LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


В самом общем виде процесс управления проектами можно представить в
виде следующей принципиальной схемы (см. рисунок 1.3) [30].




25
Описание работ и Сетевой график
Цели / Задачи
условий работ проекта




Принятие решений об Календарные
управляющих воздействиях планы




Отчёты о Мониторинг проекта
Бюджет / ресурсы
состоянии (работы, время,
проекта стоимость, ресурсы)


Рис. 1.3. Схема процесса управления проектами

Как показывает практика, применение методологии управления проектами
в сочетании с теоретическими основами выработки и принятия решений в зна-
чительной степени повышает эффективность реализации проектов. На различ-
ных фазах жизненного цикла применяются следующие основные методы
управления проектами [20]:
1. Разработка концепции проекта:
а) Методы определения целей проекта;
б) Методы описания и анализа целей: морфологические деревья, дерево
целей, методы маркетинга, социологические методы, экспертные системы;
в) Методы концептуального проектирования: формализованное описание
предметной области, начальных условий и ограничений; выбор критериев; по-
иск решений; анализ альтернатив;
г) Методы предпроектного анализа;
2. Разработка проекта:
а) Методы структурной декомпозиции;
б) Методы построения композиционных структурных моделей;
в) Методы решения задач на структурных моделях;
г) Методы моделирования процессов осуществления проектов;
д) Методы построения систем моделей (в т.ч. иерархических) с заданными
свойствами;
е) Имитационное моделирование;
ж) Методы календарного планирования: – временной, стоимостной и ре-
сурсный анализ; – планирование ресурсов и затрат;
з) Методы функционально-стоимостного анализа, учёт риска, надёжности
и др.
и) Методы управления качеством;
к) Методы управления риском;

26
л) Методы проектного анализа на стадии разработки.
3. Завершение проекта: методы анализа эффективности проекта, методы
разработки исполнительных графиков и анализа данных о запланированном и
фактическом ходе выполнения проектов.
Вместе с тем, применение указанных методов требует разработки соответ-
ствующих механизмов для решения следующих основных задач управления
проектом [20]:
– определение и анализ целей проекта;
– построение, оценка и выбор альтернативных решений по реализации про-
екта (вариантов проекта);
– формирование структуры проекта, выбор состава исполнителей, ресур-
сов, сроков и стоимости работ;
– управление взаимодействием с внешней средой;
– управление исполнителями;
– регулирование хода работ (оперативное управление, внесение коррек-
тив).
Принципиально важным для дальнейшего анализа состояния проблемы
управления проектами является рассмотрение проекта как организационной
системы, а управление проектом – как задачу управления организационной
системой. Под организационной системой понимается система, содержащая
хотя бы один элемент, способный к целенаправленному (активному) поведению
[20]. В общем случае, понятие «организационная система» определяется как
объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и
действующих на основе определенных процедур и правил (механизмов) [21].
Механизм функционирования организационных систем – совокупность
правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников
активной системы [21]. Механизм управления в организационной системе –
совокупность процедур принятия управленческих решений [21].
Значительные результаты в разработке механизмов управления организа-
ционными системами достигнуты в рамках теории активных систем [22-25],
которая создана и успешно развивается научной школой В.Н. Буркова в Инсти-
туте проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова (ИПУ РАН). Теория ак-
тивных систем (ТАС) – раздел теории управления социально-экономическими
системами, изучающий свойства механизмов их функционирования, обуслов-
ленные проявлениями активности участников системы. Подходы и методы
исследования ТАС имеют много общего с такими разделами теории управления
социально-экономическими системами как: теория иерархических игр (или
информационная теория иерархических систем – научная школа Н. Н. Моисее-
ва и Ю. Б. Гермейера, развиваемая в основном сотрудниками ВЦ РАН и МГУ –
Ф. И. Ерешко, А. Ф. Кононенко, В. В. Федоровым и др.), теория управления
сложными системами – научная школа В. Л. Волковича и В. С. Михалевича),
разделы экономико-математического моделирования исследующие задачи со-
гласованного планирования, и программно-целевого планирования
(К. А. Багриновский, В. Л. Макаров, Г. С. Поспелов, В. А. Ириков и др.), управ-
ление проектами (В. И. Воропаев, Д. И. Голенко-Гинзбург и др.), теория кон-
27
трактов, развиваемая в основном зарубежными учеными (O. Hart, B. Holmstrom
и др.), теория реализуемости (E. Maskin, R. Myerson и др.).
Наиболее полная классификация механизмов управления в организацион-
ных системах представлена в [94] по следующим основаниям: предмет управ-
ления, расширение базовой модели активной системы, метод моделирования,
функция управления, задача управления, масштаб реальных систем, отраслевая
специфика.
В общей классификации проектов [73], научный проект выделяется, преж-
де всего, по характеру целевой задачи. По своему содержанию научный проект
является одной из основных форм организации научной деятельности, которая
определяется как деятельность, направленная на получение и применение ново-
го знания [135]. Таким образом, цель реализации научных проектов носит дву-
единый характер и определяет основное содержание взаимосвязанных процес-
сов получения и применения новых знаний.
Процесс получения новых знаний реализуется в форме фундаментальных и
прикладных научных исследований, а процесс их применения реализуется в
форме экспериментальных разработок [135].
Функционирование науки, техники и производства как единой системы
обеспечивается осуществлением научно-технической деятельности, направлен-
ной на получение, применение новых знаний для решения технологических,
инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем
[135].
В настоящее время, не существует единого толкования понятия «научный
проект». В соответствии с основными положениями теории управления проек-
тами [20] и основаниями методологии [87], научный проект можно определить
как ограниченный во времени целенаправленный процесс выработки, теорети-
ческой систематизации и применения нового научного знания с установленны-
ми требованиями к качеству результатов, расходу ресурсов и специфической
организацией.
В общем виде научные проекты можно классифицировать следующим
образом (см. таблицу 1.6).
Общая характеристика научного проекта может быть представлена в сле-
дующих основных аспектах его рассмотрения:
– научный проект как деятельность;
– научный проект в рамках полного жизненного цикла систем и объектов
(ПЖЦСИО);
– научный проект в структуре инновационного процесса;
– научный проект в рамках теории управления проектами;
– научный проект в рамках теории организационных систем.
С позиций системного анализа, деятельность рассматривается как сложная
система, направленная на подготовку, обоснование и реализацию решения про-
блем политического, социального, экономического, технического и т.д. харак-
тера [109, 136].


28
Таблица 1.6. Общая классификация научных проектов
Основания
Типы научных проектов
классификации
Получение новых знаний Применение новых знаний
Цель Фундаментальные Прикладные Экспериментальные
научные исследования научные исследования разработки
Результат теория, метод, гипотеза, др. методика, алгоритм, технология, устройство, установка, прибор,
механизм, вещество, материал, продукт, система (управления, регу-
лирования, контроля, проектирования, информационная), программ-
ное средство, база данных, др.
Предмет иссле- Приоритетные направления развития науки,
Критические технологии РФ
дования технологий и техники РФ
Структура
Тематические Комплексные
разрабатываемых
проблем
Научно- Высшее учебное
Уровень органи-
Международный Государственный Ведомственный исследовательская заведение
зации
организация
Форма организа- Научно-исследовательская Диссертационная работа
Программа Тема
ции (опытно-конструкторская работа)
Состав участни- Научные
Преподаватели Аспиранты Студенты
ков работники
Эффект Образовательный (повышение квалификации участников
Теоретический
Практический
от внедрения проекта, совершенствование образовательной и научной
(научный)
результатов деятельности, др.)
Характер финан-
Бюджетные Хоздоговорные
сирования
Время реализа- Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные
ции (5 и > лет) (3 – 5 лет) (1 – 3 года)


Таким образом, научный проект представляется как завершённый цикл
продуктивной деятельности отдельного человека, коллектива, организации,
предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий
[87].
Характеристика научных проектов в рамках основных компонентов дея-
тельности [87] может быть представлена следующим образом (см. таблицу 1.7),
из чего можно сделать вывод о единстве технологии (содержание, методы и
средства) и результатов индивидуальной и коллективной научной деятельно-
сти. Имеющиеся различия обусловлены наличием неопределённости.
Полный жизненный цикл систем и объектов включает процесс замысла,
воплощения и последующего использования объектов – машин, механизмов,
устройств, материалов, веществ, систем, комплексов и технологий, вплоть до
снятия их с эксплуатации (см. рисунок 1.4) [9].
Под циклом исследований и разработок (ИР) понимается полная и упоря-
доченная по степени завершённости совокупность результатов, начиная с воз-
никновения научной идеи до получения её полного информационного пред-
ставления, необходимого и достаточного для её конкретного воплощения в
новый продукт, вплоть до его передачи для промышленного освоения. Под
стадией понимается наиболее обобщённое характерное состояние ПЖЦ, на
достижение которого ориентированы исследования (разработки) [9].




29
Таблица 1.7. Компоненты деятельности и характеристика научных проектов
Коллективная
Компоненты Индивидуальная
научная деятельность
деятельности научная деятельность
(в т.ч. научная деятельность организации)
Потребность, – повышение качества решения – заказ надсистемы;
мотив задач в сфере профессиональной – совершенствование деятельности организации;
деятельности; – создание новых объектов;
– формирование (развитие) науч- – формирование научного задела для создания
ного задела новых объектов;
– повышение уровня научной – поиск направлений реализации научного задела;
квалификации; – научная потребность в комплексном изучении
– самоутверждение; объектов, процессов или явлений;
– развитие творческих способно- – повышение квалификации сотрудников;
стей – подготовка научных и научно-педагогических
кадров;
– совершенствование опытно-экспериментальной
базы;
– заказ внешней организации
– коммуникационная среда в научно-технической
сфере;
– внедрение (апробация) результатов научных
исследований;
– интеграция в научное пространство
Компоненты Индивидуальная Коллективная
деятельности научная деятельность научная деятельность
(в т.ч. научная деятельность организации)
Цель Подцель в рамках достижения – цель научного проекта;
цели коллективной научной – подцель в рамках достижения цели научной
деятельности деятельности организации
Задачи Задача (задачи) по достижению Задачи в рамках научной темы (программы),
цели (подцели) научного проекта предметной области (комплексные)
(узконаправленные)
Формы – диссертационная работа; Программа, тема, НИОКР
– этап, раздел (подраздел) НИОКР
Содержание – Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ;
(предмет иссле- – Критические технологии РФ
дования)
Методы [84] Теоретические методы:
– методы-последовательные действия: выявление и разрешение противоречий, поста-
новка проблемы, построение гипотез и т.д.;
– методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д.
Эмпирические методы:
– методы-познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.;
– методы-операции: наблюдение, опрос, тестирование и т.д.
Средства Организационное, материально-техническое, информационное обеспечение
Результат Результаты фундаментальных научных исследований: теория, метод, гипотеза, др.
Результаты прикладных научных исследований: методика, алгоритм, технология,
устройство, установка, прибор, механизм, вещество, материал, продукт, система (управ-
ления, регулирования, контроля, проектирования, информационная), программное
средство, база данных, др.


Результаты системного анализа процессов выполнения ИР [9, 10] позволя-
ют предположить, что их основными характеристиками являются цели и ре-
зультаты. При целевом подходе к управлению ИР выделяются следующие ос-
новные способы задания целей [9]:
– формулировка формы и содержания результата достижение которого же-
лательно;


30
– определение свойств и характеристик предполагаемого результата для
его последующего использования;
– формулировка внешних требований, которым должен удовлетворять
предполагаемый результат.


Полный жизненный цикл систем и объектов (ПЖЦСИО)

Цикл научно-технического прогресса (НТП)

Цикл научных исследований и разработок (ИР)




Стадия Стадия Стадия Стадия Стадия
фундаменталь теоретико- практическ промышлен эксплуата
ных ции
прикладных их ного
исследований исследований разработок создания



2
1

1 – направление перемещения результатов отдельных стадий;
2 – направление перемещения внешних требований к целям.

Рис. 1.4. Структура полного жизненного цикла систем и объектов


Рассмотрение научного проекта в структуре ПЖЦ обусловлено двуединым
характером его цели – получение и применение новых знаний, и наличием трёх
основных аспектов его рассмотрения (см. рисунок 1.5) [9]:
– анализ и описание научного проекта (внутренний аспект);
– определение места и уровня научного проекта в структуре научной дея-
тельности организации и в ПЖЦ (внешний аспект);
– анализ условий перемещения целей и результатов в научной деятельно-
сти организации и ПЖЦ.
Роль и место научных проектов в структуре инновационного процесса [56]
обусловлено влиянием научных (научно-технических) результатов на измене-
ния в сферах жизни современного общества и обратным влиянием изменений
на функционирование научно-технической сферы. Модель инновационного
процесса представим в следующем виде: фундаментальное исследование –
прикладные исследования – разработка – проектирование – производство –
маркетинг – сбыт – сопровождение.




31
Внутренний аспект
Внешний аспект
i-го исследования
i-го исследования
V1 W1
V
V2 W2
*
Ri
Vi Ri +1
V
{V } {W }
i +1




Анализ условий
Vn Wm
перемещения целей и результатов

Пространство перемещения целей и результатов


где: {W} – множество практических целей, сформулированных на основе анализа
практических потребностей; {V} – множество научных целей, сформулированных
на основе анализа практической и научной потребностей; Vi *1 – внешняя цель,
+

для достижения которой необходим результат Ri ; Vi – цель i-го исследования; Ri
– результат i-го исследования.

Рис. 1.5. Аспекты рассмотрения научного исследования


Научные проекты с позиций теории управления проектами можно предста-
вить в форме характеристики основных показателей проекта (см. таблицу 1.8).

Таблица 1.8. Показатели научного проекта
Показатели
Характеристика научного проекта
проекта
Научная
Продукты научной
(научно-техническая)
(научно-технической) деятельности
Объём работ3 продукция
количество объём печатных материалов
цена (руб.)
(единицы) (авторские (печатные) листы)
Степень Степень Эффект от внедрения результатов
Качество
соответствия соответствия
работ теоретический практический образовательный
цели проекта эталону
Категория Квалификация
Состав участ-
научные препода- доктор кандидат без учёной
ников аспиранты студенты
работники ватели наук наук степени
Сроки вы-
5 и > лет 3 – 5 лет 1 – 3 года
полнения
Уровень
Низкий Средний Высокий
риска


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign