LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 34
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Таким образом использование решений фирмы «1С» для подготовки
сводной бухгалтерской отчетности позволяет:
• организовать на единых методологических принципах работу под-
разделений и подведомственных учреждений по составлению,
проверке, передаче и приемке бухгалтерских отчетов;
• автоматизировать сбор, хранение, проверку, консолидацию бухгал-
терских отчетов;
• повысить достоверность предоставляемой информации;
• оперативно обеспечивать должностных лиц статистической ин-
формацией об исполнении сметы доходов и расходов в разрезе
подведомственных учреждений, территорий, структурных под-
разделений (департаментов, управлений и т.п.), кодов классифи-
кации расходов бюджетов;
• повысить оперативность предоставления информации вышестоя-
щему учреждению.




331
Новые информационные технологии в образовании



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
ФИРМЫ «1С» В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Кузора И. В., repetitor@1c.ru
Фирма «1С»

Образовательные программы фирмы «1С»

Начиная с 1996 г. фирма «1С» выпустила более 100 образовательных
программ. Выпускаемые издания охватывают всю школьную программу по
основным дисциплинам, помогают овладевать иностранными языками и по-
лучать профессиональные навыки работы с компьютером. Фирма «1С» мно-
гократно выполняла заказы Министерства образования РФ и Национального
фонда подготовки кадров, сотрудничает с ведущими книжными издательст-
вами России, издает лучшие образовательные продукты отечественных раз-
работчиков.
Образовательные программы фирмы «1С» представлены в нескольких
сериях, различающихся использованными при разработке продуктов техно-
логиями.
Разработанные на технологиях фирмы «1С» продукты составляют се-
рии «1С:Школа» и «1С:Репетитор».
Серия «1С:Школа» включает электронные издания, состоящие из об-
разовательных комплексов и платформы «1С:Образование 3.0» — системы
программ для поддержки и автоматизации учебного процесса. Образова-
тельные комплексы содержат в себе разнообразные наглядные, справочные,
тестовые и другие материалы. Платформа «1С:Образование 3.0» предостав-
ляет пользователю возможности использовать разные продукты в единой
оболочке, работать в локальном и сетевом режимах, выгружать и загружать
новые мультимедиа-объекты, создавать собственные учебные материалы
(презентации, учебные подборки, тесты), осуществлять поиск по ключевым
словам. Система прошла сертификацию в государственных системах ГОСТ Р
и «ИНКОМТЕХСЕРТ. Сайт поддержки платформы в Интернет
http://edu.1c.ru. В серии «1С:Школа» выпущены электронные издания
• Математика, 5-11 кл. Практикум

332
Новые информационные технологии в образовании

• Физика, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ
• Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий
• Химия, 8 кл.
• Вычислительныя математика и программирование, 10-11 кл.
• История, 10-11 кл. Подготовку к ЕГЭ
• Экология, 10-11 кл.
• Экономика и право, 9-11 кл.
• Экономика, 9-11 кл. Практикум
В серию «1С:Репетитор» входят мультимедийные электронные изда-
ния, адресованные учащимся старших классов и абитуриентам для самостоя-
тельной подготовки и работы под руководством учителя, а также преподава-
телям для подготовки и проведения занятий. Каждое электронное издание
серии объединяет в себе мультимедийный учебник, задачник и справочник
по данному предмету. Ко всем продуктам серии выпущены книги для учите-
ля с методическими рекомендациями по использованию этих программных
продуктов при аудиторной и самостоятельной работе. В серии
«1С:Репетитор» выпущены электронные учебники по русскому языку, мате-
матике, физике, химии и биологии.
Ежегодно обновляемое электронное издание «1С:Репетитор. Сдаем
Единый экзамен» содержит контрольные измерительные материалы (КИМ)
ЕГЭ в электронном виде с автоматической оценкой вопросов типа А и В. В
репетиционно-методических комплексах «1С:Репетитор + Варианты ЕГЭ»
образовательные программы «1С:Репетитор» дополнены КИМ ЕГЭ по дан-
ному предмету.
Серия «1С:Образовательная коллекция» включает электронные изда-
ния российских разработчиков в поддержку ряда школьных дисциплин.
Мультимедийные курсы по химии, истории и географии выпущены для всех
классов, где изучаются эти предметы. В линейке «1С:Образовательная кол-
лекция. Platinum DeLuxe» изданы электронные самоучители по иностранным
языкам — английскому, немецкому, французскому, испанскому, итальян-
скому, японскому. Для глубокого изучения английской и немецкой фонетики
изданы тренажеры «Профессор Хиггинс». Для средних классов в серии изда-
ны «Естествознание. 5 кл.», «Биология, 6 кл. Живой организм», «Учим дроби
5-7 кл.». Электронные издания «Букварь», «Веселые моторы», «Остров ариф-
метики» и клавиатурный тренажер «Почитай-ка!» предназначены для наших
самых маленьких пользователей.

333
Новые информационные технологии в образовании

Программные продукты серии «1С:Познавательная коллекция» рас-
скажут о ярких страницах истории России, о технических достижениях Рос-
сии и человечества и о других занимательных фактах, расширяющих круго-
зор. Детям и их родителям предназначена «нескучная энциклопедия» «Пти-
цы России».
В серии «1С:Мир компьютера» представлены интерактивные компью-
терные видеокурсы для изучения наиболее популярного программного обес-
печения: офисных программ, графических пакетов и другого.
Озвученные литературные произведения в форматах звукозаписи mp3
и AudioCD+mp3 серии «1С:Аудиокниги» будут интересны не только школь-
никам, хотя многие из них полезны при изучении школьного курса литерату-
ры. Сюда вошли и моночтение, и аудиоспектакли, и музыкальные постанов-
ки. В 2004-2006 гг. в серии издано более 70 произведений.

Усенков Д. Ю., iio_rao@mail.ru
Институт информатизации образования Российской академии образования

Новые возможности системы программ «1С:Образование»

Доклад посвящен обзору новых возможностей, предоставляемых поль-
зователям — учителям и учащимся, — системой программ
«1С:Образование», представляющей собой платформу для разработки серии
образовательных программных продуктов «1С:Школа».
Серия «1С:Школа» представляет собой комплект электронных изда-
ний образовательного назначения по различным предметам, реализованных
на базе единой платформы «1С:Образование». В их числе — многофункцио-
нальные электронные издания («электронные учебники», оснащенные воз-
можностями проверки знаний учащихся), электронные практикумы и трена-
жеры, средства подготовки к ЕГЭ и библиотеки наглядных пособий.
Каждое электронное издание серии «1С:Школа» состоит из двух дис-
ков. Один из них содержит дистрибутив системы программ
«1С:Образование», второй — дистрибутив конкретного образовательного
комплекса (некоторый объем содержательного наполнения). При этом дист-
рибутив системы «1С:Образование» является типовым и для разных образо-
вательных комплексов может различаться только номером выпуска. При ус-
тановке комплекса, изданного позже, чем ранее установленные у данного

334
Новые информационные технологии в образовании

пользователя, производится обновление системы «1С:Образование»; можно
также сразу установить наиболее свежий выпуск системы (из числа имею-
щихся в наличии), а затем устанавливать на нее все имеющиеся образова-
тельные комплексы.
Система «1С:Образование» обеспечивает единую программную среду
для функционирования всех образовательных комплексов, реализованных на
ее основе, при их последовательной установке на один и тот же компьютер.
Это подразумевает создание единого списка пользователей (учителей и уча-
щихся), единого банка учебных материалов и единый интерфейс для всех
образовательных комплексов.
Интеграция образовательных комплексов на базе системы
«1С:Образование» с системой «1С:ХроноГраф. Школа 2.0» позволяет (со-
вместно с рядом других продуктов и решений, предлагаемых фирмой «1С»)
сформировать единое информационное пространство образовательного уч-
реждения. Это, в частности, предполагает широкие возможности обмена
информацией между используемыми программами, в том числе импорта в
образовательные комплексы списков учащихся и экспорта в электронные
классные журналы системы «1С:ХроноГраф. Школа» результатов работы
учащихся с образовательными комплексами и созданных ими при помощи
встроенных инструментальных средств творческих работ. Кроме того, еди-
ный производитель компонентов создаваемой программной среды способен
в большей степени обеспечить надежность функционирование всего набора
приложений и функций, нежели для комбинации разрозненных продуктов
разных изготовителей. (Предыдущая версия системы «1С:ХроноГраф. Шко-
ла» 1.0 имеется в комплекте каждого электронного издания серии
«1С:Школа».)
Система «1С:Образование» позволяет гибко управлять регистрацией и
распределением прав доступа пользователей к образовательным комплексам,
включая возможности формирования групп пользователей, адекватных
структуре школьных классов или учебных групп в конкретном образова-
тельном учреждении. При этом, благодаря интеграции системы
«1С:Образование» с системой «1С:ХроноГраф. Школа», можно легко и бы-
стро импортировать в «1С:Образование» весь список учителей и учащихся,
со всей существующей структурой групп (классов), логинами и паролями из
электронных классных журналов «1С:ХроноГраф. Школа».
При этом каждому пользователю могут быть назначены права доступа,

335
Новые информационные технологии в образовании

определяющие его возможности по работе с образовательными комплекса-
ми:
Администратор — регистрирует новых пользователей и назначает им
права доступа к образовательным комплексам, а также имеет все полномочия
Учителя;
Учитель — работает с образовательным комплексом без ограничения
времени и количества попыток ответа на задания тестов и контрольных ра-
бот, назначает в Журнале индивидуальные задания ученикам своего класса
(группы) и отслеживает результаты их выполнения, а также создает весь
возможный набор авторских учебных материалов (слайды, презентации,
страницы, подборки, вопросы, тесты и учебные курсы);
Ученик — просматривает любые материалы образовательного ком-
плекса, выполняет тестовые задания и контрольные работы (с заданными
ограничениями по числу попыток), получает индивидуальные задания учи-
теля и контролирует свою успеваемость в Дневнике, а также создает творче-
ские работы (только слайды, страницы, презентации и подборки).
Создание же групп пользователей, в частности, позволяет облегчить
работу учителей со списками учащихся: при включении ученика в тот или
иной класс осуществляется «зачисление» ученика в этот класс, при включе-
нии учителя в тот или иной класс осуществляется назначение этого класса
данному учителю, а при работе конкретного учителя с Журналом в левой
панели отображаются только те классы и те учащиеся, которые «закрепле-
ны» за данным учителем.
Собственно работа с образовательным комплексом и его содержатель-
ным наполнением производится с помощью модуля Навигатор. Он обеспе-
чивает возможность выбора из оглавления желаемых учебных материалов —
уроков, практикумов, тренажеров, тестов, контрольных работ, справочных и
дополнительных материалов и пр., причем для каждой учебной темы выдает-
ся отдельный кадр методического планирования с указанием имеющихся
учебных материалов, их назначения и порядка их использования.
Урок может включать в себя теоретический материал (иллюстриро-
ванный гипертекст) и отдельные проверочные либо тренажерные задания
(как правило, в форме интерактивных анимаций). При этом учебный матери-
ал может быть представлен как web-страница (потоковый документ с верти-
кальной прокруткой), либо как кадр (слайд) с зональным делением на иллю-
страции и текст. В последнем случае может предоставляться возможность

336
Новые информационные технологии в образовании

выбора характера текста: развернутый конспект или текст лекции — тексто-
вое представление голосового сопровождения.
Встроенная поисковая система позволяет осуществлять полнотексто-
вый поиск в названиях материалов и в их тексте с учетом морфологии языка
запросов по всем формам слова, что позволяет легко находить требуемые
учебные материалы. Поиск же по атрибутам объектов позволяет отыскивать
требуемые медиаобъекты для их просмотра или добавления в создаваемые
учебные материалы.
Раздел «Галерея», предусмотренный в большинстве образовательных
комплексов и содержащий классифицированные по темам и форматам дан-
ных списки имеющихся медиаобъектов, дополнительных и справочных ма-
териалов, позволяет использовать любой из комплексов в качестве библиоте-
ки электронных наглядных пособий (БНП). Напомним, что в серии
«1С:Школа» имеется образовательный комплекс, изначально разработанный
в качестве БНП: это «Физика. 7-11 кл.».
Просмотр имеющихся иллюстративных объектов (рисунков, схем,
таблиц, диаграмм, географических, экономических и политических карт, фо-
тографий, анимаций, видеофрагментов, интерактивных моделей и пр.) воз-
можен не только на экране дисплея, но и в режиме демонстрации учебных
материалов на настенный экран с помощью видеопроектора, либо на широ-
коформатное устройство видеовывода (например, плазменную панель). При
этом на большом экране демонстрируется не просто изображение учебного
кадра или объекта, а полноценный дубликат этого кадра/объекта, позволяю-
щий работать со всеми имеющимися в нем гиперссылками, медиапанелями и
пр. при помощи мыши так же, как и на обычном экране дисплея. На основ-
ном же дисплее во время осуществления проекции одного кадра или объекта
можно независимо работать с комплексом, например, выбирая какой-то дру-
гой кадр или объект.
Интерактивные возможности демонстрируемого на проекторе мате-
риала позволяют реализовать режим «ответа у доски», когда учащийся, вы-
званный к экрану и учительскому компьютеру, перед всем классом управля-
ет интерактивной моделью или выполняет тест, вслух комментируя свои
действия. При наличии же интерактивной доски типа Smart Board возможна
максимально эффективная учебная работа с образовательными комплексами.
Кроме иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, демонстрирующих
те или иные процессы или явления, в составе образовательных комплексов

337
Новые информационные технологии в образовании

предусмотрены различные интерактивные объекты – модели с управляемы-
ми параметрами, практикумы, «виртуальные лаборатории», обучающие игры
и даже мини-инструментальные среды (например, среда «Живая Геометрия»
в комплекте образовательного комплекса по математике).
Имеющиеся в составе образовательных комплексов средства также по-
зволяют проводить в электронной форме тестирование и контроль знаний
учащихся, в том числе с различной степенью ограничений (ограничение вре-
мени на тест, ограничение и/или контроль числа попыток ответа на вопрос,
запрет просмотра подсказок и/или прерывания работы и пр.). Обширные ба-
зы заданий обеспечивают их варьирование и тем самым — максимально
возможную защиту от списывания или «вызубривания» правильных поряд-
ковых номеров ответов, а при распечатке на принтере могут использоваться
как источник материалов для проведения бескомпьютерного тестирования.
Особо следует заметить, что в серию «1С:Школа» входит ряд образо-
вательных комплексов, предусматривающих подготовку к ЕГЭ. Они вклю-
чают в себя реальные варианты заданий, предлагавшихся на ЕГЭ в прошлые
годы и позволяют не только контролировать знания, но и психологически
подготовиться к ЕГЭ. (Фирма «1С» также выпускает в рамках серии
«1С:Репетитор» регулярную серию отдельных дисков по подготовке к ЕГЭ,
обновляемых раз в полгода и содержащих свежие варианты заданий по всем
предметам, а также нормативные материалы по ЕГЭ.)
Система «1С:Образование» позволяет учителю назначать индивиду-
альные задания учащимся, формируя тем самым индивидуальные образова-
тельные траектории, и контролировать результаты их выполнения, не только
просматривая оценку за последнюю попытку, но и обращаясь к статистике со
списком всех сделанных попыток выполнения теста или контрольной рабо-
ты, а при необходимости — и просматривая сами кадры вопросов с ответами
учащегося.
Большое количество справочных и дополнительных материалов, в том
числе в интерактивной форме, существенно облегчает работу учителя и уче-
ника, а также служит общеразвивающим целям. В числе справочных мате-
риалов также предусмотрены рекомендации методического характера по
использованию комплексов в различных формах учебной деятельности, об-
ширные списки библиографических и Интернет-ссылок.
Особого внимания заслуживает «таймлайн» — хронологическая шка-
ла, реализованная в некоторых комплексах (диски по экономике) и позво-

338
Новые информационные технологии в образовании

ляющая проводить тематические «виртуальные экскурсии» по истории изу-
чаемых вопросов.
Особым преимуществом платформы «1С:Образование» является воз-
можность для пользователя импортировать объекты из внешних файлов и
создавать собственные (авторские) учебные материалы на базе как имею-
щихся в комплексе, так и вновь добавленных или созданных объектов. Таким
способом при желании можно создавать даже собственные учебные курсы,
используя систему «1С:Образование» и комплексы серии «1С:Школа» как
инструментальную среду и коллекции материалов.
Для этого в каждом образовательном комплексе предусмотрен отдель-
ный раздел «Мои материалы», представляющий собой индивидуальный
портфель для хранения отобранных учебных материалов, объектов, импор-
тированных из внешних файлов, а также авторских учебных материалов,
созданных при помощи встроенных инструментальных средств. Встроенные
редакторы же позволяют, используя как имеющиеся ресурсы образователь-
ного комплекса, так и вновь добавленные из внешних файлов или скопиро-
ванные через буфер обмена объекты и фрагменты текста, создавать автор-
ские учебные материалы: слайды, страницы и вопросы (тестовые задания),
конструировать на их основе презентации, подборки страниц и тесты либо
контрольные работы (с гибкой настройкой параметров тестирования), а за-
тем собирать целые учебные курсы на базе имеющихся и созданных мате-
риалов, в том числе адаптируя комплекс к авторской учебной программе.
Как уже было сказано ранее, все образовательные комплексы серии
«1С:Школа» могут быть установлены как в локальном, так и в сетевом вари-
анте (версии); причем в любом из этих вариантов реализуется и возможность
попеременной многопользовательской работы на одном и том же компьюте-
ре. При этом в многопользовательском варианте реализуются возможности
централизованного контроля результатов работы учащихся, а использование
сети позволяет осуществлять совместную работу учителей над авторскими
учебными курсами. Важно, что и локальная и сетевая версия продукта со-
держится в одном и том же дистрибутиве — достаточно при установке лишь
выбрать требуемый режим. Приобретать для сетевой версии отдельный ди-
стрибутив не требуется.
Благодаря использованию стандартных форматов файлов для учебных
материалов, образовательные комплексы серии «1С:Школа» в сетевой вер-
сии доступны для работы пользователей с помощью стандартного браузера

339
Новые информационные технологии в образовании

Internet Explorer версии 6.0 и выше. При этом недоступны некоторые специ-
фические функции, обеспечиваемые модулем Навигатор (в частности, вывод
на проектор или инструментальная среда), но возможен просмотр имеющих-
ся учебных материалов, выполнение заданий и контроль результатов работы.
Все это позволяет использовать комплексы серии «1С:Школа» для реализа-
ции дистанционного обучения.
Продукты серии «1С:Школа» прошли апробацию в школах, получили
гриф Министерства образования РФ «допущено в качестве электронного
учебного пособия» и включены в федеральную поставку школам (в 2005 г.
они поступили в 28.289 школ).
О новостях системы «1С:Образование» см. сайт технологической под-
держки http://edu.1c.ru.

Усенков Д. Ю., iio_rao@mail.ru
Институт информатизации образования Российской академии образования

Применение возможностей платформы «1С:Образование» при
создании образовательного комплекса по информатике

Вопрос о создании образовательного комплекса по информатике воз-
ник после того, как автору довелось в ходе научной работы анализировать
существующие программные средства для поддержки преподавания школь-
ного курса информатики.
Хотя можно было предполагать, что курс информатики уже по своей
«природе» должен быть поддержан обучающим ПО наиболее полно и широ-
ко, как это ни парадоксально, спектр изданных электронных изданий этой
тематики (если не считать малотиражных авторских разработок) оказался
довольно беден. В основном это энциклопедии по устройству компьютера и
периферийным устройствам (причем в основном достаточно старые, как ми-
нимум трех-пятилетней давности, - компьютерный парк за это время успел
почти полностью обновиться), диски, посвященные изучению конкретных
ОС и прикладных программ и некоторое количество задачников по алгорит-
мике. В результате преподавателю информатики приходится фрагментарно
использовать материалы имеющихся электронных изданий, самостоятельно
разыскивая их и приобретая по мере возможности, при этом многие темы
курса остаются не охваченными или поддерживаются в недостаточном объ-

340
Новые информационные технологии в образовании

еме.
Задача же состоит в разработке целостного учебно-методического
комплекса (УМК), охватывающего все содержательные линии курса совре-
менного школьного курса информатики. В настоящее время в сотрудничест-
ве с фирмой «1С» нами ведется разработка такого УМК в соответствии с ба-
зовым образовательным минимумом для учащихся 8-9 классов средней об-
щеобразовательной школы.
Такой УМК призван:
помочь учителю в проведении уроков;
предоставить учащимся возможность самостоятельного изучения ма-
териала (для повторения, подготовки к экзаменам, в случае пропуска по бо-
лезни, либо для приобретения уровня знаний, более высокого, чем преду-
смотрено в данном учебном заведении);
обеспечить возможность автоматизированной проверки (самопровер-
ки) знаний и отработки основных навыков;
предоставить дополнительный материал познавательного и развиваю-
щего характера (что становиться особенно важным в связи с существенным
уменьшением объема тем, входящих в базовый минимум обучения).

<< Пред. стр.

страница 34
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign