LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обмена является требование обязательного переноса самих объектов учета и
по возможности их атрибутов, хотя последнее не обязательно. В данном слу-
чае под объектами учета следует понимать как объекты НСИ, так и экземп-
ляры записей регистров учета (остатки и обороты по счетам, проводки и пр.).


234
Новые информационные технологии в образовании

Данная группа обмена предполагает использование более развитой
адаптивной модели, реализующей как функционал выбора действия (заме-
нить элемент, создать новый или пропустить), так и функционал адаптивного
поиска. В последнем случае следует говорить о возможности по заранее оп-
ределенным характеристикам находить соответствия между элементами дан-
ных различных ИСУП.

Группа 3 - межсистемная
Обмен между ИСУП различных хозяйствующих субъектов с целью их
информационного взаимодействия.
В данную группу обмена следует включить те механизмы, которые
реализуют выполнение обмена при следующих условиях:
DTист ?DTпр
MDист ? MDпр
MDист = const
MDпр = const
Указанные условия говорят о том, что структура данных на передаю-
щей стороне в принципе не может совпадать со структурой данных на при-
нимающей стороне, что уже определяет невозможность полного переноса
данных по принципу АТА. Синхронизация структуры данных невозможна,
так как метаданные каждой из ИСУП обеспечивают ее безошибочное функ-
ционирование, и любые изменения в структуре могут повлечь за собой необ-
ратимые последствия, вплоть до потери информации.
Кроме того, механизм синхронизации элементов данных должен быть
отключен в силу того, что принципы кодировки и регистрации реквизитов в
различных ИСУП предполагаются разными.
Исключением из описанных выше требований можно считать условия,
при которых различные организации используют один и тот же программ-
ный продукт для построения ИСУП, что обеспечивает полное совпадение
структуры данных, и, не исключено, что используются общие принципы ко-
дировки элементов и регистрации их реквизитов. Однако, вероятность одно-
временного выполнения этих условий является ничтожно малой и нами не
рассматривается.
Данная группа обмена подразумевает реализацию механизма постоян-
ного обмена между различными ИСУП. Организация стратегии обмена в
рамках указанной группы не подразумевает жесткого выделения ИСУП-

235
Новые информационные технологии в образовании

источника и ИСУП-приемника, поскольку каждая из ИСУП, участвующая в
информационном обмене, может выступать и как источник и как приемник.
Однако, следует предположить, что процесс обмена является полудуплекс-
ным, то есть в один и тот же момент времени только одна ИСУП может вы-
ступать в качестве источника. Данное предположение основывается на том
основании, что одновременное изменение одних и тех же данных на прини-
мающей и передающей сторонах влечет за собой коллизию обмена.
Реализация различных видов обмена, включаемых в текущую группу,
подразумевает наличие в структуре данных не только объектов, обеспечи-
вающих функционирование ИСУП, но также и объектов, которые не связаны
с внутренним функционалом, однако обеспечивают возможность обмена
данными между различными ИСУП. В частности, необходимо наличие как
минимум двух видов объектов:
• Множество объектов, определяющих какие данные и в каком рек-
визитном составе, могут быть переданы/получены;
• Множество объектов обеспечивающих хранение соответствий ме-
жду данными собственной ИСУП, и данными остальных ИСУП,
участвующих в информационном обмене. Отдельно выделяется
подмножество объектов, обеспечивающих установку и хранение
соответствий между типами значений, и подмножество объектов,
обеспечивающих хранение между конкретными значениями, а
также правила ввода новых элементов. Данные подмножества
объектов выделены в связи с тем, что при обмене возможно до-
бавление только новых элементов, но не типов, так как типы дан-
ных определяются на этапе проектирования ИСУП и не могут
быть изменены или добавлены в систему «на лету».
Логика обмена предполагает первоначальное создание схем соответст-
вия объектов и их реквизитов, а также определение правил, по которым про-
исходит создание новых элементов.
Следует учитывать, что поскольку в рамках данной группы предпола-
гается регулярный обмен данными, которые в свою очередь оказывают (или
могут оказывать) влияние на данные учета, то основной задачей обмена ви-
дится не просто перенос отдельных элементов между различными ИСУП, но
объединение передаваемых (получаемых) элементов в логические структуры
(документы), описывающие определенные операции в терминах соответст-


236
Новые информационные технологии в образовании

вующей ИСУП.
Таким образом, методы обмена, объединенные в группу №3, обеспе-
чивают адаптивный обмен данными на уровне документов, но не на уровне
отдельных элементов справочников.
В данном случае под адаптивностью мы понимаем реализацию сле-
дующего функционала:
• принятие решения о начале обмена (мониторинга системы с целью
выявления объектов, требующих синхронизации);
• выбор действия по отношению к элементу данных (создать новый
или использовать существующий);
• контроль дублирования (игнорирование дублирующих документов
и регистрацию пусть и идентичных, но последующих докумен-
тов);
• контроль и разрешение коллизий.
Новая технологическая платформа «1С:Предприятие 8.0» позволяет
реализовывать все рассматриваемые группы видов обмена как за счет нали-
чия расширенного набора функций обработки данных, так и за счет интегра-
ции объектов, обеспечивающих на уровне системы реализацию регистрации
изменений данных, необходимых для взаимодействия с другими ИСУП.

Ипатова Л.Н.
Самарский государственный экономический университет

Мониторинг медицинских услуг на основе системы «1С-Аналит:
Медицинские услуги»

Функционирование системы здравоохранения на федеральном и ре-
гиональном уровнях, управление лечебно - профилактическими учрежде-
ниями в условиях складывающихся рыночных отношений, требуют активно-
го использования информационных систем и технологий, адекватно модели-
рующих экономическую сущность медицинской услуги. Медицинская услу-
га – мероприятие или их комплекс, проводимых при заболеваниях или при
непосредственной угрозе их развития, направленных на предупреждение
заболевания и восстановление здоровья, имеющих самостоятельное, закон-
ченное значение и определенную стоимость. Улучшение ситуации в области
здравоохранения и конкретного лечебно-профилактического учреждения
невозможно без регулярного измерения экономических и социальных изме-
237
Новые информационные технологии в образовании

нений, происходящих при условии выполнения этих услуг, т.е. их монито-
ринга.
Задачами экономического мониторинга медицинских услуг являются:
1. Активный, плановый сбор и обработка по возможности исчерпы-
вающих данных о состоянии медицинских услуг.
2. Сравнение действительного состояния медицинских услуг в кон-
кретном лечебно-профилактическом учреждении с состоянием медицинских
услуг в конкурирующих учреждениях .
3. Определение причин отклонения состояние медицинских услуг от
желаемых и поиск оптимальных решений изменения ситуации.
4. Накопление данных, необходимых для дальнейшего развития меди-
цинских услуг.
Инструментальные средства, на основе которых возможно осуществ-
ление мониторинга должны включать в себя локальные и действующие
внутри интранета базы данных, содержащие информацию о внутренних по-
казателях медицинских услуг: различных видах затрат, пациентах, клиниче-
ских особенностях медицинских услуг.
Наиболее эффективным инструментальным средством данного типа
является система «1С-Аналит: Медицинские услуги».
Конфигурация «Аналит: Медицинские услуги» предназначена для ав-
томатизации учета услуг, оказываемых в медицинских организациях (клини-
ках).
В конфигурации предусмотрено ведение картотеки амбулаторных карт
пациентов. Карта заводится при первом посещении пациентом лечебного
учреждения. В нее заносится общая информация о пациенте, которую он по-
желал сообщить. Предусмотрена возможность ведения «анонимных» амбу-
латорных карт.
В программе предусмотрена возможность учета различных категорий
пациентов. В зависимости от этого цена на оказываемые услуги может отли-
чаться. Количество категорий может изменяться на любом этапе функциони-
рования программного комплекса, но реализована только одна «бесплатная»
категория (чаще называемая «по квоте» или по «направлению») с которой
персонал, оказывающий медицинские услуги, получает вознаграждение в
полном объеме.
Кроме общей информации, записанной в амбулаторной карте, на каж-
дого пациента хранится вся история его обращений, известные аллергии,

238
Новые информационные технологии в образовании

особые состояния и т.п. История посещений включает в себя все услуги, ока-
занные организацией, поставленные врачами диагнозы.
По оказанным услугам отслеживается состояние взаиморасчетов. Па-
циент может обслуживаться в организации на общих основаниях (расплачи-
ваясь наличными деньгами), по договору с организацией (это может быть
организация-работодатель или страховая компания осуществляющая услуги
добровольного медицинского страхования, при этом оплата услуг обычно
происходит по безналичному расчету). Существует возможность оказания
услуг в долг.
Оказываемые организацией услуги подразделяются на три вида: обыч-
ные, оборотные, встречные. Встречные ? это услуги выполняемые «сторон-
ними» организациями (к примеру: при невозможности проведения какого-
либо анализа организация производит забор материала, а сам анализ выпол-
няет «внешняя» лаборатория). По встречным услугам ведутся собственные
взаиморасчеты (с «внешними» организациями). Оборотные услуги – это те,
при расчете прибыли с которых из полученных денег вычитаются затраты на
израсходованные материалы.
При работе с пациентом может учитываться направивший врач, леча-
щий врач, ассистирующий врач, до двух медсестер, принимавших участие в
оказании данной услуги (услуг). На каждую услугу может быть определено
вознаграждение для каждой из «ролей». Оно может быть определено как
фиксированной суммой, так и процентом.
Конфигурация «Аналит:Медицинские услуги» может использоваться
тремя категориями пользователей ? администраторами, врачами и бухгалте-
рами.
Администратор лечебного учреждения, работая с программой, ведет
расписание приема врачей и вводит первоначальную информацию о пациен-
те (заполняет амбулаторную карту). Для формирования расписания врачей
по отделениям и кабинетам организации в конфигурации предназначен до-
кумент «Расписание». Расписание оформляется для каждого отделения на
один день. В нем для каждого врача указывается время начала и окончания
приема, продолжительность приема одного пациента и номер кабинета. По
введенным данным формируется «сетка» расписания для записи пациентов.
В процессе оказания услуг пациенту врач вводит в систему «Карту
Приема» (заполнять ее может медсестра или оператор) ? один из основных
документов конфигурации, с помощью которого в системе регистрируются

239
Новые информационные технологии в образовании

услуги оказанные пациенту.
Если в амбулаторной карте пациента выбрана какая-либо страховая
фирма, то в этом поле автоматически подставляется значение «по счету».
Подразумевается, что в этом случае медицинские услуги будет оплачивать
страховая фирма. При желании, если пациент желает расплатиться самостоя-
тельно (за наличные) значение может быть изменено. Документ «Карта
приема» имеет три печатные формы ? «Договор на предоставление медицин-
ских услуг», «Акт об оказанных медицинских услугах» и «Карта приема».
Номер договора при этом совпадает с номером амбулаторной карты пациен-
та, а номер акта ? с номером документа «Карта приема».
Перечень медицинских услуг, оказанных пациенту при этом посеще-
нии, указывается на второй закладке «Карты приема». Здесь «подсвечивает-
ся» (из амбулаторной карты) категория пациента. Для каждой услуги указы-
вается персонал, принимавший участие в ее оказании.
Если выбран вариант оплаты «за наличные», то после заполнения до-
кумента «Карта приема» в режиме «Оплата» можно ввести строку в доку-
мент «Оплата» по данному пациенту. Этот документ предназначен для от-
слеживания оплаты медицинских услуг только за наличный расчет. В нем
содержится информация обо всех неоплаченных «Картах приема» на вы-
бранную дату, суммах «к оплате», приведенной оплате и задолженности по
каждой карте.
Результаты деятельности организации обобщает бухгалтер. С помо-
щью автоматизированной системы он получает отчеты по оказанным услу-
гам, по состоянию взаиморасчетов с внешними поставщиками услуг и орга-
низациями, направляющими свой персонал на лечение или обследование.
Состояние взаиморасчетов с организациями, оплачивающими меди-
цинские услуги, бухгалтер контролирует с помощью документа «Акт об оп-
лате». После выбора организации-плательщика этот документ автоматически
заполняется данными о пациентах, услуги которым еще не оплачены. Печат-
ная форма «Акта об оплате» может служить приложением к акту приема-
сдачи выполненных работ со страховыми компаниями и организациями, за-
ключившими договора на медицинское обслуживание. Для контроля над
состоянием взаиморасчетов с организациями, оказывающими «внешние ус-
луги», предназначен документ «Акт по себестоимости».
Отдельная задача, решаемая в автоматизированной системе ? это фор-
мирование и контроль цен на оказанные услуги по различным категориям

240
Новые информационные технологии в образовании

пациентов. Для этой цели в конфигурации предусмотрен документ «Ценооб-
разование». Расчет цен для выбранной категории пациентов производится
автоматически исходя из значения базовой цены и коэффициента категории.
Для получения сводных данных по различным участкам деятельности
организации в конфигурации используются разнообразные отчеты. Из них
можно получить информацию о размерах доплат медицинским работникам
за оказанные ими медицинские услуги, прибыльности различных направле-
ний деятельности, можно сделать вывод целесообразности вложений в раз-
личные рекламные источники, о выполненных внешних процедурах по вы-
бранной организации и т.д.
Для работы с конфигурацией необходимо наличие компоненты «Опе-
ративный учет» системы программ «1С: Предприятие».
Таким образом, система «1С-Аналит: Медицинские услуги» позволяет:
во-первых, осуществлять экономический мониторинг медицинских услуг на
основе методологии клинико - экономического анализа и применять его к
любым медицинским вмешательствам, методам диагностики, профилак-
тики и реабилитации; во-вторых, решает задачу экономической целесооб-
разности оказания определенных медицинских услуг на основе ценообразо-
вания и анализа статей расходов.

Агафонова В.В., Чаплыгин С.И.
Самарский государственный экономический университет

Применение тиражных программных продуктов для построения
корпоративных информационных комплексов поддержки малого
и среднего бизнеса

Политика развития малого и среднего бизнеса в РФ на современном
этапе обусловила масштабное внедрение информационных технологий, что
во многом повлияло на практику управления хозяйственной деятельностью
предприятий различных форм собственности. Эти изменения коснулись в
первую очередь всех служб предоставления деловой информации и сбора
обязательной отчетности на федеральном и региональном уровнях. Кроме
того, для эффективной работы, продвижения услуг и товаров фирме посто-
янно требуется информация с детальным анализом всех аспектов ее хозяйст-
венной деятельности, которую может обеспечить современный корпоратив-
ный информационный комплекс.

241
Новые информационные технологии в образовании

Корпоративность подразумевает в первую очередь интегрированность
и многозадачность. Построение корпоративной системы является технически
сложной и дорогостоящей задачей. Прежде чем начинать проект, необходи-
мо провести анализ последствий от его реализации. Крупные фирмы часто
начинают с реализации пилотного проекта и только затем переходят к мас-
штабному внедрению информационного комплекса. Это позволяет накапли-
вать опыт работы с системой, подготавливать своих специалистов, уточнять
цели и задачи, минимизировать потери в случае неудачи. Малые и средние
предприятия не имеют такой возможности в виду ограниченности финансов
и времени. При выборе платформы для реализации своих систем руководи-
тели фирм используют мнения экспертов, мнения специалистов аналогичных
фирм, предложения рекламных проспектов, опыт работы с другими про-
граммами данного производителя программного обеспечения, директивы
вышестоящего руководства.
Специалисты компаний – производителей программного обеспечения
предлагают свои услуги в автоматизации различных бизнес-процессов пред-
приятий, гарантируя высокую эффективность автоматизации таких подсис-
тем как:
• управление отношениями с клиентами (CRM);
• финансовое и оперативное планирование и бюджетирование;
• управление документооборотом и договорами;
• управление персоналом и расчет заработной платы;
• управление производством;
• управление логистикой;
• управление проектами;
• управление капитальными вложениями;
• маркетинг и управление торговлей;
• комплексный бухгалтерский и налоговый учет;
• автоматизация взаимодействия удаленных подразделений;
• управление цепочками поставок (SCM);
• учет по международным стандартам финансовой отчетности
(МСФО);
• управление имуществом и оборудованием;
• управление качеством (TCO, QMS, ISO);
• стратегическое управление и система сбалансированных показате-

242
Новые информационные технологии в образовании

лей (BSC).
Можно запросить дополнительную информацию о «не коробчатых
программах» и предлагаемых услугах прямо в сети Internet. Однако основ-
ные проблемы внедрения информационных технологий в небольшой фирме
характеризуются отсутствием подготовленного менеджмента и необходимо-
го ресурса времени, поэтому предпочтение чаще отдается тиражным, «ко-
робчатым» программным продуктам. Такое предпочтение связано с прогно-
зируемостью сроков и результатов внедрения информационной системы, с
гарантированным сопровождением типовых конфигураций, с широкой сетью
подготовки специалистов-профессионалов, с тем, что при внедрении систе-
мы основные усилия будут направлены на ее адаптацию, а не на отладку сис-
темных ошибок.
Архитектура, функциональность и принципы построения корпоратив-
ных систем на базе тиражных программ достаточно описаны в технической
документации, а особенности их реализации определяются постановкой за-
дачи в процессе привязки по рабочим местам и серверам баз данных. Выде-
ляют два основных подхода, обеспечивающих создание единого корпоратив-
ного информационного пространства. Первый - удаленная обработка инфор-
мации (регистрация, обработка и хранение информации выполняется на од-
ном сервере БД). Все пользователи корпоративной информационной систе-
мы (КИС), включая тех, кто работает на удаленных рабочих местах, регист-
рируют, обрабатывают и анализируют информацию в единой корпоративной
БД в режиме on-line. Второй подход - распределенная обработка информации
(регистрация и обработка информации выполняется на нескольких серверах
БД, установленных на каждом территориальном объекте). В этом случае не-
обходимо выполнять синхронизацию информации на всех серверах по опре-
деленному регламенту либо в режиме on-line, либо с определенной перио-
дичностью. Последний подход более дорогой и менее привлекательный для
небольших фирм. По результатам исследования рынка КИС в Самарском
регионе наиболее успешно работают системы на платформах:
«1С:Предприятие»; Парус 8.0; БЭСТ; Галактика; Audit Expert и Project
Expert. Программы Парус 8.0, БЭСТ-ПРО, Галактика рассчитаны на крупные
предприятия и редко применяются в сфере малого и среднего бизнеса с обо-
ротом от единиц до сотни миллионов долларов и количеством пользователей
от 10 до нескольких сотен. Кроме того, в Самарской области в настоящее
время интенсивно продвигаются программные продукты Microsoft Business

243
Новые информационные технологии в образовании

Solutions- Navision и Microsoft Business Solutions- Axapta. Где Navision пред-
ставляет собой интегрированную систему управления для небольших и сред-
них компаний с относительно простыми бизнес процессами, а Microsoft
Business Solutions-Axapta современная интегрированная система класса
ERPII, дающая возможность повысить эффективность бизнеса и получить
новые конкурентные преимущества. Эта система подходит для предприятий
верхнего сегмента среднего рынка и предприятиям с относительно сложны-
ми бизнес процессами. Систему характеризует мощная функциональность
(ERPII-системы), собственная встроенная технология разработки WEB-
приложений, единая платформа для управления внутренними и внешними
бизнес-процессами, масштабируемая высокопроизводительная технология
работы с базами данных (под MS SQL и Oracle RDBMS), собственная 3-х
уровневая архитектура клиент-сервер, средства администрирования и кон-
фигурирования системы, возможность адаптации системы к индивидуаль-
ным требованиям клиента. Система предоставляет доступ ко всем объектам,
реализующим ее функциональные возможности. Любой объект системы
можно представить как дерево подобъектов. По каждому объек-
ту/подобъекту разработчик может определить все необходимые свойства. На
основе существующих объектов можно строить новые, модифицировать их
или создавать «с нуля». Среда разработки MorphХ Microsoft Business
Solutions-Axapta – многоцелевой набор утилит для разработки ERP-систем.
Он дает возможность администраторам и программистам добавлять новую
функциональность или изменять существующую. За cчет развития систем
управления - Microsoft Business Solutions-Navision и Microsoft Business
Solutions-Navision-Axapta, предполагается удовлетворить потребности всех
представителей среднего сегмента рынка – от небольших до крупных пред-
приятий. В среднем стоимость Microsoft Business Soluitons-Navision в расчете
на одно рабочее место составляет 1200 – 1900 ЕВРО. Начальный пакет на 5
одновременных пользователей может стоить менее 7 000 ЕВРО, а начальный
пакет на 10 пользователей – меньше 12 000 ЕВРО. Cтоимость Microsoft
Business Soluitons-Axapta в расчете на одно рабочее место составляет в сред-

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign