LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тенций и иных процедурных элементов, которыми необходимо овладеть
обучаемому. В рамках Болонского процесса как формы совершенствования
высшего образования, особое внимание уделяется компетенциям, т.е. уме-
нию применять полученные теоретические знания, умения и навыки для ре-
шения задач в предметной области. В практической части дисциплин, обес-
печивающих как базовую (в рамках изучения информатики), так и предмет-
ную информационную подготовку (при получении практических навыков по
использованию различных ИКТ в своей предметной области) необходимо
акцентировать внимание обучаемых на применении тех или иных механиз-
мов парирования угроз (ограничения и разграничения доступа, администри-
рования в сетевых структурах, использовании защиты в бизнес - приложени-
ях и т.п.). Особое внимание при этом может быть уделено работе в сети с
цифровой подписью, парольной защите документов, шифрованию баз дан-
ных, практическому ознакомлению с мерами безопасности в Интернет, в том
числе и при работе с электронной почтой, защите от спама, использованию
современных средств архивирования и копирования информации, а также
пакетов антивирусной защиты.
Серьёзного внимания заслуживает вопрос о средствах обучения, т.к.
по понятным причинам изучение основ обеспечения ИБ в обычных компью-
терных классах может проводиться со значительными ограничениями, что
может только профанировать и дискредитировать цель подготовки по вопро-
сам ИБ. Решение поставленного вопроса может обеспечиваться по трём на-
правлениям: с использованием компьютерных классов общего пользования,
в специально оборудованных классах (лабораториях), на экспериментальной
базе фирм-разработчиков средств и систем ЗИ.
Первое направление позволяет организовать практические занятия с
использованием штатных настроек средств безопасности в изучаемых про-
граммных продуктах (профили пользователя в ОС, скрытие папок и файлов,
ограничение доступа, защита документов, использование цифровой почты,
шифрование данных, применение макросов, настройки браузера и электрон-
ной почты, и т.п.). Для ознакомления с реальными средствами ЗИ можно ис-
пользовать учебные и рекламные материалы фирм-разработчиков (источни-
ки: сайты ведущих фирм, например 1С, АНКАД, ЭЛВИС+, КРОК, Крипто-
ПРО, Инфосистемы Джет, ЛАНИТ, Лаборатория Касперского, ДИАЛОГ-

213
Новые информационные технологии в образовании

НАУКА и т.п., материалы выставок и презентаций, деловое сотрудничест-
во). Кроме того, перспективным представляется использование программ-
имитаторов средств защиты, работа которых, в простейшем случае, имити-
руется последовательной сменой слайдов, отображающих этапы работы со
средством ЗИ. Совершенствование таких программ-имитаторов должно осу-
ществляться за счёт организации интерактивости. Хороший обучающий эф-
фект даёт лабораторная работа по укомплектованию системы ЗИ организа-
ции соответствующими средствами, данные о которых обучаемый должен
почерпнуть из каталогов фирм-поставщиков.
Второе направление, т.е. использование специализированного класса
(лаборатории) может развиваться поэтапно, по мере накопления опыта и ма-
териальных ресурсов. Наличие такого полигона позволит решать задачи по
специализации и дополнительному образованию в области ИБ, т.е. вписаться
в систему подготовки кадров в этой области, а также проводить проблемно
ориентированную научную работу. Для успешной реализации этого, равно
как и третьего направления, необходимо сотрудничество с фирмами-
разработчиками и производителями средств ЗИ, небольшой положительный
опыт которого имеется.

Литература
1. Белов Е.Б., Лось В.П. Образование в области информационной безопасно-
сти: принципы совершенствования системы подготовки кадров // Материа-
лы Всероссийской НПК 17-19.10.02 «Информационное право: информаци-
онная культура и информационная безопасность» – С.-Пб., 2002.
2. Заболотский В.П., Степанов А.Г. Информационная безопасность как со-
ставляющая системы обучения информатике в высших учебных заведени-
ях по экономическим специальностям // III Санкт-Петербургская межре-
гиональная конференция «Информационная безопасность регионов России
(ИБРР-2003). – С.-Пб., 2003.
3. Поляков В.П. Аспекты информационной безопасности в подготовке спе-
циалистов в системе ВПО // Современные информационные технологии и
ИТ-образование. Сборник докладов НПК. – М.: МАКС Пресс, 2005.




214
Новые информационные технологии в образовании

Дадян Э.Г.
Финансовая академия при Правительстве РФ

Автоматизированная Case-study система управления
познавательной деятельностью

Применение в учебном процессе методов и средств, позволяющих с
той или иной степенью точности моделировать и решать задачи реальных
производственных процессов для развития творческого потенциала будущих
(и не только) специалистов-управленцев, всегда являлось актуальной зада-
чей. Придерживаясь современной терминологии,- это Case-study технологии
обучения и Case-study системы обучения (назовем их: «Кэйсы обучения»,
или просто «Кэйсы»). Примеров применения Кэйсов в учебном процессе, с
большим или меньшим успехом, с большей или меньшей эффективностью,
«бесконечно» много. В этой связи возникает задача их систематизации и ав-
томатизации; по аналогии с хорошо известной и изученной автоматизиро-
ванной системой управления экономическим объектом представить процесс
обучения с применением Кэйсов в виде некой автоматизированной систе-
мы управления познавательной деятельностью. Здесь мои оппоненты
могут возразить по поводу термина «автоматизированной», поскольку к ог-
ромному количеству «доморощенных» Кэйсов, применяемых по сей день
данный термин, конечно же, не применим. В том то все и дело, что без при-
менения средств вычислительной техники, современных информационных
технологий не может быть и речи о создании мощных библиотек Кейсов,
систематизации Кэйсов по заданным критериям, созданию «гибких» Кэйсов,
автоматизированному проектированию Кэйсов, созданию единых обеспечи-
вающих подсистем и т.д. и т.п.

Цель доклада:
• Дать описание схемы автоматизированной Case-study системы
управления познавательной деятельностью.
• Ввести новые признаки классификации Кэйсов, используемых в
автоматизированной информационной среде.
• Привести примеры применения Кэйсов в учебном процессе ка-
федры «Информационные технологии» Финансовой Академии
при Правительстве РФ.


215
Новые информационные технологии в образовании



Приведем известное определение системы управления экономическим
объектом:
Система, реализующая функции управления, к важнейшим из которых
относятся прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регули-
рование, называется системой управления экономическим объектом.
На рис. 8 приведена схема обычной системы управления экономиче-
ским объектом. Сравнительный анализ функциональных модулей, входящих
в данную схему, с функциональными потребностями возможной автомати-
зированной Case-study системой управления позволил установить следую-
щие соответствия между модулями этих систем (табл.1).

Таблица 1.
№ п/п Модуль обычной системы Модуль Case-study системы
1 «Информация о внешней среде» «Case-study-информация» (Обучающий)
2 «Субъект управления» «Субъект управления»( Обучаемые)

3 «Экономическая «Case-study информационная система
информационная система (ЭИС)» (Case-study ИС)
4 «Объект управления» «Объект управления. Решаемая
проблема (задача)»
5 «Воздействие внешней среды» «Воздействие внешней среды»


Таким образом, на основе схемы обычной системы управления
экономическим объектом и с учетом данных таблицы 1 получаем схему
автоматизированной Case-study системы управления (рис. 9).
Структуру автоматизированной Case-study информационной системы
составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Основой структуры информационной системы – является совокуп-
ность обеспечивающих подсистем независимо от сферы применения (рис.3):
• информационного обеспечения;
• программного и математического обеспечения;
• технического обеспечения;




216
Новые информационные технологии в образовании




Рис.8. Схема обычной системы управления экономическим объектом




Рис. 9. Схема автоматизированной Case-study системы управления
познавательной деятельностью


217
Новые информационные технологии в образовании


• организационного обеспечения;
• правового обеспечения.
Структуру автоматизированной Case-study информационной системы
составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Основой структуры информационной системы – является совокуп-
ность обеспечивающих подсистем независимо от сферы применения (рис.
10):
• информационного обеспечения;
• программного и математического обеспечения;
• технического обеспечения;
• организационного обеспечения;
• правового обеспечения.




Рис.10. Структура автоматизированной Case-study информационной
системы как совокупность обеспечивающих подсистем

Принимая предлагаемые схему автоматизированной Case-study
системы управления познавательной деятельностью и структуру автоматизи-
рованной Case-study информационной системы, мы можем использовать
имеющиеся и хорошо изученные современные методы и средства проекти-
рования автоматизированных систем управления экономическими объектами
для проектирования автоматизированных Case-study систем управления по-
знавательной деятельностью, конечно, с учетом специфики предметной об-
ласти.


218
Новые информационные технологии в образовании

Новые признаки классификации Кэйсов, используемых в автома-
тизированной информационной среде
Их два:
1. степень автоматизации Кэйсов,
2. уровень конфигурируемости (адаптируемости, гибкости) Кэйсов.
По первому признаку предлагается классифицировать Кэйсы по трем
степеням автоматизации (рис. 11):
• без использования средств автоматизации,
• автоматизация на уровне задач,
• автоматизация на уровне проблемы (комплекса задач).




Рис. 11. Классификация Кэйсов по степени автоматизации

По второму признаку предлагается классифицировать Кэйсы по трем
уровням конфигурируемости (рис. 12):
• не конфигурируемые (специализированные),
• частично конфигурируемые (на уровне отдельных задач),
• конфигурируемые («гибкие», универсальные).




219
Новые информационные технологии в образовании




Рис. 12. Классификация Кэйсов по уровню конфигурируемости

Выводы
• Необходим системный подход в области проектирования, ведения
и эксплуатации Кэйсов.
• Кейсы должны разрабатываться, храниться, сопровождаться и экс-
плуатироваться в автоматизированной информационной среде (от-
сюда необходимость создания баз и хранилищ Кейсов).
• Разработчиками Кэйсов могут быть как высококвалифицированные
преподаватели-методисты, - так и специализированные фирмы
(например, 1С) совместно с преподавателями - методистами.
• Академии необходим методический центр разработки и эксплуата-
ции Кэйсов.
Рассмотрим некоторые примеры применения Кэйсов в учебном про-
цессе кафедры «Информационные технологии» Финансовой Академии при
Правительстве РФ.

1. Учебный банк
Создание учебного банка является не только сложной, но и достаточно
объемной работой. Поэтому она разбита на три части:
• первая часть – банковский учет - решение задачи «Операционный
день банка»;
• вторая – работа кредитного отдела банка,
220
Новые информационные технологии в образовании

• третья – банковский менеджмент, банковская аналитика.
Кейс «Операционный день банка» позволяет студентам решать не
только структурированные задачи и при этом:
• знакомиться с технологией Workflow,
• обучаться выбору и контролю первичных документов, необходи-
мых для выполнения любой задачи;
• правильно выполнять любую учетную операцию;
• создавать и анализировать итоговые документы.
Каждому студенту выделяется рабочее место. Его фамилия, имя и от-
чество регистрируется в файле ответственных исполнителей. Каждому от-
ветственному исполнителю приписывается для обслуживания 4 клиента.
В течение шести операционных дней ответственный исполнитель об-
служивает своих клиентов: проводит все операции и обрабатывает все доку-
менты клиента. Задания составлены таким образом, чтобы, во-первых, они
охватывали весь спектр банковских учетных операций, во-вторых, не зависе-
ли от конкретного программного продукта.
При завершении каждого операционного дня на печать выводится ба-
ланс банка, лицевые счета клиентов и любые другие результатные докумен-
ты по усмотрению преподавателя.
Контроль за работой студента производится автоматически через про-
грамму «администратор», которая фиксирует все обращения к программе.
После завершения работы с виртуальными клиентами банка произво-
дится итоговый семинар по проблемам учета и операционной техники в бан-
ках, анализу деятельности банка.
Вторая и третья части учебного банка в учебном процессе пока не ис-
пользуются.

2. Деловая игра «1С:Учебное предприятие». Бухгалтерский учет»
Учебная ситуационная игра, позволяет в аудиторных (или домашних)
условиях приобрести практические навыки учетной работы с настоящими
бухгалтерскими документами настоящего предприятия с использованием
настоящей бухгалтерской программы «1С:Бухгалтерия».
Все начинается с того, что «группой учредителей» (группой студен-
тов) создается новое предприятие «Экспериментальное производственное
объединение столяров-мебельщиков – ЭПОС».Участникам игры предлагает-
ся выступить в роли бухгалтера предприятия «ЭПОС» и обеспечить ведение

221
Новые информационные технологии в образовании

бухгалтерского учета, начиная с момента его создания, в течение одного
квартала.
Перед участниками игры стоит цель: отразить в компьютерном учете в
среде программы «1С:Бухгалтерия» все факты хозяйственной деятельности
предприятия «Эпос», получить баланс и другую отчетность за заданный пе-
риод.
Для удобства доступа к информационным ресурсам игры предусмот-
рен гипертекстовый навигатор, работающий в среде Internet Explorer 5.0. под
операционной системой Windows 95/98/2000/XP/NT. С его помощью обеспе-
чивается доступ:
• ко всем первичным документам,
• к описанию правил организации документооборота,
• к описанию учетных процедур,
• к схемам бухгалтерских проводок,
• к описанию средств программы «1С: Бухгалтерия»,
• к гипертекстовому Плану счетов …

Методически проработаны два базовых сценария проведения игры.
Они определяют некоторые из возможных путей достижения поставленной
цели, представляя их в виде последовательности этапов и выполняемых дей-
ствий. Базовыми сценариями проведения игры являются:
«Этапы большого пути» – по виду хозяйственных операций.
«День за днем …» – по хронологии поступления документов в бухгал-
терию.
После прохождения всех эпизодов, игра завершается формированием
бухгалтерского баланса учебного предприятия по состоянию на 1 сентября
2004 года и анализом финансовых результатов.

3. Разработка Экономической информационной системы на плат-
формах Visual Basic, СУБД Access с применением CASE - средства ERwin
Проектирование осуществляется в рамках выполнения плановой лабо-
раторной работы по курсу «Базы данных».
Целью выполнения плановой лабораторной работы является форми-
рование, закрепление и обобщение теоретических и практических навыков и
знаний, полученных студентами по курсу «Базы данных». Предметная об-

222
Новые информационные технологии в образовании

ласть разрабатываемых программных средств определяется специальностью
061800 «Математические методы в экономике».
Основная задача выполнения плановой лабораторной работы - научить
студентов:
• пользоваться нормативной и справочной литературой,
• пользоваться современными программными продуктами,
• создавать собственные оригинальные проекты.




223
Новые информационные технологии в образовании



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
ЭКОНОМИКИ НА БАЗЕ ТИПОВЫХ РЕШЕНИЙ
ФИРМЫ «1С»

Гусев А.С., hi-jacker@bk.ru , Ткаченко Л.А., wolan@list.ru
Филиал Московского государственного индустриального университета

Конфигурирование системы автоматизации делопроизводства и
документооборота на небольшом или среднем предприятии на
платформе «1С:Предприятие»

Необходимость документирования управленческих процедур, уста-
новленная действующим законодательством, приводит на практике к созда-
нию многочисленных форм финансовой, первичной учетной, расчетно-
денежной, отчетно-статистической, организационно-распорядительной и
других систем документации. Особую роль среди управленческих докумен-
тов играет организационно-распорядительная документация, применяемая
при оформлении распорядительной и исполнительной деятельности аппарата
предприятия. Необходимо документировать деятельность современного
предприятия и организовать работу с документами в соответствии с требова-
ниями действующих законодательных и других нормативных актов. Управ-
ление предприятием неизбежно требует создания многих видов управленче-
ских документов, без которых невозможно решать задачи планирования, фи-
нансирования, кредитования, бухгалтерского учета, оперативного управле-
ния, кадрового обеспечения деятельности предприятия и т.п. Именно доку-
менты, т.е. зафиксированная на материальном носителе информация, имею-
щая юридическую силу, служат основным доказательством того или иного
факта при решении хозяйственных споров и т.п.
Темой работы была выбрана автоматизация делопроизводства на не-
больших и средних предприятиях. На многих из этих предприятий, в качест-
ве системы учета корреспонденции и документооборота выступает Microsoft
Access. Нами была рассмотрена задача: создать конфигурацию на платформе

224
Новые информационные технологии в образовании

1С версии 7.7, с помощью которой можно будет полностью вести делопроиз-
водство на небольшом или среднем предприятии.
На предприятии есть система «1С:Бухгалтерия». Объем документо-

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign