LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

при проведении практических занятий м.б. предложено, например, создать

110
Новые информационные технологии в образовании

папку документов по проблематике ИБ (конституционные положения, зако-
ны РФ, указы Президента РФ, кодексы, постановления Правительства РФ и
других законодательных и исполнительных органов, и т.п.), создать с приме-
нением технологий гипертекста собственный тезаурс основных понятий,
найти ответы на вопросы правоприменения в случае компьютерных преступ-
лений или иных нарушений ИБ (мошенничество с применением ИКТ, нару-
шения авторского и других смежных прав). Таким образом, в процессе тре-
нинга, повышается уровень знаний обучаемых в области ИБ. Подобный
подход может быть использован для проведения деловых игр, сценарий ко-
торых предусматривает оперативный поиск правовой информации для раз-
решения коллизий, связанных с обеспечением ИБ. Для этого могут приме-
няться соответствующие информационные системы, например фирмы «1С».
С помощью инструментария СПС могут быть определены основные
понятия в области информационной безопасности: информация, инфосфера,
информационная инфраструктура, информационная система, информацион-
ный ресурс, информационная безопасность, защита информации, объект и
предмет защиты, цели защиты информации, а также освещены аспекты ИБ:
доступность, целостность, конфиденциальность. Особенно актуально приме-
нение СПС при изучении таких вопросов, как понятие правового обеспече-
ния ИБ; особенности информации как объекта права; государственная поли-
тика РФ в области правового обеспечения; структура государственных орга-
нов РФ, осуществляющих правотворчество и правоприменение в области
ИБ; уровни правового регулирования в сфере ИБ; основные конституцион-
ные и правовые нормы в области информационной безопасности; понятия
банковской, коммерческой и служебной тайны; ответственность за преступ-
ления в сфере компьютерной информации; зарубежное законодательство в
области ИБ; организационно - распорядительные документы, связанные с
защитой сведений конфиденциального характера; стандарты и рекомендации
в области ИБ [4].
Таким образом, СПС могут использоваться в качестве инструментария
для изучения правового обеспечения ИБ, различных аспектов информацион-
ного права. В то же время, проблематика ИБ может использоваться для по-
становки учебных задач на начальных этапах изучения возможностей и ин-
струментария СПС. Такой подход способствует повышению уровня инфор-
мационной подготовки обучаемых, компетентности в вопросах ИБ, инфор-
мационной культуры в целом.

111
Новые информационные технологии в образовании

Литература
1. Вус М. А.. Информационная безопасность для гуманитариев – федераль-
ный компонент // Материалы Всероссийской НПК 17-19.10.02 «Информа-
ционное право: информационная культура и информационная безопас-
ность» – С.-Пб., 2002.
2. Золотарюк А.В., Поляков В.П., Фомичёва Т.Л. Информационная безопас-
ность // Учебно-методический комплекс для студентов «Международного
финансового института XXI века», обучающихся по специальности
03050165 «Юриспруденция». CD-ROM. – М.: Финансовая академия при
Правительстве РФ, 2005.
3. Поляков В.П. Вопросы информационной безопасности в системе инфор-
мационной подготовки // XV конференция-выставка «Информационные
технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции.
Часть II. – М.: БИТ про, 2005.
4. Поляков В.П. Информационная безопасность компьютерных систем //
Программа учебной дисциплины (по выбору) для студентов дневного от-
деления всех специальностей академии. – М.: Финансовая академия при
Правительстве РФ, 2002.

Подымова М. В., podymova@relsoftcom.ru
Российская консалтинговая компания «ВИП Анатех»

Обучение управлению на основе действий с использованием
систем класса ABIS

Современные предприятия существенно отличаются друг от друга по
роду деятельности, специфике производимой продукции или оказываемых
услуг, размеру, формам собственности, структуре и прочим факторам. У ка-
ждого предприятия свои требования к управлению и автоматизации биз-
нес-процессов, которые по мере развития бизнеса существенно меняются.
Программные системы класса ABIS поддерживают стратегические
технологии управления эффективностью деятельности предприятий. Они
позволяют внедрить систему управленческого учета затрат, расчета себе-
стоимости продукции и услуг, бюджетного управления и управления на ос-
нове системы сбалансированных показателей. Все эти технологии ориенти-
рованы на реализацию деловой стратегии предприятия.

112
Новые информационные технологии в образовании

Activity-Based Information System (ABIS) — это класс информацион-
ных систем, основанных на действиях и реализующих методологии ABC
(Activity-Based Costing) / ABM (Activity-Based Management) / ABB (Activ-
ity-Based Budgeting) / BSC (Balanced ScoreCard).
В линейке программных продуктов класса ABIS в настоящий момент
разработаны два программных продукта:
• «1С-ВИПАнатех: ABIS. ABC. Управленческий учет и расчет себе-
стоимости»;
• «1С-ВИПАнатех-ВДГБ: ABIS. BSC. Сбалансированная система
показателей»
В основу конфигурации «1С:ABIS.ABC» положен метод ABC
(Activity-Based Costing) — калькуляция, основанная на действиях. Метод
АВС был предложен Робертом Капланом (Robert S. Kaplan) в конце 80-х
годов и в настоящее время позиционируется как метод, позволяющий наибо-
лее точно определить стоимость и производительность реально протекаю-
щих бизнес-процессов, а также рассчитать фактическую себестоимость про-
дукции (услуг, клиентов, поставщиков).
Используя программную систему «1С: ABIS.ABC» пользователь на
конкретных примерах оперативно обучается технологиям:
• расчета производительности и стоимости действий персонала и
оборудования, а также стоимости бизнес-процессов, как совокуп-
ности действий персонала и оборудования;
• расчета себестоимости конечных объектов затрат (продукции, ус-
луг, клиентов, поставщиков и т.д.);
• определения загрузки структурных подразделений и должностных
лиц;
• определения загрузки оборудования в рамках бизнес-процессов и
структурных подразделений;
• расчета стоимости бизнес-процессов и себестоимости продук-
ции/услуг по заданным сценариям за один расчетный период.
В новой версии программной системы частично используются воз-
можности АВМ-метода — управления, основанного на действиях:
• применение сценарного механизма расчета;
• отслеживание динамики изменения объектов АВС-анализа;
• оценка узких мест возникновения затрат с использованием меха-
низма графического представления полученных результатов.
113
Новые информационные технологии в образовании

В основу конфигурации «1С:ABIS.BSC» положен метод BSC (Balanced
Scorecard) — сбалансированная система показателей.
BSC-концепция отражает расширение информационных возможностей
системы управления путем добавления нефинансовых показателей в систему
измерения результатов деятельности предприятия для достижения целей
управления. Как правило, нефинансовые критерии тесно связаны с ключе-
выми факторами успеха, т.е. со стратегией. Таким образом, сбалансирован-
ная система показателей позволяет увязать стратегию предприятия с текущей
оперативной деятельностью. В процессе формирования сбалансированной
системы показателей цели предприятия, определяемые стратегией, перево-
дятся в показатели системы управления бизнес-процессами.
Постепенно создавая аналитическую BSC-базу данных по степени
достижения поставленных целей в рамках заданных стратегий и перспектив
пользователь программной системы обучается:
• оперативному управлению стратегическим развитием компании;
• проведению расчета фактического достижения целей для выполне-
ния заданных стратегий предприятия на основе отчетных и теку-
щих данных о деятельности предприятия;
• оценке эффективности проводимых мероприятий;
• формированию сбалансированной системы показателей, которая
позволяет наиболее эффективно отслеживать степень достижения
стратегических целей компании;
• построению BSC-диаграмм;
• формированию аналитического отчета BSC-мониторинга в разрезе
стратегий, перспектив, целей и ключевых показателей выполне-
ния.
BSC-подход определяет причины успеха или провала, а также выявля-
ет области для улучшения. Хорошо сбалансированная система показателей
оценки деятельности является стратегическим оружием в конкурентной
борьбе и инструментом для выработки индивидуальной конкурентоспособ-
ной стратегии поведения на рынке.

Литература
1. Р.Каплан, Д.Нортон. Сбалансированная система показателей. ЗАО
«Олимп-Бизнес», М., 2003.

114
Новые информационные технологии в образовании

2. В.А. Ивлев., Т.В. Попова. ABC/ABM/ABB методы и системы. – М.: 1С-
Паблишинг, 2004.
3. В.А. Ивлев., Т.В. Попова. ABIS. Информационные системы на основе дей-
ствий. М., «1С-Паблишинг», 2005.

Пущин В.С.
Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов

Основы авторского права в учебном процессе ВУЗа

1. НП ППП — общественная организация, основанная в 2000г. и объе-
диняющая разработчиков и поставщиков программного обеспечения. На се-
годняшний день НП ППП насчитывает около 250 членов из 60 регионов РФ
и является самой многочисленной общественной организацией российского
ИТ-рынка.
Основными целями и задачами Партнерства являются содействие формиро-
ванию цивилизованного рынка программной продукции и защита авторского права
производителей программной продукции, информационных ресурсов и технологий. В
сферу интересов партнерства входят общие проблемы отношения государства к ин-
теллектуальной собственности, компьютерное пиратство и вопросы подготовки спе-
циалистов. По этим направлениям партнерство активно работает, исходя из своего
видения роли и места общественных организаций во взаимоотношениях государства,
бизнеса и общества.
Очевидно, что на сегодня вопросы компьютерного пиратства для нас
имеют первостепенное значение.
НП ППП, как общественная организация, считает также важным уде-
лять особое внимание методической и методологической поддержке практи-
ческой работы всех, кто занимается защитой интеллектуальной собственно-
сти. НП ППП с начала своей деятельности аккумулирует информацию по
правовым вопросам в области борьбы с компьютерным пиратством, опыту
взаимодействия с властью и силовыми структурами. НП ППП совместно с
МВД РФ выпускает методическую брошюру Ошибка! Недопустимый объ-
ект гиперссылки. Издание предназначено для членов Партнерства, а также
осуществляется его рассылка по региональным подразделениям МВД и дру-
гих правоохранительных органов и использование в ряде образовательных


115
Новые информационные технологии в образовании

мероприятий НП ППП. Для облегчения работы по квалификации правона-
рушений мы начали регулярное издание справочника цен на основную про-
дукцию членов нашего партнерства. Активно ведется работа по передаче
накопленного материала в учебные заведения подготовки и переподготовки
кадров для МВД.
Агитационная работа является важной составляющей деятельности
НП ППП. Через публикации в СМИ, специальные PR-акции, выступления на
профильных мероприятиях сотрудники Партнерства разъясняет как специа-
листам, так и самому широкому кругу пользователей необходимость соблю-
дения авторских прав, социальную значимость противодействия компьютер-
ному пиратству, правовую базу в области защиты интеллектуальной собст-
венности. Мы провели конкурс плакатов, конкурс статей в СМИ, разработа-
ли специальный агитационный ролик «Так гласит закон», развиваем наш
сайт www.appp.ru и активно используем эти наработки как эффективное
средство пропаганды.
2. При анализе состояния дел мы используем собственную классифи-
кацию по видам компьютерного пиратства – «лоточники» (розничные и мел-
кооптовые распространители контрафактных дисков), «интернетчики» (рас-
пространяют нелицензионное ПО по телекоммуникационным каналам),
«черные» внедренцы (выполняют заказы на установку и настройку нелицен-
зионного ПО на предприятиях и у частных лиц), «предустановщики» (про-
давцы компьютеров с предустановленным нелицензионным ПО), «популяри-
заторы» (нелегальные распространители литературы и документации к ПО).
Ситуация с активностью этих групп и распространенностью разная,
причем ситуация меняется достаточно динамично. В целом мы можем отме-
тить небольшое сокращение количества «лоточников» на улицах крупных
городов, но вместе с тем отмечается рост более скрытных и плохо поддаю-
щихся контролю со стороны правоохранительных органов видов правонару-
шений, связанных с деятельностью «интернетчиков» и особенно «черных
внедренцев». Несмотря на то, что Партнерство не считает своей приоритет-
ной задачей привлечение «пиратов» к уголовной ответственности, за год при
участии наших партнеров возбуждается и в большинстве случаев доводится
до суда порядка двух сотен уголовных дел.
3. Имея немалый опыт участия в уголовных процессах мы накаплива-
ем определенную статистическую информацию как о характере правонару-
шений, так и о личности осужденных.

116
Новые информационные технологии в образовании

По нашим наблюдениям, значительная часть оказывающихся на ска-
мье подсудимых – это студенты старших курсов ВУЗов и их вчерашние вы-
пускники. Особенно велик процент учащихся среди так называемых «чер-
ных» внедренцев. Объяснения этому найти не сложно. Как было отмечено
выше, пиратство принимает более скрытые и закамуфлированные формы, и в
целом квалификация нарушителей должна расти. С одной стороны, студенты
уже приобрели достаточные навыки в области информационных технологий
и способны установить, настроить и сопровождать несложное системное и
прикладное ПО, с другой стороны, у них отсутствует, как правило, еще опыт
работы в профессиональных коллективах, не выработались нормы поведения
в деловой среде, они обычно не имеют стабильной работы и нуждаются в
средствах.
Говоря о преступности среди студентов и выпускников технических
ВУЗов нельзя не отметить, что в 2004-2005 г.г. в связи с незаконным распро-
странением программной продукции членов НП ППП привлекались к ответ-
ственности студенты и МГУ, и МАИ, и еще ряда технических и естественно-
научных факультетов ведущих ВУЗов. Вероятно, есть повод задуматься, по-
чему квалифицированные молодые специалисты попали на скамью подсуди-
мых?
Среди факторов, способствующих формированию искаженного пред-
ставления о ненаказуемости за подобные виды нарушений, стало, по призна-
нию некоторых фигурантов, например, царящее в общежитиях и кампусах
либертарианское отношение к интеллектуальной собственности: ПО стоимо-
стью в несколько тысяч долларов спокойно кочует из комнаты в комнату, с
компьютера на компьютер. При этом привлеченные к ответственности недо-
умевают: «В чем я провинился? Ведь у нас многи этим занимаются!?»
Надо признать, у студентов всегда существует необходимость «поиг-
рать» с тем или иным (пусть даже и дорогим) программным обеспечением –
речь в данном случае идет о своеобразном процессе самообразования. И
крупные разработчики ПО со своей стороны стараются учесть эти образова-
тельные потребности: образовательным учреждениям предлагаются специа-
лизированные программы лицензирования, многие ВУЗы становятся автори-
зованными учебными центрами, например, только у фирмы «1С» по стране
договоры об использовании ПО в учебном процессе заключены более чем с
1000 ВУЗами.
Но совершенно недопустимо, когда молодые люди пытаются зарабо-

117
Новые информационные технологии в образовании

тать на распространении контрафактного ПО.
Указанные негативные тенденции укрепили убежденность членов НП
ППП в необходимости уделять больше внимания правовому просвещению в
области интеллектуальной собственности среди студентов.
4. Вот лишь некоторые цели, которые мы преследуем, добиваясь вве-
дения (или углубления, там где они уже есть) курсов в части преподавания
основ ИС в технических ВУЗах.
Во-первых, это повышение общей правовой культуры молодых спе-
циалистов и ученных в духе уважения к результатам интеллектуального тру-
да как чужого, так и своего, с учетом приводившихся фактов –исключение
случаев привлечения к ответственности студентов и аспирантов. Более гло-
бальная задача – формирование профессиональной этики IT-специалистов
применительно к процессам разработки, распространения и внедрения про-
граммных продуктов и других высокотехнологических разработок – это тот
пласт взаимоотношений, который не подлежит (да и не нуждается) в жест-
ком правовом регулировании.
Не менее важно для молодых специалистов с практической точки зре-
ния рассмотрение прикладных проблем вовлечения объектов интеллектуаль-
ной собственности в экономический оборот. Студенты и выпускники всту-
пают в экономические отношения в различных ипостасях: кто-то становится
штатным программистом компании, кто-то наоборот выступает в роли заказ-
чика проекта или даже работодателя.
Надо знать не только о том, как уберечься от юридической ответст-
венности, но и как решить практические вопросы защиты своих разработок, с
целью минимизации затрат на приобретение лицензионного ПО желательно
хорошо разбираться во всех нюансах схем лицензирования, предлагаемых
вендорами.
Еще одна цель – профессиональная ориентация специалистов, привле-
чение научных интересов молодых ученых к области обеспечения соблюде-
ния и защиты прав интеллектуальной собственности. В ближайшее время
будут востребованы, по нашему мнению, специалисты в смежных областях,
так или иначе связанных с обеспечением соблюдения прав ИС, в частности,
менеджеры по централизованным закупкам и управлению лицензиями на ПО
в компании, эксперты в области сертификации и экспертиз информационных
систем и технологий, в том числе эксперты по судебным компьютерно-
техническим экспертизам.

118
Новые информационные технологии в образовании

Первым шагом для реализации этих целей стало совместное с Интер-
нет-Университетом Информационных Технологий (www.intuit.ru) участие в
проекте по разработке курса и одновременное издание учебного пособия
«Интеллектуальная собственность для IT-специалистов». Сейчас на сайте
intuit.ru в свободном доступе выложен полный курс, и любой желающий,
зарегистрировавшись, может пройти тестирование. Там же можно заказать и
бумажную версию пособия.
В настоящее время налаживается сотрудничество с образовательными
учреждениями, находящимися в структуре МВД и ФСБ. Но более всего мы
нацелены на развитие связей и с «гражданскими» ВУЗами, поскольку наша
задача не столько рассказать о схемах привлечения к ответственности нару-
шителей (в этом у нас накоплен большой опыт), сколько повысить правовую
культуру молодых специалистов и помочь им избежать многих рисков как в
плане защиты своей интеллектуальной собственности, так и в плане возмож-
ных претензий контрагентов и правообладателей. В разработанном при на-
шем участии курсе рассматриваются такие вопросы, как объем правомочий
владельцев экземпляров ПО, в т.ч. сред разработки, SDK, разновидности
подрядных договоров, возможности по подтверждению принадлежности
прав и авторства, определение ПО как элемента состава имущества органи-
заций, а также еще ряда прикладных правовых проблем.
В настоящее время мы готовы представить свои наработки кафедрам
правовой защиты информации и аналогичными подразделениями ВУЗов, и
одновременно хотели бы собрать критические замечания и предложения с
целью их дальнейшего совершенствования.
Контактная информация НП ППП
Сайт: www.appp.ru, e-mail: appp@appp.ru

Романычев И.В.
1С-Учебный центр №2

Использование конфигурации «1С:Зарплата и Управление
Персоналом 8.0» в учебном процессе

С выходом на рынок в 2004 году нового массового программного про-
дукта «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0» открылись новые воз-
можности автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предпри-
ятий. В первую очередь, помимо уже привычной автоматизации учета опла-

119
Новые информационные технологии в образовании

ты труда и расчетов с персоналом, а также регламентированного «извне»
(действующим законодательством РФ) учета кадров, следует отметить
управленческую направленность настоящего программного решения. Типо-
вая конфигурация «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0», являющаяся
неотъемлемой частью комплекта поставки программного продукта, без до-
полнительной адаптации и модернизации способна решать задачи, связанные
скорее не просто с автоматизацией отдельных участков учетной работы, что
выражается обычно в регистрации исторической информации, то есть уже
свершившихся фактов в хозяйственной жизни предприятия, но позволяет
автоматизировать бизнес-процессы компании, относящиеся к такой обшир-
ной предметной области как управление персоналом (в функциональном и
организационном аспектах). Соответственно расширяется и круг специали-
стов, которым должно ознакомиться с настоящим программным продуктом и
научиться использовать его возможности в целях достижения устанавливае-
мых целей и решения формулируемых задач.
При разработке учебных курсов и организации обучения в целом не-
обходимо учесть, как минимум, следующие аспекты: кого и для чего плани-
руется обучать; чему и как обучать; какие сопутствующие факторы могут
осложнить либо облегчить учебный процесс.
Целевая аудитория может включать в себя: менеджеров всех уровней
управления, работников кадровой службы, работников бухгалтерской служ-
бы, а, кроме того, специалистов фирм 1С:Франчайзи, занимающихся внедре-
нием и сопровождением программного решения «1С:Зарплата и Управление
Персоналом 8.0». Поскольку перечисленные выше представители целевой
аудитории участвуют в различных бизнес-процессах, то при разработке
учебных программ необходимо обеспечить релевантность информации. Тем
не менее, каждая самостоятельная программа обучения должна содержать
общую информацию о программном продукте, включая изучение способов
взаимодействия пользователя с программным решением (изучение интер-
фейса).
При обучении слушателей, использующих в реальной работе про-
грамму «1С:Зарплата и Кадры 7.7» можно дать обзор новых возможностей и
преимуществ программы «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0» по
сравнению с эксплуатируемым программным решением.
Целесообразно разрабатывать учебные программы (практические за-
нятия) по следующим процессам (участкам учета):

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign