LINEBURG


страница 1
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АССОЦИАЦИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»




А. НОВИКОВ




МЕТОДОЛОГИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




МОСКВА
2005
УДК 7456
ББК 7400


Новиков А.М.

Н73 Методология учебной деятельности. – М.: Издатель-
ство «Эгвес», 2005. - 176 с.




В книге, написанной академиком Российской академии
образования, доктором педагогических наук, профессором А.М.
Новиковым с позиций системного анализа в логике современного
проектно-технологического типа организационной культуры
раскрываются особенности, принципы и этапы учебной деятельности,
формы ее организации, методы и средства. Предназначена для
работников народного образования, а также студентов, аспирантов и
докторантов.




УДК 7456
ББК 7400




ISBN 5-85449-479-2 © А.М. Новиков
© Издательство «Эгвес», 2005, оформление




2
ВВЕДЕНИЕ
По прочтении названия книги: «Методология учебной
деятельности» у многих читателей, возникает вполне
естественный вопрос: «А что это такое?» Как-то исторически
сложилось, что слово «методология» употребляется в
сочетании с какими-то другими словами: «методология
науки», или «методология педагогики» и т.д. В предлагаемой
же книге речь пойдет о методологии учения, учебной
деятельности.
В педагогических науках исследователи нередко
проявляют удивительную малоосведомленность или вовсе
девственную неосведомленность о методологии. Нередко
бытует предубеждение против методологии, понимаемой
весьма упрощенно – как некоторой абстрактной области
философии, не имеющей прямого отношения ни к
конкретным научным исследованиям, ни к потребностям
практики.
Недостаточный интерес исследователя к вопросам
методологии объясняется также тем обстоятельством, что в
самой методологии остается много неясного в вопросах
соотношения методологических и теоретических проблем
науки, соотношения методологии и философии.
Тем более туманной, неясной наукой является
методология для практических работников образования. Эти
неясности имеют свои исторические причины. Чтобы понять
их суть и происхождение, рассмотрим сначала современное
общее определение методологии.
Методология (от метод и логия) – учение о
структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности (Советский энциклопедический словарь [67]).
Методология, система принципов и способов
организации и построения теоретической и практической
деятельности, а также учение об этой системе (Философский
энциклопедический словарь [74]).
Эти определения мы, пока условно, возьмем за основу
и будем временно ими пользоваться. В том числе с пози-




3
ций этих определений проанализируем сложившиеся в
литературе подходы.
Во-первых, методология вообще долгое время
рассматривалась дословно лишь как учение о методах
деятельности (метод и логос – учение). Такое понимание
методологии ограничивало ее предмет анализом
возможностей методов. Но такое трактование методологии
имело свои исторические причины: в условиях классового
общества, разделения труда на труд умственный и
физический (по К. Марксу), когда относительно небольшая
группа людей «умственного труда» задавала цели
деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда»
должны были эти цели исполнять, реализовывать, сложилась
классическая для того времени психологическая схема
деятельности: цель – мотив – способ – результат. Цель
задавалась человеку как бы «извне»: ученику в школе –
учителем, рабочему на заводе – начальником и т.д.; мотив
либо «навязывался» человеку так же извне, либо он его
должен был сам себе сформировать (например, заработать
деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким
образом, для большей части людей для свободного
проявления своих сил, для творчества оставался только один-
единственный компонент деятельности – способ: синоним –
метод. Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.
Во-вторых, традиционно сложилось представление,
что методология практически целиком относится к науке, к
научной деятельности. Вплоть до того, что до последнего
времени, когда звучало слово «методология», как бы не-
явно подразумевалось, что речь может идти лишь о
методологии науки вообще или о методологии какой-то конк-
ретной науки – педагогики, математики, химии и т.п. Но
научная деятельность является лишь одним из специфи-
ческих видов человеческой деятельности. На все другие
виды деятельности также должно распространяться поня-
тие методологии, в том числе понятие методологии прак-
тической деятельности, методологии учебной деятельно-
сти и т.д. В частности, в последние десятилетия, в первую




4
очередь, благодаря работам Г.П. Щедровицкого [50 и др.]),
стали формироваться группы специалистов, называющих
себя «методологами». Эти группы методологов стали в
различных регионах страны проводить так называемые
«организационно-деятельностные игры», как правило, с
коллективами работников образования, направленные в
основном на осмысление инновационной деятельности, что
принесло им довольно широкую известность (О.С. Анисимов,
Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.). Одновременно в
педагогической печати стали появляться публикации
ученых-педагогов, посвященные анализу и научному
обоснованию инновационной деятельности в образовании.
Это работы В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, В.С. Лаза-
рева, М.М. Поташника, В.С. Безруковой, В.И. Слободчикова
и др. [6, 32, 65, 66 и др.]. Так, по сути дела, в педагогике
стало формироваться новое направление – методология
практической педагогической деятельности.
Теперь вернемся к приведенным выше общим
определениям методологии. Эти определения верны, однако в
них имеет место некоторая расплывчатость. В первую
очередь, из-за наличия диады «теоретическая деятельность» и
«практическая деятельность» и возникает, очевидно,
множество разных толкований*. Так, некоторые авторы
рассматривают методологию как способ, средство связи
науки и практики (Краевский В.В.[27]). Другие авторы,
например Н.А. Масюкова [35] – как средство помощи науки
практике. И так далее.
Попробуем, следуя завету К. Пруткова «Зри в корень»,
дать определение методологии, очистив его от излишних
наслоений. А такое простое определение напрашивается само
собой.

*
Дело в том, что диады «теоретическая деятельность – практическая
деятельность» и «научно-исследовательская деятельность – практическая
деятельность» отнюдь не совпадают. Ведь любая практическая деятельность,
если она хоть как-то осмыслена субъектом, включает в себя теоретические
компоненты. А любое научное исследование, по крайней мере в своей
эмпирической части, будет содержать практические компоненты.




5
Методология – это учение об организации
деятельности. Такое определение никак не противоречит
определениям, приведенным выше, но зато однозначно
детерминирует предмет методологии – организация
деятельности. Этим определением мы и будем пользоваться
во всем дальнейшем изложением книги.
В то же время необходимо отметить, что, очевидно,
не всякая деятельность нуждается в организации, в
применении методологии. Как известно, человеческая
деятельность может разделяться на деятельность
репродуктивную и продуктивную (см., например, [25]).
Репродуктивная деятельность является слепком,
копией с деятельности другого человека, либо копией своей
собственной деятельности, освоенной в предшествующем
опыте. Такая деятельность, как, например, деятельность
токаря-операционника в любом механическом цеху, или
рутинная повседневная деятельность учителя –
«урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных
технологий в принципе уже организована (самоорганизована)
и, очевидно, в применении методологии не нуждается.
Другое дело – продуктивная деятельность,
направленная на получение объективно нового или
субъективно нового результата. Любая научно-
исследовательская деятельность, любая художественная
деятельность, если они осуществляются более или менее
грамотно, по определению всегда направлена на объективно
новый результат. Инновационная деятельность специалиста–
практика (учителя, врача, строителя и т.д.) может быть
направлена как на объективно новый, так и на субъективно
новый (для данного специалиста или для данной организации,
предприятия) результат. Учебная деятельность всегда
направлена на субъективно новый (для каждого
конкретного обучающегося) результат. Вот в случае
продуктивной деятельности и возникает необходимость ее
организации, т.е. применения методологии.
Если методологию мы рассматриваем как учение об
организации деятельности, то, естественно, необходимо рас-




6
смотреть содержание понятия «организация». В соответствии
с определением, данным в [67], организация – это:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность
взаимодействия более или менее дифференцированных и
автономных частей целого, обусловленная его строением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к
образованию и совершенствованию взаимосвязей между
частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих
некоторую программу или цель и действующих на основе
определенных процедур и правил.
В нашем случае мы используем понятие
«организации» в первом и во втором значении, т.е. как
процесс (второе значение), и как результат этого процесса
(первое значение).
При таком приведенном выше определении
методологии ее можно рассматривать очень широко – как
учение об организации любой человеческой деятельности: и
научной, и любой практической профессиональной
деятельности, и художественной, и религиозной, и игровой и
т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и
индивидуальной, и коллективной деятельности.
Если исходить из классификации деятельности по
целевой направленности: игра – учение – труд, то в сфере
образования можно говорить о:
- методологии игровой деятельности (имея в виду, в
первую очередь, детскую игру);
- методологии учебной деятельности;
- методологии трудовой, профессиональной
деятельности, которую, в свою очередь можно подразделить
на: методологию практической педагогической
(образовательной) деятельности и методологию научно-
педагогической исследовательской деятельности.
Отметим, что методология научно-педагогической
деятельности и методология практической образовательной
деятельности изложена нами в предшествующих моногра-
фиях [41, 43]. Методология игровой деятельности оста-




7
ется пока в замыслах автора. Данная же книга посвящена
методологии учебной деятельности (учения).
Теперь перейдем к конкретике вводного характера.
Методология, как уже говорилось, рассматривает
организацию деятельности (деятельность – целенаправленная
активность человека). Организовать деятельность означает
упорядочить ее в целостную систему с четко определенными
характеристиками, логической структурой и процессом ее
осуществления.
Логическая структура деятельности включает в себя
следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы,
средства, методы деятельности, ее результат.
Внешними по отношению к этой структуре являются
следующие характеристики деятельности: особенности,
принципы, условия, нормы.
Процесс осуществления деятельности мы будем
рассматривать в рамках проекта* как полного завершенного
цикла продуктивной деятельности, реализуемого в
определенной временной последовательности по фазам,
стадиям и этапам (временная структура организации
деятельности).
Поскольку методологию мы рассматриваем как учение
об организации деятельности, необходимо обратиться, в
первую очередь, к основным понятиям о ней.
Деятельность определяется как активное
взаимодействие человека с окружающей действительностью,
в ходе которого человек выступает как субъект,
целенаправленно воздействующий на объект и
удовлетворяющий таким образом свои потребности [60, с.95].
При этом субъект определяется в философии (см.,
например, [74, с. 661] как носитель предметно-практиче-
ской деятельности и познания (индивид или социальная

*
На сегодняшний день существуют два определения проекта: традиционное
и – проект как нормативная модель некоторой системы (проект здания, проект
самолета и т.п.) и современное – проект как целенаправленное изменение
некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее
специфическую организацию. Мы будем использовать второе определение.




8
группа); источник активности, направленный на объект.
Субъект с точки диалектики отличается присущим ему
самосознанием, поскольку он овладел в определенной мере
созданным человечеством миром культуры – орудиями
предметно-практической деятельности, формами языка,
логическими категориями, нормами эстетических,
нравственных оценок и т.д. Активная деятельность субъекта
является условием, благодаря которому тот или иной
фрагмент объективной реальности выступает как объект его
деятельности.
Объект в философии [74, с.453] определяют как то,
что противостоит субъекту в его предметно-практической и
познавательной деятельности. Объект не тождественен
объективной реальности, а выступает как та ее часть, которая
находится во взаимодействии с субъектом.
Рассмотрим основные структурные компоненты
деятельности.
Потребности определяются (см. например, [74, с.518])
как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для
поддержания жизнедеятельности организма человеческой
личности, социальной группы, общества в целом.
Биологические потребности, в том числе у человека,
обусловлены обменом веществ – необходимой предпосылкой
существования любого организма. Потребности социальных
субъектов, что в данном случае нас интересует – личности,
социальных групп и общества в целом зависят от уровня
развития данного общества, а также от специфических
социальных условий их деятельности.
Потребности конкретизируются, опредмечиваются в
мотивах, являющихся побудителями деятельности че-
ловека, социальных групп, ради чего она и совершается
[74, с.389 – 390]. Мотивация, то есть процесс побуж-
дения человека, социальной группы к свершению опре-
деленной деятельности, тех или иных действий, поступ-
ков, представляет собой сложный процесс, требующий
анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия ре-
шений.




9
ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Условия (организационные,
финансовые и др.)



Процесс Результат




ВНЕШНЯЯ
Социальный Потребности, Процесс целе-
заказ мотивы целеполагания выполнения
ВНЕШНЯЯ




СРЕДА
Оценка Критерии




10
КОРРЕКЦИИ
СРЕДА




Саморегуляция,
управление



ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Требования, нормы
(правовые, этические, Принципы
гигиенические и др.) деятельности


страница 1
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign