LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

стов со знанием программ семейства «1С» планируется внедрение в учебном
процессе конфигурации «Торговля и склад».
Таким образом, технологические и архитектурные решения
«1С:Предприятия» во многом облегчают работу как бухгалтеров, инспекто-
ров отдела кадров, так и программистов, обслуживающих это направление.
Разработка специальных продуктов для студентов и преподавателей, учебно-
методических комплексов, подготовка новых кадров для IT-индустрии на
базе новых продуктов «1С:Предприятия» сделают работу специалистов и
студентов более интересной и продуктивной.

Литература
1. Вендров А.М. Современные и средства проектирования информационных
систем. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 176 с.
2. http://www.avt1c.ru

Пестунова Т. М., Герб Г. В., Соболева И. А. (ptm@nsaem.ru, sobia@nsaem.ru)
Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ)

Автоматизация набора контингента вуза с использованием 1С-
технологий

В процессе набора контингента вуза необходимо обеспечить автомати-
зацию всего технологического цикла функционирования приемной комиссии
и обеспечить взаимодействие с другими подразделениями, использующими в
своей работе данные о поступающих абитуриентах.
Традиционный подход к автоматизации технологии набора континген-
та основан на том, что прием документов осуществляется в ручном режиме с

281
Новые информационные технологии в образовании

последующим вводом информации в базу данных. Технический секретарь
принимает у абитуриента аттестат, медсправку, фотографии, заполненные от
руки бланки «Заявление о допуске к вступительным испытаниям» и «Учет-
ную карточку абитуриента», а также другие установленные документы. По-
сле этого формируется папка «Личное дело абитуриента», делается запись о
факте приема документов в журнале регистрации и абитуриенту выдается
расписка о приеме документов и заполненные вручную учетные карточки
передаются для ввода данных оператору. Заметим, что неразборчиво запол-
ненные абитуриентами учетные карточки, порождают много ошибок ввода,
особенно в периоды пиков подачи заявлений. На основании введенной ин-
формации формируются и распечатываются необходимые документы для
организации экзаменов и принятия решений о зачислении абитуриентов. По
окончании работы приемной комиссии данные о зачисленных абитуриентах
передаются в другие подразделения (деканаты, бухгалтерию и т.п.) в бумаж-
ном или электронном виде.
Следует отметить, что в настоящее время значительную часть контин-
гента в вузах составляют студенты, обучающиеся на основе полной компен-
сации затрат. Поэтому в период зачисления бухгалтерии в сжатые сроки не-
обходимо обработать большой поток информации об оплате. Технологиче-
ский разрыв при отсутствии оперативной интеграции между информацион-
ными системами набора контингента и бухгалтерского учета порождает в
этих условиях дополнительные проблемы, в частности:
- необходимость повторного ввода информации о плательщике-
абитуриенте в интенсивном режиме приводит к неизбежным ошибкам ввода
данных;
- невозможность оперативного отслеживания соответствия начислен-
ных сумм фактически оплаченным суммам с соблюдением сроков оплаты;
- возникновение ситуаций «невыясненных сумм» из-за некачественно-
го заполнения квитанций об оплате и т.п.
Для решения указанных задач в НГУЭУ используется усовершенство-
ванная технология с более высокой степенью автоматизации. Прием доку-
ментов и ввод данных совмещаются на одном рабочем месте. Информация
об абитуриенте вносится техническим секретарем, выполняющим одновре-
менно функции оператора ввода данных, в базу данных непосредственно из
документов абитуриента, а дополнительные данные – с его слов. Техниче-
ские секретари «не привязываются» к специальностям. Вместо двух форм

282
Новые информационные технологии в образовании

«Заявление» и «Учетная карточка», которые заполнялись вручную, формиру-
ется один электронный отчет на основе введенной информации, который
выводится на печать в форме комплексного документа – «Заявление», со-
держащего заявление абитуриента и информацию о нем, соответствующую
учетной карточке абитуриента. Абитуриент проверяет правильность введен-
ной информации по распечатанному документу, подписывает заявление и
заверяет своей подписью правильность введенных о нем данных. Техниче-
ский секретарь удостоверяет своей подписью на распечатанном документе
факт приема документа, формирует «проводку» соответствующей записи в
электронном журнале регистрации, выводит на печать установленные доку-
менты (расписку, экзаменационный лист, расписание экзаменов и консуль-
таций и др.) При необходимости в системе формируется договор и именная
квитанция об оплате.
Таким образом, за счет уменьшения рутинной бумажной работы и
дублирования ручного внесения информации в различные формы как абиту-
риентом, так и техническими секретарями существенно повышается качество
обслуживания абитуриентов и оперативность учета поступающих.
При этом устраняются полностью или частично многие проблемы.
Сглаживается влияние неравномерности потока на разные специальности.
Свободный технический секретарь принимает очередного абитуриента, при
этом он работает с конкретным абитуриентом: вводит его учетные данные и
распечатывает ему документ для подписания. Такой режим сам по себе уже
повышает ответственность оператора, при этом уменьшается влияние таких
факторов как спешка в условиях интенсивной и однообразной работы опера-
тора ввода данных. При вводе данных технический секретарь берет инфор-
мацию непосредственно из документов абитуриента, при необходимости
может уточнить у абитуриента все необходимые данные, полностью снима-
ется проблема «неразборчивого почерка». Проверку данных осуществляет не
только технический секретарь, но и абитуриент, который подписывает рас-
печатанную карточку – при обнаружении ошибки она исправляется сразу,
распечатывается и подписывается измененный документ, а старый уничто-
жается. Технический секретарь консультирует абитуриента по всем вопросам
предоставления информации и сам вносит нужную информацию в систему.
Заметим, что данные вводятся в оперативном режиме, поэтому в любой мо-
мент могут быть сформированы и распечатаны актуальные статистические
отчеты о ходе приемной кампании.

283
Новые информационные технологии в образовании

Для обеспечения оперативного учета рассмотренных выше финансо-
вых аспектов было принято решение о реализации системы на платформе
«1С:Предприятие», которая используется в НГУЭУ для автоматизации задач
бухгалтерского и управленческого учета. Средства и технологические реше-
ния, предоставляемые системой «1С:», в полной мере позволили автоматизи-
ровать все процессы в рамках новой технологии набора с учетом потребно-
стей финансовых служб вуза. При работе в единой базе оптимизирован про-
цесс начисления стипендии и подготовки информации для формирования
картсчетов первокурсников, обеспечен оперативный учет по договорам сту-
дентов, обучающихся на платной основе.
Обмен информации с представительствами вуза в других городах был
реализован с использованием стандартной процедуры загрузки - выгрузки
данных через xml-формат. Использование компоненты «1С:Web-
расширение» дало возможность публикации необходимых финансовых дан-
ных в сети интранет для доступа к ним заинтересованных подразделений и
лиц.

Портнов Н. М. (Captain@1cp.ru)
ООО «Агентство КАПИТАН»,
Хожаева Т. С. (hozt@1c.ru)
Фирма «1С»

Как на треть увеличить финансирование питания в школе

Пример конкретной ситуации с пищеблоком школы в Москве. Исход-
ные данные:
• большинство школ получают питание централизованно, через
Комбинаты школьного питания (коммерческие организации).
Средний размер фактической наценки – 32-33%;
• школам разрешено самостоятельно организовать питание (не через
КШП), для чего нужно пройти аттестацию и вести учет, самостоя-
тельно закупать продукты и получать средства за питание из бюд-
жета;
• все новые школы оборудованы полноценными пищеблоками, по-
зволяющими готовить пищу непосредственно в школе;
• общепризнано (в т.ч. городскими властями), что приготовление


284
Новые информационные технологии в образовании

пищи непосредственно в школе дает более высокое качество;
• при самостоятельной организации питания работники пищеблока
входят в штат;
• как показывает практика, стоимость продуктов, закупаемых КШП,
не ниже розничных.

Выводы
• Размер оплаты за питание, получаемой за питание из бюджета, при
самостоятельной организации питания в школе на треть выше
(размер наценки).
• Работа по приемке заявок и учету питающихся сосредоточена в
стенах одного учреждения, что позволяет поднять оперативность.
• Возникает возможность использовать обратную связь «потреби-
тель—поставщик» для повышения качества питания.

Что останавливает директора школы
• Необходимость самостоятельно вести учет, в том числе в такой
специфической области, как калькуляция.
• Работу по диетологии приходится также вести в школе.
• Закупки продуктов, взаимодействие с поставщиками – дополни-
тельная работа.

Как можно помочь
• дать инструменты для ведения учета;
• дать методическую поддержку (сборники рецептур, скомплекто-
ванные рационы, нормы и т.д.);
• в компьютерной программе реализовать учетные процедуры, соот-
ветствующие правилам учета в этом регионе.
Традиционно мифологизируемые проблемы управления питанием
• Недостаточное финансирование. Размер наценки в самом бога-
том регионе (Москва), всего 32-33%. Есть регионы с более высо-
ким уровнем наценок. Желающих заниматься школьным питани-
ем, всегда достаточно.
• Невозможность объективной оценки качества питания. Однако
никто еще, по крайней мере, в организованном порядке не пробо-

285
Новые информационные технологии в образовании

вал задействовать обратную связь с потребителем, хотя бы на
уровне простейших анкет и опросов. Очевидный факт: борщ лю-
бят больше, чем рассольник, а стоит борщ дешевле!
• Необеспеченность компьютерной техникой. Для работы типовой
тиражной программы, например «1С:Школьное Питание», доста-
точно допотопного Pentium, давно «снятого с вооружения» бух-
галтерией или в учебном классе.
• Нерегулярность поставок. Рынок продовольственных продуктов
в России по сравнению с другими отраслями хорошо развит. Воз-
можности планирования поставок продуктов в детском питании
близки к 100%.
• Отсутствие контроля за качеством сырья. Российские нормы по
контролю за продуктами и система сертификации – одни из самых
жестких в мире. В некоторых регионах уже приняты специальные
аттестационные меры для допуска на рынок детского питания.
Реальные проблемы, уже сегодня поддающиеся решению
• Учет. Существуют тиражные, массового выпуска, недорогие ком-
пьютерные программы, позволяющие решать все учетные задачи:
калькуляция, учет продуктов, планирование, мониторинг пищевой
ценности.
• Планирование. С учетом высокой степени «привязки» потребите-
лей-учеников к месту питания и цикличности планового меню
можно заранее составить точный («до грамма») план поставок
всех продуктов.
• Обратная связь с потребителем. Система получения оценок по-
требителей на основании автоматического анкетирования позво-
лит фактически и документально отслеживать уровень качества и
потребительские предпочтения.
• Привлечение целевых родительских средств. Система для без-
наличного учета расчетов за питание позволит организовать целе-
вое использование родительских средств на питание. Комбинат
питания (пищеблок) также заинтересован в том, чтобы привлечь
дополнительные средства.
• Мониторинг состояния питания. Районный мониторинг детского
питания позволяет фактически выявлять аномалии в питании,

286
Новые информационные технологии в образовании

принимать оперативные решения, планировать муниципальные за-
траты на питание и следить за их правильностью.
Что дает директору школы использование компьютерных средств при
организации питания:
• «готовая к употреблению» компьютерная программа позволяет
грамотно решать специфические учетные задачи даже не очень
подготовленному специалисту, поскольку программа содержит все
необходимые нормативные сведения, оформительские и счетные
процедуры, правильные формы документов;
• компьютерные методики позволяют делать работу более точно и
аккуратно;
• экономия рабочего времени сотрудников (так, ответственный за
питание может больше не тратить 3-4-5 дней на составление отче-
та);
• главное для руководителя: свобода выбора при принятии организа-
ционных решений.

Правосудов Р. Н. (rubin@emails.ru)
Саранский кооперативный институт ЦС РФ

Автоматизация учета учебной нагрузки преподавателя вуза

Одним из видов деятельности преподавателей вуза является оформле-
ние отчетной документации по выполнению учебной нагрузки в соответст-
вии с установленными требованиями. Данная механическая, рутинная работа
отнимает значительное количество рабочего времени преподавателя. Решае-
мые в этом случае задачи являются легко формализуемыми и поддаются
практически полной автоматизации. На кафедре информационно-
вычислительных систем Саранского кооперативного института для автома-
тизации процесса оформления отчетности преподавателя и упорядочивания
учета фактически выполненной нагрузки была использована технологиче-
ская платформа «1С:Предприятие 8.0». Это было весьма логичным, так как
данная платформа в текущем году начинает вводиться в учебный процесс.
Этому способствовала продуманная политика фирмы «1С», выразившаяся в
создании и распространении по доступным (для учебных заведений) ценам
комплекта для обучения в высших и средних учебных заведениях
«1C:Предприятие 8.0».
287
Новые информационные технологии в образовании

Для решения задачи автоматизации отчетности преподавателя была
написана сравнительно простая конфигурация. Однако она позволяет полно-
стью исключить ручное заполнение всех стандартных форм отчетности пре-
подавателя по выполненной и планируемой учебной нагрузке. В частности, в
автоматическом режиме формируются листы журнала учета выполненной
нагрузки, карточка учета выполненной нагрузки, листы журнала учета инди-
видуальной работы преподавателя со студентами. Разработан отчет по ре-
зультатам экзаменов и расчет нагрузки на учебный год, а также итоговый
отчет по учебной работе преподавателя за весь год.
Для реализации рационального процесса регистрации учетной инфор-
мации разработана система констант, перечислений, справочников и доку-
ментов. В основу построения данного процесса была положена идея свое-
временного формирования учебного расписания и оформления всех даль-
нейших процедур лишь механизмами ввода на основании и выбора значений
полей ввода. Разумеется, необходимо изначальное однократное заполнение
условно-постоянной информации, т.е. заполнение справочников и ввод пла-
новой учебной нагрузки. Для отражения справочной информации разработа-
ны такие справочники, как «Дисциплины», «Специальность», «Форма обуче-
ния», «Филиалы», «Студенты», «Учебный год». Ввод плановой нагрузки
осуществляется с помощью документа «Учебный курс года». Расписание
формируется посредством документа «Расписание занятий». Если расписа-
ние учебных занятий является стабильным на протяжении всего учебного
года, то достаточно ввести по одному документу данного вида на каждый
день недели, т.е. семь документов на учебный год. Факт выполнения нагруз-
ки отражается документом «Выполненная нагрузка», который заполняется
вводом на основании документа «Расписание занятий» за указанный день
недели.
Разработанная конфигурация в силу своего недавнего появления на
свет, естественно, далека от совершенства и имеет много возможностей для
роста своей функциональности и улучшения всех механизмов, однако она
вполне работоспособна и выполняет все изначально задуманные функции.
На сегодняшний день проходят тестовые испытания конфигурации.




288
Новые информационные технологии в образовании

Румянцева А. М, (ruma@1c.ru)
Фирма «1С»
Смородин В. А. (soft@mart.ru)
ООО «МАРТ», г. Великие Луки

Технологии «1С» для автоматизации библиотечного учета в
профессиональных учебных заведениях

Библиотеки образовательных учреждений обладают определенной
спецификой, которая обуславливает требования, предъявляемые к про-
граммным продуктам автоматизации библиотечной деятельности. Сущест-
вуют следующие версии программ для автоматизации библиотек профессио-
нальных учебных заведений, разработанные на платформе «1С:Предпри-
ятие»: «1С:Библиотека Колледжа», «1С:Библиотека ВУЗа».
Эти решения специально разработаны для образовательных учрежде-
ний, учитывают их специфику и позволяют автоматизировать работу биб-
лиотекаря с книжным фондом, вести обслуживание учащихся и преподавате-
лей. Системы предусматривают обмен данными с внешними базами книж-
ных изданий, в том числе и учебных, в российском коммуникативном фор-
мате RUSMARC. Возможности импорта записей играют очень важную роль
при первоначальном заполнении каталогов, т.к. обеспечивают возможность
создания библиографического описания автоматически – методом заимство-
вания.
Коммуникативный формат предназначен быть посредником при осу-
ществлении электронного обмена библиографическими записями и способ-
ствовать решению следующих задач: повышение доступности библиографи-
ческой информации, создание сводных каталогов, сокращение затрат при
каталогизации.
Заложенная в программы структура библиографического описания и
состав полей максимально приближена к требованиям стандартных форма-
тов обмена данными.
Это обеспечивает возможность не только заимствования записей из
электронных каталогов больших библиотек, но и корпоративный обмен дан-
ными между самими образовательными учреждениями.
АИБС не только автоматизирует работу библиотекарей, но и предос-
тавляет возможность для непосредственной работы преподавателям и чита-
телям.
В зависимости от типа пользователя, работающего в системе, ему бу-
289
Новые информационные технологии в образовании

дут предоставлены те или иные функциональные возможности, соответст-
вующие его реальным задачам.
Преподаватель имеет доступ к необходимым именно в его деятельно-
сти отчетам, таким, например, как список книг по предметам, по тематиче-
ским урокам. Возможен просмотр информации о количестве книг в фонде,
количестве выданных книг. Предусмотрен отчет по анализу читаемости.
Каждый читатель имеет доступ в систему под своим именем и паролем
и обладает возможностью расширенного поиска книг, по результатам кото-
рого автоматически формируется заявка на книговыдачу. Доступен просмотр
своего формуляра.
Предусмотрено формирование и печать всех стандартных библиотеч-
ных форм: формуляров, каталожных карточек (алфавитной и систематиче-
ской), инвентарной книги, КСУ основного фонда, ведомости проверки фон-
да, журнала учетных карточек, КСУ для учебников, статистики по прочитан-
ным книгам и т.д. Все отчетные формы могут быть сформированы за произ-
вольно выбранный период.
Значительное внимание уделено книгообеспеченности. Реализована
работа с динамической таблицей книгообеспеченности, позволяющей в про-
цессе ее заполнения не только контролировать значение коэффициента кни-
гообеспеченности, но и автоматически формировать заказ на недостающие
учебники.
Процесс автоматизации библиотек всех уровней влечет за собой необ-
ходимость использования информации не только в рамках одной библиоте-
ки, но и в рамках определенной территории или региона. Система позволяет
создать и в автоматическом режиме поддерживать в актуальном состоянии
интегрированную базу фондов всех подключенных библиотек. Пользовате-
лями такой системы могут быть не только читатели и библиотекари, но и
органы управления образованием, которым необходимо оценивать обеспе-
ченность учебной литературой.
Система рассчитана на реальное состояние коммуникативных средств
в различных регионах и позволяет работать не только в режиме постоянного
соединения, но и асинхронном режиме. Передача данных происходит в ав-
томатическом фоновом режиме без участия пользователя. Сеансы приема-
передачи контролируется системой с помощью специальных программных
средств и обеспечивают завершение процессов независимо от состояния со-
единения. В качестве клиентских частей системы могут быть использованы

290
Новые информационные технологии в образовании

программные продукты «1С:Школьная библиотека», «1С:Библиотека Кол-
леджа», «1С:Библиотека ВУЗа», в которые интегрированы эти возможности.

Ташлыкова Т. С. (efeoktis@wdc.msk.ru)
Консалтинговая группа «Что Делать Консалт»

Система автоматизированного управления процессами обучения
на основе 1С:Предприятие 8.0

Предлагаемое решение было разработано для решения задач автома-

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign