LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

– высшие учебные проектно-конструкторсие
технические центры;
заведения МО РФ, других и технологические
– научно-
министерств и ведомств производственные институты;
РФ; объединения
– учреждения др. – конструкторские и
– научно-образовательные (комплексы); технологические бюро;
Российских объединения; – научно-технические – заводские лаборатории;
академий – исследовательские ассоциации с участием – научно-технические
промышленно-вузовские федеральных
центры;
центры; министерств (ведомств);
– конструкторско-
– научно-исследовательские - инкубаторы,
технологические и др.
и научно-технические технопарки, технополисы
подразделения
подразделения вузов


Секторы Российской науки

ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ СЕКТОР
Венчурные фирмы




Рис. 1.1. Структура государственного управления научной деятельностью

Основные положения нормативных правовых актов содержат определения
и содержание основных понятий в научно-технической сфере, определяют объ-
екты и субъекты научной и научно-технической деятельности, организацион-
ные, правовые, социальные и экономические аспекты учебной и научной дея-
тельности.
В соответствии с [65, ст. 47. п.1.] каждому гражданину гарантируется сво-
бода литературного, художественного, научного, технического и других видов

10
творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется зако-
ном.
Базовыми понятиями в научно-технической сфере являются следующие
[135]:
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее – научная дея-
тельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых
знаний, в том числе:
– фундаментальные научные исследования – экспериментальная или тео-
ретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основ-
ных закономерностях строения, функционирования и развития человека, обще-
ства, окружающей природной среды;
– прикладные научные исследования – исследования, направленные пре-
имущественно на применение новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на полу-
чение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных,
экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения нау-
ки, техники и производства как единой системы.
Экспериментальные разработки – деятельность, которая основана на зна-
ниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на
основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья
человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг,
систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Научный и (или) научно-технический результат – продукт научной и (или)
научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и
зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция – научный и (или) научно-
технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности,
предназначенный для реализации.
Научная, научно-техническая и инновационная политика в системе обра-
зования осуществляется исходя из следующих основных принципов [66]:
– единство научного и образовательного процессов и их направленность на
экономическое, социальное и духовное развитие общества;
– оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправле-
ния;
– концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований,
проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся соз-
данием готовой продукции;
– поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-
педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образова-
ния и научных исследований, развитие научно-технического творчества моло-
дежи;
– многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при форми-
ровании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных
программ;
11
– поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической
сфере;
– интеграция науки и образования в международное сообщество.
Главной целью научной, научно-технической и инновационной политики
системы образования является обеспечение подготовки специалистов, научных
и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требо-
ваний, эффективное использование ее образовательного, научно-технического
и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных
задач страны.
Особенностями задач научно-исследовательской деятельности высших
учебных заведений являются [114]:
– наиболее полное привлечение научно-педагогических работников к вы-
полнению научных исследований, способствующих развитию наук, техники и
технологий;
– использование полученных результатов в образовательном процессе;
– подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;
– повышение научной квалификации профессорско-преподавательских
кадров;
– практическое ознакомление студентов с постановкой и разрешением на-
учных и технических проблем и привлечение наиболее способных из них к
выполнению научных исследований.
Одной из основных задач высшего учебного заведения является организа-
ция и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и
иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по про-
блемам образования [132].
Организация и проведение НИР должны основываться на принципах эф-
фективности и экономности использования бюджетных средств, т.е. достиже-
ния заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или
достижения наилучшего результата с использованием определенных бюджет-
ных средств, а также на принципах адресности и целевого характера бюджет-
ных средств, т.е. выделения бюджетных средств в распоряжение конкретных
получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных
целей [132].
Министерство образования России организует проведение экспертизы
представленного ВУЗом (организацией) проекта задания Министерства на про-
ведение научных исследований на очередной календарный год. Предметом
экспертизы являются [114]:
– соответствие объема бюджетных назначений для задания на проведение
научных исследований, установленного Министерством, и объема, представ-
ленного ВУЗом в проекте задания;
– итоги выполнения НИР по темплану в году, предшествующем текущему;
– соответствие тематики заявленных к проведению НИР основным направ-
лениям научных исследований ВУЗа (организации), приоритетным направле-
ниям развития науки и техники и критическим технологиям федерального
уровня, кадровому и материально-техническому потенциалу ВУЗа; решениям
12
коллегии, приказам и другим нормативно-методическим документам Мини-
стерства по вопросам организации и проведения НИР;
– реализация поддержки научных исследований ведущих групп ученых
ВУЗа (организации);
– участие в проведении научных исследований аспирантов, докторантов,
молодых ученых;
– правильность индексирования заявленных НИР по кодам Государствен-
ного рубрикатора научно-технической информации (далее – ГРНТИ);
– правильность отнесения заявленных НИР к фундаментальным научным
исследованиям, прикладным научным исследованиям и экспериментальным
разработкам;
– проверка учета замечаний экспертизы, проведенной по результатам вы-
полнения НИР в году, предшествующем текущему.
Конкурсный отбор заявок на проведение научных исследований произво-
дится на основе следующих основных критериев [114]:
– научная и (или) практическая значимость сформулированной в заявке на-
учной или научно-технической проблемы, ее соответствие приоритетным на-
правлениям научных исследований федерального, отраслевого, ВУЗовского
уровня;
– поддержка научных исследований ведущих групп ученых ВУЗа (органи-
зации);
– участие профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспи-
рантов, молодых ученых в выполнении НИР;
– участие студентов в выполнении научных исследований;
– использование результатов НИР в образовательном процессе;
– наличие в распоряжении заявителей НИР необходимых материально-
технических ресурсов и соответствующего уровня кадрового потенциала науч-
ного коллектива, позволяющих решить поставленную проблему.
Для фундаментального или прикладного научного исследования в акте по
результатам экспертизы должна быть отражена степень соответствия работ,
проводимых в рамках данной НИР, техническому заданию на эту НИР. Для
экспериментальной разработки должна быть отражена степень соответствия
полученных результатов НИР ожидаемым результатам, предусмотренным тех-
ническим заданием на НИР.

1.1.3. Оценка научной деятельности

Проблема оценки научной деятельности является одной из ключевых в
предметной области науковедения и рассматривается в следующих основных
аспектах:
– оценка заявок на выполнение научных проектов;
– оценка качества результатов научной деятельности [1, 11, 15, 44, 46, 59,
110, 131, 132, 137, 138, 142, 152, 154];
– оценка результативности научной деятельности [9, 36, 59, 81, 82, 130,
131, 132];
13
– оценка уровня организации научной деятельности (исследовательского
труда [130]).
Известные на настоящее время методики экспертной оценки научных про-
ектов характеризуются следующим образом [37]:
а) Разработанная в 1996 году Методика ГоскомВУЗа России предназначе-
на для определения значений показателей качества научно-технических проек-
тов по материалам бизнес-планов. Производится экспертная процедура оценки
проекта в баллах по каждому из пяти научно-технических показателей: направ-
ление разработки; научно-технический уровень разработки; научно-
технический потенциал коллектива; правовая охрана; сертификация научно-
технической продукции.
б) В Российской программе экономических исследований используются сле-
дующие экспертные признаки отбора проектов: актуальность темы исследова-
ний, чёткость постановки задачи; использование современной научной методо-
логии, проработанность и оригинальность метода исследования; наличие
необходимых исходных данных; опыт заявителя и его знакомство с научными
работами в соответствующей области; значимость проекта для решения насущ-
ных проблем российской экономики; реалистичность и эффективность плана
работы над проектом; уровень презентации проекта и участие соискателя в
работе научного семинара Программы; содействие профессиональному росту
исполнителей.
в) Методика Национального фонда США предусматривает группировку
проектов по научно-техническим задачам и направлениям с последующей экс-
пертной оценкой групп проектов по показателям качества и формированием
обобщённой оценки. По результатам экспертных процедур формируется ран-
жированный перечень проектов. Научно-техническими показателями качества
являются: наличие правовой охраны решений, использованных в проекте; на-
личие научно-технических, экономических и других показателей, отличающих
продукцию проекта от продукции аналогичного назначения, производимой в
стране (за рубежом); наличие перспектив развития предлагаемого проекта; ав-
торитетность коллектива разработчиков.
г) Методика Российского фонда фундаментальных исследований предпо-
лагает проведение экспертизы на основе сравнительного анализа проектов по
трем уровням:
– на первом уровне производится предварительная экспертиза проекта с
формализацией результатов на рейтинговой основе;
– на втором уровне устанавливается общий рейтинг проекта
R = r1 + r2 + r3, где:
· r1 учитывает научную ценность проекта (вероятность того, что вы-
полнение проекта может привести к принципиально новым результатам,
обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления, ока-
зать влияние на прогресс в данной или смежной научной области);
· r2 учитывает реальность выполнения проекта в срок (научный уро-
вень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива, научный за-

14
дел и публикации по теме, информационное, лабораторное и материальное
обеспечение проекта, корректность распределения задач по этапам, резуль-
татам и срокам работы).
· r3 корректирует суммарную оценку2.
– на третьем уровне формируется заключение по проекту.
В настоящее время известно более 50 методов оценки качества результатов
научных исследований и разработок, однако строго определенных и унифици-
рованных методов оценки этих результатов пока не существует [132].
В [59] предлагается следующая общая классификация результатов науч-
ной деятельности:
– новые знания фундаментального характера;
– результаты ИР, не имеющие материального воплощения (научные ре-
зультаты, направленные на создание социальных инноваций);
– результаты ИР, которые могут быть воплощены в конкретные матери-
альные объекты (научные результаты, направленные на создание продуктных и
технологических инноваций).
Министерством науки и образования России при формировании отчёта о
научной деятельности ВУЗа за календарный год установлена следующая клас-
сификация основных результатов научных исследований [108]:
– для фундаментальных научных исследований: теория, метод, гипотеза;
– для прикладных научных исследований: методика, алгоритм, технология,
устройство, установка, прибор, механизм, вещество, материал, продукт, систе-
ма (управления, регулирования, контроля, проектирования, информационная),
программное средство, база данных.
Одним из основных показателей качества результатов научной деятельно-
сти в [137] вводится показатель научно-технического уровня (НТУ), как обоб-
щающая характеристика перспективности и прогрессивности научно-
технических решений, заложенных в разработку, по сравнению с уже сущест-
вующими и ранее созданными, которые относятся к одной научной отрасли.
Определение НТУ производится комплексным методом на основе интегриро-
ванной оценки как функции от частных оценок (показателей) и весовых коэф-
фициентов, характеризующих важность каждого показателя. Для разработок,
которые могут быть материализованы в конкретные объекты, используют ко-
личественно-субъективные комплексные оценки, в основе которых лежат коли-
чественно-объективные оценки (см. таблицу 1.1). Обобщение данной совокуп-
ности показателей в единую комплексную количественно-субъективную
оценку осуществляется на основе специальных шкал, далее показатель НТУ
разработки определяется как отношение обобщающей оценки, полученной ана-
лизируемым образцом и прототипом (идеальным образцом). Значимость ре-
зультатов определяется с использованием специальных шкал перевода и объе-
динения в обобщенную комплексную оценку различных качественных
значений единичных показателей и критериев, имеющих различные единицы

2
Отметим, что данная методика вычисления «рейтинга» не выдерживает никакой
критики с точки зрения теории принятия решений.
15
измерения и степень выраженности. В качестве примера может быть использо-
вана шкала-идентификатор качества результатов научной деятельности [44].
Кроме того, в дополнение к методике оценки НТУ разработок может быть ис-
пользована шкала, применяемая Российским фондом фундаментальных иссле-
дований (РФФИ) для оценки заявок на гранты [110].

Таблица 1.1. Характеристика показателей качества
результатов научной деятельности
Показатели Характеристика показателя
Результаты имеющие материальное воплощение [1, 15, 44, 46, 132, 138, 142, 152, 154]
– количество признаков, по которому объект разра- Характеристики прототипа (иде-
ботки отличается от прототипа; ального образца):
– степень усовершенствования технического реше- – образец, составленный на основе
ния по сравнению с прототипом; экспертных опросов;
– коэффициент конструкторской преемственности; – образец, значения первоначаль-
– коэффициент повторяемости составных частей; ных показателей которого равны
– коэффициент унификации изделия; максимальной величине из всех
– количество усовершенствованных эксплуатацион- возможных в используемой шкале;
ных показателей объекта техники; – образец, составленный на основе
– количество патентов, полученных по данному прогнозирования тенденций изме-
техническому решению; количество стран, в кото- нения значений индивидуальных
рых данная разработка запатентована; показателей
– количество объектов (отраслей), в которых может
быть использована данная разработка.
Результаты, не имеющие материального воплощения [11, 44, 59, 110, 131]
– отсутствие прототипа, либо наличие прототипа, кото-
Новизна постановки задачи,
рый отличается от данного по всем основным признакам;
методов решения, получен-
– наличие прототипа, совпадающего по (меньшинству,
ных результатов
половине, большинству) признаков
– получены принципиально новые знания (открыты но-
вые законы, разработаны теории, гипотезы, концепции);
– по-новому или впервые объяснены известные факты,
Вклад в развитие той отрасли
теории, гипотезы;
науки, к которой относится
– подтверждены или поставлены под сомнение известные
разработка
представления;
– описаны отдельные элементарные факты, выполнены
обзоры накопленного опыта
– разработан принципиально новый метод (методика);
– усовершенствован существующий метод (методика);
Вклад в развитие методоло-
– определен приоритет в использовании определенной
гии той
совокупности известных ранее методов (методик), кото-
отрасли науки, к которой
рая дает положительный эффект;
относится
– определен приоритет в использовании для данной зада-
разработка
чи известных в других областях методов (методик) без их
изменения

Для повышения уровня объективности оценки НТУ результатов научных
исследований, в отечественной практике разработана методика [11] количест-
венно-качественной оценки НТУ результатов с использованием таблиц-матриц
16
и шкал, построенных на основе содержательных нормативных критериев, от-
ражающих степень воздействия определенных показателей на уровень научной
значимости результата. Комплекс нормативных критериев-показателей вклю-
чает [11]: уровень новизны научного результата; степень и широту воздействия
результатов НИР на науку (уровень концептуального сдвига); глубину проник-
новения в сущность объекта или явления (уровень научного познания рассмат-
риваемого объекта – теоретический или эмпирический). На основе комбинации
данных показателей составлен измерительный блок, состоящий из трех оце-
ночных логических таблиц-матриц и трех оценочных шкал.
В работе [1] предложен подход к оценке НТУ результатов научной дея-
тельности на основе разработки номенклатуры показателей качества (научная и
практическая значимость, экономическая эффективность) и коэффициентов их
весомости. Каждый показатель оценивается по пятибальной шкале и имеет
весовой коэффициент, и оценка НТУ производится с использованием балльного
метода.
В работе [84] предложен так называемый метод «Кортер», разработанный
на основе комбинации корреляционного и выборочного анализа. В этом случае
НТУ определяется как степень отклонения значений параметров исследуемых
объектов от средних значений параметров, отражающих современный средний
мировой уровень.
В [130] основными характеристиками научной деятельности определяют-
ся следующие:
– продуктивность, как количественная характеристика научной продукции
(научной информации), полученной ученым (научным коллективом) за опреде-
ленный промежуток времени;
– качество научного продукта, как система параметров (показателей), об-
ладающих определённым уровнем (интенсивностью), важных с точки зрения
потребителя этого продукта;
– эффективность: а) как способность получить определенный эффект: на-
учно-технический, экономический, социальный и т.п.; б) как характеристика
уровня организации научного процесса, обеспечивающего достижение постав-
ленной цели с оптимальными затратами ресурсов.
В [39] результат научной деятельности определяется как степень достиже-
ния научного, научно-технического, экономического и социального эффектов,
которые характеризуются следующим образом:
– научный эффект, как прирост информации, предназначенной для «внут-
ринаучного» потребления.
– научно-технический эффект, как возможность использования результа-
тов научных исследований в других НИОКР и получения информации, необхо-
димой для создания новой продукции;
– экономический эффект, как величина прибыли за счёт использования ре-
зультатов научной деятельности;
– социальный эффект, как степень влияния результатов научной деятель-
ности на различные сферы деятельности современного общества.

17
При таком подходе, факторы научной результативности характеризуются
следующим образом (см. таблицу 1.2) [39].


Таблица 1.2. Характеристика факторов научной результативности
Факторы научной Качество
Характеристика фактора
результативности фактора
Высокая Принципиально новые результаты, новая теория,
открытие новой закономерности
Средняя Некоторые общие закономерности, методы, спосо-
бы, позволяющие создать принципиально новую
продукцию
Новизна
Недостаточная Положительное решение на основе простых обоб-
результатов
щений, анализа связей факторов, распространение
известных принципов на новые объекты
Тривиальная Описание отдельных факторов, распространение
ранее полученных результатов, реферативные обзо-
ры
Высокая Выполнение сложных теоретических расчетов,

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign