LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




115
стороны, с постепенным усилением роли самоучения и
самостоятельной учебной работы обучающихся – с другой
стороны, и стремительным совершенствованием средств
обучения, в частности, информационных систем – с третьей
стороны, деятельность педагога все больше будет смещаться
от функций передатчика знаний к функциям развития
личности обучающихся, их личностного самоопределения,
порождения их личностных смыслов. А поэтому, все
бoльшие требования будут предъявляться к личностным
качествам педагога.

Рассматривая методы обучения, т.е. методы совместной
деятельности педагога и обучающихся, мы их все отнесли к
эмпирическим методам-операциям. Возникает вопрос – а что
же тогда будут представлять собой методы-действия (как
теоретические, так и эмпирические)?
Методами-действиями педагога является проектирова-
ние педагогических систем и их реализация в педагогических
технологиях. Поскольку вопросы организации деятельности
педагога выходят за пределы данной книги, то поговорим о
проектировании и реализации педагогических систем кратко,
в справочном порядке.
В педагогике часто употребляют понятие
«педагогическая система», вкладывая в него разный смысл.
Зачастую под педагогической системой понимают концепцию
воспитания личности, обоснованную и развитую тем или
иным ученым-педагогом – например, педагогические
системы Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлин-
ского и др. Поскольку формирование этих концепций
происходило в рамках определенных общественно-
исторических формаций и цели, специфика и ведущие
элементы этих формаций не могли не отражаться на взглядах
педагогов, то часто говорят о педагогических системах
первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального и
других обществ.
В тоже время понятие «педагогическая система» в том
смысле, в котором оно употребляется в последнее время,




116
наиболее часто связано с системным подходом к изучению
педагогических явлений.
С этих позиций под системой можно понимать и такой
сложный объект, как любое образовательное учреждение, так
как оно состоит из множества связанных между собой
элементов, упорядоченных по отношениям и
характеризующихся единством общих целей
функционирования. В том числе, педагогическую компоненту
можно считать педагогической системой, выделив в ней
следующие элементы: цели образования; содержание
образования; методы, средства, организационные формы
обучения и воспитания; педагоги (учителя, преподаватели,
мастера производственного обучения, воспитатели);
обучающиеся (учащиеся, студенты). Причем, главным,
системообразующим элементом педагогической системы
являются цели, а главным субъектом, для которого создается
и функционирует педагогическая система – обучающиеся
(учащиеся, студенты).
Цели, задаваемые педагогическим системам, образуют
иерархию целей.
Первый уровень целей – социальный заказ общества,
его различных социальных групп всем системам образования
на определенный общественный идеал личности как
человека, гражданина, профессионала.
Второй уровень целей – это уже образовательная цель
для каждой образовательной программы, для каждого типа
образовательных учреждений в отдельности, в которой
социальный заказ трансформирован в понятиях и категориях
педагогики.
Третий уровень целей – это те педагогические цели,
которые реализуются повседневно, на каждом занятии.
Реализация целей педагогических систем
осуществляется в ходе педагогического процесса.
Педагогический процесс обусловлен целями образования и
взаимодействием основных его компонентов: содержание
обучения; преподавание, т.е. деятельность учителя; учение
– деятельность учащихся, студентов; средства обучения.




117
Педагогическим проектированием называют
предварительную разработку деталей педагогических систем.
Термин «проектирование» пришел в педагогику из
технического знания. Там он означает создание
опережающего проекта того, что затем будет реализовано в
натуре, что называется «в металле». Как одно из направлений
развития педагогики стали разрабатываться идеи
педагогического проектирования и педагогических
технологий, в значительной мере как заимствование
подходов, применяющихся в технике и промышленном
производстве. Благодаря проектированию та или другая
педагогическая система становится как бы технологичной.
Объектом проектирования является в общем случае
педагогическая система как единство системы целей
образования и всех факторов педагогического процесса,
способствующих достижению этих целей. Причем,
педагогические системы можно рассматривать на разных
уровнях: педагогическая система всей российской школы,
педагогическая система конкретного образовательного
учреждения, педагогическая система каждого конкретного
учителя, педагогическая система отдельного предмета, темы,
конкретного занятия и т.д. То есть мы имеем дело с иерар-
хией педагогических систем.
Главное отличие проектирования любой педагогичес-
кой системы от обычного, традиционно принятого планирова-
ния учебно-воспитательной работы заключается в том, чтобы
самым детальным образом задать образовательные цели
педагогической системы на диагностической основе. Это
означает вполне определенное, однозначное описание целей,
задание способов их выявления, измерения и оценки сте-
пени их реализации. Проектирование педагогической систе-
мы предполагает возможность с помощью разработанных
диагностических процедур систематического на каждом
учебном занятии контроля и оценки достижения этих
детально спроектированных образовательных целей.
Следующая задача проектирования педагогической
системы – это построение на основе определенной системы




118
образовательных целей соответствующих педагогических
технологий. Понятие «технология» пришло в педагогику, так
же как и «проектирование», из сферы материального
производства.
Основная идея технологического подхода в
проектировании педагогических систем заключается в том,
чтобы детально спроектировать педагогический процесс во
всех его составляющих компонентах – содержании, методах
учения и преподавания, в средствах обучения таким образом,
чтобы гарантированно получить требуемый результат –
достижение запроектированных образовательных целей.
Таким образом, педагогическую технологию можно
определить как запрограммированный (алгоритмизиро-
ванный) педагогический процесс, гарантирующий
достижение запроектированных образовательных целей.
Педагогических технологий может быть много: в
зависимости от назначения педагогических систем, от
исходных научных, педагогических, дидактических,
методических концепций, от целевых установок
разработчиков и т.д.
Несколько слов о соотношении понятий «дидактика»,
«методика», «педагогическая система», «педагогическая
технология». Дидактика является общей теорией обучения,
рассматривая всю совокупность проблем, целей, содержания,
форм и методов преподавания и учения, средств обучения.
Методика – это «частная дидактика», т.е. теория обучения
конкретному курсу, предмету. Та или иная конкретная
педагогическая система строится, проектируется на основе
конкретизации положений дидактики, методики
применительно к данным конкретным целям и условиям
обучения.
Педагогическая технология является процессуальной
подсистемой педагогической системы.
Таким образом, педагогические технологии относятся
к эмпирическим методам-действиям обучения. Но воз-
никает вопрос – а где же эмпирические методы-действия
учения? Эмпирические методы-действия учения – это,




119
очевидно, такие же учебные технологии, как системы
условий, форм, методов, средств для достижения целей
учения – ведь каждый человек, начиная с ребенка, учится по-
своему, со своими специфическими особенностями, со своей
автодидактикой. Но, к сожалению, проблема учебных
технологий вообще никак не исследовалась.

3.3. СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как известно, средства – это то, с помощью чего,
посредством чего осуществляется деятельность и действия.
Как и в любой человеческой деятельности средства учебной
деятельности можно классифицировать по пяти группам:
материальные, информационные, языковые, логические,
математические.
Материальные и информационные средства – это, в
традиционном понимании, средства обучения – игрушки (в
раннем возрасте), учебное оборудование, учебно-наглядные
пособия и т.д. Характерно, что на ранних стадиях развития
человечества – в традиционном и ремесленном типах
организационной культуры специальных средств обучения,
очевидно, вообще не было – обучение проводилось на
реальных производственных орудиях – сохах, молотках,
топорах и т.п. Или же манускрипты, рукописные церковные
книги и т.д. использовались одновременно как по своему
прямому назначению так и, попутно, в целях обучения. За
исключением, очевидно, игрушек, которые издревле являлись
макетами и моделями орудий труда, предметов быта, а также
людей и животных. Учебная книга как основное средство
обучения появилась уже в научном типе организационной
культуры с появлением книгопечатания. В рамках научного
типа организационной культуры впоследствии стали
интенсивно развиваться и другие средства обучения –
наглядные пособия, макеты и модели и т.д., а в ХХ в. –
технические средства обучения – кино, телевидение,
компьютеры и т.п.




120
Но материальные и информационные средства
обучения специально создаются другими людьми – не самими
обучающимися – издательствами, специализированными
заводами, компьютерными фирмами и т.д. – за исключением
тех редких случаев, когда наглядные пособия, макеты и т.п.
создаются самими обучающимися (например, в качестве
практических учебных заданий).
Все остальные средства учения – языковые,
логические, математические осваиваются самими
обучающимися в ходе самой учебной деятельности.
Языковые средства: естественные родной и иностран-
ные языка, ряд специальных языков: язык чертежа, элек-
трических схем, дорожных знаков и т.д.; а также специ-
фические научные языки: математики, физики, химии и
т.д. и языки искусства. Все эти естественные и искусствен-
ные языки являются средствами учения. Начиная с род-
ного языка. Родной язык для ребенка является одним из
первых обретений в его социализации и наследовании че-
ловеческой культуры. На основе родного языка формиру-
ется и развивается мышление ребенка, в том числе поня-
тийное, логическое мышление, развивается его сознание
и самосознание, развивается общение с другими людьми,
осваиваются другие языки и все учебные курсы. Развитие
родного и других языков имеет важное значение на про-
тяжении всей жизни: во-первых, язык человека – это его
лицо, показатель его уровня культуры – вспомним из-
вестную пьесу Б. Шоу «Пигмалион». Во-вторых, языки
любому человеку необходимы как средства продолжения
образования на протяжении всей жизни, чтобы иметь воз-
можность изучать любую науку, осваивать любую дея-
тельность.
Логические средства. Вслед за языком и параллельно
с ним у ребенка формируются логические средства
деятельности, в том числе учебной деятельности. Логическое
(так называемое словесно-дискурсивное) мышление является
высшим уровнем мышления человека, которое формиру-
ется постепенно, через наглядно-действенное (в самом




121
раннем возрасте) и образное мышление и заключается в
умениях ставить, осознавать вопросы, находить пути их
выяснения, выполнять для этого необходимые мыслительные
операции (см. подраздел о методах) и делать правильные
умозаключения.
Математические средства. Формирование
математических средств учения начинается с формирования у
детей представлений о числе и умении счета и продолжается
как в процессе изучения самой математики, так и в других
учебных дисциплинах, где применяется тот или иной
математический аппарат. Следует отметить, что традиционно
сложилось деление людей, начиная с детского возраста, на
«естественников», «технарей», якобы способных к изучению
математики, с одной стороны, и на «гуманитариев», якобы не
способных к изучению математики, – с другой. Но такое
деление приводит к совершенно разному образованию этих
двух «категорий» людей: парадокс заключается в том, что
при необходимости «технарь» может стать «гуманитарием» –
таких примеров множество. «Гуманитарий» же поменять свой
профиль на математический, естественнонаучный, техни-
ческий не может в принципе – он не владеет необходимыми
математическими средствами. Наверное, это указанное
деление людей не может продолжаться бесконечно – в новой
эпохе, очевидно, со временем математические средства
станут необходимыми всем специалистам.
Между тем, развитие у обучающихся языковых,
логических и математических средств учебной деятельности
представляет собой довольно интересную и практически не
исследованную проблему. Поясним, что имеется в виду: не
изучение родного, иностранных и других языков самих по
себе, а именно развитие языковых средств дальнейшего
учения обучающегося; не формирование у учащихся
логического мышления самого по себе, а развитие логических
средств их дальнейшего учения; и т.д.




122
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ

Принципиально важным для методологии как учения об
организации деятельности является вопрос о распределении
деятельности (и действий) во времени, т.е. об организации ее
временнoй структуры.
Организацию процесса учебной деятельности (ее
временную структуру) мы попробуем рассмотреть в логике
современного проектно-технологического типа организа-
ционной культуры. Собственно, в последние годы ее идеи и
подходы стремительно проникают в систему образования –
ведь такие широко распространившиеся понятия как
«образовательный проект», «образовательная программа»,
«технологии» (образовательные, педагогические, обучающие
и т.д.), «педагогическая диагностика», «критерии качества» и
т.п. – и являются уже атрибутами проектно-технологической
культуры.
Процесс учения мы будем рассматривать в данной
главе в логике проектов как конкретных завершенных циклов
учебной деятельности. Напомним, что проект определя-
ется как «ограниченное во времени целенаправленное из-
менение отдельной системы с установленными требовани-
ями к качеству результатов, возможными рамками расхо-
да средств и ресурсов и специфической организацией» [8].
С позиций обучающегося учебно-образовательными
проектами являются в современной интерпретации образова-
тельные программы (если не считать обучения и воспи-




123
тания детей в самом раннем возрасте – в семейном
воспитании, которое, как правило, родителями не
проектируется, не выделяется в виде конкретных проектов, а
осуществляется интуитивно). Образовательные программы:
дошкольного образования, общеобразовательные
(начального, основного и полного среднего), начального,
среднего, высшего и послевузовского, профессионального
образования охватывают достаточно длительные отрезки
времени и для обучающегося являются полными,
завершенными циклами учебной деятельности –
инновационной, продуктивной. То есть, образовательная
программа отвечает всем признакам проекта.
Каждый проект, как известно, включает три фазы: фазу
проектирования (целеообразования), технологическую фазу
(целевыполнения), рефлексивную фазу (контроля, оценки и
рефлексии). Специфика учебно-образовательного проекта
заключается в том, что участие обучающегося в
проектировании процесса обучения, в целеобразовании, как
уже говорилось, крайне ограничена, особенно в младших
возрастах – проектируют образовательную программу другие
люди: разработчики содержания образования на
федеральном, региональном и местном уровнях, авторы
учебников и т.д., а также учителя, преподаватели, поскольку
каждый педагог вносит в содержание обучения свою
личностную интерпретацию.
Отстраненность обучающегося от построения целей
обучения, очевидно, явление объективное и неизбежное.
С рождения и до окончания основной школы обучающий-
ся почти не имеет возможности выбора (за исключением
элективных курсов и дополнительного образования в
кружках технического творчества, в музыкальных, худо-
жественных, спортивных школах и т.п.). После окончания
основной школы обучающийся может выбирать образо-
вательную траекторию – продолжить образование в
средней школе с тем или иным профилем, или пойти в
профессиональное училище, колледж и т.п. на ту или иную
специальность. И так далее. В частности то, что сегодня




124
много внимания уделяется личностно-ориентированному
образованию, означает возможность для обучающегося
выбора образовательной траектории в имеющемся наборе
образовательных программ (а также, в более дробном
варианте – подпрограмм).
Даже после окончания профессионального
образовательного учреждения, в том числе высшего, в
системе повышения квалификации цели и содержание
обучения задаются, в основном, извне – другими людьми. И
только в режиме самообразования обучающийся имеет
полную свободу выбора и может самостоятельно определять
цели учения: что ему учить, сколько, когда, как и т.д.
Тем не менее, в последние годы появилась
положительная тенденция информирования обучающихся об
образовательных программах – что они собой представляют в
целом и в частностях, каковы их возможности и т.д., а так же
обеспечение обучающихся программными руководствами по
изучаемым курсам – заблаговременное обеспечение их
учебными программами (чего традиционно не делалось –
учебную программу всегда держал в руках и в голове
учитель, преподаватель, но не обучающийся), всеми
домашними заданиями по всему курсу, программами
экзаменов и т.д. для того, чтобы обучающийся мог
планировать свою учебную деятельность на достаточно
длительный период (см., например, [4]). Кроме того, во
многих школах, муниципальных системах образования стали
применяться так называемые «образовательные карты»,
содержащие информацию о возможных образовательных
маршрутах. С обучающимися организуются игры-

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign