LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 30
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тизации управленческого учета в высшем учебном заведении, планирования
бюджетов и операционной деятельности, при наличии нескольких филиалов.
Основной целью автоматизации являлось существенное повышение качества
и снижение затрат по всем основным бизнес-процессам и, как следствие,
расширение клиентской базы, повышение качества образовательных услуг, а
также повышение качества и эффективности управленческих решений за
счет использования самого широкого спектра специализированных отчетов.
Конфигурация является оригинальной, разработана на платформе
«1С:Предприятие 8.0».
Для работы обязательным является заполнение основных справочни-
ков: «Контрагенты», «Договоры обучения» и «Программы обучения».
Справочник «Договоры обучения» содержит все данные о договоре
обучения. Кроме того, выбор периода обучения подразумевает выбор гра-
фика оплаты из списка периодов. Таким образом, можно ввести сколько
угодно графиков оплаты по одной и той же программе обучения. На второй
закладке «Стоимость и график оплаты» можно определить вид и процент
скидки для конкретного учащегося, либо ввести процент скидки вручную,
причем для каждого периода оплаты возможно применение разных про-
центных ставок. На третьей закладке «Диплом» вводятся курсовые работы,
темы и оценка за работу. Эти данные затем печатаются в приложении к ди-
плому. Приложение к диплому формируется автоматически на основании
данных констант, анкеты учащегося, договора обучения, а также данных эк-
заменационных и зачетных ведомостей. Эти данные впечатываются в доку-
мент государственного образца в соответствующие графы. Еще одна деталь
работы с договорами обучения – это формирование договоров обучения в
формате Word . В справочнике «Программы обучения» есть ссылка на шаб-
лон договора в формате Word . Для каждого договора обучения из этого

291
Новые информационные технологии в образовании

шаблона можно сформировать договор с данными конкретного договора:
обучаемого, плательщика, программы обучения, суммы и графика оплаты.
На основании договоров на обучение формируется отчет «Список
учащихся» с группировкой по программам обучения, формам обучения, кур-
сам и группам обучения.
Модуль «Управление процессами обучения»: включает в себя блок
«Ведение приказов», «Ведение расписания», «Учет посещаемости» и «Учет
успеваемости».
Блок «Ведение приказов» включает в себя ведение шаблонов приказов
и документов «Приказ». После выбора вида приказа на экране появляются
реквизиты, соответствующие данному виду приказа. После проверки пра-
вильности автоматического заполнения приказа можно изменить данные
договора либо сделать откат изменений.
Блок «Ведение расписания» включает в себя составление расписания и
формирование различных отчетов на основании введенных данных. При со-
ставлении расписания учитывается занятость в день и час занятий препода-
вателя, аудитории, групп и оборудования . Реализована возможность подбо-
ра свободных аудиторий и свободных преподавателей, а также формирова-
ние листов посещений и зачетных ведомостей для экзаменов и зачетов. За
любой период формируются отчеты «Расписание группы», «Расписание пре-
подавателя», «Расписание на доску», «Расписание группы по неделям», а
также «Задание ответственному лицу» для выдачи соответствующего обору-
дования в определенные часы занятий.
Блок «Учет посещаемости учащихся» включает в себя формирование
листов посещений на основании расписания или ручной ввод, а также фор-
мирование различных отчетов. Для каждого студента можно распечатать его
личное посещение занятий, а также отчет для куратора по посещаемости.
Для массового формирования листов посещений служит обработка «Форми-
рование листов посещений». Листы можно сформировать за любой период,
для групп по любому выбранному куратору и по любой программе обучения.
Вновь сформированные листы можно распечатать как в пакетном режиме,
так и каждый лист в отдельности.
Блок «Учет успеваемости учащихся» включает в себя формирование
зачетных и экзаменационных ведомостей на основании расписания с пустой
графой «Оценка», проставление оценок после проведенного зачета или эк-
замена и печать отчетов на основании введенных данных. Перед заполнени-

292
Новые информационные технологии в образовании

ем ведомости можно выбрать категорию оценок, всем студентам автомати-
чески проставить одинаковую оценку (наиболее часто встречающуюся в ве-
домости), а затем откорректировать нужные записи.
На основании введенных ведомостей формируется отчет «Данные об
успеваемости» в разрезе групп, дисциплин, типов занятий, по любому кура-
тору и за любой период. Для пакетного формирования ведомостей служит
обработка «Формирование зачетных ведомостей», которая формирует ведо-
мости на основании расписания. Ведомости можно сформировать за любой
период, для групп по любому выбранному куратору и по любой программе
обучения. Вновь сформированные ведомости можно распечатать как в па-
кетном режиме, так и каждую ведомость в отдельности.
Финансовый модуль включает в себя ведение документов «Ведомость
операций», «Квитанция», «Счет», «Счет-фактура выданный», «Акт выпол-
ненных работ» и «Начисление оплаты за обучение». В этом же модуле про-
изводится начисление оплаты преподавателю и ведение бюджетных опера-
ций.
Документ «Ведомость операций» заполняется на основании выписок
банка, причем при выборе договора обучения строка для конкретного учаще-
гося заполняется автоматически.
Документ «Квитанция « фиксирует факт оплаты учащимся своего обу-
чения.
Документ «Счет» выставляется для юридических лиц и заполняется
автоматически при выборе договора. Для пакетного формирования докумен-
тов существует обработка «Формирование счетов на оплату». Возможно
формирование документов «Счет» в формате Excel, тогда ссылка на соответ-
ствующий файл будет прикреплена к документу, зарегистрированному в 1С.
Контрагентам, у которых есть адрес электронной почты, возможна отправка
документов по электронной почте.
Документы «Счет-фактура выданный» и для юридических лиц форми-
руется автоматически на основании ведомости операций. Документ «Акт
выполненных работ» формируется автоматически на основании счета-
фактуры. Для пакетного формирования документов «Счет-фактура» и «Акт»
существует обработка «Формирование счетов-фактур и актов выполненных
работ».
Возможно формирование документов в формате Excel, тогда ссылка на
соответствующий файл будет прикреплена к документу, зарегистрированно-

293
Новые информационные технологии в образовании

му в 1С. Контрагентам, у которых есть адрес электронной почты, возможна
отправка документов по электронной почте.
Документ «Начисление оплаты за обучение» производит начисление
оплаты по графикам оплаты. Оплата начисляется на дату оплаты по графику
оплаты и только тем студентам, которые должны были произвести платеж за
обучение в заданном периоде. Начисление оплаты производится отдельно по
выбранной программе обучения. Для пакетного формирования документов
существует обработка «Начисление оплаты», которая формирует документы
для каждого филиала и каждой программы обучения в отдельности.
На основании введенных документов формируется отчет «Расчеты с
заказчиками за период» в разрезе филиалов и программ обучения, с группи-
ровкой по курсам, группам, потокам, с возможностью вывода на печать как
полного отчета, так и только итоговых строк.
Еще один отчет, который формируется на основании финансовых дан-
ных – это «Расчеты с заказчиками годовой». Отчет формируется за несколь-
ко лет в разрезе филиалов и программ обучения.
Для сверки оплаты с учащимися формируется отчет «Акт сверки взаи-
морасчетов» на любую, выбранную пользователем дату. Сверку можно про-
извести как по ведомостям операций, так и по квитанциям.
Следующий блок в финансовом модуле – это начисление зарплаты
преподавателям. Для этой операции ведется документ «Отработка препода-
вателя», который формируется либо на основании расписания, либо на осно-
вании договора.
На основании этого документа формируется документ «Акт выпол-
ненных работ преподавателем». Начисление оплаты преподавателям про-
изводится по актам выполненных работ. Отчеты, которые формируются на
основании актов и начисления, называются «Выплата зарплаты преподавате-
лям» и «План-факт по отработке преподавателей».
И последний блок финансового модуля – бюджетные операции. Сна-
чала пользователь заполняет справочник «Статьи оборотов» и делает необ-
ходимые настройки, например, способ расчета суммы, ставку и так далее.
Дальше можно формировать документ «Бюджетные операции», который, в
свою очередь, может учитывать различные бюджеты, любую валюту и раз-
личные сценарии. Все итоговые строки и промежуточные суммы рассчиты-
ваются автоматически, учитывая ставки и способы расчета итоговых сумм из
настроек справочника «Статьи оборотов».

294
Новые информационные технологии в образовании

Отчеты, которые формируются в этом блоке, называются «Доходы и
расходы за месяц» и «Доходы и расходы за год».
Автоматизированные системы учета на основе ЧДК УПО успешно
внедрены в ряде ведущих ВУЗов России.

Феоктистов Е. В. (efeoktis@wdc.msk.ru), Тимохина Д. Ю. (efeoktis@wdc.msk.ru)
Консалтинговая группа «Что Делать Консалт»

Переход 2005-2006 в центральной бухгалтерии МГУ им.
М.В.Ломоносова

2005 год для бюджетных организаций запомнится надолго. Новая ин-
струкция, новый план счетов – все с чистого листа.
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова – цен-
тральный ВУЗ страны, на который ориентируется любое учебное заведение.
Центральная бухгалтерия МГУ представляет собой крупное и сложное
подразделение, в котором работает порядка 40 человек. Центральная бухгал-
терия выполняет очень важные функции для всего Университета:
• Получение, использование и распределение бюджетных средств,
• На балансе центральной бухгалтерии более 12 подразделений,
• Составление консолидированной отчетности по всем структурам,
входящим в состав МГУ.
На начало 2005 года учет в центральной бухгалтерии велся на про-
граммном продукте фирмы 1С «Бухгалтерия для бюджетных организаций,
редакция 4». Функционал программы был изменен в силу особенностей в
учете Университета. К примеру, в конфигурацию был интегрирован раздели-
тель учета, был расширен функционал в части учета основных средств и т.д.
Перед специалистами нашей фирмы были поставлены следующие за-
дачи:
• Максимально помочь бухгалтерам разобраться с новым учетом,
• Автоматизировать учет с помощью типового решения 1С «Бухгал-
терия для бюджетных организаций, редакция 5»,
• Выполнить перенос данных из редакции 4 с учетом всех измене-
ний, которые в ней имелись на начало 2005 года.
В рамках решения задачи освоения бухгалтерами нового бюджетного
учета хочется отметить мероприятие, которое нами было осуществлено од-


295
Новые информационные технологии в образовании

ним из первых – проведение выездного семинара «1С:Консалтинг. БЮД-
ЖЕТНЫЙ УЧЕТ В 2005 ГОДУ. Отражение изменений законодательства в
программе «1С:Бухгалтерия 7.7 для бюджетного учреждения»«. Для того,
чтобы семинар прошел максимально эффективно, мы решили провести его в
течение двух дней. Первый день был посвящен методологии ведения учета,
занятие проводил наш эксперт по ведению бюджетного учета. Второй день
был посвящен новой конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организа-
ций, редакция 5», занятие проводили наши ведущие специалисты по внедре-
нию данной конфигурации. Материалы, которые были предоставлены 1С для
проведения данного семинара, были расширены нашими специалистами с
учетом опыта работы в других ВУЗах и дополнительной подготовки к дан-
ному семинару.
Пользователи отметили, что это мероприятие не оказалось лишним.
Многие вопросы обсуждались прямо во время проведения семинара, полу-
ченные ответы были применены в учете и позволили выработать единый
подход у большинства пользователей к ведению учета в конфигурации ре-
дакции 5.
Параллельно с мероприятиями по изучению учета проводились подго-
товительные работы для внедрения конфигурации «Бухгалтерия для бюд-
жетных организаций, редакция 5»:
• Был осуществлен поэтапный перенос данных из редакции 4 в ре-
дакцию 5, для этого модифицировались правила переноса для ге-
нерации XML-файла выгрузки, а также был разработан ряд допол-
нительных обработок,
• В связи с тем, что «Бухгалтерия для бюджетных организаций, ре-
дакция 5» из-за нового плана счетов более требовательна к ресур-
сам аппаратного обеспечения, был произведен анализ технической
архитектуры, а далее были предложены и осуществлены меры по
модификации сетевого оборудования и сетевого программного
обеспечения.
В процессе внедрения «Бухгалтерия для бюджетных организаций, ре-
дакция 5» мы придерживались принципа «внедрять только типовое реше-
ние». Это было связано с тем, что новый бюджетный учет в течение года
корректировался, каждый месяц выходил новый релиз конфигурации с но-
вым функционалом по мере того как Министерство финансов разъясняло те


296
Новые информационные технологии в образовании

или иные моменты ведения нового бюджетного учета. Поэтому отступать от
типового решения было очень критично. К примеру, в начале 2005 года
очень остро встал вопрос с субсчетами, на которых в 2004 году центральная
бухгалтерия вела дополнительный учет для внутренних нужд. В этот момент
в конфигурации появился механизм детализации КБК и КОСГУ, который в
последствии и был использован нами для решения возникшей проблемы.
Здесь очень хочется отметить оперативность работы горячей линии
1С. Прежде чем принять какое-либо решение на очередном этапе внедрения
конфигурации, мы писали электронные письма с вопросами касательно кор-
ректного использования «Бухгалтерии для бюджетных организаций, редак-
ция 5» и в максимально сжатые сроки получали четкие и качественные отве-
ты. Также очень помогли в работе такие информационные ресурсы, как диск
ИТС для бюджетников, ресурс www.buh.ru. Благодаря всем этим инструмен-
там конфигурация внедрялась корректно на все 100%.
На текущий момент мы с полной уверенностью констатируем, что те
задачи, которые ставились перед нами в начале 2005 года, выполнены.
В центральной бухгалтерии функционирует типовая конфигурация
«Бухгалтерии для бюджетных организаций, редакция 5», с помощью которой
автоматизированы в полном объеме:
• Кассовые операции,
• Банковские операции,
• Расчеты с подотчетными лицами,
• Операции по учету материалов,
• Операции по учету основных средств,
• Операции с контрагентами,
• И т.д.
Как следствие в срок сдана отчетность за 9 месяцев. Годовая отчет-
ность так же будет сдана вовремя.
В составе МГУ есть много крупных подразделений, которые ведут
учет самостоятельно и сдают отчетность в центральную бухгалтерию. Благо-
даря нашей успешной работе в центральной бухгалтерии многие из этих
подразделений стали нашими клиентами.
На текущий момент с нами сотрудничают:
• Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга
МГУ им. М.В. Ломоносова,
• Высшая школа перевода (факультет) Московского государственно-

297
Новые информационные технологии в образовании

го Университета им М.В. Ломоносова,
• Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова,
• Геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова,
• Механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова,
• Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ им.
М.В.Ломоносова,
• Управление общежитиями МГУ им. М.В. Ломоносова.
Во всех этих подразделениях аналогично центральной бухгалтерии
был выполнен полный комплекс работ по внедрению типовой конфигурации
«Бухгалтерия для бюджетных организаций, редакция 5».
В 2006 году мы будем решать следующие задачи:
• Плановое сопровождение конфигурации «Бухгалтерия для бюд-
жетных учреждений, редакция 5»: своевременные обновления ре-
лизов конфигурации и отчетности,
• Методологическая поддержка: проведение семинаров 1С: Консал-
тинг и семинаров нашей консалтинговой группы, посвященных
вопросам бюджетного учета,
• Реализация новых проектов:
• Автоматизация составления консолидированной отчетности,
• Внедрение системы штрих кодирования основных средств,
• Внедрение системы штрих кодирования для оплаты студентами
услуг по обучению.

Цымбаленко О. С.,oleg-ts@mail.ru
Ставропольский государственный университет (СГУ)

Использование Инновационных разработок на основе
1С: Предприятия в управлении отделом дополнительного
профессионального образования

В связи с расширением в 2005 году спектра предлагаемых Ставро-
польским государственным университетом программ дополнительного про-
фессионального образования был образован отдел дополнительного профес-
сионального образования. С момента начала работы отдела была начата ра-
бота по созданию информационной системы отдела.
В обязанности отдела входит ведение реестра программ дополнитель-

298
Новые информационные технологии в образовании

ного образования, составление смет расходов, учет поступления оплаты от
слушателей, учет оплаты труда преподавателей и руководителей курсов.
Для обеспечения автоматизированного учета указанных задач была
создана конфигурация, использующая «базовые объекты» системы
«1С: Предприятие 7.7».
В частности, были созданы следующие объекты ввода и хранения ин-
формации:
• Справочник Программы;
• Справочник Базовые специальности;
• Справочник Сотрудники;
• Справочник Статьи расходов;
• Справочник Факультеты;
• Документ Смета;
• Документ Оплата по смете.
При работе с конфигурацией пользователь заполняет справочник Про-
граммы, при этом для каждой образовательной программы указывается базо-
вая специальность, вид программы (повышение квалификации, дополни-
тельное образование и т.д.), выдаваемый документ (сертификат, удостовере-
ние, свидетельство…), контингент слушателей, руководитель и другая ин-
формация.
Перед набором группы учащихся составляется предварительная смета
(с помощью документа «Смета»), которая корректируется, в зависимости от
количества слушателей. При поступлении оплаты от слушателей фиксирует-
ся сумма, поступившая от каждого слушателя по каждой образовательной
программе.
На основании документа «Смета» можно ввести документы «Оплата
по смете», с помощью которых отражается оплата труда преподавателя, ла-
борантов, методистов, руководителя курсов.
Для получения отчетной информации о предлагаемых курсах, стоимо-
сти обучения, полученных за обучение денежных средствах в конфигурации
созданы отчеты «Образовательные программы», «Отчет по сметам».
Для предоставления данных в модуль комплексной оценки ВУЗа в
части программ дополнительного профессионального образования создан
отчет «Модуль комплексной оценки», позволяющий формировать печатные
формы для «Части 7» и «Части IV-05» модуля комплексной оценки.
Внедрение данной инновационной разработки позволило обеспечить

299
Новые информационные технологии в образовании

полноту, достоверность и своевременность учета реализации программ до-
полнительного профессионального образования в Ставропольском государ-
ственном университете.

Аверьянов И. Г. (info@pulsar.ru)
ООО «АВРО-БУС»

Автоматизация учебной части

В наше стремительно развивающееся время автоматизация ведения ба-
зы данных по студентам и преподавателям ВУЗов, где количество студентов
достаточно велико, является важной задачей. Автоматизация позволяет хра-
нить всю информацию в одном месте, быстро получать отчетность за любой
период времени и при этом иметь гибко настраиваемые права доступа к базе
данных.
Конфигурация «Автоматизация учебной части» предназначена:
• для хранения, обработки информации и получения отчетности по
абитуриентам ВУЗа;
• для хранения информации и получения отчетности, связанной с
работой учебно-методического отдела;
• для ведения базы и получения отчетности по преподавателям ВУ-
За;
• для хранения, обработки информации и получения отчетности по
студентам ВУЗа.
Структура конфигурации соответствует описанным выше задачам. Все
справочники, документы, журналы документов и отчеты в программе разби-
ты на соответствующие блоки. Кроме того, в конфигурации есть справочни-
ки для хранения информации по общей структуре ВУЗа – факультеты, ка-
федры, специальности, специализации и др.

Блок «Абитуриенты». Указанный блок программы позволяет вести ба-
зу данных
• на абитуриентов ВУЗа – в конфигурации они хранятся как физиче-
ские лица (пока еще не студенты);
• на возможные варианты зачисления абитуриентов;
• на дисциплины сдачи абитуриентами по каждому варианту посту-

300
Новые информационные технологии в образовании

пления.
В конфигурации предусмотрено хранение в электронном виде заявле-
ний абитуриентов на поступление в ВУЗ, автоматическое формирование и
хранение экзаменационных ведомостей. По результатам вступительных эк-
заменов на основании заполненных экзаменационных ведомостей абитури-
ентов можно получать отчеты по количеству поданных заявлений, по не-
сданным экзаменам, по проходному баллу абитуриентов.
Блок «Учебные планы». Является основополагающим блоком конфи-

<< Пред. стр.

страница 30
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign