LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

<BASEFONT SIZE="3">
Управление образования администрации г. Екатеринбурга
Информационный сборник
Специальный выпуск
Итоги развития
системы образования Екатеринбурга в 2002 году
Годовой доклад
Екатеринбург
Издательство Дома учителя
2003
Редакционная коллегия:
Т.А. Непомнящая, Н.Н. Давыдова, Н.Н. Мангилева

В разработке аналитических материалов принимали участие специалисты Управления образования администрации г.Екатеринбурга, органов управления образованием районов, работники образовательных учреждений города
Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. (Управление образования администрации г. Екатеринбурга. - Информационный сборник. Специальный выпуск). - 63 с.
Годовой доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и Областным законом от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ "О защите прав ребенка".
В докладе представлен подробный анализ положения детей в Екатеринбурге в 2002 году, выявлены имеющиеся проблемы и намечены пути их решения.
Материалы, представленные в докладе, адресованы широким слоям городской общественности, специалистам социальной сферы.
ББК 74.04(235.55)
(c) Управление образования
администрации г. Екатеринбурга, 2003
(c) Издательство Дома учителя, 2003

<BASEFONT SIZE="3">
Введение
Годовой доклад "Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году" (далее - доклад) подготовлен Управлением образования администрации г. Екатеринбурга в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 24 Областного закона от 16 июля 1998 года № 26-0З "Об образовании в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, № 7, ст. 451).
В первом разделе охарактеризованы условия (социально-экономические и нормативно-правовые), финансовое и материально-техническое обеспечение системы образования, определяющие функционирование и развитие образовательного комплекса г. Екатеринбурга.
Во втором разделе рассмотрено состояние каждой подсистемы образования, проанализированы основные проблемы городской образовательной политики.
Содержание доклада основывается на аналитических, статистических, социологических данных, полученных Управлением образования администрации Екатеринбурга в 2002 году. В разработке доклада участвовали специалисты Управления образования администрации Екатеринбурга, органов управления образованием районов города, педагогические работники ОУ.
Анализ состояния городской системы образования осуществлялся с учетом принципов, ценностей и целей, определенных федеральным и областным законами об образовании, приоритетности образования; гуманистического характера образования; жизни и здоровья человека; единства культурного и образовательного пространства города; защиты и развития национальных и региональных культурных традиций и особенностей; светского характера образования; единства гражданских, государственных и муниципальных интересов в сфере образования; ответственности органов управления образованием, образовательных учреждений и должностных лиц за реализацией гражданами права на получение образования; общедоступности образования; преемственности образовательных программ.
Годовой доклад адресован органам управления образованием г. Екатеринбурга, педагогической и родительской общественности, общественным организациям, широким кругам городской общественности.
3

Раздел 1. Условия функционирования системы образования г. Екатеринбурга в 2002 году

1.1. Социально-экономические условия функционирования и развития системы образования
Право граждан на получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами и действующими нормами обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий ее функционирования и развития. Условиями, определяющими функционирование образовательной системы, являются стабильное финансирование, поддержание необходимого уровня профессионального мастерства педагогических кадров, доступность образовательных услуг для всех категорий населения, строительство и должная эксплуатация зданий и сооружений, обеспечение учреждений образования материальными ресурсами.

1.1.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение системы образования
Функционирование и развитие системы образования в значительной степени зависят от бюджетного финансирования, то есть от величины доходов муниципального бюджета, а также от доли этих средств, направляемой на образование.
С 2002 года в целях рационального использования бюджетных средств г. Екатеринбург работает по единому городскому бюджету (табл. 1). Это позволило Управлению образования администрации города при формировании бюджета сферы "Образование" на 2002 год применить принцип равной бюджетной обеспеченности детей во всех районах города, что, в свою очередь, устранило существовавшее неравенство в оплате труда педагогов в разных районах и обеспечило более эффективный контроль за целевым расходованием бюджетных средств.
Таблица 1
Динамика финансового обеспечения системы образования
в 2000-2002 годах
Наименование показателя
2000
2001
2002
Бюджет сферы "Образование"
1млрд.
042 млн. руб
1 млрд.
339 млн. руб
1 млрд.
891 млн. руб
Доля бюджета сферы "Образование" в общем городском бюджете, (%)
28,7%
28,9%
35,5%

4
Отличительной особенностью бюджета 2002 года по сфере "Образование" явилось значительное увеличение доли расходов на оплату труда, гарантированное бюджетное обеспечение коммунальных расходов образовательных учреждений, что резко сократило возможности бюджета по финансированию остальных текущих расходов и статей развития отрасли. Сегодня 87,3% бюджета уходит на заработную плату и коммунальные расходы, а на текущие расходы и развитие образовательных учреждений остается менее 13%.
Поэтому управления образования города, районов при активной поддержке Главы города и глав администраций районов предприняло ряд дополнительных шагов, направленных на улучшение финансирования сферы образования. Это:
* Выделение в бюджете города сверхнормативных средств на финансирование оздоровительной кампании, программы капитального ремонта и реконструкции ветхих школ города.
* Целевое направление в сферу образования средств, поступающих от аренды муниципального имущества.
* Активизация работы Администрации города, органов управления образованием по участию в Федеральных инвестиционных программах и программах международных фондов: Института "Открытое общество", проекта "Гармония", международного проекта "RACE" Центра Государственной политики Бирмингемского Университета, DFID (Великобритания).
* Привлечение в образовательные учреждения внебюджетных средств через развитие попечительского движения и платных дополнительных образовательных услуг. В 2002 году было нормативно оформлено и утверждено Екатеринбургской городской думой Положение "О предоставлении платных дополнительных образовательных услуг учреждениями образования города". В 2002 году образовательными учреждениями города за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг было привлечено в сферу "Образование" более 32 млн. руб.
Все это позволило не только обеспечить нормальную текущую работу учреждений образования, но и позволило сделать определенные шаги в развитии сферы образования города. Так, на финансирование "Программы капитального ремонта и реконструкции ветхих школ города" в 2002 году было выделено 45 млн. руб. сверх нормативов финансирования сферы образования. Дополнительно в 2002 году для продолжения строительства пристроя к школе № 135, ремонта школ № 67, 77 и выполнения проектных работ по реконструкции искусственного катка "Снежинка" СК Юность по Постановлению Главы города было выделено в целевой программе, финансируемой за счет средств поступающих от аренды муниципального имущества, 17 млн. руб. Кроме того, из Федерального бюджета органами управления образованием было привлечено для продолжения ремонта ОУ № 77 10 млн. руб. Это обеспечило к 1 сентября ввод в эксплуатацию после реконструкции школы № 67, строительство и сдачу в эксплуатацию новой бани-прачечной для детей-сирот детского дома "Малый Исток", позволило частично отремонтировать школы № 36 и 93, ликвидировать аварийную ситуацию в школе № 76, продолжить ремонт школы № 77.
5
В целом по Программе за период с 2000 по 2002 годы был проведен капитальный ремонт в 25 образовательных учреждениях.
При поддержке Главы города и глав администраций районов город Екатеринбург в 2002 году принял участие в программе Президента РФ "Дети России", по которой в 23 школах города были оборудованы современные компьютерные классы. Всего получено техники на сумму более 6 млн. рублей (3220 тыс. руб - бюджет города и 2417 тыс. руб - бюджет РФ).
За счет гранта Института "Открытое общество" - "Школьная библиотека" в шести базовых школах города оборудованы автоматизированные места библиографов, которые позволили учащимся и педагогам города пользоваться информационными ресурсами корпоративной библиотечной сети Урала.
В рамках программы "Одаренные дети" открыта первая очередь информационно-образовательного центра "Одаренность и технологии", для которого на строительство и приобретение оборудования в 2002 году было выделено 4 млн. руб.
В существующую систему функционирования и развития системы образования значительный вклад вносят и Попечительские советы, которых сегодня в образовательных учреждениях города работает 77, что в 1,5 раза больше, чем в 2000 году. В 2002 году на нужды образовательных учреждений было привлечено более 30 млн. руб внебюджетных средств, сюда входят не только деньги, но и купленное шефами и родителями оборудование, переданные безвозмездно строительные материалы, помощь рабочей силой. Повсеместно расширяется работа по развитию форм интеллектуального попечительства через безвозмездную разработку образовательных программ, участие в культурных программах, научных и образовательных проектах, оказании консалтинговых услуг.
6
Администрации города и районов нашли возможность для дополнительного выделения в сметах районов на проведение ремонтных работ, выборочную замену оборудования пищеблоков, приобретения инвентаря, расходных материалов и технических средств обучения при подготовке учреждений к началу нового 2002-2003 уч. года почти 58 млн. руб. Эти средства, активная работа органов управления образованием районов, педагогических коллективов и помощь попечителей и родителей обеспечили хороший уровень подготовки материальной базы учреждений к началу учебного года и к работе в осенне-зимний период. В 30% школ города были отремонтированы кровли, в 20% произведен ремонт систем отопления, заменено более 1,5 км наружных сетей водопровода, теплоснабжения и электроснабжения. Во всех учреждениях произведены электрические замеры цепей электрооборудования и ревизии тепловых узлов. Выполнен большой объем работ по противопожарным мероприятиям.

1.1.2. Реализация социальных гарантий в системе образования
В 2002 году заключено новое соглашение между Администрацией города Екатеринбурга и Ассоциацией организаций профсоюза работников народного образования и науки города "Совет председателей райкомов Профсоюза г. Екатеринбурга" по вопросам согласования деятельности в области социально-экономических и трудовых отношений.
Задолженности по выплате заработной платы в учреждениях образования нет. Но средняя заработная плата (табл. 2) по сфере "Образование", как и в целом по РФ, продолжает отставать от средней заработной платы в промышленности.
Таблица 2
Средняя заработная плата работников сферы образования города в 2002 году (руб)
Руководители ОУ
Педагоги ОУ
Воспитатели ДОУ
Педагоги дополнительного образования
Младший обслуживающий персонал
4985,0
3364,0
2572,0
2532,0
1067,0
Общий фонд заработной платы труда в сфере образования г. Екатеринбурга составляет 932515,6 тыс. руб в год.
На выплату квалификационных надбавок израсходовано в 2002 году - 65131,3 тыс. руб.
На выплату социальных гарантий работникам сферы образования израсходовано - 3834,3 тыс. руб.
7
Благосостояние населения, в том числе работников системы образования, во многом определяется ростом цен и тарифов, который значительно опережает рост доходов работников образования. Наименьшая заработная плата у воспитателей ДОУ и педагогов учреждений дополнительного образования.
В этом году много сделано и в рамках социальной защиты учащихся. В целях улучшения питания учащихся в образовательных учреждениях в 2002 году было принято два Постановления Главы города "Об организации питания учащихся образовательных учреждений г. Екатеринбурга". Была продолжена практика дотирования на удорожание питания школьников 1-11 классов из малообеспеченных и многодетных семей с доходом на каждого члена семьи, не превышающим размер прожиточного минимума, в размере 3,96 руб в день. Для учащихся, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, размер дотации составил 11 руб. Сравнительный анализ основных показателей организации питания свидетельствует о росте общего охвата питанием учащихся ОУ города в 2002 году (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ основных показателей в организации питания школьников в 2000-2002 годах, (%)
Город
Охват организованным питанием

Охват питанием по свободному выбору

Общий охват питанием

2000
2001
2002
2000
2001
2002
2000
2001
2002
52,8
50,9
53,3
24,1
23,7
22,3
76,9
74,6
77,5
Одним из приоритетных направлений в улучшении организации питания школьников остается работа по организации дополнительных форм обслуживания для учащихся и педагогов. С одной стороны, это позволяет разнообразить питание и учесть вкусовые предпочтения школьников, с другой - формирует навыки культуры приема пищи. В этом учебном году согласно Постановлению были открыты дополнительные формы обслуживания в МОУ (№№ 57, 149, 4, 148, 208, 64, 181, 96, 128, 117, 177). В целях улучшения организации питания учащихся, обмена опытом между образовательными учреждениями города, внедрения новых форм обслуживания детей и педагогов и в соответствии с Постановлением Главы города № 1020 от 28.08.2001 г., приказом заместителя Главы города № 143 от 28.11.01 г. "О проведении городского смотра-конкурса "На лучшую организацию школьного питания в 2001/02 учебном году"" с 01.10.01 по 23.05.02 проводился смотр-конкурс на лучшую организацию школьного питания. Он проходил по традиционной многоступенчатой структуре, включающей участие всех образовательных учреждений на районном уровне, с последующим участием победителей в городском этапе. Победителями в 2002 году стали:
8
* 1 место - гимназия № 35 Кировского района (Коровин А.Б.);
* 2 место - лицей № 110 Октябрьского района (Виноградова И.Ю.), ОУ № 168 Верх-Исетского района (Фадеева О.В.);
* 3 место - ОУ № 65 Ленинского района (Макарова В.Ф.), гимназия № 177 Чкаловского района (Дубинина Т.Н.).
Важной составной частью решения проблем социальной защиты учащихся, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является проведение летних оздоровительных кампаний. Тенденции в организации оздоровительных кампаний за последние три года достаточно благоприятны: в 2002 работало 269 городских оздоровительных лагерей, в 2001 - 240, в 2000 - 214. В 2002 году разнообразными формами труда, отдыха и оздоровления в загородных и городских оздоровительных лагерях было охвачено около 125 тыс. детей и подростков, в 2001 году - около 120 тыс., а в 2000 - 112,5 тыс.

1.2. Особенности сети образовательных учреждений г. Екатеринбурга и перспективы ее развития
Динамика развития сети образовательных учреждений представлена в табл. 4.
Таблица 4
Динамика развития сети образовательных учреждений
9

Наименование показателя
2000
2001
2002
Число муниципальных дошкольных учреждений
217+5
223+5
224+5
В них воспитанников, тыс. чел.
25,4
24,9
25,9
Число дневных общеобразовательных учреждений
213
213
213
в них учащихся, тыс. чел.
165,2
157,7
148,4
В том числе число специализированных (коррекционных) школ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
20
20
19 (ОУ № 28 переведена в разряд общеобразовательных учреждений)
В них воспитанников, чел.
5490
4328
3816
Число учреждений для детей-сирот
9
9
9
В них учащихся, чел.
703
699
673
Число вечерних (сменных) школ
8
7
7
В них учащихся, чел.
3477
2480
3076
Число учреждений дополнительного образования
50
51
43, часть учреждений перешла в ведение органов по делам молодежи со своим контингентом
В них занимающихся, чел.
62231
62231
47227
Таким образом, в настоящее время образовательный комплекс города располагает большими потенциальными возможностями для обеспечения успешной социализации детей и подростков в обществе.
В настоящее время можно отметить тенденцию к стабилизации положения по функционированию сети дошкольных учреждений. В Екатеринбурге в 2002 году функционировало 224 муниципальных ДОУ, 81 - ведомственный детский сад, кроме того, в 5 школах открыты дошкольные отделения.
В общем количестве дошкольных образовательных учреждений доля муниципальных ДОУ в 2002 году составляет 73 %, тогда как для сравнения: в 1991 бюджетные детские сады составляли 19 % от общего числа дошкольных образовательных учреждений.
При неизменном количестве общеобразовательных школ в 2000-2002 годах произошли значительные качественные изменения сети общеобразовательных учреждений. Число гимназий и лицеев в городе увеличилось с 29 в 2000 году до 40 в 2002.
Если в 2000 году высшую и первую категории имели только 16 образовательных учреждений города, то на 1 декабря 2002 года категорированных образовательных учреждений уже стало 54, из которых высшую категорию имеют 36 образовательных учреждений, первую - 20 (табл. 5). Такие образовательные учреждения, как №№ 9, 116, 40, 2, 202, 35 уже дважды подтверждали свой высокий статус.
Таблица 5
Категорированные учреждения в системе образования Екатеринбурга по состоянию на 15.12.02
Высшая
№№ 9, 2, 12, 116, 202, 47, 35, 37, 130, 176, 120, 3, 109, 5, 70, 161, 110, 13, 40, 210, 8, 211, 22, 138, 167, 99, 100, 144, 155, 211, 198, СУНЦ, МОУ ДОД "Детский оздоровительный центр" и Центр "Семья и школа" Верх-Исетского района, Дом детского творчества Октябрьского района, Городской Дворец творчества учащихся
Всего: 36 ОУ
Первая
№№ 4, 104, 166, 173, 159, 93, 64, 94, 207, 180, 39, 177, 91, 135, 32, МУК и Дом творчества Ленинского района, МУК и ЦВР Чкаловского района, МУК (горУНО)
Всего: 20 ОУ

10
Качественному изменению сети общеобразовательных учреждений во многом способствуют процедуры лицензирования (табл. 6) и аттестации (табл. 7), которые проводятся Управлением образования Екатеринбурга в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Лицензирование и аттестация ОУ обеспечивает государственно-общественный контроль за выполнением требований государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, стимулирование развития качества образования, расширения спектра предоставляемых населению образовательных услуг.
Работа по организации лицензионно-аттестационных процессов в образовательных учреждениях Управлением образования города в 2002 году строилась по следующим направлениям:
* организация и проведение лицензирования и аттестации муниципальных образовательных учреждений в соответствии с графиком аттестационных процессов и компетенцией Управления образования; формирование и организация работы экспертных комиссий;
* подготовка материалов на государственную аккредитацию учреждений образования города;
* работа со специалистами районных органов управлений образованием по вопросам подготовки образовательных учреждений к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации;
* работа с Уставами образовательных учреждений;
* консультации по вопросам подготовки и проведения лицензирования и аттестации образовательных учреждений для специалистов районных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений города;
* делопроизводство по итогам лицензирования и аттестации образовательных учреждений;
* подготовка информационных и аналитических материалов по направлениям деятельности для различного уровня совещаний, печатной информационной литературы.
Особое внимание в 2002 году Управлением образования г. Екатеринбурга уделялось приведению уставов и локальных актов образовательных учреждений в соответствие с действующим законодательством.
11
Таблица 6
Процессы лицензирования в системе образования
г. Екатеринбурга по состоянию на 15.12.2002
Лицензирование ОУ
2001
2002
2003 (прогноз)
Общеобразовательные учреждения
54
77
35
Межшкольные учебные комбинаты
4
2
1
Учреждения дошкольного образования
98
47
44
Учреждения дополнительного образования
20
4
8
Учреждения государственного воспитания
-
4
3
Всего
176
134
91
Таблица 7
Процессы аттестации в системе образования г. Екатеринбурга по состоянию на 15.12.2002
Аттестация ОУ
2001
2002
2003 (прогноз)
Общеобразовательные учреждения
43
141
33
Межшкольные учебные комбинаты
1
4
1
Учреждения дошкольного образования
20
105
92
Учреждения дополнительного образования
3
8
17
Учреждения государственного воспитания
-
-
4
Всего
67
258
159
Результаты проведения аттестации образовательных учреждений и итоги работы экспертно-аттестационных комиссий позволяют сделать вывод, что в целом процедуры аттестации носят объективный характер и позволяют с достаточной степенью достоверности установить:
* соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта;
* соответствие учебных планов и образовательных программ обучения и воспитания обучающихся, воспитанников требованиям государственных образовательных стандартов;
* соответствия уровня и направленности образовательных программ и полноту их выполнения;
* соответствие педагогических и руководящих кадров образовательного учреждения установленному уровню квалификации;
* соответствие материально-технической базы и медико-социальных условий пребывания обучающихся, воспитанников целям и задачам образовательного учреждения;
* состояние учебно-методической и воспитательной работы;
* укомплектованность штатов;
* соблюдения прав участников образовательного процесса, их социальная защита.
12

1.3. Кадровое обеспечение
Главную роль в повышении качества образования, усиления воспитательной направленности образовательного процесса, решении вопросов модернизации образования сегодня играет педагогический корпус.
Общая численность педагогических и руководящих работников системы образования (табл. 8) по состоянию на сентябрь 2002 года составляет 15573 человека.
Таблица 8
Численность педагогических и руководящих работников системы образования г. Екатеринбурга
Образовательные учреждения
2000
2001
2002
Дошкольные образовательные учреждения
3599
3285
3285
Общеобразовательные учреждения
12029
11671
10477
Учреждения дополнительного образования
1564
1564
1564
Учреждения государственного воспитания
193
247
247
Итого
17385
16767
15573
Состояние кадрового обеспечения характеризуется следующими тенденциями:
* В последние годы наблюдается сокращение числа работающих в системе образования.
* Сохраняется значительное преобладание числа женщин-педагогов (76% от общего числа работающих в общеобразовательных школах).
* Продолжается старение педагогических кадров. В 2002 году 35% педагогов системы общего образования имели стаж работы свыше 20 лет.
* Значительная часть педагогов и воспитателей работает с большой нагрузкой - 35-40 часов.
Основными причинами сложившейся ситуации являются:
* Низкий уровень заработной платы.
* Снижение престижа педагогического труда в обществе.
* Отсутствием реального притока молодых специалистов. В 2000 году в систему общего образования города пришло 94 молодых специалиста, в 2001 - 101, в 2002 - 127, что составляет соответственно 0,5, 0,6 и 0,8 % от общего числа педагогических работников.
Благодаря постоянному вниманию к проблеме кадрового обеспечения со стороны органов управления образованием, количество вакансий в школах города в 2002 году сократилось по сравнению с 2001 годом на 28%. В ходе аттестации педагогических работников в 2002 году было установлено, что высшей категории соответствуют 2129 педагогов, что на 53% больше, чем в 2001 году (табл. 9).
13
Таблица 9
Количество педагогических работников в учреждениях образования города и их квалификация (чел.)
Год
Количество педагогов
Педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию
Педагоги, имеющие первую квалификационную категорию
Педагоги, имеющие вторую квалификационную категорию
Заслуженных учителей России
Имеющие отраслевые награды "Почетный работник образования России"
2000
17385
1152
8229
7642
115
1141
2001
16767
1391
8864
6509
122
1261
2002
15573
2129
8588
4856
140
1314
Анализ аттестации педагогических и руководящих кадров показывает, что в целом аттестационные процессы имеют стабильный характер, прочно вошли в профессиональную деятельность педагогов, положительно воспринимаются большинством педагогического сообщества, положительно сказываются на их творческой деятельности, росте образованности учащихся и качества образовательного процесса в ОУ.
В городе на постоянной основе работает муниципальная аттестационная комиссия, ведутся мониторинговые исследования хода аттестационных процессов. Специалистами аттестационно-диагностического отдела Управления образования и РОУО в 2002 году регулярно проводились консультации по вопросам аттестации педагогических кадров для руководителей образовательных учреждений и педагогов города. Была организована работа постоянно действующего семинара-практикума "Организация и проведение процессов аттестации педагогических и руководящих работников в образовательных учреждениях всех типов и видов". Главная задача семинара состояла в том, чтобы осуществить практический обмен опытом работы аттестационных комиссий на уровне городского образовательного комплекса.
Наиболее удачными по форме, содержанию и результативности влияния на процессы аттестации педагогических и руководящих работников следует отметить опыт работы следующих образовательных учреждений:
* школа № 106 Чкаловского района - семинар "Гуманная педагогика как путь совершенствования профессиональной компетентности учителя и самообразовательной активности ученика";
14
* ДДТ Ленинского района - семинар "Аттестация как механизм профессиональной и индивидуальной деятельности и условия творческого роста педагогов дополнительного образования";
* школа № 80 Орджоникидзевского района - семинар "Организационно-управленческая поддержка деятельности педагога по реализации государственного образовательного стандарта (НРК) в образовательном учреждении в процессе аттестации";
* ДОУ № 75 Октябрьского района - семинар "Создание оптимальных условий для удовлетворения самообразования в процессе аттестации педагогических работников системы ДОУ";
* детский дом № 10 Управления образования - семинар "Из опыта работы аттестационной комиссии учреждения государственного воспитания";
* школа-интернат № 126 Управления образования - семинар "Организация проведения второго этапа аттестации, роль экспертной комиссии в объективности оценки аналитического отчета аттестуемого";
* школа-интернат № 139 Октябрьского района - семинар "Создание коррекционно-развивающего пространства - главное условие реабилитации неслышащих детей".
Процессы аттестации педагогических кадров способствовали освоению педагогическими работниками концептуальных и нормативно-правовых оснований развития образования, развитию таких профессионально значимых качеств, как педагогическая рефлексия, анализ и самоанализ, организованность, критичность мышления. Позволила привить навык планирования собственной профессиональной деятельности на долгосрочную перспективу.
К основным противоречиям, существующим в системе аттестации педагогических и руководящих кадров можно отнести:
* несоответствие между высокой общественной значимостью учителей и воспитателей системы общего образования и существующими способами, размерами и формами материального и морального стимулирования его труда;
* несоответствие между потребностью ориентации процесса обучения на развитие личности ученика, повышения качества образования и недостаточное владение учителем современными образовательными технологиями, технологиями мониторинговых исследований результатов обучения;
* несоответствие между потребностью в совершенствовании системы повышения профессионального мастерства педагогических кадров, соответствующей требованиям модернизации образования РФ и отсутствием системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации необходимого уровня. Так, новые ориентиры в формировании профессиональной культуры руководителей учреждений городской системы образования определены базовыми положениями Концепции модернизации российского образования. А проведенные в среде управленцев разного уровня социологические исследования показали, что готовность руководителей образовательных учреждений и специалистов органов управления образованием районов к освоению новой управленческой практики в настоящее время пока недостаточна. В ходе исследований выяснилось, что 59% управленцев нуждаются в повышении квалификации в части использования новых управленческих технологий, ряда содержательных аспектов модернизации образования.
15
Большое внимание в 2002 году Управление образования уделяло поддержке инновационной деятельности педагогов и управленцев системы образования города. В городе прошли две выездные сессии Федерального Совета культурно-образовательных инициатив "Эврика", работает четыре межрегиональных инновационных центра повышения квалификации педагогов сети Федеральных экспериментальных площадок. Большая работа началась в опорных центрах и на базовых площадках городского проекта "Одаренные дети". Анализ инновационной деятельности образовательного комплекса показал, что в городе накоплен немалый опыт в решении проблем апробации нового содержания общего образования. В той или иной степени этот вопрос имеется в плане работы любого общеобразовательного учреждения города, а системно эта деятельность ведется на 34 экспериментальных площадках федерального, регионального и городского уровней на базе 57 образовательных учреждений Екатеринбурга.
Управление образования администрации г. Екатеринбурга в целях повышения квалификации педагогических работников имеет договоры о совместной деятельности с УрГПУ, УрГУ, РГППУ. В общей сложности различными формами повышения квалификации (очная, заочная, экстернат) в 2002 году было охвачено свыше 2500 педагогов.
Для педагогической общественности Управлением образования ежегодно проводятся научно-практические конференции по сфере "Образование" международного, всероссийского, регионального и городского уровней. Только в 2002 году состоялись:
* международные конференции "Управление качеством образования", "10 лет социальной работе в РФ: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования";
16
* всероссийские конференции "Культурологический подход в образовании", "Федеральное и региональное образовательное законодательство и правовое образование в современной России: теоретические и организационно-практические проблемы";
* городские конференции "Экологическое образование: проблемы и пути решения", "Правовое образование", "Компьютерные технологии в образовании";
* Всероссийский семинар-совещание "Нормативное регулирование деятельности системы образования на уровне муниципалитета и практика его реализации".
Продолжают работу городские ассоциации педагогов-предметников, число которых в 2002 году увеличилось на три Ассоциации: руководящих работников, специалистов коррекционного образования, учителей предметов эстетического цикла. Силами Ассоциаций в 2002 году было проведено 79 семинаров, педагогических гостиных мастер-классов, педагогических мастерских по знакомству учителей города с передовым педагогическим опытом, работающих в инновационном режиме педагогов.
Согласно Программе развития системы образования города Екатеринбурга на 2000-2003 гг. по плану работы Управления образования в период с января по март 2002 года прошел второй городской фестиваль творческих возможностей педагогических коллективов образовательных учреждений "Большая перемена", целью которого было создание необходимых организационно-содержательных условий для реализации творческих способностей педагогических коллективов образовательных учреждений всех типов. Только в районных этапах фестиваля приняли участие 176 образовательных учреждений (в 2001 году - 157 учреждений): более двух тысяч артистов показали свое мастерство на школьных этапах фестиваля, в районных праздниках приняли участие 1243 человека, 156 из них получили звание лауреата второго городского фестиваля "Большая перемена". Отличительной особенностью фестиваля этого года стало вручение премий Главы города в двух номинациях: "За достижения в творчестве" и "Новые имена". Нужно отметить, что 856 человек - а это 69% от общего количества участников, впервые вышли на фестивальные подмостки. По статистическим данным только у 356 участников (28%) отмечено совпадение базового образования и преподаваемого предмета. Остальных (72%) можно смело отнести к группе любителей, для кого творчество стало не профессией, а "состоянием души". Следует отметить, что в сравнении с прошлым годом значительно выросло количество участников, относящихся к руководящему составу - 56 человек.
17

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign