LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


90
Новые информационные технологии в образовании

перед ним профессиональные задачи, эффективно используя компьютерные
технологии.
Приход технологии на смену традиционной методике безусловно спо-
собствует усилению эффективности учебного процесса. Технология привно-
сит качественные изменения в педагогический процесс, однако, это не означает,
что обучение с применением технологии гарантировано лучше, эффектив-
ней, качественней. Технологии могут быть устаревшими или направленными
на развитие только одного компонента образования.
Любая педагогическая технология по мнению Селевко Г.К. должна
удовлетворять следующим критериям:
• Концептуальность;
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость

Основные принципы методики обучения ИТ
Обучение обязательно ведется в контексте будущей профессиональной
деятельности, когда любая решаемая задача отражает одну из сторон буду-
щей профессии.
• Обучение является системным и опирается на единую информаци-
онную модель, например, на систему документооборота, которая
является отражением информационных потоков предприятия.
• Обучение ведется в тесном взаимодействии с другими учебными
дисциплинами
• Обучение является интенсивным, личностно-ориентированным и в
основном рассчитано на самостоятельную работу студентов.
• При выборе профессионального программного обеспечения для
обучения учитывается популярность программ в данный момент, а
также соответствие программного обеспечения современному
уровню развития информационных технологий и возможные
тенденции его развития в будущем.
В настоящее время в сфере экономики в нашей стране наибольшей по-
пулярностью пользуются программы систем 1С:Предприятие, Project expert,
что и определяет широкое использование данных программ в учебном про-


91
Новые информационные технологии в образовании

цессе.
При обучении функциональным прикладным программным продук-
там, к которым относятся, в частности, бухгалтерские программы, можно изу-
чать отдельно бухгалтерский учет и отдельно работу с программным продук-
том, или изучать сразу бухгалтерский учет с использованием той или иной бух-
галтерской программы. Оба подхода успешно могут быть реализованы. Но
возникают проблемы, связанные с наличием преподавательских кадров, спо-
собных воплотить в жизнь цели и задачи такого подхода к обучению, а также
с отсутствием учебно-методического и материально-технического обеспечения.
К сожалению, большая часть преподавателей бухгалтерского учета не облада-
ют необходимыми навыками работы на компьютере и материально не заинте-
ресованы в этом в силу различных причин. В свою очередь, преподаватели
компьютерных дисциплин не очень хорошо знают бухгалтерский учет. Отсюда
возникает проблема наличия квалифицированных кадров по информационным
дисциплинам и дисциплинам автоматизации бухгалтерского учета.

Шампанер Г. М.
Алтайский государственный университет

Использование корпоративно-информационных систем (КИС) в
учебном процессе

Корпоративная информационная система (КИС) «1С:Предприятие»
является универсальной системой автоматизации деятельности и предпри-
ятия, и учебного учреждения. Собственно КИС «1С:Предприятие» представ-
ляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирова-
ния различными типами объектов предметной области. Конкретный набор
объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки ин-
формации определяет конкретная конфигурация. Конфигурация обычно по-
ставляется фирмой «1С» в качестве типовой для конкретной области приме-
нения, но может быть изменена, дополнена пользователем системы, а также
разработана заново.
В статье рассматривается компьютерное пособие по курсу «Оптика»,
разработанное на основе КИС для студентов физико-технического факульте-
та, кафедры Общей физики Алтайского государственного университета. Оно
состоит из следующих блоков:

92
Новые информационные технологии в образовании

• Блок аутентификации
• Блок обучения
• Блок управления учебным материалом (блок администрирования)
• Блок тестирования
• Блок формирования оценок и отчетности
Блок аутентификации определяет при входе в систему по логину и
паролю пользователя и направляет его в соответствующий модуль системы.
Блок обучения представляет собой совокупность теоретического ма-
териала по курсу «Оптика» для студентов физико-технического факультета.
Блок управления учебным материалом позволяет представлять тео-
ретический материал в различных формах, включая графические и интерак-
тивные объекты.
Блок тестирования позволяет создавать и редактировать задания,
присваивать им различные атрибуты. На каждый вопрос имеется несколько
вариантов ответов, среди которых есть правильный. При прохождении теста
студент получает оценку, которая заносится в отчет.
Блок формирования оценок и отчетности предназначен для фикса-
ции результатов прохождения тестов каждого студента и позволяет просмот-
реть их в виде отчета.
Рассмотрим более подробно следующие основные блоки: блок обуче-
ния и блок тестирования.
Корпоративно-информационная система представляет собой возмож-
ность организовывать процесс обучения в системе «клиент/сервер». Исходя
из этого, достаточно на сервере установить сетевую версию КИС
«1С:Предприятия» и установить рабочую конфигурацию компьютерного
пособия. В конфигурации компьютерного пособия хранится база данных,
интерфейс – для редактирования в базе данных.
Когда пользователь заходит в корпоративно-информационную систе-
му, он выбирает информационную базу компьютерного пособия и активизи-
рует блок аутентификации, т.е. определения того, кто именно требует входа
и какие он имеет права. В конфигурации компьютерного пособия преду-
смотрены два вида пользователей: администратор и студент.
Администратор – имеет полномочия редактировать базу данных, соз-
давать и удалять из нее данные, редактировать тесты и теоретический мате-
риал. А также имеет возможность пополнять базу данных новыми вопроса-
ми, теоретическим учебным материалом и другими элементами.

93
Новые информационные технологии в образовании

Студент – заходя под своей учетной записью имеет возможность
пройти полный курс обучения по «Оптике» и проверить свои знания посред-
ством теста.
При создании конфигурации для каждой учетной записи задается свой
интерфейс компьютерного пособия, отражающий возможности каждой учет-
ной записи. Такая гибкость КИС 1С:Предприятия позволяет за считанные
минуты создавать любые интерфейсы компьютерного пособия, отражающие
потребности преподавателей и обучаемых.
Блок аутентификации при введении пары логин / пароль ищет в базе
пользователей, где есть такая запись. При нахождении такого пользователя,
модуль конфигурации проверяет его принадлежность к типу пользователя и
перенаправляет пользователя на соответствующий ему интерфейсный мо-
дуль, где ему будут доступные его правам инструменты и разделы.
Если логин или пароль введены неправильно или такой пользователь в
базе не существует, то конфигурация компьютерного пособия загружаться не
будет и будет выведено сообщение об ошибке.
В блоке «Обучение» студенты могут пройти обучение по всем раз-
делам курса «Оптика». После запуска конфигурации под логином «Студент»
появится титульная форма, где можно выбрать соответствующий раздел.
Последующие подразделы выбираются посредством кнопки «Показать»:
При работе с курсом как у преподавателя, так и у обучаемого, есть
свои задачи. Задача преподавателя заключается в том, чтобы:
• занести списки учащихся, участвующих в процессе обучения, то
есть чтения лекционного материала и дальнейшей проверки зна-
ний в виде теста;
• составить список вопросов для тестирования и ввести их в соответ-
ствующую таблицу, а также ответы на них и правильные и непра-
вильные ответы;
• присвоить каждому из участвующих в тестировании пароль;
• установить время прохождения теста на каждую из тем.
Задача обучаемого состоит в том, чтобы:
• правильно зарегистрироваться для прохождения тестирования;
• прочитать лекционный материал;
• ответить на поставленные вопросы для каждой из тем, выбранной
для прохождения теста, за отведенное преподавателем на неё вре-

94
Новые информационные технологии в образовании

мя.
Электронное учебное пособие делится на 2 блока, взаимосвязанных
между собой: лекционный материал и проверка знаний в форме теста.
Начало работы разработанного пособия зависит от того, кто его запус-
кает: преподаватель или тестируемый.
В первом случае пользователь заполняет базу данных, которая в рабо-
те представлена как:
• названия тем (главы по оптике);
• вопросы, соответствующие главам;
• правильные и неправильные ответы на вопросы;
• установление времени, которое будет отведено на прохождение
теста;
• заполнение таблицы тестируемых с присвоением для каждого ин-
дивидуального пароля.
При запуске учебного пособия тестируемым появляется вводное окно
с названием дипломной работы: «Компьютерное пособие на базе КИС
«1С:Предприятие 7.7» по курсу «Оптика». На нем есть 2 кнопки: «Закрыть»,
нажав которую произойдет выход из системы, и «Далее», после нажатия ко-
торой появится окно, где: выбирается из списка тестируемых один из уча-
щихся, вводится его пароль, глава для прохождения теста, и находится кноп-
ка «Лекции». Нажав эту кнопку, появится другое окно с названием изучаемо-
го предмета («Оптика»), кнопками с названием глав, кнопками открытия
лекционного материала выбранной главы и кнопкой, завершающей изучение
предмета оптики. При нажатии кнопки одной из глав справа появится содер-
жание темы, а кнопки «Показать», появляется окно с лекционным материа-
лом: текстом и иллюстрациями.
Администратор имеет право редактировать базу данных, вносить но-
вых студентов, вносить вопросы и ответы для теста, вносить учебный мате-
риал:
В этом блоке администратор может:
1. Редактировать теоретический учебный материал:
2. Создавать логины студентов:
3. Создавать, добавлять, изменять вопросы к тестам:
3. Создавать, добавлять, изменять вопросы к тестам
Конфигурация компьютерного пособия работает с учебным материа-
лом любой структуры и предметной области, позволяя представить теорети-

95
Новые информационные технологии в образовании

ческий материал в различных формах, включая графические и иные элемен-
ты. Учебные материалы иерархически располагаются в дереве разделов и
могут быть представлены как в виде внутренних документов, так и в виде
внешних файлов формата ert.
Администратор, в роли которого может быть преподаватель, может
создавать и редактировать задания и присваивать им различные атрибуты.
Возможно создание шаблонов тестов не только как фиксированного набора
заданий, но и как совокупности критериев их выбора. Тест автоматически
формируется случайным выбором из базы данных. Таким образом, для каж-
дого студента формируется уникальный тест, что позволяет обеспечить воз-
можность объективного оценивания уровня знаний.
После входа в конфигурацию под именем «Администратор», появля-
ется окно, где в соответствующем верхнем меню «Тесты» можно найти такие
разделы для редактирования, как «Редактор тестов», «Тестируемые» и «Ре-
зультаты тестов». В «Редакторе тестов» пользователь, будь то преподаватель
или, помогающий ему в проведении тестирования, системный администра-
тор, может без каких либо усилий или сложностей набрать нужный список
тем тестов, соответствующих им вопросов, ответов, а также правильность и
неправильность каждого из вариантов ответов (в таблице это определяется
как «верный» - «неверный»). Список может быть любого размера; он может
обновляться, дополняться; вопросы или ответы могут быть заменены, если
какой-то из вариантов не устраивает преподавателя. Открыв меню «Тести-
руемые», появится таблица со списком студентов, где каждому можно при-
своить пароль для возможности прохождения тестирования. Меню «Резуль-
таты тестов» позволяют преподавателю просмотреть, какой студент, когда и
на какую оценку прошел тот или иной тест.
Организация заполнения базы данных очень проста. Любой пользова-
тель, имеющий хоть какие-то навыки работы на компьютере и с OC MS
Windows, может легко заполнить свою базу данных для прохождения тестов
другими людьми (друзьями, другими студентами и даже преподавателями,
которые захотят проверить свои знания).
Мы рассмотрели случай, когда вход в систему был произведен под
именем «Администратор». При входе в систему под именем «Тестируемый»
(для этого пароль на этом этапе работы с системой тестирования не нужен) в
верхнем меню «Тестирование» появится подменю «Пройти тестирование».
После нажатия на него курсором мыши, на экране монитора появится окно

96
Новые информационные технологии в образовании

«Система тестирование на основе КИС «1С:Предприятие 7.7». Если студент
передумал, то он ещё может нажать внизу окна на кнопку «Закрыть», и рабо-
та системы тестирования будет завершена. В том случае, если студент
желает продолжить, ему следует нажать на кнопку «Далее», и перед
ним появится новое окно. В левой верхней ячейке студент выбирается себя
из списка, который был ранее заполнен преподавателем в таблице «Тести-
руемые». В правой верхней ячейке студент вводит данный ему преподавате-
лем или системным администратором пароль для выбора темы тестирования
(для каждого студента в базу занесен свой пароль) и нажать на кнопку
«Вход». Если пароль не соответствует студенту, то внизу появляется сооб-
щение «я все расскажу администратору». Если же идентификация прошла
успешно, то в ячейке, которая находится под ячейкой «Тестируемый», сту-
дент выбирает тему тестирования, например, «Оптика», и, наведя курсор
мыши, нажимает на кнопку «Начать тестирование». Сразу же появляется
список вопросов в большой ячейке. Чтобы ответить на предлагаемые вопро-
сы (выбрать один из вариантов ответов на каждый из предложенных вопро-
сов), необходимо навести курсор мыши на вопрос и дважды на него нажать.
Тогда в нижней ячейке, нажав справа на стрелку,
появится несколько вариантов ответов, из которых и надо выбрать
правильный. В процессе прохождения теста можно поменять ответ на какой-
нибудь вопрос, но при этом надо учитывать, что время на прохождение теста
ограничено преподавателем. Его течение можно наблюдать внизу окна. Как
только время, отведенное на тест, кончится, вопросы блокируются, и на них
ответить уже будет нельзя.
Когда ответы на вопросы выбраны или кончилось время, надо нажать
на кнопку «Подтвердить», и появится другое окно, в котором можно посмот-
реть: тему теста, участника теста, сколько всего вопросов, сколько правиль-
ных ответов и оценку по пятибалльной шкале. Если результат просмотрен,
окно следует закрыть, и можно выбрать другую тему тестирования или ещё
раз пройти ту же тему (например, «Оптика»), но уже с другими вопросами. В
том случае, если все вопросы в базе данных на одну тему теста пройдены, то
внизу появляется сообщение «все вопросы пройдены». В этом случае следу-
ет либо выбрать другую тему тестирования, либо нажать на кнопку «За-
крыть», и будет произведен выход из системы тестирования.
Результаты тестирования всех студентов заносятся в единый журнал,
который позволяет более детально рассмотреть результаты тестирования:

97
Новые информационные технологии в образовании

А при тестировании студента выдается отчетная ведомость прохожде-
ния теста.

Аверина И. Н., inaverina@bstu.by
Брестский государственный технический университет

Об опыте обучения студентов-бухгалтеров конфигурированию
«1С»

Полная гармония – бухгалтер не хочет, программисту и не
надо.
Следуя образовательным стандартам Республики Беларусь специаль-
ностей БУАиА и ФиК, в БГТУ в ряде компьютерных дисциплин у студентов
формируются знания и методики автоматизации бухгалтерского учета. При
этом в процессе обучения обязательно подчеркивается, что автоматизация
учетного процесса не только обеспечивает ряд общеизвестных преимуществ,
но частично изменяет и саму методику бухгалтерского учета, а также изме-
няет роль бухгалтера в учетном процессе. Кроме того, каждая программа
автоматизации учета имеет свои особенности отражения учетных данных, и
бухгалтер вынужден следовать тем методикам учета, которые заложены в
программе. В частности, можно перечислить следующие особенности авто-
матизированной формы учета:
• регистрация в базе данных всех первичных входящих и исходящих
документов в электронном виде с параллельным формированием
соответствующих проводок;
• однократный ввод информации в систему;
• автоматическое обобщение и группировка информации;
• высокая аналитичность расчетов;
• переход журналов-ордеров из формы регистрации учетной инфор-
мации в выходные формы контрольно-аналитического назначения;
• возможность накопления информации на дополнительных заба-
лансовых счетах;
• ускорение процесса оформления и обработки хозяйственных опе-
раций, сокращение процесса формирования бухгалтерской отчет-
ности и, следовательно, сокращение отчетного периода. В случае
необходимости, баланс, например, можно по запросу формировать

98
Новые информационные технологии в образовании

ежедневно, еженедельно.
• возможность доработки выходных форм отчетов, исходя из по-
требностей предприятия.
Автоматизация бухгалтерского учета видоизменяет роль и обязанно-
сти бухгалтера в учетном процессе. Акценты в работе бухгалтера смещаются
с учетно-расчетных работ в сторону аналитической деятельности. При авто-
матизации в обязанности бухгалтера вменяется и строгая ответственность за
корректность и сохранность введенных данных, и строгое следование раз-
граничению прав, обязательное углубленное изучение возможностей про-
граммы, а также повышение эффективности труда при помощи выработки
рациональной технологии электронной обработки учетной информации.
Иначе, автоматизация бухгалтерского учета может обернуться «псевдоавто-
матизацией» и не только не приносить пользу, но и снижать производитель-
ность учетного труда из-за множества ошибок в базе данных и необходимо-
сти параллельного ведения учета на бумаге.
В условиях автоматизированного ведения учета бухгалтер должен
принимать непосредственное участие в создании и внедрении проектов,
формулировать проектные решения и выделять особенности обработки и
контроля информации. В ситуации нестабильности законодательства, бух-
галтеру очень часто приходится выступать в роли постановщика задачи для
внесения изменений в программу. Порой, несмотря на профессиональное
владение предметной областью, бухгалтеру сформулировать задачу для про-
граммиста очень сложно. Здесь, во-первых, сказывается незнание возможно-
стей платформы программирования, то есть, что можно сделать для развития
программы, а что – в принципе нет; во-вторых, поверхностное владение про-
граммным обеспечением, незнание специальной терминологии; в-третьих,
присутствие порой комплекса неполноценности перед программистами и т.п.
С целью развития практических компетенций будущих бухгалтеров и
финансистов в области современных информационных технологий для сту-
дентов специальностей БУАиА и ФиК два года назад в учебные планы БГТУ
были введены: в 8-м семестре факультативный курс общим объемом 50 ча-
сов по изучению типовых конфигураций 1С: Предприятия 7.7 и в 9-м семе-
стре факультативный курс такой же продолжительности по изучению воз-
можностей конфигурирования 1С. Такое нововведение позволило все учеб-
ное время этих дисциплин посвятить полноценному изучению самого попу-
лярного среди бухгалтеров программного продукта, а не поверхностному

99
Новые информационные технологии в образовании

обзорному знакомству с возможностями программы, как если бы это было в
рамках других курсов. Организация изучения основ конфигурирования 1С
стала возможной, благодаря:
• непрерывной компьютерной подготовке студентов-экономистов (9
компьютерных дисциплин за 9 семестров) и преемственности этих
компьютерных дисциплин в БГТУ;
• изучению основ построения реляционных баз данных в курсе
«Технологии организации, хранения и обработки данных»;
• изучению основ алгоритмизации в Visual Basic и программирова-
ния в Visual Basic for Application на 1 – 3 курсах;
• усвоению принципов работы в типовых конфигурациях 1С на
предшествующем факультативе.
Чтение лекций по конфигурированию непременно организовывалось с
использованием мультимедийного проектора, лабораторные занятия прохо-
дили в режиме работы каждого студента со своей персональной информаци-
онной базой. В ходе лабораторных рассматривалась специально разработан-
ная постановка задачи. Студенты изучили администрирование и настройку
пользовательских интерфейсов, освоили принципы использования Синтакс-
Помощника. В ходе курса, помимо изучения основных объектов метаданных
и возможностей их создания, рассматривались вопросы обеспечения удобств
в интерфейсах, как, например, организация многостраничных форм элемен-
тов справочников, журналов документов, расширение функций с помощью
внешних обработок, например, для загрузки данных в справочник из тексто-
вого файла. Конечно, лабораторный практикум предлагал множество образ-
цов для изучения и примеров модулей для использования, а не содержал
только задачи для самостоятельного программирования, как если бы этот
курс был поставлен для студентов прикладных специальностей. Акценты в
изучении были сделаны на возможность организации удобств для работы
бухгалтера в будущей конфигурации. Несмотря на программистскую на-
правленность изучаемого материала, результаты итогового анкетирования
показали высокую профессиональную заинтересованность студентов в полу-
чении подобного рода знаний.
Изучение бухгалтерами возможностей конфигурирования позволит им
в своей будущей деятельности, во-первых, оценивать трудоемкость и вре-
менные затраты на реализацию поставленных задач, а также способствовать


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 40)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign