LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

выявить основные взаимосвязи подразделений и сформировать концептуаль-
ные положения создания автоматизированной информационной системы.
Рассмотрим общие подразделения, которые существуют практически в
каждом Вузе:
• Учебно-методическое управление (учебный отдел)– отвечает за
управление учебным процессом;
• Управление кадров (отдел кадров) – собирает и хранит всю инфор-
мацию о студентах и сотрудниках учебного заведения;
• Управление бухгалтерского учета и финансирования (бухгалтерия) –
отвечает за финансовые потоки;
• Планово финансовое управление (планово-финансовый отдел)- от-
вечает за правильное распределение финансовых потоков.
Все эти подразделения взаимосвязаны друг с другом. Отвлекаясь от
функциональных задач, которое несет каждое управленческое подразделе-
ние, эту связь можно отобразить в виде рядоположной схемы со сквозными
линиями связи.
Каждое подразделение выполняет определенный круг задач и накап-
ливает свою информационную базу (ЛБД). При объединении в единую авто-
матизированную информационную систему общая схема ВУЗа будет выгля-
деть следующим образом (рис. 13):




Рис. 13. Схема взаимодействия подразделений вуза.

Вертикальной пунктирной чертой мы разделили управленческие под-
разделения и подразделения, участвующие в управлении ВУЗа только час-

271
Новые информационные технологии в образовании

тично (кафедра, факультет, деканат и т. д.)
Таким образом, если для каждого подразделения ВУЗа создать локаль-
ную подсистему автоматизации, а затем объединить их в единую систему,
учитывая все взаимосвязи этих локальных подсистем, то в конечном итоге
можно получить автоматизированную систему управления высшим учебным
заведением.
Проанализировав все требования к созданию автоматизированной сис-
темы управления ВУЗом и возможности платформы «1С:Предприятие 7.7»
мы пришли к выводу, что данный программный продукт подходит для реше-
ния этой задачи. Система программ «1С:Предприятия 7.7» является массо-
вым продуктом, не первый год работающим на Российском рынке. В основе
системы программ «1С:Предприятие» лежит единая технологическая плат-
форма. Она обеспечивает:
• возможность использования системы от локального компьютера до
десятков пользователей в локальной сети;
• использование файлового варианта или варианта «клиент-сервер»
(MS SQL Server);
• возможность развертывания работы на нескольких территориально
удаленных точках с периодическим обменом информацией;
• возможность использования современных технологий (WEB, XML,
интеграция с другими программными системами);
• система прав доступа - позволяет описывать наборы прав, соответ-
ствующие должностям пользователей или виду деятельности;
• возможность администрирования на местах не прекращая функцио-
нирования всей системы; и т. д.
Разрабатывая автоматизированную систему управления ВУЗом на
платформе «1С:Предприятие 7.7»мы сможем решить проблемы автоматиза-
ции не только мелких учебных заведений, но и крупных ВУЗов, имеющих
несколько удаленных друг от друга корпусов.




272
Новые информационные технологии в образовании

Закотнов В.В. (zvv@omgpu.omsk.edu), Колач Д.Ю. (dima@att-ltd.biz), Тарабина О.Г.
(oksana@att-ltd.biz)
Общество с ограниченной ответственностью «АТТ» (ООО «АТТ»), г. Омск

Автоматизация основных структурных подразделений вуза

Специалистами нашей компании в процессе работы с высшими учеб-
ными заведениями были разработаны решения для автоматизации основных
подразделений Вуза. Все программные продукты базируются на платформе
«1С: Предприятие 7.7» и разработаны с учетом всех стандартов, предъявляе-
мых к высшим учебным заведениям. Выбор версии продиктован ее вседос-
тупностью на момент создания программных продуктов. «1С:Предприятие
7.7» тиражный продукт, зарекомендовавший себя на Российском рынке и
завоевавший доверие потребителей. Переход на более современную плат-
форму 8.0 не составит большого труда.
Программный продукт «Учебно-методическое управление» предна-
значен для решения вопросов учебно-методического управления. Конфигу-
рация позволяет вести все расчеты в разрезе финансирование бюд-
жет/внебюджет. Кроме формирования рабочих учебных планов и распреде-
ления нагрузки по кафедрам и преподавателям наш продукт имеет встроен-
ную компоненту «Автоматическое составление расписания». Расписание
может составляться либо вручную при помощи редактора расписания, либо
автоматически. Редактором так же можно пользоваться для корректировки
автоматически составленного расписания. Редактор имеет функции контроля
на предмет накладок – не позволяет вносить преподавателю занятия в двух
местах одновременно и т. д. При автоматическом составлении расписания
учитываются различные требования и условия, которые могут накладываться
на расписание.
Разработчики программы предусмотрели возможность кафедрам само-
стоятельно, без участия методистов, распределять нагрузку преподавателей.
Для этого создан документ «Распределение нагрузки», который создается на
каждую кафедру. После распределения часовой нагрузки на преподавателей
можно получать следующие отчеты: карточка учебных поручений, расчет
ставок.
При работе с программным продуктом «Учебно-методическое управ-
ление» можно получать различные отчеты, которые выдаются в нужной вам
форме. Это достигается возможностью редактирования отчетных форм.


273
Новые информационные технологии в образовании

В июне 2005 г. данный продукт получил сертификат «1С»
«1С:Совместимо!»
Решение «Учебно-методическое управление» осуществляет связь ме-
жду несколькими подразделениями ВУЗа (Учебно методическоу управление
и кафедра)
«Расчет стипендии. Кадровый учет» Конфигурация предназначена
для расчета стипендий студентам в организациях, финансирование деятель-
ности которых осуществляется как за счет средств из нескольких источни-
ков, так и из одного и кадрового учета студентов. Программа предоставляет
возможность работать нескольким пользователям одновременно с разных
компьютеров. Каждому пользователю можно назначить пароль для входа в
программу и определить права доступа к информации.
В нашем программном продукте предусмотрены следующие возмож-
ности:
• возможность массового приема студентов, перемещения с курса на
курс, отчисления;
• формирование кадровых приказов;
• возможность регистрации произвольного перечня стипендий, назна-
чаемых студентам;
• ввод, описание и настройка свойств различных расчетов пользовате-
лем;
• начисление произвольного количества надбавок и доплат длительно-
го действия, которые будут начисляться вместе со стипендией в те-
чение срока их действия;
• выплаты через кассу или банк по источникам финансирования и
ЭКР;
• депонирование неполученных сумм;
• получение отчетности по результатам расчета стипендий (расчетные
листки, расчетно-платежная ведомость, свод начислений и удержа-
ний, свод проводок, книга депонентов в разрезе источников финан-
сирования и ЭКР);
• расчет НДФЛ, профсоюзных взносов, оплаты за общежитие и др.
Эта конфигурация связывает два подразделения управление кадров
(отдел кадров) и управление бухгалтерского учета и финансового контроля
(бухгалтерия).

274
Новые информационные технологии в образовании

Конфигурация «Расчет заработной платы в бюджетных организа-
циях. Кадровый учёт» является доработкой типовой конфигурации фирмы
«1С» «Зарплата и Кадры». Конфигурация работает с несколькими подразде-
лениями учебного заведения.
Типовая конфигурация дополнена следующими возможностями:
• разработана система нумерации приказов, добавлены новые необхо-
димые документы (управление кадров);
• добавлены документы для назначения доплат и надбавок сотрудни-
кам (планово-финансовое управление);
• добавлены средства ведения бюджетного и внебюджетного штатно-
го расписания. Для этой цели предусмотрены средства внесения из-
менений в штатное расписание и получение различной отчётности:
по количеству штатных единиц в разрезе источников и категорий
персонала, отслеживание вакантных ставок, реализованы отчеты
«Штатное расписание министерской формы», «Сводный расчёт
фонда оплаты труда» по категориям персонала, «Расчёт среднего ко-
личества ставок за период», «Распределение численности персонала
по разрядам оплаты труда», «Распределение должностей по разря-
дам ЕТС», «Процент остепенённости», «Информация о доплатах и
надбавках», позволяющий отслеживать доплаты и надбавки, дейст-
вующие у сотрудников, и пр. (планово-финансовое управление);
• откорректирован алгоритм формирования проводок (управление
бухгалтерского учета и финансового контроля);
• реализованы различные отчеты по заработной плате по источникам
финансирования: свод по заработной плате, свод проводок, свод на-
логов, ведомость перечислений в банк (зарплата сотрудников пере-
числяется на их зарплатные счета в различные банки), функция
формирования файлов для передачи в банки с информацией о пере-
числяемой зарплате (управление бухгалтерского учета и финансово-
го контроля)
Этот программный продукт осу4ществляет взаимосвязь трех управ-
ленческих подразделений ВУЗа: управление кадров, планово-финансовое
управление и управление бухгалтерского учета и финансового контроля.
Конфигурация «Деканат» предназначена для автоматизации деятель-
ности деканатов. Этот программный продукт выполняет следующий круг
задач:

275
Новые информационные технологии в образовании


• ведение личных карточек студентов;
• учебных карточек студентов;
• формирование экзаменационных ведомостей;
• направлений на экзамен и зачет;
• учет успеваемости студентов;
• отчетность по перемещениям студентов(из группы в группу, зачис-
ление, отчисление).
Хотя деканат не является по своим функциональным задачам управ-
ленческим подразделением, но он поставляет необходимую информацию в
управление кадров, управление бухгалтерского учета и финансового контро-
ля.
Конечной задачей для нас является создание целостной автоматизиро-
ванной системы управления ВУЗом. Следующим нашим шагом будет разра-
ботка системы качества ВУЗа.
Более подробную информацию про данные программные продукты вы
можете посмотреть на нашем сайте www.att-ltd.biz.

Кайгородов Е. В. (evk@college.biysk.secna.ru)
ГОУ СПО Алтайский политехнический колледж

Автоматизированная информационная система управления
контингентом колледжа на платформе «1С:Предприятие 7.7»

С целью повышения эффективности комплексного управления учеб-
ным процессом в рамках учебного заведения необходимо создание единой
информационной образовательной среды, компонентом которой является
подсистема управления контингентом и учебным процессом. Традиционно
автоматизация управления учебными заведениями шла по пути создания ло-
кальных информационных подсистем. Эти подсистемы, как правило, созда-
вались в разное время на основе различных технологий, и поэтому возникала
проблема организации их взаимодействия. С аналогичными трудностями
встретились сотрудники Алтайского политехнического колледжа, решая
проблему автоматизации управления собственными силами.
Подбор готовых решений систем автоматизации также не принес
удовлетворительных результатов, поскольку предлагаемые на рынке систе-
мы либо не имеют средств гибкой настройки на потребности конкретного

276
Новые информационные технологии в образовании

учреждения, либо не позволяют реализовать те или иные функции управле-
ния. Среди множества рассмотренных систем заслуживает внимания АИС
«Ассоль-Администратор» (ИТЦ «Системы-Программы-Сервис», г.Москва).
Однако, и данная система имеет ряд недостатков: сложный режим настройки
произвольных отчетов, требующий дополнительного изучения команд языка,
сложные процедуры закрытия учебного года и т.д.
В Алтайском политехническом колледже проблема автоматизации
управления контингентом решена путем создания собственной конфигура-
ции на платформе «1С:Предприятие 7.7». Разработка системы проходила
поэтапно. Первоначально была разработана и апробирована автоматизиро-
ванная информационная система (АИС) «Приемная комиссия». При ее ис-
пользовании не требуется никакой бланочной продукции, абитуриенты не
заполняют заявление о приеме, а лишь расписываются в распечатанном заяв-
лении. Кроме того, автоматически печатается экзаменационный лист, рас-
писка в приеме документов, титульный лист на личное дело, заявление на
общежитие (при необходимости). Технические секретари могут в любой
момент времени получить сведения о количестве поданных заявлений по
всем специальностям, количество заявлений с подлинниками документов об
образовании (что особенно актуально в последние годы, когда абитуриенты
подают заявления на поступление сразу в несколько учебных заведений),
количество отличников и медалистов.
При использовании программного комплекса формируются экзамена-
ционные ведомости, полученные оценки автоматически разносятся по кар-
точкам абитуриентов. На любой момент времени можно построить и распе-
чатать рейтинги абитуриентов по каждой специальности, проконсультиро-
вать абитуриентов о шансах на поступление на ту или иную специальность,
подготовить ведомости на зачисление.
После проведения процедуры зачисления из числа зачисленных сту-
дентов формируется приказ о зачислении, списки студентов-юношей для
вонкомата, списки на поселение в общежитие, сведения для классных руко-
водителей и многие другие отчеты (в том числе форма 76-КД-с). Использо-
ванием программного комплекса остались довольны и абитуриенты, и тех-
нические секретари и ответственный секретарь приемной комиссии.
После успешной апробации АИС «Приемная комиссия» была разра-
ботана автоматизированная информационная система «Контингент», которая
является результатом интеграции двух подсистем «Приемная комиссия» и

277
Новые информационные технологии в образовании

«Учебная часть». После зачисления сведения о студентах нового набора экс-
портируются в АИС «Учебная часть». Подсистема «Учебная часть» предна-
значена для автоматизации деятельности секретаря учебной части, сотрудни-
ков отдела кадров по работе с движением контингента, классных руководи-
телей, заведующих отделениями по контролю за успеваемостью студентов.
АИС «Учебная часть» позволяет вести справочник студентов, форми-
ровать личную карточку студента, выписывать справки об обучении, справки
в военкомат, распечатывать журнал выдачи справок, создавать зачетные и
экзаменационные ведомости, разносить оценки студентов из ведомостей в
личные карточки, рассчитывать средние баллы по предмету в ведомостях,
формировать приложения к диплому; а также позволяет создавать отчеты:
• контингент студентов по специальностям,
• список студентов в академическом отпуске,
• список группы, сведения для классных руководителей,
• список студентов по школам,
• список студентов на получение медицинских полюсов,
• список проживающих в общежитии и формировать произвольные
отчеты.
Главное достижение использования данной системы – централизован-
ное хранение данных, возможность на каждом рабочем месте иметь опера-
тивные данные о движении контингента. По нашему мнению, разработка
системы на платформе «1С:Предприятие 7.7" является высокотехнологич-
ным решением, поскольку система обладает возможностью гибкой настрой-
ки, создания дополнительных отчетов, отсутствует привязка к языку про-
граммирования и стилю программиста, что является значительной пробле-
мой для последующего развития системы при ее реализации в каких либо
объектно-ориентированных языках.

Муковоз Т. В., Шилова Т. В., Шульгина О. В. (vgpgk@comch.ru)
ГОУ СПО Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Использование программных продуктов «1С» в учебном
процессе и управлении образовательным учреждением

Государственное образовательное учреждение среднего профессио-
нального образования Воронежский государственный промышленно-

278
Новые информационные технологии в образовании

гуманитарный колледж образован в 1994 году приказом Министерства обра-
зования РФ на базе одного из ведущих лицеев России – Высшего профессио-
нального училища №16. Свою основную деятельность колледж осуществля-
ет в направлениях:
• преобразования и развития многоуровневого и многофункцио-
нального учебного заведения среднего профессионального образо-
вания, ведущего подготовку конкурентоспособных специалистов в
областях радиоэлектроники, вычислительной техники, экономики,
социальной педагогики и права;
• обеспечения возможностей непрерывного образования и обучения
в течение всей жизни для любых категорий населения региона с
различным образовательным уровнем и социальным статусом, в
том числе – незанятого населения, инвалидов, детей-сирот, воен-
нослужащих, увольняющихся в запас и пр.
В нашем учебном заведении продуты фирмы «1С» используются в
следующих направлениях:
• управленческий процесс;
• учебный процесс.
Управление образовательным учреждением. Как известно в 2005 году
необходимо было перейти к Инструкции по бюджетному учету. В соответст-
вии с Приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н новая Инструкция
вводится в действие с 1 января 2005 г., переход к применению новой Инст-
рукции по бюджетному учету необходимо было осуществить до 1 октября
2005 г. по мере организационно-технической готовности учреждений. На
основании этих нормативных документов существовало два способа перехо-
да на новый План счетов:
• новый релиз конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных органи-
заций, редакция 4», которая позволяет вести бухгалтерский учет
бюджетных учреждений по Инструкции № 107н от 30.12.1999г. и
планировать и исполнять бюджет по новой бюджетной классифи-
кации. Релиз предназначен для тех пользователей, которые пред-
полагали переходить на новую инструкцию в течение 2005 г. (до
1.10.2005 г.);
• новый программный продукт «Конфигурация: «Бухгалтерия для
бюджетных учреждений, редакция 5», который позволяет вести
бухгалтерский учет бюджетных учреждений по Инструкции №

279
Новые информационные технологии в образовании

70н от 26.08.2004г. Продукт предназначен для тех пользователей,
которые собирались переходить на новую инструкцию с
1.01.2005 г.
Таким образом, необходимо было решить по какому из предложенных
методов будет осуществляться переход к новой инструкции. Мы выбрали
второй путь, и перешли на Новый план счетов с 1 января 2005 года. Посте-
пенно в программный продукт «Бухгалтерия для бюджетных учреждений,
редакция 5» вводились все участки бухгалтерского учета. Основной упор
делался на безналичный расчет. Первым делом были автоматизированы ре-
гистрация платежных поручений, выгрузка их на магнитные носители и спи-
сание денежных средств с лицевых счетов. Далее последовал учет услуг сто-
ронних организаций, предназначенный для отражения в бухгалтерском учете
полученных услуг от сторонних организаций, формирование отчетных форм
для анализа хозяйственной деятельности.
Также в нашей организации ведется учет и товарно-материальных
ценностей – заполняются все сопутствующие документы (поступление,
внутреннее перемещение, списание ТМЦ). Учет операций по кассе также
автоматизирован.
Постепенно, с появлением в системе новых документов, таких как
«авансовый отчет», «списание литературы», «лимиты ЛБО» работа бухгал-
теров значительно упростилась.
В процессе работы возникают некоторые проблемы, которые прихо-
дится решать путем конфигурирования программы под конкретные нужды
нашего предприятия. В этом очень помогает главное преимущество систем
семейства «1С» - модифицируемость.
Помимо основной деятельности, связанной с бухгалтерскими опера-
циями в нашей организации ведется также кадровый учет с применением
программы «1С:Зарплата+Кадры». Работники отдела кадров все необходи-
мые операции по приему, перемещению и увольнению сотрудников ведут с
использованием этой программы. Хотелось отметить лишь то, что модифи-
цировать каким либо- образом эти операции не приходится, так как все же-
ланные документы в системе имеются. Необходима была только разработка
и добавление некоторых специфических отчетов (по численности, категори-
ям сотрудников, детям сотрудников и т.д.).
В будущем планируется приобретение таких программ, как «Рарус.
Общепит» для автоматизации основных операций, касающихся столовой

280
Новые информационные технологии в образовании

(калькуляция, составление меню, списание продуктов в производство) и
«Библиотека колледжа».
Учебный процесс. В результате проведенного анализа на рынке труда,
выявлена тенденция в повышенном спросе на специалистов с различными
дополнительными компетенциями (например, оператор ЭВМ со знанием
«1С: Бухгалтерии»). Подготовить такого специалиста можно, только исполь-
зуя модульный подход. Для этих целей используется Типовая конфигурация
«Бухгалтерский учет». В последствии выпускникам выдаются соответст-
вующие сертификаты.
Хотелось бы отметить, что в связи с повышением спроса на специали-

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign