LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1.4. Нормативно-правовое регулирование и система управления образованием
Нормативно-правовые условия и соответствующая им система управления являются системообразующими факторами сферы образования города. Важнейшим условием реализации политики Администрации г. Екатеринбурга в сфере образования является наличие среднесрочной и долговременной стратегии развития городской системы образования.
Управлением образования города при участии педагогической и научной общественности Екатеринбурга в 2000 году была разработана и утверждена Постановлением Главы города и решением Городской Думы Программа развития системы образования на 2000-2003 годы, определяющая последовательность реализации государственной политики в сфере образования на вышеобозначенный период. В Программе представлена система мер, гарантирующих права граждан на качественное образование и обеспечивающих основания для духовного развития, социальной компетентности и жизненной успешности граждан Екатеринбурга 21 века.
Среди основных направлений деятельности Управления образования Екатеринбурга и районных органов управления образованием по реализации Программы развития можно выделить:
* развитие правовых механизмов реализации государственной политики в сфере образования;
* активизацию социальной политики в сфере образования, обеспечение государственных гарантий равных возможностей в образовании;
* дальнейшее расширение информационного пространства образовательной системы города Екатеринбурга, информационных технологий в управлении образованием;
* развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала системы образования;
* повышение роли экономических механизмов, гарантирующих условия, адекватные задачам функционирования и развития системы образования города Екатеринбурга.
В настоящее время завершается работа над формированием Стратегического плана развития г. Екатеринбурга на период до 2015 года, в котором развитию системы образования уделено достойное место. В качестве стратегической цели для системы образования определено развитие образовательного, культурного и духовного потенциала екатеринбуржцев на основе нового качества образования на протяжении всей жизни, предполагает, что в ближайшие 15 лет в Екатеринбурге будет создана система непрерывного образования граждан в соответствии с их потребностями и желаниями.
18
Нормативно-правовая база функционирования системы образования в 2002 году развивалась в соответствии с принципами:
1) обеспечения полноты нормативно-правового регулирования в сфере образования различными уровнями власти в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством;
2) приведения нормативно-правовых актов в сфере образования и уставных и локальных актов образовательных учреждений в соответствие с федеральным и областным законодательством;
3) соотнесения содержания нормативных правовых актов в области образования, уставных и локальных актов образовательных учреждений с принципами государственной образовательной политики, содержанием национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования.
Реализация данных принципов при формировании нормативно-правовой базы функционирования системы образования позволяет обеспечить преемственность федеральной, региональной и городской образовательной политики.
В 2002 году на городском уровне были приняты следующие нормативно-правовые акты по вопросам образования:
* 26 Постановлений Главы города, в том числе Постановление "О реализации программы капитального ремонта ветхих школ города", "Об организации оздоровления, труда и отдыха детей и подростков летом 2002 года", "Об организации питания школьников", "О проведении городского Фестиваля "Город друзей", "Об утверждении норматива затрат на содержание ребенка в ДОУ", "Об оплате за содержание детей в МДОУ" и т.д.
* 4 решения Екатеринбургской городской Думы.
* Издан ряд приказов Управления образования Администрации г. Екатеринбурга, которые распространяют свое действие на все образовательные учреждения г. Екатеринбурга, в том числе приказ "О проведении Фестиваля "Юные интеллектуалы Екатеринбурга", "О подготовке и проведении конкурса на лучшее образовательное учреждение, посвященному 280-летию со дня основания Екатеринбурга", "О привлечении внебюджетных средств в ОУ г. Екатеринбурга", "О создании и утверждении Положения о муниципальной аттестационной комиссии", "Об усилении мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ОУ г. Екатеринбурга", "О начале нового 2002-2003 уч. года", "Об организации репетиционного тестирования в 2001-2002 уч. году" и многие другие.
19
Таким образом, по состоянию на 15 декабря 2002 года нормативно-правовая база функционирования системы образования города представлена широким спектром нормативно-правовых актов, регулирующими весь комплекс отношений в системе образования Екатеринбурга.

1.5. Контрольно-аналитическая деятельность
Контрольно-инспекционная деятельность Управления образования осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами по обеспечению функционирования региональной системы инспектирования в порядке надзора и контроля соблюдения законодательства РФ и Свердловской области в сфере образования и Программой развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2003 гг.
Контрольно-аналитическая деятельность Управления основана на принципах планового, опережающего характера, программного подхода, открытости целей, задач, объектов и сроков контроля, сочетании контрольных и методических функций, привлечению педагогической и родительской общественности, учащихся к анализу состояния деятельности.
Инспектирование направлено на реализацию принципов государственной политики в сфере образования, соблюдение государственных образовательных стандартов ГОС НРК, исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ОУ, защиту прав участников образовательного процесса, совершенствование системы управления качеством образования, анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного комплекса г. Екатеринбурга в соответствии с Программой развития.
В 2002 году были проведены:
1. Комплексные проверки Кировского и Орджоникидзевского районов.
2. Тематические проверки:
2.1. Экспертиза качества организации образовательного процесса в первых классах и соблюдения прав детей на четырехлетнее начальное образование:
* проверка проходила в период с 14.09.01 г. по 12.10.01 г. в МОУ № 7 Октябрьского, № 37 Кировского, № 122 Железнодорожного, № 85 Ленинского, № 138 Орджоникидзевского, № 12 Верх-Исетского, № 32 Чкаловского районов.
20
2.2. Экспертиза качества подготовки к итоговой аттестации:
* в период с 13.05.02. по 17.05.02 года были проверены следующие образовательные учреждения города: № 67 Орджоникидзевского, № 104 Железнодорожного, № 164 Кировского, № 109 Ленинского, № 14 Октябрьского, № 69 Верх-Исетского, № 101 VII вида Верх-Исетского, № 31 VI вида Ленинского районов, МОУ № 184, подведомственное Управлению образования Администрации г. Екатеринбурга. В период с 1 по 10.06 (конкретно 1, 3, 7, 10 июня 2002 года) специалисты Управления образования администрации г. Екатеринбурга выходили с целью контроля за соблюдением процедуры организации и проведения письменных экзаменов в 9 и 11 классах в ОУ №№ 1, 4, 36, 55, 197, 40, 27, 216, 2, 155, 45, 70, 59, 7, 167, 211, 197, 216, 30, 75, 81,128, 136, 99, 138, 95, 113, Арт-Этюд, 9, 12, 63, 116, 163, 104, 1 170, 174, 145, 146, 165, 88, 108, 125, 176, 3, 17, 5, 10, 175, 67, 66, 100, 32, 61, 135, 177, 180, 197, 22, 144, интернат 18, "Гелиос", 78, 103, 92, 60, 53, 71, 26, 76, 36, 134, 102, 105, 39, 69, 2, 127, 122, 83, 32, 182, 151, 36, 145, 216, 212, 198, 147, 166, 148, 149. Всего в этот период было проинспектировано 91 образовательное учреждение.
2.3. Организация летнего отдыха в городских оздоровительных учреждениях (5 районов), в том числе проверены лагеря дневного пребывания, расположенные на базе следующих образовательных учреждений:
* в Железнодорожном районе - МОУ №№ 4, 50, 170, ДОУ №№ 51, 357;
* в Кировском районе - МОУ № 165, ДОУ № 230, клуб "Социум";
* в Ленинском районе - МОУ №№ 140, 175, Межшкольный стадион;
* в Октябрьском районе - МОУ №110, ДОУ № 397;
* в Орджоникидзевском районе - МОУ №№ 46, 167.
2.4. Контроль за соблюдением прав обучающихся при реализации дополнительных платных образовательных услуг, работа с обращениями граждан.
В целях осуществления контроля за деятельностью образовательных учреждений в части соблюдения требований законодательства при оказании платных дополнительных образовательных услуг в 2002 году было принято Постановление Главы города от 15.03.2002 № 265 "Об оказании платных дополнительных образовательных услуг учреждениями образования г. Екатеринбурга", в котором был регламентирован этот вид деятельности. В 2002 году Управлением образования Администрации Екатеринбурга проводились плановые инспекционные проверки по данному направлению. Цель проверок - установление соответствия деятельности МОУ требованиям федерального и регионального законодательства, местных нормативных актов при оказании платных дополнительных образовательных услуг.
21
Основные задачи:
* выявление проблем, нарушений в деятельности РОУО и ОУ по вопросу оказания платных образовательных услуг;
* определение путей решения выявленных проблем и устранения зафиксированных нарушений в деятельности РОУО и ОУ по вопросу оказания платных образовательных услуг.
В 2002 году проверки проходили в МОУ гимназии № 37 Кировского, № 174 Железнодорожного, № 168 Верх-Исетского, №144 Орджоникидзевского, № 161 Ленинского районов.
2.5. В системе осуществлялся контроль за деятельностью С(к)ОУ в области организации и содержания коррекционного образования:
* проведено инспектирование специальных (коррекционных) классов VII вида в ОУ № № 7, 20, 27, 29, 46, 48, 61, 74, 97, 107, 146, 152;
* проверка организации питания учащихся в специальных (коррекционных) классах VII вида в ОУ № 74, 163 - Верх-Исетский, ОУ № 149, 23 - Железнодорожный, ОУ №№ 146, 151 - Кировский, ОУ №№ 17, 55 - Ленинский, ОУ №№ 96, 90 - Октябрьский, ОУ № 49, 27, 100 - Орджоникидзевский, ОУ №№ 21, 61 - Чкаловский районы;
* инспектирование проведения итоговой аттестации учащихся в ОУ № 31, 101;
* инспектирование "Центра дополнительного образования детей с проблемами в развитии".
2.6. Контроль за организацией питания.
Выполняя Постановление Главы города была проведена проверка в 17 образовательных учреждениях города по вопросу организации питания школьников:
№№ 12, 171, 163, 168 (Верх-Исетский район);
№№ 50, 4, 83 (Железнодорожный район);
№ 55 (Ленинский район);
№№ 45, 37 (Кировский район);
№№ 7, 110 (Октябрьский район);
№№ 113, 81 (Орджоникидзевский район);
№№ 39, 106,197 (Чкаловский район).
2.7. С целью контроля за соблюдением лицензионно-аккредитационных условий в 2002 году были проведены проверки 38 общеобразовательных учреждений. Анализ результатов выходов в ОУ позволил разработать характеристику образовательных учреждений города (табл. 10, 11) в соответствии с основными параметрами, используемыми при аттестации общеобразовательных учреждений.
22
Таблица 10
Характеристика образовательных учреждений (в соответствии с основными параметрами, использованными при аттестации ОУ)
Основные показатели
Частота проявления, %
Уровень проявления, %
Основные причины недостатков
Создание условий для успешного прохождения итоговой аттестации учащихся
100
оптим. - 96,7
Допускается промежуток между экзаменами - 1 день (в связи с большим количеством выпускных классов в параллели и расширением спектра выбора предметов ИА)
Реализация образовательных программ в соответствии с типом и видом образовательного учреждения
98
оптим. - 95
Наличие вакансий; частичная реализация ОП за счет перегрузки учащихся (к/р и д/з)
Соответствие качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов
97,7
оптим. - 92
Возрастает отток педагогических кадров из ОУ
Наличие системы управления качеством образования в ОУ:
- целевой компонент;
- содержательно-функциональный компонент
От 100 до 90
оптим. - 90
Недостаточно развитая система выполнения поставленных программно-целевых задач
Отсутствие сравнительной оценки полученных результатов в течение определенного времени
В ряде ОУ аналитическая деятельность управленческого аппарата недостаточна
Медико-социальные условия пребывания учащихся в образовательном учреждении
91
оптим. - 85
Ряду ОУ требуется капитальный ремонт; допускается перегрузка учащихся домашними заданиями
Таблица 11
Существенные изменения в деятельности образовательных учреждений, наблюдаемые при аттестации и государственной аккредитации ОУ в 2002 году
23

Основные
показатели
Количественные или качественные изменения
Причины, обусловившие изменения
Создание условий для успешного прохождения итоговой аттестации учащихся
Улучшения качественные и количественные
Улучшение информационного обеспечения ОУ (информационные сборники ГорУО, Дома Учителя)
Проведение информационных дней ГорУО
Программно-методическое обеспечение приведено в соответствие с типом и видом ОУ
Повышение правовой культуры руководителей ОУ
Аттестация педагогических работников, аттестация ОУ
Возможность сдачи экзаменов через Центры централизованного тестирования выпускников
Реализация образовательных программ в соответствии с типом и видом образовательного учреждения
Качественные улучшения
Наличие в каждом образовательном учреждении концептуально-программного обеспечения; стабилизация программно-методической и нормативно-правовой базы ОУ
Соответствие качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов
Качественные улучшения
Изучение, осмысление и контроль выполнения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ
Выявление и оценка результата образования с использованием всех видов контроля: текущего, тематического, рубежного и итогового
Государственная аккредитация ОУ
Наличие системы управления качеством образования в ОУ: целевой компонент; содержательно-функциональный компонент
Качественные улучшения
Усиление контроля со стороны органов Управления образованием за реализацией прав обучающихся на качественное образование
Наличие непосредственно в образовательных учреждениях программ управления качеством образования и их реализация
Медико-социальные условия пребывания учащихся в ОУ
Качественные улучшения
Усиление контроля РЦЭСН за санэпидрежимом в ОУ
Контрольные акции органов Управления образованием за соблюдением лицензионных условий
Организация в ОУ мониторинга за состоянием здоровья учащихся
Лицензирование медицинской деятельности, где есть штатные медработники
Создание в ОУ прививочных кабинетов
Увеличение охвата горячим питанием
В ходе контрольных проверок по всем направлениям деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений по их результатам наметилась положительная динамика в решении ряда проблем:
1. Освоение целевого подхода к управлению функционированием и развитием органов управления образованием и образовательных учреждений:
* разработка и реализация программ управленческой деятельности в ОУ рассматривается как основа для управления процессами функционирования и развития;
* вовлечение педагогических работников, в проектирование образовательного процесса с учетом особенностей учащихся конкретного возраста способствует развитию навыков проектировочной деятельности у педагогов, анализа образовательного процесса на уровне "ученик-педагог-родитель".
2. Достигнуто вовлечение субъектов образования в коллективный анализ условий хода образовательного процесса, качества результата образования для определения приоритетных направлений деятельности. Во всех районах города прошел коллективный анализ проблем сохранения и укрепления здоровья, их социализации, проблем адаптационных периодов на всех ступенях образования, результатов итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов на уровне органов управления образованием районов, руководителей ОУ, педагогов, родителей, учащихся. Практика общения с родителями, учащимися, педагогами показывает, что они осознают свою роль равноправных участников образовательного процесса, открыты к взаимодействию и готовы к участию в жизни образовательного комплекса в целом и конкретных ОУ в частности.
24
3. Особое внимание в деятельности системы образования и органов управления образованием всех уровней уделяется дальнейшему расширению информационно-образовательного пространства города. Решение данной задачи было обеспечено проведением совещаний, пресс-конференций, семинаров, Педагогических чтений, дискуссионных Круглых столов для педагогической общественности города, участием в ИНТЕРНЕТ-конференциях, виртуальных педагогических советах и общественных приемных по вопросам образовательной тематики, других современных формах обсуждения педагогических проблем. Расширяются возможности доведения информации до работников системы образования, родителей и учащихся и через информационный сайт Управления образования, использование мощностей издательства Екатеринбургского Дома учителя, где на постоянной основе выпускаются Информационные вестники Управления образования администрации г. Екатеринбурга по актуальным проблемам развития образования, готовятся тематические сборники и авторские издания. Регулярно проводятся радиовстречи с жителями города в передачах "Утренняя волна" (прямой эфир), серии радиопередач "Семья и школа" на канале "Радио Урала", организуются горячие линии с читателями газет "Вечерний Екатеринбург" и "Комсомольская правда-Урал", выступления на телеканалах.
25

Раздел 2. Развитие системы образования
в 2002 году
Целью развития системы образования в 2002 году было обеспечение условий для реализации государственной образовательной политики в интересах граждан, общества и государства и ответственности всех субъектов образовательной деятельности за достижение достаточного уровня социальной компетентности (образованности) учащихся.
Приоритетными задачами 2002 года были:
* сохранение и развитие сети образовательных учреждений для повышения адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
* повышение роли экономических механизмов для обеспечения функционирования и развития системы образования;
* обеспечение достойного качества екатеринбургского образования;
* развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала системы образования.
В 2002 году продолжалась последовательная деятельность по организации взаимодействия с родительской общественностью и формированию государственно-общественного характера управления в сфере образования через деятельность общегородского родительского комитета, Совета старшеклассников, городских ассоциаций педагогов-предметников, Попечительских советов совместное проведение конференций, информационных дней, родительских собраний. В течение 2002 года основные усилия Управления образования в содержании информационной деятельности были направлены на разъяснение прав участников образовательного процесса:
* в ходе итоговой аттестации, репетиционного тестирования выпускников 9 классов;
* при поступлении в 1 и 10 классы ОУ города;
* на получение образования в различных формах;
* на получение качественного образования;
* на сохранение и укрепление здоровья в образовательном процессе;
* на возможности профессионального самоопределения учащихся.
Проводимые в рамках общего мониторинга системы образования Екатеринбурга социологические исследования, анализ обращений граждан показывают, что в последние годы произошло существенное улучшение уровня информированности жителей города, педагогических работников о состоянии сферы образования Екатеринбурга. С 2001 года в городе работает городской родительский комитет, оказывающий большую помощь Управлению образования в решении практических вопросов обеспечения. За 10 месяцев 2002 года в Управление образования обратилось около 850 граждан, в 2001 году - 1652 жителя города, получившие необходимые консультации и разъяснения по интересующим их вопросам. Нужно отметить, что по сравнению с 1999 годом (2128 обращений) налицо снижение количества обращений граждан по вопросам соблюдения законодательства в сфере образования, что подтверждает рост уровня информированности всех участников образовательного процесса о состоянии и качестве системы образования Екатеринбурга. Изменился и характер обращений жителей, в 2002 году все чаще обращения носят характер обсуждения и внесения предложений по решению актуальных вопросов развития системы образования, консультаций по вопросам ведения образовательного процесса.
26
75% участников социологических исследований, которые проводились во II и IV кварталах 2002 года, по вопросам удовлетворенности жителей города средней общеобразовательной школой, подчеркивают наличие гуманистической атмосферы в образовательных учреждениях. По мнению родителей, участвовавших в опросах, школа, в которой учится ребенок:
* удовлетворяет полностью - 57,2% родителей;
* удовлетворяет частично - 37,6%;
* скорее не удовлетворяет - 4,8%;
* совсем не удовлетворяет - 0,4%.

2.1. Образование в период детства
Основой для функционирования и развития системы непрерывного общего образования являются дошкольное образование и воспитание, которое призвано создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья ребенка и его гармоничного развития.
По данным управления государственной статистики в городе Екатеринбурге проживает 63 500 детей от 1 года до 6 лет, в том числе от 3 до 6 лет - 42 800 детей.
Дошкольные учреждения различной ведомственной подчиненности посещает 34 500 детей (от 1 года до 6 лет - 54%, от 3 до 6 лет - 68 %).
27
Виды дошкольных образовательных учреждений г. Екатеринбурга представлены в табл. 12.
Таблица 12
Виды муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Екатеринбурга
Район
Всего ДОУ
Из них


детские сады компенсирующего вида
детские сады комбинированного вида
детские сады
Верх-Исетский
37
8
14
15
Железнодорожный
20
4
5
11
Кировский
28
5
6
17
Ленинский
30
5
10
15
Октябрьский
18
5
4
9
Орджоникидзевский
60
12
12
36
Чкаловский
30
4
6
20
Город в целом
223
43
57
123
Система дошкольного образования адекватно реагирует на запросы населения изменением структуры предлагаемых услуг:
* увеличивается количество групп компенсирующего вида;
* увеличивается количество групп ухода, присмотра и оздоровления для ослабленных детей.
Увеличение групп компенсирующего вида и групп кратковременного пребывания детей свидетельствует о качественных изменениях в системе дошкольного образования, связанных с реализацией принципа доступности и адаптивности системы к уровням и особенностям развития детей.
На 1 января 2002 года все дошкольные образовательные учреждения города имеют лицензии на право образовательной деятельности, то есть условия организации образовательного процесса в них соответствуют требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению данного типа и вида. По результатам аттестации ДОУ в 2002 году (было аттестовано 125 дошкольных образовательных учреждений) отмечается улучшение медико-социальных условий, что объективно ведет к снижению заболеваемости детей.
Использование в образовательном процессе более 40 новых программ, создание предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями, предоставление дополнительных оздоровительных и образовательных услуг детям с учетом их интересов и особенностей развития - все это позволяет признать деятельность дошкольных учреждений не только соответствующей требованиям государственного стандарта, но и в определенной степени превышающей эти требования. Наиболее существенные изменения в 2002 году произошли в части развития в ДОУ Екатеринбурга культурно-исторической линии ГОС НРК, линий экологической культуры и культуры здоровья, что привело к реализации педагогами на практике принципа выбора образовательных программ и методического обеспечения образовательного процесса.
28
Нельзя не отметить и качественный рост уровня профессионализма педагогических кадров ДОУ (табл. 13).
Таблица 13
Динамика роста профессионализма педагогических кадров системы дошкольного образования (%)
Образовательный уровень
1990 год
1998 год
2002 год
Высшее образование
15
33
40
Обучается в вузах (без отрыва от работы)
1
3
4
Среднее педагогическое образование
64
60
53
Без специального педагогического образования
20
4
3
Приведенные данные свидетельствуют о качественных изменениях (увеличение доли педагогов с высшим и незаконченным высшим образованием) в структуре кадрового обеспечения системы дошкольного образования. Об этом же свидетельствуют результаты аттестации педагогов: за 2002 год 98% педагогов подтвердили заявленную категорию (для сравнения: в 2001 году - 96%).
Таким образом, наметившиеся изменения свидетельствуют о мобильности системы дошкольного образования в сложившейся в г. Екатеринбурге в существующей демографической и экономической ситуации.
Главными задачами в развитии дошкольного образования города на перспективу можно считать:
1. Сохранение существующей сети дошкольных образовательных учреждений и улучшение качества предоставляемых услуг.
2. Увеличение количества мест за счет ремонтных работ и реконструкции зданий ДОУ.
3. Развитие сети консультационных пунктов, групп развития для детей раннего возраста.
29

2.2. Общее образование
На начало 2002-2003 уч. года сеть дневных общеобразовательных учреждений Екатеринбурга представлена следующим образом в табл. 14.
Таблица 14
Сеть и контингент дневных общеобразовательных учреждений Екатеринбурга на начало 2002-2003 уч. года
Наименование показателя
2001
2002

школ
учащихся
школ
учащихся
Общее число школ
213
157713
213
148412
из них:




начальных
4
75
4
90
основных
7
495
7
474
средних (полных)
181
149781
182
141272
в том числе:




школ с углубленным изучением отдельных предметов
средних общеобразовательных школ, имеющих классы с углубленным изучением предметов
10
6052
15

22


7612
гимназий
23
20977
27
22817
лицеев
12
13295
13
12951
По сравнению с началом 2001-2002 уч. года общая сеть дневных общеобразовательных учреждений не изменилась, но численность обучающихся сократилась в силу известных демографических причин.
В то же время можно отметить качественное изменение сети дневных общеобразовательных школ Екатеринбурга по образовательным учреждениям повышенного статуса. В их числе: гимназий 27 (22817 учащихся) и 13 лицеев (12951 обучающихся ). По сравнению с прошлым годом сеть гимназий выросла на 4 (соответственно увеличилось число обучающихся на 1841 человека), количество лицеев выросло на 1, при этом обучающихся стало меньше на 344 человека).
В 2001-2002 уч. году продолжилось увеличение количества школ с углубленным изучением отдельных предметов на пять образовательных учреждений, что на 50% выше аналогичного показателя 2001 года. Это связано с продолжением деятельности Управления образования по удовлетворению потребностей населения в образовательных услугах.
30
Продолжает снижаться количество дневных общеобразовательных учреждений, имеющих вторую смену, доля численности обучающихся во вторую смену снизилась с 54,5% в прошлом году до 53,9% в 2002.
Одним из основных показателей состояния образованности учащихся являются результаты государственной итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования.
С целью развития условий для качественной организации и проведения итоговой аттестации выпускников, выявления обобщенного результата образованности учащихся - социальной компетентности, в ходе подготовки к проведению итоговой аттестации, особое внимание уделялось:
* пониманию педагогами и родителями процесса итоговой аттестации как механизма развития социальной компетентности выпускников;
* системе работы с руководителями ОУ по реализации принципов гуманизации в образовательном процессе, повышению персональной ответственности педагогов и руководителей за успешное социальное самоопределение выпускников;
* совершенствованию системы мониторинга содержательных аспектов итоговой аттестации.
Деятельность органов управления образованием и ОУ была направлена на повышение правовой культуры выпускников и их родителей через своевременное информирование о нормативно-правовых основаниях организации и проведения итоговой аттестации, требованиях, предъявляемых к результатам образования в соответствии с ГОС НРК. Нарушения прав учащихся в ходе итоговой аттестации не зафиксировано, обращения в городскую конфликтную комиссию не поступали.
Среднее образование в 2002 году получили 12900 юных жителей нашего города, из них 810 были удостоены медалей "За особые успехи в учении", что в целом на 10 % больше, чем в прошлом учебном году. Нужно отметить, что наблюдается положительная динамика количества медалистов в ОУ района на протяжении ряда лет. Это является результатом целенаправленной деятельности органов управления образованием всех уровней и педагогических коллективов школ по оказанию индивидуальной педагогической поддержки одаренным детям.
По результатам работы областной комиссии, рассматривающей материалы, представленные для награждения золотой медалью, можно сделать следующие выводы:
31
1) в большинстве работ по литературе и математике комиссия отмечает проявление системности, целостности знаний, как на уровне отдельного предмета, так и в рамках образовательной области;
2) практически все выпускники продемонстрировали владение репродуктивными способами деятельности в рамках образовательных областей "Филология" и "Математика". Значительная часть выпускников наряду с этим проявила способность к продуктивным способам деятельности: смогла предложить оригинальные подходы к рассмотрению проблем, поставленных задач. Учащиеся имеют достаточно высокий уровень коммуникативных умений, о чем свидетельствует корректное использование математического языка, точные средства передачи собственных мыслей в сочинении, оформление работ. Большинство учащихся проявили достаточный уровень информационной культуры: умение отобрать информацию, значимую при рассмотрении предложенных проблем и задач, представить ее в различных формах. Практически все учащиеся демонстрируют достаточный уровень методологической культуры: знают и уместно применяют специальные методы той науки, которая лежит в основе изучаемого предмета - литературы и математики. Часть выпускников способна рассматривать литературные явления в широких социо-культурном и культурно-историческом аспектах;
3) выпускники продемонстрировали в работах осознанно-положительное отношение к знаниям, личностную позицию при решении поставленных задач, оценке событий, явлений.
Со справкой закончили 11 класс 77 выпускников (это 0,4% от их общего числа), что на 23% меньше, чем в прошлом году. Одним из основных показателей качества образования является увеличение числа учащихся, обучающихся на "4" и "5". Так, численность выпускников 11 классов, закончивших школу только на повышенные отметки, увеличилась в 2002 году на 14% по сравнению с 2001 годом.
Основную школу в 2002 году закончило около 20 тысяч учащихся, причем 36 % из них только на 4 и 5. Среди показателей, вызывающих удовлетворение - сокращение на 24% по сравнению с прошлым годом общего числа учащихся, не допущенных до экзаменов за курс основной школы.
Традиционно одним из показателей состояния образованности учащихся является количество выпускников 9 классов обучающихся на "4" и "5" (табл. 15). Данный результат подтверждается не только в ходе итоговой аттестации, но и при аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
32
Таблица 15
Динамика изменения числа учащихся 9 классов,
обучающихся на 4 и 5
Город
2001
2002

кол-во
%
кол-во
%
6026
34,5
6791
36
935 выпускников основной школы (4,6% от общего числа учащихся 9 классов) и 600 (4,5% от общего числа учащихся 11 классов) - средней проходили итоговую аттестацию по медицинским показаниям в соответствии с Инструкцией в щадящем режиме. Нужно отметить, что в последние годы наблюдается снижение количества учащихся, проходящих итоговую аттестацию в щадящем режиме (табл. 16).
Таблица 16
Количество учащихся, выведенных на щадящий режим по состоянию здоровья
Количество
2001
2002

кол-во
%
кол-во
%
Выпускники общей ступени образования
293
14,7
234
14
Выпускники средней ступени общего образования
658
5,7
600
4,5
Свободный выбор экзамена - одна из составляющих права выпускника на качественное образование. Анализ статистической информации показывает широкий спектр выбираемых выпускниками предметов практически из всех образовательных областей (учащиеся 9 классов - 24 предмета; учащиеся 11 классов - 20 предметов). По-прежнему высокий процент выбора учащихся приходится в 9-х классах на биологию (23,5% в 2002 году, 25% в 2001 году). Причина данной ситуации в том, что предмет привлекает учащихся возможностью продемонстрировать высокий уровень деятельностной и ценностной составляющих результата образования.
В 11-х классах выбор учащихся определяется в основном стремлением улучшить итоговую отметку по предмету, желанием провести "репетицию" экзамена перед сдачей его в вуз, то есть налицо осознанный выбор предметов, связанный с дальнейшими жизненными планами. В 2002 году выросло количество выбираемых предметов из образовательной области "Естествознание", что объясняется растущим интересом выпускников к специальностям, связанным с природоохранной деятельностью.
С 2000 года русский язык вводится в школьный компонент учебного плана школы Ш ступени. Выбор данного предмета на итоговую аттестацию выпускниками средней школы за два года возрос в 2,5 раза. В последние годы растет количество предметов, характеризующих ГОС НРК, выбираемых на итоговую аттестацию. Например, выпускниками 11 классов активно выбирались Художественная культура Урала, Культура Урала, История Урала, Экономика, Экология. В целом по городу школьный компонент учебных планов в ходе итоговой аттестации представлен в 9-х классах такими курсами, как Экономика, Дизайн, Экология, в 11-х классах - Экономика, Психология, Человек и общество, Политика и право, Экология, Основы профессиональной культуры.
33
Анализ процедуры подготовки и проведения итоговой аттестации, содержательных аспектов позволяет сделать следующие выводы:
* при четкой сформированности организационных и информационных условий, правового поля итоговой аттестации, ОУ города активно отрабатывают механизмы качественной оценки результата образования, практической апробации диагностического инструментария;
* повышается персональная ответственность педагогов за процессы итоговой аттестации;
* наметилась тенденция изменения подходов в аналитической деятельности от количественного анализа и констатации фактов к выделению педагогических и управленческих проблем, поиску оптимальных решений.
Впервые в 2002 году выпускники 9-х классов участвовали в репетиционном централизованном тестировании (РТ) по русскому языку, итоги которого при их желании засчитывались в качестве итоговой аттестации. 3384 выпускника (17 % от числа участвовавших в РТ) использовали это право. Кроме того, в 11-х классах 1107 выпускников на основании результатов централизованного тестирования реализовали такую возможность по различным предметам (9 % от общего числа допущенных к итоговой аттестации).
В 2002 году Управление образования администрации города совместно с Уральским государственным университетом проводило мониторинг оценки качества усвоения содержания русского языка, математики, химии, физики, истории, биологии, английского языка в 11-х классах школ города по результатам централизованного тестирования, было проведено широкомасштабное исследование изучения умения выпускников 9-х классов работать с информацией. Результаты исследования показали, что:
* 78% учащихся демонстрируют знания об единстве физического, психического и нравственного здоровья и путях его сохранения;
* 75-82% учащихся обладают знаниями особенностей различных знаковых систем (географических карт, таблиц, диаграмм).
34

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign