник» (для
ученика) при сетевой, да и при локальной установке, обеспечивается воз-
можность фиксирования результативности учебного процесса в течение все-
го учебного года. С учетом полученных в ходе данного мониторинга выво-
дов существует возможность выстраивания индивидуальной траектории обу-
чения для каждого ученика с учетом его способностей и начального уровня
знаний.
Таким образом, при сохранении прежних иллюстративной и контроль-
но-проверочной функций к ним добавляются информационно-
коммуникационная, консультационная и организационная.

Борис С. И., ansboris@chgnet.ru
Средняя общеобразовательная школа № 82 им. Ф.И. Дубовицкого,
г. Черноголовка, Московская обл.

Особенности использования образовательного комплекса
«1С:Школа. Биология, 6-9 кл.» в учебном процессе

Мультимедийный курс «1С:Школа. Биология, 6-9 кл.» — новый про-
дукт созданный на платформе «1С:Образование». Это электронное издание
можно рекомендовать для использования в учебном процессе, как в классно-
поурочной системе, так и для самостоятельной подготовки учащихся. Со-
держание электронного издания соответствует обязательному минимуму
основного общего биологического образования, составлено в соответствии с
новыми программами и включает все разделы, изучаемые в средней школе.


354
Новые информационные технологии в образовании

Мультимедийный курс «1С:Школа. Биология, 6-9 кл.» построен также,
как и другие образовательные комплексы серии «1С:Школа», у них сходный
интерфейс, удобная навигация, одинаковые разделы. При работе с образова-
тельными комплексами учителя и учащиеся могут работать с уже имею-
щимся содержательным наполнением: просматривать иллюстрированный
гиперстекстовый учебный материал, выполнять проверочные и контрольные
работы, выдавать и получать индивидуальные задания, контролировать ре-
зультаты учебной работы при помощи «Дневника» и «Журнала».
Одной из отличительных черт платформы «1С:Образование», на базе
которой разработаны образовательные комплексы, является открытость ре-
сурсов. При использовании различных электронных изданий в преподавании
в школе возникает проблема согласованности различных программных
платформ, которые используются для организации работы с различными
цифровыми ресурсами (рисунки, анимации, видеофрагменты). При работе с
образовательными комплексами серии «1С:Школа» таких сложностей не
возникает. Объекты могут быть скопированы из оболочки на жёсткий диск в
стандартных форматах и проиграны стандартными средствами Windows и
экспортированы в другие оболочки. С другой стороны, встроенная инстру-
ментальная среда позволяет импортировать объекты из внешних источников
и создавать учителю собственные учебные материалы в разделе «Мои мате-
риалы» образовательного комплекса. При этом операции легко выполнять
при наличии минимальных навыков работы с компьютером. Учитель может
творчески применять как имеющиеся в комплексе, так и вновь добавленные
или созданные объекты. Это позволяет использовать образовательные ком-
плексы в классах, работающих по профильным или авторским учебным про-
граммам, принятым в образовательном учреждении. Не маловажно, что и
ученики могут выполнять работы в виде презентаций, подборок слайдов,
страниц, например, для сопровождения докладов или защиты проектов.
Особенностью мультимедийного курса «1С:Школа. Биология, 6-9 кл.»
является насыщенность разнообразными мультимедиа-объектами. Это элек-
тронное издание содержит большое количество рисунков, видеофрагментов,
фотографий, анимаций. Эти объекты могут использоваться как при проведе-
нии уроков с мультимедиа проектором, так и при самостоятельной работе
учащихся на уроках и дома. На наш взгляд интерактивные рисунки, схемы,
таблицы, анимации будут удобны, как при объяснении учебного материала,
так и для его закрепления.

355
Новые информационные технологии в образовании

Интерактивные рисунки имеют два режима работы. Первый режим ра-
боты имеет три варианта.
• В первом варианте демонстрируется схематичный рисунок биоло-
гического объекта, например, корня, побега, цветка и т.д. При
подведении курсора к определённой части этого рисунка он выде-
ляется подсвечиванием, появляются всплывающие подписи и од-
новременно в отдельном окне на экране появляется краткая харак-
теристика составной части. В этом случае, учитель может исполь-
зовать интерактивный рисунок для объяснения учебного материа-
ла, постепенно вводя новую информацию.
• Во втором варианте предусматривается использование рисунка,
как в первом, но с фиксированными подписями. Есть возможность
применять этот режим для обобщения или закрепления учебного
материала. Ряд объектов в этом режиме, например, как интерак-
тивный рисунок «Зоны корня» можно порекомендовать как на-
глядное пособие при проведении лабораторных работ. При таком
приёме ученики имеют возможность сравнивать реальные наблю-
даемые объекты и рисунки, выводимые на экран через проектор,
комментируемые при необходимости учителем.
• Третий вариант даёт учителю возможность работы с рисунком без
подписей. Он может использоваться как при закреплении мате-
риала, так и при контроле знаний.
Второй режим работы интерактивного рисунка «Проверь себя» удобен
для закрепления учебного материала. Он состоит из рисунка и набора подпи-
сей к нему. Ученику надо выбрать верные подписи и «подтащить» мышью на
отведённое место. После выполнения задания проводится автоматическая
проверка с реакцией на ответ. Таким образом, у учителя есть возможность
выбора режима работы с интерактивными рисунками, по его усмотрению.
Другой вид интерактивных рисунков — рисунки, совмещенные с фо-
тографиями, сделанными при помощи электронного микроскопа. Таким
приёмом продемонстрировано строение растительной и животной клеток, а
также строение бактериальной клетки. Несомненно, это позволяет учащимся
реально увидеть микрообъекты, разобраться в их строении и понимать схе-
матические рисунки.
Особый интерес представляют собой интерактивные таблицы, напри-


356
Новые информационные технологии в образовании

мер, таблица «Семейства цветковых растений». Таблица содержит сравни-
тельную характеристику классов двудольных и однодольных растений. Каж-
дое семейство представлено основными характеристиками строения цветков,
плодов, их схематичными рисунками и подборкой фотографий. Устройство
таблицы с одной стороны позволяет отразить всю картину изучаемого во-
проса в целом, а её детализация даёт возможность подробно изучать компо-
ненты с использованием рисунков и фотографий. Таблицы имеют удобную
навигацию и могут использоваться в качестве справочного материала для
индивидуальной работы школьников, учителями на уроках, и для иллюстра-
ций или сопровождения докладов учащимися.
Все анимации, представленные в мультимедийном курсе, могут быть
использованы при объяснении нового материала. Они демонстрируют или
динамику процессов (например, работу мышц, фазы работы сердца), или ме-
ханизмы биологических процессов (например, газообмен в тканях и орга-
нах). Большинство анимаций имеет дикторское сопровождение. Часть сюже-
тов разбиты на части с фиксированными ключевыми кадрами, выделенными
цифрами (например, круговорот веществ в биосфере), демонстрацию можно
остановить в любой момент, сделать комментарии или дать возможность
учащимся законспектировать. Имеется опция включения и выключения под-
сказок и звукового сопровождения, что делает возможным использование
анимаций не только на этапе объяснения материала, но и для его закрепления
и контроля.
Мультимедийный курс «1С:Школа. Биология, 6-9 кл.», как и другие
образовательные комплексы серии «1С:Школа», имеет систему заданий для
закрепления и контроля знаний. Использование этой системы наиболее эф-
фективно для самостоятельной работы учащихся в условиях локальной сети
или на домашнем компьютере. Типы используемых заданий: с выбором от-
вета, с набором словесного ответа с клавиатуры, с использованием рисунков
и схем. Результаты выполнения автоматически фиксируются в разделе
«Журнал» для пользователя «Учитель» и в «Дневнике» для пользователя
«Ученик».
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что мультимедийный курс
«1С:Школа. Биология, 6-9 кл.» охватывает все этапы учебного процесса:
объяснение, закрепление, контроль. Он насыщен разнообразными мультиме-
диа объектами, имеет современное дизайнерское исполнение, в нём реализу-
ется полноэкранный режим работы, имеет открытые ресурсы, способствую-

357
Новые информационные технологии в образовании

щие творческому использованию электронного издания. Надеемся, что пред-
лагаемый мультимедийный курс «1С:Школа. Биология, 6-9 кл.» заинтересует
учителей биологии, и будет использоваться в учебном процессе.

Косивец О. В., olga_kosivec@mail.ru
МОУ СОШ №15, Базовый межшкольный методический центр, г. Кисловодск

Компьютерная поддержка начального обучения

Вопрос о применении компьютера в начальной школе стоит давно. К
сожалению, в ряде школ вводится курс информатики со второго класса, в
котором детям, пусть даже в игровой форме, но даются понятия информа-
ции, ее видов, понятия простейших алгоритмических конструкций. На наш
взгляд это не совсем верный подход. С пятого класса все эти понятия усваи-
ваются легче, быстрее и качественнее.
Курс «Компьютерная поддержка начального образования» ведется в
школе № 15 г. Кисловодска со 2 по 4 класс. Этот курс не ставит своей целью
изучение информатики, а направлен на поддержку основных предметов на-
чальной школы, а также развитие таких познавательных процессов как мыш-
ление, внимание, память. Как показывает десятилетняя практика преподава-
ния курса компьютерной поддержки, положительно-эмоциональное отноше-
ние учащихся начальной школы к компьютеру позволяет получить мощный
учебный эффект по сравнению с традиционным обучением. К тому же из-
вестно, что игра - лучший способ обучения ребенка младшего школьного
возраста.
Основу программной поддержки курса составляют пакеты образова-
тельных программ, предназначенных для формирования или закрепления
учебных навыков по математике, чтению, русскому языку, а также разви-
вающие игры. Многолетняя практика использования элементов компьютер-
ного обучения на первой ступени школьного образования позволяет сделать
ряд важных выводов:
• в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ре-
бенка с игровой на учебную. Использование игровых возможно-
стей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать
этот процесс более плавным и щадящим;
• большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроке,

358
Новые информационные технологии в образовании

еще не используется младшими школьниками во внеурочной дея-
тельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность –
существенно снижается. Применение же полученных знаний, уме-
ний и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их ак-
туализации и мотивации их приобретения;
• высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы
значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса.
Занятия на компьютере позволяют частично разрядить высокую
эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
• игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной це-
лью, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное
обучение самое прочное и неутомительное;
• происходит интенсификация обучения; возможность добиться ус-
пеха за небольшой промежуток времени, вызывает желание рабо-
тать еще и еще;
• параллельно у ребенка формируется потребность использовать
компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он ос-
ваивает клавиатуру, знает значение основных клавиш, умеет вве-
сти требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает
навыки пользователя;
• у учителя начальной школы появляется устойчивая мотивация изу-
чения компьютера как средства обучения и коррекционной рабо-
ты, в результате чего постепенно создается готовность учителя
преподавать также начальный курс информатики.
Таким образом, применение компьютерной поддержки в начальной
школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность ее
использования — достаточно высокой.

Литература
1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-
304 с.
2. Молоков Ю. Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации об-
разования // Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.
И.М. Бобко.- Новосибирск: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.
3. Молокова А. В. О перспективных направлениях в информатизации учеб-
ного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях // Тре-

359
Новые информационные технологии в образовании

тий Сибирский Конгресс по прикладной и индустриальной математике:
Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-
147.

Карпова И. В., Ахлебинина Т. В., Ловецкий Г. И. (Karpova.Kaluga@mail.ru)
Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского

Электронные издания «Природа России» и
«1С:Школа. Экология, 10-11 кл.» в формировании правовой
культуры при экологическом воспитании учащихся

Глобальной проблемой современности является поиск выхода из эко-
логического кризиса, в котором находится наша планета. Всем известно воз-
действие современной цивилизации на окружающую природу. Но человек —
это часть природы. Это приводит к выводу о том, что людям необходимо
изменить отношение к природе. Если этого не произойдет, проблематичным
станет существование самого человечества.
Общество не выживет без экологического сознания. Оно должно про-
никнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так,
чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Каж-
дому человеку необходимо знать экологические нормы, правила поведения,
иметь высокий уровень экологической грамотности. Таким образом, особую
актуальность приобретает правовая культура человека в области экологии,
которая, по нашему мнению, должна внедряться через систему образования.
О серьезности экологических проблем в настоящее время говорит тот
факт, что в Концепции национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24, к числу угроз на-
циональной безопасности отнесены ухудшение экологической ситуации в
стране и истощение ее природных ресурсов, что напрямую обусловлено со-
стоянием экономики и неготовностью общества осознать глобальность и
важность этих проблем. Поэтому к приоритетным направлениям деятельно-
сти государства в экологической сфере среди прочих отнесены вопросы вос-
питания экологической культуры населения [1].
Вышеизложенное подтверждает, что всем нам, начиная с раннего воз-
раста, необходимо овладеть тем минимумом правовых знаний, которые по-
зволят нам в жизни, практической деятельности принимать грамотные и

<< Пред. стр.

страница 36
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign