LINEBURG


страница 1
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

РОССИЙСКАЯ РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ АКАДЕМИЯ
НАУК ОБРАЗОВАНИЯ
Институт проблем Институт управления
управления образованием




Д.А. Новиков, А.Л. Суханов



МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
НАУЧНЫМИ ПРОЕКТАМИ В ВУЗАХ




Москва – 2005
УДК 519
ББК 32.81
Н 73


Новиков Д.А., Суханов А.Л. Модели и механизмы управления
научными проектами в ВУЗах. М.: Институт управления образова-
нием РАО, 2005. – 80 с.

ISBN 5-88795-028-5



Работа содержит результаты исследований теоретико-игровых и
оптимизационных моделей и методов (механизмов) управления на-
учными проектами в ВУЗах.
Проводится обзор известных результатов, рассматриваются ори-
гинальные модели управления, позволяющие ставить и решать задачи
комплексного оценивания результатов научных проектов, планирова-
ния, распределения ресурсов, стимулирования исполнителей и опера-
тивного управления научными проектами.
Работа рассчитана на специалистов (теоретиков и практиков) по
управлению образовательными системами.




Рецензент: д.т.н., проф. А.В. Щепкин




ISBN 5-88795-028-5


a Новиков Д.А., Суханов А.Л., 2005
Заказ 132. Тираж 500 экз.


2
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................4
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫМИ ПРОЕКТАМИ В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ........................................................................................7
1.1. Управление научной деятельностью.............................................................7
1.2. Общая характеристика научных проектов..................................................24
1.3. Специфика научных проектов в ВУЗе ........................................................33
и модель системы управления научными проектами .......................................33
1.4. Классификация задач управления научными проектами в ВУЗе.............36
2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫМИ ПРОЕКТАМИ В
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ...................................................................39
2.1. Оценка результатов научных проектов.......................................................39
2.2. Планирование портфеля научных проектов ...............................................49
2.3. Распределение ресурсов в научных проектах ............................................55
2.4. Стимулирование исполнителей научных проектов ...................................59
2.5. Оперативное управление научными проектами.........................................66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................71
ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................................................73




3
ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных принципов осуществления государственной научно-
технической политики является интеграция научной, научно-технической и
образовательной деятельности на основе различных форм участия работников,
аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессиональ-
ного образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках
[135]. Высшая школа является основной средой для формирования научных
кадров высшей квалификации и в настоящее время более 60 % из общего числа
аспирантов и более 70 % докторантов проходят подготовку в ВУЗах России
[123]. Вместе с тем, уровень организации и результативности научной деятель-
ности ВУЗов не в полной мере соответствует современным тенденциям разви-
тия науки и технологий в сферах деятельности будущих специалистов, наблю-
дается негативная тенденция «старения» научных кадров высшей школы.
Одной из главных проблем по-прежнему остаётся низкий уровень востре-
бованности результатов «ВУЗовской науки» в промышленности и социальной
сфере, а также внедрения результатов в образовательный процесс и развития
исследовательской и опытно-экспериментальной базы ВУЗов.
Решение этих и других проблем «ВУЗовской науки» требует материально-
технических ресурсов, однако далеко не полностью использованы возможности
интенсификации научной деятельности на основе внедрения в процесс управ-
ления ВУЗом современных достижений науки и практики управления и образо-
вания, которые получены в работах отечественных и зарубежных учёных по
следующим направлениям:
– теория управления проектами (В. Н. Бурков, Д. А. Новиков, В. И. Воро-
паев, Д. И. Голенко-Гинзбург, И. И. Мазур, В. Д, Шапиро и др.);
– теория активных систем (В. Н. Бурков, А. К. Еналеев, В. В. Кондратьев,
Д. А. Новиков, А. В. Щепкин и др.);
– информационная теория иерархических систем (Ю. Б. Гермейер, Ф. И.
Ерешко, А. Ф. Кононенко, Н. С. Кукушкин, Н. Н. Моисеев и др.);
– разделы экономико-математического моделирования, исследующие за-
дачи согласованного планирования и программно-целевого планирования (К.
А. Багриновский, В. Л. Макаров, Г. С. Поспелов, В. А. Ириков, Г. Г. Балаян и
др.);
– теория контрактов (S. Grossman, O. Hart, B. Holmstrom, E. Maskin, R. My-
erson и др.);
– оценка результатов и эффективности научных исследований (Ю. Б. Тата-
ринов и др.), методология образования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В.
С. Леднёв, А. М. Новиков) и инновационная деятельность в образовании (В. А.
Сластёнин, Л. С. Подымова, В. В. Кузнецов и др.).
Управление научными проектами. В последнее время все чаще на смену
термину «управление научными исследованиями» приходит термин «управле-
ние научными проектами». Обусловлено это, наверное, следующим. В харак-
терных для настоящего времени условиях динамично изменяющихся требова-
ний к результатам научной деятельности возникает необходимость четко
4
выделять результаты этой деятельности, достигаемые к определенному момен-
ту времени, анализировать: какими силами и с какими затратами эти результа-
ты были достигнуты. Все это – свойства проекта как цикла деятельности
[87, 88]. Поэтому в сфере научных исследований проекты все чаще заменяют
собой процессы – говорить о «процессе научных исследований вообще» зачас-
тую становится бессмысленным.
Под проектом, следуя [20], будем понимать ограниченное во времени це-
ленаправленное изменение отдельной системы с установленными требования-
ми к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и
специфической организацией.
Следовательно, «научный проект» может быть определен как ограничен-
ный во времени целенаправленный процесс выработки, теоретической система-
тизации и применения нового научного знания с установленными требования-
ми к качеству результатов, расходу ресурсов и специфической организацией
Управление проектами (УП), как раздел теории управления социально-
экономическими системами, имеет продолжительную историю – начиная с 50-х
годов прошлого века (метод критического пути) и заканчивая современными
механизмами и технологиями управления проектами.
На сегодняшний день выделяют [77] четыре обширных раздела управления
проектами:
· календарно-сетевое планирование и управление, использующее методы
теории графов для построения и оптимизации сетевого графика проекта
[18, 26, 38];
· методологию управления проектами, отражающую современную терми-
нологию и успешный опыт реализации проектов [30, 139, 150];
· механизмы управления проектами – методы (процедуры) принятия управ-
ленческих решений, основывающиеся на разработке и анализе математических
моделей организационного управления проектами [8, 20, 35, 61, 77]; основным
аппаратом моделирования механизмов управления является теория игр [43];
· методы и средства автоматизации управления проектами – см. обзоры в
[35, 139].
Настоящая работа принадлежит к третьему направлению – рассматривает
механизмы УП (подробное описание современного состояния теории управле-
ния организационными системами можно найти в [94]). Кроме того, отметим,
что существуют два аспекта рассмотрения задач управления научными проек-
тами. Первый соответствует позиции организации, реализующей научные про-
екты в заданных институциональных условиях. Второй – позиции органов го-
сударственного управления и государственных1 научных фондов, которые
создают нормативно-правовую базу научной деятельности, осуществляют вы-
деление приоритетных направлений развития науки и техники и отбор научных
проектов, предлагаемых организациями (ВУЗами, академическими института-
1
К сожалению, на сегодняшний день в России отсутствуют негосударственные фон-
ды поддержки научных исследований. Исключение составляют лишь венчурные фон-
ды, финансирующие инновационные проекты [55].
5
ми и т.д.) к реализации, для финансирования последних. В настоящей работе
мы находимся на позиции ВУЗа и рассматриваем задачи управления научными
проектами «внутри» него.
Структура изложения. Первая глава «Проблемы управления научными
проектами в высших учебных заведениях» содержит обзор основных подходов
и результатов разработки проблемы управления научной деятельностью (раздел
1.1), в том числе – по управлению исследованиями и разработками – см. под-
раздел 1.1.1, в котором представлен обзор основных этапов возникновения про-
блемы управления исследованиями и разработками (ИР) и произведено обоб-
щение основных классов моделей ИР. В п. 1.1.2 «Нормативно-правовое
обеспечение научной деятельности» представлен обзор основных положений
нормативной правовой базы в научно-технической сфере. В п. 1.1.3 проблема
оценки научной деятельности рассматривается в отношении следующих объек-
тов оценки: заявки на выполнение НП, качество результатов научной деятель-
ности (НД), результативность и уровень организации НД. В п. 1.1.4 представ-
лены основные задачи ВУЗов в организации научной деятельности и
содержание координационного управления научной деятельностью.
В разделе 1.2 «Общая характеристика научных проектов» на основе
анализа определений понятия «проект», признаков проекта и общей
классификации проектов вводится определение понятия «научный проект» и
даётся общая классификация научных проектов. Основное содержание
научного проекта рассматривается в рамках основных положений теории
управления проектами, теории организационных систем, а также основных
компонентов деятельности, полного жизненного цикла систем и объектов и
инновационного процесса.
В разделе 1.3 «Специфика научных проектов в ВУЗе и модель системы
управления научными проектами» рассматриваются три группы целей научной
деятельности ВУЗов (теоретические, прикладные и образовательные) и вводит-
ся классификация научных проектов. Разрабатывается модель системы управ-
ления научными проектами (СУНП), формулируются задачи управления науч-
ными проектами в ВУЗе (раздел 1.4).
Вторая глава «Модели и методы управления научными проектами в ВУЗе»
посвящена разработке моделей и механизмов управления научными проектами
в ВУЗе на основе базовых механизмов управления в организационных системах
[94]. В разделе 2.1 «Оценка результатов научных проектов» формулируется
общая постановка задачи комплексного оценивания, а затем описываются не-
четкие матричные и сетевые системы комплексного оценивания, древовидные и
сетевые системы комплексного оценивания обобщены на нечеткий случай.
Сформулированы и решены прямые и обратные задачи комплексного оценива-
ния, а также задачи определения резервов и минимизации затрат на достижение
требуемого значения комплексной оценки.
В разделе 2.2 «Планирование портфеля научных проектов» решается зада-
ча построения модели системы управления научными проектами и исследова-
ния в рамках этой модели условий согласования интересов всех участников
системы.
6
В разделе 2.3 «Распределение ресурсов в научных проектах» сформулиро-
вана и решена задача согласованного управления научными проектами в рам-
ках четырехуровневой иерархической организационной структуры и сформу-
лированы условия согласованности интересов руководства организации,
функциональных руководителей, руководителей научных проектов и исполни-
телей.
В разделе 2.4 «Стимулирование исполнителей научных проектов» сформу-
лирована и решена задача повышения уровня научной деятельности кафедры в
условиях полной и неполной информированности руководства кафедры об
эффективности научной деятельности профессорско-преподавательского соста-
ва. Разработан механизм планирования, оптимальный по критерию максимума
ожидаемого уровня научной деятельности кафедры.
В разделе 2.5 «Оперативное управление научными проектами» разработа-
на динамическая модель комплексных научных исследований, в рамках кото-
рой задача распределения ресурсов между научными направлениями сведена к
задаче оптимального управления.
Заключение содержит основные результаты и выводы.


1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫМИ ПРОЕКТАМИ В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В настоящей главе представлен обзор основных подходов и результатов
исследований по следующим основным направлениям: управление научными
исследованиями и разработками, управление научной деятельностью в ВУЗах и
оценка научной деятельности. На основе анализа различных аспектов
рассмотрения и исследования проектов вводятся: определение понятия
«научный проект», классификация научных проектов, характеристики научных
проектов. С учётом основных особенностей научных проектов
конкретизирована специфика реализации научных проектов. С использованием
подходов теории управления проектами и теории управления
организационными системами разработана модель системы управления и
сформулированы задачи управления научными проектами в ВУЗе.

1.1. Управление научной деятельностью

Настоящий раздел содержит обобщённые сведения об основных подходах
и результатах исследований проблемы управления научной деятельностью по
следующим направлениям:
– моделирование исследований и разработок и программно-целевое плани-
рование и управление;
– оценка научной деятельности (оценка заявок на выполнение научных
проектов, оценка качества результатов, результативности и уровня организации
научной деятельности);
– координационное управление научной деятельностью.
7
1.1.1. Управление научными исследованиями и разработками

Проблема управления научными исследованиями и разработками (ИР) яв-
ляется одной из основных в процессе управления научной деятельностью, и
различные подходы к её решению рассматриваются в многочисленных работах
отечественных и зарубежных учёных. Главной целью исследований в этой
предметной области является повышение уровня обоснованности управленче-
ских решений в научно-технической сфере.
Уже в начале XX века П. Фримен сформулировал гипотезу о целесообраз-
ности описания процесса выполнения ИР с точки зрения процесса управления
[146], которая потом была реализована при построении модели процесса ИР в
сетях типа GERT (Graphical Evaluation and Review Technique). В качестве харак-
терных состояний сети используются: определение задачи в соответствии с
заданной потребностью; определение вариантов (гипотез) решения; оценка и
выбор наилучшего варианта (параллельных вариантов); построение модели
для определения результата решения задачи; внедрение полученного результа-
та [145, 149].
В исследовании проблемы управления ИР значительное внимание уделя-
ется рассмотрению подходов к организации и классификации наук [44, 46, 54,
59, 60, 74, 141], научно-исследовательских работ [47, 60, 70, 100] и выделения
их стадий [11, 64].
Основные подходы к моделированию процессов ИР могут быть распреде-
лены по следующим основным классам моделей:
– сетевые модели с однозначной структурой процесса (PERT, СРМ, СПУ)
[36, 78];
– альтернативные сетевые модели (логические и стохастические АСМ,
GERT) [114, 145, 149];
– эвристические модели творческих процессов [12, 113];
– информационно-логические модели (ИЛМ) ИР [9, 10];
– модели программно-целевого планирования и управления (ПЦПУ) ИР
[81, 82, 117, 118].
Основное содержание целевого подхода к информационному моделирова-
нию ИР составляют характеристики целей и результатов, как существенные
свойства процесса выполнения ИР и основных видов его обеспечения. При
этом выделяются три основных аспекта процесса выполнения ИР: внутренний
(анализ и описание характерных состояний ИР), внешний (уровень исследова-
ния в общей структуре ИР) и динамический (взаимодействие и перемещение
процессов и результатов ИР).
Основными типами ИЛМ являются: ИЛМ полного жизненного цикла сис-
тем и объектов; ИЛМ процесса достижения цели ИР; ИЛМ процесса комплекс-
ного обеспечения и формирования эффекта от использования результатов ИР
[9].
Основное содержание ПЦПУ заключается в планировании ИР от конечной
цели к средствам, включая программу, под которой понимается комплекс опе-
8
раций (мероприятий), увязанных технологически, ресурсно и организационно,
и обеспечивающих достижение поставленной цели. Моделирование процесса
управления реализацией программы основывается на разработке структурной,
информационной, процедурной и сетевой моделей программы [118].
Таким образом, в общем виде управление научными исследованиями и
разработками можно рассматривать как процесс создания всех необходимых
условий для выявления потенциально эффективных потребностей в ИР, органи-
зации эффективного их выполнения и передачи полученных результатов потре-
бителям (заказчикам) для дальнейшего использования [9].

1.1.2. Нормативно-правовое обеспечение научной деятельности

Основу нормативно-правой базы в научно-технической сфере составляют
следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Министерст-
ва образования Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года [65].
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [41].
3. Доктрина развития российской науки, утверждённая указом Президента
Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884 [47].
4. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической
политике», от 23.08.1996 г., № 127-ФЗ [135].
5. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и
технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утверждённые
Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. (№ ПР-576) [107].
5. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профес-
сионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации
(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля
2001 г. № 264) с дополнением, внесённым постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 17.09.2001 г., № 676) [132] .
6. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в
системе образования Российской Федерации на 2001 – 2005 годы (Приказ Ми-
нобразования России от 6.06.2000 г., № 1705) [66].
7. «Об утверждении перечня показателей государственной аккредитации и
критериальных значениях показателей, используемых при установлении вида
высшего учебного заведения» (Приказ Минобразования России от 22.10.2001 г.,
№ 3414) [104].
8. Положение об организации научных исследований, проводимых подве-
домственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Ми-
нистерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств
федерального бюджета (Приказ Министерства образования Российской Феде-
рации от 17 июля 2000 г., № 2219) [114] .
9. Приказ ГоскомВУЗа РФ от 22 июня 1994 г. № 614 «Об утверждении По-
ложения о научной деятельности высших учебных заведений Государственного
комитета Российской Федерации по высшему образованию» [119].

9
10. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. №
12-ФЗ [52].
Структура государственного управления научной деятельностью и реали-
зации государственной научно-технической политики в Российской Федерации
может быть представлена в следующем обобщённом виде (см. рисунок 1.1)
[37].


Государственные фонды
Федеральные органы
поддержки научной и научно-
государственной власти РФ
технической деятельности



Органы государственной власти
Российский фонд Российский
субъектов РФ
фундаментальных гуманитарный
научных научный фонд
Органы государственной власти Российской Федерации (РГНФ)
исследований

Фонды поддержки и развития Российской науки




ВУЗОВСКИЙ ОТРАСЛЕВОЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

– высшие учебные – государственные
– научно-
заведения Министерства научные центры;
исследовательские,
образования и науки РФ; – федеральные научно-
– учреждения РАН;

страница 1
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign