LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


120
Новые информационные технологии в образовании

• планирование потребностей в персонале (учет поступающих пред-
ложений по изменению кадрового плана; изменение и утвержде-
ние поступивших планов; отклонение предлагаемых изменений);
• анкетирование и проведение опросов (разработка анкет; проведе-
ние опросов; автоматическая обработка результатов анкетирова-
ния; анализ результатов анкетирования);
• набор персонала (регистрация кандидатов; назначение и регистра-
ция собеседований; учет состоявшихся собеседований; прием на
работу);
• обучение персонала (планирование и регистрация обучения);
• аттестации персонала (разработка аттестации; ввод оценок компе-
тенций; анализ результатов аттестаций);
• планирование занятости персонала и помещений предприятия
(планирование участия в мероприятиях; планирование занятости
помещений);
• планирование отпусков (учет поступающих предложений по пла-
нируемым отпускам; утверждение поступивших планов по отпус-
кам; перепланирование отклоненных отпусков);
• оперативный учет и контроль движения кадров (прием, внутреннее
перемещение, увольнение; регистрация отсутствия на рабочем
месте по различным причинам, включая отпуска, командировки,
нетрудоспособность и прочее; регистрация возврата на рабочее
место с учетом запланированных событий);
• ведение воинского учета (ввод данных для целей воинского учета;
формирование отчетности);
• разработка схем финансовой мотивации работников;
• учет расчетов по оплате труда и прочих расчетов с персоналом,
включая исчисление налогов (учет рабочего времени; учет начис-
лений; учет удержаний; исчисление налогов; отражение в учете;
формирование отчетов);
• персонифицированный учет ПФР (ввод персональных данных;
формирование отчетности).
Примерное содержание учебных программ по трудовым функциям:
• менеджер по набору персонала (планирование потребностей в пер-
сонале; набор персонала; предварительное анкетирование);


121
Новые информационные технологии в образовании


• инспектор отдела кадров (оперативный учет и контроль движения
кадров; формирование унифицированных печатных форм и отчет-
ности; персонифицированный учет ПФР, воинский учет);
• менеджер человеческих ресурсов (планирование потребностей в
персонале; набор персонала; управление компетенциями и аттеста-
циями работников; управление обучением; управление финансовой
мотивацией работников; планирование занятости персонала; учет
кадров и анализ кадрового состава);
• линейный руководитель (планирование потребностей в персонале;
планирование занятости персонала; планирование отпусков; аттеста-
ции и управление финансовой мотивацией персонала);
• работник бухгалтерской службы (учет рабочего времени; учет на-
числений; учет удержаний; исчисление налогов; отражение в уче-
те; формирование отчетов);
• специалист фирмы 1С:Франчайзи (все перечисленные выше про-
цессы и функции).
Большое внимание необходимо уделять: интеграции процессов; разра-
ботке регламента работы и взаимодействия пользователей программы, вклю-
чая ответственных за работу с персоналом.
Теоретический материал учебных курсов должен быть закреплен вы-
полнением слушателями практической работы, для чего обязательно выда-
ются методические пособия, содержащие примеры, рассматриваемые в рам-
ках учебных курсов. Приветствуется использование мультимедийных мате-
риалов.
Рекомендуется проводить оценку остаточных знаний слушателей, пу-
тем проведения тестирования. Результаты тестирования позволят оценить не
только знания слушателей, но и в какой-то мере избранную методику обуче-
ния.
По завершении обучения слушатели должны иметь представление о
преимуществах современного автоматизированного планирования, учета,
контроля, и анализа в соответствующей предметной области, которые пре-
доставляет программа «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0».




122
Новые информационные технологии в образовании

Насипов Ф. М., nasf@itrp.ru
ООО «Институт типовых решений - Производство»

Использование «1С:Управление производственным
предприятием 8.0» в учебном процессе

Цели обучения можно свести к формированию или актуализации:
• Новых знаний
• Навыков и умений
• Убеждений
Обучение в сфере IT – не исключение, поэтому инструмент обучения
должен соответствовать этим целям.
Опыт полутора лет проведения курсов для различных аудиторий пока-
зывает, что система «Управление производственным предприятием 8.0» яв-
ляется едва не идеальным инструментом обучения в секторе экономического
программного обеспечения.
Заложенные в систему модели и функции позволяют:
• Донести понятийный аппарат, терминологию предметной области
• Передать теоретические знания, общие и специфичные экономиче-
ские модели
• Закрепить эту информацию демонстрацией, совместной или само-
стоятельной работой.
Сопровождение изложения теоретической части практической работой
усиливает восприятия и снижает уровень усталости за счет разнообразия
видов деятельности. Следование обучаемых за преподавателем формирует
практику работы с системой.
Важно, что часть нового опыта, а именно – навыки – могут формиро-
ваться без акцентирования на них. По мере освоения функционала системы,
слушатели обучаются концептуализировать требования и возможности, то
есть переходить от частных суждений к выводу общих закономерностей.
Например, изучение полного бизнес-процесса позаказного производства мо-
жет дать слушателю расширенное понимание работы предприятия и изме-
нить взгляды на собственную работу, на организацию процесса на предпри-
ятии, и, важно – на требования к автоматизации. Порой бизнес-процессы
УПП становятся эталонными для предприятия.
И, наконец, успешное применение УПП в ходе обучения, демонстра-
ция ее возможностей и уверенные ответы на вопросы создает еще один важ-

123
Новые информационные технологии в образовании

ный эффект – новые убеждения обучаемых: «Я – умею!», «Это – работает!»,
«Помощь доступна»…
Уникальность УПП заключается именно в том, что данный продукт
содержит функциональность всех прочих продуктов и является наиболее
общим средством автоматизации предприятия. Эта насыщенность (продукт
содержит более двадцати подсистем от планирования до налогового учета)
позволяет использовать УПП для рассмотрения практически всех аспектов
управленческого и регламентированного учета на предприятии.
Первый уровень использования УПП – демонстрация экономических
моделей управления предприятием, иллюстрация теории. Здесь УПП высту-
пает как «источник моделей».
Следующий уровень – практическая работа, закрепление полученных
знаний. Этап важный и хотя бы в минимальном объеме должен присутство-
вать.
И третий уровень, более творческий – изучение взаимодействия от-
дельных подсистем, исполнения сквозных бизнес-процессов. Здесь могут
анализироваться варианты совместной работы служб и подразделений, рег-
ламенты и документооборот.
Использование такого насыщенного продукта имеет и особенности.
Первое – это самостоятельная работа как необходимый этап обучения.
Нет возможности изучить все – значит, возрастает роль самостоятельной
работы слушателей. Он позволяет слушателям целенаправленно изучить ин-
дивидуально сложные моменты. Самостоятельная работа должна изначально
закладываться в процесс обучения и может быть организована как по фор-
мальным сценариям, так и абсолютно свободно.
Второе – линейная, ступенчатая подача информации. Структура УПП,
в которой все взаимоувязано, может провоцировать к нелинейному изложе-
нию материала, что приводит к потере слушателями ориентации в теме. Оп-
равдывают себя два подхода: «от задачи» (например, «что нужно проделать,
чтобы получить …») и «по ступеням» (изучение базовых моделей, затем –
основанных на них и так далее).
Третье – всегда определять результаты. Обучаемым должно быть по-
нятно – к чему стремились и чего достигли. Если нет возможности построить
большой сквозной пример – использовать отдельные задачи и – их решения.
Четвертое – использовать взаимосвязи подсистем и функций УПП для
закрепления знаний. Если излагаемая тема опирается на ранее изученную

124
Новые информационные технологии в образовании

информацию – полезно использовать это для освежения и закрепления прой-
денного материала, для контроля.
Пятое – учитывать ожидания и требования. Формирование групп по
сходным запросам позволяет избежать как перегрузки избыточной информа-
цией, так и разочарований от неполного изучения отдельных тем.
Все это приводит к необходимости тщательной подготовки к препода-
ванию, но и окупается сторицей.
Помимо того, что любое обучение – это определенная духовная прак-
тика, развивающая человека, изучение УПП дает знания и навыки, остро
востребованные на рынке труда. Успешное изучение продукта, освоение
экономических моделей, понимание процессов предприятия – это увеличи-
вает стоимость работника.
Позитивно это и для предприятий, направляющих на обучение своих
сотрудников, особенно это проявляется на «клиентском» обучении, под кон-
кретного Заказчика. В ходе такого обучения зачастую происходит не только
изучение УПП, но и переосмысление организации работ на предприятии,
УПП выступает как референтная модель, многоаспектный эталонный про-
дукт.
Каковы доступные к использованию методические материалы? Поми-
мо документации к УПП и дисков Информационно-технологического сопро-
вождения, рекомендуется использовать методические материалы тренинга
Центров Сертифицированного Обучения по УПП и комплект вопросов к тес-
тированию 1С:Профессионал по УПП.
«Живьем» увидеть преподавание можно в Учебном центре №1 фирмы
1С, расписание обучения размещено на сайте www.1c.ru

Зайцева И.В.
Фирма «1С»

Электронные справочники под программной оболочкой
«1С:Базы данных» - создание и использование в учебном
процессе

В современных условия проблема систематизации электронной ин-
формации, обеспечения удобного и наглядного доступа к различным масси-
вам электронной информации стоит достаточно актуально. Различные элек-
тронные справочники, электронные архивы, поисковые системы получают

125
Новые информационные технологии в образовании

все более широкое распространение. Для обеспечения удобства работы с
электронной информацией, создания электронных архивов, электронных
книг, справочников предназначен программный комплекс «1С:Базы дан-
ных».
1С:Базы данных – средство для формирования и ведения баз докумен-
тов, содержащих справочные, нормативные и консультационные материалов,
архивы периодических изданий или других текстовых документов. Этот
комплекс позволяет создавать электронные справочники, включающие тек-
стовые документы в формате НТМL, а также документы наиболее распро-
страненных форматов (текстовые и графические).
Программная оболочка справочника обеспечивает возможность созда-
ния и ведения пользовательской базы текстовых документов, включая :
• возможность создания собственного многоуровневого рубрикатора
• возможность формирования при необходимости атрибутов доку-
ментов (дата, вид документа, принявший орган или автор и дру-
гие)
• возможность индексации базы данных и использования режима
полнотекстового поиска в созданной базе
• возможность включения в документ графических изображений в
форматах JPG, GIF.
• возможность включения в базу документов MS Offise
Система подразделяется на Конфигуратор и непосредственно Систе-
му ведения баз данных. Конфигуратор позволяет задавать структуру базы
данных, сформировать список и формат атрибутов, настроить порядок сор-
тировки и т.п. Система ведения обеспечивает создание баз данных, наполне-
ние их документами, формирование классификатора (классификаторов),
классификацию и атрибутирование документов. В системе ведения доступны
все поисковые возможности пользовательского приложения: навигация по
классификатору (классификаторам), поиск документов, их просмотр, ведение
пользовательских подшивок плюс добавление документов в базу и удаление
документов из базы, редактирование справочников и т.п.
Этап настройки параметров базы данных включает в себя:
• определение имени базы данных и имени подкаталога базы дан-
ных, тип и свойства базы данных;
• создание атрибутов;


126
Новые информационные технологии в образовании

• редактирование свойств окна базы данных;
• редактирование свойств окна документа;
• редактирование свойств поискового окна.
Внешний вид интерфейса использует типичную для Windows схему:
есть главное меню, панель инструментов, в левой части окна дерево баз дан-
ных, в правой части - список элементов, принадлежащих выбранному эле-
менту дерева баз данных.
Атрибуты создаются для поиска и сортировки документов, занесенных
в базу.
База данных может быть сформирована пользователем самостоятель-
но, а также может создаваться по готовому шаблону из предложенных в по-
ставке либо уже созданных пользователем баз.
Если в качестве типа базы выбрана «Новая пустая база данных», поль-
зователь создает атрибуты базы данных самостоятельно. Кроме того, выбрав
любую шаблонную базу, можно добавить недостающие атрибуты или уда-
лить лишние.
При настройке базы можно использовать несколько типов атрибутов.
Строка. Значение атрибута - текстовая строка. (Например, «Название
документа», «Вид документа», «Автор» и т.д.)
Можно указать, что атрибуту будет соответствовать справочник (на-
пример, Классификатор). В этом случае значения атрибута будут формиро-
ваться из этого справочника.
Число. Значением атрибута этого типа является число. Например, ат-
рибут «Порядок предопределенной сортировки». Каждому документу при-
сваивается свое уникальное значение этого атрибута, определяющее положе-
ние этого документа в списке. Этот атрибут используется для того, чтобы
документы в рубриках располагались в строго определенном порядке.
Дата. Значением атрибута этого типа является дата. Если значение ат-
рибута будет использовано только для сортировки, то справочник создавать
не надо. Если планируется осуществлять поиск по значениям атрибута, то
нужно создавать справочник дат.
Файл. Это специальный тип атрибута, с помощью которого можно свя-
зать с документом дополнительный текст, например справку или коммента-
рий. При просмотре документа этот текст будет отображаться в отдельной
закладке.

127
Новые информационные технологии в образовании

После того, как структура базы сконфигурирована, можно приступать
к наполнению базы.
Для этого следует занести документы в рабочую базу, создать рубри-
катор и разнести документы по рубрикам в соответствии с содержанием пуб-
ликации.
Возможно два способа занесения документов в рабочую базу данных.
Первым способом заносится по одному документу. Для этого нужно:
• перейти на закладку «Файлы»;
• выделить необходимый документ;
• занести документ в базу (правая кнопка мыши - Занести в БД или
меню Действия Занести в БД).
Вторым способом можно заносить сразу несколько документов. Для
этого нужно выделить файлы или папки с файлами на вкладке «Файлы» и
скопировать их во вкладку «Содержание» или «Подшивки». Если таким
способом заносится директория с поддиректориями, то они образуют соот-
ветствующие пункты классификатора.
После проставления необходимых атрибутов документов следует вы-
полнить компиляцию базы. Это позволит системе сформировать все поиско-
вые индексы.
Доступ пользователей к базам данных возможен после выполнения
функии «Публикация», т.е. создания копии базы в виде пользовательского
приложения. При этом формируется Директория, содержащая базу данныхи
все необходимые средства доступа. Она является готовым образом для тира-
жирования базы на компакт диске.
Новая версия системы, которая готовится к выпуску, позволит осуще-
ствить публикацию и в Интернете. При этом разработчики предлагают стан-
дартный интерфейс, который может быть изменен пользователем самостоя-
тельно.
Приведем примеры баз данных, которые можно создавать с помощью
системы ведения. Почти все возможные варианты мы можем найти в элек-
троном справочнике «Образование и наука» и на диске «Информационно-
технологическое сопровождение 1С:Предприятия». Прежде всего это тради-
ционные базы типа «Сборник нормативных документов», содержащие тек-
стовые документы, в том числе и такие, которые содержат ссылки на доку-
менты в формате MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Но среди этих баз есть

128
Новые информационные технологии в образовании

и такие, которые содержат встроенную графику - статистика по ЕГЭ, мето-
дические инструкции по ЕГЭ, база «Решения для Образования.
1С:Предприятие». Кроме того, база «Решения для образования» включает
также презентации и демо-версии, которые могу быть запущены непосредст-
венно из базы данных. В качестве примера электронного архива периодиче-
ского издания можно привести базу данных «Советник бухгалтера» на ком-
пакт-диске ИТС для бюджетных организаций.
В практической деятельности учебного заведения можно использовать
указанный программный комплекс для подготовки электронных пособий,
дополненных примерами презентации и демоверсий различных программ,
для решения проблем автоматизации в области документооборота, а также
для облегчения работы преподавателя, т.к. данный программный комплекс
позволяет каждому сформировать свой собственный электронный архив или
электронное учебное пособие. Для создания персонального архива необяза-
тельно приобретать большой программный комплекс – достаточно приобре-
сти электронный справочник «Образование и наука», в состав которого вхо-
дит система ведения персональной базы документов.

Гришанов Е. Н., grishanoven@math.mrsu.ru
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Опыт преподавания программных продуктов фирмы «1С»
студентам-математикам

Развитие информационных технологий, реализация
ФЦП »Электронная Россия» и внедрение электронной цифровой подписи
делают необходимой повсеместную автоматизацию делопроизводства учре-
ждений и предприятий. Среди программных продуктов (ПП) автоматизации
бухгалтерского и складского учета, торговли и др. сфер деятельности пред-
приятия особенно широкое распространение в России получили ПП фирмы
«1С». Этим успехом фирма «1С» обязана прежде всего универсальности
платформ «1С:Предприятие 7.7(7.5)» и «1С:Предприятие 8.0», на основе ко-
торых создан широкий спектр прикладных решений.
Повсеместная и практически одновременная автоматизация огромного
числа предприятий породила острую нехватку как специалистов-внедренцев,
так и специалистов по поддержке экономических и деловых ПП, основанных
на решениях «1С». Этот дефицит во многом связан с тем, что для качествен-

129
Новые информационные технологии в образовании

ного внедрения экономических ПП специалист должен обладать как теоре-
тической базой по экономике и управлению предприятием, так и знанием
математической логики, компьютерной техники, основ программирования.
Но, к сожалению, эти области знания одновременно и в необходимых объе-
мах практически не пересекаются в учебных планах большинства ВУЗов. С
целю решения этой проблемы с 2003 года на математическом факультете
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева создана до-
полнительная образовательная программа «Математик-экономист». Про-
грамма включает в себя два основных раздела:
• математические методы в экономике;
• дисциплины по специальности 060400 «Финансы и кредит».
Изучение экономических ПП фирмы «1С» завершает программу обу-
чения студентов. Несмотря на то, что платформа версии 8.0 постепенно за-
воевывает все большую популярность, платформа версии 7.7 по-прежнему
является основой значительного количества популярных ПП. По этой при-
чине курс по ПП фирмы «1С» разделен на две равные части, посвященные
версиям 7.7 и 8.0. Курс в целом ориентирован на сдачу студентами сертифи-
кационного экзамена «1С:Профессионал» по «1С:Бухгалтерии 7.7» и
«1С:Бухгалтерии 8.0» в авторизованном учебном центре при МГУ
им. Н.П. Огарева. Однако он включает в себя и изучение основ администри-
рования баз данных «1С», встроенного языка программирования, основ
конфигурирования. При изучении конфигурирования основное внимание
уделено работе с механизмами бухгалтерского учета (счетами, проводками).
Механизм регистров из-за недостатка времени рассматривается только как
дополнительный учебный материал.
Практическая часть курса состоит из лабораторных работ, в ходе вы-
полнения которых студенты приобретают навыки:
• установки и настройки информационных баз 1С:Бухгалтерии (в
т.ч. сетевой версии и SQL), настройки сервера ключа защиты;
• установки обновлений конфигурации и форм регламентированной
отчетности;
• настройки учетной политики и ввода начальных остатков по сче-
там бухгалтерского и налогового учета;
• ввода проводок и первичных документов в информационную базу,
отражения в автоматизированном учете производственных опера-

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign