LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

называемая «визуальная педагогика» отличается тем, что
обучающийся при этом пассивен – он должен «глотать, что
дают».
5. Развивающее обучение (название, естественно,
условно – другие методические системы также развивают
обучающихся) – методические системы, направленные, в
первую очередь, на развитие абстрактного, творческого
мышления учащихся. Наибольшую известность получили
две системы развивающего обучения: Л.В. Занкова;
Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Обе они детально
разработаны для применения в начальной школе.
Система Л.В. Занкова основана на принципах: обучения
на высоком уровне трудности, приоритет и ведущая роль
теоретических знаний, высокий темп изучения материала.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и
В.В. Давыдова основывается на близких, но несколько иных
принципах: дедуктивный способ изучения материала,
высокий уровень его абстрагирования, нацеленность на
формирование теоретических знаний и теоретического
мышления учащихся на основе содержательного анализа,
планирования, рефлексии.




106
6. Программированное обучение. Как известно, суть
этой системы обучения заключается в том, что все обучение
ведет не педагог непосредственно. Оно осуществляется на
основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах:
машинном (преимущественно через компьютеры) или
безмашинном (программированные учебники, комплекты
карт и др.). При составлении программ четко формулируются
цели, проводится логическая проработка содержания,
выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические
связи, устраняется описательный и второстепенный материал.
Весь материал делится на небольшие, завершенные по
смыслу отрезки (шаги, порции), обеспечивается их
проработка по заранее составленным рациональным
алгоритмам, осуществляется пошаговый контроль,
своевременная коррекция, исправление ошибок, если они
допущены.
В программированном обучении снимаются многие
трудности, органически присущие сообщающему обучению.
В то же время программированное обучение целесообразно
далеко не на всяком материале. Малопригоден для такого
обучения материал эмоционально-образный, описательный,
да и любой иной материал, если он по характеру целостный, а
дробление затрудняет восприятие и усвоение целостности.
Рассматриваемая система обучения менее эффективна в
воспитательном плане: во-первых, в виду того, что ведущие
мировоззренческие идеи теряются в общей последова-
тельности строгого (без повторений) изложения информации,
и, во-вторых, из-за того, что снижается непосредственное
влияние личности педагога. В программированном обучении
усиливается индивидуализация, но зато резко снижается, если
вообще не ликвидируется, коллективность обучения.
Наконец, в этой системе, так же как и в сообщающей, слабо
развиваются творческая активность и самостоятельность
обучающихся.

Следующая группа методических систем уже будет
относиться к современному проектно-технологическому




107
типу организационной культуры, поскольку они
предполагают организацию учебной деятельности по типу
или с элементами проекта, в частности, наличия нескольких
этапов его проектировочной фазы: определение целей,
моделирование (например, в проблемном обучении
существенным компонентом выступает построение
познавательных моделей – гипотез), принятие обучающимся
решения, построение программы действий; технологической
(исполнительской) фазы – реализация программы действий;
рефлексивной фазы – контроль, оценка результатов и
рефлексия.
7. Проблемное обучение. Для этой методической
системы характерно то, что знания и способы деятельности
не переносятся в готовом виде, не предлагаются правила
или инструкции, следуя которым обучающийся мог бы
гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а
задается в формах проблемных ситуаций. Подобный под-
ход обусловлен, во-первых, современной ориентацией
образования на воспитание творческой личности; во-вто-
рых, проблемным характером современного научного
знания; в-третьих, проблемным характером современной
человеческой практики, что особенно остро в нынешней
нестабильной жизни; в-четвертых, закономерностями
развития личности, человеческой психики, в частности
мышления, интереса и воли, формируемых именно в
проблемных ситуациях.
Виды проблемного обучения разнообразны. При
использовании проблемного изложения задачу ставит и
решает педагог, а учащиеся как бы присутствуют в открытой
лаборатории поиска, понимая, соучаствуя, выдвигая свои
соображения и формируя свое отношение к изучаемому.
Частично-поисковый (эвристический) метод проблемного
обучения предполагает уже активное вовлечение
обучающихся в процесс решения проблемы, разбитой на
подпроблемы, задачи, вопросы. Процесс деятельности,
протекающий в виде решения задач, беседы, анализа
ситуаций, направляется и контролируется педагогом.




108
Исследовательский метод проблемного обучения требует
наиболее полной самостоятельности обучающихся. Его
качественная особенность – в постепенном переходе от
имитации научного поиска к действительно научному или
научно-практическому поиску.
Формы и методы проблемного обучения разнообразны:
проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная
лекция, разбор практических ситуаций, диспут,
собеседование, игра, в том числе деловая и т.д.
Достоинством проблемного обучения является
непосредственная его направленность на развитие у
обучающихся творческой активности, самостоятельности
мышления, учебного интереса и т.д. В то же время оно имеет
и существенные недостатки: оно применимо не на всяком
учебном материале, а только на таком, который допускает
неоднозначные подходы, оценки, толкования; оно требует
значительно больших временных затрат, чем при
сообщающем обучении; для его применения необходим
определенный «стартовый» уровень знаний, умений и общего
развития обучающихся.
8. Задачная (поисково-исследовательская) система
обучения представляет собой поэтапную организацию по-
становки учебных задач, выбора способов их решения, ди-
агностики и оценки полученных результатов. Логика струк-
турирования таких задач может быть разной: от простого к
сложному, от теоретического к практическому или наоборот.
Сущность задачного обучения состоит в том, чтобы
построить обучение как систему задач и разработать средства
(предписания, приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь
учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач
(сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способы
сделать разрешение проблемных ситуаций (заключенных в
задачах) личностно-значимыми для обучающихся, в-третьих,
научить их видеть и анализировать проблемные ситуации,
вычленять проблемы и задачи.
В задачной системе обучения выделяются две большие
группы методов:




109
а) логические методы – это методы, в которых
преобладают логические правила: анализа, сравнения,
обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;
б) эвристические методы решения задач, которые
задают наиболее вероятные стратегии процесса решения,
стимулируя при этом интуитивное мышление обучающегося
и генерирование новых идей. К эвристическим методам
относят метод «мозгового штурма», метод синектики, метод
инверсии, метод эвристических вопросов и др. [41 и др.]
9. Продуктивная (критериально-ориентированная)
система обучения. Особенности этой системы в том, что она
ориентирована на достижение конечного результата обучения
(«продукта») по заранее четко установленным критериям.
Разные авторы называют эту систему по-разному:
продуктивное обучение (см., например, [56]), критериально-
ориентированная система или система полного усвоения (см.,
например, [18]).
В традиционном учебном процессе всегда фиксированы
параметры условий обучения (одинаковое для всех учебное
время, способ предъявления информации и т.д.).
Единственное, что остается незафиксированным, – это
результаты обучения, которые характеризуются заметным
разбросом.
Американскими психологами Дж. Керролом и Б. Блу-
мом было предложено сделать постоянным, фиксированным
параметром именно результаты обучения. В таком случае
параметры других условий обучения будут меняться ради
достижения всеми учащимися заданного результата-
критерия.
На основе подхода американских психологов, а также
исследований российского ученого В.П. Беспалько была
разработана система критериально-ориентированного обуче-
ния, которую также называют системой полного усвоения, так
как ее исходным моментом является установка, что все
ученики способны усвоить необходимый учебный материал.
Логика построение этой системы следующая: сначала
создается полное описание результатов обучения («про-




110
дукта»). Когда оно принимается, наступает второй этап:
полное описание стратегии и тактики формирования
продукта – рассмотрение целей и задач в смысле
последовательности, чтобы было понятно, что и в каком
объеме делать на каждом этапе. При этом, естественно,
необходимо знать, как идет формирование заданных качеств,
для чего вводится постоянный мониторинг (наблюдение) и
поэтапная диагностика.
10. Система проективного обучения. Автор этой
системы Г.Л. Ильин [22, 23] называет ее проективным
образованием – но, по сути это – система обучения. Эта
система может быть использована, очевидно, пока что в
высшей школе и в образовании взрослых. Но она весьма
интересна, оригинальна и имеет, думается, большие
перспективы.
Центральным звеном проективного обучения является
проект – замысел решения проблемы, имеющей для
обучающегося жизненно важное значение. Характерную его
особенность составляет отличие от уже существующих
решений и проектов. Стремление найти лучшее, свое
решение определяет основную мотивацию обучения.
Усваиваемое содержание обучения становится средст-
вом движения человека в будущее, реализации своего собст-
венного проекта жизненного пути. В этой связи наряду с
фундаментальной научной может использоваться и случай-
ная, несистематизированная и противоречивая информация.
Приведение ее в порядок, установление истинности и непро-
тиворечивости – забота самого обучающегося при направ-
ляющей и поддерживающей роли преподавателя. Обучаю-
щийся не только усваивает готовые представления и понятия,
но и сам добывает информацию и с ее помощью строит свой
проект.
Если знания обладают качествами истинности и
непротиворечивости, пишет Г.Л. Ильин, то информация – это
сведения любого характера, выражающие чаще всего мне-
ния говорящих, иногда сомнительной достоверности и,
как правило, не совпадающие или даже противоречащие




111
друг другу. В проективном обучении развивается
способность создавать и извлекать знания из получаемой
информации, т.е. использовать не только готовые знания, но и
«полуфабрикат», каким зачастую является информация. От
передачи «абсолютных истин» осуществляется переход к
ценностям и способам добывания студентом личностных
знаний, служащих порождению им собственного образа мира
и реализации жизненного проекта.
11. Система контекстного обучения (А.А. Вербицкий,
[9]). Обучение, построенное на моделировании предметного и
социального содержания осваиваемой обучающимися
будущей профессиональной деятельности. Контекст
профессионального будущего наполняет учебную
деятельность обучающихся личностным смыслом,
обусловливает высокий уровень их активности, учебной и
профессиональной мотивации. Контекстное обучение
реализуется посредством учебно-профессиональных и
профессиональных моделей, в том числе в формах игр.
12. Имитационная (моделирующая) система
обучения. Эту систему чаще всего называют «активными
методами обучения». Но это название не отражает ее
специфики, так как одно из требований к любому методу –
требование активности. Специфика же имитационной
системы состоит в моделировании в учебном процессе
различного рода отношений и условий реальной жизни.
Организация в процессе обучения деятельности
обучающихся, адекватной реальной общественной жизни,
превращает школу из школы учебы, оторванной от
реальности, в школу «жизни», школу деятельности, которая
обеспечивает ученикам естественную социализацию, делает
их субъектами своей деятельности и всей своей жизни.
Ориентация обучающихся в процессе такого «жизненного»
обучения в реалиях общественной, научной, культурной,
других областей позволяет им видеть перспективы своего
жизненного пути и, соответственно, планировать и осознанно
осуществлять развитие своих способностей.
Строго говоря, методов в моделирующей системе два:




112
– Анализ конкретной ситуации. Задается реальная
ситуация, которая имела те или иные последствия
(положительные или отрицательные). Обучающиеся должны
вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы
были условия, какие выбирались средства решения
проблемы, были ли они адекватны и почему и т.д. В данном
случае анализируется уже совершившееся действие;
– Решение ситуаций. Моделируется нерешенная
ситуация. Обучающиеся должны не только сформулировать
проблему, но, разделившись на группы, разобрать варианты
ее решения. Затем организуется «защита» решений,
коллективное обсуждение.
Часто к «активным» методам относят игры: организа-
ционно-деятельностные, деловые и т.д. Но учебные иг-
ры – это формы организации учебного процесса, которые мы
рассматривали выше. И эти игры (организационно-
деятельностные, деловые) проводятся указанными выше
методами: анализом конкретных ситуаций и решения
ситуаций.
Преимуществами имитационной (моделирующей)
системы обучения являются:
- деятельностный характер обучения (вместо
вебрального), организация коллективной учебной
деятельности. В такой деятельности формируются общение,
мышление, рефлексия;
- использование группы (коллектива) как средства
развития индивидуальности на основе оперативной
самооценки, самоконтроля каждого обучающегося, так как
коллективная деятельности представляет возможность
каждому участвовать в обсуждениях в той мере, в какой
каждому человеку позволяет его развитие: это может быть
позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и
т.д.
13. Информационная система. Последняя из
рассматриваемых методических систем – информационная
система – располагается как бы обиняком по отношению к
типам организационной культуры, поскольку информа-




113
ционное обучение может реализовываться в любой мето-
дической системе – от репродуктивного, догматического
до проективного. Название «информационная система»,
естественно, условно, поскольку все другие методы обу-
чения также несут информацию. Термин «информацион-
ный» относится не к обучению, а к техническим инфор-
мационным средствам: компьютерам, телекоммуникаци-
онным сетям и т.д.
Информационная методическая система охватывает
очень широкий класс методов:
- интерактивные обучающие системы, основанные на
мультимедиа, использующие одновременно текст, графику,
видео и звук, музыку в интерактивном режиме;
- гипертекстовые системы обеспечивают возможность
переходов по так называемым гиперссылкам, которые
представлены в виде специфического оформления текста
и/или графического изображения. Одновременно на экране
компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из
них определяет свой маршрут «путешествия». В
гипертекстовой системе пользователь перемещается по сети
узлов, содержимое которых отображается на экране
компьютера;
- использование в целях обучения информационных
телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернет
обеспечивает доступ к гигантским объемам информации,
хранящимся в различных уголках планеты. Интернет
предоставляет громадные возможности выбора источников
информации: базовая информация на серверах сети;
оперативная информация, пересылаемая по электронной
почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек,
научных и учебных центров, музеев и т.д.

Таким образом, мы рассмотрели основные типы
(методические системы) современного обучения. Однако в
«чистом» виде в реальных условиях они не существуют. Это
абстрактные модели, полезные для уяснения структуры,
характера и возможностей каждого вида обучения. В ре-




114
альных системах обучения выделенные типы и соответству-
ющие им методы обучения применяются в определенных
комбинациях, сочетаниях, взаимодополняют друг с друга, од-
нако чаще всего какой-то тип остается ведущим, доминиру-
ющим, а остальные элементы дополняют и обогащают его.
Мы рассмотрели основные существующие
эмпирические методы обучения (методы-операции) на основе
их систематизации, классификации, в том числе в их
систематизации по методическим системам. Теперь подведем
некоторые итоги. Во-первых, если сравнивать эмпирические
методы учения и методы обучения, то можно обратить
внимание, что методы обучения развиваются более
динамично – появляются все новые и новые методы и
методические системы, особенно в последнее время и, в том
числе, в связи с развитием техники – информационных
систем, СМИ и т.д. А методы учения по сути остаются
одними и теми же на протяжении многих десятилетий.
Это весьма интересный, но пока трудно объяснимый факт.
Во-вторых, каждый из методов и методических систем
имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Не
существует и, очевидно, и быть не может «универсального
метода». Обучение всегда строится на определенной
композиции методов с учетом конкретных целей, условий и
обстоятельств обучения.
В-третьих, в практике обучения имеют место все
методы и методические системы, относящиеся ко всем без
исключения типам организационной культуры. В то же время
общей тенденцией в использовании всей совокупности
методов обучения будет то, что применение методов и
методических систем, соответствующих более ранним типам
организационной культуры (репродуктивное, догматическое
обучение и т.д.) будет, очевидно, в перспективе смещаться на
все более ранние возрасты обучающихся, уступая место
методам и методическим системам, соответствующим более
поздним типам организационной культуры.
В-четвертых, другая тенденция заключается в том, что
с развитием современных методических систем – с одной

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign