LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3
Конечно, и число научных работ, и число печатных листов являются очень услов-
ными измерителями результатов научной деятельности. Тем не менее, они до сих пор,
к сожалению, фигурируют в большинстве нормативных материалов. Более правиль-
ным представляется использование комплексных оценок – см. раздел 2.1 настоящей
работы.
32
Таким образом, основными особенностями научных проектов являются:
некоммерческая направленность, неопределённость результатов, продолжи-
тельные сроки реализации, трудность оценки как планируемых, так и фактиче-
ских результатов реализации проектов, необходимость комплексного охвата
предметных областей и организации информационного обмена, отсутствие
аналогий в ретроспективе, узкая специализация участников.


1.3. Специфика научных проектов в ВУЗе
и модель системы управления научными проектами

Одной из основных задач ВУЗа является организация и проведение фунда-
ментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на ре-
шение научных или прикладных проблем и совершенствование профессио-
нального образования студентов.
Цели научной деятельности ВУЗа предлагается распределить по трем ос-
новным группам:
а) Теоретические (научные): проведение исследований по перспективным
направлениям развития науки и техники в сфере деятельности надсистемы и
ВУЗа;
б) Прикладные:
– разработка научных (научно-технических) проблем в сфере деятельности
надсистемы и образовательном процессе ВУЗа;
– совершенствование и развитие исследовательской и опытно-
экспериментальной базы научной и образовательной деятельности;
в) Образовательные:
– подготовка научных и научно-педагогических кадров;
– повышение научной квалификации научно-педагогического состава (про-
фессорско-преподавательский состав и научные работники);
– обучение студентов основам научной и научно-технической деятельно-
сти.
Научная деятельность ВУЗа организуется и осуществляется на плановой
основе и является должностной обязанностью научно-педагогического состава,
докторантов и аспирантов.
Основной формой организации научной деятельности ВУЗа являются на-
учные проекты, которые могут быть классифицированы по таким основаниям,
как уровень и структура разрабатываемых проблем, предметная направлен-
ность, состав участников, тип заказчика, характер финансирования и время
выполнения (см. таблицу 1.9).




33
Таблица 1.9. Классификация научных проектов в ВУЗе

Основания классификации Типы научных проектов в ВУЗе
п\п
1 Теоретический уровень
Фундаментальные Прикладные
разрабатываемых проблем
2 Структура разрабатывае-
Тематические Комплексные
мых проблем
Предметная Проблемы развития Совершенствование профес-
3
направленность научных направлений сионального образования
1. Факультетов
2. Кафедр
4 Состав участников МежВУЗовские Вузовские 3. Научных подразделе-
ний
4. Индивидуальные
Заказные:
5 Тип заказчика 1. От надсистемы Поисковые
2. От внешних организаций
6 Характер финансирования Бюджетные Хоздоговорные
Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные
7 Время выполнения
(5 и > лет) (3 – 5 лет) (1 – 3 года)

Процесс реализации научных проектов в ВУЗе имеет ряд особенностей,
основными из которых являются следующие [126]:
– специфическая иерархическая структура системы управления научной
деятельностью ВУЗа;
– приоритетность в реализации научных проектов по заказу надсистемы
(например, Минобразования или другого ведомства в случае отраслевых
ВУЗов);
– некоммерческий характер и бюджетное финансирование большинства
научных проектов;
– значительная степень внешней неопределённости в определении целей
реализации долгосрочных и среднесрочных научных проектов, а также в со-
держании требований надсистемы по структуре и содержанию подготовки спе-
циалистов;
– распределение большей части научного потенциала по учебно-научным
подразделениям (факультет и кафедра).
Перечисленные особенности характерны, в первую очередь, для государ-
ственных ВУЗов. В негосударственных ВУЗах основным результатом реализа-
ции научных проектов, как правило, является совершенствование учебного
процесса. Кроме того, в негосударственных ВУЗах обычно меньшее внимание
уделяется фундаментальным исследованиям, а больший акцент делается на
коммерческих прикладных научных проектах, которые могут рассматриваться
как инновационные проекты [55, 56].
Основной целью управления научными проектами в ВУЗе является обеспе-
чение требуемого уровня качества результатов при фиксированных (изменяю-
щихся) параметрах социального заказа на подготовку специалистов и основных
видов ресурсного обеспечения ВУЗа (материально-техническое, финансовое,


34
организационное, кадровое, научно-методическое, нормативно-правовое и ин-
формационное).
Для реализации научных проектов, в рамках организационно-штатной
структуры ВУЗа формируется система управления научными проектами ВУЗа
(далее – СУНП) (см. рисунок 1.6). Специфика реализации научных проектов в
ВУЗе предполагает в качестве основной – матричную структуру управления
(МСУ). Одной из характерных особенностей реализации научных проектов в
ВУЗе является специфическая иерархическая структура управления научной
деятельностью, в рамках которой руководитель проекта, как правило, подчинен
(постоянно или временно) одному из функциональных руководителей – см.
также модели управления во второй главе настоящей работы.



ВР



ФРi
РП1 РПl РПL
ПП

ПП ПП ПП

ФРij ФРm ФРM
1 1 11 11




Аij1 Аm1 АM1
Аijk Аmk АMk
Подсистема научных
Подсистема факультетов Подсистема кафедр
подразделений
Подсистема факультетов: Подсистема кафедр: Подсистема научных подразделений:
ФРi – декан i-го факультета ФРm – зав. m-й кафедры ВУЗа ФРM – начальник M-го научного
ФРij – зав. j-й кафедры i-го факультета Аm1 – 1-й сотрудник m-й кафедры подразделения
Аijk – k-й сотрудник j-й кафедры i-го факультета АMk – k-й сотрудник M-го научного
ВУЗа
РПl – руководитель научного проекта № l подразделения


ВР – орган управления научной деятельностью ВУЗа
ФР – функциональный руководитель
РП – руководитель научного проекта



Рис. 1.6. Система управления научными проектами ВУЗа


Матричная структура управления научными проектами в ВУЗе и основа-
ния классификации активных систем [89], позволяют идентифицировать СУНП
как четырехуровневую, многоэлементную, динамическую активную систему с
сообщением информации, распределённым контролем, межуровневым взаимо-
действием и наличием неопределённости (см. рисунок 1.7).


35
ВР




ФР1 ФРi




РП1 РПj




А1 Аn




Рис. 1.7. Организационная структура системы управления
научными проектами в ВУЗе


1.4. Классификация задач управления научными проектами в ВУЗе

В процессе функционирования СУНП (см. рисунок 1.6) выделяются сле-
дующие основные этапы:
1. Планирование научной деятельности:
а) Долгосрочное планирование (порядка 5 лет): разработка перспективной
тематики научных исследований ВУЗа на 5 лет; определение направлений на-
учных исследований (ННИ); – выделение в рамках ННИ тем научных исследо-
ваний (ТНИ) – долгосрочных научных проектов (ДНП); назначение руководи-
телей ДНП; формирование научных советов по ННИ; определение головных
исполнителей по ДНП (факультет, кафедра, научное подразделение).
б) Краткосрочное планирование (календарный год): – разработка Плана
научной деятельности ВУЗа на календарный год; – формирование среднесроч-
ных (СНП) и краткосрочных научных проектов (КНП) по ННИ; – назначение
руководителей и ответственных исполнителей СНП и КНП, головных исполни-
телей (ГИ) и соисполнителей (СИ) по СНП и КНП (факультет, кафедра, науч-
ное подразделение).
2. Реализация научных проектов:
– экспертиза и приемка результатов научных проектов или их этапов;
– реализация результатов научных проектов в образовательном процессе
ВУЗа и/или в надсистеме и/или у заказчика и/или у потребителя.
3. Отчетность о результатах научной деятельности:
а) Отчетность о выполнении Перспективной тематики научных исследова-
ний ВУЗа (1 раз в 5 лет);

36
б) Отчетность о результатах научной деятельности ВУЗа за календарный
год;
в) Отчетность о результатах научной деятельности кафедр и научных под-
разделений за календарный год.
г) Отчетность о выполнении научных проектов (по факту их завершения).
В рамках основных этапов функционирования СУНП решаются следую-
щие основные задачи управления научными проектами (см. таблицу 1.10).


Таблица 1.10. Этапы функционирования СУНП
и задачи управления научными проектами

Этапы функционирова-
Задачи управления научными проектами
ния СУНП
1. Планирование Формирование направлений научных исследований
научной работы:
Планирование портфеля
– перспективное плани-
научных проектов [77]
рование (3-5 лет) Стимулирование
Распределение ресурсов
– текущее планирование исполнителей
(календарный год)
2. Реализация научных
Оперативное управление
Оценка результатов
проектов.
научных проектов Оценка уровня внедрения результатов
научных проектов:
3. Отчётность о Оценка научной деятельности:
результатах научной – в образовательный процесс ВУЗа;
работы. – ВУЗа
– в деятельность надсистемы;
– факультета
– у заказчика;
– кафедры
– у потребителя
– научного подразделения
– сотрудника (слушателя, студента)



Перечисленные в таблице 1.10 этапы функционирования СУНП являются
«внутренними»: помимо них существуют этапы маркетинга, реализации и со-
провождения – см. выше.
Таким образом, можно выделить следующие общие классы задач управле-
ния научными проектами в ВУЗе:
– оценки результатов научных проектов;
– планирования портфеля научных проектов;
– распределения ресурсов в научных проектах;
– стимулирования исполнителей научных проектов;
– оперативного управления научными проектами
Для решения перечисленных задач управления научными проектами необ-
ходима разработка соответствующих механизмов управления с использованием
базовых механизмов управления организационными системами (см. таблицу
1.11).



37
Таблица 1.11. Механизмы и задачи управления научными проектами
Задачи управления научными проектами
Механизмы управ-
Оценка Планирование Оперативное
ления организаци- Стимулирова-
результатов портфеля Распределение управление
онными системами ние исполните-
научных научных научными
ресурсов
[21] лей
проектов проектов проектами
Механизмы стимули-
· ·
– + +
рования
Механизмы распреде-
· ·
– + +
ления ресурса
Механизмы активной
· ·
+ – –
экспертизы
Механизмы внутрен-
· ·
– + +
них цен
Конкурсные механиз-
· ·
– + –
мы
Неманипулируемые
· ·
– – –
механизмы обмена
Механизмы «затраты–
· ·
– + –
эффект»
Механизмы смешан-
· ·
– + +
ного финансирования
Механизмы агрегиро-
· ·
+ + –
вания
Механизмы самооку-
·
– + + –
паемости
Механизмы назначе-
·
– + + –
ния
Механизмы синтеза
·
– + – –
организационной
структуры
Механизмы ком-
·
+ – – –
плексного оценивания
·
– + + –
Механизмы согласия
Механизмы опере-
·
– – + +
жающего самоконтро-
ля
Компенсационные
· ·
– – +
механизмы
Противозатратные
·
– + – –
механизмы
Механизмы выбора
·
– + – –
ассортимента
·
– + – –
Механизмы закупок
Механизмы оптими-
зации обменных
· ·
– – –
производственных
схем
Многоканальные
· ·
+ – –
механизмы
Механизмы страхова-
· ·
– – –
ния
· «–» – механизм практически не
– механизм возможно ис-
«+» – механизм следует использовать
используется
пользовать


Модели и методы управления научными проектами, позволяющие решать
задачи оценки результатов научных проектов, планирования портфеля научных
проектов, распределения ресурсов для реализации научных проектов, стимули-
рования исполнителей научных проектов и оперативного управления научными
проектами рассматриваются во второй главе работы.


38
2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫМИ ПРОЕКТАМИ
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Настоящая глава4 посвящена разработке и исследованию моделей и мето-
дов управления научными проектами в ВУЗе. Содержательной основой процес-
са моделирования является комплекс задач управления научными проектами в
ВУЗе, решаемых органами управления НД на этапах функционирования СУНП

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign