LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в жизнь» конкретные изменения в учебном процессе центра. Это обеспечи-
вает непрерывное совершенствование учебного процесса в «НЦЗ».




202
Новые информационные технологии в образовании

Рис. 6. Пространство индивидуальных траекторий обучения.

Центр дистанционного обучения «НЦЗ» (см.
http://www.KBFCenter.da.Ru) за три года своего существования накопил бо-
гатый опыт обучения специалистов. Этот опыт вместе с рекомендациями
международных стандартов по созданию систем менеджмента качества по-
зволил научному руководству и администрации центра «НЦЗ» создать и вне-
дрить систему управления качеством предоставляемых центром услуг в об-
ласти дополнительного образования.

Агафонова В.В., Погорелова Е.В.
Самарский государственный экономический университет

Методология проведения образовательных корпоративных
тренингов в условиях авторизованного центра сертификации

Развитие информационных Интернет-технологий актуализирует зада-
чу электронного консалтинга предприятий со стороны авторизованного цен-
тра и корпоративного тренинга сотрудников.
Корпоративный тренинг в условиях авторизованного центра можно
охарактеризовать как подготовку и развитие навыков персонала, в том числе
бухгалтеров, для эффективной работы в данной организации. Корпоратив-
ный тренинг принципиально отличается от обучения в рамках бизнес-
образования, которое направлено на то, чтобы заложить общие представле-
ния об основных областях и способах ведения бизнеса. Задачей тренинга
является обучение тому, как нужно осуществлять профессиональные дейст-
вия в конкретной ситуации, чтобы получить заданный результат. Корпора-
тивный тренинг существенно отличается от классического обучения в вузах,
и это связано с психологическими отличиями взрослых обучаемых от сту-
дентов. Психологические отличия взрослых обучаемых заключаются во-
первых, в назревшей необходимости изучения представленной предметной
области, во-вторых, в потребности самостоятельно планировать темп и дозы
обучения, в-третьих, в практической направленности обучения. Указанные
обстоятельства практически делают непригодными использование в корпо-
ративном тренинге информационных обучающих систем, подготовленных
для классического и бизнес-образования. Следовательно, технологии корпо-
ративного тренинга должны представлять собой новый тип человеко-

203
Новые информационные технологии в образовании

компьютерного взаимодействия.
Информационная технология корпоративного тренинга должна под-
держивать в организации адаптивное обучение и порождающее обучение.
Адаптивное обучение сосредотачивается на изменении в ответ на раз-
витие среды бизнеса. Порождающее обучение связано с развитием у органи-
заций новых отличительных способностей и определением или созданием
новых возможностей для усиления имеющихся способностей в новых конку-
рентных областях.
Человеко-компьютерное взаимодействие в рамках корпоративного
тренинга должна включать в себя подсистемы индивидуального и коллек-
тивного обучения. В то же самое время индивидуальное обучение будет
сильно зависеть от коллективного контекста, в котором оно имеет место.
Информационная подсистема индивидуального корпоративного тренинга
должна учитывать конкретный опыт обучаемого. Процесс индивидуального
обучения ускоряется за счет обмена информацией и знаниями с другими со-
трудниками.
Необходимо, чтобы информационная технология корпоративного тре-
нинга реализовала познавательный подход, заключающийся в том, что: обу-
чающиеся могут видеть отношения между всеми элементами профессио-
нальной ситуации; обучение проходит по принципу «от частного к общему».
Создание информационной технологии корпоративного тренинга не-
обходимо рассматривать как по содержанию методического материала, так и
по когнитивным моделям, лежащим в ее основе.
Методический материал должен соответствовать виду и уровню реа-
лизуемого корпоративного тренинга, а сама информационная технология
учитывать классификацию тренингов. Тренинги подразделяются по темам,
например: различают вводный (ориентационный) тренинг, технику продаж,
ведение переговоров, навыки презентации, работу с клиентами, принятие
управленческих решений и т.д.
С точки зрения предметной области информационная технология кор-
поративного тренинга должна включать учебно-методические материалы по
заданной тематике, внутри которой выделены (если имеются) три уровня
(ситуативный, системный, стратегический), и по каждому уровню указаны
профессиональные профили сотрудников.
Когнитивные модели должны описывать обучаемого, воображаемого
тренера, нормативную базу знаний по области тренинга. При создании ког-

204
Новые информационные технологии в образовании

нитивных моделей необходимо исходить из того, что восприятие информа-
ции осуществляется в трех категориях: визуальной, аудиальной, кинестети-
ческой. Факторы, составляющие модель обучаемого сводятся к следующе-
му: 1) визуальная группа- выраженность предпочтения визуального воспри-
ятия информации (рисунков, графиков, таблиц, анимации, определённых
цветов, расположения информации и т.д.); 2) аудиальная группа- выражен-
ность предпочтения аудиального восприятия информации (предпочитаемые
тембр, громкость голоса, наличие звукового сопровождения); 3) кинестети-
ческая группа- выраженность предпочтения восприятия информации посред-
ством ощущений (в будущем, при наличии имитирующих тренажёров, при
наличии средств ручного ввода – характер письма, почерка и т.д.); 4) психо-
типологическая группа- психотип (например, по Айзенку); 5) компьютерная
группа- уровень владения компьютером ; 6) логическая группа- логика изло-
жения учебного материала ( индуктивная/дедуктивная, аксиоматическая/на
примерах и т.д.); 7) содержательная группа- досье обучаемого (что из модели
предметной области прошёл, сколько этому времени посвятил, какие кон-
кретные факты, понятия, связи, алгоритмы усвоил); 8) аналитическая группа
-вычисляется скорость овладения моделью предметной области, выявляются
и анализируются реально формирующиеся представления и алгоритмы (не
«идеальная» модель, которую мы пытаемся сформировать, а то, что сформи-
ровалось).
Модель воображаемого тренера, описывается следующими факторами:
1) совместимость психологического типа; 2) тождественная обучаемому
группа восприятия информации (визуал, аудиал, кинестетик); 3) совмести-
мость существующих знаний.
Информационная технология корпоративного обучения возможна в
сетевом и локальном вариантах. В локальном варианте процесс взаимодей-
ствия обучаемого с обучающимися коллегами и тренером осуществляется в
имитационном режиме, для которого заранее создаются когнитивные модели
всех воображаемых лиц. Преимуществом сетевого режима является возмож-
ность интерактивного общения с обучающимися коллегами. Работая в ко-
мандах и поддерживая общие дискуссии, сотрудники обучаются прямо в ра-
бочее время, что дает кроме обучения, дополнительную возможность обме-
на знаниями. В качестве сетевой системы обучения предлагается «Портал
бухгалтерских знаний», которая главным образом предназначена для веде-
ния обсуждений сотрудниками организации, виртуальных совещаний. При-

205
Новые информационные технологии в образовании

менение системы позволяет вести совещания через Интернет, и выводит ор-
ганизацию на новый уровень качества и скорости принятия решения.
В системе «Портал бухгалтерских знаний» реализовано обучение на
всех стадиях. Рассмотрим основные функции.
Регистрация преподавателей и курсов. Система может зарегистриро-
вать преподавателя и курсы, которые он будет вести, при этом преподаватель
получает доступ ко всем сервисам портала.
Регистрация обучаемых. Сотрудник может сам зарегистрироваться на
курсы, или его может зарегистрировать его непосредственный руководитель.
Расписание занятий. Преподаватель может сформировать расписание
онлайн занятий. При этом доступны различные виды занятий.
Проведение различных видов занятий:
онлайн семинары и конференции;
онлайн лекции (с видео-трансляцией и с комментариями, с возможно-
стью задавать обучаемым вопросы).
Самостоятельная работа в сочетании с тестовыми заданиями позволяет
оценить преподавателю, насколько быстро усваивается материал обучаемым.
Чат - позволяет проводить интерактивное общение обучаемых и пре-
подавателя, особенно эффективно использовать этот вид занятий для сдачи
экзаменов и зачетов.
Администратор сервера может расширять список видов занятий.
Создание и прохождение тестов. При создании теста преподаватель
может задать длительность теста, порядок вопросов, допустимое количество
неправильных ответов, правила выставления автоматической оценки. Вопрос
может сопровождаться иллюстрацией или анимацией в виде flash-объекта
или анимированного gif-файла.
Контроль успеваемости. Преподаватель может выставлять оценки
обучаемым, за любые занятия включенные в ведомость, при этом при вы-
ставлении оценок за тесты преподаватель может назначать как автоматиче-
ское выставление оценок, так и самостоятельно контролировать неправиль-
ные ответы и выставлять оценки.
Общение обучаемых и преподавателей осуществляется различными
способами, включая конференции, чат, доску объявлений.
Библиотека литературы и дополнительных материалов. Каждый
преподаватель может добавлять новые Интернет-ресурсы, ссылки на книги и
статьи, посвященные его курсу. Таким образом, создается библиотека, пред-

206
Новые информационные технологии в образовании

ставляющая собой удобную аннотированную поисковую систему.
Отличительной особенностью разрабатываемого проекта является
возможность для преподавателя определять наиболее интересные обсужде-
ния в специальный репозитарий. Это сделано для того, что бы происходило
накопление знаний и опыта для последующего использования в консалтинге
с целью совершенствования бухгалтерского учета организаций.



Мельников П. П.
Финансовая академия при Правительстве РФ

О применении автоматизированной системы для
промежуточного и итогового контроля знаний

Главной задачей учебно-методической работы в вузе является созда-
ние предпосылок и условий для овладения студентами теоретическими зна-
ниями и практическими навыками, которые определены программами учеб-
ных дисциплин. Степень усвоения материала учебной дисциплины зависит
от многих факторов. Среди них такие как, обеспеченность учебной литера-
турой и методическими пособиями, качество читаемых лекций, методиче-
ское мастерство преподавателей, обеспеченность вуза современными ком-
пьютерными системами и уровень их использования в учебном процессе,
мотивации студентов в изучении учебного материала и много других.
Существенное значение в создании предпосылок для повышения
уровня овладения знаниями наряду с другими, выше перечисленными фак-
торами, имеют применяемые методики и технологии оценки степени усвое-
ния.
Оценка знаний – это некоторый рубеж, который подводит итог работе
студента на каком-либо этапе обучения путем проверки степени усвоения
материала и выставления оценки. Нет такого студента, который не хотел бы
получить хорошую или отличную оценку его знаний, или, по крайней мере,
иметь такую оценку в ведомости и в зачетной книжке. Следовательно, оцен-
ка знаний является фактором, который должен создавать побудительную
мотивацию для овладения программным учебным материалом. Этот фактор
должен учитываться в применяемых методиках текущего и итогового кон-
троля. Для этого эти методики, с нашей точки зрения, должны обеспечивать,
как минимум:

207
Новые информационные технологии в образовании


• Полноту и глубину проверки по материалу учебной дисциплины.
Достигается достаточным количеством и уровнем сложности
предлагаемых вопросов и задач
• Ограничение времени на выполнение предложенных заданий. Ог-
раничение времени обеспечивает равные временные условия, все
проверяемые выполняют задания на одной временной шкале. Это
затрудняет возможность использования студентом недозволенных
средств, что способствует объективности оценки.
• Одинаковый уровень сложности и объема вариантов контрольных
заданий. Это может быть достигнуто путем предварительного
группирования подготовленных вопросов и задач как по уровню
сложности, так и по объему. В этом случае само контрольное за-
дание должно иметь несколько групп вопросов и заданий, которые
отличаются как уровнем сложности, так и объемом.
• Объективность и беспристрастность оценки знаний. Оценка не
должна зависеть от личного мнения преподавателя о студенте. Та-
кая объективность может быть получена при условии формализа-
ции как самих заданий, так и самих ответов (решений).
В Финансовой академии при Правительстве РФ разработана авторская
автоматизированная система, предназначенная для контроля степени усвое-
ния теоретических знаний и практических навыков, которая в настоящее
время проходит опытную проверку. Эта автоматизированная система макси-
мально полно учитывает требования к методике контроля, приведенные вы-
ше.
Система имеет два модуля - модуль настройки (администрирование) и
модуль контроля (основная функциональная часть). Структурная схема ав-
томатизированной системы приведена на рис. 7.
Модуль администратора обеспечивает выполнение функций:
• Формирование баз данных с вопросами и задачами.
• Настройку режимов контроля.
• Формирование групповых итоговых ведомостей.
• Формирование индивидуального протокола.
Модуль контроля обеспечивает:
• Проверку прав студента и его регистрацию в системе.
• Защиту от повторного входа или с другого рабочего места.

208
Новые информационные технологии в образовании

• Формирование индивидуального задания.
• Отображение задания, прием и проверку ответов.




Рис. 7. Структура автоматизированной системы контроля степени усвоения
теоретических знаний и практических навыков

Базы данных имеют формат mdb, обеспечивают доступ к данным в се-
тевом режиме с любого рабочего места. Содержащиеся в них данные закоди-
рованы.

Поляков В.П.
Финансовая академия при Правительстве РФ

Методическая система обучения основам информационной
безопасности

В настоящее время основные усилия по развитию и совершенствова-
нию как базовой, так и предметной информационной подготовки специали-
стов экономического профиля, связаны с изучением конкретных информаци-

209
Новые информационные технологии в образовании

онных и коммуникационных технологий (ИКТ) и получением навыков их
использования (офисные приложения, информационные системы в сферах
специализаций и т.п.). Однако отсутствие надлежащих знаний и навыков в
области информационной безопасности компьютерных технологий чревато
серьезными издержками при использовании ИКТ в сфере экономики и биз-
неса, поскольку одним из основных сдерживающих факторов внедрения
ИКТ в сфере экономики и бизнеса является их принципиальная уязвимость
от различного рода угроз.
В то же время, применительно к вопросам, связанным с информатикой
и ИКТ, квалификационные характеристики выпускников экономических
специальностей не содержат никаких обязательных требований. При всей
многовариантности дидактического содержания дисциплин «Информатика»,
«Базы данных», «Информационные системы в…» и «Информационные тех-
нологии в…» лишь в малой части из них имеются дидактические единицы,
относящиеся к области знаний по информационной безопасности (ИБ), ак-
центированные на защиту информации (ЗИ). И только студенты, обучаю-
щиеся по специальности «Прикладная информатика (по областям)» получа-
ют необходимый минимум знаний по основам информационной безопасно-
сти в рамках соответствующей дисциплины [2].
Акцент на ЗИ, сохранившийся «по инерции» с времён, когда собствен-
ником информации было только государство, и оно же решало все вопросы,
связанные с защитой информации, а главенствующим был аспект конфиден-
циальности, в настоящее время архаичен. Такой акцент, правомерен, напри-
мер, при подготовке специалистов в области криптографии, ЗИ в органах
управления и автоматизированных системах критических приложений. Сис-
тема такой подготовки сформирована на базе Учебно-методического объе-
динения вузов России по образованию в области ИБ на базе ИКСИ Академии
ФСБ, Учебно-методического совета РГГУ, специальностей и специализаций,
реализуемых в рамках других УМО (МИФИ, МВТУ, МТУСИ и т.д.), регио-
нальных учебно-научных центров по проблемам ИБ в системе высшей шко-
лы [1].
Вопросы ЗИ являются лишь частью проблемы ИБ в условиях инфор-
мационного противоборства, осуществляемого применительно к сфере ры-
ночной экономики в рамках конкурентной борьбы. Участником такой борь-
бы в той или иной степени является каждый. Поэтому решением специфиче-
ских задач защиты информации в современном киберпространстве должны

210
Новые информационные технологии в образовании

заниматься соответствующие специалисты, проектирующие, создающие и
эксплуатирующие комплексные системы ЗИ. А для «обычного», квалифици-
рованного пользователя ИКТ, каковым является любой современный спе-
циалист в сфере экономики, уровень знаний, умений и навыков по примене-
нию ИКТ должен рассматриваться в контексте триады: «безопасность – эко-
номическая безопасность – информационная безопасность», где собственно
ЗИ должна носить личностно-ориентированный характер. Особую остроту
приобретает гуманитарная составляющая проблемы ИБ, предполагающая
при подготовке специалистов решение задач «защиты от информации», аде-
кватного гражданского воспитания, основанного, в т.ч. на информационном
праве, высокой информационной культуры.
Методическая система обучения по какому-либо курсу включает в се-
бя (по А.М. Пышкало) такие компоненты, как цель, содержание, методы,
формы и средства обучения. Применительно к проблематике ИБ для студен-
тов экономических специальностей такая система должна строится с учётом
комплексного подхода, предусматривающего помимо специальной дисцип-
лины дисперсное включение отдельных вопросов обеспечения ИБ в соответ-
ствующие темы информатики и ИКТ (безопасность операционных систем,
безопасность в базах данных, безопасность офисных приложений, безопас-
ность при работе в сети и т.п.). Разработка методической системы изучения
вопросов обеспечения ИБ базируется на дидактических принципах и крите-
риях отбора содержания образования. Руководствуясь принципом соответст-
вия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конст-
руирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности,
необходимо включить в состав требований государственных образователь-
ных стандартов в области экономики в качестве обязательных вопросы ин-
формационной безопасности бизнеса вообще, и ИБ компьютерных систем, в
частности.
К проблематике ИБ должно быть усилено внимание в разделах ин-
форматики и ИКТ, в которых рассматриваются конкретные технологии и
программные продукты. Кроме того, в состав изучаемых курсов (региональ-
ный или вузовский компонент) должна быть включена соответствующая
дисциплина: «Основы информационной безопасности», главной целью ко-
торой должно стать повышение эффективности подготовки специалистов
экономического профиля по обеспечению информационной безопасности
при использовании ИКТ в сфере организационно – экономического управле-

211
Новые информационные технологии в образовании

ния. Наряду с традиционно рассматриваемыми аспектами ИБ и ЗИ в ней
должны найти отражение методологические, социально-философские, куль-
турологические, правовые, организационно-управленческие аспекты ИБ [3].
Учебная дисциплина «Основы информационной безопасности» долж-
на дать обучаемым комплекс сведений о современном состоянии проблемы
обеспечения информационной безопасности применительно к сфере эконо-
мики, существующих угрозах, видах обеспечения ИБ, методах и средствах
ЗИ, основах построения систем защиты информации. Содержательная часть
дисциплины должна носить системообразующий характер и быть направлена
на сознательное восприятие пользователем современных ИКТ всей сложно-
сти и ответственности проблем ИБ и ЗИ в компьютерных системах, понима-
ние трудностей по обеспечению информационной безопасности, связанных с
этим жестких ограничений и больших материальных затрат, формирование
умений и навыков в обеспечении ИБ в условиях жёсткой конкурентной
борьбы.
В результате изучения дисциплины обучаемые должны знать: суть
проблемы обеспечения ИБ и ее особенности применительно к финансово-
кредитной сфере, ее важность и актуальность, основные понятия в этой
предметной области; особенности информации и информационных систем
как объекта защиты, основные угрозы для информационных ресурсов в фи-
нансово-кредитной сфере; основы правового обеспечения ИБ (элементы ин-
формационного права, аспекты ИБ в системе национальной и экономической
безопасности России, конституционные нормы, Законы РФ и Указы Прези-
дента РФ, ответственность за компьютерные преступления); принципы и
содержание организационного обеспечения ИБ (политика безопасности, кон-
троль, разграничение и ограничение доступа к информационным ресурсам);
методы и средства обеспечения ИБ (аутентификация и идентификация поль-
зователей и технических средств, организация ЗИ в персональных ЭВМ,
криптографическое преобразование информации и электронная подпись);
особенности ЗИ в базах данных (в т.ч. и в информационной системе
«1С:Предприятие») и в сетях телекоммуникаций; основы компьютерной ви-
русологии, методы и средства защиты от компьютерных вирусов и вредо-
носных программ; требования к пользователям ИКТ и рекомендации по
обеспечению информационной безопасности.
Одним из важных направлений коррекции методической системы обу-
чения является разработка деятельностного компонента содержания, т.е.

212
Новые информационные технологии в образовании

включения в обязательный минимум содержания образования специально
отобранных способов деятельности, техник и технологий, ключевых компе-

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign