LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Как положительный результат следует рассматривать такие качества:
* использование учащимися дополнительных знаний;
* умение работать с книгой, оценивать окружающие явления;
* достаточный уровень речевых и коммуникативных умений;
* взаимосвязь личного опыта и социальных проблем;
* владение логикой изложения.
Около 78% выпускников основной школы планируют продолжать образование в школе III ступени (в 2001 году - 73%), около 22% (в 2001 году - 27%) планируют поступление в средние специальные учебные заведения, ОУ начального профессионального образования.
5-7% выпускников средней школы не планируют продолжать образование в 2002 году, а будут трудоустраиваться.
Таким образом, в городе сохраняется тенденция увеличения количества выпускников 9-х классов, продолжающих образование в средней школе. Фактором, повлиявшим на выбор выпускниками дальнейшей жизненной траектории, является целенаправленная работа Управления образования и образовательных учреждений города: широкое информирование учащихся и их родителей о веере образовательных возможностей, об особенностях образовательного процесса в школе III ступени, совместное обсуждение на конференциях, информационных днях вопросов профессионального самоопределения школьников, планомерная реализация Государственного образовательного стандарта (НРК), осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся в ходе образовательного процесса. Кроме того, по данным социологических исследований, проводившихся в этом учебном году, на принятие решения о поступлении в 10 класс оказывает влияние и платность обучения по ряду наиболее востребованных специальностей в учреждениях среднего и начального специального образования.
На территории Екатеринбурга силами районных межшкольных учебных комбинатов, центров образования и профильных классов в общеобразовательных учреждениях реализуется ряд программ допрофессиональной ориентации и профессиональной подготовки, по которым обучаются ежегодно около 19 000 учащихся 8-11 классов.
Самое серьезное внимание уделяется этой проблеме в Октябрьском, Чкаловском и Орджоникидзевском районах, где создана необходимая база в виде достаточного количества межшкольных учебных комбинатов и Центров образования. Так, например, в Октябрьском районе города Екатеринбурга реализуют программы профориентации и профессиональной подготовки - Центры образования №№ 222, 190, в Орджоникидзевском - Межшкольный учебный комбинат "Импульс" и Центр образования № 224, в Чкаловском - межшкольный учебный комбинат № 1 и Центры образования №№ 196 и 192. Межшкольный учебный комбинат Екатеринбурга (Городской компьютерный центр) обучает ежегодно более 1000 детей по программам профессиональной подготовки "Информационные технологии".
35
Работа по допрофессиональной ориентации и профессиональной подготовке учащихся ведется в системе по соответствующим направлениям Программы развития системы образования на 2000-2004 гг. Так в рамках Программы Управление образования в 2002 году организовало следующие общегородские мероприятия: специализированная выставка "Образование от "А до Я", информационная выставка "Абитуриент" совместно с муниципальным объединением библиотек, информационная программа "Марафон" совместно с ЕТОЗН.
Большую информационную направленность несут систематические занятия со старшеклассниками ОУ города по учебной дисциплине "Профессиональное самоопределение", которая поддержана программно-методическим комплектом "Карьера. Основы профессионального самоопределения учащихся". Курс позволяет сформировать у учащихся знания о себе как субъекте профессиональной деятельности, адекватность самооценки и уровня притязаний, устойчивые мотивы самореализации в трудовой деятельности, что в свою очередь приводит к уменьшению притока на рынок труда молодых людей, не имеющих представления о профессиях и не владеющих современными методами поиска работы.
Активно ведется информационная работа по проблемам профессионального выбора для старшеклассников образовательных учреждений в виде групповых консультаций. Особо нуждающиеся в помощи профконсультанта-психолога получают консультации в индивидуальном порядке. Зачастую в таких консультациях участвуют и родители подростков. Профконсультант дает информацию об учебных заведениях, особенностях приема в них, потребностях города, района в кадрах, правах выпускников школ при постановке на учет в службу занятости и т.д.
Система превентивной профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учреждений включает представление образовательным учреждениям информации о состоянии рынка труда, профессиях, пользующихся спросом в настоящее время. Комплект профессиограмм на СД-РОМах и соответствующая методика построения личного профессионального плана с электронно-диагностическим инструментарием позволяет определять сферу интересов и склонностей школьников.
36
Данные анкетирования учащихся показывают, что на формирование профессионального выбора выпускников в основном оказывают влияние родители и друзья, в меньшей степени учителя, рекомендации же специалистов учитываются в меньшей степени. На изменение акцентов в выборе образовательной траектории выпускниками основной школы влияют также социально-экономические факторы:
* рост востребованности специалистов технических специальностей;
* стабилизация оплаты труда на предприятиях;
* растущий уровень социализации выпускников 9-х классов.
Результаты опроса учащихся общеобразовательных школ относительно тех сфер занятости (табл. 17), где они могли бы (на их взгляд) реализовать себя, сгруппированные по базовым (с точки зрения рыночной экономики) сферам выглядят следующим образом:
Таблица 17
Сфера занятости, выбираемая школьниками (%)
Бизнес, коммерция, банковское дело
28,2
Отрасли духовного производства (наука, культура, образование)
18,5
Отрасли социальной инфраструктуры (здравоохранение, спорт, бытовое обслуживание, сфера услуг, торговля, общественное питание)
18,1
Отрасли материального производства (пищевая, легкая и тяжелая промышленность, машиностроение, лесное и сельское хозяйство)
26,7
Государственная служба (управление, военные профессии, правоохранительные органы)
4,1
Прочие
4,4
Одним из показателей состояния образованности обучающихся образовательных учреждений Екатеринбурга в последние годы стал фестиваль "Юные интеллектуалы Екатеринбурга".
Фестиваль "Юные интеллектуалы Екатеринбурга " может рассматриваться как процесс, обеспечивающий самоопределение ребенка, выбор значимых для личности ценностных ориентиров, решение "неожиданной ситуации". Одной из особенностей фестиваля является интегрированный подход к содержанию мероприятий. Он успешно реализуется в районах города. Это подтверждает и тот факт, что 74% опрошенных педагогов считают, что "Фестиваль" является органичной частью образовательного процесса. Таким образом, Фестиваль "Юные интеллектуалы Екатеринбурга" создает условия для проявления и развития творческой инициативы учащихся и педагогов, оценки уровня образованности и профессиональной компетентности участников, анализа результата образования, расширения среды профессионального общения педагогов.
37
Становится устойчивой тенденция увеличения числа участников фестиваля: в 2001 уч. году в фестивале участвовало 45% учащихся, в 2002 уч. году - около 53% от числа обучающихся в учреждениях общего образования города. Особенностью фестиваля является широкий возрастной спектр участников. Так, учащиеся возрастной группы 7-10 лет проявляют интерес к таким формам творческой деятельности, как игровые путешествия в природу, турниры смекалистых, литературные, художественные конкурсы. Наибольшую активность в групповых и командных видах фестиваля (играх, викторинах, конкурсах) проявляют учащиеся возрастной группы 11-14 лет, участниками таких форм, как олимпиада, турнир, защита исследовательских проектов являются учащиеся 14-17 лет.
Растет многообразие форм интеллектуального творчества: "Интеллектуальные марафоны", "Открытые олимпиады ОУ по ряду предметов", конкурсы эрудитов.
Значительно расширился состав участников фестиваля (табл. 18), стали более разнообразными формы предъявления интеллектуальных способностей учащимися (конкурсы, защиты проектов, олимпиады, турниры, игры, конференции), произошел переход к состязаниям в рамках образовательных областей, выход на интеграционные основания.
Отход от узкой предметности позволяет участникам фестиваля проявить свою компетенцию не только в предметно-информационной сфере, но и в деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Публичные защиты, дискуссии, творческие работы в виде эссе, стихов показывают, насколько богат и разнообразен внутренний мир участников фестиваля.
Анализируя работу районных органов управления образованием можно отметить, что самое серьезное внимание уделяется работе с одаренными детьми в образовательной области:
* "Математика" в Верх-Исетском (7 призовых мест) и Орджоникидзевском (6 призовых мест) районах;
* "Естествознание" в Верх-Исетском (10 призовых мест) и Кировском (7 призовых мест) районах;
* "Филология" в Ленинском и Октябрьском районах.
38
Таблица 18
Итоги участия образовательных комплексов районов в Фестивалях "Юные интеллектуалы Екатеринбурга" за последние три года
Район
Количество призовых мест

2000
2001
2002
Верх-Исетский
36
53
58
Железнодорожный
10
12
6
Кировский
21
20
23
Ленинский
15
23
23
Октябрьский
11
21
19
Орджоникидзевский
19
14
12
Чкаловский
15
19
25
СУНЦ
-
2
11
Всего
130
167
181
Итоги городского Фестиваля "Юные интеллектуалы - 2002" были подведены в Екатеринбургском цирке, где присутствовало 2,5 тыс. учащихся из школ города - участников Фестиваля -2002. Премии Главы города за выдающиеся успехи в изучении основ наук были удостоены Никитин Андрей и Трошина Ксения гимназия № 9, Блажко Виталий ОУ № 168 из Верх-Исетского района, Тарновская Марина лицей № 110 и Дударенко Артем лицей № 8 из Октябрьского района, Старостин Алексей лицей № 173, Черменева Алена гимназия № 161, Исупова Юлия ОУ № 93 и Серпионова Елена гимназия № 120 из Ленинского района, Гурарий Евгений ОУ № 43 из Кировского района, Попенова Ольга гимназия № 135, Ахатова Лариса гимназия № 39 и Зеленовский Павел гимназия № 177 из Чкаловского района.
Нужно отметить, что 48 % призеров городского тура олимпиад стали победителями областных олимпиад и 59 % - победителями и призерами областного этапа защиты исследовательских проектов. Из 73 участников заключительного этапа Всероссийских олимпиад от Свердловской области 34 человека представляли город Екатеринбург. Победителями стали 17 учащихся ОУ города (табл. 19). Среди них:
* Филимонов Владислав ученик 9 кл. гимназии № 9 (математика, информатика);
* Герасимов Костя ученик 9 кл. гимназии № 9 (математика);
* Пономарева Надежда ученица 11 кл. гимназии № 9 (математика);
* Барылюк Константин ученик 10 кл. гимназии № 9 (биология);
* Брагин Антон ученик 11 кл. гимназии № 9 (биологии);
39
* Елисеев Константин ученик 10 кл. ОУ № 138 (технология);
* Гончаров Алексей ученик 10 кл. ОУ № 138 (технология);
* Белов Александр ученик 10 кл. гимназии № 9 (химия);
* Шилов Сергей ученик 11 кл. ОУ № 12 (география);
* Колмогорова Анна ученица 10 кл. лицей № 88 (турнир "Юных физиков");
* Куприн Александр ученик 10 кл. ОУ № 36 (турнир "Юных физиков");
* Ахматханов Андрей ученик 10 кл. ОУ № 92 (турнир "Юных физиков";
* Булатов Николай ученик 10 кл. ОУ № 92 (турнир "Юных физиков");
* Иевлев Антон ученик 10 кл. ОУ № 68 (турнир "Юных физиков").
Кроме того, участником и победителем (2 место) XXXVI Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии стал Белов Александр, ученик 10 кл. гимназии № 9.
Таблица 19
Количество участников и количество призовых мест Всероссийских олимпиад за 2000/2001 и 2001/2002 учебные годы
40

Район
Федеральный окружной этап кол-во участников / количество призеров
Заключительный Всероссийский этап кол-во участников / количество призеров
Итого: кол-во участников / количество призеров

2000/2001
2001/2002
2000/2001
2001/2002
2000/2001
2001/2002
Верх-Исетский
8 / 6
(№ 9)
10 / 9
(№ 9)
12 / 9
(№№ 9, 2, 79, 168)
17 / 10 (№ 9)
20 / 15
27 / 19
Железнодорожный
-
-
1 / 0
(№ 104)
1 / 0
(№ 104)
1 / 0
1 / 0
Кировский
-
3 / 2
(№ 37)
-
2 / 2
(№№ 88, 36)
-
5 / 4
Ленинский
2 / 2
(№ 70, 5)
1 / 1
(№ 5)
5 / 0
(№№ 109, 70, 3)
3 / 0
(№№ 93, 3)
7 / 2
4/ 1
Октябрьский
-
-
1 / 0
(№ 7)
4 / 2
(№№ 110, 92)
1 / 0
4 / 2
Орджоникидзевский
2 / 1
(№ 68)
3 / 2
(№ 68)
1 / 1
(№ 68)
6 / 3
(№№ 68, 99, 138, 66)
3 / 2
9 / 5
Чкаловский
-
-
1 / 0
(№ 39)
1 / 0
(№ 102)
1 / 0
1 / 0
ГорУО
-
-
1 / 0
(№ 184)
-
1 / 0
-
Всего:
12 / 9
17 / 14
22 / 10
34 / 17
34 / 19 процент качества - 56 %
51 / 31 процент качества - 61 %
Таким образом, анализ образованности обучающихся позволяет отметить положительную тенденцию - развитие подходов и способов оценивания результата образования как социальной компетентности. Это стало возможным благодаря изменению содержания и технологии проведения областных контрольных работ, фестиваля "Юные интеллектуалы Екатеринбурга", организации наблюдения за образовательным процессом в образовательных учреждениях различных типов и видов, развитию аттестационных процессов, обеспечению научно-методического сопровождения образовательного процесса, организации и проведению годичных совещаний, информационных дней, брифингов.
О качественных изменениях в системе общего образования в 2002 году свидетельствуют и позитивные тенденции, произошедшие в организации адаптационных периодов (при переходе от одной образовательной ступени к следующей; от одного образовательного уровня к другому), направленности и содержании домашних заданий, их целесообразности, принципах составления расписания занятий, целесообразности использования кабинетной системы, отношении к дневнику как к личной документации ученика, системе отношений участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Таким образом, наметившиеся изменения свидетельствуют о стабильном развитии системы общего образования города в условиях сложившейся в Екатеринбурге демографической и экономической ситуации.

2.3. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Приоритет гуманистического подхода к образованию делает особо актуальной проблему создания адекватных условий образования и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной задачей 2002 года было развитие комплекса условий, обеспечивающих доступность и адаптивность системы образования к особенностям развития детей с ограниченными возможностями, их позитивную социализацию.
41
Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений в Екатеринбурге остается стабильной на протяжении последних лет (табл. 20).
Таблица 20
Сеть специального (коррекционного) образования Екатеринбурга
Показатели
Ед. измерения
1998- 1999
1999- 2000
2000- 2001
2001- 2002
2002- 2003
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (19)
I вида - ОУ № 89, 139
II вида - ОУ № 126
IV вида - ОУ № 78
V вида - ОУ № 56, 58
VI вида - ОУ № 31
VII вида - ОУ № 220, 18
VIII вида - ОУ № 42, 34, 73, 101, 111, 118, 123, 158, 169, 172
2
1
1
2
1
1
10


2
1
1
2
1
1
10


2
1
1
2
1
1
10


2
1
1
2
1
1
10


2
1
1
2
1
2
10


Из них школ - интернатов (11)
ОУ №№: 18, 42, 31, 56, 58, 78, 89, 101, 111, 126, 139
10
10
10
10
11 (+ ОУ №18)
Количество уч-ся в С(к)ОУ


3471
4429 470 классов
4328 374 класса
3816
376 класса
Специальные (коррекционные) классы VII вида
Компенсирующие классы

Классы VII вида
44


270
98


350
70


400
95


255
50 (642 уч.) 245
Количество учащихся в специальных (коррекционных) классах VII вида


4561
4472
2773
2494
ПМПК
Верх-Исетский - 1
Железнодорожный - 1
Кировский - 1
Ленинский - 2
Октябрьский - 2
Орджоникидзевский - 2
Чкаловский - 1
Город - 1
7
7
7
10
11
ППМС-центры

2
2
2
2
2
Общее количество детей

7518
8032
8901
7101
6310
Из них детей-инвалидов


2287
2896
2818
2918

42
Структурно система специального (коррекционного) образования включает следующие виды образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
* неслышащих детей (I вид) - ОУ №№ 89, 139;
* слабослышащих и позднооглохших (II вид) - ОУ № 126;
* слабовидящих (IVвид) - ОУ № 78;
* с тяжелыми нарушениями речи (V вид) - ОУ №№ 56, 58;
* с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI вид) - ОУ № 31;
* с задержкой психического развития (VII вид) - ОУ №№ 220, 18;
* умственноотсталых детей (VIII вид) - ОУ №№ 73, 101, 158, 172, 123, 169, 42, 111, 34, 118.
В общеобразовательных учреждениях города организованы специальные (коррекционные) классы VII вида для детей имеющих задержку психического развития и классы компенсирующего обучения.
Дети-инвалиды получают образование как в общеобразовательных, так и во всех видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений города.
Диагностическое и консультативно-профилактическое направление выполняют 11 психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и два центра психолого-педагогической и медико-социального сопровождения (ППМС центры): "Центр семья и школа" (Верх-Исетский район), МОУ ДО "Центр дополнительного образования детей с проблемами в развитии" (Орджоникидзевский район).
Из анализа сети специальных (коррекционных) ОУ в г. Екатеринбурге видно:
* увеличение количества специальных (коррекционных) ОУ на одно, за счет ОУ № 18, Орджоникидзевского района. В среднем количество обучающихся в специальных (коррекционных) ОУ ежегодно уменьшается за счет снижения общего уровня рождаемости. В 2002-2003 уч. году количество учащихся составило 3816 (376 классов);
* в 2001-2002 уч. году наблюдалось увеличение количества классов компенсирующего обучения на 2 ступени образования с 70 до 95. Увеличение данного вида классов прослеживалось в Ленинском, Октябрьском, Орджоникидзевском районах, что позволяло предположить недостаточность сформированности оптимальной модели психолого-медико-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы;
43
В течение последних трех лет прослеживается тенденция сокращения количества учащихся в специальных (коррекционных) классах VII вида - было 4472 учащихся (400 кл.), стало 2494 (245 кл.). Сокращение данного вида классов прослеживается в Октябрьском, Чкаловском и Кировском районах.
В 2002 году увеличилось количество сертифицированных ПМПК Екатеринбурга, имеющих статус областных комиссий (в 2000 году было 7, в 2002 стало 11). Увеличение произошло за счет дифференциации - выделились комиссии для обследования детей, имеющих нарушения зрения в Орджоникидзевском районе, обследование детей дошкольного возраста в Ленинском районе, открылась комиссия в Железнодорожном районе.
Всего в специальных (коррекционных) ОУ и специальных коррекционных классах при общеобразовательных школах города наблюдается снижение общего количества учащихся с 8901 до 6310, но вместе с этим, среди них, наблюдается увеличение числа детей-инвалидов с 2896 до 2918 (табл. 21).
Таблица 21
Комплектование специальных (коррекционных) ОУ, классов (групп) в районах г. Екатеринбурга
44

Район
Всего осмотрено школьников
Всего осмотрено дошкольников
Приняты в специальные (коррекционные) ОУ, классы (группы)
Верх-Исетский
(1 ПМПК)
655
444
Дошк. - 439
Шк. - 419
Глуб. у/о - 5

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign