LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 35
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Следует заметить, что целью разработки УМК является максимально
полный охват всех основных содержательных линий курса при оптимальном
использовании предоставляемых современным компьютером мультимедиа-
возможностей.
Так, при изучении содержательной линии «Информация и информаци-
онные процессы» важно обеспечить понимание учащимися основных
свойств информации, традиционное объяснение которых носит во многом
абстрактный характер. Сделать это поможет демонстрация учащимся анима-
ционных фрагментов, наглядно демонстрирующих на интуитивном уровне
каждое из свойств информации.
При изучении содержательной линии «Аппаратные и программные
средства ИКТ» проблема носит обычно другой характер. Для получения
учащимися требуемых для работы в условиях современного высокотехноло-
гичного общества компетенций необходимо не только формально научить их
«нажимать кнопки», но и познакомить со всем разнообразием существую-
щих аппаратных устройств (особенно периферийных), продемонстрировать
принципы их работы. Сделать же это часто затруднительно: далеко не всякой
школе под силу создать коллекцию всех существующих устройств (причем

341
Новые информационные технологии в образовании

частично — во вскрытом виде), да и демонстрация многих процессов, важ-
ных для понимания принципов функционирования этих устройств, невоз-
можна в натурном наблюдении, так как эти процессы происходят на элек-
тронном уровне, связаны с взаимодействием электромагнитных полей, либо
компоненты устройств в процессе функционирования недоступны для на-
блюдения. В этом случае существенную помощь могут оказать «виртуальные
коллекции», реализованные с применением современных 3D-технологий (в
том числе интерактивной работы со стереоскопическими изображениями),
анимированные схемы с демонстрацией (в том числе вместе с реальным изо-
бражением работающих «вскрытых» устройств) не наблюдаемых невоору-
женным глазом процессов и т.д.
Наконец, традиционное преподавание тем, связанных с изучением раз-
личных информационных технологий, часто «грешит» излишним уклоном в
их практическую составляющую (вспомним хотя бы, что совсем недавно их
хотели передать в курс «Технологии» - бывший «Труд»!). Вместе с тем, «на-
таскивание» на работу с конкретными версиями конкретных программ зачас-
тую приводит к трудностям у учащихся, сталкивающихся с другими, анало-
гичными по назначению, прикладными программами или обновленными их
версиями. Наглядным примером тому в свое время был переход с «привыч-
ного» ЛЕКСИКОНа на Microsoft Word с принципиально иными принципами
форматирования текста. Возможным решением проблемы может быть при-
менение «моделей» программных средств, которые бы содержали в себе
только функции, присущие изучаемому классу программного обеспечения, и
позволяли понять смысл происходящих при работе с ними информационных
процессов. С учетом этого могут быть созданы «виртуальные лабораторные
среды», позволяющие осуществить отработку основных пользовательских
навыков, а в перспективе — и автоматизированный контроль правильности и
оптимальности действий пользователя.
В качестве технологической базы для разработки УМК по информати-
ке была выбрана оболочка (платформа) «1С:Образование». Этот выбор обу-
словлен следующими ее преимуществами:
• возможность работы образовательного комплекса в локальном (в
том числе многопользовательском) и сетевом режиме;
• удобная пользовательская оболочка (приложение Навигатор),
обеспечивающая работу с учебными материалами в виде текста,


342
Новые информационные технологии в образовании

графики, анимаций Macromedia Flash, видеофрагментов и аудио-
записей, представленными в форме структурированной последова-
тельности завершенных по смыслу «порций» материала;
• параллельное предоставление учебных материалов в виде «Гале-
реи», функционально эквивалентной библиотеке ЦОР;
• возможность поиска материалов — как полнотекстового, так и по
атрибутам в рамках стандартного классификатора;
• реализация автоматизированного контроля знаний (самоконтроля,
промежуточного, итогового контроля) с автоматической генераци-
ей вариантов заданий;
• возможность назначения учащимся индивидуальных заданий (фак-
тически – реализация создания индивидуальных образовательных
траекторий) и централизованная проверка результатов учебной
деятельности каждого учащегося (вплоть до просмотра конкрет-
ных ответов на тестовые задания);
• возможность демонстрации материалов с помощью проектора и
интерактивной работы с проецируемым изображением (в том чис-
ле независимой работы с УМК на экране дисплея и на настенном
экране);
• возможность для пользователей образовательного комплекса им-
порта информационных объектов из внешних файлов, создания
собственных учебных материалов — уроков, тестов, контрольных
работ и даже собственных учебных курсов (для учителя) и творче-
ских работ (для учеников); при этом созданные учебные материа-
лы интегрируются в состав готового содержательного наполнения
образовательного комплекса, с предоставлением учителю возмож-
ности назначать эти материалы учащимся в качестве индивиду-
альных заданий и контролировать их выполнение;
• наличие для каждого пользователя индивидуальной папки «Мои
материалы» для хранения созданных учебных материалов и твор-
ческих работ.




343
Новые информационные технологии в образовании

Будникова Г. А. gala@astpage.ru
Астраханский региональный центр дистанционного обучения (АРЦДО)
Чернобай Е. В. distant@astpage.ru, Могилатова А. М. mogil@mail.ru
Астраханский областной институт усовершенствования учителей (АОИУУ)

Способы организации единого информационного
пространства школы

«Будущее должно быть заложено в настоящем»
Г. Лихтенберг
Начиная с 1996 г. фирма «1С» выпустила более 100 образовательных
мультимедийных продуктов по основным дисциплинам, по профессиональ-
ной подготовке. Следовательно, значение качественной образовательной
продукции компании в организации информационного пространства школы
неоценимо.
В настоящее время весьма актуальной является проблема организации
единого информационного пространства школы. Главной целью информати-
зации школы является вовлечение в процесс информатизации всех участни-
ков образовательного процесса — администрации ОУ, педагогов, сотрудни-
ков школы, учащихся и их родителей. Для организации информационного
образовательного пространства школы необходимо создание информацион-
ной инфраструктуры ОУ, а именно — медиацентра школы, компьютерных
классов, отдельных компьютеров в учебных кабинетах, подключенных к се-
ти, административных автоматизированных рабочих мест, а также подготов-
ка кадрового потенциала.
Рассмотрим способы формирования информационной инфраструктуры
школы с использованием продукции компании «1С» на примере трёх состав-
ляющих: кадры, дистанционное обучение, медиацентр школы.
1. Кадры. Механизм подготовки кадров для организации единого ин-
формационного пространства школы:
Каскадная модель повышения квалификации педагогов (первоначаль-
но подготовка учителей по программе «Основы ПК», далее по программам
применения ИКТ в учебном процессе, и на завершающем этапе обучение по
специальным программам, таким как ««Интернет и медиаресурсы в образо-
вании», «Интернет и медиатехнологии в профессиональной деятельности
руководителя ОУ»).
Непосредственно обучение учителей — предметников по программе

344
Новые информационные технологии в образовании

«Интернет и медиаресурсы в образовании». В рамках курсовой подготовки
по этой программе учителя знакомятся с формами и принципами использо-
вания медиаресурсов в учебном процессе, критериями оценки электронных
изданий, принципами и методами формирования школьной медиатеки, про-
граммами Microsoft Office для создания собственных медиаресурсов, основ-
ными компаниями — поставщиками образовательных медиародуктов.
Конкурс сценариев уроков с использованием мультимедийных посо-
бий, регулярно на школьном, межшкольном и региональном уровнях.
Форум на сайте АРЦДО http://www.astrakhan.rcde.ru/. В октябре 2005г.
на сайте АРЦДО проходил форум по теме: «Эффективность использования
медиаресурсов в образовательном процессе», в котором приняли участие
учителя городских и сельских школ. Многие из них поделились своим опы-
том с коллегами по использованию медиаресурсов в образовательном про-
цессе, дали классификацию электронных ресурсов по предметным областям
и выделили среди них наиболее эффективные, достойное место среди кото-
рых заняла образовательная продукция «1С».
2. Дистанционное обучение. Одним из способов развития кадрового
потенциала для организации единого информационного пространства школы
является создание условий для повышения уровня компетентности сотруд-
ников школы в сфере использования ИКТ, в этом большую роль играет сис-
тема дистанционного обучения. В настоящее время проводятся работы по
размещению программной оболочки ДО на сайте АРЦДО, предоставленной
Project Harmony. Педагогам Астраханской области будет представлена воз-
можность проходить дистанционное повышение квалификации по таким
направлениям, как применение Интернет в исследовательской деятельности,
основы сайтостроения, тренинг по работе с электронными энциклопедиями,
Written English и др. Такая форма обучения, которая является, по сути, ча-
стью непрерывного образования создаст условия для вовлечения учителей в
создание единого информационного пространства школы и сделает их пол-
ноправными участниками этого процесса. Как показывает практика необхо-
димыми условиями развития системы дистанционного обучения являются:
владение основами компьютерной грамотности, наличие в школах компью-
терной техники и средств связи, а также высокий уровень мотивации участ-
ников обучения. Педагоги, обучившись на дистанционных курсах и получив
знания о системе ДО, способах организации такой деятельности смогут во-
влечь в этот процесс учащихся, предложив для них дистанционные спецкур-

345
Новые информационные технологии в образовании

сы, учитывая интересы, склонности и способности школьников, в условиях
развития профильной школы сегодня. Дистанционное обучение участников
образовательного процесса, в настоящее время не является широко распро-
страненным, но имеет большие перспективы и должно органично включать-
ся в единое информационное пространство школы.
3.Медиацентр школы. Основной задачей медиацентра является обес-
печение информационных потребностей учащихся и учителей, а также соз-
дание адекватных условий для работы с медиаресурсами и банком педаго-
гической информации. Наполнением медиатеки, как правило, занимаются
сотрудники библиотеки, а также отдельные учителя – предметники. Подго-
товленный библиотекарь может проводить обзор медиаресурсов для педаго-
гов и учащихся, а также мониторинг работы учителей с электронными изда-
ниями в целях пополнения медиатеки эффективными ресурсами. В библио-
теке МОУ «СОШ №29» г. Астрахани была проведена такая работа с одним
из компонентов единой технологической платформы «1С:Образование» -
«Математика». Учитель математики МОУ «СОШ №29» Богомолова Н.В. так
проанализировала возможности этого электронного ресурса: «Программа
содержит темы школьного курса математики, включенные в обязательный
программный материал по курсу «Алгебры», « Геометрии» и «Алгебры и
началам анализа». Здесь представлены возможности широкого использова-
ния вариантов тестового контроля знаний и умений учащихся, по пройден-
ному материалу, что очень актуально, в связи с введением итоговой аттеста-
ции учащихся в виде тестирования. Не забыты и стандартные формы кон-
троля знаний учащихся, в виде разноуровневых проверочных и самостоя-
тельных работ (3 уровня сложности). Наличие подбора задач по 3 уровням
сложности позволяет использовать дифференцированный подход как к рабо-
те на уроке, так и к контролю знаний. Преимуществом ресурса является
модуль проверки, который позволяет вводить ответы в произвольном мате-
матическом виде. Эффективно представлено объяснение тем по геометрии,
много ярких красочных иллюстраций к задачам. Выбранные темы являются
ключевыми в курсе планиметрии («Задачи на плоскости», Прямоугольный
треугольник», «Решение треугольников (теоремы синусов, косинусов, пло-
щадь треугольников), «Замечательные свойства линий и точек треугольни-
ков», «Окружность (свойства хорд, касательных, секущих, вписанных и опи-
санных фигур)»). Качественное понимание этих ключевых тем, умение ре-
шать задачи по ним, закладывают у учащихся основательную базу в понима-

346
Новые информационные технологии в образовании

нии геометрии. Диск удобен преподавателю в плане объяснения материала,
контроля, и в плане подготовки учащихся к экзаменам. Аналогично, и уче-
никам, как домашний тест-контроль, тренажёр. Программу можно использо-
вать и для подготовки рефератов, сообщений по предмету. Очень актуален
графопостроитель при развитии логического мышления в решении геомет-
рических задач».
Кроме того, в условиях медиацентра можно формировать библиотеку
медиаобъектов средствами «1С:Хронограф Школа 2.0».
Создание единого информационного пространства школы является
всеобъемлющим процессом, это требует изменение не только технической
базы, но что самое важное людей, т.е. участников самого процесса – адми-
нистраторов, учителей, учащихся, изменение их образа мыслей, действий,
подхода к проблеме.

Литература
1. Будунов Г. М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «ЗА» и
«ПРОТИВ», М.: Аркти, 2005
2. Исаев И. Ф. Прфессионально-педагогическая культура преподавателя,. М.
:ACADEMIA, 2004
3. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и мето-
дика их использования. М.: ACADEMIA, 2003
4. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.:
Издательский сервис, 2004
5. Сайков Б. П. Организация информационного пространства образователь-
ного учреждения: практическое руководство. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005

Руденко-Моргун О. И., rudmor@flags.pfu.edu.ru, Архангельская А. Л. (allark@mail.ru)
Российский университет Дружбы народов (РУДН),
Дунаева Л. А., adunaev@dol.ru
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Роль образовательных продуктов «1С» в поддержке
традиционного обучения русскому языку в школе

Успешная интеграция электронных дидактических материалов в
школьное образование напрямую зависит от их соответствия целому ком-

347
Новые информационные технологии в образовании

плексу требований, которые будут предъявлять к программным продуктам
специалисты и пользователи. На первый взгляд кажется очевидным, что наи-
более значимой для нового продукта должна стать профессиональная оценка
высококвалифицированных специалистов в области компьютерного обуче-
ния, поскольку именно на основе проведенной ими комплексной экспертизы
он может быть рекомендован Министерством образования к использованию
в школьном обучении. Однако, на наш взгляд, не менее важна оценка про-
граммных продуктов, выполненная разными группами пользователей, среди
которых особое место занимают учителя-предметники. Учителя, за редким
исключением, не являются специалистами в области компьютерного обуче-
ния, однако имеют достаточно знаний и опыта для вполне профессионально-
го анализа электронных учебных материалов и с точки зрения их методиче-
ских, технологических и технических достоинств/недостатков, и с точки зре-
ния способов использования в учебном процессе, и с точки зрения возмож-
ного усовершенствования компьютерного продукта, с которым они работа-
ют. Для сбора и анализа их мнений можно использовать конкретно-
социологический метод оценки, давно включенный специалистами в области
теории учебника в научные методы определения показателей качества.
Такой метод был применен авторами мультимедиа комплекса
«1С:Репетитор. Русский язык» в 1999-2000 гг., когда в общеобразовательных
учреждениях различных регионов страны и некоторых стран ближнего зару-
бежья комплекс проходил апробацию и внедрение. По окончании опроса и
анкетирования авторы получили 218 официальных отзывов учителей, ис-
пользовавших комплекс в качестве компьютерной поддержки традиционного
процесса обучения русскому языку в разных классах. Мнения учителей были
обобщены в сводных таблицах, стали ценным информационным материалом
для авторов-разработчиков, послужили основой для дальнейшего развития
комплекса и оказали влияние на создание новых концепций.
Почти во всех письменных отзывах учителями была дана высокая
оценка нового средства обучения, которому, несмотря на то, что оно было
адресовано индивидуальному пользователю, нашло применение в привычной
системе классного обучения и разных видов внеклассной работы. Помимо
тех форм и способов работы, которые были предложены разработчиками в
методическом сопровождении к комплексу, учителя смогли найти множест-
во иных способов его применения. Комплекс использовался для работы не
только с учащимися старших классов, которым он, собственно говоря, и был

348
Новые информационные технологии в образовании

адресован, но и во всех классах, начиная с пятого. Свободная структура ком-
плекса, представляющая собой информационно-обучающую среду, дала учи-
телям простор для творческой фантазии. В письмах перечислены разнооб-
разные формы использования материалов комплекса для планирования, под-
готовки и проведения уроков, для индивидуальной и групповой подготовки
учеников к написанию изложений, сочинений, диктантов, докладов, рефера-
тов и к разным видам экзамена, для организации внеклассной работы (фа-
культативов, кружков, часов творческого развития, уроков редактирования,
школьных методических объединений учителей-словесников, оформления
стендов и стенгазет, проведения вечеров, викторин, олимпиад, недель рус-
ского языка и литературы) и т.д.
Вместе с тем предложенная авторами концепция свободной навигации
учащегося в обучающей среде комплекса (которая выбиралась с учетом ад-
ресата — старшеклассники и абитуриенты, целей и задач обучения — подго-
товка к выпускным и вступительным экзаменам, т.е. мультимедиа комплекс
изначально мыслился как корректировочный курс и самоучитель) вызвала
целый ряд замечаний учителей, так как не давала возможности организовать
целенаправленное обучение. Это поставило перед авторами проблему поиска
дополнительных способов оптимизации индивидуальной работы учащихся.
Стало понятно, что электронные комплексы учебных материалов для орга-
ничного включения в школьное обучение при безусловном сохранении воз-
можности свободного доступа ко всем материалам (что чрезвычайно важно
для учителя) и самостоятельного выбора обучающей стратегии должны быть
снабжены специальными механизмами управления индивидуальной работой
учащихся и контроля над ней. Эта задача была решена: авторы разработали
систему контрольно-диагностических тестов для организации работы учаще-
гося в среде мультимедиа учебника. Она была использована в работе
«1С:Репетитор. Тесты по пунктуации», а затем получила развитие в элек-
тронном пособии «1С:Репетитор. Тесты по орфографии».
Таким образом, обратная связь автора и квалифицированного пользо-
вателя — учителя-предметника — не только дает новые идеи по усовершен-
ствованию готового учебного издания, но и вносит вклад в общую теорию
школьного электронного учебника.
Адресат нового представляемого на конференции учебника
«1С:Школа. Русский язык. 5-6 кл.» — пятиклассник.
В основе электронного учебника для 5-6 классов лежит не теоретиче-

349
Новые информационные технологии в образовании

ская статья, а интерактивный урок, выполненный на базе флеш-технологии
(по разработанному авторами сценарию). Такой урок построен по модели
школьного занятия и максимально приближает виртуальное обучение к ре-
альному: в работе участвуют виртуальный учитель, виртуальные ученики и
реальные пользователи — класс/ученик.

Драхлер А. Б.,
Центр образования № 293 г. Москвы
Алексеев Ю. Н.,
Окнийская основная общеобразовательная школа
Новосокольнического района Псковской области

Преподавание истории с использованием ИКТ
(на примере «1С:Школа:История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ»)

Преимущества использования ИКТ в преподавании гуманитарных
предметов до сих пор вызывают страстные споры различных заинтересован-
ных сторон: учителей, методистов, родителей.
Авторы «1С:Школа. История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ» использо-
вали весьма простой подход: сначала помочь ликвидировать пробелы в зна-
ниях, а уж затем — проверять и… натаскивать. Пособие снабжено подроб-
ным учебником по истории России с древнейших времен до наших дней,
излагающим основные этапы и события развития российского общества.
Прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари
способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного ис-
пользования возможностей электронного издания разработаны специальные
интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и на-
выков, а также логически сложных тем (процессов, явлений, понятий и т.п.).
Таким образом, диск предназначен для повторения и закрепления
учебного материала, для анализа уровня усвоения материала по истории Рос-
сии, и уже, в конечном итоге, для подготовки к единому государственному
экзамену по предмету. При этом, в ходе выполнения обучающих блоков
осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, времени вы-
полнения задания и использования учащимся помощи.
В состав образовательного комплекса входит и редактор, с помощью
которого можно добавлять созданные самостоятельно модели, тренажеры и
задания.

350
Новые информационные технологии в образовании

В тренировочных блоках одни и те же темы представлены в разном
виде: текста, схем, таблиц, линий времени, картографического материала,
картин, фотографий, анимаций и видеофрагментов. Таким образом, учиты-
ваются различные способы усвоения информации, типы запоминания и т.д.
Анализ контрольно-диагностических и контрольных итоговых тестов в
формате ЕГЭ осуществляется автоматически, каждому ученику прописыва-
ется индивидуальное резюме с рекомендациями по ликвидации в пробелах
знаний. На основании этих рекомендаций выполняется изучение «проваль-
ных» тем. Более подробно возможные образовательные траектории описаны
в методическом руководстве к ОК.
Как показывает опыт, наименьшие трудности для экзаменующихся
представляют вопросы, связанные со знанием понятий и терминов, а также
хронологии (вопросы типа А). Гораздо хуже дело обстоит со знанием фактов
и умением с ними работать. Но наибольшие трудности все же вызывает ра-
бота с историческими документами, что и следует учитывать в планировании
стратегии подготовки к ЕГЭ. Задания этого типа, в основном, относятся к
типам В и С, т.е. представляют повышенный уровень сложности.

<< Пред. стр.

страница 35
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign