LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ми и т.д.
Учебный курс студент завершает составлением итогового баланса за
отчетный период с приложениями, предложений по совершенствованию хо-
зяйственной деятельности учебного предприятия и бухгалтерского учета и
защитой материалов своего учета перед другими учащимися или перед пре-
подавателем.
Текущий и итоговый контроль качества обучения. В конце каждого
урока студент производит самоконтроль своей работы. Для количественной
оценки работы студентов в течение урока используются возможности про-
граммы бухгалтерского учета. Каждый операционный день студент начинает
и заканчивает составлением итоговых отчетных документов (оборотной ве-

151
Новые информационные технологии в образовании

домости), содержащих сальдо на начало и конец операционного дня, произ-
водит самоконтроль своей работы, находит и устраняет ошибки в своих до-
кументах.
Преподаватель (согласно сценарию деловой игры – руководитель
учебной организации) имеет возможность осуществлять ежедневный тема-
тический контроль работы каждого студента путем оценки правильности
и качества оформления первичных и итоговых документов, выполненных
студентом за очередной операционный день, с ежедневным выставлением
оценок каждому студенту. Итоговую оценку работы учащихся преподава-
тель производит по комплекту первичных и отчетных документов, сформи-
рованных и распечатанных студентом за месяц, а также по итогам контроль-
ных работ.
3. Автоматизация бухгалтерии. В бухгалтерии на базе пакета про-
грамм 1С организовано 5 автоматизированных рабочих мест, объединенных
в отдельную независимую сеть, а также 2 отдельных рабочих места инспек-
тора по кадрам и зав. складом. До 2005 г. работники бухгалтерии колледжа
на протяжении 5 лет использовали пакет программных средств «Автомати-
зированное рабочее место бухгалтера для бюджетных организаций» (Санкт-
Петербург).
4. Автоматизация управления учебным процессом. Все компьюте-
ры колледжа объединены в локальную сеть, что дает возможность начать
процесс формирования единой информационной среды и автоматизации
управления учебным процессом на базе конфигурации 1С собственной раз-
работки. На первом этапе основное внимание уделено вопросам автоматиза-
ции мониторинга качества образования в колледже:
• кадровый учет на этапах абитуриент - студент - выпускник,
• итоговой учет успеваемости по учебным дисциплинам,
• текущий учет успеваемости и посещаемости.
5. Замечания и предложения по проблемам внедрения
Необходимо более тесное взаимодействие между разработчиками па-
кета 1С и учебными заведениями в регионах:
Партнерство с ВУЗами и ССУЗами в обеспечении условно бесплатным
лицензионным программным обеспечением для использования в процессе
обучения студентов.
Необходимость дальнейшей доработки существующих типовых кон-


152
Новые информационные технологии в образовании

фигураций для учебных заведений с целью включения в них функций авто-
матизации документооборота и мониторинга качества образования.

Пинчукова М. В.
ФГОУ СПО «Павловский сельскохозяйственный техникум»,
Малев В. В. mvv@vspu.ac.ru
ГОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет

Информационно-технологическая подготовка
преподавателей экономических дисциплин
системы среднего професионального образования

В ФГОУ СПО «Павловский сельскохозяйственный техникум» еже-
годно проводятся курсы овладения информационными технологиями для
преподавателей бухгалтерского учета и экономических дисциплин. Слуша-
тели должны приобрести новые, современные знания, относящиеся к их тру-
довой деятельности.
Задачи курса предусматривают ознакомление слушателей с функцио-
нальными характеристиками ЭВМ, особенностями человеко-машинного
взаимодействия, использованием компьютерной техники в преподавании
бухгалтерских и экономических дисциплин, изучение специализированного
программного обеспечения.
Следует отметить, что знакомство с этими вопросами важно не только
в плане получения компьютерной грамотности, но и в связи с тем, что в тех-
никуме действует программа компьютеризации учебного процесса. Ее ос-
новная идея заключается в переводе ряда предметов в компьютерные классы.
Чтение курса связано с рядом трудностей: новизной материала, необ-
ходимостью в предельно сжатые сроки дать слушателям представление об
основных принципах работы компьютера, познакомить с идеями создания
обучающих и тестирующих программ, работой с такими пакетами как
1С:Предприятие и Инфо-Бухгалтер. Наряду с этими общими трудностями
имеются и специфические, обусловленные составом слушателей: преподава-
тели бухгалтерского учета и экономических дисциплин порядком подзабыли
школьную устаревшую во многих планах информатику, их пугает работа на
ЭВМ.
Сложности первых курсов – обилие терминов, понятий, технических
сведений, формул, недостаток времени для практических занятий – были

153
Новые информационные технологии в образовании

обусловлены отсутствием точной программы и строгого графика проведения
занятий, учета специальности и подготовленности слушателей. У слушате-
лей складывалось впечатление, что вычислительная техника им не под силу,
а главное – не может быть применена в учебном процессе. Ситуация сущест-
венно менялась, когда приступали к практическим занятиям.
Это привело к мысли, что строить курс необходимо по-другому. Лек-
ционный и практический материал лучше не делить по урокам, а создать не-
кий симбиоз теории и практики. Был разработан пакет инструкционных карт,
включающий комплекс упражнений для закрепления излагаемого теоретиче-
ского материала. В результате с первого же занятия слушатели начинают
работать на ЭВМ. Решением руководства техникума внесены изменения в
расписание, что позволило не только регламентировать занятия на курсах, но
и создать условия для самостоятельных занятий преподавателей в свободное
время.
В результате психологический барьер был сломлен, существующие
проблемы устранены.
Несмотря на то, что занятия проходят очень уплотненно, слушатели
имеют возможность принести (в соответствии с изучаемой темой) дополни-
тельные материалы и самостоятельно обрабатывать их с помощью ЭВМ, по-
лучая при необходимости консультации преподавателя информатики и отве-
ты на интересующие вопросы. Материал занятий становится лично значи-
мым, повышается мотивация его изучения. Особые интерес и внимание вы-
зывают темы, непосредственно связанные с практической деятельностью
преподавателей экономических дисциплин, в частности, изучение приклад-
ного пакета 1С:Предприятие.
В качестве примера кратко остановимся на разделе «Системы автома-
тизации бухгалтерского учета», при изучении которого рассматривается па-
кет 1С:Предприятие.
Раздел «Системы автоматизации бухгалтерского учета» включает в се-
бя несколько тем. Например, тема «Ведение журналов хозяйственных опера-
ций и документов» рассчитана на 10 часов. На практических занятиях слу-
шатели начинают работу с конфигурацией Бухгалте-
рия+Торговля+Склад+Зарплата+Кадры, заполняют справочники, учатся соз-
давать новые справочники, документы, подготавливают нормативно-
справочную базу для складского учета товаров, вводят начальные остатки
товаров на складах, оформляют движение товаров на складах и операции

154
Новые информационные технологии в образовании

купли-продажи и так далее.
При составлении конкретных практических заданий моделировались
реальные производственные ситуации, включая и анализ результатов и вы-
воды.
На практических занятиях как раздаточный материал используются
инструкционные карты, задания в которых построены в определенном логи-
ческом порядке: каждое последующее опирается на предыдущее. Например,
задания в технологических картах по теме «Автоматизация учета заработной
платы» строятся по следующей схеме:
• Подготовка нормативно-справочной информации для расчета зара-
ботной платы;
• Формирование штатного расписания, списка сотрудников, на-
стройка особенностей бухгалтерского учета заработной платы;
• Подготовка приказа о приеме на работу сотрудника;
• Автоматизированный расчет заработной платы.
Таким образом, при изучении нового материала слушатели курсов
практически закрепляют ранее изученный материал. Например: «Организо-
ван магазин частного предпринимателя Иванова Ивана Ивановича «Про-
дукты». Перед открытием И.И. Иванов нанял Вас как бухгалтера и работ-
ника отдела кадров для подготовки всех необходимых документов к откры-
тию магазина. Ваш испытательный срок на место бухгалтера начинается с
подготовки штатного расписания и приказов о приеме на работу, расчет-
ной ведомости. Магазин отработал месяц, необходимо рассчитать зара-
ботную плату».
В результате изучения курса преподаватели специальных дисциплин
«Бухгалтерский учет», «Налоги», «Анализ хозяйственной деятельности» и
других могут выделить темы занятий, которые эффективнее проводить в
компьютерном классе с использованием пакета 1С:Предприятие.
Можно уверенно сказать, что курсы овладения информационными
технологиями играют значительную роль в деле повышения квалификации
преподавателей экономических дисциплин и компьютеризации учебного
процесса, выводит методику преподавания на более высокий уровень.




155
Новые информационные технологии в образовании

Петров А. А., Petrov@TPONN.RU
Техникум профессионального обучения незанятого населения, Москва

Решение проблемы эффективного обучения и выработки
устойчивых навыков работы в программах «1С» за счет
использования дополнительных возможностей типовых
конфигураций

Фирма 1С уделяет большое внимание эффективному обучению и гра-
мотной работе в созданных ею конфигурациях. В этом направлении создано
множество интересных решений, которые автоматизируют учебный процесс
и проверку знаний обучаемых. В докладе речь пойдет об опыте эффективно-
го обучения.
Техникум профессионального обучения незанятого населения работа-
ет как авторизованный учебный центр «1С» с 2000 года и обучает бухгалте-
ров работе в конфигурациях 1С:Бухгалтерия 77,1С:Зарплата и кадры
77,1С:Торговля и склад 77.
Ежегодно проходят подготовку 400-500 бухгалтеров, направляемых на
обучение центрами занятости населения Москвы и еще примерно 150 чело-
век на платной основе получают среднее-специальное образование по специ-
альности «Бухгалтер со знанием программных продуктов 1С».Из прошедших
обучение около 93% выпускников трудоустраиваются в Москве или Москов-
ской области и используют в работе программные продукты 1С.
Все обучаемые в центре имеют разный возраст, разное образование и
различное восприятие учебного материала. Из-за этого возникала проблема :
как за отведенное учебным планом количество часов эффективно обучить и
выработать устойчивые навыки профессиональной работы в программах 1С.
Как и многие наши коллеги для решения этой проблемы мы искали
универсальную методику, позволяющую использовать уже накопленный
опыт преподавания и в то же время, учитывающую возрастные и интеллек-
туальные особенности каждого обучаемого в группе, численностью 10-12
человек. И такая методика была создана. Ее основу составляют внешние от-
четы, которые не сложны и при создании используют начальные знания в
программировании на языке «1С». Преподаватель помещает в программи-
руемый отчет текст учебной задачи, решение которой и составляет суть обу-
чения. Объем задачи зависит от количества отведенных для этого часов
учебного плана. Здесь же помещается решение этой задачи с точки зрения

156
Новые информационные технологии в образовании

ручного бухгалтерского и налогового учета. Решение может содержать бух-
галтерские и налоговые проводки, а также печатные формы первичных до-
кументов. Затем задача разбивается по изучаемым темам в соответствие с
учебным планом. Каждая тема представляет комплекс заданий, которые ре-
шаются обучаемыми с помощью средств изучаемой типовой конфигурации.
Ход решения отражен последовательностью экранных окон, в которых пред-
ставлены используемые в ходе решения справочники, документы, журналы и
другие элементы изучаемой конфигурации. С целью закрепления новых по-
нятий, используемых в процессе обучения, в программируемой задаче раз-
мещены тесты и ключи к тестам, позволяющие обучаемому бухгалтеру про-
верить себя. С использованием этой методики обучения были созданы про-
граммируемые учебные задачи для типовых конфигураций «1С:Бухгалтерия
77», «1С:Зарплата и кадры 7.7», «1С:Торговля и склад 7.7» ,
«1С:Производство+услуги+бухгалтерия 7.7» ,а также автоматизирована сда-
ча зачета и сделана удачная попытка автоматизации обучения по теме «На-
логовый учет». Все они загружаются в изучаемые конфигурации в виде фай-
лов и могут открываться через Меню Сервис-Дополнительные возможности.
При наличии локальной вычислительной сети (ЛВС) загрузка задачи может
производиться учащимися как простое копирование файлов задачи, как с
преподавательского компьютера, так и с сервера, а также клонированием
компьютеров сети специально подготовленным имиджем. При отсутствии
ЛВС вполне возможна передача задач, записанных для каждого обучаемого
на дисках CD или DVD.
Результатами обучения с использованием такой методики для обучае-
мых бухгалтеров стали:
• Лучшие показатели на экзаменах;
• Лучшее трудоустройство;
• Желание учиться дальше;
• Стремление использовать ПП 1С для автоматизации бухгалтерско-
го труда.
Для преподавателей результатами стали:
• Облегчение преподавания за счет того, что каждый учащийся
изучает тему, конспектирует или распечатывает учебный материал
по своему усмотрению в удобном для себя темпе, не используя для
этого преподавателя.
• В случае пропусков занятий, например из-за болезни студента или

157
Новые информационные технологии в образовании

преподавателя всегда есть возможность наверстать упущенное, не
изменяя количества часов учебного плана;
• Возможность повторения пройденного материала перед зачетом,
экзаменом;
• Возможность легко переделать программируемую задачу под
любое количество часов и под любые темы.
• Возможность редактирования программируемой задачи в связи с
изменениями конфигураций и законодательства;
Для программистов и всех интересующихся:
• Использование возможностей языка программирования 1С:77 и
1С:8_0 для автоматизации обучения работе с программными
продуктами «1С» на платформах 7.7 и 8.0;
• Обучение использованию разнообразных программных обработок,
использованию рациональных приемов работы бухгалтера в
типовых конфигурациях.
Накопление программируемых учебных задач позволит отобрать
лучшие и на их основе создать альтернативную методику обучения
бухгалтеров работе с ПП «1С».

Литература:
1. Доклады и выступления участников пятой научно-практической конфе-
ренции «Использование программных продуктов фирмы «1С» в учебных
заведениях 1-2 февраля 2005 г.

Елькина Т. Ф. ACXK@Rambler.ru
ФГОУ СПО «Александровский сельскохозяйственный колледж»,
Ставропольский край, село Александровское

1С:Глубинка

То, что не ясно, следует выяснить.
То, что трудно творить,
Следует делать с великой настойчивостью
Конфуций
Как видно из заголовка, речь пойдёт о проблемах, связанных с внедре-
нием 1С на селе.

158
Новые информационные технологии в образовании

Наше село самое большое в мире. Компьютеры у нас появились в 1983
году. Нам пришлось тяжело: без литературы и методичек осваивали Бейсик.
Осваивали вместе со студентами. У нас тогда получилась мощная научная
лаборатория, было много достижений:
• на основе нашего учебного заведения проводились районные кон-
ференции и научные эксперименты
• наш студент занял 1 место в краевой олимпиаде по «Информатике»
• многие наши выпускники стали хорошими программистами и пре-
подавателями «Информатики»
Когда организовали курсы «Оператор ЭВМ», мы также много работа-
ли, постигая всё новое. Коллектив у нас грамотный, творческий, работоспо-
собный. В итоге наш комплект методических разработок занял 1 место по
России среди колледжей. Были очень рады такой высокой оценке нашей дея-
тельности.
Давно назрела необходимость в кадрах, знающих ППО «1С: Бухгалте-
рия» и по многочисленным просьбам, мы организовали такие курсы. Прошли
все препятствия: нашли денежные средства, оборудовали новый класс, обу-
чили преподавателя, разработали программу и другую документацию, про-
шли лицензирование, приобрели пакет ПО «1С: Бухгалтерия» с надеждой,
что там будут и методички, и БД, и учебные примеры, но… Столько пройде-
но, а впереди - тупик, который следовало преодолеть, и очень быстро, так
как группа была уже набрана. Мы любим и умеем работать, но оказались в
информационном вакууме: аналогичных курсов нет, опыт перенять не у кого,
село..., а горожане очень скупы на помощь, им не понять нашей проблемы –
безденежья. Были бы деньги, купили бы комплект методических разработок,
но их нет, вот и приходится «крутиться». Поэтому хочется поделиться про-
деланным комплексом мероприятий с теми, кто оказался в нашем положе-
нии:
6. Так как создание БД – процесс трудоёмкий, мы взяли готовую БД
одного учреждения, изменив реквизиты
7. Разработали инструкционно-технологические карты (ИТК)
занятий, где даются задания с подробным алгоритмом его
выполнения, следуя пункт за пунктом, курсанты достигают
результата, хотят они этого или нет. Это для процесса обучения


159
Новые информационные технологии в образовании

8. Для закрепления изученного материала разработали ИТК, в
которых дается задание, а алгоритм должны составить сами
курсанты.
9. Наладили контакт к нашими предприятиями и варианты заданий
для закрепления составляли с их помощью, что позволило
моделировать производственные ситуации
10. Как бы не был хорош учебный процесс, но нужна практика и мы её
организовали. На каждом предприятии есть наши выпускники,
которые уже имеют опыт работы с ППО «1С». Так мы каждому
курсанту дали по преподавателю – производственнику, а каждому
преподавателю – грамотного помощника.
Да, нам пришлось «покрутиться», приобретая опыт преподавания, на-
рабатывая материал для обучения работе как с программным продуктом, так
и с бухгалтерским учётом. Было трудно, но мы преодолели этот барьер.
Считаем, что каждый преподаватель должен работать по своим разра-
боткам. По своему опыту знаем, что, если берется чужая разработка, то пол-
ностью она используется редко, обычно выделяется ценное зерно, и «обвола-
кивается» своим материалом, то есть, нам необходимы инновационные тех-
нологии в преподавании курса «1С: Бухгалтерия».
Проанализировав свою начальную деятельность по организации и ве-
дению курсов, предлагаем центру «1С» координировать работу по следую-
щим вопросам:
11. Разработать единую программу обучения на курсах и построенный
на её основе календарно-тематический план и включить её в
комплект документации к ППО «1С»
12. Разработать каталог рекомендуемой литературы и методических
материалов с описанием содержимого и обязать своих партнёров
распространять их во время установки ППО «1С»




160
Новые информационные технологии в образовании

13. Разработать электронный вариант теоретической, практической,
контролирующей и тестирующей части дисциплины и включить их
в комплект документации к ППО «1С»
14. Наделить своих партнёров полномочиями по обучению,
повышению квалификации и аттестации преподавательского
состава курсов
15. Разработать справочную часть в виде электронной библиотеки
16. Разработать консультационный пункт или программный продукт
типа «Консультант +» по «1С»
17. Разработать модель работы учебного предприятия, близкую к
производственной, с графиками ввода данным и выдачи форм
отчетности
18. Организовать конкурс методических разработок по ведению
курсов «1С: Бухгалтерия»
Думаем, что подобные мероприятия улучшат качество преподавания
на курсах, помогут дать стране хороших специалистов, чем укрепят автома-
тизированный учёт работы предприятия и дадут возможность ещё большему
процветанию центра «1С».

Цветкова Л.И.
Ивантеевский промышленно-экономический колледж

Использование программных продуктов фирмы «1С» в практике
по профилю специальности студентов специальности 0601
«Экономика и бухгалтерский учет» средних специальных
образовательных учреждений


В настоящее время бухгалтерский учет и современные компьютерные
технологии неразрывно связаны друг с другом. Появление и развитие паке-

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign