LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ние работников Вместе с тем возникает вопрос, как обеспечить кадровой
информацией КАСУ, где решается целый комплекс задач планирования
учебной нагрузки преподавателей, их методической и научно-
исследовательской работы, проведения зачетов и экзаменов и т.д. Вариантов
интеграции информации между системами Севмашвтуза существует два:
Эту информацию должен кто-то занести (правильно без ошибок и
своевременно). Что очень не рационально, поскольку необходимо будет от-
слеживать, кто и какую информацию вводил и существует вероятность того,
что информация по ряду причин будет не достоверной.
Эта информация может попадать в КАСУ в момент первоначального
занесения пользователем. Для этого необходимо разработать технологию
обмена данной информации между этими системами.
Остановимся на втором варианте, так как он является наиболее пред-
почтительным.
Проанализировав методы передачи данных между различными ИС:
динамический обмен данными (Dynamic Data Exchange), внедрение и связы-
вание объектов (Object Linking and Embedding), технологию открытого дос-
тупа к базам данных (Open Database Connectivity) выбрали наиболее подхо-
дящий это Oracle Objects for OLE (OO4O). В данном случае это средство от-
кроет доступ приложению 1С: Предприятие 7.7 к приложению Oracle (КА-
СУ), позволив обмениваться данными между данными программами.
Проанализировав деятельность отдела кадров, и взаимосвязь подраз-
делений выявили самые необходимые данные для передачи. Сравнив инфор-
мационную систему вуза КАСУ и 1С: Предприятие конфигурацию «Зарплата
и кадры» был выявлен ряд несовпадений в структуре данных. Выявив объек-
ты, требующие доработки произвели их модификацию в 1С: Предприятии
7.7.
Первоначально модифицировали ряд справочников: «Подразделение»,

311
Новые информационные технологии в образовании

«Сотрудники», «Должности», «Источники финансирования» и т.д, добавив в
них ряд необходимых реквизитов, отредактировав ввод данных. Основной
акцент при сравнении систем делался на функции: прием, увольнение и пе-
ремещение сотрудников. Соответственно, были модифицированы докумен-
ты, решающие эти функции: «Приказ о приеме на работу», «Кадровое пере-
мещение», «Приказ об увольнении».
Чтобы осуществить передачу данных необходимо, соединиться с базой
Oracle. Для этого была разработана процедура соединения.
При входе пользователя в систему 1С: Предприятие версии 7.7 откро-
ется обработка, которая позволит соединиться с КАСУ. После внесения ин-
формации в справочник или документ пользователь пытается сохранить ин-
формацию. Если он подключился к КАСУ в начале работы с системой, то
ему нужно будет просто закрыть форму документа, иначе модально запуска-
ется диалог «Соединение с базой» В перечисленных объектах были моди-
фицированы модули, в которых прописали передачу данных через SQL за-
прос.
Для согласованности данных в 1С:Предприятии 7.7 был создан набор
прав «на добавление» он позволяет только вводить новые данные и просмат-
ривать их, изменение и удаление записей из передаваемых объектов мета-
данных запрещено пользователю. Такие же условия определены и в КАСУ.
Для более комфортной работы пользователей КАСУ были рассмотре-
ны варианты различных состояний баз.
Первый вариант, когда две базы (1С:Предприятие 7.7 и КАСУ) пустые,
тогда данные можно передавать напрямую. Второй вариант, когда база КА-
СУ уже содержит данные, тогда необходимо будет использовать промежу-
точную, пустую базу в которую из 1С:Предприятие 7.7 будут передаваться
данные, а затем со стороны КАСУ будет запускаться процедура проверки
записей на совпадение. Отсутствующие записи в КАСУ будут добавляться.
Помимо режима on-line (данный вариант рассматривался выше, через
обработку соединения) были рассмотрены варианты передачи данных в дру-
гие моменты времени. Первый вариант это передача данных в момент закры-
тия системы 1С:Предприятие 7.7. Это когда введенные за сеанс записи зано-
сятся в созданный справочник «Изменения». При завершении работы систе-
мы, пользователю предлагается соединиться с базой Oracle, после соедине-
ния происходит выгрузка данных. Второй вариант передача данных по нажа-
тию кнопки. На панели инструментов «подвешена» обработка «Выгрузка»,

312
Новые информационные технологии в образовании

на которой находятся кнопки. «Выгрузить данные в КАСУ» и «Очистить
справочник изменений». Принцип работы аналогичен рассмотренному выше.
Указанная система апробирована и внедрена, в разработке участвова-
ла студентка по специальности «Прикладная информатика в экономике». Эта
работа первый шаг, обмена между базой данных «1С», установленной в ряде
подразделений Севмашвтуза, и другими подсистемами КАСУ. В дальнейшем
планируется проводить обмен информацией с Бухгалтерией и финансово-
экономическим отделом

Литература
1. 1С: Предприятие 7.7. Курс лекций .(http://www.pospel.ru.).
2. Антон Шишков. Использование Oracle Objects for OLE для организации
взаимодействия Excel с базами данных Oracle. (www.shish.ru)
3. В.В.Кириллов, Г.Ю.Громов. Кафедра вычислительной техники. Структу-
рированный язык запросов (SQL). Учебное пособие. Санкт-Петербургский
Государственный институт точной механики и оптики (технический уни-
верситет). (www.citforum.ru, http://www.ifmo.ru/, http://www.cs.ifmo.ru/).
4. 1С:Предприятие. 7.7. Описание встроенного языка. Часть 1.- М.: Фирма
«1С», 1999. – 453 с., ил.
5. 1С:Предприятие. 7.7. Описание встроенного языка. Часть 2.- М.: Фирма
«1С». 1999. – 456 с., ил.
6. 1С:Предприятие. 7.7. Практика программирования на платформе V7.- М.:
Фирма «1С», 2002. – 210 с.

Ларин М. Г., larinmg25@mail.ru
Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева, Саранск

Учет расчетов с жильцами общежитий

В 2000 году, когда в бухгалтерии нашего вуза была установлена про-
грамма «1С:Предприятие», возникла необходимость в разработке системы
расчетов с жильцами общежитий по предоставляемым им коммунальным
услугам. Мы назвали её «Квартиросъемщик».
За период с 2000 по 2004 год были внесены небольшие изменения в
работающую систему, при этом были выявлены как положительные, так и
отрицательные моменты в работе системы. К концу 2004 года сложность
начисления платы за коммунальные услуги возросла на столько, что возник-

313
Новые информационные технологии в образовании

ла необходимость изменения системы кардинально. Исходя из огромного
количества изменений в расчетах ЖКУ за 3 и 4 кварталы 2004 года, а также
основываясь на реформах, производимых правительством РФ в области ж/к
хозяйства, было принято решение о кардинальном изменении системы
«Квартиросъемщик».
До 2004 года список предоставляемых коммунальных услуг являлся
конечным и фиксированным для всех жильцов общежития. Например, была
услуга «лифт» и квартиросъемщик либо платили за неё, либо нет. Это регу-
лировалось флажком в справочнике, а с 2005 года появилось деление на ус-
луги: «лифт 3 этаж и выше» и «лифт 1-2 этаж». Изменения коснулись и дру-
гих ЖКУ. Все это показало, что система «Квартиросъемщик» должна быть
более гибкой. Поэтому и была начата работа над новой версией.
За основу взяты все те объекты, работоспособность которых подтвер-
ждена временем: справочники «Жильцы Общежития», «Общежитие», «Кон-
станты» и т. д. В процессе работы возник новый справочник «Цены», а также
новые реквизиты в уже существующих справочниках.
Также хочется отметить, что при работе с первой версией бухгалтери-
ей допускалось большое количество ошибок в работе с периодическими рек-
визитами справочников, что приводило к ошибкам в расчетах для одного или
нескольких квартиросъемщиков. Опираясь на это опыт и в связи с тем, что
количество периодических элементов возросло, была изменена процедура
работы со справочниками. Для этого были разработаны документы, которые
позволили свести к минимуму ошибку пользователя.
На сегодняшний день система подтвердила свою работоспособность.
Все документы можно разделить на три группы. Первая группа управ-
ляет ЖКУ (ввод новых, удаление старых, изменение тарифов), вторая необ-
ходима для определения услуг и льгот, предоставляемых квартиросъемщику,
а третья группа производит расчет и начисление задолженности за предос-
тавленные услуги.
Перед началом работы с квартиросъемщиками необходимо заполнить
и настроить справочник «Коммунальные услуги», для этого используется
документ «Установка тарифа ЖКУ». В данном документе указываем список
тех жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), у которых будет изменяться зна-
чение тарифа и единица его измерения на дату документа. Единица измере-
ния необходима для того, чтобы определить, за что устанавливается тариф:
за 1 кв. метр, за кол-во жильцов или за электроэнергию.

314
Новые информационные технологии в образовании

Если какой-то тариф отменен или временно не должен начисляться,
например ЖКУ «Отопление» не начисляется в период с 01 мая по 01 октября
каждого года, тогда в графе «Тариф» указывается нуль или пустое значение.
На следующем этапе работы с системой «Квартиросъемщик» необхо-
димо заселить жильцов общежитий. Для этого был разработан документ
«Изменения реквизитов квартиросъемщика». Данный документ позволяет
заселять, переселять, выселять квартиросъемщика, а также управляет набо-
ром коммунальных услуг и льгот, предоставленных ему. В нем также указы-
ваются индивидуальные характеристики каждого квартиросъемщика: коли-
чество жильцов в комнате, номер общежития и номер комнаты, процент
скидки для каждой предоставленной жилищно-коммунальной услуги и т.д.
Заполнение данного документа требует особого внимания от пользователя за
правильность внесения данных, хотя документ оснащен набором процедур
контролирующих корректность внесения данных. Например, если указано,
что проживает 3 человека, то программа не позволит указать в таблице зна-
чение по начислению электроэнергии за 1 человека и т.д. От правильности
заполнения данного документа зависит, насколько верно будут произведены
дальнейшие расчеты.
Документ «Новые и старые ЖКУ» позволяет автоматически устано-
вить квартиросъемщику те тарифы, которые появились вновь для списка
жильцов. В документе указывается коммунальная услуга, список жильцов,
на которых она распространяется, определяется, что необходимо сделать с
данной услугой: установить или снять. В результате проведения документа,
квартиросъемщикам в список предоставляемых коммунальных услуг добав-
ляется еще одна, указанная в документе. Это позволяет не использовать до-
кумент «Изменения реквизитов квартиросъемщика» для каждого жильца, что
повышает эффективность работы бухгалтера и экономит время на внесение
данных в информационную базу.
К третьей группе можно отнести документ «Начисление ЖКУ», кото-
рый позволяет начислить каждому квартиросъемщику сумму для оплаты за
предоставленные ему коммунальные услуги. Система производит анализ
изменений для указанного в документе квартиросъемщика и выводит пол-
ный перечень всех услуг, которые ему были предоставлены. При этом анали-
зируются все изменения: переселение из одной комнаты в другую (изменяет-
ся площадь), увеличение или уменьшение числа проживающих жильцов в
данной комнате, отсутствие той, или иной услуги за определенный период

315
Новые информационные технологии в образовании

времени (поломка лифта, отключение горячего водоснабжения и т.д.), пре-
доставление льгот, моменты вселения и выселения и т.д. При разработке
также был учтен момент, когда квартиросъемщику государство предоставля-
ет льготы на пользование коммунальными услугами.
Данный документ является основным средством по начислению
квартплаты, и на его основании него производятся расчеты с квартиросъем-
щиком, выписка квитанций и других документов.
В связи с тем, что количество квартиросъемщиков может быть очень
большим, а начисление платы за коммунальные услуги производится на ка-
ждого конкретного человека, то возникла потребность в обработке, которая
позволила облегчить труд бухгалтера. Обработка «Начисление ЖКУ» авто-
матически формирует документы «Начисление ЖКУ». Пользователь имеет
возможность сформировать сразу все документы или может сделать это для
каждого конкретного общежития. При этом, если существует необходи-
мость, можно отключить автоматическое проведение документов и после их
формирования проверить правильность расчетов, а затем проводить или не
проводить отдельные документы. Данная возможность была предусмотрена
для тех случаев, когда с системой работает несколько пользователей, и каж-
дый из них отвечает за свой участок работы. В данную обработку так же во-
шел блок процедур, который позволил сформировать квитанции для каждого
квартиросъемщика. При этом основной упор был сделан на проверку факта
начисления за расчетный период и учтены ситуации, когда производятся пе-
рерасчеты за предыдущий или текущий периоды.
Ну и конечно ни одна база данных не может обойтись без отчетов. В
системе «Квартиросъемщик» нами было разработано несколько отчетов:
«Справка квартиросъемщику», «Объемы ЖКУ», «Анализ изменений у квар-
тиросъемщика». Данный набор отчетов позволил пользователю получать
информацию о начислениях жилищно-коммунальных услуг и контролиро-
вать правильность начислений за определенный период.
В данный момент продолжается доработка выходных форм и отчетов,
а в планах - разработка версии 3, которая будет функционировать автономно
и поддерживать обмен данными с типовой конфигурацией.




316
Новые информационные технологии в образовании

Сергеева К.В.
Фирма «1С»

Бюджетный учет в программах «1С»

В 2005 г. кардинально изменено законодательство по бюджетному
учету. С 1 января вступили в действие новая бюджетная классификация, но-
вые план счетов бюджетного учета и инструкция по бюджетному учету. Вне-
сены изменения и в другие нормативные акты, которыми должен руково-
дствоваться бухгалтер бюджетного учреждения.
Согласно Приказам Минфина России от 26.08.2004 г. № 70н и от
21.01.2005 г. № 5н до 1 октября 2005 г. было необходимо осуществить пере-
ход к применению новой инструкции по бюджетному учету и составить бух-
галтерскую отчетность за 9 месяцев 2005 г. по новому плану счетов исходя
из правил учета, установленных новой инструкцией по бюджетному учету. В
связи с этим перед бюджетными учреждениями встал вопрос о поддержке в
используемом ими программном обеспечении изменения методологии.

Программные продукты для бюджетного учета
Фирма «1С» занимается автоматизацией бухгалтерского учета бюд-
жетных учреждений более 10 лет. Специально для бюджетных учреждений
выпускается спектр программных продуктов, предназначенных для ведения
бухгалтерского учета как получателями, так и распорядителями (главными
распорядителями) бюджетных средств, ведения кадрового учета, расчета
заработной платы, денежного довольствия, сбора и консолидации бухгалтер-
ской отчетности. Типовые конфигурации экономических программ фирмы
«1С» представляют собой целостные методологические решения. Фирма
«1С» оперативно обновляет типовые конфигурации своих экономических
программ, приводя их в соответствие действующему законодательству.
В связи с изменением бюджетного законодательства были обновлены
программные продукты для бюджетных учреждений.
В связи с тем, что на момент подписания Приказа о новой инструкции
по бюджетному учету официальными пользователями бюджетных решений
на платформе «1С:Предприятие 7.7» являлось более 40 тыс. бюджетных уч-
реждений, решения по реализации порядка учета, утвержденного Приказом
Минфина России от 26.08.2004 г. № 70н, были разработаны на платформе
«1С:Предприятие 7.7».

317
Новые информационные технологии в образовании

Учитывая существенное изменение методологии учета, фирма «1С»
заранее представила реализацию новой методологии бюджетного учета на
семинаре партнеров, проходившем 2-3 октября 2004 г. и на совещании парт-
неров 4-5 декабря 2004 г. 16 декабря 2004 г в 89 городах России был прове-
ден Всероссийский семинар «Бюджетный учет: Переход 2005», на котором с
новой методологий бюджетного учета и новыми решениями «1С» для бюд-
жетного учета был ознакомлен широкий круг бухгалтерских и финансовых
работников бюджетной сферы.

Бухгалтерия для бюджетных учреждений
Конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» предназна-
чена для автоматизации бухгалтерского учета бюджетных учреждений, со-
стоящих на самостоятельном балансе и финансируемых из федерального,
регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджетов, а
также из бюджета государственного внебюджетного фонда на основании
сметы доходов и расходов.
Конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» обеспечи-
вает ведение учета по плану счетов бюджетного учета (утвержден Приказом
Минфина России от 26.08.2004 г. № 70н):
• по действующей бюджетной классификации Российской Федера-
ции (утверждена Приказом Минфина России от 10.12.2004 г. №
114н);
• в разрезе видов деятельности (источников финансирования) –
бюджетная деятельность, предпринимательская и иная деятель-
ность, приносящая доход, деятельность за счет целевых средств и
безвозмездных поступлений;
• в разрезе операций сектора государственного управления.
Конфигурация обеспечивает высокий уровень автоматизации бюджет-
ного учета по новым правилам. В программе реализовано
• ведение бухгалтерского документооборота с регистрацией доку-
ментируемой операции на счетах бюджетного учета;
• формирование первичных документов и регистров учета с получе-
нием твердых копий на бумажном носителе на типовых бланках
согласно Приложениям 2, 3 к Инструкции по бюджетному учету;
• автоматическое заполнение форм годовой, квартальной и месячной

318
Новые информационные технологии в образовании

бюджетной отчетности (Приказ Минфина России от 21.01.2005 №
5н), выгрузка данных отчетов в электронном виде для консолида-
ции в программе «1С:Свод отчетов».
Учитывая потребность финансовых органов в централизации учета,
реализована возможность ведения бухгалтерского учета как одного бюджет-
ного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (структурных под-
разделений учреждения, выделенных на самостоятельный баланс) в одной
информационной базе с получением как общих, так и раздельных (по учреж-
дениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Помимо
раздельного учета по учреждениям, конфигурация поддерживает до 5 разре-
зов аналитического учета. В конфигурации также предусмотрена работа с
распределенными информационными базами и другие возможности.
Типовая конфигурация представляет собой полнофункциональный
комплекс готовых решений для поддержки автоматизированного учета на
тех участках, которые чаще всего встречаются в практике финансово-
хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Учет нефинансовых активов. Учет основных средств, нематериаль-
ных активов, материальных запасов ведется в разрезе номенклатуры, мест
хранения, материально ответственных лиц. При этом внутреннее перемеще-
ние нефинансовых активов отражается в регистрах учета и не отражается на
счетах бухгалтерского учета согласно Инструкции по бюджетному учету.
Реализованы все особенности бюджетного учета основных средств и
нематериальных активов – предварительная калькуляция фактической стои-
мости на счете 106 «Вложения в нефинансовые активы», начисление аморти-
зации в зависимости от стоимости основного средства, его назначения и ис-
пользования. Предусмотрено ведение как инвентарного учета основных
средств, так и группового (номенклатурного).
Учет драгоценных металлов, входящих в состав основных средств, ма-
териалов, оборудования реализован в соответствии с Инструкцией о порядке
учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из
них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении
(утверждена Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 г. № 68н).
Все движение нефинансовых активов оформляется и регистрируется с
помощью электронных документов. Предусмотрены в том числе такие опе-
рации, как централизованное снабжение, внутриведомственное перемеще-
ние, изготовление собственными силами, реализация излишних нефинансо-

319
Новые информационные технологии в образовании

вых активов, учет продуктов питания по категориям довольствующихся,
производство и реализация продукции собственного изготовления, реализа-
ция товаров.
Предусмотрено оформление договоров с материально ответственными
лицами, оформление результатов инвентаризации, формирование регламен-
тированных регистров, а также ряда дополнительных отчетов оперативного
учета.
Учет финансовых активов. Учет наличия и движения наличных де-
нежных средств в кассе, в том числе в иностранной валюте, реализован в
соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федера-
ции (утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от
22.09.93 г. № 40) с учетом особенностей документооборота бюджетных уч-
реждений – формирование Кассовой книги по форме № 0504514, отражение
валютных средств на отдельных листах Кассовой книги, оформление Ведо-
мости на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501) при выдаче
наличных денежных средств из кассы в подотчет нескольким лицам взамен
индивидуальных расходных кассовых ордеров.
Учтены особенности наличного обращения при расчетах через органы
Федерального казначейства – оформление заявки на получение наличных
денег по чеку со счета ОФК по форме 0510033 и заявления на получение де-
нежных чековых книжек в органах федерального казначейства по форме
0510031 (Приложения 3, и 2 к Правилам осуществления операций по обеспе-
чению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета,
утвержденным Приказом Минфина России от 21.09.2004 г. № 85н) и отраже-
ние на счетах учета операций при использовании счета № 40116 «Средства
для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Предусмотрено ведение фондовой кассы - учет наличия и движения
денежных документов.
Учет движения безналичных денежных средств ведется в зависимости
от вида средств – бюджетные или внебюджетные и от того, где открыты сче-
та - в отделении казначейства или учреждении банка. Оформление расчет-
ных документов реализовано в соответствии с Положением «О безналичных
расчетах в Российской Федерации» (утверждено ЦБ РФ от 3.10.2002 г. № 2-
П). При этом предусмотрена настройка шаблона для формирования текста в
поле «Назначение платежа» платежного поручения в соответствии с требо-
ваниями обслуживающего казначейства.

320
Новые информационные технологии в образовании

Оформление платежных и инкассовых поручений при перечислении
налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федера-
ции производится согласно Правилам, утвержденным Приказом Минфина
России от 24 ноября 2004 г. № 106н.
Данные подготовленных в программе платежных поручений можно
выгрузить в файл для обмена с казначейскими системами, системами типа
«Клиент – банк». Формирование платежного файла для передачи в казначей-
ство реализовано в форматах, применяемых отделениями Федерального ка-

<< Пред. стр.

страница 32
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign