LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

саморазвитие, самооценка, самопознание, самопроекти-
рование, самовоспитание, самосознание, самокоррекция,
самосовершенствование, самореализация, самоорганиза-
ция, самоуправление, самоформирование, самодисципли-
на [15 ].
Философия «самости» – «Я – концепция» раскрыта в
работах Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского,
К. Роджерса, А. Маслоу и других авторов. Небезынтересно,
что еще Я.А. Коменский обратил внимание на то, что
природное начало в человеке обладает «самостоятельной и
самодвижущей силой».
В традиционной дидактике считается: чтобы обучить
человека, необходимо правильно выбирать цели, содержание,
методы, организационные формы обучения и т.д. Но
традиционная дидактика опускает главное: а будет ли
востребовано это человеком, тем конкретным учеником,
которого мы обучаем и развиваем. В связи с этим весь
арсенал так тщательно выстраиваемых учителем
дидактических средств часто работает как бы вхолостую,
поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного
понимания того, что и как необходимо изменить в самом
себе, ученик должным образом не осознает, а потому
эффективность всех этих дидактических усилий часто
оказывается низкой.
Современные дидактические теории, как, например,
проблемное или эвристическое обучение, ориентируют
ученика на учебно-творческую деятельность, направленную
как бы «вовне». Действительно, учебное творчество нацелено
на решение творческих задач в обучении физике, математике,
литературе и т.д., что, несомненно, развивает творческий
потенциал личности, но не всегда затрагивает глубинные
процессы «самости», т.е. не всегда задействуются внутренние
механизмы творческого саморазвития как творческого
самосозидания личности. [ 3 ].
Еще одна проблема, которой, насколько известно, ни-
кто не занимался, связана с тем обстоятельством, что один
и тот же учебный или какой-либо другой материал раз-




68
ные люди воспринимают и понимают совершенно по-
разному. Автор в этом неоднократно убеждался, читая
рецензии – опубликованные и неопубликованные – на
свои книги и статьи. Все время приходилось сталкиваться
с ситуацией: «когда я это писал, я имел в виду совсем не
то! Но такое прочтение текста рецензентом тоже право-
мерно».
Если в стимулировании мотивационно-потребностной
сферы обучающихся отталкиваться от идей «Я – концепции»,
то потребности в самоопределении, в самореализации и т.д.
становятся базовыми потребностями для творческого
саморазвития личности. Поэтому одна из главных
дидактических проблем заключается в создании условий для
запуска мотивационно-потребностного механизма «самости»
личности ученика. Приходится удивляться, что идеи «Я –
концепции» многие годы были не востребованы в разработке
дидактических систем.
Даже в обучении «готовым» знаниям обучающийся
должен обладать правом на собственное видение учебного
материала, на его интерпретацию в свете личного, авторского
прочтения, а также иметь возможности к донесению своей
позиции другим людям – учителю, преподавателю,
товарищам. Обучающийся должен иметь предусмотренные
содержанием обучения возможности поделиться своими
открытиями, родившимися мыслями, чувствами, вынеся
результаты своей работы с материалом на суд окружающих –
так же, как это делают ученые, писатели, артисты или
спортсмены. Любая учебно-научная конференция,
художественная выставка, спортивное соревнование и пр. –
это парад личных достижений участников, плоды их побед
над собой.
Правом обучающегося должно быть личное, авторское
прочтение содержания учебного материала и внешняя
трансляция этого прочтения как цель работы с содержа-
нием. Выучить стихотворение не «зачем-то», а для того,
чтобы прочесть его затем перед аудиторией, расставив та-
кие интонационные акценты, какие он сам сочтет нужны-




69
ми, написать реферат по такой теме и по такому плану,
которые сформулировал сам, объяснить порядок своих
действий с точки зрения продуманной самим логики и т.д. –
вот что должно стать «мотором» образовательного процесса.
Не самоцельное заучивание учебного материала, а работа с
ним, его творческое обыгрывание на основе определенного
плана – вот путь ко внутренне мотивированному,
увлекающему чтению, путь к тому, чтобы обучающийся мог
и хотел вникать в содержание обучения, а не просто
механически его запоминал [77 ].
В последние годы множество публикаций посвящено
вопросам личностно-ориентированного образования. Но это
лишь одна сторона проблемы – речь идет, в основном, о
выборе личностной траектории движения в образовательном
пространстве. Но в целом проблема личностного
самоопределения в учебной деятельности гораздо шире и
требует больших исследований.
Таким образом, выделив и рассмотрев особенности и
принципы учебной деятельности, мы выявили большую
череду проблем, относящимся и к целям, и к содержанию
образования и т.д., требующих своего разрешения в
современных условиях.
Теперь мы переходим к описанию логической
структуры учебной деятельности – ее формам, методам и
средствам.




70
3. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из аспектов методологии как учения об
организации деятельности является описание ее логической
структуры, в данном случае логической структуры учебной
деятельности.
Логическая структура любой деятельности, в том числе
учебной, включает в себя формы, методы, средства
деятельности.


3.1. ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы учебной деятельности имеют самое прямое
отношение к методологии, как и любые формы деятельности
вообще. Ведь как только мы произносим слово «формы», то
сразу подразумеваем за этим словом следующее слово –
«формы организации».
Формы обучения можно определить как механизм*
упорядочения учебного процесса в отношении позиций его
субъектов, их функций, а также завершенности циклов,
структурных единиц обучения во времени.
Поскольку большинство дидактических научных работ
посвящено средней школе, и в них учебный процесс
рассматривается с позиции учителя («как обучать»), то набор
форм обучения в них, как правило, весьма ограничен:
урок, экскурсия и т.п. Причем, самостоятельная работа

*
Механизм – система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь
вида деятельности (Словарь русского языка С.И. Ожегова).




71
учащихся чаще всего рассматривается не как форма, а как
метод обучения (?!). В других работах, например, по
дидактике высшей школы рассматриваются специфические
только для этой образовательной подсистемы формы: лекция,
семинар, практическое занятие и т.д. То же можно сказать и о
других образовательных подсистемах – в каждой из них
выбирается как бы «своя дидактика», и, соответственно, свои
формы обучения.
В нашей же работе в данном случае речь идет не об
обучении, а об учении, т.е. учебной деятельности
обучающегося. Причем независимо от возраста, уровня или
вида образовательных программ и т.п. Поэтому мы
попробуем рассмотреть формы учения–обучения во всем их
многообразии. Формы учения–обучения могут быть
классифицированы по многим основаниям:
1. Классификация форм по способу получения
образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И в том
числе – самообразование.
В современных условиях для свободного продвижения
человека в образовательном пространстве необходимо
обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм
образования. Тем более, что в условиях рыночной эконо-
мики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому
юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому чело-
веку будет по карману обучение в очной форме. Даже если
образование будет бесплатным – далеко не каждая семья
сможет кормить и одевать своего взрослого члена. В сис-
теме народного образования неизбежно будет происхо-
дить развитие заочного, вечернего и других форм обуче-
ния без отрыва от работы. Заочное обучение, при качест-
венной его постановке во всем мире рассматривается как
«высокая технология» получения образования и количе-
ство студентов, обучающихся по этой форме, постоянно
растет.
Все остальные формы обучения кроме, пожалуй
экстерната, занимают промежуточное положение между
очным и заочным обучением. В том числе вечернее (смен-




72
ное) обучение. Кроме того, за рубежом существует много
других форм обучения, давая возможность учащемуся,
студенту право широкого их выбора с целью обеспечить ему
наиболее удобный режим обучения без отрыва от работы: так
называемое «обучение частичного времени» (part-time
education), когда обучаемый два дня в неделю учится, а три
дня работает на производстве; сокращенный (по
академическим часам аудиторных занятий) курс очного
обучения; «сэндвич» и «блок» – разные варианты сочетания
очного и заочного обучения; вечернее обучение и т.д. – всего,
например, а Англии насчитывается 9 форм. Причем,
например, в английских колледжах студенты-очники
составляют всего 40% контингента, т.е. без отрыва от работы
учится большая часть молодежи.
Кстати, в России все больше и больше учащихся
переходят из обычных школ в вечерние, или, как их теперь
называют, в открытые школы, чтобы получить аттестат
зрелости в сокращенные сроки и быстрее начать строить
свою будущую профессиональную карьеру.
Особый интерес представляет система так называемого
«открытого обучения», на которой есть смысл остановиться
подробнее ввиду ее потенциальной перспективности.
Вслед за Открытым университетом в Англии, в других
странах стали создаваться открытые колледжи и
университеты, а также отделения открытого обучения во
многих обычных университетах и колледжах. Всего сегодня
этой формой обучения в разных странах охвачено более
25 млн. человек.
В чем суть открытого обучения? Это дальнейшая
модернизация системы заочного обучения. Основные отличия
открытого обучения от заочного в следующем:
- для поступления на обучения не требуется никаких
свидетельств об образовании;
- обучаемый сам выбирает содержание (из
предлагаемых на выбор курсов, модулей), средства обучения,
сроки, темп изучения, время прохождения экзаменов. У него
есть возможность на время прекратить обучение по каким-




73
либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему вновь
и т.д.;
- для каждого курса, модуля создаются комплекты
учебных материалов (так называемые «кейсы»), включающие
пособия на печатной основе, аудио-, видео- и слайд-фильмы,
компьютерные программы. Такие комплекты для сотен
учебных курсов, в том числе альтернативных, выпускаются
десятками фирм и позволяют студенту самостоятельно
осваивать материал;
- самостоятельное изучение учебных курсов
сопровождается консультациями тьютора (наставника-
консультанта – новый тип педагога), чаще всего по телефону
или Интернету, проверкой им письменных заданий,
организацией групп взаимопомощи студентов, изучающих
один и тот же курс, что позволяет им обмениваться
информацией и идеями, практиковаться в различных ролях
(тоже часто по телефону), организацией воскресных школ,
тьюториалов (семинаров под руководством тьютора) и летних
лагерей.
Широкие перспективы в развитии форм получения
образования имеет, очевидно, и экстернат. Экстернат у нас
в стране вроде бы никогда не запрещался, но в то же время
никак и не поощрялся. Организационно эта форма обу-
чения почти не отработана, хотя в Законе РФ «Об обра-
зовании» и указана как одна из возможных форм полу-
чения образования. Тем не менее, она имеет большие воз-
можности.
2. Классификация форм обучения по количеству
образовательных учреждений, в которых учится
обучающийся, проходя одну образовательную программу:
- обычный вариант (наиболее распространенный): одна
образовательная программа – одно образовательное
учреждение (школа, профессиональное училище, колледж,
университет и т.д.);
- другие варианты – обучающийся посещает несколько
образовательных учреждений, проходя одну образовательную
программу. В качестве примера можно привести




74
межшкольные учебно-производственные комплексы, где
старшеклассники нескольких школ района проходили (и,
наверное, иногда еще проходят) трудовое обучение. Сейчас
во многих регионах создаются так называемые ресурсные
центры, университетские комплексы, научно-учебные
комплексы, где обучающиеся из разных образовательных
учреждений, в том числе разных уровней, могут проходить
обучение на редком, дорогостоящем оборудовании. Далее, в
связи с введением в старших классах общеобразовательной
школы профильного обучения, во многих регионах России
создаются муниципальные (территориальные) сетевые
структуры общеобразовательных школ, чтобы учащиеся
могли посещать занятия по профильным дисциплинам в
разных школах.
Наконец, за рубежом (США, Англия и т.д.) широкое
распространение получили так называемые «виртуальные
университеты», «виртуальные колледжи» и т.д. Это сетевые
объединения (консорциумы) университетов, колледжей и т.п.,
предоставляющие возможности обучающемуся обучаться
одновременно в нескольких образовательных учреждениях на
основе распределенного (комбинированного) учебного плана.
При этом все образовательные учреждения, входящие в
консорциум взаимно признают все экзамены и зачеты,
сданные обучающимся в любом из учреждений – членов
консорциума. Очевидно, в перспективе такие виртуальные
образовательные учреждения в скором времени должны
появиться и в России.
3. Классификации форм по системам обучения
(систему обучения можно определить как механизм
организации обучения в пределах целостной образовательной
программы – Начального образования, общего среднего
образования, высшего образования и т.д.):
3.1. Классификация по участию или неучастию
педагога (педагогов) в процессе учения:
3.1.1. Самоучение (самообразование) – целенаправ-
ленная учебная деятельность, управляемая самой лично-
стью без участия педагога. Основными формами самоуче-




75
ния являются: изучение литературы – учебной, научной,
художественной, и т.д., а также прослушивание лекций, до-
кладов, концертов, фонограмм, консультации специалистов,
просмотр спектаклей, конофильмов, посещение музеев, вы-
ставок и т.д., а также различные виды практической учебной
деятельности – опыты, эксперименты, самостоятельное ов-
ладение теми или иными видами работ, орудиями труда и т.п.
Самоучение – составной компонент системы
непрерывного образования – выступает, в том числе, как
связующее звено между базовым общим и
профессиональным образованием и периодическим
повышением квалификации и переподготовки специалистов.
3.1.2. Самостоятельна учебная работа – можно
сказать высшая форма учебной деятельности [20] (также, как
и самоучение). А. Дистервег писал: «Развитие и образование
ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью, собственными силами,
собственным напряжением. Извне он может получить только
возбуждение …» [16, с.118].
Самостоятельная работа определяется как
индивидуальная или коллективная учебная деятельность,
осуществляемая без непосредственного руководства педагога,
но по его заданиям и под его контролем. По формам
организации самостоятельная работа может быть
фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание,
например, пишут сочинение; групповой – для выполнения
учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы
(по 3–6 человек); парной – например, при проведении
наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном
кабинете; индивидуальной – каждый обучающийся
выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на
заданную тему. Самостоятельная работа может проходить в
классе (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время
внеклассных и внешкольных мероприятий (на пришкольном
опытном участке, в уголке живой природы, на экскурсии и
т.д.), дома.




76
Наиболее распространенные виды самостоятельной
работы: работа с учебником, справочной литературой или
первоисточниками, решение задач, выполнение упражне-
ний, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные
занятия, опытническая работа, конструирование, модели-
рование и т.д.
3.1.3. Учение с помощью педагога (педагогов). В свою
очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно
подразделить (классифицировать) на индивидуализированные
системы учения-обучения и коллективные системы.
3.2. Индивидуализированные формы (системы):
– Индивидуальная форма обучения. Она предполагает
работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто
на дому. В XVIII – XIX вв. эта форма обучения
практиковалась в семейном воспитании среди зажиточных
слоев общества в виде гувернерства, которое отчасти
возродилось и сегодня. В настоящее время индивидуальное
обучение служит формой дополнительной работы, чаще с
нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми,
кто в силу заболевания, инвалидности не может посещать
школьные занятия.
Кроме того, в индивидуальной форме строится
обучение в музыкальном образовании – учитель музыкальной
школы, преподаватель музыкального училища занимаются с
каждым учеником отдельно. Индивидуальное обучение
является единственной формы работы научного
руководителя, консультанта с аспирантами и докторантами.
– Индивидуально-групповая форма, когда ученики
разного возраста, уровня подготовленности собираются в
одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и
давая им задания, может обучать группу учащихся.
Индивидуально-групповая форма является сегодня, в
частности, основной в сельской малокомплектной школе.
Кроме того, она практикуется в ВУЗах в работе со студен-
тами старших курсов на выпускающих кафедрах, в курсо-
вом и дипломном проектировании, а также в работе руко-




<< Пред. стр.

страница 8
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign