LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Железнодорожный
(1 ПМПК)
43
211
Дошк. - 190
Шк. - 43
Глуб.у/о - 2
Кировский
(1 ПМПК)
24
345
Дошк. - 337
Шк. - 15
Глуб. у/о - 5
Ленинский
(2 ПМПК)
98
486
Дошк. - 464
Шк. - 98
Глуб. у/о - 1
Октябрьский
(1 ПМПК)
418
629
Дошк. - 626
Шк. - 418
Глуб. у/о - 6
Орджоникидзевский
(2 ПМПК)
350
232
Дошк. - 176
Шк. - 350
Глуб. у/о - 1
Чкаловский
(1 ПМПК)
164
216
Дошк. - 197
Шк. - 151
Глуб. у/о - 5
ПМПК
(по слуху)
38
14
Дошк. - 14
Шк. - 38
ИТОГО
1900
2865
Дошк. - 2607
Шк. - 1559
Глуб. у/о - 25
Организация и содержание специального (коррекционного) образования г. Екатеринбурга осуществлялись в соответствии с региональным подходом к его развитию, сущность которого заключается в создании условий, гарантирующих равные права на получение образования детей независимо от возможностей и способностей.
Реализация данной задачи в 2002 году осуществлялась в системе через следующие результаты конкретной деятельности:
* введение в практику работы специальных (коррекционных) ОУ вновь разработанных региональных нормативно-правовых документов;
* организация и проведение итоговой аттестации выпускников СКШ г. Екатеринбурга в соответствии с требованиями МО и ПО СО;
* проведение лицензирования и аттестации МО и ПО СО всех С(к)ОУ города;
* ежегодная сертификация и приведение в соответствие с нормативными документами МО и ПО СО деятельности ПМПК; деятельности специальных (коррекционных) ОУ в части организации формы индивидуального обучения на дому;
* участие специалистов управлений образования Екатеринбурга в работе рабочей группы МО ПО СО по разработке нормативно-правовых документов регионального уровня;
* присвоение МОУ специальной (коррекционной) школе VIII вида № 123 г. Екатеринбурга статуса экспериментальной площадки МО и ПО СО для проведения исследований, связанных с социально-трудовой адаптацией умственно-отсталых детей-инвалидов;
* проведение серии областных семинаров на базе ОУ № 123 Кировского района на темы: "Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта" и на базе ОУ №220 Ленинского района " Содержание и организация обучения в специальном (коррекционном) ОУ VII вида;
* в целях обобщения опыта работы по социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования в РФ проведен педагогический марафон учителей образовательной области "Технология" специальных (коррекционных) школ г. Екатеринбурга по теме "Модернизация специального (коррекционного) образования в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья". В ходе марафона был обобщен опыт работы ОУ № 31,VI вида по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, выявлены проблемы и обозначены пути их решения в условиях модернизации образовательного комплекса г. Екатеринбурга.
45
Для разностороннего развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья широко использовались возможности системы дополнительного образования. В образовательных учреждениях организованы кружки коррекционной направленности: декоративно-прикладного творчества, художественно-эстетического, спортивного, танцевального и других направлений.
Коллективы специальных (коррекционных) образовательных учреждений широко участвуют в ежегодных районных, городских фестивалях "Дорога удачи" и "Город друзей", региональном фестивале "Мы все можем", творческих выставках. Коллектив театра мимики и жеста ОУ № 126 стал лауреатом второго регионального фестиваля детских и юношеских коллективов "Радуга талантов" в г. Тобольске, танцевальная студия "Жест" ОУ №139 лауреатом областного фестиваля "Уральские звездочки".
Особое внимание направлено на развитие физкультуры и спорта, здоровьесберегающих технологий в учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. С октября по май 2002 года проходила городская спартакиада по нескольким видам спорта (кросс "Золотая осень", мини-футбол, зимний футбол, "Веселые старты", "Чудо - шашки", лыжные гонки, настольный теннис, конькобежные соревнования, легкоатлетическая эстафета, дартс), в которой приняли участие 850 учащихся специальных (коррекционных) школ. Семь учащихся ОУ № 89 являются членами сборной области, а трое - сборной России по спортивному ориентированию, учащийся 9а класса Виктор Дингес завоевал золотую медаль на чемпионате Европы (Венгрия) по спортивному ориентированию, учащиеся этой школы принимали участие в XIX Всемирных летних играх в Италии среди глухих детей. В 2002 году учащиеся С(к)ОУ № 73, 172, 123 принимали участие в спортивно- оздоровительных мероприятиях по программе "Специальная олимпиада" и были награждены дипломами специального олимпийского комитета Свердловской области за участие во всех программах "Специальной олимпиады", по итогам соревнований дети будут защищать честь России на Всемирных специальных олимпийских играх в 2003 г. в Ирландии.
46
Много внимания уделяется проблеме оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья. В специальных (коррекционных) ОУ созданы все условия для психолого-педагогической и медицинской реабилитации: щадящий режим дня, сокращенное количество детей в классе (от 5 до 12 человек), в течение дня дополнительные прогулки, динамические паузы, наличие физиотерапевтических, массажных кабинетов, саун, бассейнов, ЛФК, кислородных коктейлей и фитобаров, комнат психологической разгрузки.
В период летних оздоровительных кампаний были оздоровлены (табл. 22):
Таблица 22
Организованные формы оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья в 2002 году
Организованные формы отдыха и оздоровления
2000-2001
2001-2002
Детские оздоровительные лагеря различных типов
354
460
Другие оздоровительные учреждения
20
299
Отдых за пределами Свердловской области
788
454
В санаториях- профилакториях
12
164
Всего отдохнуло
1162
1213
Важным критерием оценки эффективности деятельности специальных (коррекционных) ОУ является социализация их выпускников.
Особое внимание уделяется допрофессиональной ориентации и профессиональной подготовке учащихся специальных (коррекционных) ОУ. Прослеживается качественная организация допрофессиональной ориентации будущих выпускников СКШ и родителей на успешность в достижении поставленной цели в ОУ №№ 31, 158, 220 Ленинского района. Педагогами этих школ разработано и апробируется 11 образовательных программ: "Обувное дело", "Машинопись и делопроизводство", "Вязание", "Керамика и прикладное творчество", "Керамист", "Белошвейка", "Умелые руки", "Клубочки", "Музыкальные занятия", "Человек познает мир", "Слесарь-сборщик легких металлоконструкций". Все программы имеют сертификаты. Учащиеся этих школ проходят обучение на базе мастерских УК Минстроя России.
Существующая определенная изолированность системы специального (коррекционного) образования от системы общего образования обусловлена:
* несоответствием системы подготовки повышения квалификации педагогических кадров целям и задачам специального (коррекционного) образования, ориентации на "узкого" специалиста;
47
* неготовностью ряда педагогов осуществлять коррекционную деятельность, реализовывать индивидуально ориентированные образовательные и реабилитационные программы;
В 2002 г. в системе специального (коррекционного) образования г. Екатеринбурга Управлением образования города были созданы необходимые условия для решения данных негативных тенденций:
1. В рамках ассоциации педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений города проведены серии совещаний и семинаров-практикумов для руководителей специальных школ, учителей-логопедов, учителей-дефектологов:
* создана система городских методических объединений логопедов на тему "Инновационные технологии в работе логопедов";
* проводятся семинары для руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, раскрывающие проблемы и пути решения лицензирования и аттестации образовательных учреждений, нормативно-правовой обеспеченности и проблемы программно-методического обеспечения процесса управления, организации научно-методической работы в СКШ;
* для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений были проведены семинары-практикумы. Например, для учителей-логопедов города проведены мастер-классы: учителя-логопеда ОУ №176 Е.Н. Приходько на тему "Особенности речи детей с ЗПР: обследование, диагностика, коррекция", учителя-логопеда ОУ № 56 Т.Н. Рубцовой "Развитие оптико-пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"; мастер-класс для сурдопедагогов города "Нетрадиционные формы обучения и воспитания, коррекционно-развивающее сопровождение детей с нарушениями слуха", на базе РНПЦ "Бонум".
2. Центром "Развивающее обучение" проведены курсы повышения квалификации педагогов работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида в объеме 120 часов, на базе ОУ № 152 Ленинского района.
3. Педагоги общеобразовательных учреждений Октябрьского района, работающих на классах коррекции прошли курсы переподготовки на базе УрГПУ ИСО.
4. Систематическую и эффективную работу ведет Центр "Семья и школа" Верх-Исетского района по повышению профессионализма учителей-логопедов, педагогов-дефектологов через систему методических объединений, семинаров, самообразования. В работе с кадрами в районе сформирована система знаний по оказанию помощи в условиях школьных и дошкольных логопунктов, использованию в практике новых технологий коррекционно-развивающего обучения и воспитания ("Сценарные уроки по коррекции письменной речи у детей с ЗПР", нормализация речи заикающихся подростков "речь с рукой"), формируется система мероприятий по преемственности в работе педагогов специальных (коррекционных) групп ДОУ, усовершенствована система подготовки логопедов к работе в ПМПК.
48
В рамках ассоциации педагогов С(К)ОУ города на постоянной основе проводились совещания-семинары учителей-логопедов и учителей-дефектологов, на которых рассматривались инновационные технологии в области реабилитации детей с отклонениями в развитии, вопросы преемственности между специалистами ДОУ И ОУ.
Таким образом, можно констатировать, что в системе специального (коррекционного) образования г. Екатеринбурга наметилась устойчивая тенденция изменения целей, задач и содержания образования, обеспечивающая каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, право на получение образования с учетом глубины и структуры дефекта.

2.4. Образование и воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Для Екатеринбурга актуальна проблема правовой защиты детей и подростков. Растет число детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, отмечается ухудшение физического и психического здоровья детей, социальное сиротство, безнадзорность.
Ежегодно в Екатеринбурге без попечения родителей остается более 650 детей, причем большинство из них - это дети, родители которых лишены родительских прав. Большая часть из этих детей остались без родителей по решению суда (лишение или ограничение родительских прав), остальные изъяты из семьи по административному решению в связи с экстренной ситуацией, угрозой их жизни. В связи со значительными материальными и жилищными трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, увеличением случаев расторжения брака в последние годы наблюдается изменение социального состава сиротства, появление детей со сложными, комплексными видами отклонений, с разными формами задержки психического развития, с трудностями в получении образования, с проблемами в поведении (склонность к бродяжничеству, табакокурению, девиантное поведение).
49
Согласно Программе развития системы образования на 2000-2003 гг. профилактическая работа с учащимися "группы риска" в городе строится на комплексной основе:
* ведется персонифицированный учет детей, длительно непосещающих школу;
* в школах разработаны собственные программы работы с этой категорией учащихся.
Комплексный подход к решению проблем этой направленности приносит свои плоды. В 2001-2002 уч. году на 24% по сравнению с прошлым годом сократилось общее количество учащихся, оставленных на второй год. В течение 2002 года удалось вернуть в образовательные учреждения 54 учащихся, длительно непосещающих ОУ. В то же время анализ причин оставления на второй год учащихся в 2001-2002 уч. году показал, что у 34% учащихся непосещение занятий связано с отсутствием контроля со стороны родителей, у 39% - с нежеланием продолжать учебу в тех формах, которые предлагает школа для детей этой категории. Поэтому при разработке комплексной системы мер, направленных на систематическую поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в ходе августовской конференции руководящих и педагогических работников системы образования Екатеринбурга в 2002-2003 уч. году было принято решение в первую очередь обращать внимание на индивидуальный подход и активнее внедрять такие формы получения основного общего образования, как экстернат и семейное образование.
Много внимания уделяется работе по профилактике наркомании и токсикомании (зависимостей). Деятельность системы образования в этом направлении строится на Постановлениях Главы города Екатеринбурга от 17.11.99 № 1182 "Об активизации деятельности системы образования г. Екатеринбурга по профилактике наркомании, токсикомании и иных зависимостей среди детей и подростков" и от 12.02.2001 № 145 "О программе "Комплексная профилактика зависимостей в Екатеринбурге в 2001-2003 годах".
В 2002 году продолжался сбор информационных данных по образовательным учреждениям (ОУ) города; причем обобщенные данные используются в мониторинге ситуации по системе образовательных учреждений. В городе на базе 21 образовательного учреждения на уровне ученик-учитель-родитель работает экспериментальная площадка "Формирование развивающей и поддерживающей инфраструктуры ОУ как основного фактора профилактики медико-психологических и социально-педагогических дезадаптаций". На постоянной основе ведется обучение педагогов, учащихся и родителей по экспериментальной программе "Ресурсы здоровья" и создание районных методических объединений для педагогов, преподающих данный предмет. Результаты деятельности по данному направлению были обобщены в ходе VIII межрегиональной конференции "Спасение молодежи от наркомании".
50
Администрация города Екатеринбурга, Управление образования особое внимание уделяет решению проблем данной категории детей. В городе работает комплексная межведомственная программа "Дети-сироты", основной задачей которой стала координация усилий всех заинтересованных структур по созданию необходимых условий для образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2002 году в городе Екатеринбурге:
* велась работа по совершенствованию нормативной базы, которая сегодня является вполне достаточной для обеспечения условий реализации прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
* обеспечивались необходимые организационно-правовые условия обеспечения процесса выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из детских домов и школ-интернатов и их приема в учреждения профессионального, среднего педагогического образования.
Существующая сеть учреждений государственного воспитания включает девять муниципальных учреждений, в которых проживает 636 детей-сирот. Активную помощь детским домам оказывают Попечительские советы, которыми в 2002 году предоставлена реальная помощь учреждениям государственного воспитания на общую сумму более 5 млн. руб.
Принятые меры, направленные на формирование единой системы государственного воспитания в городе Екатеринбурге, позволили:
* обеспечить отслеживание участия школ, учреждений дополнительного образования, медицинских учреждений, административных органов в судьбе детей этой категории;
* создать условия, способствующие открытости детского дома местному сообществу, многообразию его социальных связей, активности в организации взаимодействия с социальными институтами и учреждениями.
Тем самым деятельность учреждений государственного воспитания города сегодня обеспечивает детям необходимый уровень личностного и профессионального самоопределения.
51
Нужно отметить, что в учреждениях государственного воспитания наметилась устойчивая тенденция изменения условий жизнедеятельности детей-сирот, способствующих их последующей социализации.
Управление образования понимает, что качественное образование является гарантией успешного социального становления человека, поэтому вопросам внедрения новых форм и методов обучения, отбора содержания образования соответствующего требованиям современности в учреждениях государственного воспитания уделяется особое внимание. Сегодня основная цель образовательного процесса в учреждениях государственного воспитания - помочь воспитанникам в социальной адаптации и интеграции в общество. Анализ образовательного процесса показал, что для оптимального психолого-педагогического сопровождения воспитанников создаются соответствующие условия: для сохранения и развития родственных связей организуется проживание детей небольшими группами; в детских домах бытовые условия приближены к домашним. В учреждениях вводятся домашние группы, патронатные семьи; дети проводят летние каникулы, праздники в семьях. Создаются условия для формирования навыков самообслуживания, потребительской культуры. В 2002 годах во всех детских домах города продолжалась реконструкция и перепланировка жилых помещений, формировалось индивидуальное пространство каждого ребенка, принимались меры к организации режима дня, способствующего раскрытию способностей воспитанников. В д/д №№ 10, 9, 3, "Малый Исток" разработан ряд воспитательных программ, способствующих нравственному и психическому оздоровлению детей. Система мониторинга реализации функций государственного опекуна руководителями учреждений государственного воспитания в 2002 году складывалась в процессе участия в аттестации и аккредитации учреждений государственного воспитания; инспектирования учреждений государственного воспитания, анализа информации о реализации прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемки учреждений государственного воспитания к новому учебному году. Руководителями учреждений государственного воспитания обеспечиваются необходимые и достаточные условия жизнедеятельности воспитанников детских домов, происходит переосмысление миссии государственного опекуна, связанной с ответственностью за самоопределение каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей. С целью осуществления контроля за деятельностью учреждений государственного воспитания Управлением образования в 2002 годах было проведено 92 выхода в учреждения этой категории. В ходе проверок анализировались не только условия проживания и обучения воспитанников, но работа администрации по выбору учебных программ, отслеживанию качества знаний учащихся и контроля за посещаемостью занятий воспитанниками.
52
В 2002 году три воспитанника детских домов поступили в высшие учебные заведения, пять человек продолжают образование в учреждениях среднего профессионального образования. Основная масса продолжает обучение в учреждениях начального профессионального образования. При этом зачастую отсутствие или наличие закрепленного за ребенком жилья становится определяющим фактором в профессиональном и жизненном самоопределении ребенка. Для решения этой проблемы в городе работает программа обеспечения детей-сирот жилплощадью, по которой квартиры получили 372 семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2002 году - 35 семей.
Много внимания Управление образования уделяет допрофессиональной ориентации учащихся этой категории. С 2000 года городской компьютерный центр ведет занятия с воспитанниками учреждений государственного воспитания по специализациям "Компьютерная верстка" и "Компьютерный дизайн", что, несомненно, оказывает влияние на профессиональное самоопределение определением в жизни этой категории учащихся. За время действия программы подготовку прошли более 40 воспитанников УГВ. К сожалению, случаев получения высшего и среднего профессионального образования не так много. Дальнейшее повышение качества образования детей тесно связано с укреплением их здоровья. Сегодня 90% воспитанников учреждений государственного воспитания имеют хронические заболевания. Поэтому одной из главных задач системы государственного воспитания является постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья детей этой категории. Во всех учреждениях государственного воспитания действуют медицинские блоки, полностью укомплектованные медицинскими кадрами: в них работает 19 штатных врачей и 40 медицинских сестер. Медицинскими работниками на постоянной основе проводятся углубленные медицинские осмотры, профилактические лечебно-оздоровительные мероприятия, ведется медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима. За 2001-2002 гг. курсы повышения квалификации прошел 31 медицинский работник (более 50%). В сохранении здоровья воспитанников учреждений системы большое значение имеет организация оздоровительной работы. 100% воспитанников учреждений государственного воспитания оздоравливаются в условиях загородных оздоровительных лагерей, а часть ежегодно выезжает за пределы Свердловской области. В 2002 году в санаториях на побережье Черного моря отдыхало более 150 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
53
Таким образом, характеризуя состояние положения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, можно отметить, что система учреждений государственного воспитания Екатеринбурга в 2002 году была нацелена на обеспечение гарантированности получения детьми качественного образования и неформальное отношение к проблемам предоставления права на получение образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что способствует последующему самоопределению воспитанников учреждений государственного воспитания.
В качестве наиболее актуальных для учреждений государственного воспитания задач на 2003 год можно выделить:
1) совершенствование системы мониторинга соблюдения законодательства в отношении социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) организационно-методическое сопровождение деятельности учреждений государственного воспитания;
3) совершенствование системы межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти, соответствующих организаций и служб в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) обеспечение эффективности деятельности по выявлению и учету детей школьного возраста, непосещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях оказания им помощи и получения ими обязательного общего образования.

2.5. Дополнительное образование детей
В 2002 году деятельность системы дополнительного образования была направлена на решение следующих задач:
* создание условий для самореализации учащихся во внеучебной среде;
* формирование и развитие у учащихся потребностей и склонностей к интеллектуальной и творческой деятельности;
* укрепление взаимодействия семьи и ОУ, усиления роли семьи в воспитании детей;
* создание условий для реализации принципа социального партнерства в образовании.
54
Учащимся предоставляется широкий спектр возможностей для самоопределения и самореализации в системе дополнительного образования (табл. 23). В течение 2002 года в городе работали 48 учреждений дополнительного образования с контингентом обучающихся 47 227 (в 2001 уч. году - 64 464 человек) детей и подростков. Изменения произошли в связи с приведением в соответствие с нормативными требованиями сети учреждений. Исключено из сети учреждений образования Объединение "Социум" Кировского района, подведомственное Управлению по делам молодежи, детские подростковые клубы Орджоникидзевского района по постановлению Главы города переданы из ведения Управления образования в ведение Управления по делам молодежи.
Дополнительное образование в 2002 году оставалось бесплатным, а значит доступным для всех детей города. Только 2% от общего количества кружков и секций учреждений дополнительного образования работало с привлечением средств родителей.
Таблица 23
Количество учреждений дополнительного образования по районам представлено следующим образом:
8
Железнодорожный район
7
Октябрьский
6
Орджоникидзевский
4
Кировский
3
Чкаловский
2
Верх-Исетский
2
Ленинский
11
Управление образования администрации города
5
Муниципальные оздоровительные лагеря
48
ИТОГО
При этом процент охвата обучающихся и воспитанников системой дополнительного образования от общего числа детей и подростков города составляет 63% (табл. 24):
Таблица 24
Численность детского населения г. Екатеринбурга, охваченного разными формами дополнительного образования в 2002 году
Город
В УДО
На базе ОУ
Итого

кол-во, тыс.чел.
%
кол-во, тыс.чел
%
кол-во, тыс.чел
%
62
28
48
35
110
63

55
В среднем по России этот показатель не превышает 40%.
Средняя наполняемость одного учреждения дополнительного образования составляет 1254 человека, в то время, как в ряде других территорий (например, по данным Челябинской, Пермской, Курганской областей) она колеблется от 500 до 800 человек. Такое увеличение количества обучающихся стало возможным за счет расширения филиалов учреждений дополнительного образования на базах общеобразовательных школ.
Реализация образовательных потребностей детей, развитие их способностей, их личностное и профессиональное самоопределение в системе дополнительного образования осуществляется через обеспечение разнообразия дополнительных образовательных услуг, выбор форм и видов образовательной деятельности на основе изучения и анализа потребностей, интересов и склонностей детей и подростков.
Анализ образовательных потребностей детей и родителей, проведенный Управлением образования города в 2002 году, выявил наличие следующих тенденций:
1) сохраняется стабильный интерес к естественнонаучному направлению, при этом все больше детей и подростков проявляют интерес к экологическому образованию, природоохранной деятельности;
2) возрастает потребность детей в углубленном изучении общественных дисциплин: количество детей, занимающихся в объединениях соответствующего направления, возросло почти в 1,5 раза;
3) растет интерес детей и молодежи к изучению психологии, музейного дела, к поисковой работе;
4) увеличилось количество детей и подростков, проявляющих интерес к вопросам здорового образа жизни, культуре семейных взаимоотношений.
В городской системе дополнительного образования особое место занимают спортивные школы Управления образования города. Из 15 спортивных школ семь имеют статус школ олимпийского резерва. Всего в них занимается более 13 тысяч учащихся.
Воспитанники спортивных школ Управления образования имеют высокие спортивные достижения на российских и международных соревнованиях. Победителями первенства и Чемпионата России в 2002 году стали воспитанники СДЮШОР № 1 - художественная гимнастика - Сессина Вера, пулевая стрельба - Воробьева Марина, Галкина Любовь; СДЮШОР № 18 - хоккей на траве, команда 14 человек; СДЮШОР № 17 - шахматы, Мотылев Александр, Насобин Алексей, Лысый Игорь; СДЮШОР "Юность" - плавание, Прилуков Юрий с рекордом Европы и России на 1500 метров - вольный стиль, Мингаждинова Динара, легкая атлетика - Грушенова Наталья, Петров Яков, Федорова Ольга, Федько Светлана, Голубь Анастасия, Липский Михаил; СДЮШОР № 19 - спортивная акробатика - Полетаев Иван, Привалов Александр, Чернов Михаил, Шапин Андрей, водные лыжи - Безгодова Ксения, Мусальник Михаил, конькобежный спорт - Первушин Борис, легкая атлетика - Уханов Павел, Изюменский Роман, Гайнетдинова Дарья, Черных Семен, Кульков Олег, Петрова Инна, орентирование спортивное - Ефремичев Владимир, Шелепова Ирина, Дингес Виктор, Ивлев Максим, тхеквондо - Микушин Евгений, Калинин Игорь.
56
Победителями Первенства и Чемпионатов Европы и Мира стали воспитанники СДЮШОР № 1 - художественная гимнастика - Мурзина Елена, Сессина Вера, пулевая стрельба - Галкина Любовь. СДЮШОР № 18 - хоккей на траве - Дутов Александр. СДЮШОР "Юность" - отделение плавания - Прилуков Юрий, конькобежный спорт - Скокова Юлия. СДЮШОР №19 - спортивная акробатика - Шапин Андрей, Чернов Михаил, легкая атлетика - Гайнетдинова Дарья.
В детско-юношеских спортивных школах города в 2002 году занималось 600 мастеров и кандидатов в мастера спорта. Более 100 учащихся являются членами основного и резервного составов национальной сборной России по различным видам спорта.
Одним из важных показателей, характеризующих качество физического воспитания в учреждениях дополнительного образования, является спортивно-массовая работа. Более 50% школьников города участвуют в соревнованиях районного и городского уровней. Лидерами в организации спортивно-массовой работы являются Орджоникидзевский, Кировский и Ленинский районы.
Эффективность организации образовательного процесса в системе дополнительного образования обусловлена тесным сотрудничеством науки и практики. Более 20 докторов и кандидатов наук работают сегодня в учреждениях Верх-Исетского, Кировского, Ленинского, Октябрьского, Орджоникидзевского районов. Высокий кадровый потенциал и научное руководство способствуют активному обновлению содержания, организационных форм и технологий деятельности. Статус федеральной экспериментальной площадки по эстетическому развитию детей присвоен Дому творчества школьников Октябрьского района. В связи с тем, что типовые программы дополнительного образования относятся к началу 80-х годов, качественные преобразования связаны и с созданием программ нового поколения. Педагоги городского Дворца творчества, Кировского и Октябрьского домов творчества являются неоднократными победителями конкурсов программно-методической продукции как в области, так и в России. Более 40 образовательных программ одного только Дома творчества Октябрьского района получили сертификат соответствия авторской программы. В практику работы учреждений дополнительного образования вошли выпуски методических и информационных сборников, публикации в средствах массовой информации. То, что Екатеринбург город одаренных детей подтверждают многочисленные заслуженные победы на всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях. Нельзя не отметить ансамбль песни и танца "Дударики" Верх-Исетского района, фольклорные и хореографические коллективы Железнодорожного района, цирковой коллектив "Арлекино" Кировского района, ансамбль танца "Веселинка" и фольклорный ансамбль "Уральская вечора" Ленинского района, балетную студию "Сильфида" Октябрьского района, ансамбли "Жалейка" и "Сударушка" Орджоникидзевского, балетную группу "Дивертисмент" Чкаловского района, концертный хор и коллектив авиамоделистов городского Дворца творчества.
57
В силу необходимости психологической поддержки детей, подростков и семьи важная роль в деятельности УДО принадлежит социально-психологическому направлению. 21 психолог, 19 социальных педагогов работают сегодня в службах социально-педагогической реабилитации в учреждениях дополнительного образования Кировского, Ленинского, Октябрьского, Орджоникидзевского, Чкаловского районов. Одно из учреждений Орджоникидзевского района так и называется Центр семьи и детского творчества. Психолого-педагогическое просвещение родителей, совместная досуговая деятельность, школы для родителей органично вошли в программу деятельности центра "Галактика" и центра "Новая Авеста" Верх-Исетского района.
Активно внедряется в практику дополнительного образования социально-педагогическое направление, охватывающее свыше 14 тысяч учащихся города. Только в Орджоникидзевском районе 17% подростков занимаются по программам, стимулирующим социальную активность и компетентность.
Система дополнительного образования Екатеринбурга способствует реализации образовательных потребностей детей, развитию их способностей, самоопределению и саморазвитию не только через обеспечение разнообразия спектра дополнительных образовательных услуг, но и форм и видов образовательной деятельности.
58
В 2002 году сохранилась тенденция расширения возможностей в получении образования через вариативность форм участия в образовательном процессе. Фестивали, конкурсно-массовые мероприятия, общественные движения и организации способствуют росту социальной активности, стимулируют мотивацию достижения образованности.
В районах города формируются дополнительные условия для профессионального взаимодействия педагогов в процессе фестиваля:
1) работа в программных комитетах и жюри, совместная разработка заданий фестиваля;
2) расширяется деятельность городских ассоциаций педагогов-предметников;
3) реализуются принципы социального партнерства: в процесс разработки содержательных оснований и проведение мероприятий фестиваля включаются специалисты Уральского отделения Российской академии наук, учреждений высшего профессионального образования, общественных организаций.
В 2002 году была продолжена работа по развитию патриотического и исторического самосознания, формированию у детей и молодежи чувства гражданственности. Программа месячника, посвященного Дню защитников Отечества, отличалась многообразием форм и направлений: конкурс детского изобразительного творчества, на который представлялись иллюстрации к литературным и музыкальным произведениям, прославляющим героев России; выставка "О подвигах, о доблести, о славе"; чествование ветеранов войн; учащиеся школ Екатеринбурга приняли участие в областном фестивале воспитанников кадетских школ-интернатов; открытом первенстве области по туризму "Школа безопасности"-2002; акции "Письмо из госпиталя", "Ветеран", "Милосердие".
По инициативе Управления образования города проводились мероприятия, направленные на формирование культуры семейных отношений молодого поколения. Празднование Дня матери свидетельствует о взаимодействии институтов семьи и образования. На конкурс детского творчества "Мама - солнышко в доме" были представлены литературные произведения, поделки и картины, созданные руками более 200 детей, самым юным участникам из которых едва исполнилось четыре года.
Второй год с целью реализации творческих способностей детей и подростков, создания необходимых условий для поддержки и развития детского творчества, мотивации педагогов на творческий подход к развитию дополнительного образования проводится в Екатеринбурге Фестиваль "Город друзей", Программа 2002 года отличалась тем, что ряд мероприятий проводился при поддержке администраций районов.
59
Фестиваль проходил с сентября по май 2002 года и включал ряд творческих конкурсов школьного, районного и городского уровней. В течение года в рамках фестиваля прошло 26 общегородских мероприятий, в том числе впервые состоялись Недели хореографии и вокала. Неделя спорта, слет юнармейских отрядов.
В целом в мероприятиях фестиваля приняло участие более 15 тысяч школьников, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Причем только в мероприятиях городского этапа было занято более пяти тысяч человек.
Количество образовательных учреждений - участников фестивальных мероприятий по районам представлено следующим образом (табл. 25):
Таблица 25
Число участников городского Фестиваля "Город друзей"
в 2002 году
Район
Всего ОУ, участвовавших в Фестивале
Процент участия от общего количества ОУ в районе
Верх-Исетский
18
62
Железнодорожный
24
100
Кировский
24
100
Ленинский
20
95
Октябрьский
22
88
Орджоникидзевский
26
81
Чкаловский
23
82
Управление образования
5
62


84
Особенно активно в фестивале принимали участие представители ОУ №№ 12, 75, 125, 60, 113, 59, воспитанники творческих коллективов ГДТУ, ДДТ Ленинского и Октябрьского районов, ЦДТ "Химмашевец".
110 участникам по итогам фестиваля были присуждены почетные звания Лауреатов Фестиваля. Семь победителей были удостоены премии Главы города "За особые достижения в творчестве" и семь участников получили Гран-при фестиваля "Поддержка юных дарований" - бесплатные путевки в один из оздоровительных центров черноморского побережья.
60

Заключение
Система действий Управления образования, органов управления образованием районов, педагогических коллективов образовательных учреждений в 2002 году была направлена на обеспечение реализации Закона РФ "Об образовании", реализацию основных направлений модернизации российского образования, что позволило зафиксировать следующие результаты:
1. В процессе стабильного функционирования образовательного комплекса города в 2002 году повысилась гарантированность прав граждан на получение качественного образования.
2. Повысился уровень правового сознания и правовой ответственности всех участников образовательного процесса.
3. Наметилась тенденция проявления социальной компетентности учащимися как гарантии их социальной защищенности, развития личной инициативы и гражданской ответственности.
4. Происходят качественные изменения в системе дошкольного образования, связанные с реализацией принципа доступности и адаптивности системы к уровням и особенностям развития детей.
5. Повышается качество основного и среднего общего образования. Изменения качества образования обусловлены системной деятельностью органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по реализации государственных образовательных стандартов (ГОС НРК). Формируются такие характеристики выпускников, как умение самостоятельно находить источники информации, рассуждать и аргументировать свои утверждения, осуществлять выбор и отстаивать собственную позицию, сравнивать, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи, продуктивно организовывать учебную деятельность.
6. Наметилась позитивная тенденция перехода от изоляции детей с ограниченными возможностями здоровья к интеграции в их среду здоровых детей.
7. Система дополнительного образования Екатеринбурга способствует реализации образовательных потребностей детей, развитию их способностей, самоопределению и саморазвитию не только через обеспечение разнообразия спектра дополнительных образовательных услуг, но и форм и видов образовательной деятельности.
Зафиксированное в 2002 году состояние системы образования Екатеринбурга предполагает расширение деятельности органов управления образованием всех уровней по следующим направлениям:
61
1) дальнейшее развитие содержания образования в соответствии с принципами государственной политики в области образования;
2) развитие условий, обеспечивающих общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
3) развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, обеспечение реализации законодательства в практической деятельности образовательных учреждений;
4) использование механизмов социального партнерства для совершенствования содержания и структуры системы общего образования, привлечения инвестиций в систему образования;
5) развитие условий, способствующих успешному социальному становлению воспитанников учреждений государственного воспитания;
6) совершенствование системы межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти, различных организаций и служб для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) повышение социального статуса работников образования, усиления их государственной и общественной поддержки;
8) развитие образования Екатеринбурга как открытой государственно-общественной системы в интересах личности, общества и государства.
62


<BASEFONT SIZE="3">
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Условия функционирования системы образования
г. Екатеринбурга в 2002 году 4
1.1. Социально-экономические условия функционирования
и развития системы образования 4
1.1.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение
системы образования 4
1.1.2. Реализация социальных гарантий в системе образования 7
1.2. Особенности сети образовательных учреждений
г. Екатеринбурга и перспективы ее развития 9
1.3. Кадровое обеспечение 13
1.4. Нормативно-правовое регулирование и система управления
образованием 18
1.5. Контрольно-аналитическая деятельность 20
Раздел 2. Развитие системы образования в 2002 году 26
2.1. Образование в период детства 27
2.2. Общее образование 30
2.3. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья 41
2.4. Образование и воспитание детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации 49
2.5. Дополнительное образование детей 54
Заключение 61
63


<BASEFONT SIZE="3">
Справочное издание
ИТОГИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА В 2002 ГОДУ
Годовой доклад
Редактор Г.П. Черепанова
Верстка: П.В. Маслов
ИД № 05224 от 28.06.01.
Подписано в печать 10.02.03.
Формат 60х841/16. Гарнитура Times New Roman.
Тираж 600.
Издательство Дома учителя. 620014, Екатеринбург, ул. Воеводина, 4.
Тел./факс: (3432) 71-41-57.
E-mail: izd.du@mail.ru



<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign