LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

проверка на большом объеме экспериментальных
данных
Глубина научной
Средняя Невысокая сложность расчетов, проверка на не-
проработки
большом объеме экспериментальных данных
Недостаточная Теоретические расчеты просты, эксперимент не
проводился
Большая
Степень вероят-
Умеренная
ности успеха
Малая



Оценка результативности научных исследований производится с помощью
системы взвешенных балльных оценок, причём для фундаментальных НИР
рассчитывается только коэффициент научной результативности, а для приклад-
ных НИР в том числе и коэффициент научно-технической результативности
(см. таблицу 1.3). Значения коэффициентов значимости каждого фактора и дос-
тигнутого уровня по каждому фактору устанавливаются с использованием ме-
тодов экспертных оценок [39].
Среди различных оценочных систем результативности научной деятель-
ности выделяется десять основных методов [153]: метод «целевого управле-
ния», метод ранжирования (последовательного сопоставления), метод исполь-
зования эталонных шкал, метод самооценки, групповая экспертная оценка,
выборочный анализ проектов, согласованная оценка и самооценка (совместное
обсуждение результатов с самим ученым), оценка коллегами, подготовка рефе-
рата в произвольной форме, метод ограниченного выбора оценок, указатель
научных ссылок, индекс престижности журналов, из которых наибольшее рас-
пространение в практике получили первые восемь методов [81].


18
Таблица 1.3. Характеристика факторов научно-технической результативности
Факторы научно-
технической Качество фактора Характеристика фактора
результативности
Результаты могут найти применение во многих
Первостепенная
научных направлениях
Перспективность
Важная Результаты будут использованы при разработке
использования
новых технических решений
результатов
Полезная Результаты будут использованы при последую-
щих НИР и разработках
Национальная Время реализации:
экономика
Масштаб реали- до 3 лет,
зации результа- до 5 лет,
Отрасль
тов Отдельные фирмы до 10 лет,
свыше 10 лет
и предприятия
Высокая Техническое задание на ОКР
Завершенность
Средняя Рекомендации, развернутый анализ, предложения
результатов
Недостаточная Обзор, информация

Одним из примеров методики оценки научно-технического потенциала и
направлений исследовательской деятельности научного учреждения может
служить методика, разработанная в Институте проблем управления РАН [70] В
качестве показателя качества, согласно которому оценивается деятельность
научного коллектива (или научного направления), в методике используется
комплексный показатель, определенный на основе многокритериальной оцен-
ки.

1.1.4. Управление научной деятельностью в ВУЗах

Основными задачами высших учебных заведений в области научно-
исследовательской деятельности являются [119]:
– приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для
создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития
научных школ и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях
развития науки и техники;
– обеспечение подготовки в ВУЗах квалифицированных специалистов и
научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших дос-
тижений научно-технического прогресса;
– исследование и разработка теоретических и методологических основ
формирования и развития высшего образования; усиление влияния науки на
решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление
базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;
– эффективное использование научно-технического потенциала высшей
школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведе-
ния социально-экономических преобразований;
– развитие новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудниче-
ства с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организа-
19
циями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важ-
нейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения
использования ВУЗовских разработок в производстве;
– развитие инновационной деятельности ВУЗов с целью создания наукоем-
кой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой
техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;
– создание условий для защиты интеллектуальной собственности и автор-
ских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития
ВУЗовской науки и выхода научных коллективов ВУЗов на мировой рынок
высокотехнологичной продукции;
– расширение международного научно-технического сотрудничества с
учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в
мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-
технической продукции;
– создание качественно новой экспериментально-производственной базы
высшей школы;
– развитие финансовой основы исследований и разработок за счет исполь-
зования внебюджетных средств и инновационной деятельности.
Основными задачами ВУЗа в области научной деятельности являются
[132]:
– организация и проведение фундаментальных и прикладных научных ис-
следований, и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том
числе по проблемам образования;
– развитие наук и искусств посредством научных исследований и творче-
ской деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, подго-
товка научно-педагогических работников высшей квалификации.
Высшие учебные заведения (научные организации) самостоятельно осуще-
ствляют текущее и перспективное планирование научной и инновационной
деятельности, определяют виды работ, условия финансирования, состав испол-
нителей [119].
Планирование научных исследований в высших учебных заведениях (на-
учных организациях) осуществляется, как правило, в соответствии с основными
научными направлениями ВУЗа (научной организации) [119] .
В тематический план на конкурсной основе включаются инициативные
фундаментальные исследования, поисковые и рисковые работы, направленные
на создание опережающего научного задела, а также отдельные прикладные
разработки, способствующие развитию инновационной деятельности ВУЗа
[119].
В целях организации эффективной научной и инновационной деятельности
высшие учебные заведения (научные организации) осуществляют [119]:
– тематическое планирование и определение приоритетов, поддержку на-
учных школ и коллективов, занимающих передовые позиции в отечественной и
мировой науке;
– привлечение финансовых ассигнований из различных источников;

20
– организацию экспертизы научных тем и инновационных проектов, пред-
ставляемых для финансирования по единому заказ-наряду и включения в число
участников межвузовских и региональных научно-технических программ;
– создание систем коллективного пользования и централизованного об-
служивания научных коллективов ВУЗов оборудованием, материалами, ком-
плектующими изделиями;
– разработку организационной структуры научного учреждения, правовых
и экономических основ его деятельности;
– контроль за организацией научных исследований, реализацией иннова-
ционных проектов, эффективным использованием и развитием научной и экс-
периментально-производственной базы ВУЗа;
– изучение отечественного и зарубежного опыта, проведение научных кон-
ференций и семинаров, активной рекламной и пропагандистской деятельности.
Научные работы в высшем учебном заведении выполняются [119]:
– профессорско-преподавательским составом ВУЗа в соответствии с инди-
видуальными планами в основное рабочее время;
– научными, инженерно-техническими работниками, специалистами и ра-
бочими научных и конструкторских организаций ВУЗа в основное рабочее
время;
– студентами в ходе выполнения курсовых, дипломных проектов, других
исследовательских работ, предусмотренных учебными планами, в студенческих
научных кружках, студенческих бюро, научно-производственных отрядах, цен-
трах научного и технического творчества молодежи учебных заведений и дру-
гих организациях студенческого научного творчества, а также на кафедрах, в
научно-исследовательских учреждениях, конструкторских и технологических
организациях ВУЗа в свободное от учебы время за плату;
– докторантами, аспирантами, стажерами-исследователями и преподавате-
лями-стажерами высшего учебного заведения в соответствии с индивидуаль-
ными планами их подготовки, а также в свободное от учебы (работы) время на
кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских и техно-
логических организациях за дополнительную плату.
К выполнению научных работ, финансируемых из средств республикан-
ского бюджета Российской Федерации и по хозяйственным договорам, в том
числе на условиях совместительства, привлекаются профессорско-
преподавательский состав, научные сотрудники, руководящие и другие работ-
ники ВУЗа, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от
форм собственности в свободное от основной работы время [119].
Требования к научной и (или) научно-технической деятельности высшего
учебного заведения и порядок ее оценки устанавливаются федеральным орга-
ном управления образованием по согласованию с федеральным органом испол-
нительной власти, осуществляющим формирование и реализацию государст-
венной научно-технической политики [132].
Оценка научной и (или) научно-технической деятельности высшего учеб-
ного заведения и её взаимосвязи с образовательным процессом осуществляется
органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Результаты
21
оценки научной и (или) научно-технической деятельности в высшем учебном
заведении составляют часть общей оценки деятельности высшего учебного
заведения при его государственной аккредитации и являются для федерального
органа управления образованием одним из оснований для установления (под-
тверждения) вида высшего учебного заведения [132].
В научной литературе по проблемам управления научной деятельностью в
системе высшего образования широкое распространение получила концепция
процессного подхода в соответствии с которой процесс управления может быть
выражен в виде непрерывных взаимосвязанных действий – функций управле-
ния [81].
В рамках этого подхода модель процесса управления научной деятельно-
стью определяется как взаимосвязь основных функций управления: планирова-
ние, организация, программно-целевой подход, мотивация, обратная связь (ана-
лиз, мониторинг, контроль) и координация, которые объединены процессами
коммуникации и выработки мер воздействия (см. рисунок 1.2) [81].


Планирование Организация




Координация




Мотивация
Контроль

Рис. 1.2. Взаимосвязь основных функций управления научной деятельностью

В [81] координационное управление научной деятельностью определено
как совокупность взаимоувязанных научно-организационных, социально-
экономических и нормативно-правовых воздействий на автономные исследова-
тельские коллективы и отдельных учёных, работающих в данной области, в
целях гармоничной реализации интересов государства, общества, ВУЗа (орга-
низации) и учёного в достижении максимально возможной эффективности уси-
лий и средств, направленных на достижение целей научной деятельности.
В качестве объектов координационного управления определяются [81]: на-
учные исследования (исследовательский процесс), а также координационная
деятельность и её обеспечение (процесс управления научными исследования-
ми). Под мониторингом научной деятельности в упомянутой работе понимает-
ся постоянное наблюдение за реализацией процесса управления научной дея-


22
тельностью с целью определения её состояния, анализа функционирования,
выявления тенденций и закономерностей развития.
В [86] предлагается следующий подход к оценке эффективности научной
деятельности ВУЗов (см. таблицу 1.4).

Таблица 1.4. Процедура формирования оценки эффективности
научной деятельности ВУЗа
Классификация пока-
Факторы Характеристика показателей
зателей
Оценка деятельности при заданных
Прямая задача
параметрах
Типы задач оценки эф-
Определение значений параметра для
фективности
Обратная задача достижения заданной цели деятельно-
сти
– группа ВУЗов;
По уровню оргструк- – отдельный ВУЗ;
туры – подразделение ВУЗа;
Оцениваемый объект группа сотрудников
– фундаментальные
По типам научных
– прикладные;
исследований
– опытно-конструкторские работы
– руководство Министерства;
По уровню оргструк- – руководство ВУЗа руководство
туры подразделения (факультета, кафедры,
Уровни управления,
лаборатории).
использующие результа-
– прогнозирование планирование;
ты оценок Использование для
– организация
реализации функций
– контроль
управления
– анализ
Направления деятельно- 1. Научно-исследовательская деятельность по определённой
сти, учитываемые при специальности. 2. Подготовка научных кадров. 3. Научно-
оценке эффективности методическая работа. 4. Применение результатов научной
деятельности в подготовке студентов.
5. Научно-общественная деятельность.
Уровень планирования Тематический план ВУЗа
НИР
Надсистемы
Уровень важности ис- Вузовский
пользования результатов.
По виду показателей Количественные. Качественные
– экономические
Абсолютные:
– информационные
– с учётом важности направлений и
групп показателей
Вид оценки – с нормированием показателей;
Относительные – с учётом потенциала подразделений
с учётом потенциала подразделений;
– с нормированием значений показа-
телей.



23
Исследованию проблем ВУЗовской науки посвящено значительное коли-
чество работ отечественных учёных, в которых значительное место занимает
проблема оценки эффективности научной деятельности. В решении этой про-
блемы выделяются три основных методологических подхода [81]: интеграль-
ный, экспертный и формализованный бальный.
Показатели эффективности научной деятельности ВУЗов характеризуют
влияние результатов научной деятельности в трёх аспектах [7]: научный эффект
(влияние результатов НД на развитие науки); учебно-научный эффект (влияние
результатов НД на образовательный процесс); научно-производственный эф-
фект (влияние результатов НД на практическую деятельность). Показатели
эффективности НД ВУЗов могут использоваться в качестве нормативов, а их
отношения между собой – в качестве индикаторов, то есть, обобщённых пока-
зателей, характеризующих состояние НД. В то же время, состав показателей
должен характеризоваться единством содержания и целей, соответствовать
плановым и отчётным показателям ВУЗа, а также требованиям стандартов,
действующих в системе высшей школы [7].

1.2. Общая характеристика научных проектов

Методологические вопросы управления проектами рассмотрены в работах
зарубежных [141, 143, 144, 145, 149, 151] и отечественных учёных [17, 30, 50,
139], а также в международном стандарте ИСО 10006-97 [148].
Наиболее полно содержание понятия «проект» представлено в определе-
нии [20]: «Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение
отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов,
возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организа-
цией».
Анализ многочисленных определений понятия «проект» позволяет выде-
лить признаки проекта, основными из которых являются следующие [20]: на-
личие изменений, целенаправленность, уникальность, временные ограничения
продолжительности проекта, бюджетные ограничения, ограничения на обеспе-
чение ресурсами и специфическая организация.
Управление проектами как научная дисциплина представляет собой раздел
теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы,
формы и средства наиболее эффективного и рационального управления изме-
нениями [20].
С учётом различных определений понятия «управление проектом» [141,
145, 149], наиболее полно содержание понятия «управление проектом» пред-
ставлено в следующих определениях:
– управление проектом представляет собой методологию организации, пла-
нирования, руководства и координации человеческих и материальных ресурсов
на протяжении жизненного цикла проекта (проектного цикла), направленную
на эффективное достижение его целей путём применения системы современ-
ных методов, техники и технологий управления для достижения определённых

24
в проекте результатов по составу и объёму работ, стоимости, времени и качест-
ву [73];
– управление проектом – прямая, межпрофессиональная корпорация про-
цессов планирования, управления и принятия решений при межпрофессиональ-
ной постановке задач [120].
– управление проектом включает планирование, организацию, мониторинг
и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного процесса достижения
его целей [148].
При всём многообразии проектов их можно классифицировать следующим
образом (см. таблицу 1.5) [73].

Таблица 1.5. Классификация проектов
Основания
Типы проектов
классификации
Уровень
Проект Программа Система
проекта
Масштаб
Малый Средний Мегапроект
проекта
Сложность Организа-
Технически Ресурсно Комплексно
проекта Простой ционно-
сложный сложный сложный
сложный
Сроки реализации Краткосрочный Средний Мегапроект
Требования к
качеству
Бездефицитный Модульный Стандартный
и способам
его обеспечения
Ограничения
по ресурсам
Мультипроект Монопроект
совокупности
проектов
Характер проекта / Отечественный:
Международный
уровень участников государственный,
(совместный)
территориальный, местный
- антикризисный Реформирование /
реструктуризация
Характер целевой
задачи проекта - маркетинговый Инновационный
- образовательный и др. Чрезвычайный и др.
Объект инвестици- Финансовый
Реальный инвестиционный
онной деятельности инвестиционный
Открывшиеся Необходимость
Реорганизация
возможности
Причина возникно- структурно-
вения проекта функциональных
Чрезвычайная Реструктуризация
преобразований
ситуация и др. Реинжиниринг

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign