LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Информационная компетентность обучающихся представляет собой
способность, готовность и практический опыт получения и обработки ин-
формации, самостоятельного извлечения знаний из информации и самообра-
зования на основе информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ). При этом ИКТ применяются для поиска и обработки информации,
проведения экспериментов в виртуальной лаборатории, организации и уча-
стия в телекоммуникационном общении, представления результатов работы
с помощью мультимедийных средств.
Повышение эффективности образовательного процесса с точки зрения
формирования информационной компетентности может быть достигнуто при
условии комплексного использования ИКТ.
1. ИКТ – средство обучения, позволяющее формировать компетенцию
учащихся в работе с информацией, обеспечивая:
• доступ к базам данных;
• работу с первоисточниками информации (в том числе на иностран-
ных языках);
• обработку данных с помощью информационных инструментов
(текстовый редактор, графический редактор, переводчик, средства
презентаций и мультимедиа);

182
Новые информационные технологии в образовании

• включение обучающихся в подготовку и распространение инфор-
мационных материалов.
2. ИКТ – инструмент поддержки инновационных форм и методов обу-
чения, позволяющих перейти от усвоения готовых знаний – к самостоятель-
ному получению знаний обучающимися на основе:
• статистической обработки данных;
• компьютерного моделирования;
• проведения экспериментов в виртуальных лабораториях;
• участия телекоммуникационных проектах;
• автоматизации подготовки и проверки домашних заданий;
• обращения к веб-сайтам для консультационной и методической
поддержки педагогов и обучающихся, родителей;
• обеспечения индивидуальных траекторий обучения.
3) ИКТ – среда для перехода от образования «на всю жизнь» к непре-
рывному образованию «через всю жизнь», обеспечивающему адаптацию к
условиям динамично меняющегося общества и экономики, основанной на
знаниях:
• использование современных источников учебной информации
(электронные учебные пособия, мультимедийные энциклопедии,
компьютерные базы данных, интернет-ресурсы);
• ознакомление со способами получения непрерывного образования,
в том числе дистанционного;
• формирование готовности к применению полученных знаний.

Нешта Е. П., kto@gubkin.ru, Курникова М. П., kto@gubkin.ru
Российский Государственный Университет нефти и газа им. И.М. Губкина

Электронные медиатеки и критерии их функционирования как
новые ресурсы знаний в современном образовательном
процессе

Использование в последние годы новых информационных технологий
для доступа к знаниям в процессе обучения становится неотъемлимой ча-
стью современного образовательного процесса. В настоящее время интен-
сивного развития информационных технологий, в том числе и в учебном
процессе, проблема хранения и своевременной доставки информации обу-

183
Новые информационные технологии в образовании

чаемым становится особенно актуальной. Традиционные виды хранения ин-
формации (такие как печатные издания) имеют ряд существенных недостат-
ков: они недолговечны, могут порваться, издаются ограниченным тиражом,
поэтому зачастую имеются в библиотеках в ограниченном количестве и т.д.
Для решения этих проблем во многих образовательных учреждениях собст-
венными силами или с помощью компьютерных фирм, подобных «1С», соз-
даются новые ресурсы знаний - электронные мультимедийные хранилища
данных, называемые медиатеками (по аналогии с библиотеками). Медиатека
представляет собой распределенное хранилище специализированной инфор-
мации, в состав которого могут входить электронные учебные курсы, муль-
тимедийные материалы, справочные пособия и печатная литература в элек-
тронном виде. В плане архитектуры медиатека может представлять собой
сервер, на котором размещена база учебных материалов и система поиска
литературы, так называемый электронный каталог.
Очевидно, что качество медиатек является одним из ключевых факто-
ров при их создании. Одним из способов, определяющих качество медиатек,
которые в данном случае можно определить как программное средство (ПС),
является сертификация - процесс подтверждения свойств ПС, заявленных в
соответствующей нормативной документации. Сертификация ПС осуществ-
ляется на основе действующих стандартов. Основной стандарт для оценки
качества и критериев функционирования программных сред, применяющий-
ся в этой области - это международный стандарт ISO 9126 «Оценка качества
программного продукта. Характеристики качества и руководство по их при-
менению». Он определяет общие для большинства программных средств
характеристики, такие как функциональность, эффективность, мобильность,
надежность и др. Следует заметить, что качество медиатек, с учетом данного
стандарта, может определяться следующими характеристиками: удобством
функционирования, в частности, скоростью передачи информации по сетям
(для больших объемов видео или графических изображений, например,
карт); совместимостью форматов данных (для хранения всех материалов в
едином формате с максимальной степенью сжатия) и т.д. В Российском Го-
сударственном Университете нефти и газа им. И.М. Губкина в испытатель-
ной лаборатории по сертификации программных средств разработана систе-
ма критериев качества для электронных медиатек. Характеристики разбиты
на группы, каждая из которых отражает определенный набор требований к
показателям качества. Так, например, фрагмент требований к характеристи-

184
Новые информационные технологии в образовании

кам электронных медиатек включает в себя следующие группы и элементы.

Требования к информационному наполнению электронного ката-
лога:
• наличие оглавления в виде указателя;
• возможность возврата из ошибочно выбранного раздела электронно-
го каталога;
• соответствие текста издания текущему изображению на странице;
• наличие механизма поиска нужной информации (по ключевым сло-
вам, по автору, по названию, по УДК и т.д.);
• поддержка сложного структурного запроса поиска;
• наличие системы навигации по материалу;
• наличие ссылок на первоисточники с прилагаемым списком исполь-
зуемой литературы;
• наличие ссылок на другие работы авторов по данной тематике.

Требования к операциям работы с текстом и звуком:
• копирование текстовой информации в буфер;
• озвучивание текста (для мультимедийных изданий, аудио
книг);
• поддержка стандартных звуковых форматов;
• синхронность чтения текста и показа видеофрагментов;
• возможность печати текстовых фрагментов из программы;
• поддержка TrueType шрифтов.

Требования к графическим изображениям и видеороликам:
• возможность управления видеороликом;
• поддержка стандартных видеоформатов;
• поддержка Color Sync, функции согласования цветов.

Требования к программному интерфейсу:
• наличие контекстного меню;
• наличие средств навигации по статьям;
• настраиваемый интерфейс;


185
Новые информационные технологии в образовании


• поддержка многоязыкового интерфейса;
• соответствие интерфейса стандартам, принятым в данной ОС.

Требования к характеристикам источников информации:
• вся используемая информация из других информационных или про-
граммных средств должна быть лицензионна;
• содержание информации не должно нарушать законы РФ.

Требования к помощи пользователю:
• помощь должна соответствовать стандартам данной ОС;
• наличие руководства пользователя.
• Соответствие стандартам
• соответствие медиатеки стандартам качества ISO 9126, ГОСТ 28147
и другим, принятым в данной системе.
В РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина также разрабатывается медиате-
ка электронных учебных курсов и литературы. Так силами сотрудников от-
дела автоматизации научно-технической библиотеки университета и магист-
рантами создано свыше 20 мультимедийных электронных учебных курсов,
мультимедийное пособие справочной информации по нефтегазовой тематике
и ряд других материалов. В научной библиотеке университета создана база
данных электронных изданий в формате PDF, содержащая свыше 250 экзем-
пляров литературы. Медиатека университета представляет собой клиент-
серверную базу данных. Читальный зал библиотеки оснащен компьютерами,
а доступ к электронному каталогу возможен с любого компьютера универси-
тета.

Литература:
1. Курникова М.П., Нешта Е.П. Особенности сертификации программных
средств и информационных ресурсов различного назначения // Труды X
Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2005». –
Санкт-Петербург: изд-во Санкт-Петербургского государственного инсти-
тута точной механики и оптики (технического университета), 2005 г. – стр.
168-170
2. Липаев В.В. Качество программных средств // Из-во «Янус-К», М., 2002 г.-
399 с.

186
Новые информационные технологии в образовании

Олейник С.Д.
Фирма «1С»

«Консалтинг. Стандарт»: профессиональная юридическая и
бухгалтерская информация в учебном процессе

Одна из основных задач современной системы высшего профессио-
нального образования состоит в подготовке молодых специалистов, востре-
бованных на российском рынке труда. При этом современные предприятия
предъявляют достаточно серьезные требования к уровню знаний и навыков,
которыми должны обладать выпускники ВУЗов. Будущие экономисты, ме-
неджеры, бухгалтеры, аудиторы должны уметь грамотно оформлять юриди-
ческие документы, обладать навыками анализа законодательства и ком-
плексно подходить к решению любых хозяйственных задач предприятия.
В целях формирования у студентов указанных выше качеств препода-
ватели наряду с традиционными методами обучения могут использовать
также современные электронные информационные аналитические системы,
такие как ИАС «Консалтинг. Стандарт», Программный комплекс «Консал-
тинг. Эмитент» и другие.
ИАС «Консалтинг. Стандарт» - это компьютерная программа, специально
разработанная юристами, бухгалтерами, аудиторами, методистами фирмы «1С» и
компании «ИнфорАС» для предприятий торговли и сферы услуг.

Программа включает в себя:
• юридические и бухгалтерские методики (инструкции) о том, как
предприятию оформить свои действия в соответствии с законом и с
учетом реальной практики;
• аналитические справки по проблемным вопросам с рекомендациями
специалистов;
• типовые проводки и образцы документов;
• электронные диагносты для самостоятельного проведения юридиче-
ской экспертизы хозяйственной деятельности предприятия;
• конструкторы для самостоятельной подготовки юридических доку-
ментов под конкретную хозяйственную ситуацию.
Одной из особенностей ИАС «Консалтинг. Стандарт» является пред-
ставление юридической и бухгалтерской информация в форме методик (ин-
струкций). Перед написанием любой методики специалисты (как правило,

187
Новые информационные технологии в образовании

юристы или аудиторы) формулируют конкретную хозяйственную задачу
предприятия (например, предприятию необходимо выплатить сотруднику
пособие – какие действия необходимо для этого совершить). Затем специа-
листы определяют и формулируют в письменной форме все шаги, которые
необходимо последовательно совершить с описанием того, что нужно сде-
лать, со ссылками на нормативные акты и указанием на документы, которые
необходимо оформить. К примеру, бухгалтеру для того, чтобы выплатить
пособие сотруднику, необходимо совершить 26 действий - от определения
основания для выплаты пособия до уменьшения суммы ЕСН на сумму вы-
плаченного пособия.
В учебном процессе ИАС «Консалтинг. Стандарт» можно использо-
вать в качестве методического пособия:
• на основе типовых юридических методик (инструкции) по оформле-
нию деятельности предприятия студенты могут самостоятельно раз-
рабатывать собственные мини-методики (инструкции) по хозяйст-
венным ситуациям, заранее составленным преподавателем. Подоб-
ная самостоятельная аналитическая работа поможет студенту сфор-
мировать устойчивый навык разбора любой хозяйственной задачи
(ситуации) на совокупность последовательных действий для ее ре-
шения (оформления);
• Аналитические справки ИАС «Консалтинг. Стандарт» могут быть
использованы в качестве методических материалов для проведения
семинарских занятий по налоговому, предпринимательскому, граж-
данскому праву и бухгалтерскому учету;
• Электронный диагност и конструктор договоров в качестве материа-
лов для подготовки контрольных работ по правовым дисциплинам;
Использование периодически обновляемой информационной аналити-
ческой системы в учебном процессе (например, сетевой версии в учебном
компьютерном классе) позволит также выработать у студентов навыки рабо-
ты с программной оболочкой «1С: Базы данных».
Таким образом, использование информационных аналитических сис-
тем, таких как ИАС «Консалтинг. Стандарт», в финансовых и юридических
вузах будет способствовать формированию у студентов комплексного под-
хода к решению юридических и бухгалтерских задач предприятия, а также
получению знаний о новых информационных технологиях и практике их


188
Новые информационные технологии в образовании

использования на предприятиях.

Пономарева С. В., svpanam@yandex.ru
Севмашвтуз – филиал СПбГМТУ, г. Северодвинск

Опыт дипломного проектирования в среде «1С:Предприятие» по
специальности 351400 «Прикладная информатика (в экономике)»

Кафедрой информационных технологий и систем была утверждена те-
ма дипломного проекта «Разработка АРМ мастера производственного участ-
ка на предприятии «ООО «Лифтремонт», г. Северодвинска. Заданием на про-
ектирование было предусмотрено рассмотрение следующих основных разде-
лов:

I. Аналитический раздел
1. Провести обзор литературных источников (включая материалы
Интернет) и нормативных документов, отражающих передовой
опыт и правила решения задач
2. Привести перечень нормативных документов определяющих
правила решения задач.
3. Привести описание предметной области, существующих деловых
процессов и правил, подготовить модель деловых процессов
4. Дать описание существующей технической базы,
общесистемного и прикладного программного обеспечения,
состава решаемых с использованием средств ВТ задач, состава и
организации существующих баз данных
5. Провести обзор существующих информационных систем,
решающих аналогичные задачи.
6. Обосновать выбор информационной системы для решения
задачи.
II. Проектный раздел
1. Проанализировать конфигурацию, выбранной информационной
системы и выявить задачи, требующие доработки или новой
разработки.
2. Определить перечень объектов метаданных информационной
системы, требующих доработки или разработки вновь (с
указанием задачи в которой он будет использован).
3. Разработать алгоритм работы объекта метаданных.
III. Разработка макета системы


189
Новые информационные технологии в образовании

1. Создать или изменить объекты метаданных.
2. Разработать макеты экранных форм.
3. Разработать модули обработки информации и сохранения
информации в регистрах информационной системы.
4. Разработать модули подготовки выходных документов
5. Подготовить инструкцию пользователя по работе с новыми или
измененными объектами системы.
IV. Технико-экономическое обоснование проекта
1. Провести анализ проекта с позиций его влияния на основные
результаты деятельности предприятия
2. Выполнить расчет показателей экономической эффективности
проекта
3. Привести оценку технической и социальной эффективности
проекта
В ходе предпроектного обследования деятельности организации, для
анализа учетных процедур и документооборота была разработана модель
бизнес – процессов. Были рассмотрены существующие информационные
системы, решающие аналогичные задачи: КИС «Галактика» модуль «Управ-
ление ремонтами», программный комплекс АСУ РТО (автоматизированная
система управления ремонтно – техническим обслуживанием, разработан-
ный харьковской компанией «ЭнТехЭко», используется на таких предпри-
ятиях, как Углегорская, Змиевская, Трипольская ТЭС, и др.). Но проанализи-
ровав стоимость этих программных продуктов, сложность сопровождения и
учитывая такие факты как:
• наличие в организации широко распространенной и хорошо заре-
комендовавшей себя для небольших предприятий информацион-
ной системы «1С: Бухгалтерия», имеющей в своем составе средст-
ва ее адаптации для специфики задач конкретного предприятия,
• накопление определенного опыта работы с системой в организа-
ции,
• непосредственное использование данных, которые будут храниться
и обрабатываться в разрабатываемой системе, в бухгалтерском
учете,
было принято решение о выборе информационной системы «1С: Бухгалтерия
7.7.» в качестве среды реализации проекта. Этот выбор совпадает с одним из
направлений дипломного проектирования - «Разработка методов применения
существующих пакетов прикладных программ экономического назначения

190
Новые информационные технологии в образовании

для условий конкретного предприятия с соответствующей адаптацией на
область применения». Эта тематика достаточно объемна и был выбран вари-
ант расширения учетных задач типовой конфигурации для отражения отрас-
левой специфики предприятия.
После анализа способов решения проблемных задач в существующих
информационных системах и как они решаются в организации, учитывая
текущую конфигурацию, сформулированы следующие требования к адапта-
ции:
• регистрация договоров с заказчиками, по которым на различные
виды обслуживания принимаются лифты;
• планирование расхода ресурсов на договорные работы;
• поддержка в актуальном состоянии в текущей информационной
базе планов – графиков проведения ППР этих лифтов, с учетом
межремонтных циклов;
• автоматизированная подготовка нарядов на проведение работ на
основании графика ППР, с формированием их печатных форм и
регистрацией не только проводок в регистрах бухгалтерского уче-
та по балансовым и забалансовым счетам, но и изменений о дате
следующего планового осмотра в справочнике «Лифты»
В результате адаптации ИС, по бухгалтерским итогам можно получать
аналитическую информацию о потребности в материальных и трудовых ре-
сурсах для выполнения производственных задач и их наличия, а также об
использовании производственным персоналом рабочего времени.
Для вывода этих данных в системе созданы необходимые отчеты, на
основе которых могут быть приняты соответствующие управленческие ре-
шения.
Разработанное приложение успешно внедрено в организации, решае-
мые им задачи позволили перейти от учетных задач, традиционно решаемых
бухгалтерией, к планированию и анализу задач производственного участка.

Литература
1. 1С:Предприятие. 7.7. Конфигурирование и администрирование. Часть 1.-
М.: Фирма «1С», 1999. - 396 с., ил.
2. 1С:Предприятие. 7.7. Конфигурирование и администрирование. Часть 2.-
М.: Фирма «1С», 1999. - 388 с., ил.


191
Новые информационные технологии в образовании

3. 1С:Предприятие. 7.7. Описание встроенного языка. Часть 1.- М.: Фирма
«1С», 1999. - 453 с., ил.
4. 1С:Предприятие. 7.7. Описание встроенного языка. Часть 2.- М.: Фирма
«1С». 1999. - 456 с., ил.
5. Маклаков С.В. Bpwin и Erwin. CASE – средства разработки информацион-
ных систем. – М.: ДИАЛОГ – МИФИ, 2001. - 304 с.
6. Якименко А. Автоматизированные системы технического обслуживания и
ремонтов. «ММ. Деньги и технологии», №4, 2004.

Портнов Н. М., Captain@1cp.ru
ООО «Агентство КАПИТАН»

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign