LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тов прикладных программ создают огромные возможности для использова-
ния их в экономике и организации бухгалтерского учета на предприятии. В


161
Новые информационные технологии в образовании

связи с этим повышаются требования рынка труда к практическим навыкам
выпускников колледжа по специальности «Экономика и бухгалтерский
учет», так как студент, умеющий работать с бухгалтерскими компьютерными
программами сейчас, расширяет диапазон своего трудоустройства в буду-
щем.
Требования рынка труда во многом способствуют внедрению в содер-
жание образовательного процесса учебных заведений новых информацион-
ных технологий. Из года в год в нашем колледже расширяется информаци-
онно-техническая база для проведения практики студентов специальности
0601 на компьютере.
Ивантеевский промышленно-экономический колледж сотрудничает с
фирмой «1С» с марта 2002 года, после того, как был заключен Договор об
использовании программных продуктов в высших и средних специальных
образовательных учреждениях.
Договор дает право на:
• льготное (со скидкой) предоставление колледжу современных про-
граммных продуктов для использования их в учебном процессе и
их систематическое обновление;
• бесплатную и льготную аттестацию соответственно преподавате-
лей и студентов по программе «1С: Бухгалтерия», после которой
выдается сертификат «1С: Профессионал»;
• участие в научно-практических конференциях.
В период сотрудничества с фирмой «1С» колледж приобрел следую-
щие программные продукты:
• 1С: Предприятие;
• 1С: Экзаменатор;
• компьютерный видеокурс «1С: Бухгалтерия 7.0»;
• 1С: Финансовое планирование;
• 1С: Учебное предприятие (деловая игра);
а также информационные издания на компакт-дисках под программной обо-
лочкой «1С: Базы данных», в которые входят программы: «Ваше право»,
«Образование и наука», «Бухгалтерский учет от А до Я». Кроме этого при-
обреталась учебно-методическая литература по программным продуктам
фирмы «1С»:
• - учебное пособие «1С: Бухгалтерия 7.0» (краткий практический

162
Новые информационные технологии в образовании

курс, разработанный обществом «Знание»);
• - методическое пособие Чистова Д. В. «Хозяйственные операции в
компьютерной бухгалтерии 7.7» в количестве 14 экземпляров (по
одному для каждого автоматизированного рабочего места бухгал-
тера).
Теперь о том, как используются эти продукты при прохождении сту-
дентами пятинедельной (108 часов) практики по профилю специальности.
На базе колледжа оборудована Лаборатория учебной бухгалтерии, в
которой установлено 14 компьютеров для прохождения студентами данной
практики.
Практика состоит из четырех разделов:
1 раздел. Ознакомление с видеокурсом «1С:Бухгалтерия 7.7». Озна-
комление с Деловой игрой «1С: Учебное предприятие. Бухгалтерский учет».
2 раздел. Выполнение сквозной задачи, составленной преподавателем
колледжа на примере ООО «Центр» в среде программы «1С: Бухгалтерия»
(сокращенный вариант бухгалтерского учета хозяйственной деятельности
ООО «Центр»).
3 раздел. Выполнение сквозной задачи, разработанной Финансовой
Академией при Правительстве РФ, в среде программы «1С: Бухгалтерия» с
применением метода асинхронного обучения. Данная задача является мето-
дическим комплексом, в который входят:
• методическое пособие Чистова Д.В «Хозяйственные операции в
компьютерной бухгалтерии 7.7» (с практическими заданиями и
примерами решений – книжный вариант);
• сам программный продукт;
• методическое пособие для преподавателя «1С: Учебное предпри-
ятие».
4 раздел. Ознакомление с видеокурсом «Самоучитель Excel XP». Ре-
шение бухгалтерских задач с помощью электронных таблиц Excel XP.
Первые три раздела практики позволяют студентам создать полную
картину деятельности типичного предприятия по всем участкам бухгалтер-
ского учета, а также позволяют эффективно организовать практику студен-
тов, стимулировать их активность, воспитывать состязательность, стремле-
ние к успеху, умение работать в коллективе, одновременно используя метод
асинхронного обучения, при котором студентам предоставляется возмож-
ность регулировать темпы своей работы.

163
Новые информационные технологии в образовании

Четвертый раздел практики предусматривает решение двадцати задач
экономического и бухгалтерского содержания в среде программы Excel XP.
После окончания практики студенты участвуют в конкурсе на звание
«Лучший по профессии». Успешные результаты конкурса дают студенту
право на присвоение рабочей профессии – оператор ПК (Программа 1С:
Бухгалтерия).
Положение о конкурсе «Лучший по профессии» имеет следующие со-
держание:

1. Общие положения
Конкурс на звание «Лучший по профессии» по специальности 0601
«Экономика и бухгалтерский учет» проводится на третьем курсе с целью
проверки и оценки уровня теоретической и практической подготовки студен-
тов в области ведения бухгалтерского учета с помощью программы «1С:
Бухгалтерия 7.7.», а также выявить по итогам конкурса лучшего по профес-
сии.
Для проведения конкурса приказом директора назначается квалифи-
кационная комиссия в составе:
• председателя-специалиста соответствующего профиля из органи-
зации любой формы собственности;
• председателя цикловой комиссии;
• преподавателей специальных дисциплин.
• В конкурсе принимают участие все студенты группы.
• По итогам конкурса определяются победители( первое, второе и
третье места), присваивается звание «Лучший по профессии», а
также на основании выполнения этапов конкурса присваивается
рабочая квалификация.

2.Условия конкурса
Конкурс на звание «Лучший по профессии» проводится по заверше-
нии практики по профилю специальности. Перед началом конкурса студенты
сдают дневники по практике.
Конкурс проводится в три этапа:
1 этап – Теоретическое задание (письменная работа) с оформлением
расчетов в среде программы «Excel XP»;

164
Новые информационные технологии в образовании

2 этап – Выполнение практического задания в среде программы «1С:
Бухгалтерия»;
3 этап – Сдача квалификационных испытаний. Присвоение рабочей
квалификации.
Согласно Положения о производственной практике студентов средних
профессиональных учебных заведений, студенты колледжа по специально-
сти «Экономика и бухгалтерский учет» получают рабочую профессию – опе-
ратор ПК (Программа 1С: Бухгалтерия). Присвоение студентам рабочей
профессии производится квалификационной комиссией после сдачи квали-
фикационных испытаний по перечню вопросов, содержание которых, отра-
жает знания студентов в области работы в среде программы 1С: Бухгалтерия.




165
Новые информационные технологии в образовании



НОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Андреев И. А. (andi@1c.ru)
Фирма «1С»

Инвестиционная привлекательность проектов интернет-обучения
работе с программными продуктами «1С»

В данной статье описывается опыт автоматизации системы интернет-
обучения с использованием образовательной платформы «1С:Образование
3.0» и инструментария системы «1С:Предприятие 8.0».
В процессе интернет-обучения принято [1,2] выделять 4 этапа:
• этап №1. организация системы интернет-обучения;
• этап №2. создание интернет-курсов;
• этап №3. запуск интернет-обучения;
• этап №4. поддержка процесса обучения.
Отличие интернет-обучения от образовательных комплексов для само-
обучения заключается в наличии системы поддержки обучения. Перед сис-
темой поддержки интернет-обучения стоит ряд задач, часть из которых но-
сит повторяющийся и рутинный характер. В настоящее время существует
большое количество программных средств, позволяющих автоматизировать
ряд наиболее распространенных (типовых) операций процесса интернет-
обучения, т.н. LMS (learning management system). Однако все программы
имеют один существенный недостаток – предоставляют типовое решение по
организации интернет-обучения, не учитывающее специфику конкретного
образовательного учреждения и не предоставляющие возможности пользова-
телям самостоятельно оптимизировать программное средство для своих
нужд. Получается, что пользователь приобретает программный пакет или с
избыточным или с недостающим функционалом.
Поскольку для создания и поддержки интернет-курсов обучения на
фирме «1С» используется образовательная платформа «1С:Образование 3.0»,


166
Новые информационные технологии в образовании

поддерживающая экспорт данных в формате .xml, при автоматизации систе-
мы поддержки интернет-обучения был использован собственный инструмен-
тарий программы «1С:Предприятие 8.0». За счет гибкости и функционально-
сти инструментария, удалось не только решить текущие задачи автоматиза-
ции интернет-обучения, но и подготовить статистическую базу данных для
проведения научных исследований.
На сегодняшний день, система автоматизации интернет-обучения на
фирме «1С» позволяет:
• осуществлять подготовку печатных форм свидетельств об обуче-
нии;
• вести учет существующих курсов;
• вести подсчет числа учащихся;
• отслеживать долю успешно сдающих квалификационный экзамен в
общем количестве слушателей;
• формировать различные отчеты;
• оценить объем затрат на организацию интернет-курсов, определить
период окупаемости.
При этом, система «1С:Предприятие 8.0» позволяет дорабатывать про-
граммное средство, что абсолютно не затрудняет использование разработан-
ной части системы автоматизации в реальных условиях.
За счет того, что на базе платформы «1С:Предприятие 8.0» созданы
мощные средства автоматизации учета деятельности предприятия, (такие как
«1С:Бухгалтерия 8.0» и «1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей»), кото-
рые поддерживают универсальный обмен данными в формате .xml, на сего-
дняшний день существует реальная возможность комплексной автоматиза-
ции деятельности образовательного учреждения в области интернет-
обучения (как в области анализа данных, так и для ведения торгового и бух-
галтерского учета). Это позволит избежать «лоскутной» автоматизации (с
применением конгломерата программ) и снизить временные и трудовые за-
траты на поддержку системы автоматизации.
В силу распространенности программы «1С:Предприятие 8.0», систе-
ма автоматизации поддержки интернет-обучения фирмы «1С» может быть
растиражирована, при этом инструментарий «1С:Предприятия 8.0» позволя-
ет с легкостью адаптировать типовые решения для нужд конкретных органи-
заций.
Хранение статистики по интернет-обучению в отдельной от образова-

167
Новые информационные технологии в образовании

тельных курсов базе позволяет аккумулировать данные различных интернет-
проектов (вне зависимости от используемой образовательной платформы) и
использовать их в аналитических целях. В настоящее время база данных ин-
тернет-обучения на фирме «1С» используется для выявления степени эффек-
тивности вносимых изменений в материалы интернет-курсов и влияния раз-
личных мероприятий на число слушателей интернет-курсов (с использовани-
ем методов корреляционно-регрессионного анализа).
В дополнение, на сегодня подготовлена методика оценки инвестици-
онной привлекательности проектов интернет-обучения, основанная на мето-
дологии многокритериальной оптимизации. Согласно данной методологии,
оценка проектов интернет-обучения проводится по нескольким критериям
оптимальности:
1. Объем затрат на организацию интернет-обучения;
2. Размер привлеченной аудитории проекта (число слушателей);
3. Экономическая эффективность проекта интернет-обучения;
4. Уровень инвестиционного риска;
5. Уровень ликвидности (платежеспособности) проекта.
Для хранения исходных данных, а также для расчета критериев опти-
мальности также используется информационная база системы автоматизации
интернет-обучения. Это позволяет работать с актуальными данными и полу-
чать оценку экономической эффективности проекта в реальном времени.
Кроме того, рассчитанные на основе аккумулированных данных коэффици-
енты корреляции критериев с исходными статистическими показателями
могут быть использованы при оценке потенциальной инвестиционной при-
влекательности проектов интернет-обучения в сфере дополнительного про-
фессионального образования по любым учебным дисциплинам, связанным с
использованием программных продуктов «1С».

Литература
1. Башмаков А.И. Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и
обучающих систем Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003
2. Абакумова Н.Н. Анализ и экспертиза обучающих программ: к проблеме
эффективности дистанционного образования // Открытое и дистанционное
образование. - М., 2002. - N 2 (6). - 9 с.



168
Новые информационные технологии в образовании

Бараношников А.Ю.
Фирма «1С»

Развитие практических компетенций студентов с
использованием программных продуктов серии
«1С:Консалтинг. Бизнес-Школа»

Введение
Процесс становления в России рыночной экономики накладывает но-
вые требования на те знания и навыки, которыми должен овладеть выпуск-
ник высшей школы. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке
труда, студент должен обладать не только знаниями по своей специальности,
но и ключевыми бизнес-навыками, коммуникативными способностями, стра-
тегическим мышлением. К сожалению, учебный план не может охватить весь
спектр того, чем должен овладеть выпускник.
Например, почти все студенты экономических специальностей долж-
ны освоить навыки корпоративных продаж. Специалист может не быть про-
давцом, но умение выяснить, что хочет партнер или клиент, способность
расположить к себе собеседника и ответить на возражения, сформулировать
свое предложение, подготовиться к встрече и завершить контакт являются
залогом карьерного роста выпускника любой экономической специальности.
Для обучения многим практическим навыкам наиболее эффективным
для высшего учебного заведения становится использование средств элек-
тронного обучения. Такое обучение может проходить как в форме факульта-
тивных курсов, так и на домашнем компьютере студента через сеть Интер-
нет. Это позволит сделать обучение деловым навыкам максимально доступ-
ным и расширить возможности выбора учащимися индивидуальных профес-
сиональных траекторий.
В настоящее время фирмой «1С» совместно с НОУ «Институт Тре-
нинга» выпущен первый курс серии 1С:Консалтинг.Бизнес-Школа – «Про-
дажи в дистрибуции». Курс предназначен для обучения торгового персонала
в компаниях, которые работают с корпоративными клиентами. При этом он
успешно может быть использован и для обучения студентов, которым необ-
ходимо в своей будущей профессиональной деятельности взаимодействовать
с партнерами, коллегами, вести переговоры с корпоративными клиентами.
Курс «Продажи в дистрибуции» позволит студенту пройти профессио-
нальный бизнес-тренинг уже в вузе и получить необходимые знания до при-

169
Новые информационные технологии в образовании

хода на рабочее место. Студенты узнают принципы эффективной бизнес
коммуникации. Заметим, что даже от природы коммуникабельные люди не
всегда могут эффективно действовать в бизнес-среде. Причина – коммуника-
циям необходимо учиться, необходимо знать принципы взаимодействия с
клиентами, партнерами, коллегами. Цель курсов серии 1С:Консалтинг-
Бизнес-Школа – сформировать у обучаемого понимание технологий, законов
и правил коммуникаций в бизнесе.

Источники эффективности курса «Продажи в дистрибуции»
Выделим наиболее важные источники повышения эффективности
электронного обучения реализованные в курсе «Продажи в дистрибуции»
серии «1С:Консалтинг. Бизнес-Школа»:
Технологическая платформа. Курс разработан на платформе
«1С:Образование 3.0», которая обеспечивает сетевой и локальный режимы
работы с курсом. Для обучения в вузе наиболее интересен сетевой вариант
использования курса. При установке курса на сервер, доступ к нему получа-
ют все студенты и преподаватели, подключенные к сети. Наличие много-
пользовательского режима позволит для каждого пользователя сохранять
результаты прохождения упражнений и тестов, а также управлять правами
пользователей при изучении курса. Возможно обучение студентов удален-
ных филиалов через Интернет.
Содержание. Особенность курса в том, что при рассмотрении той или
иной темы раскрывается общая логика, теоретический подход, который сту-
дент сможет распространить на свою ситуацию. Безусловно, в курсе есть
примеры, афоризмы, ситуации, но они лишь иллюстрируют общий принцип.
Это позволяет применять курс для очень широкого круга учащихся. Логика
построения курса — 6 разделов, успешное освоение которых позволит сту-
дентам профессионально:
• подготовиться к встрече с клиентом или партнером;
• расположить к себе собеседника;
• выяснить, что хочет собеседник;
• сформулировать и представить лучшее предложение;
• ответить на возражения;
• завершить контакт;
Каждый раздел включает:

170
Новые информационные технологии в образовании


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ — краткий теоретический материал.
Материал представлен как в электронном виде, так и в виде книги (3 экземп-
ляра). Принципы построения модулей:
• Минимум текста и максимум смысла;
• Режим диалога (стиль изложения материала позволяет не только
узнать новое, но и получить ответы на типичные вопросы при ос-
воении материала);
• Анимационные эффекты (в электронной версии);
• Связь с практическими упражнениями (рассмотренные технологии,
приемы отрабатываются в практических упражнениях).
ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — задания для формирования и
развития основных умений и навыков. Именно практические упражнения
позволяют максимально полно освоить материал курса и использовать его в
своей работе. Упражнения выполнены в виде ИНТЕРАКТИВНЫХ обучаю-
щих игр и имеют следующие особенности:
• Активное использование графических образов и звука;
• Работа в режиме диалога пользователя с компьютером;
• Ошибки пользователя комментируются;
• Игровая форма упражнений — каждое упражнение имеет сюжет и
оригинальное оформление. Деморолики можно посмотреть в Ин-
тернет http://edu.1c.ru/pd/demo.asp ;
• Упражнения можно выполнять на разных уровнях сложности;
• Результаты прохождения упражнений фиксируются.
ТЕСТ — вопросы для проверки степени усвоения материала. Принци-
пы построения тестов:
• Охвачен весь материал теоретического модуля;
• Используется режим выбора правильного ответа различной степе-
ни сложности;
• Результаты прохождения тестов фиксируются.
В курсе предусмотрен итоговый тест из 50 вопросов по всем 6 разде-
лам (вопросы выбираются случайным образом из тестов по каждому из раз-
делов).
Индивидуальный темп обучения. Традиционно считается, что одним
из главных преимуществ электронного обучения является возможность обу-


171
Новые информационные технологии в образовании

чаемого планировать свое время и темп занятий. С нашей точки зрения это
не является самым главным, а в случае обучения студентов может приводить
к обратному эффекту, когда ученик не обладает достаточной внутренней
мотивацией и самосознанием. Большую важность имеет возможность со сто-
роны организаторов планировать темп обучения: давать индивидуальные
задания для каждого слушателя, и в последствии в процессе управления обу-
чением контролировать ход и интенсивность их выполнения. Другими сло-
вами инициатива в планировании обучения должна принадлежать препода-
вателю, и для этого в платформе «1С:Образование 3.0» на которой основан
курс «Продажи в дистрибуции» существуют соответствующие инструменты.
Пример. Во время обучения ученик долгое время не мог освоить одну
из тем курса. Результаты выполнения упражнений и тестов по этой теме бы-
ли значительно ниже, чем в других разделах курса. Для выявления причин
неудачи, организаторами обучения были просмотрены те ответы, которые
ученик давал в итоговом тесте по этой теме (курс позволяет это делать для
каждой попытки прохождения теста). Это позволило понять, какие именно
вопросы вызывают затруднения, после чего была проведена консультация с

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign