LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

учеником. Тема была успешно освоена.
В примере мы видим успешное сочетание электронного обучения с
классическим подходом к обучению. Проведение очных занятий в чистом
виде для такого студента не позволило бы так индивидуально подойти к
темпу его обучения. Это привело бы к тому, что эта сложная тема так и не
была бы им освоена.
Пример. Анализ результатов ученика после прохождения обучения по-
казал, что хотя в целом средний балл был достаточно высок, но вариация
оценок за тесты и упражнения была неестественно большая. Возможно, уче-
ник торопился во время обучения или ему плохо даются отдельные упраж-
нения. По выбору организаторов ему были заданы некоторые упражнения
(для этого в курсе есть соответствующий инструментарий). Студент показал
высокие результаты, и все вопросы об успешности обучения были сняты.
Динамичность процесса обучения. С нашей точки зрения главным
вектором развития систем электронного обучения должен быть перенос все-
го лучшего, что существует в традиционном подходе при сохранении досто-
инств именно электронного обучения. Лучшие очные тренинги отличаются
высокой динамичностью и интерактивностью, чего зачастую не хватает
электронным курсам. Большинство существующих сегодня на рынке обу-

172
Новые информационные технологии в образовании

чающих программных продуктов для бизнес-образования ограничиваются
использованием текстов, тестов, звука, видео – это все не интерактивные
средства представления информации. Важным источником повышения ди-
намичности обучения является использование интерактивных игр и тренаже-
ров. Это особенно актуально в студенческой среде.
Пример. Стоит задача объяснить пользователю логику заполнения не-
которой таблицы. При традиционном подходе мы приводим уже заполнен-
ную таблицу и ниже при помощи текста пытаем объяснить логику ее запол-
нения. При этом пользователь только воспринимает информацию, не прини-
мая активного участия в процессе познания. Другой подход – сделать про-
цесс обучения интерактивным, например, представив процесс заполнения
таблицы в виде игры «Морской бой»1. Здесь пользователь должен сам за-
полнить таблицу. Заметим, что это не тест, так как не стоит задача проверить
знания ученика. Главное – это активное участие обучаемого в процессе по-
знания.
Пример. Необходимо объяснить ученику, как правильно реагировать
на недовольство клиента. Самый простой путь – это описать логику ответа
на недовольство словами или представить в виде схемы, возможно даже за-
писать на видео, но при этом пользователь останется лишь пассивным слу-
шателем. Более эффективный способ обучения – это погрузить ученика в
интерактивный мир, где он будет сам принимать решения, а компьютер бу-
дет пояснять ошибки, хвалить за успехи, генерировать все новые и новые
ситуации. Например, для решения поставленной задачи в курсе «Продажи в
дистрибуции» была разработана игра, где процесс ответа на недовольства
представлен в виде процесса подбора ключиков к трем дверям. Если ключик
подбирается неверно, то компьютер поясняет, в чем причина ошибки, а если
пользователь правильно реагирует на возражение, происходит пояснение,
почему именно данный вариант будет верным. То есть весь процесс направ-
лен не на контроль знаний, а на обучение, так как важно, чтобы пользователь
понял логику правильного ответа, а не просто методом перебора подбирал
ключики.
Безусловно, такие упражнения могут нести функцию и контроля зна-


1http://edu.1c.ru/pd/content.asp - здесь доступен демо-ролик обучающей игры
типа «Морской бой», а также другие интерактивные обучающие упражнения
из курса «Продажи в дистрибуции».
173
Новые информационные технологии в образовании

ний, так как успешность прохождения упражнения фиксируется.
Возможность адаптации курса к специфике работы компании. На
рынке электронного обучения можно выделить два традиционных подхода.
1) клиентом закупается набор готовых курсов для обучения с последующим
их внедрением. 2) клиентом закупается инструмент разработки обучающих
курсов, затем происходит создание курсов, учитывающих потребности дан-
ной компании. В курсах серии «1С:Консалтинг. Бизнес-Школа» предлагается
иной подход. С одной стороны клиент покупает готовое решение для обуче-
ния, и при этом в комплект входит инструментарий по адаптации курса к
специфике обучающего процесса.
Платформа «1С:Образование 3.0» позволяет добавлять собственные
тексты, тесты, графические, видео, звуковые и другие файлы. Также можно
изменять структуру и состав встроенного курса по собственному усмотре-
нию, интегрировать его со своими материалами. Можно провести аналогию с
продуктами Microsoft Office, где за видимой простотой скрываются мощные
инструменты программирования, позволяющие добавить в продукт недос-
тающий функционал.
Пример. Вуз использует курс «Продажи в дистрибуции» для обучения
студентов управленческих специальностей. Набор тем для освоения ими на-
выков бизнес-коммуникаций преподавателей устраивает, но для учета спе-
цифики работы будущих менеджеров необходимо добавить материал из кур-
са «Организационное поведение» по теме «Личность и ее исследование».
Для этого в курс дополнительно были размещены документы по этой теме из
различных источников и составлен несложный тест по основным положени-
ям. Такой подход позволил расширить рамки курса и учесть специфику сту-
дентов управленческих специальностей.

Заключение
Мы рассмотрели наиболее важные источники повышения эффектив-
ности электронного обучения на примере курса «Продажи в дистрибуции»
серии «1С:Консалтинг. Бизнес-Школа». Заметим, что для вузов, использую-
щих средства электронного обучения важно не только качество обучения, но
и эффективность вложений. Один курс «Продажи в дистрибуции» позволяет
обучить всех студентов. Это достигается благодаря лицензионной политике,
которая не ограничивает количество рабочих мест при использовании сете-


174
Новые информационные технологии в образовании

вой версии курса.
В будущем планируется выпуск новых курсов серии
«1С:Консалтинг.Бизнес-Школа» по темам:
• Стратегическое управление;
• Управление продажами;
• Продажи в торговом зале;
• Управление проектами;
• и др.
Таким образом, мы можем говорить о том, что средства электронного
обучения становятся действительно эффективным инструментом повышения
конкурентоспособности выпускников вузов. При значительной экономии
затрат, можно непосредственно в вузе достичь хороших результатов в до-
полнительном обучении учащихся.

Берхин Б. Н.
Фирма 1С

Проект «Информационно-технологическое сопровождение».
Справочник хозяйственных операций

Одним из самых полезных для конечного пользователя проектов фир-
мы 1С является проект «Информационно-технологического сопровождения»
– ИТС. Начало его реализации относится к апрелю 99-го года. В настоящий
момент у этого проекта более 41 тысячи пользователей по всей стране.
Суть проекта в следующем. Ежемесячно каждой организации, которая
оформила подписку того или иного вида на ИТС – доставляется прямо на
рабочее место пользователя 1, 2, 3 или 4 диска – по выбору пользователя.
На этих дисках представлен полный комплекс информации, комплекс
информационно-справочных материалов в ежемесячном электронном изда-
нии – необходимый и руководителю и бухгалтеру.
При подписке пользователь может выбрать один из комплектов дисков
ИТС.
Технологическая поставка – один диск
ИТС – 2 диска
ИТС Проф – три диска
ИТС Бюджет – это отдельный диск специально для бюджетных учре-


175
Новые информационные технологии в образовании

ждений
Диск «Технологической поставки» включает в себя:
• обновления программ и форм отчетности,
• методические материалы по использованию продуктов,
• «Советы Линии Консультаций 1С».
Комплект из 2-х дисков - основной вариант поставки дисков ИТС. На
втором диске - «Консультации для бухгалтера» расположены разделы:
• Справочники по налогам. Серия «построчно и подробно», в том
числе
• Налог на прибыль, НДС, Налог на имущество
• Планируются в 2006 году справочники по УСН, НДФЛ, ЕСН
• База по отчетности
• Бухгалтерская периодика (материалы изданий ПБУ, РНК, Бухгал-
терский учет, АКДИ «Экономика и жизнь», Финансовая газета)
• База нормативных документов «1С:Гарант»
Комплект из 3-х дисков – «ИТС ПРОФ» включает в себя диск №3 «1С:
Консалтинг. Учет в программах».
На нем расположен «Справочник хозяйственных операций. Учет в
1С:Предприятии», о котором ниже рассказывается подробнее и справочник
«Расчеты с персоналом по оплате труда в программах «1С».
В рамках отдельного проекта выпускается 4-ый диск ИТС -
«1С:Консалтинг. Учет в бюджетных учреждениях». Основной раздел на нем
– это «Справочник финансово-хозяйственных операций бюджетного учреж-
дения». Кроме того, там размещены информационные и методические мате-
риалы, обновления программ и форм отчетности к программам 1С, предна-
значенным для бюджетных учреждений.
Расположенный на 3-м диске «Справочник хозяйственных операций»
создавался специально как справочное пособие для бухгалтера в повседнев-
ной практической работе. Соответственно он с успехом применяется и в ка-
честве иллюстративного материала в учебном процессе. Возможность такого
применения обусловлена особенностями этого «Справочника..».
Каковы эти особенности:
Первая особенность состоит в том, что исходным элементом «Спра-
вочника … « является не проводка, не тот или иной бухгалтерский или нало-
говый отчет, не ответ на конкретный вопрос конкретного бухгалтера, а опи-

176
Новые информационные технологии в образовании

сание типовой, то есть часто встречающейся на практике, хозяйственной си-
туации.
Чаще всего это приобретение или продажа какого-либо актива (товара,
основного средства, материала, а также иностранной валюты). Также описы-
ваются ситуации исчисления конечного финансового результата, начисления
зарплаты, получения и предоставления займа, использования векселя при
каких-либо расчетах и т. п.
Вторая особенность состоит в том, что и бухгалтерская и налоговая
информация по каждой данной ситуации даны не отдельно, а вместе. То есть
по каждой ситуации подробно описываются все необходимые проводки, а
также показываются все налоговые последствия по каждой из проводок и по
операции в целом.
Третья особенность состоит в том, что «Справочник..» - это единая ба-
за, все части которой созданы по единому образцу одними и теми же автора-
ми. Одной из основных задач авторов является поддержание актуальности
всех материалов, содержащихся в «Справочнике ...». Каждый месяц в него
вносятся обновления, обусловленные текущими изменениями налогового и
бухгалтерского законодательства.
Как в «Справочнике…» описываются ситуации?
Основное описание приводится в закладке «Бухучет» и состоит из
двух частей.
В первой части приводятся в табличной форме все необходимые в
данном случае проводки.
Далее содержание каждой из проводок конкретизируется. Каждая про-
водка характеризуется следующими тремя компонентами:
Во-первых, перечисляются документы, которые должны быть состав-
лены или получены от контрагента, и на основании которых бухгалтер мо-
жет записать данную проводку. Если форма документа утверждена норма-
тивным актом, обязательно приводится ссылка на этот акт.
Во-вторых, описан порядок определения суммы проводки. На взгляд
авторов «Справочника» эта информация бухгалтерам необходима. Достаточ-
но часто на практике встречаются случаи, когда неправильный расчет суммы
проводки ведет к неправильному исчислению налога, и, соответственно, к
уплате штрафов и пеней по результатам налоговых проверок.
В-третьих, описан порядок определения даты проводки. Наибольшее
значение это имеет для определения даты возникновения налогового обяза-

177
Новые информационные технологии в образовании

тельства.
Кроме того, бухгалтерское описание каждой ситуации снабжено од-
ним или несколькими комментариями.
Комментарии выделены рамкой и красными восклицательными знака-
ми. В этих комментариях авторы обращают внимание пользователей на те
или иные налоговые последствия или учетные особенности. Все коммента-
рии снабжены ссылками на конкретные пункты нормативных документов.
Щелчком мыши на ссылку, выделенную цветом, - запускается правовая база
данных «Гарант», имеющаяся на том же диске ИТС, и пользователь получает
возможность ознакомиться с текстом того конкретного пункта нормативного
акта, на который дана ссылка.
Ситуации в «Справочнике…» сгруппированы по тематическому при-
знаку – по основным разделам бухгалтерского учета: «Учет основных
средств», «Учет материалов», «Расчеты с использованием векселей», «Взаи-
мозачеты», «Займы и кредиты» и т.д. Всего 25 разделов.
Ряд разделов имеет подразделы. Например, самый крупный раздел -
«Учет товаров» состоит из десяти подразделов: «Поступление товаров»,
«Выбытие товаров» - два подраздела – соответственно налоговый учет по
начислению и кассовым методом. Аналогично «Покупка товара с участием
посредника» и «Продажа товара с участием посредника» - тоже по два ана-
логичных раздела. А также разделы: «Продажа товара по кредитным кар-
там», «Возврат товаров», «Переоценка».
«Справочник…» отличается еще 2-мя особенностями, которые могут
быть полезны в учебном процессе.
В большинстве ситуаций каждая проводка и бОльшая часть докумен-
тов содержат гиперссылку на описание того, как данную проводку или доку-
мент следует вводить в той или иной конфигурации программы
1С:Предприятие.
Показано, как данную проводку или документ следует вводить в той
или иной конфигурации программы 1С:Предприятие. Сейчас описаны дейст-
вия пользователей в конфигурациях:
• 1С:Бухгалтерия 7.7
• 1С:Комплексная поставка
• 1С:Бухгалтерия 8.0
• 1С:Управление производственным предприятием


178
Новые информационные технологии в образовании

Следует при этом отметить, что авторы «Справочника..» обеспечивают
постоянное обновление и этой его части. То есть описания конфигураций
программ 1С даются именно по самым последним по времени релизам, акту-
альным на сегодняшний день.
У «Справочника..» есть еще одна интересная для учебного процесса
особенность. Ряд ситуаций имеет закладку «Расчет..». При нажатии на эту
закладку пользователь получает возможность ввести собственные данные.
После ввода данных надо нажать на кнопку «Рассчитать» и программа
самостоятельно сформирует все необходимые проводки, включая дату и
сумму каждой из них – на основе введенных данных пользователя. Авторы
обеспечили такой возможностью расчета те ситуации, которые традиционно
вызывают наибольшие затруднения у бухгалтеров. Например, ситуации, свя-
занные с исчислением суммовых и курсовых разниц, применением векселей,
экспортом-импортом товаров, куплей-продажей валюты и т.п.
Как показала практика, все вышеописанные особенности «Справочни-
ка..» делают его весьма полезным инструментом как для практического бух-
галтера в повседневной учетной работе, так и для учебного процесса в каче-
стве иллюстративного материала.

Бездомников А.В., antonvb@newmsk.tula.net
Шульмина Р.В., nf_urao@newmsk.tula.net
Шульмин А.С. (mtxcool@mail.ru),
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И.
Менделеева (НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева)

Электронное учебно-методическое пособие «Теория
вероятностей»: проектирование и разработка

Одним из основных направлений реализации «Концепции очередного
этапа реформирования системы образования России» является создание сети
учреждений дистанционного образования.
В связи с этим учебные заведения должны располагать широким спек-
тром возможностей в сфере образовательных услуг и подготовки кадров,
реализовать которые позволяет дистанционное обучение (ДО), основанное
на новых информационных и телекоммуникационных технологиях.
Разрабатываемый в Новомосковском институте Российского химико-
технологического университета им. Д.И.Менделеева электронный учебный


179
Новые информационные технологии в образовании

курс «Теория вероятностей» представляет собой автоматизированную обу-
чающую систему, которая включает в себя дидактические, методические и
информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также
программное обеспечение, позволяющее комплексно использовать их для
самостоятельного получения и контроля знаний. Электронное учебно-
методическое пособие для дистанционного обучения обладает следующими
особенностями:
• развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (оп-
ределения, теоремы), а также в логической структуре изложения
(последовательность, взаимозависимость частей);
• удобной для пользователя системой управления структурой (препо-
даватель может задать любую форму представления и последова-
тельность изложения материала, что позволяет один и тот же учеб-
ный материал использовать для аудитории разной степени подготов-
ленности и для различных видов учебной деятельности);
• использованием звука, анимации, графических вставок, и т. п.
Электронное учебно-методическое пособие включает три автономных,
но объединённых учебной программой курса модулей:
• «Множества»;
• «Комбинаторика»
• «Теория вероятностей»
Модульное структурирование учебного материала курса позволяет
студенту выстраивать индивидуальную траекторию обучения: модули могут
изучаться выборочно или в произвольной последовательности. Нами исполь-
зовался дифференцированный подход при разработке структуры курса, т. к.
при дистанционном обучении в значительно большей мере проблема диффе-
ренциации приобретает актуальность в силу неоднородности контингента
обучаемых. Предусмотрены различные уровни изложения материала:
• базовый уровень (уровень C);
• продвинутый уровень (уровень B) по отдельным темам, или по во-
просам, не входящим в программу;
• углубленный уровень (уровень A) также по отдельным темам.
Задачи представлены также в трёхуровневом изложении. При оцени-
вании степени сложности задач с математической точки зрения использова-
лись следующие критерии:

180
Новые информационные технологии в образовании

• логическая сложность задачи;
• тип задачи (качественная, количественная, задача на доказательст-
во);
• широта охвата по темам учебного модуля;
• количество логически завершённых шагов, используемых при реше-
нии;
• нестандартность формулировки задачи и т.д.
Электронный курс «Теория вероятностей» предоставляет возможность
участникам образовательного процесса осуществлять взаимодействие с по-
мощью таких телекоммуникационных средств связи как e-mail, тематический
форум и Web-конференции. Таким образом, студенты вовлекаются в процесс
разработки и создания электронного учебного продукта, что, на наш взгляд,
особенно важно при субъект-субъектных отношениях в среде дистанционно-
го образования, так как позволяет сделать курс более личностно-
ориентированным, учитывающим интересы и запросы обучающихся, повы-
сить его мотивированность.
Основу образовательной деятельности при дистанционной форме обу-
чения составляет самостоятельная работа обучающихся. Благодаря интерак-
тивным свойствам средств компьютерных телекоммуникаций субъекты об-
разовательного процесса находятся в постоянном взаимодействии. Они мо-
гут задавать друг другу вопросы, получать консультации, обмениваться мне-
ниями по интересующим их вопросам. Именно в интерактивности (взаимо-
действии), создающей эффект живого общения, и заключается основное от-
личие дистанционного образования от традиционного заочного обучения.
На протяжении всего процесса обучения осуществляется контроль ка-
чества получаемых знаний, который обеспечивается системой промежуточ-
ных и итоговых тестов. Промежуточное тестирование проводится по мате-
риалам каждого учебного модуля, в итоговый тест включаются вопросы по
всему материалу курса. Результаты работы с тестами передаются преподава-
телю в базу данных. Преподаватель имеет возможность видеть динамику
обучения студента и тоже управлять его обучением с помощью доступных
средств связи. Не исключаются также и очные контакты. При проектирова-
нии и конструировании электронного курса авторы стремились не к просто-
му переносу текстовой информации на экран компьютера, а к созданию но-
вых форм представления информации с ориентацией на возрастные особен-
ности обучающихся. Визуализация материала электронного курса призвана

181
Новые информационные технологии в образовании

реализовать один из основных принципов дидактики – принцип наглядности,
а через него увеличить понимание и усвоение учебного материала. Совре-
менные средства просмотра гипертекстовых документов позволяют сущест-
венно повысить степень учёта эргономических требований к учебным мате-
риалам: обучаемый сам может выбирать размер и тип шрифта при работе с
электронными курсами, изменять цвета текста, выбирать удобное для него
оформление текста..
Таким образом, разрабатываемое электронное учебно-методическое
пособие сможет использоваться как при дистанционной, так и при традици-
онной формах обучения.
Проект поддержан грантом РГНФ №05-06-71600а/Ц

Ермаков Д. С., eds@newmsk.tula.net
Новомосковский филиал Университета РАО

Роль ИКТ в формировании информационной компетентности

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign